Подчиненная функция 15 страница
гобами. Что же выходит? Генитальное влечение к человеку другого пола не универсально, это лишь одно из обнаружений либидо.
Огромное достижение Фрейда—обнаружение детской сексуальности. (Прежде считалось, что половые проблемы и влечения присущи только взрослым.) После работ Фрейда стало очевидным, что человек изначально со времени рождения сексуально заряжен. Более того, псисихосексуальность человека формируется в соответ-i i пии со стадиями детского развития.
Фрейд описал различные "эрогенные" зоны тела — рот, анус и i (ч [Италии. Если стимулировать эти органы, это приносит удовлет-иорение. Эти зоны потенциально активны от рождения. Но каждая Им них последовательно оказывается в центре внимания ребенка. i.iicoBbi стадии психосексуального развития.
У новорожденного младенца нет сознания и ощущения самого (гбя как некоей особости. Он не осознает мир, но испытывает боль м удовольствие. Когда чадо накормлено, находится в тепле и комфорте, оно засыпает. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка ■Ие можно наблюдать реакции удовольствия и неудовольствия. Осо-floc i гаслаждение ребенок испытывает при сосании.
Фрейд подметил, что когда младенца покормили грудью, выра-■|н мне его лица сходно с тем, как выглядит человек после полового ■Гга. Когда ребенок сосет грудь, все его внимание сосредоточено на I'M i мичном действии. Он часто сочетает это с тем, что трет какую-ии1 >удь часть своего тела, например, мочку уха или гениталии. Ста-|" быть, чадо удовлетворяет не только пищевой, но сексуальный ИНс;тинкт. Эту стадию психосексуального развития Фрейд назвал оральной.
Если мать перестает кормить ребенка грудью и он получает ис-венное кормление, это неблагоприятно отражается на его пси-ическом развитии. Если недостаточно стимулировать ребенка в Тгчение первого года жизни, ничего хорошего ожидать не приходится. Выл поставлен такой эксперимент. Дети из приюта, которые Находились под наблюдением, получали пищу так часто, что не ис-
......л вали чувство голода. Но в то же время они на длительное вре-
лли предоставлены самим себе. Дети, попросту говоря, были нппгны сексуального и эмоционального удовлетворения. И что же
i.l ЛОСЬ?
. Эти младенцы запаздывали в развитии по сравнению со свои-1н i in рстниками. Они вырастали типично "больничными детьми".
Раздел II
Во многих культурах рот рассматривается как орган наслаждения, связанного с сексуальными переживаниями. Об этом свидетельствуют мифы. Во второй половине первого года жизни ребенок начинает более активно исследовать мир вокруг себя. Рот оказывается для него орудием исследования. Он тащит в рот все, что ни попадя. Инстинктивное удовольствие, несомненно, в этот период связано с "оральной зоной".
В возрасте от семи до девяти месяцев у ребенка появляется решительность и напористость в достижении своих целей. Он кусав! царапается, пинает, толкает и обнаруживает другие агрессивные действия, которые нередко смешаны с удовольствием и любовью И тому самому объекту. Чадо, к примеру, дергает мать за волосы и игриво ее покусывает. К.Абрахам назвал вторые шесть месяцев жим ни ребенка "орально садистскими". Он считает, что за укусами скрывается враждебность, которая сочетает в себе сексуальное и агрессивное удовлетворение.
Более того, исследователь склонялся к мысли, что садизм взрослого человека коренится именно в остатках этих инфантильных форм орального удовлетворения.
Правда, эта точка зрения не получила полного признания. Hei которые психоаналитики считают, что садизм связан с преднаме-ренным желанием причинить боль. Но может ли ребенок в возрасте от шести до четырнадцати месяцев ставить перед собой такую зав дачу? Ведь он еще не способен провести различие между своим сой» ственным телом и телом другого. Иногда мать сердится, что ребенок проявляет садистскую враждебность. Она даже отвечает млм денцу тем же, не понимая, что на самом деле доставляет ему уди вольствие.
Следующая стадия психосексуального развития называется анальной.
