Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Реализм. Теория Искупления.



Реализм

 
Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877)

Эриугену называют «первым отцом схоластики», а также «Карлом Великим схоластической философии». Иоанн Скот Эриугена решительно настаивает на примате разума перед авторитетом религиозного предания. Дистанции между идеалистическим умозрением и христианским откровением, между философией и верой для него не существует. Его главное сочинение «О разделении природы» уводит тенденции пантеизма так далеко, что объединяет бога и мир в едином понятии «сущего», или «природы», проходящей четыре стадии диалектического самодвижения: 1) «природа творящая и не сотворённая», т. е. бог как предвечная первопричина всех вещей; 2) «природа сотворённая и творящая», т. е. платоновский мир идей, локализованный в интеллекте бога; 3) «природа сотворённая и не творящая», т. е. мир единичных вещей; 4) «природа не сотворённая и не творящая». Доктрина Иоанна Скота Эриугены представляет собой последовательный идеалистический монизм: всё выходит из бога и возвращается в бога; Иоанн Скот Эриугена отрицает сущностную реальность зла — оно существует только как «ничто», как своё самоотрицание.

В 851 он пишет трактат «О божественном предопределении» с В 1-й половине 860-х гг. переводит весь корпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита, две работы Максима Исповедника – «Ambigua ad Iohannem» и «Вопросоответы к Талассию», а также «Об устроении человека» Григория Нисского. (865–870) к переведенной им «Небесной иерархии» Псевдо-Дионисия Ареопагита, гомилию на Пролог Евангелия от Иоанна (870/71), «Комментарий на Евангелие от Иоанна» (после 871).

 

Явился одним из основателей и радикальнейших представителей средневекового реализма. Умственные построения Иоанна Скота Эриугены были чужды его эпохе, и его творчество не нашло настоящих продолжателей; лишь в 13 веке его пантеистические идеи подхватываются еретическими мыслителями и одновременно подвергаются церковному осуждению В общей исторической перспективе система Иоанна Скота Эриугены лежит на линии, идущей от Платона и Плотина до немецкого идеализма конца 18 — начала 19 века.

 
Ансельм Кентерберийский (1033-1109)

Ансельм считал веру основой рационального знания. Вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога). Все стремится к Благу — но Бог и есть Абсолютное Благо Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог. Бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог. Бог как совершенство Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит, он существует вне нас и вне этого мира.

Теория Искупления.

Первым мыслителем, изложившим содержание христианского учения в юридических терминах, считается именно Ансельм Кентерберийский. Философия архиепископа изложена в трактате Cur Deus homo. В работе приводятся следующие аргументы: Первородный грех есть посягательство на Божественный миропорядок. Следовательно, это преступление против Бога. Так как Всевышний бесконечно велик, его оскорбление следует считать бесконечно великим.Необходимо было удовлетворение за грех, которое даже все люди, являющиеся ограниченными и греховными, не могут принести.

Только Бог, как бесконечное Существо, может заплатить, посылая Сына своего страдать на кресте, для чего вочеловечивается.

Известные произведения:«Монолог», «Прослогион» (т.е. «Прибавление»), дополнение к «Монологу». Среди менее известных произведений «Об истине», «О свободе воли», «Падение дьявола», «О Троице» и др.  

Бонавентура

Декарт

Пьер Абеляр

Гильом

Умение выводить одно суждение из другого, находить причину и следствие, не сбиваться на второстепенные суждения легло в основу зарождавшейся науки. С этим доказательством работали философы последующих веков, оттачивая на нем свой ум. Схоластика научила Западную Европу мыслить рационально, уметь обосновывать свое мнение и вообще с уважением относиться к своему интеллекту.

 
Фома Аквинский (1225 – 1274)

Доказательство существования Бога является, согласно Фоме Аквинскому, первой и главной задачей философии; но она никогда

не была бы в состоянии её исполнить, никогда бы не была в состоянии даже возвыситься до идеи о Боге, без первоначального Откровения людям от самого Творца и без Откровения от Иисуса Христа. Для того, чтобы человеческий ум был в состоянии устремить свои усилия к своей истинной цели, необходимо было, чтобы с самого начала Бог указал ему на эту цель, чтобы Он сам открыл себя человечеству. Философия хороша и законна только при условии, если она берет

Откровение за свою исходную точку и приходит к нему, как к конечной своей цели. Только тогда она – на истинной дороге, когда она служанка церкви. Фома Аквинский, впрочем, полагал, что истинная философия является и ancillaAristotelis (служанкой Аристотеля), поскольку Аристотель, по его мнению, есть предвестник Христа в области науки. Церковь Божия, согласно Фоме, есть цель, которой стремятся все земные вещи. Природа представляет собой иерархию, где всякий разряд есть форма низшего разряда и материя высшего. Иерархия тел завершается природной жизнью человека, которая, в свою очередь, становится основанием и «материей» для высшей, духовной жизни, которая развивается под сенью Церкви, питается её словом и таинствами, как природная жизнь питается хлебом земли. Царство природы так же относится к царству благодати, человек вообще – к христианину, философия – к теологии, материя – к таинству, Государство – к Церкви и император – к папе, как средство относится к цели, зародыш – к законченному существу, возможность – к осуществлению. Создал грандиозную философскую систему, которая явилась синтезом всего, что было выработано средневековым мышлением. Фома Аквинский учил, что душа одна. Она обладает бытием, отдельным от тела (хотя и помещается в теле), нематериальным и индивидуальным. Душа выступает источником движения тела. Различаются способности, свойственные душе как таковой, а также растительные и животные функции. Растительные и животные функции нуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Но учение о материи и форме изменяется. Индивидуальность человека – личностное единство души и тела. Душа – животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосущна; она – субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость – становясь человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания. Душа человека бессмертна. Фома Аквинский считал, что сила разумения души определяет красоту человеческого тела Конечная цель жизни человека – достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире. По своему положению человек — промежуточное существо между животными и ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответственен за свои поступки. А корень его свободы – разум. Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор: именно интеллект и свободная воля являются основаниями совершения подлинно человеческих действий принадлежащих к сфере этического. Во взаимоотношении двух высших способностей человека — интеллекта и воли, преимущество принадлежит интеллекту, поскольку воля с необходимостью следует интеллекту, представляющего для неё то или иное сущее, как благое.

 «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии») дискуссии по теологическим и философским проблемам «Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы» комментарии на: несколько книг Библии 12 трактатов Аристотеля «Сентенции» Петра Ломбардского трактаты Боэция, трактаты Псевдо-Дионисия анонимную «Книгу о причинах» ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы несколько трактатов об алхимии стихотворные тексты для богослужения, например, работа «Этика» «Дискуссионные вопросы», «Комментарии»

 

Учение Фомы Аквинского, несмотря на некоторое противодействие со стороны традиционалистов(некоторые из томистских положений были осуждены парижским архиепископом ЭтьеномТампье в 1277 году), оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 году и признание его наиболее авторитетным католическим теологом в энциклике Aeternipatris папы Льва XIII (1879 год).

 

Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом» (наиболее яркими представителями которого являются Томмазо де Вио (Каэтан) и Франсиско Суарес), оказали некоторое влияние на развитие нововременной мысли (особенно явное у Готфрида Вильгельма Лейбница).

 В течение ряда веков философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы снова начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм», основателем которого является Жак Маритен.

 


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.