Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 7 страница



Бывает так, что пациенты пишут стихи. Это тоже важный материал для постижения феномена бессознательного. В процессе творчества тот или иной человек опирается на весь арсенал психики. Он и сам порою удивляется, откуда родился тот или иной образ. Стихотворение несет не только настроение. В нем есть некие подробности для аналитика. Сошлемся для примера на стихотворение моей пациентки Светланы Куран "Одиночество":

"Холодный ветер в голой роще Сухой листвой засыпал след, Над тощим полем стынет тощий Под масть воронам серый свет. Лес поредел, подлесок гибок, В нем каждый стебель как клинок, И ты в кругу своих ошибок, Как в голой роще, одинок. Твоя надежда небогата, И знает грешная душа, Что все уходит без возврата. Сухими листьями шурша. Развенчанным деревьям проще. Чем людям, отходить ко сну,

 

_ Как проникнуть в бессознательное?

Холодный ветер голой роще Сулит надежду на весну".

Зная некоторые подробности жизни Светланы, аналитик понимает, почему в стихотворении возник образ поредевшего леса или отчего "холодный ветер" обещает приход весны.

А эти стихи Ирины Егоровой я привожу с удовольствием. Они выразительны и ценны сами по себе:

"Восток жестковыйный! Терпенье и злость,

Топорная лесть и широкая кость,

И зверства не видные вчуже,

И страсти его — от нужды до вражды,

Мне так бесконечно, всецело чужды.

Что даже прекрасны снаружи.

Текучие знаки ползут по строке.

Текучие сласти текут на лотке.

Темнеет внезапно и рано.

И море с пустыней соседствует так,

Как нега полдневных зевак и собак —

С безмолвной твердыней Корана.

И Бог мне порою понятен чужой.

Завесивший женщин своей паранджой

И байей по самые пятки,

Палящий как зной над резной белизной, —

Чем собственный — чувственный, зыбкий, сквозной,

Со мною играющий в прятки.

С чужим не мешает ни робость, ни стыд,

Как дивно, как звездно, как грозно блестит

Узорчатый плат над пустыней.

Как сладко чужого не знать языка

И слушать безумный, как рев вожака,

Пронзительный крик муэдзина.

И если Восток — почему не Восток?

Чем чуже чужбина — тем чище восторг.

Тем звонче напев басурманский,

Где берег песчаный собой просолив

Лежит мусульманский зеленый залив,

И месяц висит мусульманский".

 86

 87

       Рачдел I        

Стихи сами по себе неплохи. Вот, к примеру, эта перекличка со строчками Киплинга: "Запад есть Запад, Восток есть Восток": "И если Восток, почему не Восток?" Но, впрочем, здесь явно и бессознательно ощущение: автор стихов ищет оправдание и объяснение собственному жизненному решению.

В 1901 г. Фрейд выпустил работу "Психопатология обыденной жизни". В ней он обратил внимание на то, как в наших оговорках, обмолвках проскальзывают наши бессознательные ощущения. Вот, к примеру, президент Белоруссии А. Лукашенко произнес такую фразу: "Белорусский народ будет жить бедно, но недолго..." Однажды, обидевшись на Б. Н. Ельцина, тот же президент сказал, что российский глава государства годится ему в отцы. Однако при этом, стремясь представить себя политиком нового поколения, А. Лукашенко бессознательно обошел разницу в возрасте. Она не столь значительна, чтобы быть сыном российского президента.

Когда в нашей стране заговорили о перестройке, о новом сознании, М. С. Горбачев произнес замечательную фразу: "Относительно плюрализма не может быть двух мнений, он нам нужен". Бессознательное обеспечило здесь подвох: какой же это плюрализм, если не может быть двух мнений ? Иногда политик не замечает, что он одновременно демонстрирует "нестыковку" позиций. Интересно, как Г. А. Зюганов пытается примирить религию и волю партийных инстанций. Чего стоит, к примеру, его фраза: "Это решение, которое принято съездом народных депутатов. Значит, и богу было так угодно, если к власти пришел Ленин и его партию поддержали массы". Вождь современных коммунистов словно не замечает, что одновременно ссылается на волю двух инстанций — бога и съезда. Это, разумеется, шутка бессознательного, обычная оговорка, о которой писал Фрейд.

