Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этап (период): 18 век. Зоопсихология



Этап (период): 18 век

Чарлз Дарвин (1809-1882)

Дарвиновская теория также позволила расширить набор методов исследований, которым могла пользоваться новая наука. В лейпцигской лаборатории Вундта главным образом использовались средства из арсенала физиологии, что в особенности относилось к психологическим методам Фехнера. Методы Дарвина, позволявшие получать результаты, применимые как к людям, так и к животным, не имели сходства с приемами исследований, основанными на физиологии. Данные Дарвина были получены из многих источников, включая геологию, археологию, демографию, наблюдения диких и домашних животных, а также их селекции. Сведения, почерпнутые из этих областей знаний, обеспечивали поддержку его теории.

«Происхождения видов»

Джеймс Хопвуд Джинс; Эрнест Уильям Браун

Им было доказано, что кроме механистической причинности существует и биологическая. Выдвинул новую модель анализа поведения.

Зоопсихология

Джордж Ромапес (1848-1894) Д. Шульц и С. Шульц, Эдвард Торндайк.  

Основная идея состоит в исследовании разума.

Всюду, где приходится иметь дело с животными, обладающими нервной системой, следует стремиться к тому, чтобы психические процессы объяснять на основании исследования этой последней. При этом из физиологии заимствуется понятие рефлекса, гистологическая основа которого представляется ясной. С понятием рефлекса оказывается возможным поставить в связь понятие инстинкта. Затем следует память, которая тоже оказывается доступной гистологическому и физиологическому объяснению. Память образует основу рассудка.

 

 

«Разум животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» (1898) «Выражение эмоций у человека и животных» «Зоология путешествия»  

Л.Морган

Метод информационного моделирования психики универсален по отношению к биологическому виду.

Детская психология

Стэнли Холла (1884-1924), Дж. Болдуин (1861-1934), Вильям Штерн (1871-1938), Э. Тейлор, В. Вундт.

Развитие ребенка влечет за собой биологические, психологические и эмоциональные изменения, которые происходят в людях между рождением и окончанием подросткового возраста, поскольку индивидуум прогрессирует от зависимости к возрастающей автономии. Это — непрерывный процесс с предсказуемой последовательностью, но все же имея уникальный курс для каждого ребенка. Он не прогрессирует с одинаковой скоростью, и каждый этап зависит от предшествующего опыта развития. Поскольку на эти изменения в развитии могут сильно влиять генетические факторы и события во время пренатальной жизни, генетика и пренатальное развитие обычно включены, как часть исследования развития ребенка. Связанные термины включают психологию развития, относящуюся к развитию на протяжении всей жизни, и педиатрию, отрасль медицины, связанную с уходом за детьми. Изменения в развитии может произойти в результате генетически контролируемых процессов, известных как созревание или в результате факторов окружающей среды и обучения, но чаще всего включает в себя взаимодействие между двумя. Это может также произойти в результате человеческой натуры и нашей способности извлечь уроки из нашей окружающей среды.

«Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде» «Биогра­фический очерк о развитии ребенка», «Первые 3 года ребенка», «Первобытная культура»,  

Л.С. Выготский

А. Деметриу, Р. Кейс, X. Паскуаль-Леоне, Λ. Н. Перре- Клермон, К. Фишер

Оптимальное развитие детей считается жизненно важным для общества, и поэтому важно понимать социальное, познавательное, эмоциональное и образовательное развитие детей.

Чарлз Белл (1774-1842)

Критикуя традиционные воззрения и ссылаясь на свои опыты,

Белл указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных нервов, имеющих каждый собственное качество.

Оно определяется участком мозга, к которому примыкает нервное волокно.

Отсюда проект Белла: проследить все нервные волокна, берущие начало в мозгу, и тем самым познать структуру самого мозга как носителя ощущений.

Он рассчитывал при помощи скальпеля расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы.

В качестве инструмента анализа выступала не интроспекция, как у Юма, а хирургический нож.

«New Idea of Anatomy of the Brain»

Франсуа Мажанди

Белл превратил понятие о рефлексе как закономерном двигательном ответе на раздражение сенсорных нервов в естественнонаучный факт. Догадку о различной функции корешков задолго до Белла высказывали многие.

