Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этап (период) Развитие психологии в России ( к.XVII - н.XXI вв)



Вывод

 Этап (период) "Развитие психологии в России ( к.XVII - н.XXI вв)"

М. В. Ломоносов 1711- 1765 гг.    

 С точки зрения Ломоносова нужно различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. Источниками страстей и их формой выражения являются действия, определяемые Ломоносовым, как "всякая перемена, которую одна вещь в другой производит". Осветил практически все стороны психики человека – психические процессы; свойства, состояния; указал причины их возникновения, формы проявления, определил их место и роль в жизнедеятельности человека

Ломоносов уделял внимание различным психическим образованиям и процессам, составляющим жизненные свойства человека, среди которых – идеи памяти и воображения, рассуждение, воля, чувства и страсти, мудрость, приобретенные дарования ,телесные дарования и свойства, чувства

Выделяются три компонента страстей: эмоциональный, волевой и физиологический. Даёт описание отдельных страстей, к которым Ломоносов относит радость, печаль, удовлетворение, раскаяние, стыд, надежду, боязнь, гнев, милосердие, ненависть, удивление, подражание, отчужденность, зависть, мщение. Подчёркивает важнейшие характеристики страстей: их противоречивость и динамизм, возможность одновременного переживания противоположных страстей, например, ярости и отчаяния. Разум и слово - вот, что составляет преимущество человека перед всеми другими живыми существами

Книги "Краткое руководство к риторике" 1744 г. ,«Российская граматика» 1755 г.

Я.П. Козельский, А.Н. Радищев

Родоначальник материалистического направления в психологии

А. Н. Радищев 1749 –1802 гг.  

Продолжает материалистическо учение. В многоплановой научной системе Радищева проблема человека занимает центральное место. Человек представляется ему совершеннейшей частью природы. Общее у человека с природой заключается в материальном начале. Вместе с тем человек отличается от физических тел уровнем телесной организации. Радищев выделяет ряд признаков, которыми человек от животных отличается: прямохождение, развитие руки, речи, мышления, более долгий период созревания, способность к сопереживанию, общественное житие.

Значительное место в психологических воззрениях Радищева уделяется проблеме онтогенетического развития психических способностей человека. Органами психических отправлений, считает он, является мозг, нервы и органы чувств. Указав целый ряд стадий психического онтогенеза, Радищев подчеркнул роль воспитания. По его мнению, воспитание не создает качественно новых умственных сил, оно учит лишь их лучшему употреблению.

Психическое, по Радищеву, имеет своим началом ощущения. Радищев возражал против метафизического взгляда на мышление как на сумму ощущений. Генетическая связь ощущений и мышления не предполагает тождества между ними. Радищев заметил обобщающую функцию мышления, его относительную свободу действовать независимо от чувственных впечатлений.

Трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» 1809 г.

А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов

Человек в его системе занимает центральное место. Раскрывает проблему развития психики и сравнивает психики человека и животных

А. И. Герцен 1812-1870 гг.

Герцену удалось установить единство философии и частных наук, единство эмпирического и рационального в познании, единство бытия и сознания, единство природного и исторического, единство чувственного и логического.

Человек рассматривался Герценом как часть природы, а его сознание – продуктом исторического развития.

По мнению Герцена психология, опираясь на физиологию, должна идти от нее в сторону истории и философии. Сознание, мышление человека – это продукт высшего развития материи. Материальную основу сознания составляют физиологические функции мозга, а предметным содержанием сознания является объективный мир. Связующим звеном мышления и ощущения является практическая деятельность.

Книга «Письма об изучении природы» 1845г.

Н. А. Добролюбов

Философские труды Герцена оказали большое влияние на развитие русской материалистической мысли

Н. Г. Чернышевский 1828–1889 гг.

Первым в ряду великих материалистов России поставил специальный вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии. Психологию он относил к числу точных областей знаний. Большую роль в понимании человеческой психики Чернышевский отводил потребностям. С развитием потребностей он связывал генезис познавательных способностей.

