Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 11 страница



 142

 143

Раздел II

—   Помню...

—   Дело в том, что я попала в ужасную ситуацию. Я вышла замуж по брачному объявлению. Мой муж оказался аферистом. Мне теперь негде жить...

—   Чем могу? — спрашиваю я.

—   Ну, не знаю... — отвечает моя собеседница. — Вы в конце концов мужчина...

Кое-кто подумает, что я рассказываю о странной женщине, а я говорю о типичных поведенческих реакциях, которые присущи оральному характеру. Один из моих коллег по институту звонит мне домой:

—   Павел Семенович, я только что закончил новую книгу...

—   Поздравляю.

—   Я звоню вам, чтобы вы мне дали телефон какого-нибудь спонсора. Нужны деньги на издание моей работы.

—   Но я не знаю никаких спонсоров...

—   Не увиливайте, Павел Семенович, ведь у вас-то книги выходят...

Носитель орального характера убежден, что как только человек родился, у него появляется спонсор, который охотно финансирует все жизненные проявления новорожденного. С телеэкрана некая дама говорит: "Я поняла, что все мои беды от того, что у меня нет спонсора". По этому поводу у меня родился даже изящный афоризм, который немедленно был напечатан "Литературной газетой": "Ходят по стране голодные, обозленные люди, подозревая друг в друге спонсора..."

Человек с оральным характером крайне зависим от других. Это своеобразное проявление детского восприятия. Внешнее признание и поддержка играют для него огромггую роль. Но он пассивно ждет ее, а вовсе не пытается заполучить трудом или иным духовным уси лием. По сути поведения такой человек — обыкновенный ребенок. Один из моих студентов (назовем его условно Сергеем) учился на деньги матери. Она работала, старясь помочь своему ребенку. Между прочим, ребенку-то уже за 30. Он был женат, развелся. От бр остался мальчик, но алиментов Сережа не платит: ведь он нигде работает. Он ведет себя так, как, очевидно, вел бы себя маленьк мальчик, случайно ставший отцом младенца. Поиграть, потете кать чадо — это пожалуйста, но кормить — это совсем другое дело, ведь я сам еще несмышленыш.

 

■    Какой у вас характер?        

Мама купила Сереже квартиру в Москве, собрала замечательную библиотеку по психоанализу. Помните, мы уже рассуждали о том, что мать часто разыгрывает с сыном драматургию неудовлет-иоренной сексуальности? Чадолюбивой женщине, которая воспитывала сына без мужа, невдомек, что такой тип поведения связан у нее с задавленной собственной чувственностью, которая ищет сублимационного выхода. Трудно себе представить, что будет с Сережей после того, как он лишится матери. Ведь он не способен работать. Я пытался устроить его на разные должности, но дело завершалось стремительным увольнением.

Еще одна особенность орального характера — низкая энергетика. Такой человек живет на пределе своих энергетических возможностей. Я спрашиваю свою сотрудницу, почему она не была на работе.

—   Я была, — отвечает она. — Но внизу висело объявление "Лифт i ie работает". Я ушла домой...

—   Разве вы не могли подняться на четвертый этаж по лестнице?

—   Что вы, Павел Семенович, я и так еле жива...

Догадываюсь, что такая женщина, наверное, полагает, что половой акт требует катастрофической, губительно-смертельной затраты энергии.

Рот в жизни "оральников" выполняет специфически значимую функцию. Если такой человек впадает в депрессию, он немедленно I>\ юсается к холодильнику. Оральная озабоченность нередко реали-

|устсяу "оральника" через курение, выпивку, поцелуи... В своем бессознательном человек оральной структуры воспринимает любовь и. не кормление. Известный психоаналитик О. Фенихель считает, что "< 1|)альное попустительство" в детстве позволяет "оральнику" испы-

i ивать чувство оптимизма и самоуверенности. Однако это ощуще-ппе пропадает, если человеку такого типаугрожает какая-либо опасность.

§ 4. Специфические черты характера

Некоторые аналитики считают, что раннее отлучение от груди (депривация) рождает в душе "оральника" склонность к пессимизму и даже садизму. Носители такой орально-садистской компонен-11.1 агрессивны и в отношениях между людьми проявляют язвительность. Они постоянно требуют удовлетворения, буквально приса-

Раздел II

сываются к ближним, искренне полагая, что те обязаны реализо-вывать их притязания.