Ребенок уже после рождения испытывает приятные ощущенвЯ в анальной зоне. Это случается, например, когда мама меняет ему пеленки. Однако на втором году жизни анальная сексуальность проступает более отчетливо. Чадо получает удовольствие от исторжг ния продуктов своей жизнедеятельности. Здесь наслаждений ма< са. Можно удерживать каловые массы, а можно их испускать. Вот можно также прикосновение, разглядывание и даже обнюхиваши фекалий. У ребенка появляется символическое мышление. Это 0| начает, что моча и фекалии отныне могут связываться с теми koi |ф
.__________Патологичны ли комплексы и отклонения? __—__
пиктами, которые возникают между ним и матерью. Например, мама требует сесть на горшочек, а ребенок отказывается делать это. Он осознает, что может теперь не считаться с материнскими требо-илниями и даже манипулировать матерью.
Во время дефекации (испражнения) ребенок испытывает различные состояния, в том числе возбуждение, удовольствие, стыдили беспокойство. В этот период дети проявляют огромный интерес к юму, как все это происходит у родителей, ровесников, братьев и се-(тер. Фрейд предположил, что в этой догенитальной стадии ребенок обретает даже некоторое всемогущество. У него появляется более полное ощущение своего тела. Он учится контролировать свои днижения. Если же реальность показывает, что никакого фактического всемогущества нет, чадо реагирует гневом. У него появляется Фрустрация. Что это такое? Один из моих студентов пояснил не КЗ остроумия — это "полный облом", т. е. когда ожидания не оправдываются реальностью и рождается напряжение.
Вот почему в этом возрасте ребенок становится трудно управ-■емым. Мне часто рассказывают пациенты, что с ребенком нет сладу. Он делает все наоборот. Роворишь ему — держись за руку, он немедленно вырывается и бросается под колеса. Просишь его не трогать игрушку, он упрямо тянется к ней. Не надо тревожиться. Ваш ребенок нормальный. Все зависит от того, каким вы его хотите видеть в будущем. Если покорным и безликим, боритесь изо всех сил с I о самостоятельностью, а если мечтаете о том, чтобы ваш ребенок i i ал независимым, проследите за волнующим процессом — на ваших глазах рождается личность... Возможно, это сказано с некото-pni'i категоричностью, но именно в этом возрасте формируется не-миисимый характер — "Я сам!"
В развитии ребенка всегда присутствует множество тенденций. ()i I легко перевозбуждается и быстро впадает в угнетенное состоя-iiiic. Нередко возникают вспышки ярости. Даже при небольших i 11 >ессах чадо капризничает, хнычет, впадает в раздражение. Фрейд назвал эту стадию садистически-анальной. Маленькие дети, играя, пугают друг друга, пинают и царапают, если хотят, скажем, овла-ic 11, нужной игрушкой. У детей возникает любопытство. Они начинают осознавать генитальные различия между полами.
Наконец, последняя стадия психосексуального развития назы-иастся генитальной. Она характеризуется тем, что ребенок получа-i i щгнал возбуждения в мозг и гениталии. Начиная с третьего года
Раздел II
развития, дети обоих полов проявляют повышенный интерес к ана гомическим особенностям и различиям. На этой стадии девочк эказываются генитально ориентированными. Они приобретаю эпыт эротической чувствительности. Девочки пытаются испыта триятное чувственное возбуждение при помощи раздражения кли гора, вагины. Они хотят достичь внутренней генитальной разрядки Этот опыт окажется весьма полезным в дальнейшей жизни. Де зушки научатся получать телесное наслаждение. Теперь, когда дос-гигнута генитальная чувствительность, девочка находит особо )чарование в собственном теле. Она поэтизирует также гениталии i грудь своей матери. Девочка хочет иметь такое же тело. Но в то же фемя она обнаруживает, что лишена пениса. В процессе развития (евочка замечает этот изъян в своем теле. Этот комплекс Фрейд газвал завистью к пенису. У девочки рождается тревога, провоци->уемая незрелым сексуальным состоянием.
§ 3. Зависть к пенису
Итак, девочка в процессе своего инфантильного развития хо-:ет быть мальчиком. Однако она постепенно осознает, что это не рстижимо. И что же — приходит в ярость? Нет, комплекс не исчс ает, продолжая оказывать воздействие на бессознательные импуль ы. Вообще, по мнению Фрейда, данный комплекс влияет на психо ексуальное развитие женщины.
Кого же винить, что все получилось именно так? Девочка счит; i г виноватой свою мать. Почему она не захотела родить ее мальчи-ом? Так постепенно юное создание отчуждается от своей матери |дновременно она тянется к отцу. Так стремление иметь пенис вы-есняется желанием иметь ребенка от отца. Все это способствуй робуждению женственности и закладывает основы взрослой се дальности.