Ф. Мажанди (1783-1855)

Переход нервного импульса по афферентным нервам через спинной мозг на эфферентные нервы получил название закона «Белла-Мажанди». В современной формулировке он звучит так: афферентные (чувствительные) волокна вступают в спинной мозг в составе задних корешков, а эфферентные (двигательные) волокна выходят из спинного мозга в составе передних корешков. Тем самым определялась модель рефлекса как своего рода автомата, состоящего из трех блоков: центростремительного, центрального и центробежного. Его сравнивают по значению для физиологии с открытием Гарвеем кровообращения. Постепенно складывалось представление о локализации рефлекторных путей. Оно легло в основу классического учения о рефлексе как принципе работы спинномозговых центров в отличие от высших отделов головного мозга

«Précis élémentaire de physiologie» (2 тома, Париж, 1816); «Formulaire pour l’emploi et la préparation de plusieurs nouveaux médicaments» (Пар., 1821); «Leçons sur les phénomenes physiques de la vie» (Пар., 1836—1838); «Leçons sur les fonctions et les maladies du système nerveux» (Париж, 1839); «Recherches physiologiques et cliniques sur le liquide Cephalorachidien» (Пар., 1842).

Клод Бернар

Один из основателей экспериментальной медицины.

Иоганнес Мюллер (1801-1858)

В соответствии с первым законом мы имеем сознание не объекта, но наших нервов, нервы — это посредники между воспринимаемыми объектами и умом и таким образом они навязывают уму свои собственные характеристики. По Мюллеру, ощущения складываются в чувствующем органе через посредство нервов, и в качестве результата от действия внешних причин дают знания некоторых качеств или условий не внешних тел, а самих сенсорных нервов. Непосредственными объектами восприятия наших чувств являются состояния, вызываемые в нервах и чувствуемые как ощущение либо самого нерва, либо чувствующего органа. Идеи Мюллера о том, что нервы органов чувств не являются передатчиками свойств внешних тел, напоминают мысли Локка о вторичных качествах.

«Dissertatio inauguralis, physiologica sistens commentaries de phoronomia animalium»

Герман Гельмгольц,Людвиг Траубе, Шванн, Теодор, Герман Сенатор, Вильгельм Вундт и Генле, Фридрих Густав Якоб

Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств, которая является одним из самых крупных обобщений XIX в. в этой области физиологии. Доктрина включает десять законов.

Г.Фехнер

психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических процессов в их отношении, с одной стороны, к физическим факторам, что должно составить предмет внешней психофизики, с другой – в отношении к анатомо-физиологическим основаниям, что должно было представить предмет внутренней психофизики.

 

Praemissae ad theoriam organismi generalem, Leipzig, 1823 (Fechners Habilitationsschrift) Maaßbestimmungen über die galvanische Kette, Leipzig, 1831 Das Hauslexicon. Vollständiges Handbuch praktischer Lebenskenntnisse für alle Stände, hrsg. von G. Th. Fechner. 8 Bände, Leipzig 1834-38 Das Büchlein vom Leben nach dem Tode, Dresden, 1836 Ueber das höchste Gut, Leipzig, 1846 Nanna oder über das Seelenleben der Pflanzen, Leipzig, 1848

Лотце, Рудольф Герман

существует определенная зависимость между физическим и психическим, в частности, между раздражением и ощущением, и что обнаруженные отношения между ними поддаются экспериментальному измерению

. эмпирический психофизиологический закон, заключающийся в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула.

Э.Вебер

основоположник научной философии, внесший в нее идею измерений. Изучал тормозящее влияние блуждающих нервов на деятельность сердца. Исследовал физиологию органов чувств.

«Anatomia comparata nervi sympatici» (1817); «De aure et auditu hominis et animalium» (1820); «Tractatus de motuiridis» (1822)

 

Готлоб Фреге

Закон Вебера — Фехнера

Джордж Беркли(1685-1753)

 Существовать -значит быть воспринимаемым .То есть , если какая либо вещь перестаёт восприниматься человеком , то ее могут продолжать воспринимать другие люди .Если же вещь не воспринимается никем из людей , она продолжает существовать в Божественном сознании .

«Опыт новой теории зрения» «О принципах человеческого знания»

Семуэль Джонсон

Единственное доступное человеку знание – это знание собственных ощущений .

Давид Юм (1711-1776)

По мнению Юма,предметом философии должна быть человеческая природа .Он убеждён , что наука о человеческой природе является более важной чем физика , математика и другие , потому что все эти науки в различной мере зависят от природы человека .

«Трактат о человеческой природе» «Исследования о принципах морали» «Исследования о человеческом познании»

Адам Смит, Адам Фергюсон, Иммануил Кант, Джереми Бентам, Джеймс Мэдисон, Александр Гамильтон, Огюст Конт

Скептицизм относительно возможности объективного познания мира .

Дэвид Гартли (1705-1757)

Ее основная идея состояла в том, что психическая жизнь человека регулируется через ассоциацию – универсальный механизм, который дает ключ к управлению поведением.

«Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749)

Дэвид Гартли (младший)

Теория ассоцианизма, Взгляды Гартли на природу поведения и воспитания отразились в теориях бихевиористов в XX веке.

Дени Дидро

Идеи Дени Дидро: отрицал дуалистичекое учение о материальном и духовном. Был сторонником деизма. Идеальная форма правления государством-монархия (точнее просвещенный абсолютизм). Выступал против роскоши при дворе, призывал тратить деньги на всеобщее образование.

«Философия мысли» «Об уме» «О человеке» «Мысли об толковании природы»

М. Монтессори, С.Френе.

Распространения идеи Просвещения .Обоснованность роли разума в утверждении нравственных основ жизни человека и общества .

Де Ламерти (1709-1751)

Мир рассматривался Ламерти как совокупность проявлений протяжной , внутренне активной материальной субстанции наделённой чувствительностью , ощущениями .Ее видами выступают неорганическое, растительное,и животное царства . Он считает , что понять душу можно только на основе опытов и наблюдения врачей .

«Естественная история души», «Человек-Машина», «Человек-растение»

Самюэль Христиан Голльманн

Плодотворность идей механицизма при объяснении природы человека .

Иммануил Кант (1724-1804)

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах.

Критика чистого разума Пролегомены ко всякой будущей метафизике Критика практического разума Основы метафизики нравственности Критика способности суждения Антропология с прагматической точки зрения

Рейнгольд, Якоби, Мендельсон, Бердяев Гербарт, Соломон Маймон, Фихте, Бранкович, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Фриз, Гельмгольц, Коген, Наторп, Виндельбанд, Риккерт, Риль, Файхингер, Кассирер, Гуссерль, Хайдеггер, Пирс, Витгенштейн, Апель, Стросон, Куайн, Фуко, Делёз, Хабермас, Ницше

Введение воображения в теорию познания, (коперниканским переворотом в философии)

Гегель

Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.

Феноменология духа (1807) Наука логики (1812—1816) «Энциклопедия философских наук»

Розенкранц, Фейербах, Маркс, Энгельс, Бруно Бауэр, Томас Грин,

Генрих Густав Гото,

Брэдли, Ленин, Хайдеггер, Маркузе, Александр Кожев, Сартр,

Карл Барт,

Ханс Кюнг, Хабермас, Гадамер, Ильенков, Чарльз Тейлор, Сухово-Кобылин, Ильин

коллективная жизни людей - ступень объективного духа. В обществе человеческие влечения перестают быть слепыми инстинктами и превращаются в сознательные побуждения. Свобода всех, признанная и принятая индивидом ради собственной свободы.

Ф.Ницше

Ницше полагал, что у ослабленного моралью рассудочного человечества выродилась воля к творчеству, и надо любой ценой её вернуть: «Есть ли у кого-нибудь в конце девятнадцатого столетия ясное понимание о том, что поэты сильных эпох называли вдохновением?»

Ницше не был философом ex professio и рассматривал своё «философское дело» как учение (не как метод, «систему» или теорию). Отсюда его резкое противопоставление собственного стиля философствования философии «специалистов», «учёным философам». Он «проповедовал» свои взгляды, т.е. придавал самому акту учительства решающую роль в преобразовании человеческого понимания смысла и целей жизни.

«Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»

 

Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Д’Аннунцио, Эвола, Фрейд, Юнг, Брандес, Стринсберг, Арто, Хайдеггер, Муссолини, Гитлер, Шелер, Лёвит, Маннгейм, Тённис, Ясперс, Бердяев, Камю, Сартр, Бергсон, Батай, Юнгер, Вебер, Бенн, Адорно, Бубер, Делёз, Ливри, Горький, Маяковский, Де Бенуа, Дугин, Мисима, Ла Вей, Хаббард, Моррисон, Рэнд

новое отношение к действительности, построенное на метафизике «бытия становления».

Жизнь, так открытая в мысли, оказывается доказанной по самому факту прочтения афоризма, внешне бездоказательного.

Вывод:

Этап(период):Европа 19-20 век

В.Вундт(1832-1920)

Наука об опыте сознания: метод психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может воспользоваться методом интроспекции - проверки состояния собственного мышления.

 

Объединив методы физиологии и психофизики и несколько модифицировав их, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, можно изучать психические процессы, до этого времени недоступные для опытного исследования.

«Учение о мышечных движениях» (1858) «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858—1862)

 

В. М. Бехтерев,

Владислав Витвицкий,

C. Казанджиев,

И. П. Павлов,

В. С. Серебреников

Основатель экспериментальной психологии.

