Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 5 страница



— Знаешь что, подруга, а ты не дури. Тебе тридцать два года, у тебя, можно сказать, последний шанс. Твой Феликс умен, образован, деликатен. Какого рожна тебе надо? Перестань чудить...

Но так рассуждать, как говорил в каком-то фильме Папанов, может только очень глупый дурак... Казус Оли — обычная завязь клинической истории. Ситуация окажется совершенно иной, если мы посмотрим на нее глазами Фрейда.

§ 5. Метод свободных ассоциаций

Ученица 3. Фрейда К. Хорни во многом критически относилась к ряду положений своего учителя. Каковы фундаментальные принципы фрейдовской психологии? ■— спрашивала она. Что главное у Фрейда? Попытка сделать психологию естественной наукой? Приписать наши чувства и стремления в конечном счете "инстинктивным" источникам? Расширение концепции сексуальности, встретившее столь сильное моральное неприятие? Убеждение во всеобщей значимости Эдипова комплекса? (О нем поговорим позже.) Представление о том, что сформированные в детстве образцы поведения повторяются в течение жизни? Надежда на эффективное лечение посредством воскрешения детских переживаний?

Все эти положения чрезвычайно важны для фрейдистской психологии. Со времени фундаментальных открытий Фрейда никому не удалось создать нечто более существенное в области психологии и психотерапии. Прежде всего огромная заслуга Фрейда в том, что, согласно его учению, психические процессы строго обусловлены. Мы

 

теперь с полной уверенностью можем говорить о том, что любое переживание человека, в том числе и то, о котором рассказывает Оля, не является причудой, обыкновенной блажью. Оно в определенном смысле закономерно, оправданно, имеет реальные причины.

До Фрейда психологи многие психические феномены считали случайными, немотивированными, загадочными. Как могли они, к примеру, объяснить сновидения, фантазии, ошибки повседневной жизни? Но именно после Фрейда психологи, и это отмечает, в частности, Хорни, отважились на психологическое истолкование феноменов, которые прежде приписывались органическим стимулам — например, психических причин сновидений, страха, психических последствий мастурбации, психических причин истерии, различных заболеваний.

Уже говорилось о том, насколько важно открытие бессознательного. Наша психика была бы крайне простым и неинтересным феноменом, если бы все, что происходило с нами, растворялось бы, исчезало, не оставляя следов. Нет, прошлое уходит в глубины подсознания и там живет своей уникальной жизнью. Наращивается целый пласт чувствований, некогда испытанных состояний.

У этих "кадров" своя логика. Она не совпадает с обычным рассудком. Нечто кошмарное переплетается в памяти с мигом блаженства. Эпизод счастья из-за какой-то детали всплывает в памяти как грозное потрясение. Здесь правит бал ее величество — похожесть. Фрейд называл свой метод методом свободных ассоциаций. В 1823 г. вышла книга немецкого писателя и публициста Л. Берне "Как стать оригинальным писателем в три дня". Автор предлагал начинающим литераторам записывать на бумагу все, что приходит им в голову. Вот какое-то слово вызвало у вас образ, воспоминание, некое чувство. За ним потянулось другое. Выстроился некий ряд ассоциаций, смысловых и эмоциональных связей.

Одно тянет за собой другое. Вы спросили пациента, жива ли бабушка, а он вспомнил деревенскую речку, тихий закат. Память угод-ливо напомнила и об ином — о любимой. Но там был не закат дня, а утренний моросящий дождь. Совсем как в классическом итальянском фильме. Мальчик бежит вдоль забора. Палка в его руках ударяется по деревяшкам. Это образ войны...

Многие пытаются понять, почему телевизионные программы о прошлом "Старая квартира", "Старые песни о главном" и другие 1 юльзуются такой популярностью. Или хотя бы празднества в честь

 60

 61

       Раздел I         

850-летия Москвы. Опять зазвучали с экрана песни о столице и о войне. Мы слушаем: "И врагу никогда не добиться..." Рождается ощущение, будто в нашу одинокую, опустелую душу ворвалось знакомое, без чего жизнь кажется бессмысленной. Ликование, обретенное душевное спокойствие, готовность катапультироваться в прошлое. А ведь это были годы террора, войны, геноцида...

