Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 8 страница



 

т-тг:. Каковы защити ые механизмы психики?

Проведенные на Западе эмпирические исследования постоянно обнаруживают странную противоречивость в поведении людей. Был задуман сложный эксперимент. Предстояло изучить телевизионные предпочтения "яйцеголовых" (так в соответствии с изжившей себя дисциплиной—френологией, определявшей умственный и духовный потенциал человека по форме черепа, называли интеллектуалов). Их стали расспрашивать насчет телевизионных программ, стремясь выяснить отношение к развлекательным программам, к показу насилия на экране, к принудительной эротизации культуры.

Интеллектуалы сказали свое слово. Они воздали по заслугам этим фантомасам, тарзанам и агентам 007. Но техника опроса позволяла проследить, что же сами "яйцеголовые" смотрят вечерами, чему отдают предпочтение. Оказалось, что, согласно контрольным экспериментам, именно эти непритязательные кино- и телегерои поглощают все вечернее время интеллектуалов, запланированное для умственных занятий. Высоко оценивая немногочисленные просветительские циклы, "яйцеголовые", как выяснилось, просто пренебрегали ими.

Как объяснить такое раздвоение мотива и поступка, оценки и предпочтения? Некоторые исследователи, например американский социолог П. Лазарсфельд, ссылались на соображения престижа, на желание многих зрителей скрыть духовную невзыскательность. Такое объяснение имеет известные основания: в современном западном мире действительно господствует престижная символика, статусное потребление. Поэтому-то многие участники опросов искусственно завышали свои культурные стандарты.

Однако только ли в этом дело? Ведь игра в возвышенные запросы велась зачастую неосознанно, в ходе анонимных опросов. Более того, как показывали дополнительные исследования, люди даже не замечали своего лицемерия. В сознательной жизни они оставались штолне логичными противниками псевдокультуры.

У некоторых психоаналитиков возникло подозрение: а не воспроизводят ли участники опросов готовые оценки, стереотипы "культурного человека", сложившиеся в современном обществе? ГСсли так, тогда, может быть, все дело в природе клишированных духовных образований? Правда, излагая свои культурные пристрастия, читатели и зрители обнаруживали вкус, пытались последовательно обосновывать свои предпочтения, что в значительной сте-i кни противоречило представлениям об упрощенности, трафарет-

 100

 101

ности мышления опрашиваемых. Пример с телевизионным циклом, рассчитанным на молодоженов, вообще не укладывался в эти социологические версии: ни один человек, заполняя анкету, не заявил бы, что хочет пеленать воображаемого младенца. А между тем такая потребность в нем жила, она была подтверждена популярностью названной серии.

Откуда же возникает у людей готовность поклоняться избраннику, удовлетворять с помощью массовой продукции свои запросы? Из действия некоторых объективных закономерностей психики. Дело в том, что психический мир человека обладает способностью менять своё состояние. Если бы психика человека не располагала таким адаптационным механизмом, она просто не выдержала бы огромной нагрузки.

Однако когда психологическое напряжение достигает пика, психика может переключать свою энергию в иное русло. Так проявляет свое действие механизм сублимации, позволяющий справиться, например, с кризисной ситуацией, переключить психику на иной "канал". Многие революционеры, ученые, находясь в тюрьме, оторванные от активной деятельности, обращались к творческой работе. Так родились, скажем, "Тюремные тетради" Антонио Грамши. Советский ученый Н. И. Вавилов, будучи несколько лет в тюрьме, читал своим сокамерникам лекции по научным проблемам биологии и генетики.

Известен пример, когда один советский архитектор построил в горняцком городке Дом культуры для шахтеров. Разрабатывая проект, он, вероятно, думал так. Чего хочет прославленный угольщик после трудовой смены? Наверняка он хочет оказаться в родной атмосфере. Вот почему Дом напоминал шахту: свисали с потолков шахтерские лампочки, маячил на стене отбойный молоток... Все было бы хорошо, но рабочие не торопились в этот Дом культуры. В его архитектуре и внутреннем убранстве явно не были учтены сложные переливы психики шахтеров.

