Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 9 страница



§ 1. Феномен детства в истории психологии

Далеко не всегда в истории человечества ребенок оказывался привилегированным созданием. В античные времена хворых и неполноценных детей сбрасывали в пропасть, это особенно практиковалось в Спарте. Детей нередко приносили в жертву, их сжигали на кострах. Дети оказывались жертвой кровной мести. Считалось важным убить перворожденного ребенка, чтобы смыть позор или возместить моральный ущерб.

В средние века у детей тоже было немало злоключений. Их нередко продавали в рабство или отдавали в крепостные. Маленькие дети участвовали в крестовых походах. В европейской культуре вплоть до Возрождения подростки не воспринимались господствующей культурой как маленькие дети. Им шили точно такие же кафтаны, как и для родителей, надевали такую же обувь, порой не считаясь с ее размером. Мысль о том, что мир ребенка радикально отличен от взрослого, еще не родилась. Так было и во времена Шекспира.

Однако в эпоху Просвещения детей стали как бы отделять от взрослых людей. Хотя бедных детей по-прежнему отдавали в рабо ные дома, после романов английского писателя Чарлза Диккен детям на улицах стали подавать милостыню, сложилась отчетлив

 

11 и ал изация детского возраста. Под влиянием руссоистского обра-|| "естественного человека" взрослые считали, что ребенок отли-ч.п'тсяотродителейтем, что он ближе к природе, к естественности, i >н еще не вошел в мир взрослых, где царят выгода, расчетливость, 1№ (емерие. Он — голубок с почтовой открытки.

Писатели, философы, психологи показывали внутренний мир I к'Пенка в духе руссоизма. Это, мол, создания, еще не испорченные диктатом цивилизации. Светлые, незамутненные души. Взрослые могут надругаться над идеальными переживаниями детей, разрушить еще неокрепшую нравственность. Ближе к XX в. психологи-•и■( кие представления о детях разветвились.

На исходе двух веков Фрейд сделал потрясающее открытие: ока-н.шается, сексуальность в человеке проявляется чрезвычайно рано, |ще в детском возрасте. Она проходит через разные стадии. Эта мысль безмерно обескуражила бы древнегреческого философа Пла-ЮВа. Ведь он был убежден, что сексуальные проблемы, которым он ж к вятил свои размышления, могут возникнуть только у взрослого •пловека.

Труды Фрейда радикально изменили представление о детском in гарасте и детских переживаниях. Разработанная Фрейдом и многократно пересмотренная теория широко применяется в детском пгпхоанализе. По мнению австрийского психиатра, влечение возни кает из внутренних соматических источников. Фрейд открыл, что i у ществует инфантильная сексуальность (1895). Осмысливая эмпи-

I     и i ческий материал, он пришел к убеждению, что начало сексуаль-

i и >й функции у ребенка совпадает с началом "внематочной" жизни.

Детская сексуальность, утверждал Фрейд, не совпадает во всем г чувственностью взрослого человека. Однако она сохраняет мно-i очисленные черты того, что у взрослых осуждается как извращение. Фрейд провел огромное количество клинических наблюдений.

II    результате он был вьпгужден расширить концепцию сексуальнос-

1п. Что же обнаружил Фрейд? Во-первых, сексуальное стремление

новее не обязательно обращено на особь другого пола. Оно может

Кыть направлено на себя, на создание того же пола, на животных.

§ 2. Сексуальные переживания ребенка

Сексуальное возбуждение может быть связано не только с гени-|.1лиями. Их может заменить рот или анус. Сексуальное желание

                   Раздел I         

имеет множество источников. Человек может испытывать садистские, мазохистские устремления. У людей просматривается болезненная страсть подглядывать, чтобы увидеть обнаженных людей. Есть люди, которые имеют навязчивое влечение обнажать перед другими свои половые органы, чтобы достичь сексуального возбуждения и наслаждения. Сексуальность может соотноситься с разными эрогенными зонами. Многие сексуальные влечения вообще не могут быть удовлетворительным образом локализованы в какой-то телесной зоне.

Но многие отклонения, как выяснилось, нельзя в полной мере назвать извращением. Определенные действия возможны и в стадии предварительной любовной игры. Они проявляются в поцелуях или агрессивных действиях. Продумывая все это, Фрейд стал наблюдать нормальную детскую и измененную половую жизнь и их соотношение.