Чем выше развитие человека, тем больший вес занимают у него «частные стремления» каждого органа к самостоятельному развитию своих сил и наслаждению своей деятельностью.

Большим достижением Чернышевского в анализе психики человека является различение им темперамента и характера. Он указывал, что темперамент обусловлен наследственностью или природными факторами. А характер, определяется условиями жизни, воспитанием и поступками самого человека. Чернышевский более чем кто-либо из русских материалистов подошел к пониманию социальной обусловленности психического развития. Антропологический принцип Чернышевского имел положительное значение в том смысле, что он подводил под психические явления естественнонаучное основание, утверждал материальную их обусловленность. Он разрабатывает также понятие «народного характера» как совокупности умственных и нравственных качеств различных народов. Он пришел к выводу, что национальные различия стираются в условиях классовых и профессиональных разделений общества.

Труды «Характер человеческого знания» 1885 г., «Антропологический принцип в философии» 1860 г.

Н. А. Добролюбов 1836–1861 гг.

Первый задумался о предмете, задачах и методах научной психологии. Первый различил темперамент и характер

Н. А. Добролюбов 1836–1861 гг.

 Укрепил материалистические идеи в научной психологии, в которых с новой силой подчеркивалось положение о внешней и внутрителесной детерминации психических явлений. Важное значение имеют положения Добролюбова о внешней детерминации всех психических процессов. Внешний мир является предметным содержанием сознания. Он отражается с помощью органов чувств. Беспредметной мысли быть не может. Чувства и воля также возникают в нас благодаря впечатлениям, полученным от внешних предметов. Прежде чем появиться чувству, объект этого чувства должен вначале отразиться в мозге как мысль, как осознание впечатления.

То же самое обстоит с волей. Добролюбов указывал, что «воли как способности отдельной, самобытной, независимой от других способностей допустить невозможно. Она в большей мере, чем чувство, зависит от впечатлений, производимых на наш мозг»

Труды «Что такое обломовщина» 1859 г. ,«Когда же придет настоящий день?» 1860 г., «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» 1857 г

 

Укрепил материалистические идеи в научной психологии

И.М.Сеченов1829 –1905 гг.

Сеченов считается основоположником отечественной научной психологии как науки о поведении .Он предложил план построения психологии как опытной науки. Тем самым заложив основы экспериментального подхода в психологии. Опираясь на «антропологический принцип», трактующий человека как целостное телесно-духовное существо, он отрицал существование нематериальной души, доказывая, что психические процессы являются рефлексами разной степени сложности. При этом, он не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на их сходство. Категория рефлекса была преобразована и создана его неклассическая модель, важнейшим блоком которой выступило открытое Сеченовым центральное торможение. Модель рефлекторной дуги заменил моделью рефлекторного кольца.

Сеченов выдвинул принцип «согласования движения с чувствованием». Он признал за чувствованием функцию сигнала,

позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем самым обеспечить адекватную реакцию на нее. Главной же идеей Сеченова было предположение о том, что мышечная система является и органом познания. Она производит операции анализа и синтеза, которые служат основанием для всех уровней умственной деятельности — от элементарных до самых сложных.

«Кому и как разрабатывать психологию», «Рефлексы головного мозга» 1863 г., «Элементы мысли» 1878 г.

Павлов И.П.,Суслова Н.П., Введенский Н.Е.,Вериго Б.Ф., Ворошилов К.В. Бехтерев В. М.

 

 

Заложил основы экспериментального подхода в психологии. Основоположник учения о рефлексах головного мозга. Выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности

Г.И. Челпанов 1862– 1936 гг.

Психологию Челпанов пытался построить на основе концепции «эмпирического параллелизма» души и тела. Организовал Московский психологический институт. Доказывал, что психология есть самостоятельная экспериментальная наука, предметом которой является изучение субъективных состояний сознания, которые так же реальны, как и явления внешнего мира Задачи психологического исследования Челпанов видел в точном и объективном изучении отдельных элементов и фактов психической жизни, основанном как на экспериментальных данных, так и на результатах самонаблюдения.

