Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 4 страница



§ 7. Феномен бессознательного

Что должен знать пациент, который идет на сеанс к практикующему психологу? Прежде всего то, что психика каждого из нас включает бессознательное... Это кажется банальностью, однако многие трудности клинического психоанализа начинаются именно с это-

 

Зачем нужен психолог?

го. Пациент может иметь абстрактное знание о том, что Фрейд исследовал бессознательное. Однако общее представление плохо входит в сознание современного, особенно российского человека.

Мы живем внутри рационалистической традиции. Латинское слово ratio означает "разум". Еще в античной Греции родилось представление о том, что именно сознание выделяет человека из животного царства. Homo sapiens — это "человек разумный". Однако некоторым людям, например, африканской культуры такое представление показалось бы странным. Как утверждает сенегальский ученый Леопольд Сенгор, огромное значение для африканца имеет пластика тела, выразительность жеста. Общаясь друг с другом, люди этой культуры обмениваются не мыслями, а эмоциями. Меньше всего они считают разум главным достоянием своей культуры.

В европейской культуре от века к веку шлифовался культ сознания, соразмерности, гармонии. Немецкий философ Фридрих Ницше, анализируя античную культуру, важнейший ее пласт связывал с богом Аполлоном. А ведь это олицетворение разума, рассудочности, упорядоченности. Аполлоническая традиция — живой нерв западной культуры.

Немецкий социолог Макс Вебер, сравнивая различные религиозные традиции, обнаружил интересную подробность. Допустим, буддийский монах уходит в отшельники. Он удаляется в пещеру и ведет аскетический образ жизни. Его поведение во многом спонтанно. Он, разумеется, соблюдает ритуалы, молится. Однако в его поведении нет четкой регламентации. Он свободен от детальной прикованности к предустановленному порядку.

Иное дело, по словам Вебера, поведение средневекового отшельника. Хотя он и живет в скиту, но четко выполняет предписанные правила, не отступает от деспотичной традиции. Именно в Европе родился феномен техники, возникла научно-техническая революция, информатика. Рациональность — это судьба европейской культуры, писал Вебер.

Рассудочность постоянно теснит наше бессознательное. Мы стараемся активизировать наш разум. Поэтому в повседневной жизни невольно утрачиваем ясность, что у нас есть бессознательное. Наше сознание методично, размеренно. Я рассказываю своим студентам, как трудно психологу прорваться к бессознательному, как рассудок постоянно накладывает путы на нашу психику Прошу студентов написать о своем первом сексуальном опыте. Речь, разумеется, не

       Раздел I         

идет только о сексуальном контакте. Важно вспомнить, когда тому или иному человеку впервые открылась тайна пола, какие впечатления вынес он из этой тайны.

Но тут поднимается моя слушательница и говорит:

—   Какого объема должно быть сочинение, через какие интерва

лы печатать, где разместить библиографию?

Понятное дело, я пытаюсь отшутиться:

—   Каков объем сексуального опыта, таков и объем сочинения...

Почему рядовой пациент больше склонен получить психологическую, нежели психоаналитическую консультацию? Потому что у него нет навыка работы с бессознательным... Разве это необходимо? Конечно! Ведь бессознательное — это часть нашего "Я", уникальная часть психики, которая во многом определяет наши поступки и мысли. Оно постоянно заявляет о себе, прорывается в сновидениях, в речевых обмолвках, в ночных кошмарах, в присущих нам комплексах. Но нам мнится: у нас есть надежный поводырь —- разум. Ему-то и надо довериться...

***

Потребность в психологической консультации сегодня огромна. В нашей стране возрождается утраченная традиция психологического целительства. Многие люди оказываются заложниками собственных неврозов. Эти психологические расстройства люди вполне резонно воспринимают как часть своей личности. Они уже привыкли к собственным отклонениям, привыкли жить в невротической сбалансированности и всякое целительство оценивают как вмешательство в собственную личность. Психотерапевт обладает различными средствами психологической и психоаналитической консультации. Многие проблемы, которые мешают людям ощущать радость, коренятся в бессознательном.

Вопросы для повторения

Почему пациенты воспринимают практического психолога либо как святого, либо как злодея?

Что привело к сложной судьбе психоанализа в нашей стране?

