Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 6 страница



Биологическая цель сна — отдых, а психологический признак —

у I рата интереса к миру. "Сон, — писал Фрейд, — это состояние, в

КОТ(>ром я ничего не хочу знать о внешнем мире, мой интерес к нему

га< ает. Я погружаюсь в сон, отходя от внешнего мира, задерживая

 72

 73

Раздел I

его раздражения... Наше отношение к миру, в который мы так неохотно пришли, кажется, несет с собой то, что мы не можем выносить его непрерывно. Поэтому мы время от времени возвращаемся в состояние, в котором находились до появления на свет, то есть во внутриутробное существование. Мы создаем аналогичные условия, которые были тогда: тепло, темно, и ничто не раздражает".

Мы уже знаем, что психическая жизнь человека скрыта от него в глубинах бессознательного и лишь отдельные ее стороны и акты попадают в сферу сознательного. Точно так же, как наш слух не воспринимает слишком высокие или слишком длинные волны, так и наше сознание отражает лишь матую часть огромного бессознательного мира нашей души. Она — только видимая верхушка айсберга, почти полностью скрытого от нас.

Вот характерные примеры. Пациентка пишет: "Последнее время мне стал сниться муж. Раньше во сне я его никогда не видела. И вот теперь, когда мы практически расстались, два очень странных сна. Я, моя мама, Фатхи и сын едем в каком-то поезде. Там много людей, все толкаются, пробираются куда-то. Мы не ругаемся, но я печенкой чувствую напряжение между Фатхи и мамой. Я опасаюсь, что может вспыхнуть ссора, если она ему что-то скажет, а он ей как-нибудь ответит. К тому же мы почему-то не сидим на месте, а все время переходим из вагона в вагон и постоянно переодеваемся. Я меняю свою одежду и переодеваю Альку. Затем мы выходим на перрон и ждем маму. Много людей выходит из поезда, но мамы среди них нет. Меня охватывает беспокойство, а Фатхи дергает меня за рукав и торопит уйти. Я говорю ему, что надо подождать маму, но он будто не слышит..."

Сон второй. "Мне снится, что мой муж Фатхи умер, и я на его похоронах в Каире. Я отчетливо вижу его лежащим в гробу, вокруг много людей в черном: его родители, сестры и брат, все наши знакомые. Траурная процессия движется к 'Тороду мертвых" — огромному каирскому кладбищу. Там находится семейный склеп из белого мрамора. Я чувствую себя как на экскурсии, внимательно рассматриваю все кругом. Странно, что я не испытываю никаких чувств, кроме любопытства. Я даже не задаюсь вопросом: почему он умер? Все так естественно, вроде бы так и должно быть. Затем тело, завернутое в белый саван, вынимают из гроба и опускают в могилу. Сверху на него летят комья земли и сыплется песок. Много песка. Никто не плачет, все в совершенном молчании стояту могилы. Очень

 

Кяк^гтроннк-нутк в бессознательное?    

жарко, я чувствую, что задыхаюсь под черным покрывалом и думаю только о том, чтобы все это кончилось поскорее... Проснулась с ощущением духоты и жара..."

Бессознательная сфера — это как бы некий колодец, в котором теснятся наши неудовлетворенные желания, аффекты, недостойные мысли, запретные чувства. Они хотят вырваться наружу, но на их пути вырастает цензура — наше сознательное. Здесь идет мучительная борьба, ситуация постоянно меняется. Порою теснимое желание, допустим, подсознательное желание навсегда избавиться от мужа, проступает в сновидении. Порою, напротив, верховенствует сознание, гася постыдное стремление...

Сон и является той "пробоиной", через которую проникает в сознание вытесненный материал. Во время сна цензура окончательно ослабевает: спящий отсоединяется от окружающего мира чисто физически, теперь у цензуры нет источников подзарядки. Вот почему во сне сбываются потаенные желания. Ущемленный аффект обретает частичную разрядку, спящий — успокоение, цензура — короткое отдохновение... Цензура подавила возможность выкинуть коленце. Индивид обездвижен, почти парализован, недвижим.

§ 3. Истолкование сновидений

Пациентка, со снами которой мы познакомились, рассказывает: "Через несколько дней после последнего сна Фатхи приехал в Москву. Он выглядел плохо, сильно похудел, и у него появилась первая седина. К тому же его мучили сильные головные боли. У нас состоялся долгий и неприятный разговор о будущем. Он даже хотел, чтобы я отдала ему сына. Потом, правда, свел это к шутке и, натолкнувшись на мою бурную реакцию, заявил, что был уверен в моем отказе.

