Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Номинализм



Номинализм

 
Иоанн Росцелин (ок. 1050-1123/25)

Росцелин сформулировал основные идеи номинализма и применил их к учению о триединстве Божьем. Он пришёл к положениям, напоминающим во многом тритеизм;

Росцелин выдвинул теорию того, что любые различия, существующие в языке и уме, не обладают собственным бытием, не существуют сами по себе и приписываются вещам извне, а единственное онтически достоверное различие – это различие между индивидуальными вещами.

 

Сочинения Росцелина не сохранились (до нас дошло только одно письмо к Абеляру, где Росцелин очень осторожно высказал свои теоретические воззрения.

Уильям Оккам

Пьер Абеляр

Именно идеи Росцелина позднее будут подхвачены францисканцами и станут практически официальной философией этого монашеского ордена, чрезвычайно влиятельного во Франции.

 
Петр Абеляр (1079-1142)

Пьер Абеляр создал онтологическое учение о Боге как абстрактном бытии, близкое неоплатонистской онтологии; он исходил не из объекта, а из субъекта, из самодостаточности человеческого мышления. Основной принцип этической концепции Абеляра — утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки — как добродетельные, так и греховные. Основа нравственных поступков заключается в согласии человека с совестью и в чистосердечности его намерений. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым.

«Да и нет», «История моих бедствий», «Познай самого себя», «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином», «Диалектика»

Папа римский Целестин II, Пётр Ломбардский и Арнольд Брешианский.

В споре о природе универсалий Абеляр развил учение, названное позже концептуализмом.

 
Блаженный Иоа́нн Дунс Скот (1266-1308)

Резче других схоластиков различая веру и знание, Дунс Скот решительно отрицал подчинённое отношение наук к теологии. По Скоту, теология не есть наука умозрительная или теоретическая; она изобретение не для избежания неведения. При своём обширном объёме она могла бы содержать гораздо больше знаний, чем теперь в ней содержится. Однако её задача сводится не к этому, а к тому, чтобы посредством частого повторения одних и тех же практических истин побудить слушателей к исполнению предписанного. Теология есть врачевание духа: она основана на вере, имеющей своим прямым предметом не природу Божества, а волю Божию. Вера, как пребывающее состояние, её акты и последующее за ней «видение» суть состояния и акты не умозрительные, а практические. Теоретические познания о Божестве мы имеем лишь насколько это необходимо для нашего духовного благополучия; при этом Божество познаётся нами эмпирически через испытывание. Его действий, частью в физическом мире, частью в историческом откровении. Бога мы не можем понимать, а только воспринимать в Его действиях. Соответственно этому Дунс Скот отвергал априорное онтологическое доказательство бытия Божия, допуская только космологическое и телеологическое.

В антропологии Д. Скота примечательны следующие положения:

1.Человек есть совершеннейшее соединение совершеннейшей формы с совершеннейшею материей. 2.Души творятся непосредственными актами воли Божией. 3.Бессмертие души не может быть доказано разумом и принимается только верою. 4. Душа не отличается реально от своих сил и способностей; они – не accidentia душевной субстанции, а сама душа, в определенных состояниях и действиях или в определенном отношении к чему‑либо.

Дунс Скот — один из немногих мыслителей, который вполне решительно и отчётливо признавал свободу воли, с исключением всякого детерминизма. Воля есть причина, которая может сама себя определять. В силу своего самоопределения воля есть достаточная или полная причина всякого своего акта. Поэтому она не подлежит никакому принуждению со стороны предмета.

«Трактат о первоначале», «Есть ли отношение происхождения формально бесконечное». Главные его сочинения – комментарии на Аристотеля, Порфирия и в особенности на Петра Ломбардского.

Иоанн Каноник

 

Считается наиболее важным философом-теологом Высокого Средневековья. Он оказал значительное влияние на церковную и светскую мысли.

Дунс Скот внес вклад в классическую логику, сформулировав закон, названный потом в его честь.

Закон дунса скота - закон логики классической, характеризующий логическое противоречие и импликацию материальную. Закон можно передать так: ложное высказывание влечет (имплицирует) любое высказывание. Напр.: "Если дважды два не равно четырем, то, если дважды два четыре, вся математика ничего не значит".