Предоставим слово одной из моих пациенток. "Прослушав несколько лекций о разных типах характера, я решила, что я классический оральный тип.

1)    Моя мама кормила меня грудью 1,5 месяца. Потом у нее на

чался мастит. Она серьезно лечилась, а меня уже кормила из буты

лочки. Когда мне было полгода, мама отвезла меня к бабушке на

Украину. Папе в это время было 22 года, а маме 25 лет. Она работала

до тех пор, пока не родилась я. Денег не хватало, надо было вернуть

ся на работу, а все родственники были далеко. Пока папа защищал

диплом и устраивался на работу, я жила у бабушки. Когда мама при

ехала за мной, я лежала в коляске вся перепачканная. Бабушка ра

ботала в огороде. Представляю, сколько мне надо было наплакать

ся и накричаться. Меня сразу забрали в Москву. Я была тихим ре

бенком, в отличие от моей младшей сестренки (она младше меня на

четыре года). Я плакала по ночам очень редко, и стоило маме ска

зать "Тс-с-с!", как я замолкала и плакала молча. Эту способность я

сохранила до сих пор. Я рано начала ходить, говорить, читать. Ро

дители со мной много занимались. Играли, читали. Меня рано от

дали в ясли, затем — в детский сад.

Папа был мне ближе, чем мама. С детства я была упрямой. Например , когда мама пыталась на руках донести меня с улицы до квартиры, я выскальзывала и шла сама. Каждое лето я и родители уезжали на Кубань. Там живут папины сестры и мама. Мне там очень нравилось, потому что я была предоставлена сама себе. Самый страшный сон из детства: поезд отправляется, родители остают< на перроне, а я одна уезжаю или, наоборот, я остаюсь. В страхе просыпалась. Это было как наваждение. Нередко видела во сне, к" я падаю со скалы, но ни разу не успевала долететь до бездны: пр сыпалась...

2)    С детства я очень влюбчива. Любила (до сих пор люблю) фантазировать: как было бы хорошо, если бы... Если фантазии не pea лизовывались, настроение резко падало... В школе часто влюблялась безответно. Хотя было и наоборот. Перед сном люблю о чем-нибудь помечтать. Обычно мысли в голове сбиваются, трудно сосредоточиться.

3)    Хочу родить ребенка, но боюсь, что мне не хватит денег, чтобы дать ему все необходимое. Относительно скупости. Могу купить

 

__________ Какой у вас характер?           

дорогую вещь, а на дешевую денег пожалеть. Не люблю, когда моя i ветра носит мои вещи.

4)    Чувствую, что мне не хватает энергии. Люблю посидеть одна дома. Лучше полежать, поспать или почитать. Устаю. Зимой мерз-i iy. Мой способ заряжаться энергией — еда. Когда я голодна, я злюсь, i рываюсь на близких. После еды моментально преображаюсь. Все Как в сказке: сначала накорми, напои, а затем и разговор веди... 11ыталась чистить организм, но голодовка не для меня...

5)    Я бесконфликтна. Стараюсь уладить все мирным путем. Чув-' 111ую где, что и когда надо сказать. Никогда не отстаиваю свою точку

>1 иния с пеной у рта. Если не получается убедить, то тихо делаю по-сноему. Единственный человек, на которого могу накричать—это моя м;ма, да и то, когда она начинает навязывать свою точку зрения.