Во время разговора меня преследовало странное чувство нереальности происходящего. Я чувствовала себя следователем, который допрашивает подозреваемого и только и ждет, когда тот "расколется". Я не верила ни одному слову Фатхи, ни одному жесту. Я чувствовала страх, потому что не могла понять, с какой целью он обманывает меня. В его вранье нет никакой логики, никакого смысла. Я ловила себя на мысли, что боюсь его, так как не могу понять..."

Вернемся к сновидениям. Их символическая природа очевидна. 11оезд—иносказательное ощущение перемен, скопище толкающих-

 74

 75

Раздел I

ся людей — это сумбурные мысли пациентки. Страх потерять маму отражен в бесплодном ожидании ее выхода на перрон. Муж торопит уйти, и пациентка во сне оказывается перед выбором — ждать или уйти. Во втором сне реализовано вытесненное желание избавиться от мужа. Он умер, но в этом событии много нереального. Это скорее обязательное присутствие на ритуале. Белый цвет савана и мраморных колонн — смутное ожидание радости, свободы. Много песка — символическое обозначение забвения...

"Сновидение является краткой выжимкой из ассоциации, которая была сделана по пока еще непонятным правилам, а его элементы выступают как бы избранными представителями их множества", — пишет Фрейд. Однако нельзя считать, что эти сближения являются скрытыми мыслями сновидения. Это всего лишь материал, который требует истолкования. Ассоциаций много, они беспорядочны, хаотичны. Порою они призваны скрыть сами мысли. Чтобы понять, что отражает сновидение, нужно знать те законы и те механизмы, которые обеспечивают работу сновидения.

Пациентка Светлана рассказывает: "С самого детства мне снятся яркие, порой незабываемые сны. Меня всегда привлекала эта загадочная , неведомая область бытия .Я,например, до сих пор помню многие свои детские сны и впечатления. Я помню, что когда я болела, будучи маленькой, и у меня поднялась температура (а болела я очень часто — не понос так золотуха, как говорила моя школьная подруга), я попадала в какое-то пространство, где мне бывало уютно, иногда страшно, а порой просто дискомфортно. Вот уже в течение семи лет я записываю свои сны и стараюсь анализировать их. У меня появилась своя символика. Я стала отслеживать закономерность между сновидением и событием в жизни. Привыкла просыпаться среди ночи и записывать сны с закрытыми глазами, а утром разбирать каракули. Сны я вижу каждую ночь. И каждый сон помню. Я сознательно училась летать во сне, искала дружественные образы".

Вот один из снов Светланы: "Огромный зал типа концертного. Два этажа. Наверху небо, так как нет крыши. Мы, вся наша группа, стоим на втором этаже. Я — возле поручней. Мне видно все внизу. Зал почти свободен. Кое-где люди. Скоро будет концерт. Участвовать будем мы. А дирижер — вы, Павел Семенович. Мы репетируем. Поем что-то вроде "Марсельезы". Я не знаю слов и делаю вид, что пою. Но закрываю рот, так как понимаю, что мой голос все равно не слышен. Внизу — Павел Семенович. Он смотрит на меня с укоризной, поче-

 

       Как проникнуть в бессознательное?    .      _

му я не пою. Вы на меня злитесь. Я чувствую, что виновата, и мне стыдно, но ничего не могу сделать—уйти нельзя, это нарушит ряды поющих, и петь не могу, так как я не знаю слов".

Этот сон — фрагмент терапевтической работы. Он выражает смятение пациентки, которая хочет активно участвовать в исцели-тельской процедуре, но пока не видит реальной возможности ("она не знает слов песни"). Символика сна — концерт, который должен состояться. Психотерапевт, понятное дело, дирижер. Он сердится. Пробудилось чувство вины. Но нет возможности ответить терапевту адекватно...