 
Майстер Экхарт (1260-1328)

Главная тема его размышлений: Божество — безличный абсолют (Gottheit), стоящий за Богом-Творцом. Божество непостижимо и невыразимо, оно есть «полная чистота божественной сущности», где нет никакого движения. Через своё самопознание Божество становится Богом. Бог есть вечное бытие и вечная жизнь.

По концепции Экхарта, человек способен познать Бога, поскольку в человеческой душе есть «божественная искорка», частица Божества. Человек, приглушив свою волю, должен пассивно предаться Богу. Тогда душа, отрешённая от всего, вознесётся до Божества и в мистическом экстазе, порывая с земным, сольётся с божественным. Блаженство зависит от внутренней самодеятельности человека.

Парижские вопросы»; «Общее введение к работе в трех частях»; «Введение к ​​работе о пропозициях»; «Введение к ​​работе о комментариях»; «Комментарии к Книге Бытия»; «Книга притчей Бытия»; «Комментарий к Книге Исход»; «Комментарий к Книге Мудрости»; «Проповеди и лекции по двадцать четвертой главе Экклезиаста»; «Комментарий к Песне Песней»; «Комментарий к Иоанну»; «Рай разумной души»; «Защита» .

Генрих Сузо

И. Таулеар

Экхарт дал определённый импульс развитию немецкой христианской мистики, предвосхитил идеалистическую диалектику Гегеля, повлиял на Лютера, сыграл большую роль в становлении литературного немецкого языка.

Деятельность Экхарта имела весьма важное значение для философской и религиозной жизни Германии.У Экхарта глубина философской мысли соединилась с силой и оригинальностью фантазии. Он первый из мистиков освободился от пантеистических воззрений и разрешил основные вопросы о сущности Бога и души в христианском духе.

 

 
Роджер Бэккон(ок. 1214-1292 гг.)

Являясь последователем Аристотеля,доказывал. Что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождаются знания. Ему принадлежит фраза: «Знание – сила». Выделяя три источника познания: веру в авторитет, рассуждение и опыт, он указывал, что только посредством опыта разум достигает полного и истинного постижения явлений, и потому «экспериментальная наука — владычица умозрительных наук». Опыт же, по Б., подразделяется на внешний — чувственное познание объектов природы и человеческого искусства, и внутренний, духовный — мистическое познание в акте божественной иллюминации сверхъестественных объектов: истин веры и самого Бога. Высшей формой знания является теология, а в качестве его основных «корней» выступают лингвистика, физика и мораль.

Среди главных трудов Б.: написанное для папы Климента IV энциклопедическое «Большое сочинение», а также «Малое сочинение, «Третье сочинение» и др.

 

Бэкон не оказал особого влияния на современников, но его высоко оценила наука Нового времени. Р. Бэкона можно считать предтечей экспериментального метода, на котором построена вся современная наука. Целью всех наук он считал увеличение власти человека над природой.

 

Вывод

 

 Этап (период)                                                              Эпоха Возрождения (XIV —XVI в.)

 
Лоренцо Валла (1407-1457)

Лоренцо Валла считал себя последователем учения Эпикура. В трактате «О наслаждении как истинном благе» Валла призывал идти не к добродетели, а к наслаждению, считая его индикатором полезного для человека. О полезном или вредном говорят нам ощущения, которые могут быть приятными и неприятными. Полезное вызывает приятные ощущения, т.е. наслаждение. Наслаждение — это благо, к которому повсюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела. Валла утверждал, что в основе всего лежит природа, а человек является ее частью. Душа человека не надприродная сущность, а проявление природы. Ведущий признак всего живого потребности и стремления. Они проявляются в виде самосохранения и чувства удовольствия (физического наслаждения). Стремление и удовольствие – голос природы, поэтому человек не должен ущемлять и сдерживать их, как требует церковь, а удовлетворять.

Характерные черты учебно-литературной деятельности Л. Валлы – резкий критицизм по отношению к церковным и гуманистическим авторитетам борьба против аскетизма. В трактате «О свободе воли» обосновал то, что, несмотря на последствия первородного греха, человек сохранил способность самостоятельного выбора между добром и злом.