6)    Я очень ранима. Чувствую отношение окружающих ко мне. Все-

иоду внимания, понимания, любви. Ищу идеального мужчину. 7)    О сексе. Первый мужчина у меня был в 20 лет. Сначала где-то полгода был только оральный секс. У меня не было потребности в и читальной близости. Когда состоялась половая близость, она не 111 и тесла мне никакого удовольствия. Мастурбацией начала зани- ппъся где-то лет в 25. Точно не помню. Испытываю оргазм, когда I 11 >уя воды льется на клитор. Однако оргазму всегда предшествует flypi roe фантазирование. Если сильно возбуждена или давно не ма-i i урбировала, могу испытать до 10 оргазмов. Но затем ощущение 111 >■ и (адает. При обычном половом акте оргазма не испытываю. Кще одна черта орального типа: я всегда полагаю, что проблема кет быть решена без моего участия, перекладываю ответственна за оргазм на других. Часто меняю партнеров. Сейчас половой ■MI ч 1ью почти не живу..." I i этом признании охвачены многие черты орального характера I 'сцептивная (потребительская) установка "оральника" рождает лсество личностных свойств. Все, что в жизни есть хорошего или ого, человек оценивает через призму "получил" или, наоборот, получил". Оральный эротизм диктует и щедрость, и скупость. щите: пациентка пишет, что может купить дорогую вещь и от-i п.ся от дешевой из-за внезапно вспыхнувшей скупости. Щед-|II.II поди оральной структуры могут неожиданно обнаружить свою >оть, а скупые нередко демонстрируют случайную щедрость. 11<-которые "оральники" совершенно не способны к умиротворено I.. ' 1ем больше вы их вознаграждаете, тем сильнее возгораются        Раздел II        их требования. Одна из моих пациенток рассказывает, что ее муж-иностранец приехал в Москву, остановился в гостинице. Рано утром жена пришла к нему в отель. Муж сидел в фойе, рядом с ним стояла чашечка кофе и лежал кошелек с деньгами. Моя пациентка взяла со стола кошелек. —   Дорогая, — сказал ее муж, — положи кошелек, эти деньги не мои... —   Конечно, не твои... Это деньги моего сына... "Это деньги не твои, а мои, моего ребенка" — типично оральная реакция на ситуацию. § 5. Любовь и фантазия Человек оральной структуры нередко отождествляет себя с объектом, который обеспечивает кормление. Например, "оральник" может раздавать подарки, уподобляясь опекающей маме. Формула поведения в этом случае может быть выражена формулой: "Я распыляю любовь, потому что хочу быть любимой". Когда "оральник" говорит: "Я вас люблю", это означает на деле нечто иное: "Я хочу, чтобы вы меня любили". Забота о других у "оральника" часто носит показной и назойливый характер. Женщины оральной структуры характера, как правило, долго не могут лишиться невинности. Сами они не нуждаются в гениталь-ной близости. Вероятно, это отражается и в том, как их воспринимают возможные сексуальные партнеры. Свои чувственные накло! i ности "оральники" часто реализуют в сфере фантазии. Эти грезы выполняют столь сильную компенсаторную функцию, что иногдц вообще замещают реальность. Одна из моих пациенток рассказывает о том, как часто онв влюбляется. При этом ее фантазия становится чрезвычайно ак тивной. Она пишет: "У меня часто бывают такие мечты. Мне мнится, будто мужчины меня домогаются, пытаются соблаа нить... Часто в своих грезах я воображаю, как мы с моим возлюбленным занимаемся сексом. Однажды я влюбилась в аналитн ка. Он вел занятия аутотренингом и, проходя мимо меня, погладил мою руку. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы BOOII разить, будто он в меня влюблен. Вообще-то терапевт, проводи занятие, ходит мимо рядов и проверяет, разогрелись ли руки. 1 In мне было достаточно одного прикосновения... Потом, когда в грс                      Какой У вас характер?        зы вторгается реальность, я ужасно страдаю... Но в этом случае якорем оказывается новая фантазия...". А вот описание сна девушки оральной структуры характера. "Я 1супаюсь в озере — прозрачном, хотя на поверхности воды есть немного тины. Со мной вместе купается какой-то юноша, вначале я (то не вижу. На мне нет ничего, кроме трусиков. Потом я выхожу из поды. Вдруг вижу его. Мне стыдно, я закрываю грудь руками. Он подходит ко мне, улыбается и говорит: "Открой грудь, не бойся". Он помогает мнеснять руки. Ястою, обессиленная, с руками вдоль тела. Л наклонила голову и осматриваю себя. А юноша говорит: "Какая 11 рекрасная у тебя грудь. Никогда больше не закрывай ее..." Мои ощущения при этом — холодок в области груди, чувство