Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 12 страница



Ощутите ваши бедра и колени... Почувствуйте равномерное тепло вдоль всей ноги. Можно ли сказать, что ваши колени немного холоднее или наоборот — теплее. Не напряжены ли ваши икры? Лодыжки и стопы? Попробуйте подвигать стопой, чтобы узнать, подвижна ли она. Ваши пятки и ступни... Если вы обуты, осознайте, удобна ли обувь, не жмет ли она? Теперь совершите обратное путешествие по своему телу от пяток до макушки. Сравните левую и правую сторону своего тела. Нет ли ощущения, что есть некие различия? Насколько легко вам сознавать свое тело? Нет ли каких-то провалов (отсутствие четких ощущений) в вашем осознавании? Сейчас постарайтесь ощутить свое тело как единое целое. Произнесите: "Это я... (Назовите свое имя). Я здесь живу..." Упражнение закончено. Сделайте глубокий вздох, потянитесь. Откройте глаза и медленно потянитесь... Как сложился ваш ------------- характер?------- § 1. Анальный характер Летом на даче после утренней пробежки я отправляюсь к озеру и здесь постоянно наблюдаю одну и ту же сцену. На велосипеде приезжают отец и дочь. Прежде чем искупаться они кладут на траву огромный кусок целлофана. Затем они начинают раздеваться. Это выглядит как своеобразный ритуал. На целлофан кладутся шорти-ки, маечки. Они аккуратно свертываются конвертиком, помещаются на полотенце, которое тоже складывается в виде четырехугольника. Все это делается медленно, с пониманием, словно это действительно обрядовое действо. После непродолжительного купания отец и дочь начинают одеваться. Все происходит по продуманной и отлаженной схеме. Я всегда ловлю себя на мысли, от чего получают эти дачники большее удовольствие — от купания или раскладывания вещей? Впрочем, сам ответ не вызываету меня сомнений. Можно спросить: а что, надо разбросать вещи по траве и потом искать каждую часть туалета? Речь здесь идет не об аккуратности и стремлении к порядку, которые сами по себе похвальны. Здесь ощутима невротическая фикса ция на скрупулезности и аккуратности. Это, несомненно, анальные черты. Когда Фрейд задумался над структурой характеров, он прежде всего выделил те черты, которые связаны с анальными чертами. На втором году жизни ребенка его чувственность фиксируется в области ануса. Когда мама меняет подгузники или подмывает ребенка, она неизбежно воздействует на формирующуюся сексуальность младенца. В возрасте от 2 до 3 лет многие дети начинают прояи лять любопытство к своему телу, хотя половые различия они ocol нают чуть позже. Малыши часто рассматривают свои половые орга Как сложился ваш характер? ны. У ребенка возникает смутное осознание первых сексуальных чувств и первая реакция на них. Вместе с тем в развитии ребенка можно обнаружить много но-пого. Когда он был грудным младенцем, его физиологические отправления не контролировались им. Ребенок мог получить пищу только В том случае, когда мать давала ему грудь, его испражнения выбрасывались по потребности организма. Теперь ситуация меняется. Ребенок может оказывать сопротивление матери, когда она предлагает ему кашу или, наоборот, высаживает на горшочек. Чадо может заупрямиться и сказать: "Не хочу!" Анальные черты складываются, когда родители начинают обучать ребенка освобождать кишечник. Здесь не обходится без конфликтов. Во-первых, любое живое существо болезненно реагирует на попытки вмешаться в его телесные отправления. Попробуйте, например, насильно накормить собаку, вы рискуете забыть, что такое друг человека. А теперь сопоставьте это со стремлением матери отправить в рот младенца еще одну ложку каши, в этот раз за бабушку или за прославленного космонавта. Научившись самостоятельно освобождать кишечник, ребенок может радовать своих родителей. Малыш еще не рассматривает продукты собственной жизнедеятельности как нечто, отделенное от своего тела. Отдав дань природе, он несет свой продукт родителям как некий дар. Но чадо начинает соображать, что может в известной степени манипулировать родителями. Мама высаживает ребенка на горшок, а он уже закрепляет в своем сознании: "А я не хочу!" Ребенок получает физиологическое удовольствие от очищения кишечника и от сдерживания отправлений. Тут-то и складываются определенные черты характера. Носитель такой структуры пережИ-1ШНИЙ может