|
|||
Подчиненная функция 10 страницаВскоре у Инны появился любовник. Она встречалась со своим будущим мужем, находясь еще в браке с Александром. Аналитик задается вопросом: если допустить, что Александр был в курсе их отношений, принимал их игру в "друзей по работе" и делал вид, что ничего не понимает, то возникает вопрос: кому он мстит? Дочери пли жене? Можно допустить, пишет Ирина Валерьевна (психоана-иитик), что такими действиями он пытался вернуть себе внимание Инны. В этой ситуации, учитывая больное самолюбие Саши, можно допустить, что, вымещая свою обиду на дочери, он мстит матери. Инна рассказывала, что Саша запрещал дочери плакать, т. е. |чм'ждал ее в том, что нужно уметь скрывать свои чувства, как бы н п было плохо и больно. Готовя с ней домашние задания, раздражаюсь, он мог стучать кулаком по голове девочки. Лена же должна была in с терпеть и не жаловаться матери ("иначе убью!"). § 8. Методика работы Аналитик просит Инну записать те человеческие качества, ко-н >1 >ые ей нравятся в людях и которые не нравятся. Инна указывает ожительные качества людей и родителей, противоположные им. которые демонстрирует она сама. Называя в качестве первой • НИ i ыни "порядочность", Инна, будучи замужем, имела близкие от- 126 127 _ Раздел I ... .. ношения с другим человеком, т. е. она была в ситуации "двоемуже-ства". Ей самой приходилось лгать и изворачиваться. Безусловно, ее мучила эта ситуация. Решение проблемы она нашла, расставшись с первым мужем и выйдя замуж за Георгия (бывшего любовника). Далее Ирина Валерьевна отмечает: если учесть, что к отрицательным качествам родителей (мамы) Инна относит "давление", "диктаторство", то можно предположить, что сама она по складу авторитарна. Лене не хватает простой материнской любви, заботы, общения. Инна старается изо всех сил сделать для дочери что-то хорошее, при этом не совсем понимая чувства и желания ребенка. Она хочет сделать то, что сама считает нужным и важным для нее. Лене был предложен тест — "рисунок семьи". Сначала она нарисовала маму затем папу (нового), братика и собачку. Ни братика, ни собачки в семье нет. Получается, что и в новой семье девочка одинока, и ей нужен кто-то, о ком она могла бы заботиться. Интересно сообщение Инны по поводу ее второго брака. Она говорит, что дочка сама выбрала папу, и они (мама с дочкой), решили взять его в семью. Вот как аналитик описывает Лену. 11 лет, пропорционально сложена, худенькая, высокая девочка. В настоящий момент увлекается математикой, занимается в математическом кружке МГУ. Лена описывает свой недавний сон. Девочка гостит у бабушки. Бабушка куда-то уходит. Лена остается одна. Вдруг она видит, что дверь приоткрывается, ей становится страшно. Она крадется к двери, чтобы закрыть ее, но в щель просовывает голову мужчина. Лене никак не удается закрыть дверь. Затем в комнату входят несколько мужчин, они собирают какие-то вещи и говорят Лене, что когда они все вынесут, они ее убьют. Лена хочет убежать. Она крадется к двери и выходит из квартиры. Оказавшись на лестничной площадке, она бежит... В других снах Лены постоянно присутствует момент страха. Когда она остается дома одна, ей все время кажется, что кто-то должен прийти, прокрасться в квартиру. Ее пугают звуки, доносящиеся откуда-то извне, они настораживают ее. Вывод аналитика: по-видимому, у Лены интенсивная внутренняя эмоциональная жизнь, но I эмоциям нет выхода, она не может поделиться своими чувствами, впечатлениями, страхами. Мама всегда занята, она очень серьезная и ей не до "глупостей" дочери, а новый папа хоть и друг, но он мужчина, а именно мужчина пугает девочку в снах.