беззащитнос-i и, облегчения и стеснительности". Весьма характерно, что сексуальные фантазии человека оральной структуры не генитальны. Пациентка во сне купается в трусиках, зато какое восхищение выражает юноша ее грудью. Сам сон имражает инфантильные идеализации материнской груди как ис-i (1чника кормления и чувственности. О. Фенихель выделяет и другие черты человека оральной струк-i уры. "Оральнику" присуще любопытство, которое замещает голод, i )п может быть неугомонным, торопливым, склонным к упрямой молчаливости. Разумеется, когда определяется структура характера, одной личностной черты недостаточно. Важно разглядеть зерно характера, а ■ отдельные симптомы, которые могут присутствовать не всегда. 11.шример, говоряотом,что"оральник"незнаетчувственногогениталь-н i' i '<) удовольствия. Любовь для него пресна, это все равно что целоваться и I из стекло. Но кто-то вернул мне это пояснение в искаженной фор-Mr, сообщив, что "оральники" любят целоваться через стекло. Речь идет о том, что многие жизненные процессы люди ораль-H«iii структуры символически приравнивают к кормлению. Говорит Мин пациентка. "Еще я была ненасытна в приобретении книг. Я бук-<• I'II ,но хапала их в огромном количестве, устраивая у себя книжное Ипадбище. Если читаю книги, то стараюсь как бы надкусывать по-Мг многу от всего. Если мама спрашивает меня, почему я не читаю, й отвечаю: "Наелась...". 1у же функцию выполняет для "оральника" ll'ii многоречивость... Мне хочется рассказать еще об одной пациентке, которую я веду ■И(с- более десяти лет. Когда мы познакомились, она была студент-  148  149        Раздел II        ■—- • кой. Молодая, красивая, умная и образованная, она томилась своей невостребованностью. Ей было уже 23 года, но она оставалась девственницей. Это создавало дискомфорт, поскольку постоянного молодого человека у нее не было. Девушка всерьез обдумывала вопрос о том, не пойти ли к врачу и не попросить ли разорвать плеву... /, Через несколько лет молодая женщина влюбилась в священника. Это весьма характерно для человека оральной структуры. В те годы порушенная религиозность в нашей стране восстанавливав лась. Ее избранник читал лекции в МГУ, куда ломились толпы алчущих духовности. Священник тоже обратил свое нежное внимание на молодую особу. Сложились отношения, которые опять-таки отвечали оральному стандарту. Священник не имел права вступать в брак, так как был черным монахом... Вскоре девушка поехала в Египет, где влюбилась в араба. Тот оказался довольно состоятельным человеком, руководителем туристического агентства. Вскоре был заключен брак. Что питало этот союз, если говорить о переживаниях девушки? Во-первых, романтический ореол. Другая, экзотическая страна, загадочный мир Востока, Во-вторых, немаловажную роль сыграло здесь и богатство мужа, Ведь человек оральной структуры не может быть равнодушным К "кормлению"... Женщины оральной структуры, как правило, труд но вынашивают ребенка. У моей пациентки был выкидыш, пров денная терапия несколько улучшила ситуацию. Следующий пло находился в чреве матери более значительный срок, но ребенок в равно родился недоношенным. Мальчик выжил, сейчас он хоро развивается. К сожалению, брак распался. § 6. Терапия орального характера Итак, представим себе, что перед нами оральный характер, кая возможна терапия и где ее пределы? (Речь идет о преображен характера и корректировке сексуального поведения.) Если говори об общей направленности работы, то цель аналитика состоит в то чтобы помочь пациентке продвинуться дальше по стадиям псих сексуального развития — от оральной до генитальной. Но как мо но пробудить чувственность? Какие есть средства в распоряжен аналитика? Прежде всего аналитик стремится энергетизировать пацие ку. Однако если эта работа не соединяется с общей терапией, т. е.   _     Какой у вас характер?    .      .—.