Как вы понимаете выражение "крыша поехала"? Кто придумал это словосочетание?

 

Зачем нужен психолог?

Может ли психолог быть невротиком?

Отчего возникает эффект "суженности сознания"?

Зачем психологу знание культурологии?

Что такое глубинная психология?

Когда появилось слово "психотерапия"?

Кому принадлежит выражение: "Рациональность — судьба европейской культуры"?

Чем психологическая консультация отличается от психоаналитической?

Упражнение 1

Разговор с близким человеком

Сядьте прямо. Положите руки на колени. Закройте глаза. Дышите ровно, спокойно. Прислушайтесь к ритму сердца. Подумайте о том, кто сегодня является для вас самым близким человеком, которому вы хотели бы доверить свои сердечные тайны. Возможно, это кто-то из ваших родителей, муж или жена или кто-нибудь, кого уже нет в живых. Мысленно усадите этого человека напротив себя. Сейчас подумайте, не затруднялись ли вы в своем выборе. Возможно, вы вначале имели в виду другого человека, но затем изменили решение. Почему так получилось?

Взгляните на близкого и родного вам человека. Что связывает вас с ним — любовь, кровное родство, духовная близость? Начните говорить ему о том, почему вы считаете его родным и близким. Не ограничивайтесь общими фразами или наспех выраженными эмоциями. Рассказывайте обстоятельно, вспоминая ситуации, когда обнаружилась или закрепилась ваша близость. Объясните близкому человеку, чем он вам близок.

Теперь так же подробно вспомните, что мешало вашей близости. Были ли у вас моменты непонимания друг друга? Расскажите близкому человеку о ваших обидах, о том, что могло сложиться иначе, если бы он правильно понял вас. Что может сказать вам в ответ близкий человек? Согласны ли вы с ним?

Сейчас близкий вам человек поднимается с кресла и оказывается в дверях. Он поворачивается к вам и машет вам рукой. Попрощайтесь с ним.

 

Раздел I

 

Упражнение 2

Мой первый сексуальный опыт

Сядьте прямо. Положите руки перед собой. Закройте глаза. Слушайте музыку. В душе рождается поток воспоминаний. Вы отчетливо видите перед глазами картины детства. Когда вы осознали тайну пола? Какое событие в детстве поразило ваше воображение? Вызвало приятные или неприятные ощущения?

Отрывок из дневника пациентки.

Мне 4 года. Я очень привязана к маме. Моя кроватка на ночь подвигается к кроватке родителей. Мама всю ночь должна держать меня за руку, чтобы я могла спать. Сегодня выходной день, родители, оставив меня на тетю и дядю, ушли в гости. Уже вечер, меня укладывают спать. Тетя (мамина сестра) знает, что я "необычный" ребенок. Она уговаривает меня, я тихо плачу, взяла мамин халат, от него пахнет мамой, я прижимаю его к себе. Мамин запах делает мою тоску невыносимой...

Наконец я уже в родительской постели. Тетя зовет своего мужа, он красивый и спокойный молодой человек. Они недавно поженились, и у них еще нет детей. Дядя, безусловно, нравится мне, пожалуй, тетя права, при нем неудобно плакать. Да к тому же его спокойный голос, "мягкие" манеры всегда умиротворяют меня.

Мы остаемся вдвоем, я прошу не гасить свет, но он без труда убеждает меня, что будет держать за руку, как мама. Свет погашен. Мне грустно и неуютно. Сон ко мне не идет. Дядя сидит рядом с кроваткой на стуле. Кручусь и вздыхаю. Вдруг я ощущаю, что дядина рука просовывается под одеяло. Она поднимает мою ночную рубашку, под которой, конечно, ничего нет... Дядина рука начинает медленно ласкать меня, гладит живот, опускается еще ниже, раздвигает мне ножки, продолжая ласкать. Меня охватывает шок. Мне щекотно и гадко, ужас сковал мое детское тельце, не могу пошевелиться. Не могу даже дышать. Мне хочется кричать, сбросить его противную руку, но она настойчиво продолжает свои ласки. В голове, как колокол, звучит одна и та же фраза: "Я уже сплю, уходи, уходи скорей!" Я больше этого не вынесу...

