Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос III. Знание и вера. Историчность философского знания.



Вопрос III. Знание и вера. Историчность философского знания.

Проблема роли веры и убеждения (мнения) в познании, соотношение их со знанием может рассматриваться, прежде всего, с позиций места в познавательном процессе субъективно – личностных факторов. Огромное значение этих факторов в познавательном процессе, по–видимому, не отвергает ни одна гносеологическая теория. В гносеологии признается особо важная роль субъективного фактора в достижении нового знания. Для дальнейшего развития научного познания, принятия практических решений исследователю необходима определенная уверенность в достоверности своих знаний. Особенно возрастает роль субъективного фактора в познании в случае принятия принципиально новых решений. Перед исследователем остро встает вопрос о выборе тех или иных мировоззренческих и методологических посылок. Поэтому для мобилизации духовных и физических сил, обретения психологической стабильности исследователь на различных этапах творческого процесса может использовать как веру, так и убеждение.

Убеждение и вера с психологической точки зрения проявляется одинаково. Они представляют собой субъективно-личностное отношение человека к объективно неоднородному знанию. Из всех сведений, которыми располагает человек, предметом веры или убеждения становятся те, которые имеют знание для его повседневной жизни. Круг таких сведений определяется особенностями самой деятельности человека, его практическими и духовными интересами. Вера и убеждение предполагают определенное эмоционально-волевое отношение к познаваемому объекту: в каждой из этих форм наличествует момент волевого выбора, преодоление сомнения, обретения состояния психологической стабильности. Это проявляется, например, в готовности человека отстаивать свои убеждения, принимать решения.

Но наряду с общими психологическими характеристиками убеждение и вера различаются как по предмету применения, так и по основаниям принятия решения. Убеждение – это выражение внутренней уверенности субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения являются логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности.

Знание и убеждение – однопорядковые явления. Знание в теоретической форме выражает объект действительности. Убеждение же переводит этот объект в практическую сферу. Оно служит необходимым средством реализации знаний, создает целеустремленность, эмоциональное возбуждение, которое необходимо для практической реализации идеи. В случае убеждения объективно истинное знание переходит во внутреннюю уверенность человека, которая толкает, психологически настраивает его на практическое действие. Таким образом, убеждение можно истолковать как объективную истину, оплодотворенную волей, чувствами и стремлениями человека.

Предметом же веры могут быть только те идеи, которые еще не получили достаточного логического обоснования и не подтверждены практикой, т. е. не имеют значения объективных истин. В той ситуации, когда однозначно обоснованных и проверенных на практике званий оказывается недостаточно при формировании той или иной гипотезы, при принятии практических решений исследователю приходится руководствоваться верой в правильность избранного пути, верности выбранных исходных посылок. Таким образом, вера в отличие от убеждения, имеет в качестве своего предмета гипотетические положения. Эти положения формируются на основе познания и практической деятельности человека. Но содержание веры нельзя непосредственно вывести из этих предпосылок. Между логическими и эмпирическими предпосылками веры и содержанием самой веры имеется разрыв, преодоление этого разрыва осуществляется на основе волевого выбора, интуиции и других нерациональных форм познания. Проблема состоит в том, как объяснить основание выбора, дать ему естественное или сверхъестественное толкование. С точки зрения персонализма, основание веры носит не гносеологический, а этико - религиозный характер. Каждое частное верование возможно лишь в силу приобщения человека к фундаментальной вере – вере в Бога.

 

Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление о данном объекте. При этом познание и знание различаются как процесс и его результат.

Знание – это достоверная, проверенная информация о предмете. Вера – это мнение, представление, принимаемое без обоснования, без доказательств. Поэтому именно вера всегда противостояла знанию. Однако отношения между верой и знанием гораздо сложнее.

Вера вторична по отношению к способности человека отражать мир посредством орга­нов чувств. В последующем вера, в силу превращения в методологию познания, приобрела способность диктата видения отдельных граней мира и его бытия. Если вера не преследует своей целью объективное отражение действительности, то она маскирует свою сущность обращением к тем сферам бытия, которые не поддаются контролю с помощью органов чувств. Такая вера прячет объекты своего внимания в сферу сверхчувственного. Обратимся к данным официальной статистики католической церкви. В разных местах земного шара в настоящее время хранятся 1234 гвоздя, которыми, если верить утверждениям церкви, был прибит к кресту Иисус Христос. Следовательно, вера требует верить, что вся эта масса гвоздей была использована по соответствующему назначению.

С точки зрения теории познания получается, что вера диктует последователю веры необходимость видеть в предмете познания то, чего желает вера.

Однако следует различать два типа веры. I тип – вера как верность богу. II тип – вера как психологическая уверенность в правильности своих мыслей, в содержании своих высказываний. Такая вера играет важную роль в обыденной жизни, как и в научном познании. Она связана с неоднозначностью разнообразных жизненных ситуаций и с необходимостью принятия волевых решений. В ситуациях выбора человек опирается на свою веру в успех задуманного предприятия, в себя и в свои способности. Следовательно, вера помогает действовать в условиях неопределенности, а также выступает одним из мотивационных механизмов личности.

Сложнее обстоит дело с религиозной верой. Она также должна опираться на знание – знание особого типа, со своими традициями, стилем мышления, канонами. Теологическое знание помогает правильной интерпретации религиозных текстов, их адаптации к здравому смыслу, борьбе с еретиками. В рамках союза религиозной веры с разумом и развивается первоначально философская мысль.

Вера – это гносеологический феномен, проявляющийся в индивидуальном и общественном сознании, служащий устойчивости духовного бытия индивида и общества в силу ограничения не только содержания знания, но и способов (методов) его получения. Также вера исполняет роль связующего звена между сознанием индивида и сознанием общества. Вот почему для общества и государства не должно быть безразличным, во что человек верит, являются ли предметом его веры объективные процессы природы, общества или объекты мистические.

Вера – это совокупность жизненно важных установок в области теории и практики, которые определяют относительно устойчивое, определяемое субъектом видение проблем бытия мира и человеческой деятельности. Вера как знание выступает своеобразным духовным коконом, внутри которого живет человек, а потому она привносит элемент субъективности в любые формы деятельности и, следовательно, сказывается на результатах различных видов деятельности.

Вера независимо от ее соответствия действительности играет важную роль в познании:

1) вера идет за отражением действительности и представляет собой форму осмысления мира, объективной и субъективной реальности;

2) вера выступает ступенью познания на непрерывном пути восхождения от простого к сложному, от сложного – к более сложному. Вера знаменует устойчивое в изменчивом и служит временной опорой для следующего шага на пути познания;

3) вера выступает необходимым элементом мыслительной деятельности, выражая собою типовое, проверенное знание, знаменуя тем самым проявление закона экономии мышления;

4) вера при обособлении своего знания от других видов знания претендует на исключительность и абсолютность, мыслимость именно того знания, которое составляет содержание конкретной веры, оттесняя в область немыслимого все иное знание, которое не отвечает мировоззренческим установкам субъекта веры;

5) вера препятствует получению знания, которое противоречит положениям конкретной веры, способствует поиску аргументов, обосновывающих стремление к занятию и удержанию лидирующих позиций адептов данного направления конкретной веры и принижению соперников;

6) вера способна создавать иллюзию завершенности знания о предмете познания, компенсировать собой недостающие знания.

Вера – это гносеологический феномен, позволяющий человеку упростить процесс его бытия за счет отказа от постоянной проверки и перепроверки знания о тех или иных сторонах объективной и субъективной реальности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.