Я часто появляюсь в сновидениях моих пациентов. В известном смысле я их сам провоцирую с помощью направленных образов (об этом будет рассказано дальше). Поэтому сны с моим участием — это, строго говоря, мною же и посланные сновидения. Обычно эти сны выражают символическое восприятие реальной терапевтической работы. Вот сон, записанный пациенткой Еленой Николаевной:

"Лето. Сельская местность, возможно, Подмосковье. Павел Семенович проводит занятия по психоанализу. Все это происходит на природе, на каком-то поле. Все стоят в несколько рядов, смотрят на Павла Семеновича, который что-то говорит. Потом я, стоя в стороне, вижу, что все студенты уже закрыли глаза, а Павел Семенович делает руками движения, как А. Чумак. Сначала медленные, плавные, потом резкий взмах вправо. Я очень удивлена реакцией на них. Затем Павел Семенович предлагает студентам подходить друг к другу, класть ладонь на лоб пациента и, словно считывая информацию, рассказывать об этом человеке. Передо мной лежит большой лист бумаги. Я знаю, что это моя визитная карточка. На ней написано что-то вроде: 'Та, которая поменяла личную жизнь на бизнес". Потом ко мне подходит пациент Федор, кладет свою ладонь на мой лоб и говорит о том же — об отсутствии личной жизни. Подходит Павел Семенович и говорит: "Как же можно ее поменять, если ее и не было?" Смотрит сурово. Только я не пойму — на кого из нас. Потом ко мне подходит другой мужчина. Незнакомый. О чем он говорит, не помню... Все это происходит вечером. Очень красивый малиновый накат. Солнце село в тучи наполовину. Оно очень большое. Когда я поднимаюсь на цыпочки, солнце будто выпрыгивает из-за туч. Мне кажется это интересным".

Сон почти буквально выражает проблему, которая мучает пациентку. Она занимается бизнесом и весьма успешно. Однако ее гло-

Раздел I

 

Как проникнуть в бессознательное?

 

 

 

жет мысль, что ей уже за 30. Скоро будет вечер встречи выпускников школы, которую она закончила. Все при встрече будут рассказывать о своей жизни. А у нее нет ни мужа, ни детей. Это ее мучает. Однако она надеется на помощь терапевта и всей группы. Солнце — символ ее ожиданий. Оно спряталось в тучи наполовину. Если встать на цыпочки, т. е. сделать над собой усилие, есть надежда на лучшее...

§ 4. Осуществление желания

"Сновидение — это осуществление желания", — писал Фрейд. Значит, это благая весть о будущем? Ничего подобного. Это возвещение прошлого. Фрейд комментирует: "Сновидение, рисуя перед нами осуществление желания, переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собой копию и воспроизведение прошлого".

Сон Светланы Сергеевны. "Мы с мужем в каком-то курортном городе. Его архитектура напоминает мне Испанию или Италию. Много одноэтажных домиков, расположенных на холмах. Сначала мы шли по берегу моря. А затем вошли в какой-то дом на побережье. В помещении много маленьких комнат, много каких-то людей. В этот момент мой муж исчезает. Я осматриваю комнату. Она в полумраке, нет электрического света. На стенах горят факелы. В углу тоже пылает очень яркий огонь. В основном свет идет от него. Это чем-то напоминает огонь в кузнечном горне. Около него полуголые люди, очень смуглые. На меня никто не обращает внимания. Все заняты своим делом. Сейчас я смутно припоминаю какую-то косматую, оборванную старуху. Потом я оказалась в другой комнате и почувствовала, что мне что-то мешает. Там было огромное зеркало, почему-то я сразу решила, что оно старое. Подойдя к нему, я увидела, что у меня из макушки торчат червячки. Возможно, это были маленькие змейки. Они были расположены по кругу, а одна — в центре головы. Я взяла какой-то плоский предмет и решила их непременно удалить. Я наклоняю голову, продолжая при этом смотреть в зеркало и пытаюсь их выскоблить. Постепенно остается только один червяк. Он — центральный. Я понимаю, что он главный, но не успеваю его удалить. Что-то меняется вокруг, что-то мне мешает. Я испытываю чувство досады и тревоги".

 

Сны неизбежно содержат символы, которые заключают мощную психическую энергию. Семь червяков в этом сне олицетворяли семь чакр человека. Чакра (санскр. — колесо) — термин йоги, обозначающий силовой вихрь в виде вибрирующего потока внутри энергетического тела человека. Во сне обозначено желание — пробудить в себе источники энергии и ощущение невозможности осуществить главное. Муж во сне неожиданно исчезает. Пациентка смутно ощущает, что ей придется решать собственные проблемы без его участия. Вообще во сне ориентиры, очертания нашей земной жизни преображаются. Необычайно расширяется сознание. Рушатся пространственно-временные границы.