Любое воспоминание, которое пришло вам на ум, значимо. Для психолога важны слово, число, образ, сюжет, неожиданно вспомнившееся сновидение. Однажды Фрейд попросил своего пациента назвать любое женское имя. Юноша немедленно откликнулся: "Альбина". На вопрос: есть ли у него такая знакомая, пациент ответил: "Нет". Откуда же родилось такое имя? Случайно ли? Нет, во время лечения Фрейд пошутил и назвал юношу "Альбино". У юноши был необыкновенно светлый цвет волос.

Но что и тут особенного? — возможно, удивится читатель. Дело в том, что Фрейд отмечал в личности пациента нечто женское. Вообще юноша ощущал себя самой интересной женщиной на свете. Так в его сознании причудливо связалось шутливое слово аналитика и собственное самоощущение. В этот миг юноша был Альбиной...

Когда пациент оказывает сопротивление аналитику, не хочет возвращаться к прошлому, одно- единственное слово, случайно пришедшее в голову, может подсказать психологу, чего на самом деле не хочет открывать пациент. Кроме того, именно это слово или образ помогают вызвать из бессознательного нечто, что предельно важно для терапевтической работы. Ведь пациент может считать какое-то воспоминание стыдным или малозначимым. Напомним читателям о том пациенте, о котором говорилось в первой главе книги. Он пришел к психоаналитику томимый мыслью о своей инфантильности. Но в процессе беседы, путем метода свободных ассоциаций, мы пришли к его кузине. Ауж потом выяснилось, что детский опыт ласкания женского тела оказал воздействие на его жизненные ориентации.

§ 6. Идеализация воспоминаний

Пациент никогда не приходит к психоаналитику с готовым признанием. "Видите ли, со мной был необыкновенный случай, который отравил всю мою жизнь". Люди даже не догадываются, где исток невроза, навязчивых состояний, счастливых воспоми-

 

Что такое бессознательное?

наний. Психоаналитик пытается помочь пациенту связать забытое в нечто целостное. В этом смысле авторы программы недавно шедшей "Старой квартиры" — неплохие режиссеры. Передача выполняет психотерапевтическую функцию. Людям предлагают побродить в пространстве бессознательного. Вспомнить, оценить, пережить заново.

Записываю исповедь: "Я поднимаюсь на крышу, чтобы сбросить фугаску, а там парень и девушка целуются"... Жизнь не развивается в одном измерении. Горе и счастье, подвиг и бесчестие, палачество и жертвенность переплетаются. Но все-таки можно утверждать, что человеку свойственно идеализировать свои воспоминания...

В песне поется: "Что-то с памятью моей стало..." Воистину так! Память — ложный поводырь. Она заглушает голос рассудка. Человека спросили: когда вам лучше жилось — при рабстве или после отмены крепостного права? Тот ответил: конечно, при рабстве... Все изумлены — почему же? А человек отвечает: потому что я тогда был молод и меня любили девушки. Это, как известно, анекдот. Однако из художественной литературы мы помним, что крестьяне вспоминали жизнь при помещике как несказанную радость. Тот же Фирс из чеховского "Вишневого сада".

К чему клоню? Воздействие телевизионных программ многомерно. Но есть и опасность чисто идеологическая. Человеческую потребность в припоминании прошлого можно эксплуатировать. Можно обслуживать людские фантазии. Можно, наконец, поставить на поток ностальгические иллюзии. Развлекательная индустрия неожиданно окажется пристрастной, заангажированной. Такая угроза в отечественной культуре намечается.

Мы живем в потоке образов. Они складываются в нечто прихотливое, эксцентричное. Вот картина казино. Вот песенка про синенький скромный платочек, вот храм Христа Спасителя. Вот папарац-ци догоняют английскую принцессу Диану... Зловещий рассказ о буднях КГБ. Потом неожиданно: "наша служба и опасна и трудна..." Старые ленты идут без комментариев, без предваряющего слова. (lira легко оживляют в памяти прежние стереотипы.

Разумеется, надо отделить смысл происходящего от психологического диктата. Человек должен знать свою историю. Иначе — явление, названное Ч. Айтматовым манкуртизмом, т. е. беспамятством. Сейчас во многих странах происходит бум увлече-

 62

 63

Раздел I

 

Что такое бессознательное?