В результате сложилось положение Фрейда о наличии двух фаз (детской и взрослой) в сексуальном развитии со скрытым периодом между ними. Но детская сексуальность во многом предопределяет взрослую. Возьмем, к примеру, случай, описанный американским сексопатологом Ф. Каприо. Молодой человек был арестован за подглядывание в женских туалетах. Суд направил его на принудительное лечение. Аналитики установили, что когда он был ребенком, то любил подглядывать через замочную скважину ванной за своей сестрой. Это и привело юноигу к фиксации определенного типа поведения, который называется вуайеризмом.

После работ Фрейда стало понятно, что мир ребенка вовсе не такой стерильный, как это мнилось Диккенсу. Мало того, что в нем пробужден юный развратник, но в нем живут и палаческие комплексы. Ведь он помышляет об устранении отца. Ничего себе, голубок с почтовой открытки. Истоки травматических реакций, разнохарактерные неврозы, тайные вожделения — все это родом из детства. Негенитальные обнаружения либидо преобладают в раннем детстве. Они поэтому и называются догенитальными влечениями. Примерно с пяти лет, при нормальном развитии, эти либидозные стремления подчиняются генитальным ощущениям, формируя, таким образом, то целое, что принято называть сексуальностью.

Фрейд считал, что все приятные телесные ощущения или стремления к ним можно рассматривать как сексуальные по своей природе. "Эти стремления, — пишет К. Хорни, — сводятся к органичес-

 

       О чем не может рассказать ребенок?       

ким удовольствиям, таким, как удовольствие при сосании, дефекации, пищеварении, мышечных движениях, а также удовольствие, испытываемое в связи с другими людьми, такое, как удовольствие от побоев, при выставлении себя напоказ, при подсматривании за другими людьми или их физическими отправлениями, при нанесе-11ии оскорблений".

§ 3. Зарождение детского психоанализа

Многие темы детского психоанализа были известны еще до Фрейда. Были описаны инцест (кровосмешение), феномен ранней сексуальности, садизм, мазохизм и другие перверсии. Еще два столетия назад упомянутый нами маркиз де Сад задался вопросом: i |асколько оправдан запрет на кровосмешение? Он считал, что культура напрасно утесняет этот природный позыв. Однако в природе животные разных видов, от гусей до обезьян, совершенно отвергают спаривание со своими близкими родственниками. Что же касается людей, то они, напротив, обнаруживают склонность к кровосмесительным связям.

Перверсия, или искажение, — это любая форма взрослого сексуального поведения, где половой контакт между разнополыми людьми не является желаемой целью. Еще в Древнем Риме описы-|| ишсь наслаждения, которые получают люди при сексуальной близости, прибегая к бичеванию. Это видно из строк римского поэта К )венала:

"Эти "супруги" детей не оставят, и им не поможет Толстая бабка-лидийка с ее пузырями и мазью Или удар от проворно бегущих луперков".

Р. Крафт-Эбинг в своей работе "Половая психопатия с обращением особого внимания на извращение полового чувства" приводит 111 ггобиографии, в которых описаны те или иные извращения полонию чувства. Приведем отрывок из одной автобиографии. "Первое 111 >< швление полового влечения наступило у меня на 13-м году жиз-им. Из-за моей лености мне пригрозили, и не в особенно строгой форме, что меня отдадут в ученики. Однажды я стал в своей фантазии рисовать себя в положении ученика каменщика, представлял себе, Как я работаю в легкой рабочей одежде, обливаясь потом от напряжения, как мальчики старшего возраста обременяют меня работой,

 116

 117

Раздел I

 

О чем не может рассказать ребенок?.

 

 

 

смеются надо мной, истязают. Это представление вызвало у меня своеобразное ощущение, которое я теперь считаю сладострастным. Я представил себе наказание путем ударов в области около заднего прохода и здесь впервые у меня явилось извержение. Я совершенно не понял этого явления, до сего времени я смотрел на пенис, как на средство выделения мочи, о размножении людей имел очень слабое представление или, вернее, не имел никакого и поэтому не знал, что означает внезапно появившаяся жидкость".