Во сне человек может быть скалой, животным, цветком, травинкой, минералом, птицей, радугой. Он может переместиться в другой век, оказаться в Испании или Италии, ощутить себя частицей космоса. Но за этой экзотикой непременно скрываются повседневные человеческие проблемы, заботы, тревоги, радости и напасти.

Отрывок из сна Марины Константиновны. "Мне снится Вадим, который погиб десять лет назад. Мы входим с ним в квартиру, и он пытается меня поцеловать. Я вдруг замечаю, что в коридоре сидят его жена и дочка, спиной к нам. Вадим неожиданно их замечает, и тогда жена дает ему большой бутерброд — в лаваш завернута соленая красная рыба. Он берет бутерброд и уходит. У меня в руках — такой же бутерброд, но я не хочу его есть".

Иногда пациенты, пересказывая сон, просят прокомментировать все детали сновидения. Они, скажем, спрашивают, что означает красная рыба, почему М.К. не стала ее есть. Однако надо понимать, что истолкование сновидений не имеет ничего общего с чтением сонника. Важно связать сон с конкретными обстоятельствами клинической истории. Психотерапевта интересует, почему во сне привиделся близкий человек, которого уже нет в живых? Почему оказалось, что жена Вадима в равной степени одарила их бутербродами? Почему Вадим исчез вместе с бутербродом?

Сновидение можно сравнить с невротическим симптомом. Ведь при неврозе тоже воспроизводится нечто уже случившееся. Невроз выражает фиктивную реализацию скрытого желания. Марина Константиновна во сне опять с Вадимом. Но это не полная радость... Надим, мы помним, неожиданно замечает свою жену и дочку. В реальности есть нечто, что невозможно осуществить. Сознание не допускает встречи пациентки с Вадимом. Этого очень хочется, но

       Раздел I           ^                        — i

это невозможно: ведь он мертв. Аналитик следует за сюжетом сновидения, но он не удовлетворяется тем, как развиваются события во сне. Одно дело — работа сновидения, другое — толкование аналитика. Ему нужно распутать все хитросплетения, различного рода искажения.

§ 5. Процесс смещения

Сон Дарьи Юрьевны. "Мне приснился сон, будто я нахожусь в старом бабушкином доме, в своей комнате, и пытаюсь поговорить о чем-то, очень для меня важном, с отцом. Вдруг у меня пропадает голос в самый кульминационный момент, и я вижу, что отец именно в этот момент уходит в сад. Я кричу, но он меня не слышит. Тогда я выбегаю за ним, он сидит в саду, среди анютиных глазок и режет арбуз. Выражение его лица меня отталкивает. Я чувствую все, что я рассказала ему о себе, его страшно злит, что он опять-таки все не так понял и разубедить его в этом невозможно, бесполезно.

Неожиданно я начинаю кричать, впадаю в гнев и отчаяние, беру дольку арбуза и кидаю в него. Но долька почему-то пролетает мимо вашего лица, Павел Семенович. При этом вы абсолютно спокойны, улыбаетесь мне и говорите, что с папой все выяснили, он очень хотел меня понять и понял все. С этого дня все будет по-другому папа станет теперь моим лучшим другом. Мне становится легко. Я обнимаю вас и плачу. В этот момент я проснулась..."

Смещением Фрейд называет такой процесс, когда одни образы замещаются другими. Скажем, желание обменяться с отцом важными мыслями превращается в метание арбузных долек. При этом обнаруживается преображение эмоциональной значимости. Пациентка ищет у отца глубокого понимания ее чувствований, но плачет, когда обнимает не отца, а терапевта. Само по себе незначительное событие — исчезновение голоса во сне воспринимается как безмерно важное, почти катастрофическое происшествие. Ведь пациентка хочет докричаться до отца, а голос пропал. Бытовая сцена разрезания арбуза становится в контексте сна тоже событием незаурядным. Ведь аналитик сумел поймать дольку арбуза. Это означает, что он нашел путь к сердцу отца, отныне через дольку арбуза возникнет безотказное взаимопонимание.

Сон Ирины Владимировны. "Мне снилось, что мой отец жив. Он вошел в нашу квартиру, в прихожую. На нем серый плащ и шляпа.

 

       Как проникнуть в бессознательное?        