Но всегда ли все складывается удачно? Фрейд считал, что исть к пенису тем не менее отражается в психике женщины, а ногом обусловливая ее психосексуальное развитие. Комплекс мо :ет привести к подавлению сексуальных влечений или к развитии эмплекса мужественности. Иначе говоря, девочка стремится по-эдить на мальчика. Подавление сексуальных влечений ведет к не-эозу а желание быть мальчиком рождает отклонения в сексуаль-□й жизни. Не проанализировав роль комплекса, о котором шлц
. Патологичны ли комплексы и отклонения?----------------
речь, невозможно понять и общее развитие женщины, и специфику женской психологии.
Можно ли считать эти взгляды Фрейда общепринятыми? Нет. К.Хорни сочла такое представление типично мужским взглядом. Она полагала, что взгляды 3. Фрейда нуждаются в коррекции. Следует, считала она, пересмотреть предположение, что женщина чувствует себя ущербной именно из-за своих гениталий. С точки зрения мужского тщеславия, утверждала Хорни, это положение казалось слишком очевидным, чтобы нуждаться в объяснении.
Хорни не отвергает того факта, что на этой стадии развития девочка располагает двумя возможностями преодоления комплекса аависти к пенису без всякого ущерба для себя. От аутоэротического самовлюбленного желания иметь пенис она может перейти к женскому стремлению к мужчине (или к отцу), а именно через уподобление себя матери, либо к материнскому желанию иметь ребенка от отца. Но, по мнению Хорни, в психосексуальном развитии женщины особую роль играют анатомические особенности ее собственных половых органов.
Не соглашаясь с Фрейдом, Хорни показала, что зависть к пенису на самом деле совсем иной комплекс. За ним стоит эмоциональная привязанность маленькой девочки к отцу. Она стремится упо-обить себя ему. Стало быть, зависть к пенису можно трактовать как ыражение взаимного тяготения полов. Выходит, зависть к пенису иляется не первичным фактором, который оказывает воздействие а женскую психологию и формирует ее.
Хорни пришла к выводу, что эволюция женщин, представленная психоанализом по Фрейду, оценивалась по мужским меркам. Эта картина расходится с истинной природой женщин. УпрекХорни по-своему забавен и весьма искусен. Психоаналитики просто-напросто выразили типичные представления мальчиков о девочках.
Вот как выглядит это сопоставление (см. табл. 1).
Американская исследовательница считает, что наряду с характерной для женщин завистью к пенису у мужчин имеет место заиметь к беременности, деторождению и материнству. Зачем женщине взращивать в себе комплекс неполноценности? А блаженное iо:шание того, что внутри тебя таится новая жизнь, что благодаря i сбе появится новое существо? А радость, когда оно наконец появит-(н и ты в первый раз держишь его на руках? А глубокое наслажде-
Раздел II
Таблица 1.
Представления мальчиков Представления психоаналитика
Наивное предположение, что у девочек, как и у мальчиков, есть пенис Оба пола придают значение только мужским гениталиям
Осознание отсутствия у девочек пениса Горестное открытие отсутствия пениса
Идея, что девочка — это изувеченный, кастрированный мальчик Уверенность девочки, что у нее когда-то был пенис, но она утратила его в результате кастрации
Уверенность в том, что девочку подвергли наказанию, которое угрожает и ему Кастрация рассматривается как акт наказания
Девочка рассматривается как низшее существо Девочка относится к себе как К низшему существу. Зависть к пе» нису
Мальчик не может себе представить, что девочка когда-нибудь сможет пережить свою утрату и преодолеть зависть Девочка не может преодолеть ощущение своей ущербности и неполноценности, ей приходится постоянно бороться с желанием быть мужчиной
Мальчик боится ее зависти Девочка хочет отомстить мужчине за то, что он обладает тем, чего она лишена
[ие и удовлетворение от кормления грудью и счастье от того, что юбенок нуждается в твоей любви и заботе?
Хорни отмечает, что анатомическая "ущербность" женщины [меет место только с точки зрения догенитальныхуровней органи-ации. Именно на ранних стадиях развития девочка способна по агать, что у нее нет чего-то значимого. С позиции же генитальнои рганизации взрослой женщины нет никакого изъяна, поскольку овершенно очевидно, что женщины обладают отнюдь не меньшем!, ем мужчины, но просто иной по природе способностью к половой лизости.
Патологичны ли комплексы и отклонения?