Главным методом в его концепции оставалось самонаблюдение, хотя он подчеркивал необходимость дополнения этого метода данными эксперимента, сравнительной и генетической психологии.

Книга «Мозг и душа» 1900 г. «Введение в экспериментальную психологию» 1915 г.

Н.Ф. Добрынин, Н.И. Жинкин, С.В. Кравков, П.А. Рудик, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев, В.М. Экземплярский

Разработал методику овладения экспериментальной работой для студентов.

 

  К.Д. Ушинский 1823-1870 гг.            

Основоположник отечественной психолого-педагогической науки. Психология как наука по мнению К.Д. Ушинского, должна изучать три группы явлений: процессы, происходящие в организме, душевные явления и явления духовные. Изучение духовных процессов занимает центральное место в работах Ушинского, поскольку именно они лежат в основе нравственного формирования личности, что в свою очередь, является главным в воспитании человека. Задачи нравственного формирования личности важнее задач обучения- таково новое понимание развития личности в концепции Ушинского. Воспитанника необходимо рассматривать как единое психобиологическое существо ,в котором природные данные и духовная организация, формирующиеся в ходе жизни ,неразрывно связаны и взаимно влияют друг на друга

Историческая заслуга Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики – теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. К. Д. Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

Статья «Труд в его психическом и воспитательном значении» 1860 г. Книги «Родное слово» и «Детский мир» Труд «человек как предмет воспитания»

В. И. Водовозов,

Н.А. Корф, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой

Основоположник отечественной психолого-педагогической науки. Изложил основы дидактики – теории обучения.

В.М. Бехтерев 1857- 1927

Основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, а затем Психоневрологический институт - первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал теорию рефлексологии. В.М. Бехтерев внес крупный вклад в развитие отечественной экспериментальной психологии. Занимаясь непосредственно функциями мозга, Бехтерев открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д..

Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологии: он выделял субъективную психологию, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективную. Бехтерев называл себя представителем объективной психологии, однако считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т.е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы.

 Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.

Он описал целый ряд физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов. Открытые Бехтеревым физиологические рефлексы (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя—Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева—Якобсона) отражают поражение пирамидных путей. Симптомы Бехтерева наблюдаются при различных патологических состояниях: спинной сухотке, седалищной невралгии, массивных мозговых инсультах, анги-отрофоневрозах, патологических процессах в оболочках основания мозга и т.д.

Бехтерев также разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию В качестве успокаивающего средства широко использовалась микстура Бехтерева.

Создал теорию коллектива и развития личности в коллективе. Основоположник педагогической психологии раннего детства. Бехтерев впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление

«Общие основы рефлексологии человека», 1917 Статьи «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы», «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» Книги «Проводящие пути спинного и головного мозга» 1900 «Психика и жизнь» 1902, «Основы учения о функциях мозга», «Объективная психология» 1910

Агаджанянц К.С., Анохин П.К., Анфимов В.Я, Басов М.Я., Белицкий Ю.К., Жуковский М.Н., Зюзин И.К., Розенберг А.З., Эриксон Э.В., А.Ф. Лазурский

Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Описал целый ряд физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов

 

И. П Павлов 1849 - 1936

Разработал учение о различных типах высшей нервной деятельности (темпераментах).Несмотря на то, что научное исследование Павлова оказало сильное влияние на психологическую науку, он был сторонником объективного подхода ,а психология, по его мнению, ещё не достигла уровня подлинной науки.

И.П.Павлов разрабатывал главные принципы деятельности мозга, такие как формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условно рефлекторной деятельности, открытие такового принципиального явления как торможение нервных действий, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации, возбуждения и торможения. Внес значимый вклад в разработку таковой значимой трудности как механизмы сна, его отдельные фазы, предпосылки нарушений сна при ряде невротических заболеваний.

Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности действий возбуждения и торможения в нервной системе. В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре главных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы). Наряду с этими исследованиями И.П.Павловым были заложены теоретические базы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе огромных полушарий головного мозга. Эти исследования дозволили И.П.Павлову сконструировать важнейшую отличительную часть в работе головного мозга человека, заключающуюся в формировании у него не лишь первой сигнальной системы (характерной также и для животных), но второй сигнальной системы - базы речевой функции человека, его способности к письму, обобщениям.

Книги: «О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах» 1954 «Об уме вообще, о русском уме в частности» 1918  

Иванов- Смоленский А. Г. ,Бабкина Б.П. ,Коренчевский В.Г., Кульчицкий Н.К.

Открытие и исследование научных рефлексов. Разработал учение о различных типах высшей нервной деятельности (темпераментах)

Н.А. Бернштейн 1896 -1966 гг.

Бернштейн стал основателем современной биомеханики, а также теории управления движениями. Бернштейн А.Н. сформулировал в физиологии четкое понятие обратной связи и высказал идею о поуровневой организации движений. Для объяснения двигательных актов человека ввёл термин «рефлекторное кольцо», которое основано на трактовке системы отношений среды и организма в качестве циклического непрерывного процесса. Двигательные рефлексы он рассматривал как элементарные действия, которые нельзя сводить к нервным импульсам.

Бернштейн А.Н. сформулировал положение о том, что приобретение навыков обусловлено выработкой умения раз за разом заново решать определенную двигательную задачу, а не повторением иннервационных команд.

Вводит термин «опережающее отражение», благодаря которому организм способен предвосхищать условия, в которых ему придется действовать в будущем, а не только хранить сведения о прошлом и отвечать на раздражители.

Бернштейн доказал и выразил в строго математической форме то обстоятельство, что существуют различные уровни построения движения (5 уровней). На каждом уровне имеются свои, говоря его языком, «афферентные синтезы», т. е. что в нервных центрах закодирована информация, содержащая сведения о внешнем мире, в котором предстоит произвести тот или иной класс движений.

Книги «О построении движений»1947 г., «Общая биомеханика» 1926 г., «О ловкости и её развитии.» 1991г., «Техника изучения движений» 1934 г.

Л. В. Чхаидзе, С. В. Чумаков, И. М. Фейгенберг

Основатель современной биомеханики, а также теории управления движениями. Описал процесс формирования навыка.

Лазурский А.Ф 1874 –1917 гг.

Изложил основы характерологии как важного раздела общей психологии. Создал метод «естественного эксперимента». Лазурский значительно расширил возможности экспериментального метода в психологии, впервые применив его для изучения сложных феноменов деятельности и личности. Центральной в психологическом наследии А.Ф. Лазурского является проблема личности. В связи с этим, он начал разработки в новой самостоятельной научной отрасли – индивидуальной психологии или научной характерологии. Задача характерологии – изучение наклонностей, которыми люди отличаются друг от друга, исследование соотношений между наклонностями, образующих в своей совокупности цельную человеческую личность.

Основой формирования характера считал возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического процесса.

Ввел понятия «эндопсихика» и «экзопсихика»

Создал собственную классификацию личностей. В основе классификации лежит принцип активного приспособления личности к среде.

«Очерк науки о характере», 1906,»Школьные характеристики» 1908, «Психология общая и экспериментальная» 1916 г.

В.Н. Мясищев, С.Л. Франк, М.Я. Басов

А.Ф. Лазурский совместно с А.П. Нечаевым создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. Один из основателей научно обоснованного типологического подхода в психологии личности. Создал собственную классификацию личностей.

М. Я. Басов 1892-1931 гг.