Когда Фрейд начал свою психотерапевтическую деятельность, он обратил внимание на то, какую роль в происхождении психической травмы играет сексуальное насилие. Оно нередко служит истоком психопатологии. Это стало одним из основных положений психоанализа. Такие работы Фрейда, как "Анализ фобии пятилетнего мальчика", "Из истории одного детского невроза", "Из жизни детской души", имеют прямое отношение к зарождению детского психоанализа.

Очевидно, что работа с детьми отличается от тех методик, которые были изложены при характеристике "взрослых проблем". Здесь нужны иные технические приемы, которыми отличается детский психоанализ. Основоположники детского психоанализа были убеждены в том, что можно оказать благотворное влияние на ребенка, если у него нарушено психическое развитие. Но анализ может оказаться весьма полезным и для развития нормального ребенка.

Почему же нужна специальная техника? Во-первых, потому что в подавляющем большинстве случаев взрослый человек — зрелое и независимое существо, а ребенок — незрелое и несамостоятельное. Взрослый человек обращается к аналитику, когда испытывает определенные жизненные трудности. Он сам принимает решение. Ai маленький пациент оказывается у аналитика по воле родителей. Как отмечала дочь 3. ФрейдаАнна Фрейд (1895—1982), ребенкане спрашивают о его согласии. Даже если бы ему и поставили такой вопрос, он не смог бы вынести своего решения.

Ведь сам ребенок не считает это болезнью. Он часто не чувствует никакого нарушения. Но, допустим, аналитику удалось с помощью ребенка привести его к сознанию собственной болезни. Чадо хочет изменить собственное состояние. Как в таком случае вести аналитическую работу с ребенком? Есть четыре вспомогательных приема, которые используются обычно при анализе взрослого человека.

 

Аналитик пользуется прежде всего тем, что может дать сознательное воспоминание пациента для составления как можно более подробной истории болезни. Психоаналитик обращается также к толкованию сновидений. Терапевты перерабатывают и толкуют свободные ассоциации, которые дает анализируемый. И наконец ана-/I птик через механизм переноса пытается проникнуть в его прежние переживания, которые тем или иным путем не могут быть переведены в сознание.

А ребенок? Он может немногое рассказать о своей болезни. Его иоспоминания ограничены коротким периодом времени, пока на помощь ему не приходит анализ. Он так занят настоящими переживаниями, что воспоминания о том, что было, бледнеют в сравнении с ними. Кроме того, он не знает, когда именно начались некие 11. юстройства, когда он начал в чем-то отличаться от других детей. I 'ебенок мало склонен сравнивать себя с другими детьми, у него еще мало собственных критериев, которые позволили бы ему провести i акое сопоставление. Сведения о ребенке в основном передают ана-питику родители.

Толкование сновидений ребенка, правда, может оставаться в i иле, как и при работе со взрослым. Аналитик обнаруживает в ■Мах те же невротические проблемы, что и у обычных пациен-i он. Терапевту гораздо легче изучить ситуацию, в которой находится ребенок, охватить его переживания, ведь круг лиц, с которыми он связан, значительно меньше, чем у взрослого человека. Итак, работа с ребенком требует особых технических приемов.

§ 4. Маленький Ганс

Уже после появления работы 3. Фрейда 'Три очерка по теории сексуальности" (1905) многие аналитики стали наблюдать собственных детей и находить подтверждение существования инфантильной сексуальности, Эдипова и кастрационного комплексов. В этом п.травлении в 20-е и 30-е годы педагогический факультет Венско-KI психоаналитического института готовил воспитательниц детских садов и учителей.

В 1909 г. Фрейд выпустил работу "Анализ фобии пятилетнего мальчика". Уже в этом сочинении использована специфическая ихника. Наблюдение за маленьким Гансом вел в основном его ПКц. Фрейд просто руководил лечением мальчика и один раз

       Раздел I

лично принял участие в разговоре с Гансом. Положенный в основу работы материал был взят из наблюдений и записей отца мальчика.