В нашей культурной практике мы давно уже учитываем данные психоанализа. Когда полярники уходят в рейс, для них снимают специальные фильмы, которые рассказывают о детях, о семье: пусть' там, в далеком одиночестве, в условиях сенсорного голодания (дефицита положительных эмоций) они всматриваются в родные лица на экране. Так же поступает и служба психологической поддержки, провожающая в рейс космонавтов.

 

       Каковы защитные механизмы психики? 

В жизни конкретного человека нередко рождается ситуация, которая требует сублимационного механизма. Эта молодая женщина была женой известнейшего русского артиста. Его уже нет в живых. Прошли годы, но боль утраты не утихает. Женщина в новом браке, есть дети, но память о самом близком и родном человеке не дает возможности в полной мере ощутить счастье жизни. Нет, аналитик не в состоянии помочь этой пациентке по сути самой проблемы. Ведь мертвого не воскресить. Но мы говорим на приеме о том нкладе, который внес в нашу культуру этот прославленный актер. И гут выясняется, что можно найти средство, которое способно утишить боль. Сейчас молодая женщина собирает воспоминания современников, выпустила книгу, в которой собраны ценные подробности жизни и творчества актера. Говоря языком психоанализа, ее чувства сублимировались. Такое переключение психической энергии помогает женщине реализовать себя и удовлетворить свое же-нание хоть в какой-то форме остаться с любимым человеком.

§ 5. Перенос

Этим словом в психоанализе называется процесс, в ходе кото-Iк но один человек проецирует на другого свои собственные чувства и переживания. Когда Фрейд начинал свою терапевтическую прак-111 ку, он, как и его коллеги, укладывал своего пациента на кушетку и in л записи, в которых отражалось содержание беседы. Один из терапевтов сказал Фрейду: знаешь, я ужасно привлекательный и сек-■ улльный мужчина. Вчера я вел прием, а после сеанса моя пациен-i на неожиданно бросилась мне на шею...

Фрейд задумался над этим эпизодом, и у него мелькнула догад-н,i: когда пациентка лежит на кушетке, голос аналитика она воспринимает как бы со стороны. В ходе разговора воскрешаются давние in и чатления, восстанавливаются детские эмоциональные пережима пня. Голос, льющийся от изголовья, рождает образ отца, с которым неожиданно и проигрывается партитура давно забытых отношений. Чувства, которые вдруг возникают в ходе сеанса, относятся Шее не к аналитику. Они перенесены с отца на терапевта.

После первой беседы с пациентом я обычно прошу его (или ее)

       11сать дома впечатления от беседы. Мне интересно, куда поведет

I ипгседницу (или собеседника) его бессознательное. Беседа навер-нмкл вызвала смятение чувств: ведь мы говорили о душевной боли.

 102

 103

Раздел I

Дома он (или она) присели за стол, чтобы сделать записи. При этом думалось одно, а написалось вдруг другое... Стоит только навалиться грудью на стол, как из глубин подсознания поднимается нечто...

Вот одна женщина пишет: "Павел Семенович мне понравился. Мне даже показалось, что он похож на Пастернака, у него большие синие глаза". Простите меня за интимную подробность, читатель. Глаза у меня не синие, а карие. И на Пастернака я вовсе не похож... Что за блажь? Кто понравился моей пациентке — я, черт возьми, или кто-то другой? Сомнений нет. Она сама создала этот условный образ, можно сказать, спроектировала его.

Проекция (букв.: бросание от себя)—психологический механизм, благодаря которому собственное содержание бессознателъного приписывается другому лицу.

Мы склонны считать, что мир таков, каким мы его видим, что и люди таковы, какими мы их себе воображаем. Собственные мысли, чувства, переяшвания люди переносят на других людей. Проекцию в этом случае можно рассматривать как переложение субъективного внутреннего содержания на внешний объект. Этот процесс имеет бессознательный характер. Он обнаруживает себя как спонтанный, а не волевой акт.

Одна студентка рассказывает мне на индивидуальном сеансе психоанализа: когда вы начали читать нам лекции, вы мне очень понравились как мужчина. Мне даже показалось, что и я вам приглянулась. Но потом вы мне разонравились, потому что много говорите о сексе.

