Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Типологии познания. Вопрос II. Структура познания, субъект и объект познания. Познавательный образ.



Типологии познания

Познание многообразно и динамично. Для удобства и лучшего понимания предлагаем две типологии познания.

       I типология познания и знания – по глубине и уровню профессионализма: 1) обыденное познание – не является результатом профессиональной деятельности и в принципе присуще любому индивиду. 2) научное знание возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности.

       II типология – по предмету:

1) естествознание – познание материального мира вокруг человека;

2) гуманитарное познание – это познание самого человека и общества;

3) художественное познание – это образно-эмоциональное познание, слитое с преобразованием мира по законам красоты;

4) религиозное познание – это постижение таинств и догматов религии.

       Кроме того выделяют донаучные формы познания, включающие:

ü освоение и понимание языка;

ü понимание других людей – в сопереживании и диалоге;

ü понимание социальных знаков и норм;

ü субъективная интерпретация знаний и опыта.

 

Вопрос II. Структура познания, субъект и объект познания. Познавательный образ.

       Структура познания имеет сложный и динамический характер. Среди множества ее компонентов выделим шесть основных элементов:

1) субъект познания – носитель познавательной деятельности;

2) объект познания – это часть объективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта;

3) цель познания;

4) познавательная деятельность (практика);

5) механизм познания – это средства, инструменты и методы познания;

6) знание как результат познавательной деятельности.

 

Субъект познания— это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. Субъект познания в самом общем смысле – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы и общество в целом. В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Гносеологический субъект имеет социальную природу, это человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры общества. История науки приводит примеры гениальных ученых и их учений, но они в своих научных построениях опирались на опыт и знания многих предшествующих поколений. Поэтому в гносеологии субъект рассматривается в безличной форме – это человек не как отдельно взятый индивид, а как обобществленное человечество, как общество в целом. Гносеологию интересуют не личностные характеристики ученого, а содержание знания, его отношение к действительности, процесс его развития

       Разумеется, познает мир, в принципе, все человеческое общество, удовлетворяющее свои развивающиеся потребности. Однако научное познание, возникшее на определенном историческом этапе, осуществляется непосредственно все же не обществом в целом, а его отдельными представителями, которые в своей совокупности образуют научное сообщество. Таким образом, с гносеологической точки зрения, Субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим социальные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов научного исследования. При этом понимающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании свою свободу и свои потребности. Творчество есть специфически человеческий вид деятельности, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество есть созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. С кибернетической точки зрения, творчество есть постановка и решение нестандартных задач.

Объект познания — это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Проще говоря, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека. Но в любом случае объект познания существует автономно, как нечто дистанцированное и не зависящее от субъекта познания. Это значит, что ученый, даже если он изучает субъективный мир личности, всегда отдает себе отчет в том, что он должен выявить нечто присущее самому объекту, но не может произвольно навязывать объекту свои собственные мнения. В этом плане объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в (научном) познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — на культуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.