Он всегда так одевался. Странно, но во сне я подумала, что теперь мужчины уже не носят шляпы. Отец как будто приехал из командировки, возможно, из-за границы. Мы встречаем его все вместе: мама, мой сын и я. Он весел, говорит, что привез нам подарки. Достает какие-то пакеты и коробки. Мама весело смеется, она счастлива. Мама явно помолодела. Отец достал красную коробку, протянул мне: "А это подарок для Алика. Отдай ему". Открываю коробку. Там большой пистолет. Я удивляюсь: "Папа, ведь он еще маленький. Зачем ему это?" Отец отвечает: он будущий мужчина — у него должно быть оружие. Когда он станет взрослым, скажешь ему, что это от меня. Я беру пистолет в руки. Удивление сменяется удовольствием. Ловлю себя на мысли, что мне самой хотелось иметь пистолет. Держу его в руках. Пистолет холодный и тяжелый. Но у меня появляется чувство уверенности. Я благодарю его, он обошел меня и поцеловал как раньше, когда я была маленькой, крепким и влажным поцелуем. От него пахло табаком и бензином. Это запах моего отца. Я проснулась с ощущением чего-то важного, что произошло в моей жизни".

Во сне происходит переоценка элементов сна. Пистолет, подаренный маленькому ребенку, рождает ощущение покоя и приятности. Оружие холодное и тяжелое, но приносит тепло. Пациентке хорошо, она хочет поблагодарить отца, но отец сам ее целует. Этот поцелуй особенный, он из далекого детства. Сон сюжетен. Развивался плавно, точно спектакль. Не было никаких разрывов в его ткани.

Любопытны комментарии, которыми Ирина Владимировна сопровождает описание своего сна. Она пишет, какое скрытое желание реализует этот сон.

"Желание обрести уверенность в себе, защитить себя и ребенка.

Желание осуществить связь между сыном и отцом, которого нет и реальной жизни. Я действительно хочу видеть своего сына похожим на своего отца и отделить тем самым его от настоящего отца.

Фрейд наверняка сказал бы, что пистолет — это образ фаллоса, и то, что я держу его в руках и ощущаю его, говорит о моем тайном плечении к отцу, который мне его дал, или к сыну, которому я должна его передать".

Мне остается добавить, что догадка относительно версии Фрейда не столь уж бессмысленна. Моя пациентка как раз находилась в :>то время на стадии пробуждения запоздалой генитальной чувственности.

 80

 81

Раздел I

 

Как проникнуть в бессознательное?

 

Другой сон этой же пациентки отражает след моей терапевтической работы. Во сне я являю собой фигуру, отношения с которой значимы и переменчивы. В процессе смещения важнейшие детали могут казаться обыкновенными и даже не представляющими ценности. С другой стороны, самые безобидные образы способны породить страх и замешательство. Итак, сон...

"Мне снится, что мой муж и я едем на машине по пустыне. И вдруг на одной стоянке в группе туристов я вижу вас, Павел Семенович. Вы стоите и держите за руку свою дочь Кристину. Но она почему-то маленькая, лет 5-6. На ней красивое зеленое платье. Я прошу мужа остановить машину и выбегаю к вам. Я очень рада, что неожиданно встретила вас в Египте. Спрашиваю, как вы тут оказались. Вы, Павел Семенович, отвечаете, что собираетесь ехать на постоянное жительство в Израиль, но почему-то через Египет. У вас сломался автобус и теперь вы не знаете, как попасть в Каир. Я прошу мужа помочь, что-нибудь придумать. Он явно недоволен. Я настаиваю, и он говорит, что переправить вас с Кристиной в Израиль будет очень трудно, так как Египет воюет с Израилем. Я удивлена, потому что ничего не слышала о войне. Наконец он предлагает отправиться в Каир на рейсовом автобусе. Он говорит, что на таких автобусах ездят только арабы и вам будет легко среди них затеряться. Мы садимся в автобус и едем в Каир. Вы, Павел Семенович, действительно где-то затерялись на заднем сиденье, а Кристина почему-то на руках у моего мужа. Я вдруг замечаю, что она очень похожа на его дочку Лену, которая погибла больше года назад. Неожиданно в автобус врываются вооруженные полицейские и начинается проверка документов. Я беспокоюсь о вас, но муж говорит мне: "Наклони голову и закрой лицо. Они не должны видеть твои глаза!" Я подчиняюсь, но чувствую себя неловко оттого, что мне приходится прятаться. Наконец, мы приезжаем в наш дом в Каире. Но почему-то нас встречает брат моего мужа. Он сразу же начинает командовать и говорит, что вас, Павел Семенович, можно без труда отправить на яхте по Красному морю. Только ехать нужно немедленно. "А девочка останется здесь", — говорит он. Я в недоумении и пытаюсь объяснить ему, что девочка вовсе не его племянница, а дочь Павла Семеновича — Кристина. Но вы при этом, Павел Семенович, ведете себя странно. Вы молчите и позволяете другим решать за вас. Меня это раздражает, и я прошу вас сказать, что это ваша дочь. Но вы отвечаете неожиданно грубо: "В чем дело, разве вы не знаете, что Крис-