Трактат «О наслаждении как истинном благе»,  «Об истинном и ложном благе»,  «Пересмотр диалектики и философии» в трёх книгах, Трактат «О свободе воли», «Рассуждение о подложности Константинова дара», «О монашеском обете»

В числе его учеников гуманисты – Помпоний Лэт, Платина, Перотти

В своем сочинении «Рассуждение о подложности Константинова дара» заложил основы исторической и филологической критики, то есть в конечном счёте современной гуманитарной науки и её методов.

 
Пьетро Помпонацци (1462 - 1525)

В книге «О бессмертии души» Помпонацци указывал, что душа – это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма. Критикуя схоластику, указывал, что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бога и вечность души опытным путем установить невозможно.

Психические явления — это продукт нервной системы. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души.

Психическое развивается от ощущений – через память и представления к мышлению. Мышление предназначено для познания общих истин, которые устанавливаются на основе частных, которые в свою очередь даны в чувственных формах познания – ощущениях, восприятии, представлениях.

 «О бессмертии души», «О причинах естественных явлений, или о чародействе», «О фатуме, свободе воли и предопределении»    

Ученики:

Контарини М. Ф.,

Джироламо, Натале да Pasysa – доминиканский монах

Идею Помпонацци (автономная этика) разовьет Кант в «Критике чистого разума»

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Леонардо да Винчи представлял новую науку, которая существовала не в университетах, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей – они были преобразователями мира в своей производственной практике. Их опыт радикально изменил культуру и строй мышления.

Высшая ценность придавалась не божественному разуму, а «божественной науке живописи».

Помимо гениальности в живописи, Леонардо да Винчи был блестящим анатомом. В своих анатомических исследованиях н видел путь проникновения в тайны человеческих страстей, чувств и поведения. Большое место в анатомических опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики – строения и работы двигательных систем организма.

Движение всех тел осуществляется по законам механики, этим же законом подчиняется деятельность мышечной системы, которая связана с нервной системой. Леонардо не видел препятствий в том, что можно воспроизвести работу живого тела в механической конструкции. Таким образом, он выступил провозвестником современной бионики.

В опытах над лягушкой показал, что при удалении у нее головного мозга сохраняется часть мышечных движений, а при разрушении спинного исчезают и эти движения.

Следовательно, мышечные реакции определяются нервной системой и различные ее отделы отвечают за различные функции.

Также его анатомические представления увязывались с различными психическими состояниями. К числу общечеловеческих страстей он относил радость, печаль, физические усилия.

Особый интерес представляют взгляды Леонардо на работу глаза. Работа глаза не управляется особой способностью души, а является ответной реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса. Леонардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного принципа.

Сказки и притчи Леонардо да Винчи Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике.  (1508). Леонардо да Винчи. «Огонь и котёл (рассказ)» Более 200 анатомических рисунков.  

Ученики Леонардо да Винчи – художники, вышедшие из его мастерской: Франческо Мельци, Амброджо де Предис, Джованни Больтраффио,

Франческо Мельци,

Андреа Соларио,

Джампетрино,

Бернардино Луини

Чезаре да Сесто

 

Провозвестник современной бионики;

Внес большой вклад в развитие медицины, заложив базовые элементы в анатомической науке;

Анатомические рисунки настолько точны, что их используют в качестве иллюстраций в учебниках по медицине.

 

Хуан Луис Вивес (1492 - 1540)  

В книге «О душе и жизни» доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта. Основной способ исследования души – это внутренний опыт или самонаблюдение. Опираясь на самонаблюдение, вывел некоторые основные характеристики побуждений и эмоциональных состояний:

1) различные степени интенсивности: легкая, средняя и сильная;

2) длительность эмоциональных состояний;

3) качественное содержание эмоциональных реакций (разделение их на приятные и неприятные, положительные и отрицательные).

Вивес обосновал новый подход к психологии как науке эмпирической, созданной на анализе чувственного опыта.

Для правильного построения понятий предложил новый способ обобщения чувственных данных – индукцию.

Вивесу принадлежит доказательство возможности обоснованности логического перехода от частного к общему. Основа такого перехода – законы ассоциаций, идею которых он заимствовал у Аристотеля.

Вивес считал, что природа существует сама по себе, и познавать ее необходимо путем опыта и эксперимента. Познание души должно быть направлено на изучение ее конкретных проявлений и свойств.