О чем не может рассказать ребенок? § 9. Предположение супервизора Когда аналитик ведет работу, описывает свои наблюдения, он может консультироваться с супервизором. Так называется другой аналитик, который читает эти дневники и помогает осмыслить полученный клинический материал. После знакомства с записями Ирины Валерьевны я высказал предположение: Лена, судя по всему, подверглась сексуальному домогательству со стороны родного отца. Об этом свидетельствует смятение Лены, когда звонит Инна. Коли бы речь шла только о побоях, то это легко открылось бы. Слова < >тца "Скажешь — убью" не могли бы оказать на девочку такое силь-i юе воздействие. Лена отказывается говорить матери о том, что происходило дома в ее отсутствие, не может сказать отцу "нет", когда гот настаивает на встрече, несмотря на то, что категорически не хочет видеть его. Ирина Валерьевна приняла мое предположение. ()на высказала догадку, что, возможно, этим объясняются истерики и странное поведение Лены. Дальнейшая работа во многом под-i исрдила наши предположения. Аналитик просила Лену сделать рисунок. Лена изобразила себя и маму в виде цветов красного цвета, т. е. она отождествляет себя с млмой. Лена с мамой и папой стоят в одной вазе — всех троих свя-И.1 вает вода. При этом Лена ощущает себя наравне с мамой, оба к I >асных цветка одинакового размера. В разговоре с Инной выясня-r i ся, что Лена повторяет поведение мамы. На вопрос, как Лена от-i к кится к мальчикам, к своим сверстникам, мама рассказывает, что ома провоцирует их на контакт, отбивает их у подруг, а добившись гиоего, перестает ими интересоваться. Был такой случай, когда она пригласила на свой день рождения . Юего "бывшего" и настоящего приятелей. Сидя между ними, она рллнлекалась тем, что сталкивала их между собой. Еще Инна рас-■ казала, что Лена, зная о том, что она привлекательна, пользуется 11 им. Она, например, любит надевать короткие юбки, а на замечание о том, что юбка слишком коротка, отвечает, что это не юбка ко-I и гпсая, а ноги у нее длинные. И еще: на вопрос Инны "зачем ты так MI к тупаешь с ребятами своих подруг? Они ведь когда-нибудь собе-I iv гея вместе и изобьют тебя" Лена отвечает, что она вообще ничего не делает. Это все они! По мнению аналитика, Лена в данном случае демонстрирует i и i ведение, характерное для истерического характера, при этом ко- .О чем не может рассказать ребенок?
пируя поведение мамы. Инна, встречаясь с Георгием, продолжала жить в одной квартире со своим первым мужем. Они жили просто I как соседи в коммуналке: спали в разных комнатах, отдельно пита-лись, почти не разговаривали, даже если приходилось столкнуться | на кухне, молча ели и расходились. Ирина Валерьевна провела с Леной следующее упражнение. Надо было мысленно погрузиться в свое прошлое. Сначала на два] года, потом еще на два, до пяти лет, и еще до младшего возраста,! насколько это возможно. На каждом этапе погружения Лена долж-1 на была увидеть себя со стороны, в определенном временном про-1 межутке, вспомнить при этом, что происходило в ее жизни. Первый! этап — вспомнить что-то хорошее, второй этап — вспомнить что-то I грустное, что ее огорчило. Третий и четвертый этап — постараться! вспомнить, какой она была. В самой последней картинке прошлого! Лена объединяется со своим образом, и "словно на ракете летим об-Ш ратно..." Теперь взгляд в будущее. Лена представила себя через шесть лет. 1 При этом аналитик очертила ей контур губ, чтобы губы могли "гово-Я рить" о том, что видит Лена. Лена увидела себя за партой — она ещеЯ не окончила школу. Она сидит одна и готовится к ответу. На ней брючный костюм красно-черного цвета. Лена достаточно долго рас-Ш сматривала эту картинку. Затем ей было предложено представит» себя в еще более далеком будущем. Ей 21 год. Итак, ты уже давно окончила школу, теперь ты совсем взрослая и самостоятельная, сама можешь решать, как жить дальше, можешь делать все что угодно. I Может