 

ГЛАВА 2

ЧТО ТАКОЕ

       БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ?     

§ 1. Поток образов

Я спросил одного из своих пациентов, может ли он припомнить самый счастливый день своей юности. Мой собеседник, человек уже немолодой, неожиданно просиял. "Да, — сказал он, поразив меня быстротой реакции, ■— несомненно. Это было во время войны. Я, тогда еще совсем мальчишка, попал под бомбежку. Взрывы бомб следовали один за другим. Вокруг, точно факелы, горели танки. На снегу чернели трупы. Отчаянно выли сирены".

На какую-то долю секунды пациент мысленно покинул стены кабинета. Он замолчал. В глазах появилось таинственное выражение. "Я оказался под мостом, — продолжал он после паузы. — Устро-11лся на какой-то тумбе, подсознательно ощущая некое укрытие над < обой. И вот что странно, я не испытывал никакого страха. Напро-IIIи, совершенно неожиданно я почувствовал какой-то прилив радости. Мне вдруг показалось, что все это происходит не со мной. Я г< )лько зритель. Вопреки здравому смыслу и даже инстинкту выжи-|| ■ и i ия я почувствовал поразительный взлет души".

Мы помолчали. Человек вдруг поднялся из-за стола, словно зах-11.1 ■ i енный воспоминаниями. "Жизнь не баловала меня удачами. Вы-и. и к) немало злоключений. Помню один из рассказов Василия Шукшина. Сельчанин вспоминает, как он мчится по степи в какой-то бе-i\' мной скачке, с предельным напряжением сил. Прошли десятки лет. и о г эпизод всплывает в памяти, и герой рассказа думает: никогда в .пиши я не был так счастлив, как в тот миг из прошлого..."

Мой собеседник перегнулся через стол. "Скажите, это, наверное, i и мумие? Война — это страшное потрясение. Но я был счастлив в те минуты, как никогда. Всю жизнь, когда мне было особенно тяжело,

 50

 51

       Раздел I         

я вспоминал бомбежку, и она заполняла мою душу радостью. Неужели такое возможно?"

Моему собеседнику казалось, что его переживания уникальны. Но это совсем не так. Когда мы вспоминаем наше прошлое, происходит преображение критического сознания. Наши эмоции совершенно не выдерживают суда рассудка. Мир на грани смерти кажется неизъяснимым блаженством. Не случайно у Пушкина: "Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю..." Ночное скакание по степи, неоправданное расчетом, оценивается как постижение смысла жизни. Убогое существование воспринимается как обретенное счастье. Бессмысленные лозунги, которые мы выкрикивали на площади, обретают статус абсолютной истины. Примитивная попевка поднимает со дна души немыслимый энтузиазм.

Что это, невротические реакции или таков человек, это, как уже отмечалось, странное создание? Можно ответить: и то, и другое. Сначала надо понять, что человек действительно странное существо. В психике человека огромный материк бессознательного. Но ведь открытие Фрейда не только в этом. Он показал, что наши мысли и поступки во многом определяются глубинами психики.

Однако между сознанием и остальной частью психики фиксируется рассогласованность, мучительный обостренный конфликт.. Психический конфликт — это столкновение разнонаправленных жела-нийчеловека, противостояние однойчасти личности другой, противоречивое двойственное отношение человека к другим людям и к самому себе. В классическом психоанализе внутренний конфликт рассматривается в качестве той основы, из которой возникает невроз.

В том-то и открытие Фрейда, что он, будучи адвокатом разума, показал насколько ненадежно полагаться на собственное сознание. "Любой человек, — пишет Фрейд, — вынужденный постоянно действовать в соответствии с правилами, которые не выражают его инстинктивных наклонностей, живет, говоря языком психологии, не по средствам и может объективно быть назван лицемером, видна ему эта разница или нет".

Поясним это примером. Одинокая женщина, воспитывающая дочь без мужа, больше всего боится одиночества. Дочь может выйти замуж и покинуть ее. Поэтому женщина бессознательно делает все, чтобы дочь повторила ее судьбу. Она пресекает всякие контакты дочери с ребятами, хвалит дочь за благонравное поведение, возмущается поведением молодых людей. Разве она скажет себе: "Я

 

Что такое бессознательное?