Первичные формы психического – ощущения и чувства (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные структуры.

Указывается также, что чувства – наши первые учителя. Путь поведения ведет от чувств к воображению и от него - к разуму.

Педагогическая концепция Вивеса: природа как образец для воспитания. Необходимо учитывать природные склонности детей и искоренять принуждение в воспитательном процессе.

«О душе и жизни», «Об учениях», «О способе занятий с детьми», «О воспитании женщины-христианки», «Путеводитель к премудрости», «О науках», «Упражнения в латинском языке».

Ф. Бэкон, как последователь эмпирического метода

Взгляды Вивеса дали почву зарождения в Европе эмпирической интроспективной ассоциативной психологии.

Вивес проложил новые пути в психологии («О душе и жизни», 1538) и педагогике. В этой работе заложены основы научного понимания эмоций, памяти, языка.

Идеи Вивеса в области педагогики оказали влияние на становление знаменитого педагога Я. А. Коменского

Бернардино Телезио( 1509 — 1588)

Создал в Неаполе академию, которая была призвана кардинально изменить подход к изучению человека.

Дал новую трактовку эмоций и развития.

Организовал первое общество естествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой

Свою систему взглядов развивал, ориентируясь на учение стоиков. В основе мира лежит пассивная материя. Для полного ее проявления необходимо взаимодействие с ней тепла и холода, сухости и влажности. Человек есть результат развития природы, причем у него, как и у всего живого, появляется психическое, душевное, названное лукрециевским термином «дух». Дух – это захваченное из окружающей среды вещество, которое находится в мозгу, пульсируя и двигаясь от мозга к периферии и обратно. Пульсация этого вещества составляет материальную основу психических процессов и состояний, как познавательных, так и побудительных. Если эфирное вещество расширяется – человек испытывает удовольствие, если сжимается – неудовлетворение.

При переходе от ощущений к мысли большое значение, по мнению Телезио, принадлежит памяти и ассоциациям по сходству.  

Телезио формально признавал существование Бога и высшей бессмертной души, несмотря на свой естественнонаучный и опытный подход к изучению психики человека.

Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике   Главное сочинение «О природе вещей согласно их собственным принципам», «De Mari», «De his qui in aere fiunt et de terrae motibus», «De colorum generatione», «De cometis et lacteo circulo», «De iride», «De usu respirationis»

Ученик: Антонио Персио

Телезий оказал значительное влияние на пробуждение эмпиризма: под его воздействием развивались Патрици, сочетавший его идеи с платонизмом, и Кампанелла. Фрэнсис Бэкон также был знаком с его трудами и говорит о нём как о родоначальнике опытной философии.

Натурфилософия Телезия оказала большое влияние на Джордано Бруно.

Хуан Уарте (1530 - 1592)  

Применял в познании индуктивный метод.

В своих исследованиях Хуан Уарте ставил перед собой четыре задачи:

1. Изучить виды дарований, имеющиеся в человеческом роде;

2. Изучить признаки, по которым можно узнать, имеется ли у индивида соответствующее дарование;

3. Изучить качества, которыми обладает природа, делающая человека способным к одной науке, но не способным к другой;

4. Определить искусства и науки, соответствующие каждому дарованию по отдельности

Основными дарованиями Уарте считал воображение (фантазию), интеллект и память. Он подвергал анализу различные науки и искусства, давая их оценку с точки зрения того, какой из вышеперечисленных способностей они требуют. Природа, воспитание, индивидуальные и возрастные различия и труд играют немаловажную роль в формировании той или иной способности.

Уарте стремился к тому, чтоб профессиональный отбор проводился на государственном масштабе.

«Исследования способностей к наукам»  

Уарте был учителем и вдохновителем Ф. Бэкона и Б. Спинозы, который учился по материалам уже после смерти Уарте.

Первый в истории психологии поставил задачу в изучении индивидуальных особенностей человека с целью профессионального отбора.

Стал зачинателем направления, которое в дальнейшем было названо дифференциальной психологией

Гомес Перейра (1500, — 1567)  

Испанский врач, философ, гуманист. Перейра посвятил всю свою жизни тому, чтобы изменить средневековые концепции медицины и дать дорогу эмпирическим методам исследований.