Предложил совершенно новый подход к взаимодействию человека со средой. Главное положение теории Басова — идея о том, что человек есть активный деятель в объективной, закономерно организованной среде. Таким образом, он впервые показал, что активность человека проявляется не только в приспособлении к среде, но и в ее изменении, а сама среда не аморфная масса, а определенным образом структурированная ситуация. Из этого положения Басов делал важный вывод о том, что психическое и физическое развитие – это два разных процесса, которые подчиняются разным законам. Новизна позиции Басова заключалась в том, что психическое развитие человека вводилось в социально-историческую систему координат, так как развитие человека как деятеля определяется окружающей и воздействующей на него средой, причем не только средой природной, но и культурно-исторической. Как существо социальное и историческое человек развивается на основе всей суммы опыта бесконечного ряда предшествующих поколений. Басов отказался от чисто натуралистических теорий игры, видевших ее источники внутри личности, а не в системе взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью. М. Я. Басов во многом еще отождествлял деятельность и активность, находился под влиянием поведенческой психологии, анализировал поведение по схеме "стимул - реакция". Но вместе с тем мы находим у него, пусть еще недостаточно определенные, предвестники учения о типах деятельности.

Книги: "Воля как предмет функциональной психологии" 1923 г., «Общие основы педологии» 1928 г., «Личность и профессия: К научному обоснованию выбора профессии» 1926 г.

С. Л. Рубинштейн, В. С. Мерлин, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев

Ввел в психологию понятия об общих типах деятельности. Один из основателей отечественной психологии, педологии, педагогической психологии, психологии личности

Л. С. Выготский 1896-1934 гг.

Ученый настаивал на том, чтобы рассматривать социальную среду, в которой находится ребенок, как главный фактор в развитии личности. Выготский считал, что сознание имеет социокультурную, знаковую природу. Знаки формируются обществом в историческом контексте и влияют на перестройку психической деятельности ребенка. Ученый утверждал, что речь — важнейший фактор психологического развития. Речь несет информацию социокультурной среды, в которой растет ребенок. С ее помощью формируются такие важные функции сознания как логическое мышление, воля, творческое воображение.Она объединяет физический, культурный, коммуникативный и смысловой уровни сознания. Выготский вывел понятие социальной ситуации развития. Оно может быть ступенчатым, эволюционным или кризисным. Выготский впервые в российской психологии начал изучать соотношение обучения и развития человека. Под термином «развитие» он понимал постепенные изменения в физиологии, поведении и мышлении ребенка. Они происходят со временем под воздействием окружающей среды и естественных процессов в организме. Изменения происходят в нескольких областях : физической, когнитивной, психосоциальной.

Л. С. Выгодский в психологии развития ребенка сформулировал несколько общих положений:

1. Возрастное развитие имеет сложную организацию, собственный ритм, которые меняется в различные периоды жизни;

2. Развитие — последовательность качественных изменений;

3.Психика развивается неравномерно, у каждой ее стороны есть свой период изменений;

4.Высшие психические функции являются коллективными формами поведения и только потом становятся индивидуальными функциями человека.

Исследуя взаимосвязь между развитием и обучением, Л. С. Выготский ввел положение о зоне ближайшего развития, которая располагается между уровнем актуального и потенциального развития психики, и предложил оригинальное решение проблемы о соотношении развития и обучения. Теория личности Выготского ставит в центр процесса обучения самого учащегося, его цели, мотивы, индивидуальные психологические особенности. Учитель определяет направление и методы обучения, исходя из интересов и перспектив ребенка.

Статьи «Сознание как проблема поведения» 1925 гг., «Развитие высших психических функций» 1931 г., Книги: «Психология искусства». 1965 г., «Сознание как проблема психологии поведения» 1924 г., «Орудие и знак в развитии ребёнка» 1930 г.

П. Гальперин, А. Леонтьев, В. Давыдов, А. Лурия, Л. Божович, А. Запорожец, Д. Эльконин., М. Еникеевым

Создал Институт дефектологии и дефектологию как научную дисциплину. Представил схему формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

Считал, что человеческая личность формируется в процессе сложного взаимодействия со средой.

С. Л. Рубинштейн 1889 –1960 гг.