 

 

 

ния родословной. Люди пытаются восстановить летопись собственного рода до давнего колена, гордятся своим происхождением.

Все это закономерно. Но есть и иное. Предумышленное приукрашивание забытого. Это вечный сюжет культуры. Ведь осознание человеческой истории началось с мечты об утраченном рае, о золотом веке, времени счастья... Людям свойственно черпать вдохновение в историческом багаже. Видимо, Сталин своевременно догадался об этом. Во время войны он припомнил великих предков, которые осеняли наши победы.

А уж после войны западные психоаналитики подсказали государственным мужам, как можно эффективно использовать "тоску о прошлом". Что там говорить — появился стиль "ретро". Телевизионные ленты воскрешали обстановку исторического благоденствия. О прошлом, о традициях напоминали детали, ушедшие аксессуары. Политики подсказывали, какие настроения надо восстановить, романтизировать. Мастера культуры угадывали социальный заказ...

Поставим вопрос: разве человек не в состоянии трезво, взвешенно оценить то, что было? Сомнительно. Ведь оно одновременно живет как бы в двух измерениях. Рассудок диктует одно, чувства — иное, сознание ведет по одному маршруту, а подсознание — по другому. Человек — единственное в мире существо, которое может жить в ситуации абсурда. То, что он думает и чувствует, так и не складывается в окончательную, проясненную картину.

Празднуя юбилей Москвы, мы хотели отметить историческую дату. Но в партитуре праздника зазвучали разные нотки. Опера "Иван Сусанин" превратилась в некое площадное зрелище. Храмовые события — в проповедь православия и народности. Ауж коммунистическое ретро сочилось изо всех пор... Идеологический покров оказался стойким и устремленным.

Невольно рождалось предостережение: "Эй, вы там, наверху, осторожнее с ретро"...

§ 7. Вытеснение

Бессознательное способно идеализировать прошлое. Но оно может оценивать события как сугубо негативные, драматические, тягостные. В жизни каждого человека — немало печальных страниц. Случаются драмы и трагедии. Если бы все наши катастрофы гнез-

 

дились в актуальном сознании, наша психика не выдержала бы. Слава Богу, эволюция снабдила нас надежным механизмом. Он называется вытеснение.

Вытеснение — это защитный механизм психики, который помогает удалять из сознания все, что кажется ему неприемлемым. Наши влечения, импульсы, переживания, которые доставляют нам неприятности, вытесняются в бессознательное. Мы решительно их "забываем", т. е. боремся с тем, чтобы они не проникли в сознание, не напомнили нам о пережитой боли, не вызвали бы ощущение стыда или страдания.

Одна из моих пациенток на приеме рассказывает, что в юности она была изнасилована. Разговор происходит на одиннадцатой сессии, и я, естественно, спрашиваю ее, почему об этом, столь значительном для диагностики событии она говорит только на последней нстрече. "Я только вчера вспомнила", — простодушно отвечает она. И здесь нет ни лукавства, ни жизненной изощренности, ни притворства. Драму вспомнить нелегко. Она "завалена" новыми впечатлениями бытия. О ней лучше и не помнить.

Многие люди вообще почти ничего не помнят из своей жизни, другие — наоборот. Вот моя студентка Аня Рыднова прекрасно рассказывает, как она, еще совсем кроха, переступает в шубке порог и, не раздеваясь, плюхается на пол. Когда она сама ведет лабораторное занятие с пациентом, искренне удивляется, что ее соученик Паша ничегошеньки о своем детстве не помнит. Поистине чеховское: "в детстве у меня не было детства..."

Есть у меня друг. В свое время мы работали вместе. Он был директором колледжа. Высокий, спортивный человек, бывший офицер, внимательно следящий за своим здоровьем. Он активно накачивал и без того натренированные мышцы. Использовал лечебное голодание. Старался избегать обедов в институтской столовой. Как-то на новогоднем вечере я просто залюбовался им, невольно сравнивая его с его сыном, разумеется, в пользу отца.

Однажды директор колледжа потерял сознание прямо на улице. В госпитале (он выпускник суворовского училища) сняли кардиограмму и встревожились. После месячного излечения его при-1 нлось выписать почти без динамики. Органических поражений не нашли. Случившееся, безусловно, было связано с невротическими реакциями. Виноваты нервы. В таких случаях психологи говорят: "это психогенное".