Основным выводом книги «Антониана Маргарита» было отрицание наличия чувствующей души у животных. Он считал, что животные не видят, не слышат и вообще не ощущают. Поведение животных управляется не душой, а воздействиями внешней среды и внутрителесными изменениями, и предложил считать организм животного своего рода машиной, которая не нуждается для работы в участии души.

Книга «Антониана Маргарита»

Последователь - Рене Декарт

Труд Перейры оказался крайне важен для развития психологии: он показал важность исследования психических явлений, пришедшего на смену религиозно-схоластическим представлениям.

Некоторые исследователи утверждают, что знаменитая фраза Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, существую», принадлежит Перейре (и отражает его мировоззрение).

Филипп Меланхтон  (1497—1560)  

Немецкий гуманист, сподвижник Лютера. В книге «Комментарии о душе» немецкий неосхоласт пытается исходя из уровня современных ему знаний модернизировать учение Аристотеля.

Меланхтоном выделялись в душе три вида способностей:

1) растительные;

2) животные;

3) разумные.

Растительные и животные способности души являются страдательными силами в том смысле, что они зависят от строения и деятельности частей тела и организма в целом, а также от воздействия внешних физических факторов. Носителями растительных способностей являются, по его мнению, печень и венозная кровь. Поступая в область сердца, венозная кровь очищается и направляется по артериям в виде парообразований в желудочки головного мозга. Эта очищенная кровь называлась им “животными духами”.

 Деятельности души по осознанию восприятий и установлению в них сходств и различий, относились Меланхтоном к уровню разумных способностей, или разумной душе, которая внедряется в тело Богом, и которая лишь временно связывается с животными способностями.

Разумная душа, поскольку она божественной природы, вечна и бессмертна

Книга «комментарий о душе», трактаты: «О разуме», «Рассуждение о душе»,  «О первой философии», «Книга о пяти сущностях»  

 

В историю Меланхтон вошел как признанный «учитель Германии», создатель новой системы школьного и университетского образования, в основе которого было глубокое изучение древ, языков и античной культуры. Он был автором ставших классическими учебников по греческой и латинской грамматике, богословию, логике, риторике, этике, принимал активное участие в организации ряда немецких университетов и в реформе школьного образования.

Вывод

Этап (период)                                                                                   Новое время (конец XVI—XVII вв.)

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Основоположник эмпиризма и английского материализма. Утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, исключить органические функции из ее состава и перейти к эмпирическому описанию ее процессов.

- Первичный элемент познания – чувственный опыт, однако чувства не дают всей полноты и объективности картины мира. Объективное познание заключается в применении рационального метода к чувственным данным. Эмпирическое познание имеет ограничения, заблуждения («идолы» или «призраки»), обманывающие человека.

Виды «идолов», искажающие объективную реальность:

1) «Призраки рода» заложены в самой природе человека они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека;

2) «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые;

3) «Призраки площади (рынка)» — заблуждения, возникающие в силу взаимной связанности и сообщества людей;

4) «Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности.

- Методом доказательства является эксперимент, а для теоретических наук – индуктивная логика.

- Существуют два рода познания:

1) познание добра и зла (это познание Бог дает через Библию)

2) познание сотворенных Богом вещей (познание с помощью своего ума)

- Типы души и свойственные им способности:

1. Рациональная, божественная душа (или дух) обладает памятью, разумом, рассудком, воображением, желанием (влечением), волей.

2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремлением к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств и возможностью совершать произвольные движения.

Душа бывает 2-х видов: растительная и животная.

- Идея единой науки о человеке

- Разработал классификацию наук по психологическим процессам:

История (память)

Поэзия (воображение)

Философия (рассудок) – прежде всего, это наука о Боге, природе и человеке

- Науки о человеке делятся на: науки о душе и науки о теле, но важно отметить, что в сновидениях проявляется связь души и тела и отсюда выводится новая наука о сновидениях.

 

Научный труд «Новый Органон», «Опыты и наставления», «О значении и успехе знания, божественного и человеческого», «О достоинстве и приумножении наук», «О мудрости древних», Утопия «Новая Атлантида», «О высокой должности»

Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм,

Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро,

Ян Байер

Внес вклад в развитие психологической науки:

-Дал начало развитию нового этапа, где главным предметом изучения становится сознание.