демонстрировать впоследствии идущие из детства педантизм и аккуратность. Одна их моих пациенток рассказывает, что когда она дома остается одна, она все равно накрывает на стол по всеМ правилам. Расстилается скатерть, раскладываются вилки, ложки, салфетки. Все делается так, как будто в гости нагрянет компания сно-Гюп. А ведь кто-то скажет: боже мой, разве это плохо? Неужели кушать 11. |до на подносе, как попало и наспех? Да нет же! Все дело в дом, ка# ■ "относятся цель и средство. Если ваша цель состоит в том, чтобы получить удовольствие от купания, а в качестве средства выступа-i i раскладывание вещей в установленном порядке, это, несомнеЯ' i ю. i тевротическая ситуация. Если вы хотите вкусно поесть, но ради ___________________________Раздел II этого бесконечно долго и параноически скрупулезно сервируете стол, это означает, что имеет место невротическая фиксация. Фиксация — это прочная связь с определенными лицами, образами или действиями, которые воспроизводят один и тот же способ удовлетворения. В рамках генетического подхода, т. е. попытки найти истоки такого поведения, фиксация предстает как направленное развитие либидо (акцент на той или иной стадии психосексуального становления). В рамках фрейдовской теории бессознательного фиксация — это способ включения в бессознательное некоторых неизменных содержаний (опыт, образы, фантазии), которые и служат опорой влечениям. Невротик, как и любой человек, несет на себе печать детского опыта, сохраняет привязанность (более или менее скрытую) к определенным способам удовлетворения, определенным типам, объектам и архаичным отношениям. Психоаналитическое лечение обнаруживает власть прошлого опыта и его повторяемость, а также сопротивление человека самой возможности избавиться от этого. § 2. Черты анального характера С точки зрения психоанализа такая черта характера, как ска редность, является сублимированным анально-эротическим удовольствием от удерживания фекалий. Удовольствие от раскрашивания оказывается десексуализированным наслаждением от игр с фекалиями. Анальный характер демонстрирует такие черты дивида, как бережливость, раздражительность, педантичность проще говоря, скупость, упрямство, аккуратность. О. Фенихель толкует скупость в качестве преемственной чер от привычки к анальному задерживанию, иногда мотивированному страхом утраты, иногда, в большей степени, эротическим наслаждением. Психоаналитики, исследуя анальный характер, обнаружили связь между стремлением к обогащению и изначальны] инстинктивными желаниями. Но при этом деньги могут утрати свою подлишгую функцию рассматриваться как нечто полезно Они хранятся, упаковываются, укладываются в кубышку, но в то время бессмысленно тратятся. Такая же установка может обнаруживаться и по отношению времени. Человек с анальным характером может быть безмерн пунктуальным, стараясь продуктивно использовать каждую се . „^^.^^^   • Как сложился ваш характер? ду. Но он же может оказаться ненадежным, т. е. не прийти в условленное время. Так же можно трактовать и такую личностную характеристику, как упрямство. В нем можно найти связь между поведе-11 ием взрослого человека и его детским нежеланием выполнять волю родителей в связи с приглашением на горшочек. Во взрослой жизни ощущение власти над мамой, выраженное в готовности манипулировать ее требованиями, замещается чувством морального превосходства над окружающими. Каждый человек имеет в своей психике совокупность запретов, вынесенных из детства в качестве определенных нравственных норм. Взрослые люди анальной организации проявляют упрямство для того, чтобы использовать других людей в целях борьбы с этими запретами. Они даже провоцируют окружающих к тому, чтобы те совершили некий i к достойный поступок. И уж тогда точно может укрепиться чувство с обственного превосходства. Носитель анального характера считает, что с ним обращаются и ('справедливо. О. Фенихель специально подчеркивает, что первоначально упрямство калюется проявлением слабости. Но на самом иле оно помогает "анальнику" поддерживать в себе чувство само-унажения. Акт дефекации в бессознательном ребенка есть своеоб-I'ctiroe примирение с культурными требованиями окружающих. I (едь именно к этим правилам мама приучает свое чадо. Но у взрос-I м о человека это "согласие" принимает форму аккуратности, пунктуальности, щепетильности, пристойности. О. Фенихель делит характерологические особенности на две об-шмрные категории: "сублимативные" и "реактивные". При субли-i 11 ивном варианте инстинктивная энергия разряжается свобод-|0 Иначе говоря, нередко люди обладают более гибкой способнос-i мо переключать свою психическую энергию. При реактивном об-I' i твании инстинктивная энергия постоянно сдерживается. Это О тачает, что в этом случае гибкость индивида оказывается ограниченной. Он не способен ни к полному удовлетворению своего i ■ iания, ни к сублимации, т. е. к преображенной реализации это-.....ремления. У анального характера часто можно зафиксировать механизм С активного образования. Это означает, что примерно чистоплотный человек неожиданно оказывается показательно неряшливым. Дисциплинированный и обязательный человек вдруг де-.....' трирует неряшливость и равнодушие к своему долгу. Ана- -------------------------------------_ Раздел II___________________________ литики толкуют также живопись в целом как проявление анальных тенденций. Если человек одарен, но не имеет способности к сублимации, то у него живописные таланты окажутся заторможенными. Анальные тенденции можно обнаружить также и в том, как человек говорит и мыслит. Мы помним, что человек оральной структуры характера страдает многоречивостью. "Анальник", наоборот, имеет свойство неоправданно сдерживать свои мысли и слова. Аналитики также выделяют в этом характере садистские черты. Это связано с тем, что на детской стадии развития ребенок испытывает к маме двойственное отношение. Его нежность смешивается с упрямой неприязнью к родителям, которые вмешиваются в естествен ные отправления ребенка. Однажды мне довелось работать с человеком, который класси чески демонстрировал анальные тенденции. Прежде всего он де монстрировал пунктуальность и педантизм. Папки, в которых на холились сведения о студентах, он содержал в демонстративном по рядке. На это он тратил безумно много сил: подшивал, подклеивал выравнивал, подрезал... Но при этом обнаруживал полное равно душие к содержательной стороне дела. Казалось, сам процесс офор мления документов представлялся ему суперважным. Он придав "" ему огромное значение. Он даже произнес любопытную фраз "Представляете, какое это блаженство, — сказал он, — забивать компьютер сведения о студентах". Я лично придаю большое знач ние оформлению документов, но не испытываю блаженства от это процесса. § 3. Мазохистский характер Уже отмечалось, что Л. Крафт-Эбинг первым развернуто опис сексуальное извращение, которое он назвал словом, придуманн в связи с фамилией австрийского писателя Л. Захер-Мазоха. Зде упомянуты все обнаружения мазохизма: физическая боль от у; лов, ударов палкой или плетью, а также моральное унижение — р< ское подчинение женщине или мужчине. Крафт-Эббинг обраi in также внимание на то, какое значение имеют мазохистские фант! зии. В работе "Экономическая проблема мазохизма" (1924) Фр.-и i различает три формы мазохизма: эрогенный, женский и морал! ________________Как сложился ваш характер?_________________ шли. Эрогенный мазохизм — это мазохистское сексуальное извращение. Мазохист-извращенец ищет эротическое возбуждение в Гюли. Фрейд говорил о женском мазохизме, когда описывал сущность этого извращения у мужчин! Он писал: "Если изучить те случаи, в которых мазохистские фантазии представлены в наиболее развернутой форме, нетрудно обнаружить что они ставят субъекта П типично женские ситуации..." И наконец моральный мазохизм обнаруживается в потребности получить наказание, испытать чув-I ню вины или "ощутить сиротство как блаженство"... Однажды к нам на факультет поступила молодая женгцина, окон-чпвшая медицинский институт. По правилам ее нужно было зачис-IIIть на третий курс, но она выразила желание учиться новой профессии с первого курса. Правда, училась она неохотно, всегда была скованна, зажата. Особенно трудно ей было сдавать экзамены. Отмечая преподавателю, она вся исходила пятнами, еле-еле выдавли-МШа из себя бессвязные выражения и настойчиво пыталась вызнан, у комиссии чувство острой жалости к себе, несчастной, заби-i<>ii, униженной... Помню, когда я был студентом, в нашей группе был парень со i 11читанным глазом. Придя на