Первые сведения о Гансе относились к тому времени, когда ему еще не было полных трех лет Уже тогда его разговоры и вопросы обнаруживали живой интерес к пенису. Большое значение в жизни Ганса имело рождение маленькой сестры Анны, когда Гансу было как раз 3,5 года. Его поведение при этом непосредственно отмечено отцом: "В 5 часов утра, при начале родовых болей, постель Ганса переносят в соседнюю комнату. Здесь он в 7 часов просыпается, слышит стоны жены и спрашивает: "Отчего это мама кашляет?" — И после паузы: "Сегодня, наверное, придет аист".

Ганс страдал фобией (так называется страх конкретного содержания). Он боялся быть укушенным белой лошадью. Как возникла, развивалась и изменялась эта фобия? Фрейд изучал эти вопросы с трех точек зрения. Во-первых, он хотел подтвердить положения о детской сексуальности, которые он разработал в 'Трех очерках по теории сексуальности". Далее Фрейд был намерен глубже понять те психические заболевания, которые связаны с различного рода фобиями, включая страх перед животными. Наконец, Фрейд считал, что этот конкретный случай может раскрыть душевную жизнь ребенка и дать возможность скорректировать обыденные представления о воспитании детей.

Читая записи отца Ганса, Фрейд понял, что у мальчика сложилась двойственная установка. С одной стороны, он боялся лошади, но, с другой, обнаруживал к ней обостренный интерес и даже пытался подражать животному. Почему так? Эти чувства, догадался Фрейд, явились бессознательными замещениями в психике ребенка тех переживаний, которые у него были связаны с родителями. Перенося свои внутренние состояния на конкретный объект — на лошадь, Ганс невольно и бессознательно пытался скрыть реальные причины детского страха, который был обусловлен не столько отношением отца к сыну, сколько неосознанным и двойственным отношением самого ребенка к отцу.

Маленький Ганс, как уже известно из предыдущего изложения, одновременно любил и ненавидел отца, хотел стать таким же сильным, как отец, и вместе с тем устранить его, чтобы занять его место в близости с матерью. Подобные бессознательные влечения, естественно, вступили в противоречие с теми моральными установка-

 

       О чем не может рассказать ребенок?       

ми. которые Ганс приобрел в процессе воспитания. Так ребенок оказался в тисках конфликта.

Но внутрипсихический конфликт привел к тому, что те влечения, которых Ганс стыдился, были вытеснены им из сознания в бессознательное. Они оказались направленными на иносказательный объект — белую лошадь. По отношению к этому животному можно было уже не скрывать своих чувств и проявлять их открыто. В пятилетнем возрасте Ганс увидел однажды во время прогулки, как упала лошадь. Он бессознательно отождествил отца с этим объектом. Такой перенос позволил Гансу держаться по отношению к отцу свобод-i к), без страха. Однако он стал испытывать страх перед лошадью.

Страх в данном случае соответствует вытесненной любовной тоске. Ганс боялся, что его укусит лошадь. Но на самом деле он страшился, что его могут наказать за дурные желания и чувства. Страх Ищса носит двойственный характер: страх перед отцом и страх за отца. Первое исходит от враждебности по отношению к отцу, второе — от конфликта между нежностью, которая здесь реактивно увеличена, и враждебностью. Это нормально мотивированный страх перед отцом из-за ревнивых и враждебных чувств к нему. Это страх маленького Ганса, который хотел бы устранить отца, чтобы остаться самому с любимой матерью.

Так Фрейд заложил основы детского психоанализа. Ганс в своем отношении к родителям подтвердил все то, что в работах 'Толкование сновидений" (1900), 'Три очерка по теории сексуальности" Фрейд писал о сексуальном отношении детей к родителям, шелючая описанный им Эдипов комплекс. Фрейд далее убедился и том, что неврозы взрослых больных можно сводить к таким же инфантильным комплексам, которые стояли за фобией маленького Ганса.

Наконец возникли и проблемы, связанные с воспитанием детей м целом. Стало очевидным, что нет необходимости обуздывать или подавлять сексуальные влечения ребенка. Теперь воспитатель мог свободно пользоваться данными о происхождении патогенных комплексов и неврозов. А стало быть, воспитатель получал методику, ко-i орая позволяла совсем иначе готовить ребенка к взрослой жизни.