Нетрудно догадаться, что студентка демонстрирует проективный механизм. Ее рассказ имеет ко мне косвенное отношение. Я вовсе не заприметил ее в студенческой аудитории. Да и о сексе я не рассказывал параноически много. Просто я читал лекцию о Фрейде. Тут уж, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Можно предположить, что в основе ее проективных фантазий лежат собственные сексуальные проблемы. Они и перенесены на меня. Оказалось, что это я сексуально озабоченный маньяк. Не будь этого, возможно между нами возникло бы долгое и прочное нежное чувство.

А вот отрывок из дневника другой женщины. Она пересказывает свой сон: "Я гуляю с вами по Парижу. Вы, Павел Семенович, молодой, высокий и красивый. Меня радует все, что я вижу вокруг. Вы меня держите за руку и я чувствую какую-то нежность и к вам, и ко всему, что меня окружает. Неожиданно вы предлагаете мне зай-

 

       Каковы защитные механизмы психики? 

ти в больницу где лежит ваша дочь. Я не задаю вам вопросов, хотя и не могу понять, откуда у вас появилась дочка? Мы заходим на красивую зеленую территорию больницы. Потом мы идем по узкому длинному и темному коридору. У меня появляется ощущение, что я здесь уже была и мне все знакомо. Мы заходим в палату, и я вдруг вижу маленькую девочку на подоконнике, которая смотрит в окно и буквально обливается слезами, но делает она это тихо, почти беззвучно, будто хочет скрыть это от всех. Вы подходите к окну и берете ее на руки, а я в этот момент смотрю в окно, куда смотрела девочка, и вижу свою маму, молодую, она уходит за пределы больницы. У меня защемило сердце, в этот миг я отворачиваюсь и вижу, что стою одна в высоком зале огромных размеров. Когда я проснулась, то у меня было неприятное ощущение от сна. И я вспомнила, что такой эпизод действительно со мной был, и даже почему-то мне вспомнились слова врача, который сказал мне, что если я буду плакать, то маму ко мне больше не пустят. Это воспоминание на меня сильно подействовало, и мне захотелось плакать, так мне стало жалко себя".

Ну, так кто тут "молодой и красивый"? Ясное дело не я, молод я, разумеется, был, относительно красивым, возможно, тоже, но вот высоким не был точно. Да это и не обо мне. "Моя" дочка — это сама пациентка. Она ведь вспомнила, как она лежала в больнице и тоскливо смотрела в окно. А тот, о ком пишет моя чаровница, это проективный образ ее собственного отца. Обидно, конечно, не побывать в Париже с молодой и красивой женщиной, но что поделаешь?

Механизм проекции показывает, как раздражение или аффект, переживаемый кем-то, может получить ложную направленность. Вспомним А. С. Грибоедова: "Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!" Но действительно ли "этот" субъект служит источником тех или иных болезненных чувств? Или в силу различных психологических закономерностей в качестве виновника оказывается совсем другое лицо или обстоятельство?

Помните, у советского писателя И. Ильфа в записной книжке рассказывается о некой старой деве, которая боялась выйти на улицу, потому что там мужчины.

—   Почему вы боитесь мужчин? — спрашивают у нее, — ведь они

одетые.

На что она непременно отвечает:

—   Да, но под одеждой-то они голые. Вы меня не собьете...

 104

 105

Раздел I

Старая дева, одолеваемая эротическими видениями, приписывает их другим людям. Ханжа обвиняет всех в распущенности. Тайный растлитель подозревает, что все люди таковы. Основываясь на проекции, человек создает сложную сеть взаимоотношений, которые часто не имеют ничего общего с самой реальностью. Однако данный механизм, несмотря на свою иллюзорность, облегчает межличностные отношения.

Вот что пишет одна их моих студенток: 'Теперь я понимаю, почему некоторые мои однокурсники испытывают к вам смутно отрицательные чувства..." Прямо в точку! Когда я начинаю работать с пациентом, я предупреждаю его, что наши отношения будут драматургически обостренными и различными: может возникнуть неприязнь, конфликт, отчуждение. Ведь в процессе работы я беру на себя множество проекций. Строго говоря, эти чувства не имеют отношения ко мне лично. Работает безотказный механизм проекции. Меня воспринимают как отца и излагают мне детские обиды. Я могу оказаться в роли "отвергнутого любовника" или сладкой персонификацией первой любви...