Изложил идею субъекта существующего и деятельно реализующего в мире свою сущность. Рубинштейн разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал важнейшие методологические принципы психологии.  В своей работе он систематически разработал принцип субъекта и его творческой самодеятельности, впоследствии преобразованный им в качестве методологического принципа психологии и названный деятельностным подходом. Рубинштейн дал методологическое определение природы психики как единства отражения и отношения, познания и переживания, гносеологического и онтологического. В этой же работе он представил развернутую характеристику сознания как высшего уровня организации психического. Сознание рассматривалось ученым как регулятор деятельности, осуществляя три взаимосвязанные функции – регуляции самих психических процессов, отношений субъекта к миру, а также регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Разработал принцип детерминизма как ключевого метода для философии, психологии и самой социальной жизни. Одной из важнейших методологических особенностей новой формулы детерминизма стало преобразование ложно поставленной философской проблемы: либо психическое материально и тогда объясняется только физиологически, либо оно идеально, тогда его сущность постигаема только за пределами материального мира. Проанализировал наиболее существенные особенности деятельности

Единство сознания и деятельности, единство деятельности - внешней и внутренней, происхождение внутренней, психической деятельности из внешней, предметной, — все они утверждают производный характер психики, сознания, его вторичность по отношению к материальному миру .

Книга «Бытие и сознание» 1957 г. "Основы общей психологии" 1940 г. «Проблемы общей психологии» 1973 г. Статья " Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" 1934г.  

А.Н. Леонтьев, К. А. Абульханова,

 А. В. Брушлинский,

Построил марксистскую психологию в СССР. Один из создателей деятельного подхода в психологии. Один из основателей культурно-исторической психологии

А. Н. Леонтьев 1903- 1979 гг.

На материале теоретических и экспериментальных исследований ученый показал объяснительную силу деятельности для понимания центральных психологических проблем: сущности и развития психики и сознания, функционирования различных форм психического отражения личности

Основные идеи:

1. Деятельность должна быть понята как процесс, осуществляющий жизнь субъекта, целью которого является удовлетворение предметных потребностей субъекта. 2. Предметные потребности определяются как внутренние состояния организма. 3. Развитие деятельности необходимо приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции (деятельность порождает психическую жизнь). 4. Деятельность есть процесс, который переводит отражаемое в отражение (т.е. внешнее во внутреннее). 5. На уровне поведения человека психическое отражение также выражается и в продуктах деятельности. Таким образом, деятельность помимо объективного отражения реальности переводит образ в объективно-предметнуюформу, которая может быть вещественной или идеальной (нематериальной).

6. Существует несколько стадий развития психики

в онтогенезе:

• элементарная сенсорная психика;

• перцептивная психика (т.е. формирование образа);

• стадия интеллекта (т.е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде).

7. В каждом возрасте у человека существует ведущая

деятельность. 8. Деятельность осуществляется субъектом, соответственно предполагает раскрытие понятия личности как продукта всех отношений человека к миру, и эти отношения осуществляются через совокупность всех деятельностей человека. 9. Всю совокупность человеческого опыта можно разделить на три вида: индивидуальный, видовой и социальный,

которые наличествуют у каждого человека

Книги «Развитие психики» 1946 г., «Восстановление движения.» 1945 г. «Психологические вопросы сознательности учения» 1947 г.

А. Г. Асмолов, В. Ф. Петренко, Ф. Е. Василюк, Ю. Б. Гиппенрейтер, Б. М. Величковский, В. В. Столин, С. Б. Новосёлова, Б. С. Братусь

Один из основателей культурно-исторической психологии

А. Р. Лурия 1902 -1977 гг.

Первые работы ученого были посвящены изучению воздействия тяжелой физической работы на психическую активность, он также принимал участие в исследовательской программе, посвященной изучению воздействия эмоционального стресса на моторные реакции человека.

Лурия первым занялся научным изучением конфликтов. По изменению времени реакции он делал заключение о степени психического конфликта. Более детально им была разработана сопряженная моторная методика, в которой одновременно измерялись произвольные и непроизвольные моторные и вербальные реакции испытуемых.

Делом жизни Лурии стало развитие психологической системы Л. С. Выготского. Работая в различных областях психологии - общей, детской, психофизиологии, а также дефектологии, нейропсихологии, психолингвистике, Лурия развил теоретические положения Выготского.