Пожалуй, стоит привести еще один пример психопатологии обыденной жизни. Член 1Ъсударственной Думы видный политик сказал: "У Нострадамуса есть пророчество, что в конце века в нашей стране будет страшный раздор. Так давайте же достигнем необходимых политических компромиссов". Здесь все смешалось: и пророчество, и политика — уж если верить Нострадамусу, то тогда бессмысленно призывать к компромиссу. Ауж если добиваться взаимопонимания, то причем здесь пророчество Нострадамуса?

Но, разумеется, основной материал о бессознательном аналитик получает от самого пациента. Встречаясь со своим подопечным.

 

       Как проникнуть в бессознательное?        

терапевт оказывает воздействие на те импульсы, образы, желания, которые теснятся в бессознательном. Ведь основная задача терапевта состоит в том, чтобы вывести содержание бессознательного под светлый луч сознания.

***

До открытия бессознательного психолог, работая с пациентом, адресовался в основном к сознанию своих собеседников. После работ Фрейда ситуация радикально изменилась. Теперь практикующего психолога интересует не столько то, что демонстрирует сознание пациента, сколько то, что он осознает. Аналитику важно проникнуть в бессознательное, выявить его содержание и формы обнаружения. Истолкование сновидений, психопатологии обыденной жизни, рождающиеся жизненные ассоциации, символические смыслы — вот те средства, с помощью которых терапевт старается получить представление о природе невротических переживаний и способах их устранения.

Вопросы для повторения

Что Фрейд называл королевским путем в бессознательное?

Как Фрейд понимал истолкование сновидений?

Почему во сне исполняются желания?

В чем "смысл и намерение" сновидений?

Что такое процесс смещения?

Как работает механизм сгущения?

Что может выражать во сне сексуальную символику?

Зачем нужен аутотренинг?

Как проникнуть в бессознательное?

Что такое психопатология обыденной жизни?

Упражнение 1

Аутотренинг

Сядьте прямо, положите руки свободно (можно на стол). Закройте глаза. Настройтесь на аутотренинг. Сейчас я буду расслаблять мышцы лица. Разглаживаются морщинки лба. Брови, точно ручейки, растекаются в разные стороны. Веки сомкнуты. Мысленно пы-

 88

 89

—   Раздел I         

таюсь разомкнуть веки, веки сомкнуты... Щеки запали. Появляются складки в уголках губ, подбородок символически опущен. Все мышцы лица расслаблены. Вижу свое лицо на расстоянии вытянутой руки. Оно полностью расслаблено. Лицо маскообразное, безжизненное... Расслаблены мышцы шеи, мысленно нахожу зажимы в спине и расслабляюсь...

Тяжелеет правая рука. Наливается свинцовой тяжестью. Тяжелеет левая рука, наливается свинцовой тяжестью. Руки тяжелые, мысленно пытаюсь оторвать их от стола. Руки тяжелые. Тяжелеет правая нога, наливается тяжестью. Тяжелеет левая нога, наливается тяжестью. Обе ноги тяжелые. Мысленно пытаюсь оторвать их от пола. Ноги тяжелые. Они обуты в кандалы. Пытаюсь сделать шаг. Ноги не слушаются. Они тяжелые...

Все тело поразительно тяжелое. На плечи ложится мешок с грузом. Спина чуть-чуть согнута. Поза кучера. Все тело расслаблено. В этой позе я могу отдыхать долго, ощущая расслабленность мышц.

Теперь я буду разогревать свое тело. Все внимание сосредоточено на кончиках пальцев, там, где они соприкасаются с поверхностью стола. Здесь в подушечках пальцев рождается тепло, я ощущаю биение пульса. Тепло поднимается по фалангам пальцев. Я ощущаю биение пульса в ладонях. Они влажные, а тепло поднимается к локтевым суставам, к плечам. Мысленно вижу себя у костра. Жаркое пламя входит в каждую клеточку рук. Руки наливаются теплом...

Сейчас я переключаю внимание на подошвы ног. Здесь постепенно ощущается пульсация. Рождается тепло. Мысленно ступаю по горячему песку. Ногам жарко. Важно поймать это ощущение тепла, идущего снизу. Тепло поднимается к щиколоткам. Ощущаю биение пульса в икрах. А тепло захватывает бедра, поднимается все выше. Внимание: тепло в солнечном сплетении внизу живота. Это благостное ощущение расслабленности и блаженства. Тепло возле пупка. Тепло поднимается еще выше, мимо чакр к тысячелепестко-вому лотосу в темечке головы. Вижу лежащим себя на горячем песке. Знойное жаркое солнце ласкает, нежит каждую клеточку обнаженного тела. Мне жарко...

