Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 1 страница



 

ББК 88.8 Г49

Гуревич П.С

Г49 Клиническая психология. / Учебник для вузов. — М.: NOTA BENE, 2001. - 512 с.

ISBN 5-8188-0047-4

Почему люди подвержены различным комплексам? Отчего невротические расстройства обусловлены культурой? Почему живое тело функционирует, словно омертвевшее? На эти и другие вопросы вы можете найти ответы в книге профессора П. С. Гу-ревича, который рассказывает об опыте клинического психоанализа. Если вы хотите добиться личностного роста, избавиться от психологических отклонений, решить психосексуаль-ч ные проблемы, понять свой собственный внутренний мир — Читайте эту работу, написанную образно и ярко. В ней гово-ps лься о типах характеров, о психосексуальном развитии, о пси-хол. гических особенностях людей и способах их приспособления4 к миру, об архетипах коллективного сознания.

 

ББК 88.8

Охраняется Закон ом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части за> лрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушет я закона будут преследоваться в судебном порядке.

© П. С. Гуревич, 2001

[SBN 5-8188-0047-4 © NOTA BENE, 2001

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 10

РАЗДЕЛ I. Психолог-практик и клинические ситуации

Глава 1. Зачем нужен психолог? 30

§ 1. Инфантильные переживания 30

§2. Демон или святой?    35

§3. Чем располагает психолог   37

§4. Невротическое самоощущение       40

§ 5. Глубинная психология 42

§6. Психологическое консультирование 44

§7. Феномен бессознательного 46

Вопросы для повторения. Упражнения 48

Глава 2. Что такое бессознательное?    51

§ 1. Поток образов 51

§2. Механизм сопротивления   53

§3. Пациент на консультации   55

§4. Казус Оли      58

§5. Метод свободных ассоциаций 60

§6. Идеализация воспоминаний 62

§7. Вытеснение   64

§8. Между Сциллой и Харибдой 66

Вопросы для повторения. Упражнения 69

Глава 3. Как проникнуть в бессознательное? 71

§ 1. Из глубин подсознания      71

§2. Королевский путь в бессознательное 73

§3. Истолкование сновидений  75

§4. Осуществление желания     78

§5. Процесс смещения     80

§6. Механизм сгущения 83

§7. Сексуальная символика       84

§ 8. Аутотренинг 85

1?опросы для повторения. Упражнения 89

Глава 4. Каковы защитные механизмы психики?     93

§ 1. Грани личности 93

§2. Право на счастье       95

 §3. Сублимация  98

§ 4. Драматургия сублимации   100

§5. Перенос 103

§ 6. Драматургия проекции       106

§7. Идентичность 108

Вопросы для повторения. Упражнения 112

Глава5 О чем не может рассказать ребенок?  114

§ 1. Феномен детства в истории психологии 114

§2. Сексуальные переживания ребенка 115

§3. Зарождение детского психоанализа 117

§4. Маленький Ганс 119

§5. Игровая терапия 122

§6. Символика животных 124

§7. История Лены 126

§8. Методика работы      127

§9. Предположение супервизора 129

Вопросы для повторения. Упражнения  131

Литература 133

РАЗДЕЛ П. Типы характеров. Неврозы. Комплексы. Психосексуальные расстройства

Глава 1. Какой у вас характер? 138

§ 1. Трансляция невроза 138

§2. Характер и спонтанность    140

§3. Оральный характер  142

§4. Специфические черты характера   145

§ 5. Любовь и фантазия  148

§6. Терапия орального характера 150

Вопросы для повторения. Упражнения  154

Глава 2. Как сложился ваш характер?  158

§ 1. Анальный характер 158

§2. Черты анального характера 160

§3. Мазохистский характер        162

§4. Черты мазохистского характера      165

§ 5. Мышечный панцирь 167

§ 6. Распускание мышечного панциря 170

§7. Биоэнергетика 172

Вопросы для повторения. Упражнения 175

 