Фрейд сделал в работе также несколько замечаний, которые ста-пи основой детского психоанализа. Например, он отверг представ-исние о том, что детские показания все без исключения произвольны и не заслуживают доверия. В психическом, писал Фрейд, вооб-

 120

 121

Раздел I

 

.О чем не может рассказать ребенок?.

 

 

 

ще нет произвола. Недостоверность материала, который сообщают дети, основана на преобладании фантазии, а у взрослых — на доминировании предвзятых мнений. Ребенок не лжет без основания, и у него даже имеется большая любовь к правде, чем у взрослого.

Разговор с ребенком — ценный клинический материал. Он дает возможность истолковать полученные сведения. Вот пример диалога отца с Гансом.

Отец. Каких лошадей ты, собственно, больше всего боишься?

Ганс. Всех.

Отец. Это неверно.

Ганс. Больше всего я боюсь лошадей, которые имеют что-то у рта.

О т е ц. О чем ты говоришь? О железе, которое у них во рту?

Ганс. Нет, у них есть что-то черное у рта (прикрывает свой рот рукой).

Отец. Может быть, усы?

Ганс (смеется). О, нет!

Отец. Это имеется у всех лошадей?

Га н с. Только у некоторых".

В работе "Из истории детского невроза" Фрейд рассказал о пациенте, который на 18-м году жизни впал в тяжелую болезнь, выражавшуюся в полной его зависимости от окружающих. Речь шла об инфантильном неврозе, который подвергся анализу не тогда, когда возникла болезнь, а лишь спустя пятнадцать лет. Фрейд показал, что анализ, который связан с ребенком, не может быть очень содержательным. Приходится подсказывать ребенку много слов и мыслей. Самые глубокие слои, следовательно, могут оказаться непроницаемыми для сознания.

§ 5. Игровая терапия

Анна Фрейд специализировалась преимущественно на проблемах психоанализа детского возраста. В 1927 г. она опубликовала работу "Введение в технику детского психоанализа", в которой изложила суть оригинального психоаналитического подхода к психологии детей, подчеркнула роль окружения в развитии ребенка и показала эффективность "игровой терапии".

Работая с детьми, Анна Фрейд предлагала использовать рисование. Например, девочка, которой снился огонь в период, когда она

 

была занята своим кастрационным комплексом, беспрерывно ри-(() i !ала страшных человекоподобных чудовищ с чрезмерно длинным подбородком, длинным носом, бесконечно длинными волосами и страшными зубами. Чудовище, которое часто встречалось на ее рисунках, называлось "кусак". Его занятием было, очевидно, откусывание члена, который был изображен на его теле различным образом.

Содержанием целого ряда других рисунков, которые она создавала во время сеансов, сопровождая ими свои рассказы или же молча, Г>ыли разнообразные существа, дети, птицы, змеи, куклы — все с бесконечно вытянутыми в длину руками, ногами, клювами и хвостами. На другом рисунке, который относился к этому периоду, она с быстротой молнии изобразила все то, чем она хотела бы быть: мальчика (для того, чтобы иметь член), куклу (чтобы стать самой любимой), со-ьачку (которая была для нее представителем мужского пола) и юнгу, позаимствованного ею из фантазии, в которой она сопровождает в in 1де мальчика своего отца в кругосветном путешествии.

Совсем иными были рисунки маленькой девочки, страдавшей i II ирозом навязчивости. Она иногда сопровождала иллюстрациями I м кхказы о своих анальных фантазиях. Так, например, она нарисо-иала сказочную страну, где все обильем дышит, в которой люди вме-■ i о того, чтобы проесть себе дорогу через горы каши и пирогов, как пни это делают в сказке, должны съедать огромные кучи навоза. Лина Фрейд сохранила также рисунки, на которых в нежнейших i онах изображены сады и цветы, выполненые с величайшей тщат н'льностью, чистотой и аккуратностью.

Видным детским психоаналитиком была Мелани Кляйн. Она заменила технику свободных ассоциаций, которые используются Ври работе со взрослым, играми с ребенком, поведением его в домашней обстановке. Она утверждала, что маленькому ребенку действие более свойственно, нежели речь. Аналитик предоставляет де-111 м массу мелких игрушек, целый мир в миниатюре, и дает ему возможность действовать в этом игрушечном мире. Все действия, coin ршаемые ребенком в такой обстановке, она сравнивала со свободными ассоциациями взрослого и сопровождала их толкованиями.