§ 6. Драматургия проекции

Допустим, сам я жаден, но я приписываю это качество своему деловому партнеру. Предположим, я завистлив, но это свойство вижу во всех, кроме самого себя. Наконец я захвачен сексуальным инстинктом, но постоянно твержу, что молодежь стала совсем безнравственной. .. Разумеется, проекция бывает не только отрицательной. Вытеснив в себе мужество, я склонен воспринимать других людей как отчаянных храбрецов.

Перечитаем Н. В. 1Ъголя. Герой пьесы "Женитьба" страшно боится вступить в брак. Вот он расспрашивает своего слугу: "Был ли ты у портного?.. А не спрашивал ли портной, зачем барину новый кафтан? Не говорил ли он, не собирается ли, мол, барин жениться? Бьш ли ты у сапожника? Не спрашивал ли он, зачем барину вакса для сапог — не собирается ли барин жениться?" Сам барин решился на мужественный поступок, но он собственные чувства "передает" и портному, и сапожнику, которым, поди, нет никакого дела, женится барин или нет.

Проецировать можно не только отдельное качество личности. Не исключена проекция конкретного образа. Допустим, в вашем созна-

 

_^_____^_ 11аковы за1ЦИТНЬ1? механизмы психики?

нии сложился стереотип "идеальной жены" или "идеального мужа", "послушного ребенка" или "закадычного друга". И вот эти идеализированные образцы вы проецируете на тех, кто вам встретился на жизненном пути. Понятное дело, здесь возможно разочарование...

Фрейд рассматривал механизм переноса как феномен, присущий всем человеческим отношениям. Он действует безостановочно и неукоснительно, причем люди часто об этом не догадываются. Цель анализа заключается в том, чтобы показать пациенту действие этого механизма, помочь ему разобраться в своих связях с "ближними" и "дальними". Проекция, как правило, проистекает из эротических источников. Пациент склонен перенести на личность тера-11евта свои эмоциональные переживания, которые сложились у него с родителями, наставниками, любимыми, друзьями, коллегами.

Любое идеологически ангажированное искусство стремится персонифицировать "благородную" или, наоборот, "пагубную" силу. Советская культура воспитывала молодежь в духе революционных идеалов. Идеальные качества проецировались на героев истории. Так возникал перенос благородных и возвышенных чувств — самоотверженности, любви, подвижничества и самоотречения.

В нацистской Германии было немало причин для общественного неудовольствия. Гитлер персонифицировал зло, он назвал виновниками всех болезненных процессов, происходящих в стране, евреев и коммунистов. Анализ его политических речей показывает, что, назвав однажды своих антиподов, он обычно говорил о них, прибегая к местоимению "они". "Они — вы знаете о ком я говорю" — эта излюбленная формула неизменно вызывала реакцию аудитории. "Знаем" — кричала в ответ толпа.

Американский президент Р. Рейган, искавший социальную базу для неоконсервативной программы в период первого президентского марафона, объявил носителями зла безработных. В самом деле, (к-зработный в Америке той поры жил неплохо и вовсе не перебивался с хлеба на кока-колу. В результате в американском обществе сложился определенный социальный слой людей, которые сошли с д< >роги потребительской гонки. Обращаясь к избирателям, которым приходилось нести на себе бремя социальных расходов, Р. Рейган изобличал тех, кто, пользуясь общественным пирогом, не участвовал в процессе его создания.

А ведь такое поведение противно духу капиталистического общества, где ценность представляют инициативные, предприимчи-

 106

 107

Раздел I

вые. Телевидение США мгновенно подхватило эту установку политического лидера. В спектаклях появились персонажи безработных, воплощающих в себе все пороки бездельников. Обозревая телевизионную продукцию тех лет, американские социологи подчеркивали: Америка не может обеспечить былую динамичность развития из-за безработных... Так работал механизм проекции. Политическому деятелю удалось переключить психическую энергию и пустить ее по ложному руслу. Режим объявил войну социальной сфере. Начался курс, который получил название "неоконсерватизм". Имелось в виду возрождение ценностей раннего капитализма—инициативности, предприимчивости, высокой ответственности.