быть, ты вышла замуж, у тебя есть дети... Какая у тебя семья? Чем ты занимаешься? Какая у тебя профессия? Как вообще ты себя чувствуешь? В этот MOMCI IT Ле] ia, вздрогнув, открыла глазаЯ Они были полны слез... На вопрос, что случилось, что она увидела, что ее так напугало, Лена ответила, что у нее просто разболелась голова... Я изложил здесь лишь общий план работы с девочкой. Создатели детского психоанализа подтвердили правоту основных выводов Фрейда. Они показали специфику детской сексуальности и первые конфликты, которые возникают между влечениями и "Я". Так складывались первые очертания психоаналитической пси*
хологии и психопатологии детства. Детский психоанализ изменил i кшравленность воспитания, показал, как ошибки родителей и воспитателей рождают неврозы. Неискренность родителей в сексуальных вопросах, чрезмерная строгость и чрезмерная снисходитель-i юсть, бессмысленные запреты, ранние совращения — вот что приводит к патогенным воздействиям. Основанный на психоанализе педагогический переворот, несмотря на многочисленные возражения, достиг немалых успехов. Вопросы для повторения Как осмысливался феномен детства в истории психологии? Совпадает ли детская сексуальность с чувственностью взрослого человека? Когда зародился детский психоанализ? Кто явился основателем детского психоанализа? В чем особенности техники детского психоанализа? Каковы особенности и общий смысл игровой терапии? Какую роль в детском психоанализе играет символика животных? Кто такой супервизор? Почему аналитики используют игры и рисунки, работая с детьми? Изменил ли детский психоанализ проблемы воспитания детей? Упражнение 1 Тест "несуществующее животное" Предлагается придумать и нарисовать несуществующее живот-нос и назвать его несуществующим названием. Ниже приводится интерпретация рисунка Лены, сделанная И. В. Вольценгерд. Рисунок Лены — "Моя маленькая лягушенция". Изображенное животное — это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости с этим животным. В данном случае "Вредная лягушенция" — представитель самой Лены. Голова—положение "анфас", трактуется как эгоцентризм. Жир-пан линия подбородка — сильное напряжение в этой части можно 130 131 Раздел I трактовать как подавление своих эмоций — на рисунке сама "лягу-шенция" говорит об этом: "А я вредная! Ха-ха-ха!", а также напряжение появляется в те моменты, когда Лена хочет сдержать слезы. Глаза — резкая прорисовка радужки — это символ присущего человеку переживания страха. Ресницы — истероидно-демонстра-тивная манера поведения; заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Дополнительные детали — усы: щетинки и два больших уса, направленных вверх — защита от окружающих. В сочетании с утолщенным нижним контуром головы — это защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения. Несущая, опорная часть фигуры (ноги-лапы) выглядит тонкими и слабыми, хрупкими по отношению к самой фигуре. Соединение ног с корпусом ■— точно, тщательно. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность ног-лап — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Крылья — энергия охвата деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих. Хвост — повернут влево — отношение к своим мыслям, решениям, упущенным возможностям, собственной нерешительности. Положительная окраска этого отношения выражена направлением хвоста вверх. Сам хвост затемнен, он расположен в той же части человекоподобной фигуры, где можно было бы изобразить сексуальный признак. Можно трактовать это как фиксацию на проблеме сею са, если учесть, что до этого на рисунках Лены уже было подобие этой фигуры. Упражнение 2 Игровая терапия Собираем группу детей. Раздаем множество игрушек. Цель упражнения состоит в том, чтобы понаблюдать за игрой ребят, а за тем сделать попытку истолкования того, что произошло. Постарайтесь соотнести свои наблюдения с реальными проблемами детей| Хорошо бы провести беседы с родителями.