§ 4. Комплекс кастрации
Когда мальчик достигает инфантильной генитальности, его поведение отличается тоже некоторыми особенностями. Внимание мальчика приковано к его гениталиям. Рассматривая себя, он ощущает приятное возбуждение и наслаждение. При этом мальчик начинает идеализировать своего отца и хочет иметь такой же большой, как у отца, пенис. Но вместе с тем вступает в силу комплекс кастрации. Так называется у Фрейда специфическая, всеобщая детская реакция на анатомическое различие полов.
Мальчик боится лишиться своего пениса. Это заставляет его мастурбировать. Таким образом он хочет убедиться, что его пенис находится в целости и сохранности. Казалось бы, мастурбация помогает мальчику контролировать свое возбуждение. Ведь наступает определенная разрядка и избавление от напряжения. Но на самом деле эта принудительная разрядка только увеличивает тревожность.
Представление о комплексе кастрации было введено З.Фрейдом в 1908 г. Впоследствии оно постоянно дорабатывалось. Появлялись новые клинические данные, соответственно возникали и новые обобщения. Страх кастрации усиливается благодаря угрозам со стороны родителей или воспитателей. Можно представить себе ужас мальчика, когда, сканцем воспитательница, застав его за мастурбацией, говорит: сейчас принесу ножницы и отрежу тебе пенис.
Вообще говоря, как мы видели, комплекс кастрации свойствен обоим полам. Мальчик испытывает тревогу, что его могут лишить столь дорогого органа, а девочка полагает, что наказание уже настигло ее. Этот комплекс оказывает сильное воздействие на формирование человеческих черт, на психосексуальное развитие ребенка, Мы уже убедились, что взрослая сексуальность складывается не гама по себе, а под влиянием детской эротичности. Именно детская сексуальность определяет либо развитие невроза, либо закладывает основу для психопатических сексуальных отклонений.
С помощью комплекса кастрации Фрейд стремился истолковать широкий круг проблем: от особенностей психосексуального развития ребенка до возникновения неврозов. Психоаналитик пытался на основе этого комплекса показать различие в психологии мужчины и женщины. С ним он связывал установление запрета на инцест, т. е. на кровосмесительные, родственные сексуальные отношения. Фрейд находил также в этом комплексе зарождение религиозных
---------------------------------------Раздел II
шрований, а также становление моральных идеалов и культурных ценностей.
В истории последующего развития психоанализа идея Фрейда ) комплексе кастрации обсуждалась весьма интенсивно. Один из веников Фрейда Отто Ранк (1880—1939) пытался найти глубинные 1стоки этого комплекса и самого страха кастрации в детском развитии, а еще раньше в травме рождения. По мнению Ранка, человечес-сая психика изначально травмирована актом рождения, который маменует разрыв с природой. Именно травма рождения, исторже-ше из материнской утробы составляет корень всего психического. (
Человек на протяжения всей своей жизни стремится вернуться ! потерянный рай. Чем дальше развивается культура, тем более 1зысканными становятся формы выражения этого желания. Опыт :вободы, обретенной после рождения, глубоко травматичен, еслине >едет к установлению новой связи с миром на более высоком уров-ie. В противном случае платой за свободу оказывается невроз. По шению Ранка, внутрипсихический конфликт возникает из-за блокировки воспоминаний об ужасе рождения и неосознаваемого же-сания вернуться в материнское лоно. Само же сексуальное влечете провоцируется наличием неосознаваемого стремления оказать-:я в материнском лоне.
О позиции Хорни уже говорилось. Если бы зависть к пенису, писала она, была первым проявлением таинственного притяжения голов, то не следовало бы удивляться и тому, что анализ обнаружи 1ает существование этой зависти в еще более глубоких слоях, т.е. ЕЯ юлько в желании иметь ребенка и нежной привязанности к отцу.
Наконец некоторые психоаналитики сделали вывод, что пени гужно рассматривать не в телесной конкретности, а как некий сим» юл, т.е. фаллос. Так поступил, например, французский исследова ^ель Жак Лакан (1901—1981).Он пришел к убеждению, что психи са человека оказывается под влиянием значения фаллического сим> юла той или иной культуры.
§ 5. Эдипов комплекс
Античный миф рассказывает о том, как в семье фиванского цар 1ая родился мальчик. Оракул предсказал, что это чадо, став взрос 1ым, убьет своего отца и женится на своей матери. Тогда царь при сазал отнести мальчика в лес и оставить на съедение диким зверям,
Патологичны ли комплексы и отклонения?