—_            проработкой инфантильных состояний человека, то эффективность лечения будет низкой. Стало быть, система упражнений, о которой н скажу чуть позже, соединяется с изучением происхождения и развития данной конкретной судьбы. Должен ли аналитик сказать пациентке о своем диагнозе? Нуж-i ю ли прямо назвать тот тип характера, носителем которого она является? По этим вопросам между Фрейдом и Райхом возникли разногласия, которые постоянно вызывают среди практикующих психологов серьезные размежевания. Напомним, что Фрейд называл сопротивлением те силы и процессы, которые препятствуют осознанию травматических сведений. Работая с пациентом, вы посто-1111но наталкиваетесь на ряд препятствий. Люди склонны "огоражи-нпть" свои болезненные переживания и даже защищать свой невроз. Фрейд считал, что сопротивление возникает в процессе работы, когда аналитик вплотную приближается к болевым точкам. Стало Оыть, с этим феноменом терапевт сталкивается в ходе терапии. Райх t к >делился с Фрейдом другой идеей: надо сразу обнаруживать сопро-11тление и по возможности устранять его. Это повышает эффективность анализа. Фрейд не понял нововведения: а почему нельзя сле-дппать обычной, сложившейся последовательности в работе? Уже в 30-е годы между аналитиками начался спор по этому вопросу В нем приняли участие А. Фрейд, О. Фенихель, М. Кляйн, В. |'ийх. Некоторые аналитики говорили о том, что терапевт должен основное внимание уделять воспоминаниям пациента, оставляя в i i ороне вопрос о том, как складываются отношения между терапев-i (>м и его собеседником, т. е. не думать о том, демонстрирует ли некто феномен сопротивления. Другие аналитики вслед за Райхом считали, что анализ сопротивления должен начаться прежде, чем анали-i пк станет реконструировать инфантильное прошлое. Кстати, совсем недавно этот спор в среде психоаналитиков разгорелся снова... Вообще феномен сопротивления считается в психоанализе одной из базовых проблем. Фрейд выделял пять основных разновидностей сопротивления: 1) сопротивление, которое возникает в ре-Ьяьтате неточных, не вполне адекватных действий аналитика; 2)        ротивление, вызванное тем, что отношения между людьми, ко- юрме значимы для пациента, усложняются. Ведь психика и поведи |ие человека, который проходит терапию, меняются; 3) сопротив-п i те, возникающее в результате изменения самооценки пациента под влиянием терапии; 4) сопротивление, которое возникает в свя-  150  151 Раздел II_______________________ зи с тем, что пациенту приходится отказываться от привычных форм поведения; 5) сопротивление, вызванное личностными чертами характера пациента. Оно остается даже после того, как исчезают породившие их конфликты. Современные исследователи значительно расширили эту классификацию. Нередко аналитик начинает не с того, что было у пациента в прошлом, а с того, что происходит с ним сейчас. Маршрут терапии — от анализа сопротивления к всесторонней экспертизе характера. В этом случае терапевт считает первоочередной задачей показать пациенту те механизмы, с помощью которых он защищается от анализа. Однажды, читая лекции на полугодовых курсах по психоанализу, я, учитывая дефицит времени, решил начать беседу с пациентами по райхианской методике. Ко мне на прием пришли три женщины, с которыми я последовательно беседовал. Одна особа предстала передо мной в образе интеллектуальной, изысканной дамы. Она сразу заявила, что она сама занимается практикой. Я обратил внимание, что во время беседы пациентка поглощена стремлением удержать своеобразную пластику: об этом наглядно свидетельствовала напряженная шея, поднятая голова, создающие образ "непрекло ной", "весьмапикантной" дамы... Другая пациентка предстала передо мной в образе крутой тусо щицы. Она говорила отрывисто, напористо, используя современнь молодежный сленг. Девушка рассказывала о том, что она тоже пр нимает пациентов, что у нее широкий круг знакомых, поскольку о ходит на дискотеку, берет уроки танцев. Ни дать ни взять такая с рви-голова... Все у нее о'кей. Остальное известно из Пушкина: " жить торопится, и чувствовать спешит..." Наконец, третья пациентка явилась ко мне в образе маленько беззащитной девочки. Хотя она работает руководителем неболыпо подразделения в фирме, женщина старалась показаться робкой, з стенчивой и даже инфантильной. Кокетливо, простодушно она спра-шивалау меня: "Павел Семенович, можно мне сходить в туалет?". Девочка она и есть девочка. Но откуда же эта непосредственность? Разумеется, все три женщины весьма рельефно продемонстрировали мне феномен сопротивления. Если, скажем, человек идет за терапевтической помощью, обязательно ли ему сообщать аналитику, что он сам практикует? Разумеется, это своеобразная форма бегства от болезненных проблем и бессознательное желание "сохранить Какой у вас характер?