-Предлагал единую науку о человеке, частью которой является психология, заложил принцип междисциплинарности наук.

Учение Бэкона оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии, способствовало становлению материализма Т. Гоббса, сенсуализма Дж. Локка и его последователей. Логический метод Бэкона стал отправным пунктом развития индуктивной логики, особенно у Дж. С. Милля. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания XVII в. и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества). Классификация наук Бэкона была принята французскими просветителями – энциклопедистами.

Рене Декарт (1596—1650)

-Основатель новоевропейского рационализма. Источник знаний заключен в самом разуме, о общие понятия выводятся из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей, только интеллект способен познавать истину, хотя он и должен прибегать к помощи воображения, чувств и памяти.

-Ведущий метод – дедукция (как способ получения истин из принципов, раннее установленных или врожденных)

- Своим учением о сознании ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Разнородность психики (внутренний мир человека) и тела, материального мира – главный пункт учения Декарта.

-Рене Декарт полагал, что человеческий организм осуществляет свою работу подобно «нервной машине» (механической системе). Так, внешние импульсы воздействуют на окончания нервных нитей, находящиеся внутри нервных трубок нити натягиваются, открывают клапаны, соединяющие мозг с нервами, через клапаны из мозга к мышцам поступают «животные духи», представляющие собой воздухообразные частицы, и вызывают реакцию мышц. Человек – это связь бездушного механизма тела с душой, которая обладает мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается с помощью шишковидной железы (гипофиза).

- Объясняя связь тела и души, Декарт предложил решение, получившее название «психофизическое взаимодействие»: тело свободно от души, а душа свободна от тела. При этом считал, что душа и тело влияют друг на друга.

-Принципом работы тела является принцип рефлекса, а принципом работы души – рефлексия.

- В своем труде «Страсти души» Декарт выделял:

Первичные страсти (врожденные): удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль.

Вторичные страсти – это виды первичных, образующиеся при жизни. Пример: ревность (любовь + ненависть).

Активные страсти: отождествляются с желаниями, которые исходят от души и зависят только от неё; так же они отождествляются со стремлениями и аффектами, которые зависят не только от души, но и от тела, и служат связующим звеном между ними. Обеспечивают единство души и тела. Сигнализируют душе, что полезно, а что вредно.

Страдательные страсти – результат взаимодействия с предметами окружающего мира; отождествляются с чувственным познанием, они привносятся из вне и в таком же виде осознаются душой, и она не может их изменить.

Страсти – источник волевого, инстинктивного, стремящегося к самосохранению поведения.

-Сознание Декарт описывает в противопоставлении телу, с которым отождествляет материю и дает геометрическое представление о материи.

Мышление по Декарту — сознание, с которым отождествляется психика. Психика есть то, что дано личному сознанию. Это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции.

-В трактате «Рассуждение о методе» Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Метод содержит правила, соблюдение которых не позволяет принимать за истину то, что ложно, и доходить до истинного познания.

-Первый шаг на пути к истине по Декарту - сомнение во всем. К этому шагу стоит прибегать только в области научного исследования

-Декарт выдвинул тезис о том, что животные не обладают душой, являясь бездушными автоматами, не умеющими думать.

«Геометрия», «Рассуждение о методе...», «Начала философии» «Правила для руководства ума», «Трактат о свете», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии», «Страсти души».

Последователь: Б. Спиноза,

Ученики: ученые - М.Мерсенн, Ж. де Кордемуа, Д.Папен, Б.Беккер, Дж.А.Борелли, Н.Стенон, Д.Бернулли и И.Бернулли.

Оказал влияние на формирование воззрений Гоббса. В русле идей Декарта формировалось учение Спинозы. Дуализм Декарта послужил исходным пунктом концепции окказионализма A.Гейлинкса и Н.Мальбранша.

Прогрессивные тенденции рационалистического учения Декарта оказали плодотворное воздействие на просветителей XVIII века и сыграли важную роль в становлении передовой национальной французской философской традиции.

Декарт ввел понятие рефлекса, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Идея рефлекторного учения привела к отказу от представлений о душе как об особой организующей и управляющей поведением человека и животных сущности. Новая точка зрения ориентировала исследователей на природное изучение природы души.