О чем не может рассказать ребенок? штт^шттшю^штюштшттеутежжтшттт^нюшмжжя, in 1 i ,г„ ■ IE, щ.иг ,ч»щ .ниш... Литература Аббаньяно Н. Мудрость философии. — СПб., 1998. Лбрахам К. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо // Психоанализ детской сексуальности. —СПб., 1997. Лсанова Н. К. Теория психосексуального развития. — М., 1997. I >аркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка: Его Величество Ребенок, как он есть. — М., 1999. Пелкин Арон. Запах денег. —М., 1997. Керн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1988. I !асилюк Ф. Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций.— М., 1984. I (оскобойников А. Э. Бессознательное и сознательное в человеке. — М., 1997. 1|юф Станислав. Путешествие в поисках себя. —М., 1994. 1УревичП. С. Приключения имиджа.—М., 1991. |уревичП. С. Психология. —М., 1999. 1Уревич П. С. Культурология. —М., 1999. I ,'ревич П. С. Теория и практика психоанализа. — М., 2000. Джеймс У. Воля к власти. — М., 1997. Джонсон Р. А. Она: Глубинные аспекты женской психологии. — М., 1996. НнпорожецА. В. Психология действия // Избр. психол. труды. —М., 2000. ii тменитые случаи из практики психоанализа. — М., 1995. Пригородов Б. В. Психологические основы развития самопонима-мия в юношеском возрасте. — М., 1999. Кислинг Б. Радости секса: От чувственного поцелуя до оргазма. — М.,2000. Конечный и бесконечный анализ Зигмунда Фрейда / Под ред. Джои-фа Сандлера.— М., 1998. 132 133 Раздел I —— ^ r _^ [ -. Льюис Д. Стресс — менеджер. — М., 2000. Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии. — М., 1994. Менделл А. Игры, в которые играют мужчины: Семь правил для выживания в мире мужчин. Изд. 2-е. — СПб., 1999. Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии. — М., 1999. Никитин Е. П., Харлампенкова Н. Феномен человеческого самоутверждения. — М., 2000. Нуркова В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. — М., 2000. Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: Групповые методы работы. — М., 2000. Психоанализ детской сексуальности. — СПб., 1998. Психологическая наука в России XX столетия. Проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. — М., 1997. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы. — М., 1999. Романов И. Ю. Психоанализ: Культурная практика и терапевтический смысл: Введение в теорию и историю психоанализа. — М., 1994. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М., 1997. Руководство по предупреждению насилия над детьми. — М., 1997. Сандлер Д., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса. — Воронеж, 1993. Свечников В. С. Социокультурный анализ мистификации. — Саратов, 2000. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. Изд. 3-е. —М., 2000. Соловьев В. Н. Врачевание души: Записки психотерапевта. — М., 1999. Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург, 1998. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. — СПб. 2000. О чем не может рассказать ребенок? Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. — СПб., 1997. Фрейд 3. Истолкование сновидений. — М., 1997. Фрейд 3. Теория и практика детского психоанализа. —Т. 1-2. — М., 1999. Хорни К. Новые пути в психоанализе: Самоанализ // Собр. соч. в 3-х. — Т-2.— М., 1977. Хьюит. Тайные возможности вашей психики. — СПб., 2000. I {ветков Э. А. Психономика, или Программируемый человек. — СПб., 2000. I Цербатых Ю. В. Искусство избегать обмана: Практическое руководство. — М., 1999. ; )нциклопедия домашнего психолога: Советы психолога на все случаи жизни / Автор-сост. О. В. Нагоркина. — М., 2000. :)риксон Э. Детство и общество. — СПб., 2000. ;)ритьеФ., ЦирюльникБ., НауриА., Ксантаку М., ВриньоД. Инцест, или Кровосмешение. — М., 2000.