А вот еще один пример из американской действительности. В Америке получила распространение расистская пропаганда. Некоторые политики утверждали, что США—страна предельного динамизма. Однако в ней живут негры, пуэрториканцы, которые олицетворяют собой отсталость, нежелание приспособиться к темпу перемен. Так общественное негодование было перенесено на определенные слои населения, якобы ответственные за то, что в Америке возникли конкретные трудности.

С началом перестройки в нашей стране тоже чрезвычайно активизировались поиски "виновных" в серьезных трудностях ее развития. Одни в числе таковых называли диссидентов, другие — коммунистов (большевиков), третьи — империалистов и т. д. Первые годы реформ породили новых "злодеев": у одних ими оказались "красно-коричневые", у других — "демократы", у третьих — "национал-фашисты"... Позже, уже в наши дни, родились дополнительные персонажи — "олигархи", "террористы", "лица кавказской национальности" .

Как видим, проекция может быть и общей причиной враждебности, и единственным источником жизненной энергии...

§ 7. Идентичность

Мы уже обратили внимание на тот факт, что механизм переноса рождает конкретный человеческий образ. Действительно, психическая энергия "лепит" определенную персонификацию. Процесс отождествления одного человека с другим Фрейд назвал идентификацией. У каждого из нас есть представление об идеальном человеке. Оно рождается в результате эмоциональной

 

.      Каковы защитные механизмы психики?

привязанности к другому лицу. Рождается желание походить на избранника, боготворить его.

Вот строчки из дневника: "Содержание сна я абсолютно не помню, за исключением того чувства, которое испытала. Я пережила то ощущение, которое всегда было у меня, когда был жив отец. Причем это не просто любовь, а любовь, когда можно назвать другого человека самым любимым и дорогим существом. Я всегда понимала, что "испытываю слабость" к людям, которые выделяют меня с особенным вниманием, находят что-то редкое, индивидуальное. Это чувство, вероятно, от папы. Не скажу, что обделена любовью со стороны родных людей, но папа меня очень любил, мы много времени проводили вместе, я никогда об этом не забываю..."

А вот пример из терапевтической практики. Молодая семья под угрозой распада. Муж — предприниматель, закончил Институт международных отношений. Жена—дочь дипломата, выпускница того же вуза. Драма семьи, если говорить упрощенно, в том, что молодая женщина видит в качестве образца мужчины своего отца. Ей нравится его выражение лица, манера общаться, утонченная речь, походка, стиль поведения, образ жизни. Она невольно подражает отцу и... с этой позиции смотрит на мужа с явным разочарованием. Речь простая, грубая. Походка чуть в раскачку. На изысканность нет и намека.

Я пытаюсь обратить внимание молодой женщины на достоинства мужа. Да, он приехал из провинции, но он сумел, что называется, без блата поступить в элитарный вуз. Он состоялся как предприниматель, хотя, разумеется, бизнес — это не дипломатический раут. Несомненно, он общается с людьми, которые лишены изощренного вкуса, но кто может соответствовать идеальному образцу? И еще непраздный вопрос: нет ли у женщины следов обыкновенной детской идеализации своего отца? Ведь в детстве всегда кажется, что "мой отец самый сильный и умный, а мама — самая нежная и добрая". Впрочем, в подробностях рассказа моей пациентки о детстве возникают несколько сниженные представления об идеальном отце.

В классическом психоанализе идентификация — это понятие, которое выражает рождение изначальных ранних эмоциональных связей. Это относится не только к отцу или матери, но и к другим людям, которые оказываются значимыми. Моя пациентка Светлана Васильевна росла без отца. В детстве она была безумно привяза-

Раздел I

на к кузену Николаю, который был старше ее на восемь лет. Личная жизньу Николая не сложилась. Света однажды сказала ему: "Никто так сильно не любил тебя, как я". Надо ли указывать на некоторые подробности судьбы самой Светы? Она вышла замуж за человека, которого тоже зовут Николай. Он моложе ее на восемь лет. В бессознательном Светы к моменту встречи с будущим мужем жил образ

юного кузена...