Сейчас рождается ощущение невесомости. Сам я на месте, а тело неожиданно движется влево... Вправо... Назад, вперед... Я ощущаю себя как перекати-поле. Ветер подхватывает меня и несет по равнине. Сейчас я, точно бумажный змей, взмываю ввысь... Я несусь, пристраиваюсь к белому облачку, парю... Вижу внизу караван вер-

 

       Как проникнуть в бессознательное?    ■

блюдов, пустыню, джунгли, железнодорожную магистраль. И медленно опускаюсь на плот посреди океана. Влажный ветер ласкает мое обнаженное тело. Меня укачивает, укачивает...

(Дальнейший текст произносится с иной интонацией.) С каждым разом я все глубже осваиваю технику аутотренинга. Теперь мне не составляет труда вызвать ощущение тепла, расслабленности и невесомости. Сон глубокий едва голова касается подушки. Память заметно улучшается, уходят тревоги, страхи, проблемы кажутся решаемыми...

(Опять меняется интонация.) Лежу возле огромного водоема. Слышен немолчный шум водопада. Легко, свободно...

Сейчас я буду выходить из этого состояния. Мысленно вижу тучу, чреватую дождем. Я подтягиваю ее к окну нашей комнаты. Внимание! Сейчас раскроется форточка. Внимание! Холодный влажный воздух хлынул в комнату. Мои виски прохладные... Открываю глаза... Сеанс закончен...

Упражнение 2

Истолкование сновидения

Прочитайте работу Фрейда "Истолкование сновидений". Если сама работа кажется вам обширной, можно ограничиться статьей "О сновидении" или материалом главы 4.

Теперь запишите сюжет сна. Постарайтесь разобрать, как развиваются события в сновидении, что следует за чем. Подумайте, были ли в сновидении какие-нибудь сюжетные переброски. Запишите, как действие во сне прерывалось, переносилось в другое место, в иное время... Зафиксируйте, если во сне вообще не было сюжета. Возникла картина, и все...

Обдумайте, какие люди появились в вашем сновидении. Запишите всех участников сна. Поразмыслите, почему именно эти люди приснились вам сегодня. Не было ли формального повода, какой-то мысли или воспоминания? Не возникли ли какие-то ассоциации?

Сейчас запишите на листке бумаги те образы, которые явились вам во сне... Постарайтесь классифицировать их, отделить их по какому-нибудь принципу: например, образы далекого прошлого или 11едавние впечатления, образы природы или образы состояний души.

Постарайтесь зафиксировать то впечатление, которое осталось у вас после сна: ощущение радости, тревоги, растерянности, отвра-

 90

 91

 

       Раздел I         

щения, печали. Ответьте на вопрос, какое скрытое желание осуществлено во сне. Подумайте о том, не получилось ли так, что ваше истинное желание оказалось во сне скрытым или вообще не выявленным.

Теперь попытайтесь записать те ассоциации, которые возникли у вас под влиянием сновидения. Свяжите ассоциации с элементами сна.

Составьте собственное истолкование сна. Подумайте, нет ли другой версии. Запишите ее тоже. Обратите внимание на то, не ощущали ли вы в себе известное сопротивление разгадке сна, не возникло ли чувство досады, горечи, раздражения. Попробуйте в целом ответить на вопрос, какое чувство оставило у вас истолкование сновидения...

 

 

ГЛАВА 4

КАКОВЫ ЗАЩИТНЫЕ

       МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ?        

§ 1. Грани личности

Эля — моя студентка. Она работает учительницей в школе. К урокам готовится тщательно. У нее почти нет свободного времени, потому что она увлечена своей профессией. О своих учениках рассказывает увлеченно, с любовью. Порою кажется, что вся ее жизненная энергия тратится на собственное ремесло. Предложения о возможном ином поприще отвергает решительно: "Неужели можно бросить моих детей? Их уже и так бросали.