11 о пастух пожалел мальчика и отдал его бездетному царю Полибию. ()днажды, когда мальчик уже стал юношей, он шел по дороге и увидел, как навстречу ему несется колесница. В ней сидел старик, ко-i с >рый кричал, чтобы юноша убирался с дороги. В сердцах он даже in рел юношу бичом. Тот вскипел и убил всадника, оказавшегося его и 111рм. Так сбылось первое пророчество оракула.
Потом юноша отправился в Фивы, разгадал там загадки, которые мифическое создание Сфинкс предлагало всем путникам. Если загадка оставалась неразгаданной, путника ждала смерть. Ответив на вопросы Сфинкса, Эдип убил его (или ее, потому что Сфинкса изображали иногда с женской головой) и стал царем Фив. А женой 1111 оказалась вдова Лая. Так сбылось и второе пророчество.
Однажды Фрейд и его жена с супругами Брейерами смотрели it театре трагедию Софокла "Царь Эдип". В антракте они обсуждали исход истории. Эдип, узнав, что он отцеубийца и человек, нарушивший запрет на кровосмешение, ослепил себя. Однако и мать его тоже повесилась. Произошло это еще до того, как открылась правда. У Фрейда возникла догадка: она, по-видимому, знача, что живет с сыном. По-видимому, решил Фрейд, влечение ■бенка к родителю противоположного пола — это глубинное универсальное чувство. И только один раз в истории оно завершилось убийством отца, самоубийством матери и ослеплением
■ i.nia. Об этом повествует миф.
В 1897 г. Фрейд в одном из писем к берлинскому врачу В.Флиссу и шожил свою концепцию Эдипова комплекса. Он и сам себя под-Мрг самоанализу, припомнив ранние противоречивые, смятенные |\'|»тва нежности к матери и ревности к отцу. Фрейд стал вести на-ВПодения над детьми и постепенно пришел к выводу о всеобщем, v ш i нереальном действии Эдипова комплекса. Иначе говоря, Фрейд i ■ 11 пал, что Эдипов комплекс служит своего рода проклятием, тяго-и'ющим над каждым мужчиной. Они ненавидят отца и боятся его. шл ьчик всегда испытывает сексуальное влечение к матери, воспри-нпмая при этом своего отца как соперника.
Итак, Фрейд обнаружил в глубине человеческой личности in i. 1МОЖНЫЙ, вполне реальный конфликт между любовью и ненави-i и.к). Это противоположные устремления, которые действуют бес-I и шательно и оспаривают друг у друга область сознания. Психо-
■ |политическая терапия может высветить скрытые причины конфликта, вскрыть те побуждения, которые его обусловили. Это может
___________________________Раздел II
сделать конфликт ослабленным и вообще устранить его патологический характер.
Наивысшего значения Эдипов комплекс достигает в детском возрасте между 3 и 5 годами жизни человека. Потом он обычно угасает и возрождается только в пубертате, т.е. периоде полового со зревания. По мнению Фрейда, Эдипов комплекс порождает, в конеч ном счете, осознание вины, которое часто овладевает невротиками. Он вообще составляет ядро неврозов и в значительной степен определяет их содержание. Именно в этом комплексе определяете детская сексуальность, она же обусловливает взрослое чувственно поведение. Ребенок в конце концов одолевает Эдипов комплекс. Н это удается далеко не всегда. Во многих случаях возникает невроти ческое расстройство.
О.Ранк оспаривал это положение Фрейда. Он даже миф об Эди пе толковал по-своему, в соответствии с концепцией травмы рожде ния. Стремление человека вернуться в материнское лоно для Эдип осуществилось на уровне реальном, жизненном, ведь он стал муже" матери и проник в ее лоно. А на уровне символическом миф расска зывает, что ослепленный Эдип бросился в пропасть. Ясное дело рассуждал Ранк, пропасть — это материнская бездна.
Швейцарский психоаналитик Карл-Густав Юнг (1875—1961} по лагал, что Фрейд не учел влечения девочки к своему отцу. Он оп сал комплекс Электры — своеобразной женской формы Эдипов комплекса. К.Хорни тоже коснулась этой темы. Она считала, что де вочка проходит через стадию женской любовной привязанности отцу. Одновременно она испытывает неистовую ярость и чувств мести из-за пережитого разочарования. Ведь отец не может отв тить адекватно на ее генитальные чувства. Девочка переживаетт^ же чувство вины, которое возникло у нее под влиянием инцестуо-ных фантазий. Именно к отцу относятся многие ее переживания.