Идентификация — процесс противоречивый и сложный. В нем проступает двойственность чувств. Мальчик, к примеру, любит своего отца, хочет во всем походить на него. Но в глубинах его психики гнездится и враждебность к родителю. Ведь мальчик нежно относится к матери и хотел бы устранить соперника...

Однако не следует думать, будто можно отождествлять себя лишь с любимым человеком. Возможно уподобление нелюбимому созданию. Скажем, девочка абсолютно поглощена своим отцом, но она понимает, к слову, что отец любит мать, и поэтому старается походить на нее. Девочка может, скажем, даже придумать себе какой-нибудь недостаток, станет прихрамывать или кашлять. А смысл? В том, чтобы привлечь внимание отца...

Идентификация тесно связана с феноменом персонификации. Так называется процесс осмысления своего «Я» в процессе социализации, поиска образца.

В пору стремительного развития телевидения американские зрители полюбили цикл мультипликационных фильмов, главным героем которых был Микки Маус. В начале этой фантастической серии серому мышонку все время не везло. Всюду его подстерегали невероятные опасности. Но однажды, совершенно случайно, Микки отведал некоего снадобья, придающего тому, кто съест его, необыкновенную силу. С той поры все изменилось. Обретя могущество, он стал верным защитником всех гонимых и обездоленных. Разглядев с небесной высоты какое-нибудь бедствие, Микки, словно метеор, обрушивался на злодеев и спасал жертв в самых, казалось бы,

безнадежных ситуациях.

Разумеется, в этой серии обыгрывался нехитрый набор одинаковых ситуаций: лукавые коты, кровожадные волки получали ш заслугам всякий раз, как только намеревались обидеть мышат илх овец. В каждой программе действие достигало остроты за счет од ного и того же приема — злоумышленники были предельно близю к цели, но вездесущий Маус... Однако, несмотря на стереотипност

ПО

 

       Каковы защитные механизмы психики? 

■■—»"••"" '"     '      '      '      "и' ■ ii     '"•   '•     '

образов и сюжетов, зрители не могли оторваться от зрелища.

Почему зрители с такой инфантильностью (детской непосредственностью) погружаются в фантастическое действие? Отчего они столь доверчивы, так безмерно сочувствуют любимым персонажам? Чем объяснить, что картины справедливой мести, заслуженного воздаяния доставляют аудитории острое чувство возбуждения и радости? Что, вообще говоря, заставляет зрителей переживать за гонимых и злорадно торжествовать победу над наказанным притеснителем? За исследование сюжета известного мультсериала взялся психоаналитик Эрих Фромм.

Конечно, популярность серии мультфильмов, противоречивость восприятия зрелища (причудливое сплетение сочувствия и ненависти у зрителей), потребность в постоянном продолжении цикла можно было бы объяснить и так: рядовой индивид, сталкиваясь с суровой действительностью и переживая психологическое напряжение, ищет в массовой культуре иллюзорное воплощение своих побуждений. Ощущая себя песчинкой, человек стремится раствориться в с >Г>разе Микки, почувствовать себя, хотя бы в воображении, всесиль-i ii.iM и удачливым. Вместе с тем он жаждет реванша, т. е. расправы и.|д теми, кому завидует, кого считает "счастливчиком". Таким образом, человек избавляется от болезненных напряжений либо пу-км фиктивного воплощения своих влечений (грезы), либо путем

и |>ессивного акта (фанатизм).

Но Фромм делает следующий шаг Он обращает внимание на все-ис шможные персонификации, порожденные психологическими меха-iпимами, в частности, потребностью индивида в идентификации. I 'с ib идет о том, что человек воспринимает мир как поток персонали-

иЧитанных образцов, постоянно соотносит себя с другими людьми,

■    их индивидуальными свойствами, обликом, характером. Индивид,

        гвенно говоря, и формируется, отождествляя себя с конкретным

< ii '| >пзом, персонажем, реальным или выдуманным кумиром.