Глава 3. Что происходит на генитальной стадии развития? .... 177

§ 1. Что такое генитальность?   177

§2. Истерический характер 179

§3. Терапия истерического характера  181

§4. Фаллически-нарциссическийхарактер       184

§ 5. Психопатический характер 186

§6. Ренезис психопатического характера 189

§7. Пассивно-женственный характер  190

Вопросы для повторения. Упражнения 194

Глава 4. Патологичны ли комплексы и отклонения? 196

§ 1. Садомазохизм 196

§2. Стадии сексуального развития       198

§3. Зависть к пенису       202

§4. Комплекс кастрации 205

§5. Эдипов комплекс      206

§6. Эдипальныеотношения 209

Вопросы для повторения. Упражнения 211

Глава 5. Неужели в другие эпохи любили иначе?     213

§1.Эрос     213

§2. Эрос древних цивилизаций 214

§3. Грех и раскаяние в язычестве 217

§ 4. Язычники и христиане 219

§ 5. Агапе (греч.) — братская любовь  221

§6. Куртуазная любовь   225

Вопросы для повторения. Упражнения 230

Глава 6. Чем обусловлено психосексуальное развитие?       232

§ 1. Стереотипы поведения       232

§2. Персонификация чувства любви   234

§3. Пуританская любовь 236

§4. Вампиры и соблазнители    238

§ 5. Галантный век и Просвещение     240

§6. "Желать обнять у вас колена..."      244

§ 7. Сексуальная революция     245

§8. Психосексуальные расстройства    249

Вопросы для повторения. Упражнения 251

Глава 7. Отчего умерло ваше тело?       253

§ 1. Загубленная чувственность  253

 §2. Как мы теряли свое тело     255

§3. Компенсация ума      258

§4. Голос плоти   262

§5. Яитело  264

§ 6. Насилие, мастурбация и половая холодность     266

§7. Человек — не животное      268

Вопросы для повторения. Упражнения 270

Литература 271

РАЗДЕЛ III. Психологические типы. Агрессивность. Шизоидные типы

Глава 1. Кто вы — экстраверт или интроверт? 276

§ 1. Многообразие психологических типов   276

§2. Почему трудно определить установку      278

§3. Понятие функций     280

§4. Иерархия функций   282

§ 5. Рациональные и иррациональные функции 285

§6. Ведущая функция     287

§7. Подчиненная функция 290

§ 8. Хочу стать экстравертом!   291

Вопросы для повторения. Упражнения 293

Глава 2. Что мешает вашим мыслям и чувствам?      295

§ 1. Мыслительный экстраверт. Ведущая функция   295

§2. Невроз мысли 297

§3. Подавленное интровертное чувство 299

§ 4. Как чувство может проявиться в сознании  300

§ 5. Экстравертный чувствующий тип. Ведущая функция  302

§6. Невроз чувства 306

§7. Подчиненная функция 308

Вопросы для повторения. Упражнения 311

Глава 3. Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?  314

§ 1. Экстравертный ощущающий тип. Ведущая функция    314

§2. Невроз функции 317

§3. Подчиненная функция 318

§4. Интуиция против ощущения 319

§ 5. Экстравертный интуитивный тип. Ведущая функция  321

§6. Невроз функции 324

 