 64

 65

Раздел I

 

Что такое бессознательное?

 

 

 

Мой офицер занимался в нашейучебной группе. Признаться, он мне сильно помог. Такого старательного ученика трудно придумать. Если он узнавал, что по случаю праздника занятий не будет, он искренне огорчался. Глядя на него, студенты также истово относились к занятиям. Впрочем, для офицера это был единственный шанс сохранить здоровье, но ведь я мог бы сказать то же самое о многих моих пациентах.

Работая с ним в группе, мы вместе с тем сразу столкнулись с разными трудностями. Прежде всего пациент мало что мог рассказать о своей жизни. Его спрашивали, к примеру: любили ли вы? Он отвечал: "Конечно, ведь я женат". — "Была ли в вашей жизни безумная, запретная любовь?" — "Нет, кажется, нет". Офицер в силу спартанского воспитания, характера службы многое из того, что с ним было, вытеснил в бессознательное.

Однажды я сказал ему, что его выздоровление начнется только тогда, когда дрогнет механизм вытеснения. Я оказался прав. Через год работы пациент словно пробудился. Он отчетливо вспомнил, как едва не угодил в тюрьму, водил в детстве дружбу со шпаной. Рассказал нам однажды, как отчим приставил к его ногам горячий утюг, когда мальчик спал. Воспоминания пошли половодьем. Вскоре, когда мой офицер снова пришел в госпиталь, там решили, что он пользовался какими-то импортными лекарствами. Исчезла аритмия. Ушли и некоторые кардиологические проблемы.

Вытеснение стремлений за пределы сознания или недопущение их до сознания не препятствует их существованию и эффективному воздействию. Это означает, что мы можем быть раздражены или угнетены, не зная почему. Мы можем принимать жизненно важные решения, не зная истинных мотивов своих поступков. Мы можем страдать от неудачной любви, не догадываясь о подлинных предпосылках своего несчастья. Мы можем гордиться своими убеждениями, не ведая, откуда они взялись. Мы можем испытывать привязанность к человеку, не подозревая, чем на самом деле она вызвана...

§ 8. Между Сциллой и Харибдой

Фрейд, исходя из клинической практики, выдвшгул представления о бессознательных психических механизмах, лежащих в основе неврозов, сновидений, ошибочных действий и т. д. Эти феномены он объяснял как "компромиссное" образование, отражающее

 

конфликт между бессознательными влечениями и установками сознательного "Я" или как результат столкновения двух принципов психической деятельности. В основе этого лежит изначально присущее человеческому организму бессознательное стремление к получению удовольствия и удовлетворения желаний либо непосредственно, либо опосредованно, в том числе и с помощью "устранения", "избегания неудовольствия". 'Таким образом, —писал Фрейд, — как мы видим, жизненная цель просто определяется программой принципа наслаждения. Этот принцип главенствует в деятельности душевного аппарата с самого начала; его целеустремленность не подлежит никакому сомнению, и в то же время его программа ставит человека во враждебные отношения со всем миром..."

Принцип удовольствия, который находится в подчинении у влечения к смерти, Фрейд выводил из принципа постоянства. Так называется один из принципов регуляции психической деятельности, сущность которого состоит в том, что психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком или, по меньшей мере, постоянном уровне, обнаруживая при этом в качестве общего признака "экономный принцип" бережливости в расходовании энергии. Данное представление о принципе постоянства было введено в научный оборот за несколько лет до появления аналогичных представлений о гоме-остазе (приспособительных реакциях организма, обеспечивающих его динамическое постоянство). Предложенное американским физиологом У. Кенноном в 1929 г., это представление содействовало развитию идей об энергетике и динамике психики.

Фрейд считал, что течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия. Когда человек напрягается в связи с каким-то неудовольствием, он пытается уменьшить зто напряжение и получить удовольствие. Провозглашая принцип удовольствия главенствующим принципом психический жизни, 3. Фрейд в то же время уточнял, что этот принцип не управляет течением всех процессов, поскольку ему противостоят различные другие силы и стремления, условия. Вот почему встреча с реальностью далеко не всегда соответствует принципу удовольствия.