 тина уже взрослая женщина и давно замужем?" Я в полной растерянности и ничего не понимаю, кто же тогда эта девочка. Если не Кристина, тогда это Лена, но ведь она умерла. Брат мужа приказывает вам и моему мужу отправляться в Израиль, а мне говорит, что я тоже должна остаться, так как у меня нет израильской визы. Я сопротивляюсь, потому что не могу понять, зачем мне оставаться с братом мужа, если и вы, и мой муж уезжаете. Я хочу идти с вами, но родственник крепко держит меня за руку. Я пытаюсь вырваться. Все бесполезно, он не отпускает меня. Меня охватывает панический страх, я боюсь оставаться с ним. В этом месте меня разбудил телефонный звонок".

Комментарий Ирины Владимировны: в этом сне меня поразило, как много эмоций мне удалось пережить! Радость от встречи с вами, удивление по поводу Кристины, раздражение по поводу вашего пассивного поведения, обида на вас за вашу грубость, состояние отчаяния из-за того, что не понимаю, что вокруг происходит, и, наконец, непонятный, но очень сильный страх, который вызывает у меня мой родственник.

§ 6. Механизм сгущения

Фрейд имеет в виду такой процесс, когда в каком-то штрихе сна проступает сразу несколько значений и мыслей. Так, в сновидении может проявиться персонаж, который состоит из ряда фигур, лиц. (>Празы сна при этом механизме тоже не однозначны, они по-своему "комплексны". Но может быть и иначе, когда одна мысль выра-нслется в нескольких образах сна.

Сон той же пациентки. "Мы, Павел Семенович, с вами пришли i унять в какой-то парк. Там много аттракционов, горки, качели. 11. к троение у нас хорошее. Мы смеемся, спешим от одного аттрак-иионакдругому. И вдруг я вижу подвесной мост через реку Рекагор-11.111. бурная, а мост хлипкий и какой-то ненадежный. И на этом мо-• ту стоят несколько оседланных лошадей и один верблюд. Мне очень Ючется покататься на лошади. Мы ходим, выбираем лошадей, но ими псе какие-то неказистые, маленькие, словно пони. Неожиданно им говорите, что намерены кататься на верблюде. Я вас отговари-и по. Я пытаюсь объяснить вам, что верблюд — опасное животное и 111 >ш то так к себе никого не подпускает. Тем более что кататься вам 11 ридется по этому хлипкому подвесному мосту я слышу, как грохо-

Раздел I

чет горная речка. Но вы почему-то настаиваете на своем желании, отвечаете мне в раздраженном тоне что-то вроде того, что вы, конечно, не араб, чтобы уметь обращаться с верблюдами, но уж как-нибудь можете с ним справиться. Вы садитесь на верблюда, и он почти сразу же сбрасывает вас в реку. Я подбегаю, чтобы помочь вам. Но вы кричите, что это я нарочно привела вас к этому верблюду и хотела, чтобы все закончилось именно так. Вы весь мокрый, с вас течет вода... Мы идем к выходу из парка, и вдруг рядом с нами оказывается какая-то женщина, вероятно, ваша знакомая. Вы рассказываете ей все, что произошло, сваливая все на меня и ругая меня на чем свет... Я чувствую ярость и раздражение, я просто в бешенстве от вашего поведения. Я начинаю кричать, что вы сами во всем виноваты и нечего все сваливать на других. Разгорается бурная ссора на глазаху людей. Я оскорбляю вас, называя идиотом, иухожу прочь..." В этом сне образ ненадежности проступает в разных деталях — ненадежен мост над речкой, ненадежен верблюд, не подходят по стандарту лошади, ненадежен я сам как партнер, который не только срывает свое раздражение, но и рассказывает свою версию какой-то женщине, ненадежна, наконец, и сама пациентка. Она обзывает терапевта идиотом и уходит прочь. Вот почему у пациентки остается самое неприятное ощущение от сна. Не покидает чувство незаслуженной обиды. Просматривается желание выяснить свои отношения с терапевтом.