безнадежная эгоистка, моя жизнь не удалась, теперь я пытаюсь исковеркать жизнь своей дочери". Нет, бессознательные импульсы мать 1 гереведет на язык разума: "Моя дочь, моя голубка не такая, как все. В мире столько зла и порока. Они не коснутся моей дочери..."

Но в наших традициях брать под подозрение не разум, а бессознательное... Психолог-психоаналитик, ведущий практику, должен помнить, что российские пациенты имеют слабое представление о бессознательном. Они во многом отвергают свою бессознательную жизнь. Сны, которые несут ценную информацию о нашем внутреннем мире, кажутся нам досужими, все нерассудочное воспринимается как нечто сомнительное. Одна пациентка, которая настойчиво добивалась приема, на первом же сеансе сказала мне: "Я не позволю вам копаться в моем бессознательном..." Это вовсе не уникальный случай. Психоанализ для многих ассоциируется с гипнозом, с грубым вмешательством в психическую жизнь, с вторжением в интимную сферу человеческого существования.

Между тем у психолога-психоаналитика нет обостренного интереса к лукавым подробностям, к "тайнам" вообще. Он озабочен тем, чтобы составить верное представление о клинической ситуации. Если пациент выставит "преграды", изложит собственные проблемы в "пристойном", "облагороженном" варианте, толку от сеанса будет немного. Совершить рейд в бессознательное — задача не только психоаналитика, но и пациента.

§ 2. Механизм сопротивления

До Фрейда представление о психической жизни было чрезвычайно ограниченным. Считалось, что душевные потрясения и трав-мы не только забываются, но и как бы растворяются, исчезают. Многие люди и в наши дни имеют столь упрощенное представление о тайнах психики. Они говорят: "Зачем вызывать в памяти неприятные эпизоды жизни, зачем ворошить прошлое? Все это забылось. .. Стерлось из памяти... Было и прошло... Стоит ли вообще воз-пращаться к неприятным переживаниям и событиям?"

Но в том-то и дело, что эти неприятные эпизоды, эти травмирующие воспоминания не растворились, не исчезли. Психический опыт ребенка неуничтожим. Он всегда присутствует в психике и: (рослого человека. Вот почему существует феномен регрессии — ш.пгужденного возврата к тем или иным формам инфантильной

 52

 53

(детской) психосексуальности. Поэтому анализ своих бессознательных переживаний и впечатлений — естественная задача каждого человека, озабоченного своим психическим здоровьем.

Проживший долгую жизнь человек сохраняет в своей душе образы ушедшего времени. Уже давно умерли те чувства, которые породили эти образы, а они все живут где-то глубоко в подсознании и время от времени, повинуясь каким-то неведомым законам, выходят на поверхность.

Я поднимаюсь рано утром. Открываю форточку. Включаю радио. Откуда-то из глубины подсознания рождается мелодия. Мне радостно и светло. "Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля", — напеваю я и ощущаю прикосновение холодной струйки из-под крана. Теперь это подсознательное предощущение не покидает меня целый день. "Нас утро встречает прохладой..." — звучит в ушах. Да, именно так. С этого началось радостное утро. Чуть позже к подъезду подъехал черный воронок. Люди в черных куртках вывели из ворот моего отца, и он навсегда исчез из нашей жизни...

Почему все же я запомнил именно это радостное утро, а не эпизод семейной трагедии? Отчего память избирательна? Впрочем, загадка, конечно, не в этом. Сложнее разобраться в другом: отчего мы придаем воскресшему в памяти неожиданное эмоциональное истолкование? Жизнь за выцветшей занавеской вместо двери кажется безмерно счастливой. Деспотическая опека воспринимается как идеальный порядок. Полный жизненный крах оценивается как выражение высшей справедливости.

Отчего наше прошлое не выстраивается в памяти в виде череды конкретных и последовательных эпизодов? Почему природа распорядилась так, что вспышки света озаряют неожиданное? Никто, кроме самого человека, не может выткать уникальную канву своей жизни. Это похоже на то, чему учат мистики. Человек умирает, и его земное существование предстает вдруг в одномоментной мозаике праведных и грешных деяний.