Разработанная Кляйн техника игры, несомненно, очень ценна пни наблюдения за ребенком. Вместо того чтобы вести трудное и i низанное с большой затратой времени наблюдение над ребенком в И■<> домашней обстановке, аналитик сразу переносится в знакомый

 122

 123

Раздел I

мир, где ребенку предоставлена свобода действий. Игрушечный мир удобен и подчинен воле ребенка.

Противники Фрейда уже оспаривали обоснованную им теорию детской сексуальности. Они утверждали, что взрослые неврозы нельзя считать надежным источником сведений о ранних ощущениях, а следовательно, и об истории детской сексуальности. Говорили о том, что когда Фрейд работает со взрослыми невротиками, он зачастую, видимо, имеет дело с их фантазиями, которые не имеют отношения к детству и развились в более поздний период.

Однако когда сложились техники для лечения детей, стало возможным исследовать сексуальные чувства и фантазии у маленьких посредством прямого наблюдения. М. Кляйн предлагала детям игрушки и наблюдала детские игры. Так сложилась техника, которая позволяла лечить детей с трехлетнего возраста. Ребенку разрешалось играть с куклами, изображающими отца, мать, сестру или брата. Кляйн старалась найти в каждом действии, связанном с игрой, символическое значение, лежащее в его основе.

Если ребенок опрокидывает фонарный столб или какую-нибудь игрушечную фигуру, то она объясняла это, например, агрессивным действием, направленным против отца. Игру ребенка, когда тот устраивает столкновение двух повозок, она рассматривала как символическое выражение тех чувств, которые связаны с наблюдением ребенка за половыми сношениями родителей.

Маленький мальчик играет в железную дорогу. Какие здесь возможны варианты объяснений? Если ребенок устраивает частые аварии, аналитик видит, что столкновение поездов доставляет ему удовольствие. Это можно интерпретировать как интерес к сексуальной жизни родителей. Если же ребенок озабочен тем, с какой скоростью и исправностью бегут вагончики, это свидетельствует о его собственной сексуальной активности. Тяжело нагруженные вагоны и машины могут пониматься как символ желаемой беременности матери.

§ 6. Символика животных

Маленький Миша был физически здоровый, веселый, довольно избалованный матерью ребенок. Мать обычно называла его "Муня" или еще нежнее — "Муничка". Это по-русски сокращение от "маму-ни", ласкательной формы от "мамы". Имя первого объекта любви —

 

       О чем не может рассказать ребенок?       

"мама", или "мамочка", в русском языке очень употребительное слово, и не только по отношению к женщинам, но и к мужчинам.

Иногда мать просит своего сына: "Иди, мамочка, сделай это для меня". Она так глубоко вчувствывается в своего ребенка, что не отличает его от собственной личности. Этот процесс особенно очевиден в сновидениях любящих матерей. Здесь ребенок регулярно "желаемая личность" матери, т. е. символический представитель ее самой с ее собственными телесными и душевными болями, желаниями и опасениями.

Мишина мать также чувствовала так, словно она и есть Миша, Миша же долгое время называл свою маму "серый заяц" или "чертовский мальчик". Это характерные фигуры из мира русских сказок. "Серый заяц" — маленькое боязливое животное, которое много страдает от несправедливости сильных и нуждается в защите. "Мягок ты, серый!" — говорил часто Миша своей матери. "Чертовский мальчик", в противоположность серому зайцу, вполне самостоятельная продувная личность, которая давно должна быть наказана, но се трудно поймать. Эти два противоположных свойства матери Миша наконец объединил в новом ласкательном имени для нее, а именно — "серый жулик".

Миша был нервный ребенок. И чем дальше, тем больше возрастала его нервность. Примерно в 10 лет, как об этом пишет М. Кляйн, он заболел фобией к обезьянам. Страх был настолько велик, что он не мог оставаться один в комнате. Он даже не решался идти в туалет, если мать не ожидала его за дверью. Ему всегда казалось, будто i ia него хочет прыгнуть обезьяна. Случайно Кляйн вспомнила в процессе терапии, что мальчик раньше, любя мать, называл ее "злая мартышка".

