|
|||
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯСтр 1 из 9Следующая ⇒
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Н. Бурденко
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
доц. А.В. Смирнов
Воронеж – 2020
ПЛАН:
1. Познание как социально опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Виды познания и знания. 2. Структура познания. Субъект и объект познания. Познавательный образ. 3. Знание и вера. Историчность философского знания. 4 Диалектический путь познания. Эмпиризм и рационализм. 5. Проблема истины в философии и науке. 6. Объяснение и понимание в познании, творчество и интуиция.
Вопрос I. Познание как социально опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Виды познания и знания. Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному, основанному на производстве и распределении знания. В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis — знание + logos — учение), или теорией познания. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. Теория познания – это раздел философии, в котором изучается природа, границы и источники знания. Проблемы, которые обсуждаются в теории познания, называются гносеологическими. Основными проблемами современной гносеологии являются анализ понятия «знание», природа обоснования и структура знания, методы и процедуры познания, проблемы истины, ее критериев и интерпретации, а также проблема понимания. В философию термин «теория познания» ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления. В истории философии существуют три основных подхода по проблеме познания: ü гносеологический оптимизм утверждает познаваемость мира; ü агностицизм отрицает познаваемость мира; ü скептицизм выражает сомнение в познаваемости мира и/или в достоверности познания.
Познание есть специфический вид социально-организованной духовно-практической деятельности людей по постижению, объяснению и освоению окружающего мира. Можно сказать, что познание – это особая форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений истории, социальной, культурной и природной реальности. Познание есть также процесс получения и накопления знаний обществом. Знание представляет собой человеческую информацию о мире. Эта информация существует в виде некоторой субъективной реальности. Любая практика базируется на знании о свойствах и закономерностях внешнего мира, его предметов и процессов. Для того, чтобы успешно действовать в соответствии с поставленной целью, необходимо хотя бы минимальное знание о преобразуемом в практике предмете, о его свойствах и возможностях, о путях получения желаемого результата. Следовательно, знание с самого начала встраивается в практическую деятельность, составляя ее необходимую предпосылку и условие осуществления. Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.
Познание имеет социальный характер. Это означает: ü познание исходит из социальных потребностей и задач; ü познание опирается на накопленные обществом знания и опыт; ü познание использует созданные в ходе общественно-исторической практики инструменты и методы изучения мира; ü истинность полученных познанием представлений и суждений о мире проверяется общественно-исторической практикой; ü результаты познаний воплощаются в общественно-исторической практике, в том числе и прежде всего в виде техники и технологий. Социальный характер познания выражается в трех взаимосвязанных процессах: ü коммуникация есть передача информации (знаний) между людьми в данный момент времени; ü социальная трансляция – это передача информации (знаний) между поколениями; ü традиция – это передача социальных норм и стандартов поведения Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Передача и трансляция знаний от поколения к поколению и обмен знаний между современниками возможны благодаря материализации и объективизации субъективных образов, выражению их в языке. Таким образом, познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек. Познание – это многосторонний, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями процесс. Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами человеческой деятельности — трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, — потребность, мотив, цель, средства, результат. Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное — необходимый элемент жизни человека. Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового. Цель познания — получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете, познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности. Средства познанияв науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д. Действия в процессе познания также многообразны. Например, в научном познании принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории. Результат познания — это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Например, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.
|
|||
|