§ 7. Подчиненная функция 326

Вопросы для повторения. Упражнения 329

Глава 4. Как вы скрываете свои мысли и чувства?   330

§ 1. Интровертный мыслительный тип. Ведущая функция 330

§2. Невроз функции 333

§3. Подчиненная функция 335

§ 4. Интровертный чувствующий тип. Ведущая функция   337

§5. Невроз функции 340

§6. Подчиненная функция 342

Вопросы для повторения. Упражнения 345

Глава 5. Зачем вам ощущение и интуиция?    347

§ 1. Интровертный ощущающий тип. Ведущая функция     347

§2. Невроз функции 350

§3. Подчиненная функция 351

§ 4. Интровертный интуитивный тип. Ведущая функция   354

§5. Невроз функции 357

§6. Подчиненная функция 358

Вопросы для повторения. Упражнения 361

Глава 6. Зачем нужно губить жизнь?   363

§ 1. Синдром разрушительности 363

§2. Персонификации зла 365

§3. Феноменология жестокости 368

§ 4. Аномальное существо 370

§5. Заменяемость личности 374

§6. Некрофил       375

§ 7. Акцентуации  378

Вопросы для повторения. Упражнения  379

Глава 7. Откуда берутся шизоиды?      381

§ 1. Начало психоза 381

§2. Шизоидные отклонения      383

§3. Распад тождественности     386

§ 4. Шизофрения 388

§5. Субличности 391

tj6. Миф душевной болезни      392

tj7. Критика цивилизации 394

Вопросы для повторения. Упражнения 397

Глава 8. Как справиться с душевным недугом? 399

§ 1. Групповая терапия  399

§2. Психология тела 402

§3. Биоэнергетика 405

§4. Структурная интеграция (рольфинг) 406

§ 5. Техника Александера 408

§6. Метод Фельденкрайза 409

§7. Чувственное осознавание    412

Вопросы для повторения. Упражнения 413

Литература 416

РАЗДЕЛ IV. Архетипы коллективного сознания. Социализация как феномен

Глава 1. Все ли люди испытывают страх?      422

§ 1. Страх как феномен  422

§2. Глубинное влечение 424

§3. Беспричинный и "безосновный" страх     427

§4. Страх иррациональный        430

§5. Корни тревоги 434

§6. Степень осознания   435

Вопросы для повторения. Упражнения 438

Глава 2. Почему люди боятся смерти? 440

§ 1. Кошмар смерти 440

§2. "Дарслучайный"         443

§3. Жизнь и бессмертие 444

§4. Символика жизни и смерти 447

§ 5. Модусы бессмертия 448

§6. Образы смерти 451

§ 7. Тайна иного бытия  455

Вопросы для повторения. Упражнения 456

Глава 3. Что такое трансперсональный опыт? 459

§ 1. Трансперсональный опыт  459

§2. Разве это безумие?    462

§3. Шаманизм как феномен       465

§4. Немедицинские стратегии лечения 467

§ 5. Холотронная терапия 469

§6. Человек — машина? 472

 

§7. Экзистенция  475

Вопросы для повторения. Упражнения 477

Глава 4. Как формируется социальный характер?     480

§ 1. Социализация 480

§2. Индивидуальный характер  482

§3. Социальный характер 483

§4. Рецептивная ориентация     488

§ 5. Эксплуататорская ориентация       489

§6. Накопительская ориентация 491

§7. Рыночная ориентация 492

Вопросы для повторения. Упражнения 497

Литература 499

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  501

Алфавитный указатель имен    503

 ВВЕДЕНИЕ

Мой коллега заведовал кафедрой в МГУ. Однажды он получил приглашение на солидную работу в государственном аппарате. Стать крупным чиновником или сохранить себя как ученого, педагога? Выбор не простой... Коллега начал опрашивать своих друзей. "Зачем тебе быть чиновником? — отвечали ему коллеги. —Ты знаешь, что западный ученый считает верхом своей карьеры, когда у него есть кафедра в университете. У тебя она есть..." Мой знакомый соглашался и готов был отказаться от госслужбы...

Но тут появлялись другие советчики. "Разве труд ученого в нашей стране ценится? Кому нужна твоя кафедра? А государственная служба — это власть, это распределение благ... Тут и думать нечего, соглашайся, пока место вакантное..." Мой коллега совершенно потерялся в этих соображениях. Он пришел ко мне и сказал: "Вот как вы скажете, так я и поступлю..." Я сказал: "Все зависит от того, как вы видите свое рабочее утро. Если вы воображаете себя в огромном кабинете, где собрались ваши подчиненные и вы грозно спрашиваете их:« Па-ачему машины не вышли на линию?» — в этом случае вам нужно принять предложение. Но если у вас нет такой потребности, оставайтесь в университете...

Страсть — это сильное, не поддающееся контролю рассудка вожделение, экзистенциальная человеческая потребность, выражение человеческих потребностей.

