Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Западная патристика. Ранняя патристика(апологетика)(II-III вв)



Западная патристика

 

Ранняя патристика(апологетика)(II-III вв)

 
Тертуллиан(род. ок. 160 г. - ум. после 220 г.)

Тертуллиан ради теоретических и полемических целей воспользовался (единственный случай в истории патристики) стоической философской догматикой. Этим объясняются его эмпиризм и парадоксальная пропаганда тотального соматизма. Двумя главными видами познания, по Тертуллиану, являются Откровение и естественное познание. Последнее начинается с чувственного восприятия: чувства необманчивы. В душе естественным путем возникают первичные представления о Боге, благе и зле и т.д. Лишь телесное субстанциально: «субстанция есть тело всякой вещи» (место «субстрата» предположительно занимает «природа»). Качество телесности варьируется между духом и плотью; Бог есть телесный дух, ибо дух – «своего рода тело» Душа, образ Божий, соединяет в себе две различные субстанции, «дух» и «тело», помещается в сердце и отождествляется с «ведущим началом» ее деятельность начинается с самоощущения: «ощущение есть душа души» Рождение души объясняется с точки зрения традукционизма: не будучи уникальным творением, она передается «по наследству» Основная задача этики – построение теодицеи с постулированием свободы произвола от внешней причинности. моральное долженствование имеет абсолютный характер: вменяется не конкретный проступок, а неисполнение долга. Практико-аскетические трактаты, проникнутые эсхатологическими мотивами и призывающие к поиску «естественных» основ нравственной жизни, близки к позднестоической моралистике.

Тертуллиан, внесший большой вклад в создание латинской теологической лексики, – важнейший посредник между апологетикой и зрелой патристикой. Однако главное его значение состоит в другом. Не будучи сухим систематиком, не принимая конвергенцию античных и христианских ценностей и опасаясь подмены живой веры рассудочными абстракциями эллинского любомудрия.

«О свидетельстве души» и др. «О прескрипции», «О плоти Христа», «О воскресении плоти», «О душе», «Против Праксея», «Против Гермогена», «Против Маркиона» и др.,«О покаянии», «О терпении», «О молитве» и др.

 

Один из первых выразил концепцию Троицы.Ключевая фигура в становлении западного христианства.

В XX веке известный русский философ Лев Шестов повторит положение Тертуллиана о превосходстве веры над философией. Тертуллиан с редкой глубиной выразил суть религиозной метафизики христианства в нескольких остропарадоксальных формулах, которым по преимуществу и обязан своей известностью.

 
Арнобий(ок. 240 - ок. 330)

Арнобий считал, что даже просвещенный разум не может привести человека к истине – таким проводником может стать только христианская вера. Его апология монотеизма не лишена гностико-платонических элементов: наряду с верховным Богом признаются другие божества-демиурги, одним из которых был сотворен человек; душа человека, смертная по природе, приобщаясь к Христу может получить благодатное бессмертие.

«Против язычников»

Лактанаций, Юст Липсий

Новому времени Арнобий дает ценные сведения о языческой религии.

Со времен Бейля (1706 г.) и Ламетри (1751 г.) под знаком Просвещения начинают интересоваться "скептицизмом" или же "материализмом" Арнобия.

 
Лактанаций(250-325 гг)

Опираясь на биологические и психологические теории своего времени, Лактанций пытается доказать существование Бога и божественного провидения с помощью детального рассмотрения строения человеческого тела как вместилища души и указать читателю на наличие высших целей человеческого существования.

Критикует как языческую философию, так и религию. Их полная разобщенность приводит к тому, что человек не может претендовать на обладание мудростью, т. е. последним знанием вещей божественных и человеческих: философы лишь стремятся к ней, чтоподтверждается многообразием их учений (Лакганций рассматривает взгляды Пифагора, Сократа, Цицерона и др.), а языческая религия переполнена суевериями и предрассудками. Только вера в божественное Откровение предоставляет человеку, созданному по образу Бога, возможность познать мудрость. К обоснованию главного тезиса — “в мудрости заключена вера, а в вере — мудрость” — сводится стремление Лактанция соединить оправдание авторитета разумом и ограничение человеческого разума божественным авторитетом. Опровергает безразличие Бога по отношению к людям и утверждает силу его правосудия при наказании злых.

«О созидании Божием», «Семь книг божественных Установлений», «О гневе Божьем, «О смертях преследователей»

 

Лактанций оказал немалое влияние на Августина, Иеронима, представителей схоластической мысли. Особенно он был популярен среди некоторых гуманистов Возрождения (Петрарки, Леонардо Аретино, Пика делла Мирандолы) как один из основоположников нового типа христианской литературы.

 


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.