Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос V. Проблема истины в философии и науке



Вопрос V. Проблема истины в философии и науке

Истина – это адекватное отображение объекта познающим субъектом в знании. Истина есть такое содержание знания, которое адекватно отражает действительность. Это значит, что истина есть свойство знания, а не объекта познания. Еще Аристотель заметил, что истинное или ложное находится не в вещах, а в мысли. Он сформулировал классическую концепцию истины, которую также называют концепцией соответствия, или корреспонденции, поскольку здесь истину понимают как соответствие знания объекту.

Существует масса ответов на вопрос об истине. Так, с онтологической точки зрения, представленной в мифах, истина – это не знание, а живое существо – прекрасная и гордая женщина. Онтологическое понимание истины было характерным для древних славян.

Древние греки понимали истину в гносеологическом смысле – как феномен, находящийся в человеческом сознании.

Древние римляне понимание истины имело морально-юридический смысл (veritas) и означало положение разбираемого в суде дела в противоположность ложному его освещению одной из сторон судебного процесса.

Для религиозного человека характерным в понимании истины является священный смысл – слово Божие.

Не является однозначным понимание истины и в философии. Так в ряде идеалистических философских систем истина понимается: как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин); как согласие мышления с его априорными формами (И. Кант); как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм); как наиболее простая взаимосогласованность ощущений, истинно то, что просто, что экономно мыслить – (Э. Мах, Р. Авенариус). По мнению экзистенциалистов, истина представляет собой форму психического состояния личности. В классической немецкой философии феномен истины анализировался с диалектических позиций как процесс развития знания.

В современный период понятие истины в философии также многозначно, так как во многом обусловлено не только различиями в теоретико-методологических основаниях исследования познавательных процессов, но и связью проблемы истины с интересами людей. Отсюда проблема истины приобретает социальное, политическое, правовое и моральное значение. Не случайно Н. Бердяев утверждал, что «в миру» истина имеет разоблачающий смысл и с ней в грешном мире жить трудно. Н. Макиавелли писал о том, что людей ослепляют ложные ценности, наружность, поэтому они далеки от истины в оценке своих и чужих поступков, а в политике многое зависит от мнений и психологии деятелей и масс.

 

Теории истины:

ü Авторитарная теория истины исходит из факта доверия к авторитетному источнику, который является гарантом истинности того или иного высказывания (средневековая теология).

ü Истина как опытная подтверждаемость (Д. Локк, М. Шлик)

ü Теория истины как очевидности: истина – это ясное и отчетливое представление (Р. Декарт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль)

ü Когерентная теория истины (Р. Авенариус, Э. Мах) утверждает связность и непротиворечивость основных критериев истины. Активно разрабатывалась неопозитивистами, хотя истоки концепции восходят к Пармениду и прослеживаются у Канта.

ü Конвенциональная теория истины (А. Пуанкаре, Т. Кун) определяет истину как результат соглашения.

ü Корреспондентная теория истины (Аристотель, Г. Гегель) определяет истину как соответствие фактам. Разрабатывалась Альфредом Тарским.

ü Прагматическая концепция (Ч. Пирс) истины исходит из практической значимости получаемого в процессе познания результата

ü Натуралистическая теория (А.Н. Костенко) утверждает, что истина – это представление, соответствующее законам Природы

ü Семантическая теория (А. Тарский) вводит запрет на определение истины в теории. Однако возможна мета-теория, задающая критерии истины.

Неклассические теории:

ü Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А. Айер, М. Даммит и др.)

ü Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П.Ф. Стросон)

 

Истина субъективна лишь по форме ее выражения, но объективна по содержанию. Объективность истины означает, что она, в конечном счете, обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью ее содержания от познающего субъекта

К характеристике истины нужно добавить признак конкретности истины. Конкретная истина – это истина, в которой правильно отражена сущность определенных явлений и тех конкретных условий, в которых эти явления развиваются. Современный материализм исходит из того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это означает, что необходимо учитывать границы применения результатов познания и уточнять их.

       Истина есть единство, тождество объективного и субъективного. Истина – это адекватное, верное знание действительности, но не сама действительность. Истина никогда не дается людям сразу и целиком, поэтому выделяют истину абсолютную и относительную. Абсолютная истина – это исчерпывающее знание, полностью и точно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом. Относительная истина – это знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием объекту. Иначе говоря, относительная истина – это лишь частично верная истина, ведь она приближенно и неполно соответствует действительности. Это знание, подлежащее изменению и развитию. В каждой относительной истине всегда есть некоторое «зерно», частичка истины абсолютной. Через сумму относительных истин познание устремляется к абсолютной истине как своему пределу. Таким образом, взаимосвязь абсолютной и относительной истины выражает процессуальный, динамический характер познания.

Абсолютная и относительная истины есть разные характеристики одного знания. Взаимосвязь абсолютной и относительной истины проявляется в следующем:

ü абсолютная истина складывается из относительных истин;

ü относительная истина всегда содержит зерно абсолютной истины.

 

       Критерий истины – это некий эталон или способ ее проверки. Он должен удовлетворять одновременно двум условиям: 1) он должен быть независим от проверяемого знания; 2) он должен быть каким-то образом связан со знанием, чтобы подтверждать или опровергать его.

В истории философской мысли выдвигались различные критерии истинного знания.

Французский математик, физик и философ Ж. Пуанкаре стал основоположником конвенционализма. В конвенционализме критерием истины является то, что соответствует условному соглашению (конвенции) между учеными, а выбор их обусловлен соображениями простоты, удобства и целесообразности. Русские махисты в качестве критерия истины выдвигали общезначимость. Так, А.А. Богданов считал, что критерием истинного знания должен быть коллективно организованный опыт людей, ибо миллионы людей, да еще на протяжении многих поколений ошибаться не могут. Однако общезначимость истины вовсе не исключает ситуаций, когда один прав, а большинство не право.