Кляйн спросила мать, не видел ли он где-нибудь похожую обезьянку. Да, вспомнила та. Он видел мартышку в зоопарке. Кляйн пыталась выяснить, не напомнила ли она ему кого-нибудь. Однажды, когда мама рассердилась на Мишу, ему показалось, что она хочет на i кто прыгнуть. С тех пор он называл ее "злая мартышка". Истолко-мание аналитика свелось к тому, что мать угрожала ему и ребенок (делал себе из этой угрозы удовольствие, отождествляя свою любимую маму с наказывающей мартышкой.

Постепенно "мартышка" стала символическим выражением на-U. 1зания за неосознаваемый больше проступок. Так прежний аффект Ш тольствия превратился в аффект тревожного страха. Отец ребен-

 124

 125

——- Раздел I         

ка сообщил аналитику о том, что собаки, оказывается, могут тоже символизировать родителей. Сам Фрейд анализировал фобию к волку у мальчика.

§ 7. История Лены

Я начал тему с рассказа о том, как девочка Лена пряталась от своего отца. Лену привела ко мне ее мама. Она жаловалась на нервозность дочери, непонятное отношение к отцу. Выражалось это в том, что девочка бурно реагировала на звонки и появление отца (слезы, истерики), отказывалась видеть его, несмотря на то, что предварительно сама же соглашалась на встречу. Мама (Инна) говорила, что Лена вообще стала чаще плакать, ведет себя так, словно вернулась назад, к своим 5 годам. Это отмечала и учительница Лены — если раньше девочка казалась старше своих лет, то теперь, наоборот, она "ушла в детство". По словам Инны, Лена всегда была собранной и серьезной. Ее никогда особенно не интересовали игрушки. Сейчас же она как будто наверстывала упущенное время — Лена даже стала засыпать с игрушками. Если раньше она почти не плакала, то сейчас, наоборот, по любому поводу заливается слезами.

Я поручил вести девочку своей ученице Ирине Валерьевне Воль-цингерд. Дальнейшее изложение темы основано на ее записях, которые представляются мне весьма ценными. Рассказ Инны о своем первом муже (отце Лены). Саша — капитан ФСБ; грубый, неуравновешенный человек. Его мать была против того, чтобы Инна выходила за него замуж, объясняя это тем, что он никого не любит, сторонится всех родственников, что он вообще странный, ненормальный и что Инна с ним не справится. Из рассказов мужа Инна выяснила, что его отношения с матерью были очень плохими. Мать Саши была жестока по отношению к нему, всячески подавляла его. Однажды она назвала его "щенком" — этого он не простил ей до сих пор. В результате он возненавидел свою мать. Интересно замечание Инны о том, что Саша вообще никому не прощал нанесенной ему обиды. Он был мстителен. Если сначала Инна, выйдя за него замуж, хотела "отогреть" его, то впоследствии поняла, что это невозможно. Она сожалеет о том, что поздно обратила внимание на то, что Саша вымещает всю свою ненависть на девочке, что он относится к ней так, как к нему относилась его мать. Когда Лене было 6 месяцев, Саша отлупил ее.

 

       О чем не может рассказать ребенок?       

Вот как это было. Инна, находясь на кухне, услышала плач ребенка. Прибежав в комнату, застала девочку уже посиневшую от крика, захлебывающуюся плачем. На вопрос, что случилось, Саша ответил, что он просто наказал ее. Она его обидела, ударила папу погремушкой. Инна запретила мужу подходить к девочке, когда она плачет или когда он сам в плохом настроении.

Инна работала через день, и дочка, вернувшись из школы, оставалась с папой. Они вместе делали уроки. Инна стала замечать, что, вернувшись с работы, застает Лену в странном состоянии: "Она вся съежена, как зверек, не хочет разговаривать". Как-то раз Инна позвонила с работы домой. К телефону подошла Лена — она плакала. 11олучилось так, что отца не было рядом. Лена просила мать, чтобы она не говорила об этом отцу, а то он ее убьет. Инна пыталась выяснить у дочери, в чем дело, что происходит, когда ее нет дома. Лена отказалась говорить. После этого случая она стала специально чаще ивонить с работы домой. Муж старался придумать всяческие отговорки, чтобы не подзывать дочь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.