Фрейд наблюдал, как дети в возрасте от 3 до 5 лет начина демонстрировать действие Эдипова комплекса. У них складывае ся сильная сексуальная привязанность к родителям. Дети в сем состязаются за право быть любимым. Психиатр признавал, что де ские сознательные и бессознательные фантазии обусловлены се суальным возбуждением. Они провоцируют конфликтное отнош ние к родителям, которое сопровождается обостренными чувств ми любви и ненависти.
__________Патологичны ли комплексы и отклонения?___________
§ 6. Эдипальные отношения
Один из моих студентов написал в своем дневнике: "Я постоянно испытываю желание унизить вас, но я боюсь вашей мести". По-I шесуждаем — откуда у студента может возникнуть ко мне столь неприязненное чувство: я никогда не унижал его, не ставил плохих оценок, но проявлял равнодушие. Иной может сказать: мало ли из каких источников может родиться ненависть.
Впрочем, один из источников такой неприязни мне понятен. У молодого человека еще с детства не заладились отношения с отцом. Конечно, их исток — эдипальные отношения, т.е. привязанности и отторжения, которые возникают в треугольнике — отец, мать, ребенок. Сейчас мой студент живет отдельно от родителей, своей семьи у него нет. Отец оплачивает жилье, дает деньги на обучение и 111 юживание. А добрых отношений нет. Студент хочет унизить меня,
10 боится возмездия. Однако мои возможности отомстить ему ог-I >аничены. Учится он на "пятерки", отчислить его я не могу. Да и вообще идея мести абсурдна. Не моего наказания боится студент, а pro, отцовского, которое грозило возмездием за страсть к матери. 11сдаром говорят: мы все родом из далекого детства.
Авот исповедь пациентки. "Сегодня ко мне приехал отец. Я очень i пльно на него раздосадована. Срываюсь, повышаю голос, хотя он ничего плохого не сделал. У меня к нему одновременно два чувства: н любовь, и неприязнь. Через некоторое время мне стало неуютно с ним, захотелось, чтобы онуехал, хотелось остаться одной и занять-i и своими делами. Мне было пять лет. Я у мамы интересовалась, как иыглядиту папы переднее место. Мама сказала: спроси у папы. Ноя \отела, чтобы мне непременно показали. И тогда они вот что придумали. Папа мылся и позвал нас с мамой. Что я увидела: в ванне в иоде лежал мой папа, гениталии спрятал между ног так, чтобы не шло видно ничего. Я внимательно рассматривала папино тело, но догадалась, что "это" он спрятал. Но я так и не решилась сказать об
11 ом". И вот еще одно интересное извлечение из дневника. "Я прислала к отцу. Он запил. Домау меня мрак: грязь, запахи. Он лежит и ■Го-то агрессивно бормочет. Я вдруг почувствовала, как на фоне раздражения и неприязни к отцу возникла агрессия к Всеволоду. I (очему я все время ему верю, а он мне все время врет? Даже тогда, мнда наши отношения были не худшими. Он всегда врал. Если я V11 рекала его в чем-то, ревновала, он наивным голосом говорил мне:
210-211
Раздел II----- ................ -----------
Упражнение 1
Возьмите два листка бумаги. На одном запишите, какие качества в мужчинах вам нравятся, а на другом — какие не нравятся, На другом листке ответьте на те же вопросы по отношению к женщине. Теперь на первом листке ниже ваших записей запишите, какие качества вашего отца восхищали вас в детстве, а какие всегда вас раздражали. На втором сделайте записи, которые относятся В вашей матери.
Теперь сравните ваши записи. Подумайте, нет ли в приведен" ных оценках поразительных совпадений. Обратите внимание на то] как влияет детское восприятие на ваши взрослые поступки и предпочтения. Поразмышляйте о том, как проявляется ваше отношение к родителям сегодня. Не изменились ли ваши ценностные ориентации — возможно, осуждение родительской холодности вы воспринимаете сейчас иначе, чем в детстве. Отчего ваши оценки изменились или, наоборот, остались прежними?
Упражнение 2
Постарайтесь вспомнить эпизоды первого сексуального опыта. На этот раз подумайте о том, какие чувства вызывали те сцены — любопытство, страх, повышенный интерес, отвращение, разочарование. Поразмышляйте о том, несет ли ваша взрослая жизнь след тех детских впечатлений.