В качестве основной силы, которая противостоит принципу удо-иольствия, Фрейд рассматривал принцип реальности. Так называется один из руководящих принципов регуляции психической деятельности, который обеспечивает приведение бессознательных.

 66

 67

       Раздел I         

индивидуалистических стремлений к получению удовольствия в определенное соответствие с требованиями внешнего мира, с объективной (независимо от нас существующей природной и социальной) реальностью.

Принцип реальности формируется в процессе и в результате социального становления личности. Оттеснение и частичное замещение принципа удовольствия принципом реальности побуждает человека к отказу от безраздельного стремления к скорейшему достижению удовольствия. Однако в конечном счете принцип реальности действует против принципа удовольствия, во имя интересов принципа удовольствия, поскольку он лишь отодвигает удовлетворение и ведет к удовольствию длинным окольным путем. Единство и борьба принципов реальности и удовольствия отчасти обусловливает и извечную конфликтность психической жизни человека и изменение его психики (психодинамику).

Одна знакомая дама попросила меня проконсультировать ее сына. Она сказала, что в его поведении есть определенные странности. Но в то же время юноша талантлив, учится в Московской консерватории, предан матери, которая воспитывает его одна. Я хотел познакомиться с молодым человеком, но мама предупредила, что он ни за что не пойдет к психологу. Мы условились, что я взгляну на него, когда он придет на концерт в институт. И вот я увидел юношу, на его лице внутренняя напряженность сочеталась с блаженной улыбкой. Мимо шла девушка, и он проводил ее детски непосредственным взглядом. Я догадался — аутист...

Аутизм — замкнутость в себе, стремление отгородиться от внешнего мира; жизненная установка, предполагающая оценку мира сквозь призму собственного «Я». Чаще всего аутизм — это иллюзорно-галлюцинаторное удовлетворение желаний, которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены в реальности. В аутистическом мышлении мечтательность верховенствует над активным отношением к внешнему миру.

Среди современных детей немало аутистов. Обычно они весьма талантливы, хорошо играют в шахматы, способны к математике, музыкально одарены. Эти дети задумчивы, отрешены. Кажется, они отключены от реальности. Без материнской опеки они, вероятно, сразу не погибли бы. Юноша, о котором я рассказывал, как-то шел мимо озера, решил искупаться. Дорогие инструменты, понятное дело, оставил на берегу. Когда вышел из воды, обнаружил только

 

       Что такое бессознательное?           

одежду. Это событие стало кошмаром и финансовой катастрофой

для мамы.

Фрейда однажды спросили: как правильно воспитывать ребенка? Великий психиатр ответил: воспитывайте по-своему, все равно воспитаете неправильно. Этот процесс—все равно что путешествие между Сциллой и Харибдой. Если подавлять инстинктуальные побуждения ребенка, его неустанное стремление к удовольствиям, чадо вырастет несчастным, неся на себе бремя недополученных радостей. Но если потакать всем стремлениям ребенка к утехам, он станет чем-то вроде аутиста. Реальность, которая нас окружает, не так сладка, не правда ли? Надо заранее готовить отпрыска к жизненным испытаниям. Как же быть? Искать меру...

***

Само бессознательное, как известно, было обнаружено еще до Фрейда. Однако именно австрийский психиатр показал, что бессознательное вступает в противоречие с волей человека, с окружающей его реальностью. Бессознательное предстает как поток стремлишй, которые пытаются получить доступ к сознанию. Однако практикующий психолог знает, что человеческие побуждения искажаются сознанием. Все человеческие импульсы стремятся к удовольствию. Однако сама реальность закрывает путь к реализации этих наслаждений. Психолог во время терапии пытается найти в бессознательном ценный жизненный материал, который определяет природу невроза. Но пациент оказывает сопротивление. Он, попросту говоря, не i юнимает собственной выгоды. Встреча с прожитым мучительна, болезненна. Но какие лекарства от болезней сладки на вкус?

Вопросы для повторения

Что такое психический конфликт? Почему сопротивление — это защитный механизм? Когда психолог чувствует, что возможности психологической К01 юультации имеют пределы?

Чем страх отличается от трепета?

Что такое метод свободных ассоциаций?

Почему человек склонен идеализировать воспоминания?