Страсти человеческие... Уникальные и бессмертные. Они возобновляются в каждом поколении и вместе с тем сохраняют свою органичность на фоне другой эпохи. Любовь, страх, вера, властолюбие, фанатизм. Не они ли правят миром? Не через них ли проступает человеческое бытие? Проницательные мудрецы, писатели разных времен стремились вглядеться в человека, захваченного сильнейшим порывом, войти в мир тончайших душевных переживаний, распознать в нем тайны мира.

К понятию "страсть" примыкает понятие "аффект" (от лат. affectus—душевное волнение, страсть), которым обозначается бур-

 

ная кратковременная эмоция, например, гнев, ужас, ревность, возникающие, как правило, в ответ на сильный раздражитель.

Аффект отличается от страсти меньшей длительностью, незначительной по сравнению со страстью душевной глубиной. Страсть нередко порождает аффекты. Аффект — изначальный, частичный и односторонний механизм выхода энергии. Он близок к тому, что ученые, которые исследуют поведение животных, обозначают термином "врожденные (инстинктивные) реакции", а психиатры называют "примитивными реакциями".

Австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд считал, что страсти порождены инстинктами, среди которых он особенно выделял сексуальный. Основоположник психоанализа не избежал ошибки своих предшественников, формулировавших так называемые инстинкты человека. Его концепция человеческой природы является в основном отражением тех важнейших стремлений, которые обнаруживает современный человек. В концепции Фрейда индивид его культуры представляет "человека" вообще. Страсти и тревоги, характерные для человека в современном обществе, возводятся в ранг неизменных сил, коренящихся в биологической природе человека.

Можно привести множество примеров, иллюстрирующих сказанное. Например, рассмотреть социальную основу враждебности в современном человеке. Эдипова комплекса или так называемого комплекса кастрации у женщин. Но 3. Фрейд всегда рассматривал человека в его отношениях с другими индивидами. Таким образом, другие всегда являются объектами, которые служат лишь средством для удовлетворения каких-то стремлений, которые существуют в индивиде до того, как он вошел в контакт с другими.

Американский социолог и философ Эрих Фромм предложил принципиально новый взгляд на природу страсти. Но прежде следовало ответить на общие вопросы: что такое человек, что такое человеческая природа. Человеческая природа — это совокупность стойких, неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа и присущих человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки — значит выразить человеческую природу.

Обладает ли естество человека некой неизменной константой или оно постоянно преобразуется? Стабильна ли человеческая при-

 

 

Клиническая психология —       

рода? Идея о том, что человек имеет определенную неизменную природу, поначалу не вызывала в истории философии конкретных дискуссий. Важно было угадать, что представляет собой эта природа.

Однако идея стабильности человеческой природы оказалась подорванной изнутри. Дело в том, что многие философы и политики вкладывали в это понятие диаметрально противоположное содержание. Поневоле рождалось подозрение: не представляет ли философское определение природы человека нечто условное? Нередко подразумевалось радикально иное значение самого выражения "человеческая природа".

Когда политик или социальный мыслитель пытается оправдать господствующий порядок, он, естественно, исходит из убеждения, что человеческая природа неизменна. Говоря, скажем, о неизбежности экономической конкуренции, идеологи раннего капитализма подразумевали, что человек от природы стремится к наживе, к обогащению. В противовес им социалисты изобличали конкуренцию как нечто искусственное, деформирующее человеческую природу. Они были убеждены в том, что натура человека позволяет воспитать в людях изначально заложенный в них альтруизм. Последний воспринимался как соприродный человеку.

Разумеется, из этих констатации можно сделать различные мировоззренческие выводы. С одной стороны, можно говорить о том, что люди проживают свою жизнь в условиях медленных или стремительных социальных перемен. Иногда поколение успевает оказаться в самых неожиданных обстоятельствах, повороты истории погружают человечество в иную реальность. Выходит, человеческая природа способна адаптироваться к различным ситуациям. Она вовсе не преображается по мановению руки социальных утопистов и инициаторов.