Читаю в ее дневнике: "Я была очень правильным и ответственным ребенком". В школе пришлось испытать разочарование в дружбе. "Как-то в один из учебных дней мы пришли на последний урок, а учительницы не оказалось. Вероятно, она заболела. Мы подождали. Потом я предложила сходить к завучу, спросить, можем ли мы уйти домой. У меня не было ни грамма сомнения, что нас отпустят. Это была лишь формальность, для успокоения совести. Но все ребята моего класса злобно зашипели на меня. Надо просто уйти, а то нам поставят замену и мы будем досиживать урок до конца. Мы поспорили. Моя подруга Галя была на моей стороне. Я решила сходить к завучу сама и в случае чего попросить замену. Поднялась по лестнице и уже за спиной случайно услышала грубые оскорбительные слова Гали по моему адресу. Она назвала меня сволочью, процедив это сквозь зубы. Этого я от нее никак не ожидала. Я, сама не своя, поднялась в кабинет завуча, спросила об уроке, и нас, как и предполагала Галя, официально отпустили. Я сошла вниз и сказала об этом одноклассникам. Я ни слова не сказала Гале, но мои отношения с классом стали усложняться. Галя настроила против меня всех, мне объявили бойкот. Два с половиной месяца со мной никто не разговаривал... Я плакала, хотела перейти в другую школу".

 92

 93

Раздел I

Иной читатель, прочтя эти строчки, усмехнется. Подумаешь, правильная девочка. Экая невидаль — бойкот... Припомним, однако, что в античной Греции остракизм считался наказанием хуже смерти. Да и мы сами помним, к примеру, какой катастрофой обернулось такое мщение для героини фильма Р. Быкова "Чучело". Мы как будто впервые узнали тогда, что такое детская жестокость и как она отзывается в душах людей.

Эля не выдержала заговора молчания. Она написала о своих страданиях самой, как ей казалось, доброжелательной девочке Юле. Та понесла письмо Гале. А ведь Эля просила письмо о своем одиночестве никому не показывать. Устроили коллективную читку. Какой удар по гордости и душевной ранимости. Второе предательство! Эля пишет, что, став студенткой Московского педагогического государственного университета, она и вовсе закрылась. Ее считали непробиваемой стеной. К несчастью, у Эли умер отец. Это завершило процесс ее отчужденности.

В начале терапевтической работы Эля написала в дневнике, что она ощущает себя воробьем, который сидит, нахохлившись, опустив голову. Для достоверности она даже нарисовала этого воробья. Через две недели, излагая свои ощущения от аутотренинга, Эля запишет: "Я в большом глиняном яйце. Во время аутотренинга и лекции по психоанализу мне казалось, что на меня давят на уровне плеч стенки этого яйца..."

По всем предметам Эля получает отличные оценки. Лекции, даже не очень интересные, посещает без пропусков. К экзаменам готовится истово, на пределе возможного. Нередко занимается ночью. Однажды отказалась сдать мне экзамен, сославшись на недостаточную подготовленность. Мое предложение получить свою законную пятерку по результатам сессионной работы отвергла с возмущением. Сдала через несколько дней по полной программе...

Мне стало казаться, что в личности Эли прочно укоренился трудяга Сальери. Как и прославленный композитор, она упрямо играла гаммы, даже не рискуя отойти от канона. Кто-то с детства внушил девушке, что у нее нет выдающихся способностей и поэтому она может добиться своих целей только усиленным трудом.

Между тем мне казалось, что Эля одарена, но попросту задушила в себе Моцарта. Мысль о том, что можно приобрести знания путем наития, дерзкой духовной авантюры, душевным взлетом. Эля отвергала с порога. При этом она обнаруживала поразительное уп-

 

Кякгты защитные механизмы психики? —    —

рямство. Даже мнение педагога, который вроде бы и призван усматривать неординарность, Эля убивала в зародыше. Однажды в ответ на мою шутку, она неожиданно сказала:

— Что-то, Павел Семенович, вас "зачастило"...

Аудитория оценила молодежный сленг и весело посмеялась. Мог ли я тогда предположить, что это агрессивное создание станет для меня безмерно дорогим существом... Как-то Эля пришла на индивидуальный психоанализ (так называется частная беседа с аналитиком). Я узнал, что в семье Эли три женщины: мама и две сестры. Живут вместе своеобразным женским коллективом. В ту пору я ничего не знал об отце Эли. Я спросил об этом очень осторожно. Эля сказала, что отец умер.