ГЛАВА J КАКОЙ У ВАС I ХАРАКТЕР? § 1. Трансляция невроза Моя пациентка — высокая, стройная. Она работала топ-моделью, отсюда осанка, манера поведения. Рассказывает Оля интересно, с подробностями и с точными самооценками. Из детства вынесла тяжелые впечатления. По ее словам, мама относилась к ней без нежности и любви. Они почти не виделись. Когда мама приходила с работы, девочка уже спала. Но ведь даже миг встречи с ребенком может быть значимым, волнующим. В одну секунду можно показать малышу, как он дорог и незаменим. Но тут другое — отношение без-любое, раздраженное. В воскресенье, когда можно побыть вместе, мама обычно начинала ругать девочку То ей казалось, что успехи в музыкальной школе могли быть более основательными, то не нравились манеры или отметки по математике. Оля очень страдала. Иногда, доведенная до пароксизма обиды, она говорила себе: когда я вырасту и у меня будут дети, я никогда не буду их ругать. Яутоплю их в нежности... Сейчас у Оли трое детей. И вот рок судьбы. Когда появилась первая девочка и стала подрастать, Оля со смятением обнаружила, что относится к дочери точно так же, как ее мать относилась к ней... Вот строчки из ее дневника: "Поводом к разговору послужил ряд событий за последние несколько дней, очень похожих друг на друга. Я прошу Аню сделать что-нибудь, Аня соглашается и совершенно ничего не делает. Я выхожу из себя, кричу, ругаюсь, она плачет, и все повторяется снова... Аня — мастер спорта по выводу меня из себя. Она делает это с легкостью за несколько секунд. Наши с ней сложности начались, на мой взгляд, с самого рождения. Сложные роды, мое потрясение этим
Какой у вас характер? событием, полное отсутствие помощи, поддержки, сильные боли, послеродовая депрессия, вечно кричащий ребенок, бытовые и материальные трудности полностью изменили мои представления о счастливом материнстве". Оле очень хотелось быть хорошей матерью. Она старалась быть терпеливой. Хотела носить и качать Аню на руках, но Аня упорно отстранялась от матери и предпочитала засыпать в качающейся коляске. Оле трудно было покормить дочь грудью, поскольку та вырывалась и кричала. Пришлось кормить малышку из бутылочки. 11ет, никакой идиллии не получалось... Аня все время кричала. Днем Оля выходила с ребенком на улицу (там она спала), а ночью плакала горькими слезами над своей несчастной судьбой. В девять месяцев пришлось отвезти ребенка к маме. Оле нужно было закончить институт. Пока девочка и мать были в разлуке, Оля скучала, каждый день звонила родителям, чтобы узнать, как она себя чувствует. Но вот Аня дома, однако и теперь она никак не хотела признавать маму и просилась к бабушке на руки. Потом Лня пошла в ясли, часто болела. Все это раздражало Олю, и вдруг она отчетливо ощутила "синдром собственной мамы". Бессознательно она стала искать варианты свободы. То отдавала ребенка соседке, то увозила в загородный детский дом. Оле казалось, что она нот-вот сойдет с ума. Ее поступки диктовались инстинктом самосохранения. Но стоило Ане оказаться вне дома, Оля отчаянно скучала, обвинила себя в жестокости, навешивала на себя ярлыки вроде "мать-ехидна", плакала от жалости к бедной девочке, покупала ей игрушки, сладости. Все свидетельствовало о том, что на новом витке времени разыгрывалась та же самая драма. Очень похоже на какой-нибудь латиноамериканский роман. Каждый человек воспроизво-■ ,i II свою роль, которая уже была сыграна в фантастическом круже-П1.и времен. "Однажды, — пишет Оля, — мне пришлось полтора суток ехать идпоем с Аней в купе. Я вспоминаю эту поездку как безумный кош-м.ф. Мне некуда было сбежать и я тихо страдала все время. Меня посещали мысли о вампиризме, колдовстве, злом роке. Я лежала и ш ;ом к стенке, притворившись больной. В эту минуту я поняла со-i i онние выжатого лимона. Из поезда я вывалилась бледной, поху-I' ж пей и с твердым решением никогда не оказаться больше в такой i пгуации". 