Благодаря Декарту психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру.

Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Представитель рационализма.

Отрицал существование врожденных идей, признавая у человека наличие врожденной способности приобретать знания.

Дедукция – единственно правильный путь, ведущий к истинному познанию.

-Человек – это частичка природы и полностью подчиняется действию ее законов. Человек, как и все в природе, стремится поддерживать свое существование. Это стремление выражается в аффектах – влечение, желание, удовольствие и неудовольствие.

Спиноза полагал, что существуют два наиболее эффективных способа, с помощью которых можно победить сильную эмоцию (аффект): во-первых, путём подавления эмоции (аффекта) другой, более сильной эмоцией (аффектом); во-вторых, путём познания, в ходе которого аффект теряет свою силу.

Спиноза отождествлял разум и волю, считая, что воля – это высший аффект, позволяющий человеку реализовывать свои идеи.

-Свободным человек может быть благодаря развитию своего разума может управлять своими аффектами. Он преобразует свои страсти, подчиняя их руководству разума.

Свобода для Спинозы есть осознанная необходимость - когда человек не принуждается силой извне, он свободен, но в его поступках присутствует необходимость. Свободная необходимость в человеке основывается на интуитивно-рациональном познании.

-Первоначальное состояние заключается в борьбе всех против всех, в связи с тем, что человек эгоистический индивид. В обществе эта борьба согласована и заложена в государственном праве. Действуя совместно, люди становятся сильнее и обеспечивают свою жизнь и существование более надежно, чем тогда, когда борются с невзгодами порознь и ищут ущерба друг для друга.

- высказал тезис о тождестве Бога и природы, понимая её как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, являющуюся причиной самой себя. Данная субстанция несотворима и неуничтожаема. По мнению Спинозы, качественной характеристикой субстанции является понятие атрибута - неотъемлемое ее свойство. Количество атрибутов бесконечно, но человеческий разум способен познавать только два из них – протяжение и мышление. Бог - бесконечное существо, имеющее множество атрибутов.

-По Спинозе человек есть целостное телесно-духовное существо. Целостность человека связывает его духовную и телесную сущности и выступает в качестве основы, необходимой для познания окружающего мира.

Три уровня познания окружающей действительности:

 1) мнение (чувственное познание)

2) разум (демонстративное познание)

3) интуиция (интуитивное познание)

Моральный идеал Спинозы – общество, в котором люди искали бы собственной пользы только по руководству разума и в силу этого были бы справедливы, верны и честны.

Спиноза выступает против телеологии и указывает на страх как на причину религии. Только на невежестве масс, на страхе перед непознанными силами покоится авторитет религии и духовенства.

«Принцип философии Декарта», «Этика», «О Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Богословско-политический трактат», «Политический трактат»  

Готхольд Лессинг,

Иоганн Гердер,

Фридрих Шлейермахер

Спиноза оказал сильное влияние на жизнь и творчество Гете, на мировоззрение Альберта Эйнштейна.

Американский психиатр и писатель Ирвин Ялом в книге «Проблема Спинозы» (2012) описывает вымышленную историю жизни, в основе которой лежат реальные биографические данные Спинозы, при этом параллельно в книге разворачиваются события первой половины XX века в Германии, где по сюжету философия Спинозы также играет определённую роль.

 

Томас Гоббс (1588-1679)

Представитель эмпирического направления.

Объединил эмпирический метод Ф. Бэкона с рационализмом Р. Декарта, придав материалистическому учению строго механическую форму. 

Утверждал, что истина может быть только одна, достигаемая на основе опыта и разума.

-Гоббс создал первую законченную систему механистического реализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное.

-Геометрия и механика для Гоббса— идеальные образцы научного мышления. Природа - совокупность протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое— как перемещение. Чувственные качества – это не как свойства самих вещей, а формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения.

-Методы познания: логическая дедукция рационалистической «механики» и индукция эмпирической «физики». Познание должно начинаться с чувственного ощущения как начального этапа на пути к обобщению. Всеобщие свойства устанавливаются с помощью индукции. Это путь от знания явлений к познанию их причин. После определения всеобщих причин необходим обратный путь – дедукция, которая обеспечивает переход от познанных причин к познанию новых явлений.

-Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.

-Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демо



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.