Создал теорию системной динамической локализации высших психических функций и составили содержание новой области психологической науки – нейропсихологии.

Большое место в исследованиях Лурии занимали вопросы нейролингвистики, разрабатываемые им в неразрывной связи с проблемами афазиологии.

«Психоанализ как система монической психологии» 1925г. «Речь и интеллект в развитии ребёнка» 1927 г. «Основы нейропсихологии» 1973г. «Об историческом развитии познавательных процессов» 1974 г.  

Б.М. Величковский,

Э. Голдберг,

А. И. Мещеряков, О. К. Тихомиров, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова

Лурия является создателем отечественной

школы нейропсихологии

Б. Г. Ананьев 1907 –1972 гг.

Комплексный подход является одним из методологических оснований психологической теории Ананьева.

Ананьев предложил программу комплексных исследований и активно участвовал в организации НИИКСИ при Ленинградском университете. В основу его программы была положена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей разно-уровневые свойства индивида, личности и субъекта. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энергоинформационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Была подтверждена идея о гетеро-хронности и неравномерности психического развития, открыты некоторые закономерности организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в период зрелости. Так было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.

Ананьевым был установлен системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов. Открыт специальный механизм пространственной ориентации, парная работа больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном, по отношению к иерархическому, контуре нейропсихического регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий. Ананьев выступил инициатором нового подхода к возрастной психологии на основе представления о целостном жизненном цикле человека. Основные закономерности развития он искал на пересечении двух линий - онтогенеза и жизненного пути. Взаимодействием онтогенетического и биографичасеского «рядов» объяснялись сенситивные периоды, два типа старения («конвергентное» и «дивергентное»), двухфазность развития психических функций, становление индивидуальности.

Ананьев выдвинул гипотезу о генезисе чувствительности. По мнению Ананьева, чувствительность с самого начала онтогенеза выступает как интегральная функция целостного организма. Ананьев подчеркивал

решающее значение сенсорных процессов в общем развитии человека и пришел к мысли о его неравномерности

и гетерохронности. Особое значение для развития человека он придаёт кинестетическим, тактильным, вибрационным, болевым, вкусовым, обонятельным и даже интероцептивным ощущения, которые большинством психологов ученых рассматривались как второстепенные.

«Психология педагогической оценки» 1935 г. «Психология чувственного познания», 1960 г. «Восприятие пространства и времени» ,1969 г., «Очерки психологии.»1945 г.

Ю. Н. Кулюткин, Е. И. Степанова, Г. С. Сухобская, Я. И. Петров

Основатель Ленинградской научной психологической школы. Проблему индивидуального развития человека с уверенностью можно назвать главной в творчестве Ананьева. Выдвинул гипотезу о генезисе чувствительности

 

Д. Б. Эльконин 1904 –1984 гг.

Основные направления исследований Эльконина – обучение грамоте, периодизация детского развития и детская игра. Развивая идеи Выготского, Эльконин предложил одну из наиболее полных на сегодняшний день психологических периодизаций, в которой он выделил две стороны деятельности - познавательную и мотивационную. Эльконин назвал три основных показателя, фактора, обусловливающих как саморазвитие, так и его периоды. Эльконин определил и возрастные периоды психического развития, и шесть ведущих видов (типов) деятельности: 1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми, 2) предметно-манипулятивная деятельность, 3) ролевая игра, 4) учебная деятельность, 5) интимно-личное общение и 6) учебно-профессиональная деятельность. При этом интимно-личное общение, выступающее в качестве ведущей деятельности подростков, должно само включаться в социально значимую, социально одобряемую, просоциальную деятельность. Она-то и должна рассматриваться как подлинно ведущая в этом возрасте.

«Психологические вопросы дошкольной игры» 1948 г. «Детская психология.» 1960 г. Психология игры. 1978 г.

К. Н. Поливанова

Создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

Вывод

                 


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.