138 139 Раздел II Потом была еще одна поездка. Оля предусмотрительно взяла с собой бутылку "столичной". Поездка удалась... Сейчас Ане 14 лет. Учителя, тренеры отзываются о девочке хорошо. Но у родной мамы девочка постоянно вызывает раздражение. Она старается не находиться с ней в одной комнате. Ей неприятны прикосновения Ани. Она никогда не целует ее перед сном. Никогда не отправляется с ней в длительные поездки. Оля часто срывается, кричит на нее. Такие эмоциональные реакции обычно ей несвойственны. Они обнаружи ваются только во взаимоотношениях с дочерью... Опять из дневника: "Мы регулярно натыкаемся друг на друга бьемся лбами, пару раз она пребольно ударила меня дверью. В е присутствии у меня часто падает посуда из рук, а сама я ударяюс об углы и полки. Нам часто одновременно что-то надо на противоположных концах стола, я всегда нервничаю, не могу отделатьс шуткой". Подруга Оли говорит: "Знаешь, когда ты была маленькой, ты, судя по всему, была точно такой же..." Несколько раз Оля в серд цах оставляла Аню в центре города и убегала от нее. Неужели возможно такое? Почему ситуация в семье возобнов ляется один к одному? Почему Оля не может спокойно относиться собственному ребенку? Отчего с первых дней жизни дочка сопротивляется матери и отчаянно борется с ней? Вообще возможна ли такая трансляция невроза? Да, к сожалению, аналитикам приходится постоянно сталкиваться с этой проблемой. Один из моих студентов на приеме говорит о том, что он ни к кому не испытывает нежных чувств, вокруг него много девушек, он воспринимает их как подружек. Никогда в жизни ни в кого не влюблялся. Он произносит изящную фразу: "Нет энергии заблуждения". Иначе говоря, он не понимает, как можно идеализировать какую-нибудь девушку, испытывать к ней глубокие чувства. В ходе беседы выяснилось, что в семье моего студента тоже не принято выражать чувства. Родители заботятся о том, чтобы все были накормлены. Но чтоб телячьи нежности... § 2. Характер и спонтанность В течение первых двух десятилетий жизни у человека складывается характер. У него формируется определенный тип мышления, чувствования и поведения. Но тут обнаруживается, чт< i основные черты имеют своим истоком раннее детство. Именно тог
да закладывается определенная структура эмоциональных реакций индивида. Он воспринимает реальность по неким шаблонам. Его поведение в известной степени предсказуемо. Каков характер, таковы и поступки. Однако само понятие характера в психоанализе отличается от бытового употребления этого слова. В повседневности мы относим к характеру некие свойства человека, которые выражают его личность. Он капризный или целеустремленный, щедрый или скупой, компанейский или замкнутый. В психоанализе специалисты фиксируют постоянные, стойкие формы реагирования. Можно сказать примерно так: в психике каждого человека есть зона спонтанности. В этой сфере он непредсказуем, стихиен, демонстрирует живую, непосредственную экспрессию. Чем обширнее область спонтанности, тем лучше. Но, к сожалению, зона спонтанности ограничена. За ней проступает жесткий каркас, называемый характером. Это более масштабное образование, нежели защитные механизмы. В него включаются положительные организующие функции сознания и личности. Относительное постоянство характера обусловлено тремя факторами: унаследованной составляющей "Я", природой инстинктов, против которой направлены защитные механизмы, но главным образом основывается на особой установке личности, которая возникает под давлением внешнего мира. Как складывается характер? Фрейд считал, что сексуальность оказывает столь сильное воздействие на психическую жизнь, что через нее можно истолковать такие человеческие качества, как, например, жадность, скупость, строптивость, художественные стремления, иррациональную враждебность и страхи. Однако между сексуальным влечением и чертой характера обнаруживаются непростые, а опосредованные связи. Например, Фрейд описал особенности истерического, мазохистского характера... Но настоящим открывателем типологии характеров стал ученик и последователь Фрейда Вильгельм Райх (1897—1957). Он ввел в психоанализ новое слово "характероанализ". Так он обозначил метод лечения сексуальных неврозов, который во многом отличался от метода Фрейда. До Райха в основном изучались проблемы различных патологических невротических симптомов, исследовались болезненные состояния сексуальной психики человека. Разумеется, сложились первые попытки своеобразной типологии характеров. 