Но почему человек оказывает сопротивление? Почему неохотно припоминает забытое? Дело в том, что встреча с переживаниями прошлого вызывает болезненную реакцию психики, и люди стараются любыми путями избежать этого. Одна из моих пациенток 12 лет назад рассказывала мне, что однажды, когда ей было 13 лет, мальчишки поймали ее в подъезде, долго мучили и потом заставили приспустить джинсы, чтобы поглядеть на это...

 

Что такое бессознательное?

Несколько лет назад уже в качестве студентки эта молодая женщина на практических занятиях снова заговорила об этом давнем отроческом эпизоде. Однако история теперь выглядела более обстоятельной. Оказалось, что один из подростков заставил девочку взять в руки холодный, вялый член. Этот эпизод, как будет рассказано позже, оказал сильное воздействие на ее психосексуальное развитие.

Рассказать все подробности девушка не могла, потому что все это было крайне неприятно для нее. Вот почему до начала усиленной терапии она излагала события в "смягченном" варианте, упуская самую болезненную деталь. После занятий в группе я попросил студентку описать эпизод более подробно в своем дневнике. Она не раз принималась писать, но каждый раз половодье мучительных воспоминаний мешало ей выполнить мое задание. Она отказывалась, ссылаясь на то, что ей это неприятно. Я настаивал, потому что встреча с психической травмой — момент неизбежный, если пациентка хочет избавиться от невроза. Невозможно добиться результатов в терапии, если пациент откажется от повторного проживания грустных или даже драматических событий.

Итак, сопротивление — это процесс ухода пациента от повторной встречи с психологической травмой, это противодействие перемещению воспоминаний, переживаний из бессознательного в сознание. Вот как определяет этот механизм К. Хорни: "Под сопротивлением подразумевается энергия, с которой индивид защищает вытесненные чувства или мысли от их интеграции в сознательное восприятие".

Но зачем же практикующему психологу нужно с такой настойчивостью ждать от пациента полных признаний, предельной испо-ведальности? Может быть, нужно пощадить страдальцев? Деликатно обойти отдельные невольные упущения, сокрытие деталей, мелкие неточности? Это невозможно. Известно, что дьявол прячется в деталях. Иногда незначительная подробность оказывается более важной для терапевтической работы, нежели обстоятельное изложение эпизода, но без предельно "противной" детали.

§ 3. Пациент на консультации

Перед вами сидит пациент и рассказывает о своих невротических реакциях. Что делает аналитик? Как вообще начинается терапевтическая работа? Что должен знать психолог? Какова, строго

 54

 55

       Раздел I         

говоря, методика? Первая заповедь психоаналитика — научиться слушать. Это кажется банальностью, но это достаточно сложно. Ведь пациент рассказывает о себе и ждет участия. Ему трудно, он еще скован, зажат, не вполне осознает, зачем он пришел к психологу и что будет дальше, как сложится общение.

Поэтому аналитику нужно прежде всего представить, что за человек сидит перед ним, каков строй его мыслей и чувств. Иногда можно одним "неточным" вопросом "захлопнуть" пациента, вызвать отчуждение и сделать последующую работу малопродуктивной. Представьте себе, что человек перед вами привык подвергать все суду разума, анализировать и раскладывать по полочкам. А другой, напротив, человек эмоциональный, ранимый, обладающий тонкими чувствованиями. Это важно для аналитика.

Можно, к примеру, обращаясь к первому пациенту, ошибочно прибегнуть к эмоциональной подсказке, допустить экзальтацию, чрезмерность в реакции на рассказ. Это способно поразить пациента, который привык воспринимать мир через мысль, а не через чувство. Он почувствует дискомфорт и утратит интерес к беседе. Важно показать пациенту, что вы его понимаете, что вам нужен мир его представлений и оценок.

То же произойдет, если вы попросите эмоционального человека проанализировать свои представления. Допустим, вы спросите его, как он оценивает свои отношения с отцом. Но вся беда в том, что этот пациент не умеет анализировать. Он может выразить свои чувства, но совершенно не способен разобраться в самой ситуации, подвергнуть ее умственному разбору. Поэтому не следует возлагать на него такие обязанности. У аналитика будет возможность подумать о рассказанном после или привлечь пациента к этой процедуре разборки, но это произойдет гораздо позже.

