|
|||
Практика. Гносеологический образПрактика Основой единства чувственного и рационального познания является практика. Практика – это чувственно-предметная деятельность человека по познанию и преобразованию окружающего мира. В практике человек формирует цель и программу действий, т.е. поступает осмысленно. Практика включает 4 основных вида деятельности: 1) материально-производственная практика, связанная с созданием материальных благ; 2) социальная практика (преобразование и развитие социальных институтов и отношений); 3) эстетическая практика (преобразование мира по законам красоты); 4) научно-экспериментальная практика, накапливающая и проверяющая знания о мире. Практика существует в единстве с познанием. Практика – материально-предметная деятельность. Познание – идеально-образная деятельность. По способу и результату деятельности: практика – это производство материальных вещей, преобразование общественных отношений самого человека; познание – это производство идей, знаний, моральных норм, Значение практики для познания широко и многообразно. С одной стороны, практика выступает источником и мотивом познавательной деятельности. Именно практика ставит вопросы и задачи познанию. С другой стороны, практика формирует тот опыт и знания, на которые опирается познающий субъект. В процессе практике вырабатываются инструменты, методы и средства познания. Полученные в процессе познания результаты воплощаются в общественной практике в виде техники и технологий. И, наконец, практика выступает основным критерием истинности полученного знания. Через практику знания проверяется, уточняется и корректируется.
Гносеологический образ Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Познавательный образ — идеальное восприятие объектов, выражающее отношения их сходства и различия. Поэтому в основе идеального образа лежит 2 формы деятельности: отражение и конструирование. Гносеологический образ субъективен по восприятию, но объективен по содержанию. В субъективном аспекте образа отражается объективное, не зависящее от субъекта содержание. К этому выводу философия пришла не сразу. В истории философии сложилось три варианта связи образа и объекта: 1) образ есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма); 2) образ есть постижение разумом объективно существующих идей (позиция объективного идеализма); 3) образ есть субъективное освоение объективной действительности, существующей независимо от сознания субъекта (позиция материализма). По отношению к субъекту образы подразделяются на 2 типа: чувственные и рациональные. Первые – наглядные, вторые – абстрактные. Чувственные образы — обобщенный портрет вещи, это идеальное воспроизведение конкретных свойств в их непосредственной целостности. Чувственные образы неоднородны и среди них выделяют следующие подгруппы: а) элементарные образы — ощущение, восприятие, представление. Эти образы непосредственно связаны с практической деятельностью, с взаимодействием человека с вещью. б) система синтетических чувственных образов, которые подразделяются на следующие образы: ü модельные представления, отражающие всеобщие и необходимые человеку свойства реального класса вещей; ü художественные образы; ü представление стереотипа — образ автоматической деятельности, которую необходимо совершить в определенных условиях. Рациональные образы — понятие и система понятий, т.е. теория. Понятие — теоретическое восприятие особенностей целого класса вещей через систему всеобщих и необходимых свойств этого класса. Рациональные образы определяются на основе деятельности по конструированию, выделяют 2 группы рациональных образов: а) образы-понятия (обозначают систему существенных и необходимых свойств, который определяют класс однотипных явлений); б) образы-теории или гипотезы (совокупность образов понятий, связанных единым смыслом или единой политикой вывода). Рассматривая содержание познавательного образа, выделяют что образы, прежде всего, определяет практика, которая обуславливает значимость этих образов, обозначает свойства образов, которые определяются субъектом или объективными свойствами вещей. Свойства образов имеют как субъективную, так и объективную природу. У каждого образа высчитывается бесчисленное количество свойств. Основные свойства: ü свойство избирательности, оно связано с необходимостью обеспечения определенной последовательности в выделении свойств, отношений или закономерностей объекта, т.е. с соблюдением логики исследования объективной закономерности; ü свойство целостности; образы будь-то чувственные или рациональные неразложимы на части, не подвержены аналитической процедуре мышления; ü свойство динамичности и мобильности; связанный с практикой гносеологический образ включен в систему предыдущего знания и тем самым определяет свое смысловое значение. Но образ относительно самостоятелен по отношению к этому знанию и обладает собственной логикой жизни. Гносеологический образ в некотором роде богаче, чем объективная реальность и практика. Ведь собственная логика жизни образа позволяет нам делать прогноз его жизни, определять те свойства, которые еще не существуют, но содержатся в нем в потенциальном виде. Следовательно, в действительности гносеологический образ содержит в себе представление субъекта и о прошлом, и о настоящем, и о будущем; ü свойство условности. Одна из черт условности состоит в отсутствии непосредственного сходства между знаком, образом и отображаемым предметом. Следовательно, использование условности ведет к открытию закономерностей объективного мира. Значение условных элементов состоит еще и в том, что они выполняют своеобразную роль представителей тех свойств, которые содержатся в понятиях и теориях, но еще неразвиты, не вскрыты. И в науке роль условности огромна, ученые, прежде всего, обращает внимание на те понятия, природа которых иррациональна, неопределенна, нет четкой дефиниции значения и содержания. А значит здесь содержится образ нового, но область эвристического (необходимо всегда «копать») и исследователь всегда натыкается на открытие. Условные конструкции — своеобразная поисковая модель, которая позволяет сконцентрировать внимание исследователя на пограничной зоне знакомого и неизвестного; ü свойство многоструктурности образа тесно связано с практической деятельностью человека. Под многоструктурностью понимается единство чувственных, рациональных, эмпирических и рационалистических моментов знания. Существование этих компонентов зависит от тех функций человеческого познания, которые позволяют проникнуть внутрь объекта и которые определяют мышление человека. Ведь каждый человек мыслит по-своему (ученый — мозгом, словом; танцор — танцем; слесарь — материалом и орудием труда); ü социально-культурная природа образа. Наше познание зависит не только от объективных характеристик предмета, но и от содержания и уровня развития культуры той или иной исторической эпохи. Содержание гносеологического образа формируется в течение всей истории развития человека, а, следовательно, в нем отражены не только представление о прошлом и настоящем, но и ценности и оценки различных культур. И при использовании этих образов мы должны уметь выделять эти аспекты, постоянно уточняя содержательную область используемого образа. В науке уже давно установлен факт зависимости настоящего от прошлого, который содержится в познавательных образах. Эта зависимость выражается в следующем: 1) опосредующей роли сложившихся систем категорий и законов, которые определяют направленность и развитие познавательного образа; 2) в наличии познавательного образа в каждой новой исторической эпохе, который всегда содержит определенный способ видения социального бытия предыдущей эпохи. Следовательно, старый контекст никогда полностью не исчезает и его существование служит основой формирования общечеловеческих ценностей или вечных ценностей человеческого бытия и познания. Вывод: в структуре познавательного образа кроме момента истины всегда присутствует ценность и оценка, которые и определяют фундамент социально-культурной природы познавательного образа.
|
|||
|