Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эмпиризм и рационализм



Эмпиризм и рационализм

Начиная с античности и вплоть до XIX в. в философии было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы, сенсуалисты или эмпирики, считали, что мы познаем мир чувствами, другие, рационалисты, утверждали, что разумом.

Эмпирики (Эпикур, Ф. Бэкон, Д. Локк, Л. Фейербах) полагали, что чувства — единственный достоверный источник наших знаний. Чувства нас никогда не обманывают, дают нам самую точную информацию. А в наших размышлениях кроется источник ошибки. Основной лозунг эмпириков: чтобы знать — надо видеть. Видеть в широком смысле слова — видеть, слышать, обонять, ощущать и т. д.

Рационалисты (Платон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц), напротив, полагали, что чувства наши слабы и недостоверны. Чувствам не дана сущность вещей. Зато все это доступно разуму. Нельзя что-нибудь одновременно знать и не знать — либо я знаю, либо не знаю. Лозунг рационалистов: чтобы видеть — надо знать. Поскольку мой глаз не вооружен мыслью, знанием, я не увижу того, что мне нужно.

Эмпирики утверждали, что все наше знание — из опыта, из конкретного индивидуального опыта отдельного человека, а рационалисты считали, что из опыта никаких всеобщих и необходимых знаний вывести нельзя. Рационалисты полагали, что знание — не из опыта, а из головы. Но как оно попало в мою голову, если я предварительно не пытался увидеть, попробовать, поставить эксперимент? Знания, объясняют рационалисты, в голову не попадают, они всегда там находятся в виде врожденных идей. Знанию, если это действительно знание, научить нельзя — его нужно «вспомнить». И Платон, и Декарт, и Лейбниц, и многие другие рационалисты утверждали, что если правильно развивать человека, то он неизбежно придет к открытию законов, к новому пониманию мира, к новому видению.

Оппозиция эмпиризма и рационализма ошибочна. Процесс познания нельзя сводить только к чувственному или только к логическому анализу или переоценивать одно за счет другого. Чувственное и рациональное познание – самостоятельные уровни познания и в то же время они взаимосвязаны, друг без друга не существуют.

Каждый момент чувственного отражения в познании опосредован мышлением. В свою очередь, рациональное познание приобретает свое содержание из чувственных данных, которые обеспечивают постоянную связь мышления с конкретными предметами и явлениями действительности. И в мышлении человек не может абсолютно обходиться без наглядности на действительность и результативное осуществление предметно-практической деятельности.

Хотя в деталях механизмы взаимосвязи чувственного и рационального познания еще недостаточно изучены, но в общей форме можно выделить ряд форм их взаимосвязи.

I форма взаимосвязи – от чувственного к рациональному. Чувственное познание не только генетически предшествует рациональному, но и оказывает постоянное воздействие на логические образы. Понятия обычно тогда становятся доступными, когда они связаны с некоторыми наглядными представлениями.

II форма взаимосвязи – от рационального к чувственному. Это осмысленность чувственных образов, то есть влияние рациональных (логических) образов на чувственные, их своеобразная «вплетенность» в чувственное познание. К этому нужно добавить, что обычно чувственное познание стимулируется какой-то целью, поставленной мышлением.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.