В прагматизме критерием истины считается то, что является выгодным, полезным. Безусловно, практически полезное знание, тем более, если оно приносит успех, можно истолковать как истинное. Однако подобная трактовка истинности чревата парадоксальными результатами.

Выдвинутым условиям критерия истины удовлетворяет практика. Она обладает достоинством объективности, независимости от человеческого сознания. Практика соединяет человека с объективной реальностью. В то же время осуществление практики зависит от знаний.

Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой могут претендовать на знания объективной истины. Практика носит исторический характер, она постоянно развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент полностью подтвердить те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Научные теории получают свою окончательную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества и т.п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является истинной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Напр., те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредствованным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства, в конечном счете, опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не доказываются.

       Однако значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям: неразвитость техники, неспособность управлять какими-то природными явлениями и т.п. В результате далеко не все поддается проверке на практике. Вместе с тем известная неопределенность практики как критерия истины, проблематичность и неокончательность подтверждения истинности любого знания – это благо для научного прогресса. Ситуация проблематичности создает предпосылки для критики и развития теории. Пересмотр устоявшегося знания – залог движения науки вперед. К тому же имеются и другие критерии истины, например, логичность и внутренняя непротиворечивость теории и др.

 

Заблуждение – это знание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать ложь, которая есть преднамеренное искажение действительности. Заблуждение и ложь дают определенную характеристику знания.

 

Вопрос VI. Объяснение и понимание в познании, творчество и интуиция.

На базе всех этих гносеологических конструктов разворачивается познавательная деятельность человека. В силу ее социальности и сложного, многоуровневого характера она невозможна без таких процедур, как интуиция и творчество, объяснение и понимание.

Воображение – способность человека создавать в сознании образы предметов, отсутствующих в объективном мире. Воображение является основой творчества. Творческое воображение – это высшая форма представления. С помощью воображения может осуществляться комбинирование образов и их компонентов, находящихся в памяти, вследствие чего возникают не только фантастические образы (русалки, черта, домового и др.), но и образы-модели, образы-планы.

 

Процесс познания не ограничивается только сбором фактов на чувственном уровне и их рационально-логическим анализом. Мощным и до конца еще неизученным инструментом человеческого познания является интуиция.

Интуиция – это особая форма скачка от незнания к знанию, это способность (внутреннее озарение) к проникновению в сущность объектов и постижению истины непосредственно без обоснования с помощью доказательств.

Характерными чертами интуиции являются неожиданность (внезапность) решения проблемы и неосознанность средств этого решения. Возникновение интуиции связано с переходом от чувственных форм познания к рациональным и, наоборот, - от рациональных к чувственным. Интуиция не возникает на пустом месте, в ней нет ничего таинственного. Основными предпосылками интуиции выступают: наличие у человека опыта деятельности в определенной сфере; понимание сути решаемой проблемы; обладание богатым фактическим материалом; возникновение проблемной ситуации; познавательной целеустремленности и активности в исследовательской деятельности.

       Интуиция (позднелат. Intuitio созерцание) – способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя последовательные рассуждения и логический анализ, моментально принимать (правильные) решения. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением проблемы, так и без. Исследования позволили представить интуицию как специфический познавательный процесс и особую форму познания.

       В сущности, интуиция – это способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней. Роль интуиции в творческом процессе трудно переоценить. Так, А. Эйнштейн утверждал, что подлинной ценностью является в сущности лишь интуиция. Другой великий физик Луи де Бройль писал: «Таким образом, человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания путем внезапных опасных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения».

Основные виды интуиции:

1) чувственная: быстрое отождествление, способность образовывания аналогий, творческое воображение и др.

2) интеллектуальная: ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке.

 

Выделим несколько особенностей интуитивного познания:

1. интуиция есть функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт привел к великому открытию

2. интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой. Часто она имеет место тогда, когда, казалось бы, все логические резервы поиска исчерпаны

3. в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого «застревают» отдельные звенья логической цепи

4. определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие «подсказки». Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного места.

Как специфический познавательный процесс интуиция характеризуется путем выделения основных этапов данного процесса и механизмов решения на каждом из них.

1) этап – подготовительный. На нем – преимущественно сознательная логическая работа по постановке проблемы и попыткам ее решения рационально-логическими средствами в рамках дискурсивного рассуждения.

2) этап – инкубационный. Здесь происходит подсознательный анализ и выбор решения. Главным инструментом такого анализа выступают психические ассоциации – по сходству, по противоположности, по последовательности. Применяются также и механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений.

3) этап – инсайт, внезапное озарение, т.е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знанию.

4) этап – сознательное упорядочивание интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания.

Общие черты интуиции:

ü непосредственность, т.е. решение задачи без логического выведения

ü неосознанность путей получения результата

ü внезапность (озарение).

Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение. Она имеет истоки в бессознательном слое психики человека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития (творческой) интуиции. Связывая интуицию с инстинктом, А. Бергсон полагал, что она присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи.

Необходимые условия формирования интуитивного решения:

ü основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения

ü наличие поисковой ситуации (проблемности)

ü поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу)

ü подсказка (аналогия).

Классификация форм интуиции (по М. Бунге):

I. Чувственная интуиция:

1. Интуиция как восприятие, выражающееся в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака

2. Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака

3. Способность интерпретации

4. Интуиция как воображение

5. Способность представления (геометрическая интуиция)

6. Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков и функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов

7. Творческое воображение

II. Интеллектуальная интуиция:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.