|
|||
Вопрос IV. Диалектический путь познания. Объяснение и понимание в познании, творчество и интуиция.Вопрос IV. Диалектический путь познания. Объяснение и понимание в познании, творчество и интуиция. Эмпиризм и рационализм – это противоположные концепции в гносеологии. Они расходятся в признании источников истинного знания и оценке эффективности существующих форм познания. Эмпирики (Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Дидро, Д. Юм, Д. Беркли) считали, что в основе познания лежит опыт, а чувственные формы познания являются определяющими в получении научной информации. Для них чувство более достоверно, чем логические формы. Рационалисты (Д. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) ставили разум, логическое мышление выше чувств. По их мнению, органы чувств дают лишь поверхностную и иллюзорную информацию, а подлинную научную истину можно установить лишь на основе строго логического анализа. Как видим, и эмпирики, и рационалисты – крайности в гносеологии, возникшие на основе одностороннего и ложного противопоставления в познании чувства и разума. I ступень познания – это ступень чувственная, т.е. познание с помощью органов чувств. Чувственные формы играют важную роль в познании. Через чувства человек контактирует с внешним миром, поэтому чувственное знание имеет непосредственный характер. Чувственное познание активно и социально обусловлено. Социальная обусловленность выражается во влиянии социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов познания; в формировании установок и ожиданий. Отличительные особенности чувственного познания: непосредственность (прямое воспроизведение объектов); наглядность и предметность возникающих образов; воспроизведение внешних сторон объекта. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление. ü Ощущение – это элементарный субъективный образ объективной реальности. Оно непосредственно отражает какую-либо одну качественную сторону предмета и возникает на основе воздействия внешнего предмета на органы чувств. Главная особенность ощущений – их односторонность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета (о звуке, цвете, величине и т.п.). Эта односторонность ощущений преодолевается восприятиями. ü Восприятие – это целостный, синтетический образ внешнего предмета. ü Представление – это чувственный образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий. Главная их особенность: они активно формируются человеком при отсутствии непосредственного контакта с внешним предметом. Представление – это как бы чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. Поэтому образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный и отвлеченный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а, с другой, в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания. Все чувственные образы не существуют без человека и вне него. В этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источнику и содержанию они объективны, ибо информация, содержащаяся в этих образах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта. Однако с помощью лишь органов чувств человек не способен формировать образы сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность человек преодолевает с помощью логического (рационального) мышления. II ступень – рациональное познание, которое отличается опосредованностью, а также обобщенным и абстрактным характером. Рациональному познанию присущи: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность возникающих образов; воспроизведение объектов на основе внутренних закономерностей и отношений. В мышлении человек отвлекается от многих чувственно-конкретных признаков, формирует идеи об общих и типичных свойствах предметов, создает логические абстракции, благодаря которым и становится способен проникать в сущность изучаемого объекта. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным. Рациональный образ существует в форме мысли о предмете. Различают: ü предмет мысли (то, о чем мы мыслим), ü содержание мысли (то, что представляется в мысли) и ü форму мысли (то, как мы мыслим). Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение. ü Понятие – это обобщенный рациональный образ предмета, это логическая абстракция, которая лишена чувственности; ü Суждение – это логическая связь понятий, с помощью которой предмету приписывается (или отрицается) некоторое свойство; ü Умозаключение – это получение нового знания на основе сопоставления нескольких суждений. Благодаря умозаключениям человеку нет необходимости каждый раз для доказательства своих утверждений прибегать к опытным данным, и он становится в некоторой степени независимым от опыта.
Важно различать два вида понятий: абстракции и идеализации. Абстракция – это понятие как результат мысленного отвлечения (абстрагирования) от определённых свойств и признаков, характерных для реального предмета. Идеализация – понятие, в котором реальные свойства предметов замещаются на мысленно сконструированные. Заметим также, что представления, восприятия по памяти, воспроизводимые памятью в сознании, произвольно или непроизвольно, являются связующим звеном между чувственным и рациональным познанием. Таковым представление является потому, что, будучи чувственно-наглядным образом, оно вместе с тем сохраняет в памяти наиболее значимые для познающего субъекта черты и особенности воспринимаемого объекта, стало быть, представление уже обобщает, а обобщение – это рациональная операция. Не случайно, Гегель видел в представлении границу между созерцанием и мышлением. Связывая непосредственно познающего человека с предметом его познания, чувственное познание играет в гносеологическом процессе важную роль, абсолютизировать которую, тем не менее, не следует, потому что 1) оно не всегда бывает истинным (например, может быть обманчивым впечатление о человеке); 2) не существует «чистого» чувственного познания. Ощущения, восприятия и представления – это всегда познание человека, живущего в условиях цивилизации и имеющего опыт мыслительной деятельности, сколь малым он бы ни был. Это-то и позволило Аристотелю отличать ощущения человека, выводящие его на искусство, от ощущений животных, связанных исключительно с утилитарными, биологическими потребностями. Рациональное познание — это мышление, предполагающее деятельность рассудка и разума. Понятия «рассудок» и «разум» отражают два уровня мыслительной деятельности человека, анализу которых большое внимание уделялось в истории философии в работах таких мыслителей, как Н. Кузанский, Ф. Шеллинг, И. Кант, Г. Гегель. Рассудок познает все земное, относительное и конечное, разум – обеспечивает «высшее единство мышления». Различие рассудка и разума мы встречаем у Г. Гегеля, определявшего разум как «бесконечное мышление» и рассудок как «конечное мышление». Именно рассудок благодаря своей «конечности» приводит знания в систему, формализует их, где-то упрощает, делая доступными для большинства людей. Разум производит творческую мыслительную работу и обеспечивает получение новых творческих результатов. Разум всегда выходит за пределы тех знаний, которые приносит чувственный опыт. Таким образом, разум всегда стремится в познании к нахождению бесконечного, безусловного и абсолютного: разум в познании занят поиском предельных оснований бытия во всех его проявлениях. В отличие от чувственного познания мышление – процесс целенаправленный, результаты которого выражаются в формировании новых идей, сформулированных в обобщенной форме. Деление на чувственное и рациональное познание делается для того, чтобы подчеркнуть, какой из сторон познания тот или иной мыслитель придавал первостепенное значение. В реальности же процесс познания интегративен, поскольку познает человек общественный, с момента рождения включенный в цивилизацию и культуру.
|
|||
|