ГЛАВА ::
г Неужели в другие эпохи ----------любили иначе?----------
I (тот случай произошел в одной из московских школ. Накануне Международного женского дня девочки восьмого класса решили Щ шлективно начать взрослую жизнь. Но вот несчастье — одной де-ночке так и не удалось в тот злополучный вечер расстаться со сво-III невинностью. Она была потрясена своей невостребованностью и повесилась.
Неужели во все века девушки постоянно поступали именно так?
II ни в другие эпохи любили иначе?
§ 1. Эрос
Когда древние говорили: "Я человек и ничто человеческое мне не чуждо", — они подразумевали эмоции и вожделения, тайные умыс-III,! и страсти. Эти движения души уникальны: их нет в животном мире. Драма человеческого существования раскрывается именно в "упоении страстями". Среди них первозванной кажется любовь... 11сдь человечество ни одного дня не могло бы прожить без нее...
Будучи универсальной и напряженной страстью, эрос пронизы-liiu-T человеческое существование на протяжении всей жизни. По ■ у i и дела им определяются фундаментальные основы бытия. И в то ■е нремя эрос проявляется как глубоко индивидуальное, сугубо лич-■Остное, уникальное чувство. Эта страсть всеобъемлюща и непо-И1 прима, она принадлежит человеческому роду и лично мне, вам, i ■ му. Знойное пламя эроса — вечное повторение и вечное открытие...
Итак, размышления об эросе, о его проявляемых в разных куль-i v pax влияниях на глубинную тайну пола, о пасторальной и темной i i расти дадут представление об удивительных сексуальных суще-I i пах, о неожиданных и поразительных соблазнах сладострастия.
__________________________Раздел II___________________________
могучем предвозвещении необыкновенного чувства, о любви, ко-орую Максимилиан Волошин назвал "лампадой снов, владычицей ачатий". Эрос как одна из человеческих страстей, приближающих :ас к философскому постижению человека.
В нашей стране еще сравнительно недавно любовь находилась од надзором. Так, вообще говоря, происходит в любом тоталитар-ом государстве. В эротическом увлечении человек проявляет себя райне индивидуально и свободно. Вот почему тоталитарные пра-ители стараются взять под контроль интимную жизнь человека, арающий меч обрушивался на каждого, кто не сумел удержать соб-гвенные страсти в предуказанных пределах.
Сегодня — совсем иное... Запретно лишь то, что находится за амками закона. Можно, например, купить древние китайские трак-аты об "искусстве спальни" или индийскую "Камасутру", эротичсо ие гороскопы, рекомендации. Есть ли нужда в пылком осудитель-ом елове? Не думаю...
Изживая пуританство, невозможно не впасть в противополож-ую крайность. В истории человечества так было не раз. В разных ультурахклюбви, к эросу относились неодинаково. Любовные чув гва человека вечны, неизменны. Но культура, несомненно, оказы-ает воздействие на эротические нормы. Господствующие стандарт ы поведения определяют форму не только массовых, но и личных ереживаний. Сексуальное буйство сменяется целомудрием и на-эорот. И все-таки в этом чувстве во все века и времена больше об-(его, чем различного. Каждому из нас по-прежнему близка и по-ятна любовная драма Суламифи и царя Соломона, Дафниса и Хлои, эистана и Изольды, Ромео и Джульетты.
§ 2. Эрос древних цивилизаций
"В храме Изиды на горе Вати-эль-Хав только что отелила первая асть великого тайнодействия, на которую допускались верующЛ алого посвящения... Сегодня был седьмой день египетского месД а Фаменота, посвященный мистериям Озириса и Изиды. С вечерИ )ржественная процессия трижды обходила вокруг храма со свШ мьниками, пальмовыми ветвями и амфорами, с таинственными гмволами богов и со священными изобралсениями Фаллуса".
Это строчки из рассказа А.И.Куприна "Суламифь". Они вводят ас в первый фрагмент нашей темы. Эрос — изначальная, стихищ
Неужели в другие эпохи любили иначе?
м. 1я, мощная страсть, которая запускает в действие механизм по-ризкдения мира. Образ живительной природы был непременным компонентом мистических культов начала времен. Поклонение ей проявлялось в разнообразных формах, иногда аскетических, иногда бурных, оргиастических.
|