Что такое вытеснение?

Отчего принцип удовольствия противостоит хтринципу реальности?

       .— Раздел I   

Кто такие аутисты?

В чем, по Фрейду, трудности воспитания ребенка?

Упражнение 1

Возвращение в детство

Сядьте прямо. Положите руки перед собой. (Звучит музыка.) Вдохните глубоко. Закройте глаза. Сейчас постарайтесь вспомнить свое детство. Внимание!.. Вы припоминаете свой дом. Из глубины вашей психики рождается образ жилья, где вы провели детство. Если смешиваются впечатления от разных квартир, разделите эти ощущения, остановите свой выбор на конкретном жилье, где вам с детства знакомы все подробности. Вы открываете дверь и входите в свою комнату. Оглядите ее внимательно, все ли находится на своих местах? Вот стол, стулья, кроватка. Подойдите к стене, осмотрите ее. Знакомы ли вам эти трещинки, затейливые узоры? Когда-то вы рассматривали их и они казались вам живыми.

Теперь подойдите к кровати и медленно присядьте на нее. Какие воспоминания нахлынули на вас? Лояштесь на кровать, погрузитесь в рой воспоминаний. Что так живо припомнилось вам? Ощутили ли вы знакомые запахи, аромат комнаты, который всегда особенный? Хотите ли вы снова жить в этой комнате? Дорога ли она вам?

Представьте себе, что вы в дверях своего детского обиталища. Мысленно пробегите глазами свое жилье. Настало время прощания. Вы закрываете дверь. Какие чувства владеют вами? Легко ли вы прощаетесь с детством?

Упражнение 2

Метод свободных ассоциаций

Попробуйте назвать картины, образы, видения, которые вызывают у вас следующие слова:

ДОМ ВСТРЕЧА

СЧАСТЬЕ ВРАЖДА

РОДНЫЕ ОСИНЫ ЧУВСТВО

БЕДСТВИЕ БЛИЗОСТЬ

КРОВЬ      ВЕСНА

ЛЮБОВЬ  УВЯДАНИЕ

ИЗГНАНИЕ ЛУНА

ВОЙНА    ГНЕВ

 

ГЛАВА 3

КАК ПРОНИКНУТЬ

       В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ? 

§ 1. Из глубин подсознания

Одна из моих студенток, получив задание написать о своем первом сексуальном опыте, решила рассказать о первой ночи с мужчиной. Детали той встречи были очень живыми, ясными, волнующими. Даша взяла лист бумаги и уже собиралась написать про то свидание, но решила отложить до утра. Ночь оказалась тяжелой. Даша плохо спала, какими-то обрывками снились сны. И вдруг она словно провалилась в забытье. Далее приснился сон...

Какой-то мужчина, очень похожий на ее брата, сидит с ней в катере и загадочно улыбается. Она чувствует, что ее буквально манит, нлечет к нему. Даша хотела поцеловать мужчину и в этот момент i гроснулась. С утра она не могла отделаться от мыслей, в голове прокручивался сон. И вдруг Даша неожиданно вспомнила случай из детства, о котором она никогда никому не рассказывала. Если бы Ие сон, она, наверное, и не вспомнила бы этот эпизод...

Впрочем, предоставим слово Даше. "Лет в 15 я особенно увлек-нась романами, сейчас почему-то вспомнила, что как раз в этотпе-I под у меня лежала под подушкой книга "Любовники Екатерины II" и фонарик, так как папа не приветствовал подобную литературу, считая, что мне еще рано ее читать. Наша семья недавно переехала и новую квартиру, мы иногда спали с братом в одной кровати. Я, 111; 1я, что уже вряд ли кто-то войдет в комнату, забралась под одеяло 111 юложила его руку себе на грудь. У меня при этом мурашки пошли ВО исему телу, и я испытывала приятное и сильное волнение. С каждой ночью мы продвигались все дальше. Сначала он начал поглаживать мою грудь, затем мы стали целоваться. На этом этапе мы ■ " г.пговились, так как я понимала, что поступаю не очень хорошо,

Раздел I

завлекая брата, который был еще мал. Я стала спать отдельно умышленно, хотя искушение было велико. Еще помню, что мы оба помалкивали об этом и друг с другом никогда об этом не разговаривали. Но оба ждали вечера, потому что это нам нравилось".