_____________________ лицо" в случае если откроются болезненные точки. Наконец, эти имиджи — сознательно придуманные маски, помогающие скрыть реальные проблемы. Поэтому я начал беседу с жесткой терапии, направленной на ломку сопротивления. Основываясь на первых сведениях, сообщенных мне первой дамой, я высказал предположение, что она несчастна, поскольку является носителем мазохистской структуры характера (о мазохистском характере речь пойдет дальше). Мне пришлось сказать моей собеседнице, что ее жесткая шея — это тоже симптом, который позволяет удерживать телесность в искусственной позиции. Как и следовало ожидать, моя пациентка разрушалась буквально на глазах. Оказалось, что вопреки несомому имиджу женщина весьма неудачлива. Развелась с мужем, не может опомниться от шока, надеется, что муж вернется к ней, хотя шансы тают с каждым днем. К тому же нет работы... Образ победоносной дамы мгно-ненно исчез... Вот вам несокрушимые редуты сопротивления... Теперь о второй пациентке. Мне пришлось прямо сказать ей, что она девственна, что образ крутого завсегдатая дискотеки скрывает се внутреннюю подорванность, что ее сленг — это бессознательное стремление уйти от серьезности тех проблем, которые ее мучают. Эти жесткие слова тоже возымели свое действие. Девушка призналась, что у нее не складывается личная жизнь, что у нее никогда не было половой близости, что она ужасно комплексует по поводу своего веса... О третьей пациентке тоже скажу с нежностью. Ее маска типичной инженю — тоже во многом способ избежать серьезных испытаний. Какой спрос с маленькой девочки? Я сразу сказал ей о ее ораль-ности, о трудностях в сексуальной сфере, о важности "взросления" и смысле большей реалистичности в подходе к жизни. Все это тоже произвело на мою пациентку сильное впечатление. Из всей группы она добилась наибольших успехов в терапии. Итак, полезно сразу сказать пациентке о своем предположении относительно того, носителем какой структуры характера она является. После этой констатации можно вместе с пациенткой восстанавливать подробности индивидуальной биографии. Одновременно с аналитической работой полезно давать упражнения для пробуждения энергии организма. Райх утверждал, что с помощью различных упражнений можно заполучить дополнительную энергию. Ведь каждый из нас представ- ___________________________Раздел II__________________________ ляет собой некий агрегат, вырабатывающий и тратящий свои эне гетические запасы. Мы получаем энергию от питания, дыхани физической активности, сексуальной импульсивности. Но "орал" ник" получает энергии крайне мало. Он ее тратит, но не может в пол ной мере восполнить. Пациентка рассказывает. "Мой начальни всем сотрудникам лаборатории прибавил оклад. Но оставил пре жней мою зарплату Я ходила к нему объясняться, но толком т ничего и не решила". Через полгода интенсивной работы моя пациентка совершенн изменилась. Заметно возросла ее энергетика. В девочке проступи ла взрослая женщина. Прежде всего это заметил ее начальник. О увеличил ее служебное вознаграждение, чего она сама не ожидала.. Что касается сексуальных проблем, то приведем строчки из ее дневника. "У меня произошли изменения в этой сфере. Раньше я не могла расслабляться так, как могу сейчас. Теперь я способна получать генитальное удовлетворение". *** Наше поведение во многом обусловлено типом характера, носителем которого мы являемся. Но характер формируется в раннем детстве. Он зависит не только от социального окружения, но и от того, как закладывалась наша сексуальность. Если она была утеснена в результате ранней депривации, может сложиться оральный характер. Это парадоксально, но можно проследить, как впечатления раннего детства формируют личностные качества. Носитель орального характера обнаруживает множество черт — ненасыти-мость, разговорчивость, слабую энергетику, зависимость от внешней среды. У него можно разглядеть конкретные проблемы в сексуальном поведении. Аналитик может сломать сопротивление пациента в самом начале работы, доведя до его сведения собственную экспертизу. Цель терапии состоит в том, чтобы продвинуть пациента по стадиям его психосексуального развития и развить его гени-тальные ощущения. Вопросы для повторения Отчего одни и те же проблемы могут возобновляться в новом поколении семьи?   Какой у вас характер?_____________________ ттиттшшшш..........................штттт......................,............................... ,.....,.................... ,,...........................................................................,.....