§ 7. Сексуальная символика

Фрейд не ограничился описанием только этих механизмов. Он указал также и другие способы и приемы, через которые реализует себя сновидение: драматизацию, т. е. превращение какого-то содержания в сюжетно развернутую ситуацию. Фрейд писал также о том, что увиденное во сне переводится на язык образов. Он отметил также интеллектуальную рационализацию, которая выражается в стремлении сделать сновидение более доступным и понятным.

Для сновидения нет ничего невозможного. Сюжетные переброски в нем кажутся чудодейственными, фантастическими. Рождается небывалое, оно вообще не подчиняется никакой логике. Мы уже успели убедиться, как причудливо сплетаются в сновидении различные события, как непредвиденно соединяются персонажи, образы, ситуации. Сон — это предвкушение невиданного, неслыханного.

 

_     Как проникнуть в бессознательное?        

Но особое значение Фрейд придавал разгадке сексуальной символики сновидений. Здесь, к сожалению, не обошлось без натяжек. Некоторые соображения Фрейда кажутся сегодня слишком банальными. Но ведь исследователь предлагал эти выводы не по наитию. Он исследовал множество сюжетов, образов и только после этого пришел к убеждению, что в снах нередко обозначаются сексуальные желания. Например, подъем по лестнице или полет символизируют половой акт. Стол, кровать или женская туфля обозначают половой орган. Стоит, однако, прислушаться к этим замечаниям Фрейда. Мы еще очень мало знаем о символической природе сновидений, которая сама по себе не вызывает у нас сомнений.

§ 8. Аутотренинг

Итак, к вам на прием пришел пациент. Он взволнован, его обуревают разные чувства. Он может даже всплакнуть. Полезно пронести с ним аутогенную тренировку (аутотренинг). Она была разработана немецким психотерапевтом И. Г. Шульцем (1932). В чем ее смысл и назначение? У человека две нервные системы — централь-пая и вегетативная. Первую мы принимаем такой, какой она нам дана. А вот вторую мы можем тренировать и даже воздействовать на нее. Впрочем, об этом догадывался даже первобытный охотник. Когда в пути его заставала непогода, он ложился на землю и внушал себе: "Мне тепло, мне тепло..." Вегетативно-нервная система слушается нас. Надо только натренировать ее.

Аутотренинг состоит из нескольких строго последовательных i Гадий. (Образец аутотренинга дан в конце темы.) Сначала паци-п гг, слушая голос терапевта, расслабляет мышцы лица, а затем и in <то тела. Потом он добивается ощущения тяжести во всем теле. ( ледом можно уже разогревать тело. Когда вы уже почувствовали, что приятная теплая истома согрела вас, можно перейти к ощущению невесомости. Тело становится легким. Оно несется в простран-< i ве, словно утратив физические очертания.

Итак, вы достигли полной расслабленности. Ваше бессознательное готово теперь принять лечебные формулы. Вы "убеждаете" свое |><к < ознательное в том, что кровяное давление у вас нормальное, что им чувствуете себя прекрасно. Теперь, когда пациенты находятся в * пс тоянии полутранса, аналитик может дать участникам аутотренин-i и индивидуальные образы. Я всегда тщательно готовлюсь к этой ча-

 

       Раздел I         

сти аутотренинга, подолгу размышляю о том, кому какой образ можно послать. Все зависит от клинической истории пациента.

Предположим, вы помогаете пациентке в ходе терапии добиться генитальных ощущений, которые у нее в полной мере отсутствуют. Вы можете предложить ей какой-то сексуальный образ и посмотреть, какое впечатление он окажет на бессознательное. Так рождается перекличка с бессознательным. Или другой пример. Предположим, моя пациентка с детства несет на себе бремя закрепощенных мышц. (Эта проблема будет освещена далее.) По ходу терапии с ней ведется определенная работа, направленная на раскрепощение телесности. Теперь представьте, что вы посылаете ей образ: 'Таня, вы памятник". После аутотренинга вы спрашиваете всех об испытанных ощущениях. Таня говорит о том, что образ памятника вызвал у нее отторжение. Она даже подумала: "Лучше смерть..." Для вас эта реплика значима: Таня, судя во всему, расстается со своими мышечными зажимами, и теперь ее тело сопротивляется предложенному образу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.