экзамен, он имел обыкновение вынимать глаз из глазницы и заискивающе просить: ну, поставьте же инвалиду хоть что-нибудь... Вид пустой глазницы повергал всех в ШОК, и рука преподавателя тянулась к зачетной книжке... Я живо in i юмнил своего сокурсника, когда наблюдал, как моя студентка изо in ex сил и во всех ситуациях стремилась вызвать жалость. При этом она считала, что чем противнее, страшнее уродство, тем лучше. Это in.iглядело уже как жизненная стратегия... Я начал заниматься терапией этого характера. Однако этот тип s\ iice всех поддается терапии. Его трудно встряхнуть, вывести из привычной колеи. Всякое наказание, осуждение он воспринимает i пк радость... Мазохист всегда хнычет, обнаруживает плаксивость, i щ постоянно старается сформулировать свою проблему как неразрешимую. Стоит ему указать на некую альтернативу, и он начнет и 'называть, что она невозможна. Предложите ему принципиально 111»1тивоположный выход — и он мобилизует все ресурсы на то, что-Пм доказать бесплодность и этого выхода. 11омните, у Ильфа и Петрова вдова бьется о гроб мужа и причи-i к i "Что мне делать?" Кладбищенскому сторожу надоело это слушать, иониз-задерева ответил: "Пеки пироги". А вдова заныла: "Как Раздел II же мне их печь?" Тогда сторож говорит: "Ну, не пеки пирогов". Эт вообще говоря, модель разговора с мазохистом... К зиме первого года обучения моя студентка продемонстриро вала небольшие успехи. Она вполне связно ответила на экзамене, я поставил ей "четыре" за знания и "пять" за терапию. Но к весне эти успехи оказались призрачными. Аналитики говорят, что мазохист обычно тянет терапевта в болото. Его поведение можно обозначить формулой, которую он обращает к аналитику: "Ты нехороший, ты не можешь помочь мне". Когда мазохист приходит на прием, он обычно говорит: "У меня все плохо. Жена загуляла, дети учатся из рук вон плохо. Любовница от меня ушла, а шеф грозит мне увольнением". Обычно пациент старается выделить основную проблему, которая его волнует. Многое в его жизни терпимо, но есть нечто. Мазохист ведет себя иначе: он спрашивает аналитика, что вас интересует, у меня лично все плохо, скажите, какую коросту сорвать и окропить солью?.. В. Райх изучал мазохизм не в качестве сексуальной перверсии, а обращая внимание на анализ мазохистского реагирования. Мазохист часто испытывает тревогу. Но ведь это свойственно и "ораль-нику". Однако переживание тревоги у них разное. Мазохист переживает тревогу под давлением реальных общественных обстоятельств, а "оральник" — из-за ситуации, которой пока в реальности нет, но которая может возникнуть... Однако какие факторы могут сформировать мазохистский х рактер? Представьте себе, что мама, одевая ребенка, говорит пр мерно следующее: "Ну, что ты за бестолочь такая, сколько раз ну" но говорить тебе одно и то же? Не можешь даже продеть руку в р кав. Откуда у меня родился такой урод? Ведь я же сказала тебе "с дись на горшок", а ты вышел и описался. Вот теперь никуда в гост не пойдем..." Что в это время происходит с самим "уродом"? Он еж; ся в комочек, ему плохо. Что он способен сделать? Поменять ма> Нет, это невозможно. Научиться просовывать руку в рукавчик? мама все равно найдет основание назвать его "уродом". Остаетс один выход: поймать кайф в этом унижении, принять оиределе ный стиль поведения, за которым будет стоять примерно такая р акция: "Что с меня взять, ведь я уродина...". Мазохист испытывает сложный замес ненависти и нежност Вообразим маму, которая, обеспокоенная запорами ребенка, нач нает стимулировать кишечник с помощью пальчика. Малышу ст пят клизмы и пичкают его слабительными. Ему угрожают побоями и требуют, чтобы он произвел нечто. Но у него не получается. Неясность к маме смешивается с неприязнью к ней. Удовольствие от прикосновения к анусу соединяется с неприятным ощущением насилия. § 4. Черты мазохистского характера Одна моя пациентка пришла на прием с синяками. Я деликатно промолчал. Она сама стала рассказывать, что муж ее избил. "Вы обращались к врачу?" — спрашиваю я. "Обращалась, когда накладывали швы..." — "Какие швы?" — спрашиваю я. 