140 141 щ 3. Фрейд и его ученики разработали учение об анально-эроти-ческом складе характера, показав такие его преобладающие черты, как любовь к порядку, бережливость и упрямство. В. Райх не ограничился изучением невротического характера. Он пытался показать, как формируется генитальный характер, иначе говоря, каким путем ребенок идет к генитальной стадии развития, как человек обретает сексуальное здоровье... Для современной психологии нет сомнений в том, что детская сексуальность формируется очень рано. В каком возрасте у мальчиков впервые появляется эрекция? Ультразвуковые исследования беременных показали, что уже в материнской утробе эмбрионы мужского рода умеют возбуждаться, у них может возникать эрекция. Кстати, это наблюдение подтверждает концепцию инстинктивных реакций человека, которую признают все современные ученые. Сексуальная реакция человека возникает независимо от того, стремился ли он к ней сознательно и желательна ли такая реакция в данный момент. Эрекцию у младенцев наблюдали также в первые месяцы после рождения. Способны ли младенцы испытывать оргазм? Разумеется, по наблюдениям американских ученых В. БлейкаиВ. Мартинсона, у младенцев мужского пола об этом свидетельствует ритмичное сокращение мышц живота, а также последовательное напряжение и подергивания таза в момент наивысшего удовольствия и заключительное расслабление. Согласно отдельным свидетельствам, у младенцев-девочек наблюдается регулярное выделение влагалищной смазочной жидкости. Способны ли дети дошкольного возраста испытывать сексуал ное влечение? Австрийский исследователь Эрнст Борнеман, изуч~ ший детскую сексуальность на протяжении последних 30 лет, утве ждает, что сексуальное влечение свойственно детям практически с самого рождения, это нормально и естественно и не должно вызывать со стороны взрослых ни удивления, ни испуга, ни тем более порицания. § 3. Оральный характер Среди нас есть люди, которые зафиксировались на стадии ораль ного развития. Что это означает? Из трех стадий психосексуального развития носители орального характера зафиксировались тоЛШ
Какой у вас характер? ко на первой стадии. Как же это происходит? Уже отмечалось, что материнская грудь не только насыщает тело. Ребенок испытывает в момент кормления сексуальное удовлетворение. Он чмокает от удовольствия, его лицо приобретает блаженное выражение. Но ведь в наши дни многие матери рано перестают кормить ребенка грудью. Во-первых, у некоторых женщин исчезает молоко. Во-вторых, есть возможность давать младенцу питательные смеси. В-третьих, существуют сугубо индивидуальные соображения. Мать хочет сохранить форму груди и не потерять своей сексуальной привлекательности, нормы которой задаются в основном культурой. Матери, которые предлагают ребенку вместо груди резиновую пустышку, фактически разрушают естественный процесс развития чувственности будущих мужчин или женщин. Все это не может не сказаться на дальнейшей личной жизни человека. Еще древние греки считали, что кормление грудью — весьма эротичный ритуал как для младенца, так и для самой матери. Кроме того, по мнению американских ученых, именно в младенческом возрасте человек начинает обращать внимание на отношения между матерью и отцом и даже их анализировать. Объятия, прикосновения и ласки помогают младенцу обрести чувство близости со своими родителями. Отлучая ребенка от груди, мать в значительной степени обрекает его на задержку в психосексуальном развитии. Носитель орального характера сохраняет тот способ приспособления к миру, который сформировался в раннем детстве. Прежде всего у него складывается убеждение, что мир в значительной мере ему "недодал". Бессознательно носитель орального характера ведет себя так, словно он не получил от человечества необходимых благ и имеет право настаивать на этом. Однажды в Институте философии, где я работаю, появилась молодая женщина, которая сказала мне, что она сделала научное открытие. — Поздравляю, — ответил я, — чем могу... — Мне нужен спонсор... Надо сознаться, что насчет спонсоров в Институте философии трудновато, поэтому я отправил ее в фонд, который дает гранты. Женщина исчезла, и я было уже совсем забыл о ней. Но вот раздался телефонный звонок: — Павел Семенович, вы помните меня...
|
|||
|