Приведу в качестве примера два интервью на телевидении, чтобы проиллюстрировать сказанное. Известный кинодраматург Виктор Мережко беседует в "Кинопанораме" с актрисой Ириной Алферовой. Она рассказывает ему о своих творческих планах, о жизненных перипетиях. Неожиданно Мережко спрашивает: "Часто плачете?" Актриса отвечает: "Да, случается..."

Тонкий знаток женской психологии, автор многочисленных сценариев о женских судьбах, Мережко по ходу беседы понял, что может задать этот вопрос, что актриса готова поделиться своими ин-

 

Что такое бессознательное?

тимными переживаниями. Но если нечуткого, рассудочного человека ни с того ни с сего спросите: "Часто плачете?", он может замкнуться или ответить:

—   Вы что, с ума сошли? С какой стати?

А вот пример другого телевизионного интервью. В кадре ведущий телепередачи "Зеркало" Николай Сванидзе. Перед ним 80-летний Зиновий 1ердт. Он, собственно, и приглашен в студию по случаю юбилея. Ведущий настроен игриво, радостно.

—   Скажите, — спрашивает он юбиляра, — вот если бы можно

было сбросить сейчас годков этак шестьдесят? А? Каково? Что бы

вы сделали?

Вопросы явно не к месту. 3. Пгрдт человек иронический, не склонный к бессодержательным эмоциональным "вздрючкам". Он отвечает простодушно, с долей сарказма.

—   Я вовсе не думаю сейчас, где мои 20 лет. Я думаю: "Где мои 78

лет? Когда в боку не кололо, а в груди не болело.

Как же разговорить пациента, как наладить контакт? Прежде всего следует избегать эмоциональных клише, общих фраз. Допустим, вы спрашиваете?

—   Как вы себя чувствуете?

Вопрос, вроде бы уместный, но "слепой". На такой общий вопрос обычно отвечают условно. Ведь это не что иное, как стереотипная формула общения. Мало кто из встреченных людей на вопрос "Как вы себя чувствуете?" ответит:

—   Одну минуточку! Сейчас я покажу результаты своих анали

зов...

Скорее всего мы в таких случаях говорим:

—   Нормально... А вы?

—   Тоже нормально.

Оставим в стороне трафареты. Беседа, начавшись формально, с трудом переходит потом в исповедальное русло. Поэтому лучше всего, устроившись напротив пациента, приготовиться слушать его. Внимание и заинтересованность можно выразить разными способами, которые у опытного психолога попросту непроизвольны. Вы можете переменить позу, придвинуться к пациенту, жестом, мимикой выразить удивление. Не торопитесь, поддерживая беседу, произносить пустые фразы. Скажем, так...

—   В школе я чувствовал себя одиноко... Общался мало...

—   Значит, в школе у вас не было друзей?

 56

 57

Раздел I

Вопрос из разряда "досужих". Ведь пациент только что сказал вам об этом. Эмоциональное поддакивание вряд ли уместно. В той же мере мало полезны общие, "кадровые" вопросы типа: "кто ваш отец?", "когда вы окончили школу?" "есть ли у вас бабушка?", "как прошло ваше детство?". Если пациент замолчал, не торопитесь заполнить паузы случайным вопросом. Если вы его внимательно слушаете, он обязательно продолжит свою исповедь...

§ 4. Казус Оли

Оля позвонила мне домой, представилась дочерью знакомого мне человека и попросила о немедленной встрече. Я встретился с ней, как она настаивала, на следующий день в институте, где шла защита и я выступал оппонентом. Понятное дело, разговор получился скомканным. Оля рассказала:

—   Мне тридцать два года. У меня был неудачный гражданский

брак. Но замужем я никогда не была. Я хочу иметь мужа, нормаль

ную семью и ребенка. И вот в моей жизни появился любимый чело

век. Он был бы рад жениться на мне. Мы любим друг друга. Я при

вязана к нему пылко, а он еще "пылче". Недавно он переехал ко мне

на квартиру, казалось бы, все о'кей. Но именно в эти дни я почув

ствовала жуткий приступ страха. Он совершенно сковал меня, и я

стараюсь свести на нет наше общение с Феликсом. Что мне делать?