Бихевиоризм

Уотсон, Джон Бродес(1878-1958)

Считал , что психология должна стать точной и достоверной наукой, поэтому необходимо изучать поведение человека, открытое и доступное наблюдению и измерению. Фокус анализа перемещен с гипотетических внутренних причин на влияние внешнего окружения. Зависимость поведения от воздействия внешних, социальных факторов-стимулов: базовая схема «стимул — реакция». Огромная роль научения, прошлого опыта: научение=развитие.

«Бихевиоризм» 1925 г. «Пути бихевиоризма» 1926 г.

К.Холл, Э.Толмен

Основатель бихевиоризма Оптимизм в отношении возможностей обучения человека, привлечение внимания к условиям среды.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Зигмунд Фрейд внёс огромный вклад в сексологию. В своих работах он объяснял причины сексуальных отклонений и разбил процесс сексуального становления на фазы. В своё время они внесли огромный вклад в развитие сексологии как научной дисциплины.

Разработал трехкомпанентную структурную модель психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделил специфические фазы психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контрпереноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

 

1895 Исследования истерии 1896 Об этиологии истерии 1899 Толкование сновидений 1901 Психопатология обыденной жизни 1905 Три очерка по теории сексуальности 1910 О психоанализе 1913 Тотем и табу 1915 Влечения и их судьбы 1916 Печаль и меланхолия 1917 Введение в психоанализ. Лекции 1920 По ту сторону принципа удовольствия 1921 Психология масс и анализ человеческого «Я» 1923 Я и Оно 1927 Будущее одной иллюзии 1930 Недовольство культурой

Карл Юнг, Отто Ранк, Альфред Адлер, Карен Хорни, Анна Фрейд, Мелани Кляйн и Эрик Эриксон

Основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века

Гештальт-Психология

Макс Вертгеймер(1886-1943)

Вертгеймер установил, что наблюдаемые исследователем особенности строения восприятия не могут быть объяснены характером отдельных элементов воспринимаемой ситуации, а требуют учёта связи этих элементов, целостности ситуации. Направленность на исследование целостной структуры (гештальта) воспринимаемого образа и составила основной принцип гештальт-психологии. Вертгеймер распространил принципы гештальт-психологии из области восприятия на другие психические процессы, в частности на мышление, которое было понято им как процесс последовательной смены гештальтов, разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи. Решение задачи, по Вертгеймеру, наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации. В соответствии с этим механизмы мышления Вертгеймер усматривал не в ассоциациях, а в действиях по структурированию и переструктурированию образа ситуации в соответствии с решаемой задачей.

"Продуктивное мышление"

Абель Теодор

Один из основателей гештальт-психологии

Курт Коффка (1886-1941)

Коффка рассматривал внешний мир только как некую недифференцированную массу энергии, которая является поводом для развертывания энергетических процессов в мозге. Динамика этих процессов детерминирует восприятие человека и делает мир структурированным, оформленным в предметы, связанные друг с другом теми или иными отношениями.

По его мнению для актуализации гештальтов существуют специальные стимулы. Они находятся в центральной нервной системе, функционирование которой и детерминирует возникновение восприятия конфигурации в соответствии с изоморфизмом психических и физических процессов.

«Принципы гештальтпсихологии»1935

П. Гудмэн, Р. Хефферлин,

Один из основателей гештальт-психологии

Вольфганг Кёлер (1887-1967)

Считал , что человек не имеет прямого доступа к физическому миру, поскольку феноменальный мир удерживает весь этот материал, который ему дан напрямую. Таким образом, исследование физической сферы всегда и при всех обстоятельствах будет состоять из определений которые мы делаем на основе наблюдений за определенными перцептами или на основе другого опыта. Однако это всегда будет процедура конструкции.

«Психологические проблемы»

К. Наранхо, Дж. Энрайт

Один из основателей гештальт-психологии

Гуманистическая психология

А. Маслоу (1908-1970)

Основатель теории самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски самотождественности и самостоятельности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления "наверх") сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию

«Теория Маслоу человеческой мотивации» (1943)

Стив Андреас

основатель гуманистической психологии Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих

К.Роджерс (1902-1987)

Согласно К. Роджерсу, люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознанием, наиболее важным является то, как человек воспринимает свой внутренний мир.

Самость - это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе развития личности. Идеальная самость - представление о себе как об идеале. Истинная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние. «Принятие себя таким человеком, каким ты действительно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть есть признак душевного здоровья». Идеальная самость может быть движущей силой в процессе развития личности, но может быть и причиной невротического срыва.

«Становление личности. Взгляд на психотерапию» «Гуманистическая психология. Теория и практика»

Мэй Р.

Бюлер Ш.

Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений

В.Франкл

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

«Человек в поисках смысла»1959

Ирвин Ялом

Джилл Гарднер

Человек интенциален

человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.