Например, классический либерализм исходил из изначально позитивной человеческой природы, из того, что политическая демократия, экономический успех, социальная стабильность и индивидуальное счастье являются составляющими единого процесса, предвосхищают друг друга и наступают параллельно; из того, что силы разума и рациональность человеческого поведения порождают естественную гармонию интересов; что эти изменения могут произойти без особых трудностей при условии устранения искусственных преград и благодаря способностям человека контролировать социальную и окружающую среду.

 

Введение

Однако либеральная утопия подверглась критике. Не логичнее ли говорить о различном понимании человеческой природы, которое в конечном счете подводит к убеждению, что ее можно преображать? Ведь многое в человеческом естестве оказывается не врожденным, а благоприобретенным. Китайский философ Мэнцзы, констатируя природную человеку доброту, добавил: "Человеческая природа подобна стремительному потоку: пустите его на восток — потечет на восток, пустите на запад — потечет на запад. Ей безразличны добро и зло, как воде безразличны восток и запад". Другой китайский мыслитель Сёнцзы, напротив, толкуя о злой природе человека, заключил: "Доброе в человеке — это благоприобретенное".

Многие философы убеждены в том, что человек не имеет собственной фиксированной природы. Люди родятся пластичными и в ходе социализации оказываются предельно разными. Вольтер подчеркивал: "Сельские жители имеют о человеке одно представление, король — другое, священник — третье". "Если бы кто решил, что наиболее полной идеей человеческой природы обладают философы, он очень бы ошибся: ведь если исключить из их среды ГЬббса, Лок-ка, Декарта, Бейля и еще весьма небольшое число мудрых умов, прочие создают самое странное мнение о человеке, столь же ограниченное, как мнение толпы, и лишь еще более смутное. Спросите у св. отца Мальбранша, что такое человек, он вам ответит, что это субстанция, сотворенная по образу Божьему, весьма подпорченная в результате первородного греха, но между тем более сильно связанная с Богом, чем со своим собственным телом, все усматривающая в Боге, все мыслящая и чувствующая в нем".

Человек, если следовать мысли Вольтера, обнаруживает человеческую природу через призму собственной социальной или культурной роли. Но дело не только в этом. Действительно, биологически унаследованные задатки могут развиваться у человека в самых неожиданных направлениях. Человек прежде всего живое, природное существо. Он обладает пластичностью, несет на себе следы биогенетической и культурной эволюции.

Если сравнить дикую и домашнюю лошадь, можно отметить, что между ними есть различие. Но имеет ли оно принципиальный характер? Ведь биологическая организация, повадки, видовые особенности окажутся, несомненно, одинаковыми. Однако возможно ли Такое рассуждение, если иметь в виду сопоставление дикаря-ант-I»)i юида и современного человека? Обнаружится масса различий...

 12

 13

 

Клиническая психология   

Например, Э. Фромм в работе "Анатомия человеческой деструктив-ности" отмечал, что первоначально человек вообще не был хищником. Разрушительное в нем—это благоприобретение истории. Культура накладывает глубокий отпечаток не только на поведение человека, но и на его особенности как вида.

Вот почему многие ученые, указывая на способность человека изменять самого себяУггоиходят к выводу, что никакой однажды преднайденной природычеловека не существует. Эту точку зрения поддерживают многие антропологи. Они утверждают, что человеческая природа восприимчива к бесконечным пересотворениям, а внутренне устойчивое ядро этой природы может быть расколото, разрушено. Нетрудно преобразовать изначальную природу в соответствии с той или иной программой.

Представление о том, что человеческую природу можно радикально изменить, складывалось уже в религиозном сознании. Так, в христианстве возникло воззрение, согласно которому в результате нравственных усилий можно создать "нового человека". Облагораживание человека предполагает изживание устойчивых задатков Адамова потомка, присущих ему животности, разрушительных наклонностей, греховности.