Потом Эля рассказывала о том, какую роль в ее жизни играл отец и как его смерть отразилась на всем ее человеческом бытии. Меня лично всегда поражало, как легко примиряются с уходом отца его наследницы! Помню, как одна студентка сообщила о смерти отца таким тоном, словно эта подробность придавала лично ей особую пикантность. Но тут иное. Эля припомнила, как однажды отец сказал ей: "Когда-нибудь я умру..." Они тогда горестно обнялись. Рассказывая об отце, Эля заплакала, тушь растеклась по ее лицу. Я обратил внимание на то, как неожиданно красива была Эля в своем подлинном горе...

Что хотелось мне сказать в связи с этим созданием? Каждый человек имеет возможность развивать всю полноту своей личности. Но как часто жизненные обстоятельства разрушают этот процесс! Можно вполне убежденно загнать себя в узкий проем, вытравить в себе зерна особой одаренности. С Элей этого не произошло. Однажды, отлучившись на заседание редколлегии, я попросил Элю поработать с группой вместо меня. Когда я вернулся, в маленьком коллективе шла увлеченная работа. В Эле зрел опытный аналитик. А вот что написано в последней записи ее дневника: "Я очень сильно изменилась за последнее время и сама это понимаю. Как будто с меня слетела вся чешуя неприятного прошлого опыта". Встретимся ли мы на жизненных перекрестках? Хочется совсем по Чехову спросить: "Мисюсь, где ты?"

§ 2. Право на счастье

Я часто спрашиваю себя: зачем люди рожают детей? Нет, вопрос не праздный, когда наблюдаешь, как отец или мать планомер-

но, целенаправленно уродуют личность собственного ребенка, выращивают в нем неврозы и при этом мнят себя опытными воспитателями, идеальными родителями. Вот исповедь 23-летней девушки: "Я чувствую себя одинокой. Мама никогда не называет меня дочкой, но я этого и не хочу теперь... Она лишний раз норовит обозвать меня. Может быть, еще и потому, что она рабочий человек, работает на консервном заводе. Там все женщины такие грубые. Она может быть иногда доброй и заботливой, но только со своими знакомыми, только не со мной. Правда, я тоже с ней холодна. Иногда мы можем с ней поговорить минут 10, потом она обязательно срывается, начинает кричать, а все потому, что я, по ее мнению, задаю глупые вопросы, ничего не соображаю. Поэтому мне лучше молчать, когда она говорит. Она не любит, когда я смотрю ей в глаза, считая, что это глупо. Когда мы с ней разговариваем, я смотрю в сторону. Мы раздражаем друг друга..."

Наташа рассказывает, что в детстве мама старалась все сделать за нее и брата, считая, что они не справятся. Это совершенно убило в них инициативу Сейчас дети стараются выйти из-под ее опеки, понимая, что иначе их жизнь будет сломлена окончательно. Два года назад Наташа стала встречаться с молодым человеком. Но юноша не понравился маме из-за своей внешности. Маме казалось, что он низкорослый, хотя ростом он с Наташу.

Однажды мама Наташи, порывшись в столе, нашла стихи, которые написал юноша своей возлюбленной. Эти стихи Наташа часто перечитывала, они ей очень нравились и согревали ее душу Мама же, найдя их, изорвала в клочья. Наташа даже удивилась, какмама, прочтя стихи, не ощутила выраженные в них нежность и теплоту. Можно представить себе горечь Наташи, когда она нашла изорванные стихи. Наташа плакала, она собрала кусочки бумаги и склеила их. Но мама с еще большим остервенением уничтожила их.

Наташа сама сочинила стихи и хотела отправить их Славе. Однако мама обнаружила и эту поэтическую перекличку. Она стала читать сочиненные дочерью строчки с предельным сарказмом. Она откровенно глумилась над чувствами дочери, объясняя ей, что в их семье никогда не было принято говорить о своих чувствах. Это позор!

Кто-то, возможно, удивится, где это я отыскал для иллюстрации такую маму. Просто садистка какая-то! Увы, ситуация эта стереотипна. .. Я постоянно веду несколько таких историй. Вот, кстати, еще

 

       Каковы защитные механизмы психики? 