■ Что такое спонтанность? Как в психоанализе трактуется характер? Что такое депривация? Можно ли диагностировать оральный характер? Каковы основные черты орального характера? Почему носитель орального характера любит грезы? Что такое сопротивление? В чем различие между Фрейдом и Райхом в трактовке сопротивления? Как ведется терапия орального характера? Упражнение 1 Удары по кушетке Вы предлагаете пациенту постучать ребром ладони о кушетку. Удары выполняются ритмично и желательно с большим усилением. Спросите пациента, не ощущает ли он злость? Не возникают ли в его сознании какие-то образы? Не направляется ли злость пациента на отца или другого человека, который связан с психологическими травмами? Можно предложить пациенту бить ногой по кушетке. Упражнение выполняется точно так же. После каждого сеанса проверьте, не возрастает ли энергетика пациента? Не пробуждается ли в нем злость, которая не была ранее ему свойственна? Заведите дневник занятий. Сочетайте работу с аналитическим исследованием характера. Упражнение 2 Осознаете ли вы свое тело? Сядьте прямо, закройте глаза. Дышите ровно, спокойно... Постарайтесь совместить дыхание с ритмом биения сердца. Ощутите, как ваше тело опирается на стул, расслабьтесь. Дышите ровно, следя за тем, как вдох сменяется выдохом. Отметьте, как ваше тело реагирует на поступление воздуха и на его постепенное устранение из живота и груди. Сейчас на выдохе фиксируйте ту часть тела, которую называет терапевт. Ваш лоб... Он наморщен или расслаблен? Ваша голова запрокинута или опущена на грудь? Обратите внимание на ваши веки. Они неподвижны или подрагивают? Движутся ли ваши глаза или они застыли в состоянии покоя? Можете ли вы вызвать в Раздел II голове какие-нибудь образы, цветовые пятна? Сделайте это и уберите образы прочь... Сфокусируйте внимание на ваших щеках. Подумайте, они расслаблены или напряжены? Как вы их ощущаете? Как теплые или холодные? Теперь нос... Попробуйте ощутить движения волосков в ноздрях, когда воздух выходит при выдохе... Ваши губы... Они сухие или влажные? Сжаты они или чуть приоткрыты? Язык... Он высунут или покоится на месте? Проверьте языком ваши зубы. Нет ли в зубах остатков пищи? Отчего напряжена ваша шея? Можно ли добиться ее расслабления? Проследите расположение ваших позвонков от шеи до копчика. Пряма ли спина? Почему сжаты ее мышцы? Расслабьте их... Почему сведены ваши плечи? Расправьте их... Опустите плечи, если они приподняты. Не сжаты ли ваши плечевые суставы? Мысленно повращайте ими. Сейчас пройдемся вдоль рук... Плечи... Локти. Почему они выставлены? Или прижаты? Придайте им естественное положение. Предплечья... Запястья... Кисти рук... Пальцы... Отчего они напряжены? Уберите напряжение... Расслабьтесь... Сосредоточьтесь на ощущении своего сердца. Фиксируйте биение сердца. Его ритм... Ищите в других частях тела пульсацию. Ощутите биение пульса в икрах, в ладонях, на шее... Дышим фиксированно. Следим за тем, как воздух идет через нос, по трахее вниз, к легким... Легкие принимают воздух и выпускают его... Попробуйте ощутить пищевод, мысленно глотните чего-нибудь. Спуститесь к желудку Что в нем происходит? Не ощущаете ли вы голод? Как вы чувствуете, что проголодались? По каким признакам? Еще ниже... Представьте себе тонкий кишечник. Что сейчас в нем происходит? Толстый кишечник. Он имеет S-образную форму. Справа в полости живота он сначала поднимается снизу вверх, а затем переходит налево и снова опускается вниз. Что происходит сейчас в вашем животе? Не переполнена ли ваша прямая кишка? Нет ли ощущения, что скоро надо будет освободить ее? Анус сжат или расслаблен? Ощутите теперь свои почки... Они находятся по бокам в самом низу спины. По форме они сходны с бобами. Представьте себе каналы, идущие от почек к мочевому пузырю и сам мочевой пузырь... Полон ли он? Скоро ли потребуется освободить его? Мужчины, ощутите свои яички, почувствуйте, как они расположены в мошонке. Некоторые портные спрашивают: вы одеваетесь налево.или направо? Вам понятно, что заключает в себе этот вопрос? Почувствуйте теперь свой пенис... Какой у вас характер?_____________________ Женщины, постарайтесь ощутить свои яичники. Скоро ли наступит овуляция и с какой стороны? Почувствуйте вашу матку... Половые губы и клитор... Теперь перейдите к тазовым костям, которые служат защитой ваших внутренних органов... Ощутите форму вашего таза. Почувствуйте тазобедренные суставы. Вообразите, как вы поднимаете и опускаете ноги. Представьте себе, что вы вращаете ногами, сначала вовнутрь, потом наружу...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.