Мысль о том, что существует единая человеческая природа, казалась сомнительной еще по одной причине. Когда рождались те или иные социальные доктрины, то их творцы доказывали разумность своих проектов, ссылаясь на человеческую природу. Но эта ссылка оправдывала самые неожиданные и различные программы. Например, Платон, Аристотель и большинство мыслителей, вплоть до Французской революции, апеллируя к человеческой природе, возвеличивали рабство.

Нацизм и расизм, обосновывая собственные установления, полагали, что прекрасно осведомлены о человеческой натуре, и действовали на основе этого, с их точки зрения, непреложного знания. Консерваторы разных эпох, критикуя радикальные проекты, указывали на тот факт, что человеческая природа не может соотнестись с общественными "мутациями". Наконец, идеологи казарменного социализма, вербуя своих сторонников и развертывая дальние социальные перспективы, ссылались на то, что такова уж человеческая природа: она, мол, согласуется с их социальными программами.

Вполне понятно, что если различные идеологические течения имеют в виду неадекватно понятую человеческую природу, то мож-

 

       Введение  _

но предположить, что таковая в качестве некой тотальности вообще отсутствует. Данное воззрение укреплялось также тем, что многие ученые выдвигали идею такой личности, которая создает себя, преображает себя. Столь различные философы, как, например, С. Кьеркегор или У. Джеймс, А. Бергсон или Тейяр де Шарден полагали, что человек — творец собственной истории. Иначе говоря, в исторической реальности человек все время — другой...

Такая позиция характерна для тех мыслителей, которые отстаивают тезис об абсолютном приоритете культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия. В частности, среди структуралистов бытует убеждение, что человек есть слепок формирующих его культурных условий. Отсюда вывод: хочешь проникнуть в тайну человека, изучай те или иные структуры самой культуры, ибо индивид отражает их изменчивые формы.

Не только биологическая конституция человека, не только культурная символика наводят на мысль о некой единой человеческой природе. Несомненно, общей чертой служит также высокая гибкость поведения, которая в свою очередь связана с человеческой способностью включаться в символическую коммуникацию. У всех людей есть язык, речь. Люди повсеместно обнаруживают дар к рефлексивному мышлению. Следовательно, им присуща возможность предвидеть последствия своего поведения.

Итак, человеческая природа сохраняет свою внутреннюю устойчивость. Противоположное положение, о котором мы говорили ("человеческая природа беспредельно мобильна и нефиксирована"), наталкивается на определенные парадоксы. Идея безграничного формообразования человека может привести к далеким и неожиданным следствиям. Представим себе, что человек как существо безграничен и бесконечно подвижен. Он создал некие институты, которые вполне отвечают его благополучию. Дальнейший импульс к пересотворению утрачен. Человек вполне доволен своей жизнен-i юй ситуацией.

Означает ли это, что человек полностью выявил собственный потенциал? Разумеется, нет. В таком случае человек оказался бы заложником или марионеткой определенных жизненных обстоятельств. Именно эти обстоятельства стали бы его лепить. Формообразование 1 к'ловека стало бы прерогативой общества, истории. Внутренняя спо-• < >Г>] юсть к изменениям не получила бы реализации...

 14

 15

Клиническая психология

 Введение

 Подытожим: человеческая природа как некая данность, безусловно, существует. Мы не в состоянии представить ее конкретную расшифровку, ибо она раскрывает себя в различных культурных и социальных феноменах. Человеческая натура, следовательно, не сводится к перечню каких-то устоявшихся признаков. Наконец, эта природа не является беспредельно косной. Сохраняя себя в качестве определенной целостности, она тем не менее подвержена изменениям.

Но где же все-таки искать ответ на вопрос, какова человеческая природа? Философы обычно указывали на какой-нибудь доминирующий признак, который заведомо характеризует человеческую стать: разум, социальность, общение, способность к труду. То, что человек необычен для природного царства, казалось, ни у кого не вызывает сомнений. Вот почему его оценивали как особую форму жизни, которая похожа на другие формы жизни, но вместе с тем принципиально отличается от них.