одна исповедь: "С пяти лет я только и слышала от мамы: "Хоть бы ты поскорее выросла. Могла бы сама зарабатывать и кормить себя". Свою маму я ненавижу. Нет, наверное, еще хуже. Она мне безразлична. Меня все в ней раздражает: ее поведение, голос, манера говорить, ее нервозность и ущербность. Вчера я купила себе цветной телевизор. Что тут началось! Моя мама религиозная, она считает, что телевизор — это от беса. Она сказала, что теперь у меня не будет мужа. Не случайно я не хожу в церковь, меня туда бесы не пускают... Мне приходится воевать за все, что, наверное, для обычных людей составляет норму — за бытовую технику, еду, самостоятельность, независимость. В детстве меня спрашивали: "Ты родная мне или неродная?" Если я отвечала утвердительно, получала пощечину. Выть родной — это все равно, что быть обузой для родственников. 11ельзя сделать ни одного промаха, надо быть хорошей и послушной".

Помните, я уже приводил пример, когда мама бессознательно калечила жизнь собственной дочери, считая при этом себя идеальной воспитательницей и примерной мамой. Привожу горькие слова, которые произнесла жертва этого воспитания, когда наконец стало ясно, чем это обернулось в судьбе дочери: "Родители рожают детей, чтобы иметь куклу для собственных утех и произвола..."

Позвольте, но разве мама не имеет права влиять на судьбу дочери, следить за ее поведением, помогать в выборе молодого человека 1? Представьте себе — не имеет... Даже самая идеальная, любящая, благополучная мама несет в своем сознании груз собственной, зачастую неотрефлексированной судьбы, бремя различных предрассудков и элементарной психологической неграмотности. Что делать, если в нашей стране на многие десятилетия исчезла психоаналитическая практика, не издаваласыгужная литература, не (и ,що консультационных пунктов. Но главное даже не в этом — каж-Ььш человек имеет право на собственный поиск своего счастья...

Одна из моих пациенток говорит: "Если я выйду замуж без ма-i сринского благословения, моя мама умрет". Я пытаюсь объяснить i коей собеседнице, что она обычная жертва воспитания путем уст-ра 11 гения. Ведь дети только и слышат от родителей: будешь есть сладкое, станешь калекой... Перестанешь слушаться маму, погибнешь... Не съешь кашу, пойду и выброшусь с балкона... Я поясняю своей пациентке, что никто еще не умирал от того, что дочка вышла за-

   Раздел I         

муж по своей воле. Пациентка грустно кивает головой и неожиданно произносит: "Это вообще-то верно, но моя мама действительно умрет".

§ 3. Сублимация

Отчего мамы так непреклонны, так победоносны и упрямы? Почел|гу они посвящают свою жизнь неукоснительному контролю за дочерью или сыном? Как правило, это результат собственной непрожитой жизни. Нереализованная психическая энергия устремляется в иное русло. Родители абсолютно убеждены в том, что поступают правильно. Об истинных бессознательных мотивах своего поведения они и не подозревают. Этот защитный механизм 3. Фрейд

назвал сублимацией.

Сублимация — это переключение психической энергии из одного состояния в другое. Процесс, противоположный вытеснению, в результате инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения.

С помощью теории сублимации Фрейд пытался объяснить образование высших форм деятельности человека, связывая их с первичными сексуальными побуждениями. Сублимация происходит тогда, когда эти побуждения направлены на объекты или цели, не имеющие никакого отношения к сексуальной сфере, но обладающие решающим значением и ценностью для жизни человеческого рода. При этом либидозная энергия остается количественно постоянной, но ее качество коренным образом меняется, потому что ее объекты и ее способы действия иные. Человеческая деятельность, как уже отмечалось, по Фрейду, обусловлена сексуальными влечениями, которые требуют удовлетворения. Но всегда ли можно реализовать свои сексуальные побуждения? Разумеется, нет. В этом случае психическая энергия сублимируется, т. е. преображается в какие-то иные формы.

Допустим, молодая мама осталась без мужа. Ее сексуальность не реализовалась. Запасы ее энергии требуют выхлопа. В этом случае она может перенести свою нежность на сына, разыгрывая с ним драматургию невоплощенной чувственности. Бессознательно она будет рассматривать своего сына как сексуального партнера. Как же в этом случае она будет воспринимать появление молодой сопер ницы? Тут уж вряд ли можно ждать беспристрастности.