'Так ведь об ванну..." Муж, судя по всему, изрядно постучал ее головой по белоснежной кромке... Позже моя пациентка ушла от мужа. У нее появился другой че-мовек. Материально вполне благополучный, свободный. Ну что ж! Ксть где жить, есть возможность учиться, воспитывать ребенка. I (озникли некоторые проблемы с детьми (у нового мужа тоже мальчик от первого брака). Все, можно сказать, отлично, но ядро мазохистского характера разрушается медленно. Пациентка меланхолична, однако реальных затруднений в жизни нет. Слушаю ее и понимаю: если бы новый муж, обеспечивший благоденствие, ещеиног-/м бы немножко поколачивал ее, это было бы в самый кайф... В. Райх отмечает типичные черты мазохистского характера: (убъективное хроническое ощущение страдания, которое объектив-i к) проявляется как тенденция жаловаться; хроническая склонность и iому, чтобы навредить себе, и к самобичеванию (моральный мазо-|Изм), а также навязчивое стремление мучить других, которое зас-|.пишет пациента страдать не меньше, чем его объект. Все люди с и.юхистским характером проявляют специфическую неловкость, i 111тичную манеру вести себя в контактах с окружающими, причем •HI го столь заметную, что она похожа на умственную недостаточность. Когда я жил мальчиком в Улан-Удэ, на население республики ста-чп нещать из Китая. Передачи начинались с неизменной фразы: "Доброе утро, дорогие уланудинцы, временно живущие на нашей и рритории..." Я вспомнил эту фразу, когда разговаривал с одной i i.i i н 1снткой. Она 17 лет прожила в браке с мужчиной, который каж-|"' утро приветствовал ее жизнерадостной фразой: "Ты абсолют- Раздел II ное ничтожество, если я тебя брошу, ты вообще погибнешь..." Согласитесь, надо иметь особую структуру характера, чтобы привыкнуть к такому обращению. Пациентка обратилась ко мне через три года после того, как муж ушел от нее. Она все еще любила мужа и верила, что он вскоре ве нется к ней. Жила она в мире грез и ожиданий. Вот пришла до которая видела отца. Она сообщила, что у папы не очень свеж сорочка... Моя мазохистка думает: "Я ли не добивалась крахмал ной чистоты сорочки?... Нет, он не выдержит и вернется". Меж тем дочь сообщает, что отец вроде похудел. "Я ли не варила ему е любимый борщ? — опять растравляет себя моя героиня. — Ни да ни взять на этой неделе капитулирует. Я объясняю пациентке, что ее грезы бесплодны. Муж никог, не вернется... "Что вы, —поражается моя собеседница, —я ведь сказала вам самого главного. Мой муж женился на уродке. Она хр моножка, у нее одна нога длиннее другой..." Я разъясняю пациен ке, что тем более он к ней не вернется. "Представьте себе, что в^ муж каждое утро говорит жене: "ТЫ уродка, если я тебя брошу, т вообще не будешь никому нужна..." А его новая жена говорит: "Во стину так! Если я останусь без тебя, сразу пропаду. Кому нужна т кая образина?.." Какой поразительно прочный брак, не правда лт Моя пациентка рассказывает, что в ее жизни были встречи, ко да казалось: может быть, этот человек мог бы стать ее мужем. Н позже она сравнивала претендента с мужем и понимала: не то, Н то... Между тем на сессиях пациентка беспрерывно жаловалась н судьбу. Я объяснял ей, что проблема ее неразрешима, поскольку он всех мужчин сравнивает со своим мужем. Даже если ей попадете столь 1гужный для счастья садист, она все равно оценит его по зн~ комым лекалам и не в пользу претендента... Чтобы решить проблему, нужно разрушить структуру мазохи тского характера. Здесь я расскажу другую клиническую историг Молодая девушка вышла замуж за предпринимателя. Ее избраны: в прошлом боксер, добившийся в спорте немалых успехов. Однак чемпионом он не стал, что еще больше укрепило в нем комплекс веч ной гонки. После армии он занялся бизнесом и проявил себя на это" поприще весьма успешно. Героиня этой истории попала в ситуацию, когда брак мог вые раиваться по садомазохистской схеме. Муж говорил ей: учись, не для того, чтобы стать психологом. Закончишь один вуз, пойде; Как сложился ваш характер? п другой. Учись, деньги есть. Но это следует понимать так: "Учись, но не смей реализоваться..." Муж хотел главенствовать в этой семье. Самостоятельная, независимая жена его не устраивала. Но такой план не годился для молодой женщины. Она не просто хотела учиться, она мечтала реализовать себя. Поэтому она отвергла брак по садомазохистскому образцу. Вскоре ситуация в семье стала иной. Муж сумел оценить замыслы своей жены. Она проявила интерес к бизнесу супруга, а он стал интересоваться, чему