Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поздняя патристика(V-VIII вв)



Поздняя патристика(V-VIII вв)

 
Боэций (480-524 гг.)

Перевел на латинский язык логические сочинения Аристотеля и Порфирия, многих других авторов, которые оказали влияние на формирование философских взглядов Боэция. Наиболее известная философская работа Боэция «Утешение философией», в которой продолжены традиции античной культуры, где философия наделяется жизнетворческой и душеспасительной функцией. Боэций не использует путь откровения, так как нет ничего мистического и сверхразумного, а утверждает, что все истины бытия доказываются рациональным языком философии. Боэция интересует проблема судьбы в двух модификациях, как фортуна и рок, которые он рассматривает с позиций стоицизма. Счастье человека находится в нем самом, в его душе. Человек — это существо, причастное божественному разуму, это образ божий, и образ этот заключается в его бессмертной душе. Боэций придерживается учения Платона о природе знания как  припоминания. Положительно решает проблему существования безусловного основания человеческой нравственности, выводя существование высшего и абсолютного блага из наличия благ низших и относительных. Отождествляя благо с Богом, Боэций приводит ряд аргументов в доказательство бытия богов, большинство из которых носят космологический характер. Представляя Бога на манер плотиновского «единого», Боэций наделяет его чертами трансцендентности и сверхразумности, но вместе с тем видит в Боге источник всякого бытия и разума. 

Вводит понятие «божественного разума», с помощью которого Бог-благо творит мир, пользуется он также и идеей «мировой души».

Боэций обращается к проблеме теодицеи, доказывает бессилие зла и могущество добра в этом мире. Важное место занимает тема соотношения судьбы и провидения: в мире нет ничего случайного, все в нем имеет разумные основания. Бог-творец подобен художнику, заранее имеющему в своем уме идеальный образ творимого произведения. Человек обладает свободой воли до тех пор, пока не сделал выбор, после которого его свобода перешла в необходимость и канула в вечность. Один из создателей схоластического метода.

1) Учебники (505–510): «Наставление в арифметике»; «Наставление в музыке»; «Наставление в геометрии» Комментарии: ко «Введению» к «Категориям» и к «Об истолковании» (большой и малый), к «Топике» Цицерона трактаты: «Введение в категорические силлогизмы» «О делении»; 3) Богословские трактаты (ок. 520): «Каким образом Троица есть единый Бог, а не три бога» «О католической вере»; «Против Евтихия и Нестория» 4) «Утешение философией» в 5 кн. (ок. 524).

Фома Аквинский

Беда Достопочтенный, ГильбертПорретанский , Кларенбальд Аррасский

Из сочинений Б. чаще всего изучались и комментировались в Средние века богословские трактаты, особенно «О Троице» и «О гебдома­дах». Тезисы Б. о том, что в богопознании следует, насколько возможно, идти рациональным путем, о том, что этот рациональный путь должен быть точен, математически строг и однозначен, а также онтологическая система Б. легли в основу всей средневековой западной схоластики как особого типа философствования. Наибольшее же влияние на формирование латинской средневековой куль­туры и философии оказали переводы, комментарии и учебники Б., в первую очередь по логике. Одним из самых читаемых произведений Б. оставалось «Утешение философией», в особенности после эпохи Возрождения.

 

 


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.