***

Нам трудно разобраться в клинических историях пациентов без viira глубинных закономерностей психики. В самом деле, общаясь

■    аналитиком, невротик развертывает целую систему защитных

i ■ и гизмов. Он способен сублимировать собственную психическую

IHC] пню и направить ее на неожиданный объект. Он может проде

монстрировать двойственность переживаний, сложный замес люб-

       Раздел I         

ви и ненависти, страха и бесстрашия, корысти и бессребреничества, эгоизма и альтруизма. Наконец, может выясниться, что ориентиром поведения индивида является некий идеализированный образец. Но аналитик в данном случае выступает не только как просветитель, объясняющий действие психологических механизмов. Он прибегает к тонким способам разрушения той психологической защиты, которая служит покровом невротического отклонения.

Вопросы для повторения

Что такое сублимация?

Почему сублимация является защитным механизмом?

Как вы понимаете перенос?

Что является основой проективного механизма?

Как в конкретной культуре возникают благородные и пагубные образы людей?

Зачем политикам нужно знать феномен проекции?

Как Фрейд толковал механизм идентичности?

Что такое персонификация?

Отчего идентификация выражает двойственность чувств?

Каким образом Фромм объяснил популярность мультипликационных серий о Микки Маусе?

Упражнение 1

Образы аутотренинга

Проведите аутотренинг с пациентами. В ситуации, когда группа достигает пика состояния транса, пошлите индивидуальные образы. К примеру, вы — корабельная мачта, кукла Барби, придорожная пыль, тюльпан, прокопченные трубы, колокольня, огромный омут, головня, пряжа, глазной зрачок, белое облако, дятел, жгучий ветер пустыни, посох и т. д. Придумайте собственные образы. Обсудите с группой после аутотренинга те впечатления, которые возникли при восприятии образа.

Упражнение 2

Защитные механизмы

Немецкий психотерапевт Н. Пезешкян записал восточную прит-

 

       Каковы защитные механизмы психики? 

чу: "У восточного торговца был говорящий попугай. Однажды этот попугай опрокинул бутыль с маслом, торговец страшно разгневался и ударил его палкой по голове. С тех пор попугай разучился говорить, потерял перья на голове и совсем облысел. И вот однажды к торговцу вошел лысый покупатель. Его вид привел попугая в страшное смятение. Он затрещал, захлопал крыльями и вдруг проговорил: "Ты тоже опрокинул бутыль с маслом и получил подзатыльник? Вот почему у тебя нет волос!"

Подумайте над тем, какой психологический механизм показан в этой восточной притче. Попробуйте разобраться, как в вашей жизни обнаруживается механизм сублимации. Например, как вы переключаетесь на отдых после напряженного труда? Не было ли в вашей жизни такого эпизода, когда любовь превратилась в неприязнь или ненависть? Проверьте себя — не пытаетесь ли вы приписать другим людям те качества или состояния, которые присущи лично вам? Ответьте на вопрос: кто является вашим кумиром? Есть ли у вас такой человек, "жизнь бы сделать с кого..."? Вспомните, какие обобщенные образы вы могли бы назвать по материалам идущих телевизионных серий: "добродетельная девушка", "благородный отец", "коварный соблазнитель", "заботливая мама", "девушка — прожигательница жизни" и т. д.

Попытайтесь в группе поговорить о том, имеют ли современные российские политики собственный имидж, обладают ли они харизмой?

Упражнение 3 Мое тело

Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте собственное тело.

.О чем не может рассказать ребенок?.

 

ГЛАВА 5

О ЧЕМ НЕ МОЖЕТ

       РАССКАЗАТЬ РЕБЕНОК?           

Мама рассталась с мужем и через некоторое время вышла замуж второй раз. Лена сразу подружилась с отчимом. Она легко и нежно общалась с ним. Но зато панически боялась отца. Когда тот приходил к ней в школу, Лена пряталась в шкафу Она боялась, что ее отыщут и свидание будет неизбежным. Что случилось между отцом и дочерью? Что хотел сказать нам ребенок? Мы вступаем в сферу специфического направления внутри психоанализа—детского психоанализа.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.