 

Каковы защитные механизмы психики?

В той же мере мама может сублимировать свою чувственность в неприязненное отношение к дочери. Возможно, она бессознательно будет считать свое дитя виновницей ее собственного горя-злосчастья. А может быть, испытает чувство зависти к молодой жизни. Наконец психическая энергия может выплеснуться в убеждение: именно она является идеальной матерью, благородной наставни-1н-й, достойным примером для подражания.

Все истории, которые здесь изложены, имеют в своей основе i [(удовлетворенную сексуальность. Я спрашиваю у одной пациентки об отце. Она отвечает: мама не была в браке. Она просто соблаз-11ила одного женатого мужчину. Других встреч у них не было. Сама i кщиентка страдает от того, что у нее нет и никогда не было своего парня. Она спрашивает меня: почему мои подруги влюбляются, иыходят замуж, рожают детей, а я вдруг осталась в стороне, никак i К получается ни с кем ни познакомиться, ни встречаться? Я осторожно спрашиваю у девушки, была ли у нее половая близость. Да, печально признается пациентка, грубо говоря, я просто "натянула" на себя парня. Больше у нас не было встреч, он вскоре женился...

Удивительная вещь — одна и та же прискорбная ситуация передастся точно по эстафете. Я называю это трансляцией поведения. У мамы была единственная, спровоцированная близость с мужчиной. У дочери тоже. Что за проклятие такое? Пациентка, о которой м pi доказываю, умная, одаренная и даже по-своему красивая девуш-и. i Но она отчаянно одинока. Она хочет любви и радости материн-I i на. Но она не востребована. В своем дневнике она пишет: "Вот и I |овый год! Роворят, что пожелаешь себе, то и исполнится. Раньше я |ерила в это. Так хотелось встретить Новый год вдвоем, а получилось наоборот. Веселила себя, какмогла. Вовка даже не поздравил и иг пригласил ни на один танец... Раньше я хотела заполучить его 111 и кто так, чтобы не быть одной. Но вот мы поехали в деревню, и я Поняла, что я ему совершенно неинтересна. Он относится ко мне Как к доброй знакомой..."

Термин "сублимация" первоначально содержал представление • ' превращении инстинктивного влечения в нечто социально цен-

       Главным образом слово выражало превращение "догениталь-

1111 s" влечений в несексуальные установки. По Фрейду, причина на-

|пi живого желания сдерживать свои чувства лежит в неспособнос-

i и предаваться своим сексуальным страстям. Изначальная половая

• дность (фригидность) также приписывается последствиям ран-

 98

 99

Раздел I _

них сексуальных травм или кровосмесительных фиксаций, гомосексуальных наклонностей, садистских или мазохистских элементов. Причем последние рассматриваются как сексуальные по своей сути феномены.

Сексуальное влечение способно менять свою ближайшую цель на более высоко оцениваемую в обществе. Вот почему, по замечанию Шекспира, мы становимся нравственными, когда слабеет плоть... Подавленная сексуальность находит воплощение в общественно значимых действиях. Она выступает во всеоружии моральной агрессивности, воспитательного пафоса, нравоучительной экзальтации . Даже верующий человек вряд ли сочтет телевизор бесовским наваждением. Элементарно просвещенная мама не станет из деваться над стихами дочери или рвать бумагу, на которую излилис слова нежности влюбленного юноши. Любая пожившая на свете женщина знает, как прихотливо счастье, как легко можно принести горе в судьбу дочери. Ясное дело, все эти побуждения — не плод недомыслия. У них глубокий мощный исток, и он обозначен Фрейдом...

§ 4. Драматургия сублимации

В конце 50-х годов американское телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать ребенка, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории с целью выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с удовольствием пеленали1 кукол, играли с ними, приобщались к азбуке родительского чувства.

Пример с телевизионным циклом способен обескуражить самого увлеченного теоретика. Ведь подразумевалось, что тот, кто тво> рит себе кумира, в меру сознателен, по крайней мере отдает себе! отчет в своих поступках. А тут обнаружилась совсем иная картина. Оказывается, зритель живет в мире интенсивной, неосознанной; мотивации: он радуется и страдает, одержимый подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление обусловливают его поступки. Иллюзия сознательности, будто бы присущая личности, мешает понять скрытые импульсы человеческого поведения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.