Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зрелая патристика(IV-V вв) Каппадокийские отцы



Зрелая патристика(IV-V вв) Каппадокийские отцы

 
Василий Великий (330-379 гг.)

Василий Великий дает рациональное основание христианскому единобожию, исходя из осмысления самого содержания понятия «Бог». Если «Бог» есть «наисовершеннейшее существо», то говорить о двух и более богах - явное противоречие. Отсюда вытекают и другое важнейшее различие в античном и средневековом миропонимании - оппозиция «творение из материи» (античность) - «творение из ничего» (средневековье).

Отрицая творение из материи, Василий переосмысляет и античное понимание зла как следствия наличия материи в мире - коль скоро Бог творит мир (и материю) из ничего, ни мир, ни материя не могут нести в себе зло, поэтому зло мыслится как результат нашего выбора.

Время, согласно Василию, есть

вместилище для природных вещей, текучих, порождаемых и разрушимых.

Василий Великий изображает мир как прекрасное творение Бога, красота которого свидетельствуют о Творце.

Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»; Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев»; Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие.

Григорий Нисский(родной брат)

Символ и основа зарождения православная на Руси

 
Григорий Нисский (335-394 гг.)

Развивая в полемике с арианами тринитарное богословие Афанасия Александрийского и Василия Великого, Григорий Нисский устанавливает последовательное различие между сущностью и ипостасью. При этом важное место занимает раскрытие (в полемике с Евномием) понятия единосущия, характеризующего полноту, постоянство и совершенство божественного бытия. Развивает идею иерархичности сотворенного мира и, переходя к антропологии, говорит, что мир создан ради человека, назначение которого – связывать чувственное и материальное с духовным. Как образ и подобие Бога человек наделен разумом, словом, бессмертной и нематериальной душой (теорию предсуществования душ Оригена Григорий отвергает), свободой воли и совершенным телом.

Эсхатологический процесс понимается Григорием как постепенное изживание зла: он говорит о «всеобщем восстановлении» (апокатастасисе). Наибольшее внимание в сочинениях Григория Нисского уделено проблеме богопознания. Сотворенный по образу и подобию Божьему, человек способен созерцать подобное.

Оригинальными являются представления Григория Нисского о времени. Время не мера движения тел в пространстве, не образ вечности в мире множественности, не промежуток между событиями, но особое измерение сотворенных вещей, отличающее их от несотворенного Бога.

 «Против Евномия», «Большое огласительное слово», «Опровержение мнений Аполлинария», «Против судьбы»; «Об устроении человека», «Беседы о молитве Господней», «Беседы о Блаженствах»; Нравственно-аскетические: «О девстве», «Послание о жизни преподобной Макрины», «О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве»

 

Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переводились в Средние века на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки. Гносеология, антропология, эсхатология и мистика Григория Нисского оказали заметное влияние на исихастские споры в Византии в 14 в.

 
Григорий Назианзин (Богослов)(326-389 г.)

Являет собой образец ревностного христианского платоника. Григорий не создал собственной богословской системы. Блестящий ритор, он снискал славу одного из выдающихся проповедников 4 в. («христианский Демосфен»). Из трех Каппадокийцев Григорий Богослов был натурой наименее "теоретической", ему принадлежит заслуга окончательного оформления тринитарной теологии на Востоке. Именно этим объясняется его высочайший авторитет среди христианских богословов. Учение Григория в основных чертах сходно с теорией Василия Великого, но оно более последовательно. Если Василий избегал называть Святого Духа Богом, то Григорий делает это всюду и решительно. Бог един по родовой сущности (одно Божество, одна сущность, одна природа — нетварность), но троичен по Ипостасям, каждая из которых обладает особенным свойством (соответственно, нерожденностью, рожденностью, ниспосланием).

Проповеди Григория Богослова познакомили русскую литературу с христианским богословием, с античной мифологией и философией неоплатонизма.

 

Первое место в его наследии занимают 45 слов, из которых выделяются «5 Богословских слов» произнесенные в Константинополе в 380 Здесь он опровергает ереси евномиан и македониан и отстаивает ортодоксальное учение о Троице. Автор 245 писем и автобиографической поэмы «О своей жизни», сравнимой с «Исповедью» Августина.

Иоанн Дамаскин

Сыграл важную роль в развитии и упрочении традиций христианского платонизма.

Григорий Богослов оказал огромное влияние на богословов последующих времён.

Тексты его сочинений использовались позднейшими гимнографами Восточной Церкви: так рождественский, богоявленский и пасхальный каноны представляют собой, перефразированные Иоанном Дамаскином отрывки из проповедей Григория Богослова.

 


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.