Некоторые мыслители пытались превзойти сложившуюся традицию в трактовке человеческой природы. Они говорили о человеке как об особо организованном сознании, специфическом витке эволюции Вселенной. Однако на поверку оказалось, что все эти по видимости разнородные подходы все-таки не выходят за рамки понимания человека как особой формы жизни. Ведь и особым образом структурированное сознание не существует без живой плоти. Эволюция, в ходе которой рождается косная и живая материя, мыслящий дух, не раскрывают в человеке никаких иных качеств, кроме тех, которые присущи живой одухотворенной материи.

Но вот парадокс: человек, несомненно, часть природы, он всей плотью и кровью принадлежит природе. В то же время естественные функции у него не выглядят органичными. Природные потребности то и дело воспринимаются как искусственные. Стало быть, нужен какой-то иной подход к оценке человека, ибо перечисление признаков, которые можно множить до бесконечности, по сути дела, ничего не проясняют в определении его природы.

Однажды Сократ гулял со своим учеником Федром. Они очутились за воротами Афин. Сократ пришел в восторг от красоты местности, восхищался пейзажем и превозносил его. Но Федр прервал Сократа, пораженный тем, что тот ведет себя как чужестранец, которому проводник показывает окрестности. "Что же, — спросил он Сократа, — ты не выходишь даже за городскую стену?" Сократ придал своему ответу символическое значение. "Извини меня, добрый

мой друг, я ведь любознателен, а местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе".

Смысл сказанного таков: на свете много диковинного, но любознательность философа в наибольшей степени способен удовлетворить только человек, потому что он уникален. Но разве каждое живое существо, украшающее планету, не отличается оригинальностью, неповторимостью природного проекта? Неужели человек интереснее панцирной черепахи, белокрылой чайки или саблезубого тигра? Ведь весь тварный мир отмечен печатью самобытности. Однако человек действительно выпадает из общего ряда как "самый равный среди равных..." Самый уникальный среди уникальных.

Человек — особый род сущего. Ему нет аналогов в природе. Он весь соткан из парадоксов. Человек — животное, но он живет не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он также руководствуется разумом. Человек рожден в природе, но пытается подчи-X) нить ее себе. У него есть естественные вожделения, но он ориентируется также на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное... Человек имеет все, чтобы выжить в дикой V природе, но без длительного научения и воспитания он гибнет... >яЧ   Парадоксальность, непохожесть человека не только в том, что у \ него множество разных качеств и задатков. Человек одновременно "настроен" на несколько программ, каждая из которых, точно демоны, тащит человека в разные стороны. Биологическая программа противоречит социальной, инстинктуальная — культурной, сознательная — бессознательной.

Человек—единственное на земле существо, которое может жить В ситуации абсурда. Иначе говоря, он может быть захвачен страстью, которую умом отвергает. Он способен осознавать, что проявляет волю, которая на самом деле есть голос его влечения или ин-< 1 инкта. Вот почему Фромм назвал человека едва ли не самым экс-i [.снтричным созданием на земле.

Американский исследователь, характеризуя человека, оценивая его как особый род сущего, подчеркивал: не стоит приискивать все новые и новые признаки, которые отличают человека от животно-i < >. Взглянем на ситуацию с принципиально новых позиций. Определим человека экзистенциально, то есть через способ его существо-вания. Это, несомненно, впечатляющее открытие философии XX i и ка. Сам Фромм подчеркивал, что прилагательное "экзистенциаль-

III.IIГ появилось у него независимо от философии человеческого

Клиническая психология   

бытия, в ходе развертывания вполне самостоятельного подхода к феномену человека.

Человек остается частью природы, он неотторжим от нее. Но теперь он понимает, что "заброшен" в мир в случайном месте и времени, осознает свою беспомощность, ограниченность своего существования. Над ним тяготеет своего рода проклятье; человек никогда не освободится от этого противоречия, не укроется от собственных мыслей и чувств, которые пронизывают все его существо. Человек — это единственное животное, отмечал Фромм, для которого собственное существование является проблемой: от нее никуда не уйти, он должен ее решить.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.