это учат н институте... Нередко поведение мазохиста воспроизводит опыт ранних лет жизни, когда его приучали к туалету. С одной стороны, его жизнен-i юе функционирование блокируется сильным подсознательным упрямством. Оно содержит в себе детское отвержение: "Ая не хочу..." (! другой стороны, он не может прекратить свое витальное существо-мание. Поэтому он вынужден двигаться в той же мере, в какой должен функционировать его кишечник. Но поскольку есть эффект i держивания, мазохист не может двигаться естественно. Поэтому i го способ жить предполагает сопротивление. Он, говоря конкретно, должен выжать из себя что-нибудь... Мазохисты выталкивают или выжимают из себя, сжимают жи-11 > г, чтобы добиться некоторой эмоциональной разрядки. Лоуэн подчеркивает: если посмотреть на это шире, можно сказать, что мазо-ч i к т не отрицает реальности, как шизофреник, но и не отвергает сво-Щ требований, как человек орального типа. Он принимает реальность, одновременно сражаясь с ней, он признает обоснованность гпоих требований, в то же время сопротивляясь им. Он больше, чем кто-либо другой, пребывает в состоянии тяжелого конфликта... § 5. Мышечный панцирь Помните, речь шла о малыше, который стоит под градом маминых оскорблений. Он сжался в комочек. Его тело пытается исполь-юиать защитный механизм, чтобы не рухнуть под напором унижении. Но вот беда — эта мышца, которая неожиданно сжалась, она I ик и несет на себе этот зажим. Райх утверждал, что в теле каждого Цглонека есть мышечные зажимы. Тот или иной характер создает имщиту против беспокойства, которое возникает в ребенке под мчиннием интенсивных сексуальных чувств, рождающих к тому In i i pax возможного наказания. Первая защита против этого стра- Раздел II ха — подавление, оно-то может "укротить" сексуальные побуждения на короткое время. Именно эти защитные реакции и формируют характер. Так появляется панцирь характера. Что такое "характерный панцирь"? Райх включает в это понятие все подавляющие защитные силы, которые связаны между собой. В результате процесс подавления оказывается либо ненужным, либо он превращает установленное подавление в своеобразное образование. Характерные черты не являются невротическими симптомами. Райх показывает, что развитие заключается в том, что невротические симптомы, например, иррациональные страхи и фобии, переживаются как чуждые данному конкретному человеку, но в то же время невротические характерные черты, например, демонстративная любовь к порядку или тревожная стеснительность воспринимаются как составная часть личности. Пациент, к примеру, жалуется на собственную застенчивость, но она не оценивается при этом как бессмысленная или патологическая в той мере, как, скажем, невротические симптомы. Невротик трудно расстается со своими защитными механизмами, потому что они в известной мере эффективны. Человек достигает определен ного невротического равновесия, которое он воспринимает как нор му. Эти механизмы хорошо рационализированы, и они переживу ются невротиком как часть его представления о себе. Райх также отмечал, что каждое невротическое расстройство выражается в соответствующей физической форме. Он часто im родировал специфические жесты, мимику, позы, которые i ственны пациенту. Он даже просил их самих повторить свой тр фарет поведения, например, нервную улыбку. В результате циенты начинали понимать, что их телесное поведение, жест» куляция не являются чем-то естественным. С этого момент обычно рождалась готовность невротика к преображению свое личности. Едшгую систему защиты Райх и называл броней или панцире Физический панцирь образует хронические мышечные напрял ния. Ригидность (жесткость) мускулатуры и психологические зг ные механизмы, по Райху, выполняют одни и те же функции, пример, мазохистка не хочет осознавать истинные мотивы свое поведения. Ее мышечный панцирь в свою очередь активно прот водействуеттому, чтобы бессознательные процессы были осознат Он настойчиво сопротивляется психологическому преображении _________________Как сложился ваш характер?