Читатель уже догадался, почему в Дашином сновидении влекущий мужчина оказался похожим на брата. Однако, вспомнив этот эпизод, Даша испытала чувство тревоги. Родилось странное ощущение недозволенности. Она не могла понять, что происходит, мысли хаотично крутились в голове, словно искали ответ на какой-то вопрос. В этот вечер она была рассеянна, муж даже стал ехидничать, что психоанализ как-то чудно отражается на ней.

Даша опять не могла уснуть, провалилась на пять минут в забытье и вдруг вспомнила эпизод, в реальность которого не могла поверить. Утром она позвонила маме и спросила, было ли в ее жизни то, что она вспомнила. Вот запись. "В 15 лет, когда у меня был день рождения, было много гостей. Со взрослыми я засиделась допоздна. Впервые я попробовала спиртное и была в состоянии опьянения. Когда гости ушли, мама легла со мной и обняла меня. Вдруг я почувствовала, что она стала меня ласкать. Меня будто окатило горячей волной изнутри, стало жарко, а когда она дотронулась до груди, то я как будто взорвалась. Я абсолютно потеряла чувство реальности, самоконтроль. Я накинулась на маму и стала ее целовать, саму меня колотило, тело извивалось... Какая-то жгучая энергия выплескивалась из меня. И вдруг я разрядилась. Так я испытала первый в своей жизни оргазм. Я сразу успокоилась. Мне стало немного не по себе от того, что случилось. Мама обняла меня, поцеловала и сказала: "Все нормально, девочка". Она ушла курить на кухню, потом добавила: "Ты стала взрослой, и я не ожидала такой реакции от тебя".

Оставшись одна, я лежала, охваченная противоречивыми чувствами. Мне было хорошо, но чего-то не хватало. На следующий день жизнь вошла в привычное русло. Поразительно, а ведь я была уверена, что абсолютно забыла об этом моменте. Написав все это, я чувствую облегчение. Мой рассказ сумбурен, но я написала все как есть..."

Уже отмечалось, что наше бессознательное находится за семью печатями. Многое из того, что было, ушло, казалось бы, растворилось во времени. Но оказывается, все, что прожито, никуда не исчезает. Оно только притаилось до срока. Достаточно импульса, чтобы воскресла вся цепочка. Сон про мужчину, который похож на брата.

 

       Как проникнуть в бессознательное?

Детские воспоминания о ранней сексуальности, "разыгранной" с маленьким братом. Неожиданная чувственная разрядка, вызванная оргазмом во время ласки с мамой.

§ 2. Королевский путь в бессознательное

В самом начале века вышла книга 3. Фрейда "Истолкование сновидений". Она мгновенно стала бестселлером. Сейчас даже трудно представить, какое огромное впечатление произвела работа на современников. Люди, которые привыкли видеть в сновидениях сумбурные впечатления дня, вдруг узнали иное — оказывается, именно во сне наша психика освобождается от опеки разума. И тут возникают огромные возможности для последующего истолкования мотивов нашего поведения.

Именно с этой книги начинается подлинная история психоанализа. В этой работе Фрейд сформулировал главное положение психоаналитической терапии — всевозможные феномены нашей психической жизни можно обнаружить с помощью конкретной техники. Австрийский психиатр еще раньше выразил мысль о том, что психопатологические симптомы вовсе не бессмысленны. В них можно выявить определенное содержание. То, что прежде оценивалось как "маленькое помешательство", теперь оказалось объектом глубинного интереса и анализа.

К бессознательному был подобран своеобразный шифр. Оно, как выяснилось, имеет собственную "грамматику" и потому может быть разгадано. В этой работе Фрейд словно в своеобразном конспекте изложил все свои основные идеи и открытия. Он показал, что сно-i падения меньше всего можно рассматривать как стихийное, непредвиденное отклонение в психической жизни. Сны, оказывается, имеют "смысл и намерение", они психологически обусловлены. Их логика открывается тому, кто способен играть ассоциациями вокруг I п дельных элементов сновидения — образов, ситуаций, персонажей, I южетных смещений, эмоциональных состояний. Значение имеет не сам сон в его конкретной событийности, а те ассоциации, которые он рождает.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.