Разумеется, для психологической консультации клинического материала мало. Наступало лето, я уезжал в отпуск, поэтому я сказал своей пациентке:

—   Попробуйте пожить с Феликсом врозь две недели. Пусть он

останется в доме, а вы поезжайте к родителям на дачу...

—   Но как я объясню это Феликсу?

—   Скажите, что у вас есть психологические проблемы и вам нуж

но побыть одной...

—   Я говорила ему о том, как мне трудно, и он сказал: "Давай раз

бираться вместе".

—   Объясните Феликсу, что лучше пока разобраться во всем са

мостоятельно ...

Кстати, относительно реплики "у меня есть психологические проблемы..." Не правда ли, она может показаться странной для наших людей? Что за проблемы? Что за причуды? Однако женихи и невесты, мужья и жены должны знать, что у людей бывают необъяс-

 

^^   _ Что такое бессознательное?    __  —

нимые состояния, странные переживания. Если кто-то полагает, что это обыкновенный каприз, — с таким человеком лучше вовсе не связывать своей судьбы. Прощаясь с Олей, я посоветовал ей последить за своим здоровьем, возможен телесный неожиданный сбой...

Осенью мы снова встретились с Олей. Она выглядела подавленной:

— Я попыталась сделать так, как вы советовали, но Феликс не выдержал и приехал ко мне на дачу. Кроме того, я загремела в больницу. У меня слабое сердце, но я попала в клинику из-за почек... Ситуация с Феликсом прежняя. Я люблю его, но ужас совместной жизни отравляет все на свете. Я стала избегать встреч. Когда я на даче, с родителями, у меня хороший аппетит, сон, мне хорошо. Но стоит приехать Феликсу, и все идет колесом. Он толкует мне о возможной поездке в Канаду, я поддакиваю, а в душе смятение: "Какая, к черту, Канада?..

Страх... Вязкое, неприятное чувство. Он отравляет жизнь, наполняет душу тоской и острым ощущением тревоги, малооправданной, томительной и неясной... Психоаналитики знают, что страх обычно имеет два вида. Один из них называют причинным, конкретным. Вы продвигаетесь к дому и вдруг видите у подъезда странные тени. Уж не киллеры ли? Конечно, вы не предприниматель, не банкир. Однако страх сковал вашу душу. Есть и конкретная причина — нападают часто, ночь, безлюдно и темно... Или иначе: вы идете сдавать экзамен, и на вашем бледном лице гуляют трупные пятна. Тоже пример конкретного страха. Материал не освоен, а профессор на редкость неулыбчивый и несговорчивый...

Но есть иной вид страха. Его называют неконкретным, экзистенциальным (живым, трепетным), безосновным. Кажется, нет оснований для реальной тревоги. Все вроде нормально, почти чудненько. А на душе — мрак. К сердцу подступает тревога. Она грызет каждодневно именно своей неопределенностью, смутностью ощущений. В европейских языках даже есть разные слова, обозначающие эти состояния. Страх и трепет, страх и ужас, страх и тревога...

По существу же беспричинного страха не бывает. У всего есть реальный исток. Представим себе такую ситуацию. Грудного младенца оставили одного. Он проснулся, начал плакать, а никто не подходит 1£акие чувства испытывает ребенок? Уже нет сил орать, а все бестолку Какой жестокий мир! Прежде достаточно было захныкать, чтобы мама метнулась ко мне. Но где же она? Не выплакать мне своих слез...

 58

 59

Раздел I

 

Что такое бессознательное?

 

 

 

У психологов есть такое понятие: "ребенок теряет базальное (т.е. основное, главное) доверие к миру". Вот вам и исток страха... Казалось бы беспричинного, а на деле реального, конкретного. Но ведь чтобы докопаться до причины такого страха, нужны немалые усилия. Человек как живое, трепетное создание имеет право на тревожное, опасливое восприятие мира.

Но для практикующего психолога очевидно: если человек говорит о страхе: боюсь летать в самолете, боюсь одиночества, боюсь будущего — в этом случае одной психологической консультации мало. На уровне сознания можно сколько угодно расспрашивать Олю о ее страхах, и в осадке будет только одно ощущение: нет оснований для ее переживаний, ведь все складывается замечательно. Хочется сказать Оле:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.