_________________ Стоит вам приблизиться к невротическому равновесию, которое выпестовано индивидом, и он воспринимает ваши действия как попытку разрушить его личность. Я уже рассказывал о пациентке, которая продемонстрировала при первой встрече жесткую шею и которая горделиво держала голову. Эта неестественная поза, разумеется, оценивалась самой женщиной как норма. Ведь в своем сознании под влиянием защитных механизмов женщина оценивала себя как гордую, неприступную, интеллектуальную и т. д. В таких случаях эмоции, которые не получают "разрешения", i юдавляются, ограничиваются или искажаются, порождая феномен неоконченных эмоциональных переживаний. Попытка удержать их содействует еще большей телесной и психологической скованности и ригидности. Сдерживание сексуальных переживаний вызывает :>моции агрессии, гнева, ярости. Невротик оказывается неспособным выразить простейшие эмоции. Ему знакомо, скажем, ощущение щекотки, а не сексуального удовлетворения. Ненависть, которую часто демонстрирует пациент, может быть обыкновенной реакцией на нежелательное покушение обрушить невротическое равновесие. Одна из моих пациенток попала ко мне п связи с неожиданной смертью ее 20-летней дочери. Горе матери безмерно, прошло уже три года, но она не может прийти в себя. Обычно терапевтическая работа, которую называют психологической реабилитацией, дает свои результаты. Но тут возникли опреде-ценные трудности. Одна моя студентка, родившая мертвого ребенка, находилась в состоянии депрессивной прострации. Она не могла говорить ни с мужем, ни с мамой, ни с подругами, ни с больничным психоаналитиком. Она сказала мне: "Павел Семенович, спасайте меня". Мы говорили с ней по нескольку часов в день. Я видел, как день ото дня моя студентка "оттаивает", как к ней возвращается жизненная энергия и желание преодолеть свое горе. Но женщина, которая потеряла дочь, обладала мазохистскими наклонностями. Она упорно отвергала всякую терапию. Все попытки помочь ей наталкивались на упорные разговоры о возможном самоубийстве, о бессмысленности всей жизни. Что и говорить, потерять дочь в цветущем возрасте — огромное, безмерное потрясение. Пациентка достигла определенного невротического равновесия, которое можно, по-видимому, выразить таким образом: "я живу. Раздел II___________________________, чтобы скорее умереть". Мне с огромным трудом приходилось устранять это невротическое равновесие... Особенность мышечного панциря состоит в том, что он обладает способностью к восстановлению. Стоит распустить один узел, как запутывается другой. Это похоже на кольчужку... Однако если терапевт помогает пациенту повторно пережить травматическое событие, снять внутреннее напряжение, тогда происходит распускание мышечной брони. Но существует и определенная техника работы с телом. Так Райх стал создателем телесно-ориентированного психоанализа. § 6. Распускание мышечного панциря Райх считал, что характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности, или мускульного панциря. Поэтому он соединял аналитическую работу, т. е. опыт реконструкции детских воспоминаний, с расслаблением мускульного панциря. Оказалось, что расслабление мышечного панциря освобождает немалый запас либидозной энергии и помогает процессу психоанализа. Райх установил, что освобождение таких эмоций, как удовольствие, гнев, волнение, достигается путем работы с телом. Как уже отмечалось, Райх анализировал физические позы, физические привычки. Он обращал внимание на то, как пациент ходит, как он ставит ноги или размахивает руками, как он сидит, ка владеет своим телом. Он показывал, как пациенты подавляют жиз ненные чувства в различных частях тела. Когда обнаруживался оп ределенный зажим, Райх даже просил пациента его усилить, чтоб лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, котор-"упакована" в этой части тела. Стоит высвободить эмоцию, как исчезает и хронический зажим или напряжение. Постепенно Райх стал работать с зажатыми мыш цами, разминая их рукой, высвобождая связанные эмоции. Рай писал: "В конце концов я не мог избежать впечатления, что физи ческая ригидность в действительности представляет собой наибо лее существенную часть подавления. Все без исключения пациен ты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда он: научались подавлять свою ненависть, тревожность или любовь по средством определенныхдействий, влиявшихна вегетативные фун кции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т. п.)...


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.