|
|||
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУРТЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 8 страницаПрибыль является основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. Порядок использования прибыли определяет собственник (собственники) предприятия. Под прибылью в бухгалтерском учете понимается сумма, на которую доходы превышают связанные с их получением расходы. В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют следующие виды прибыли: - валовая прибыль, - прибыль (убыток) от продаж, - прибыль (убыток) до налогообложения, - чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода). Валовая прибыль - представляет собой разность между выручкой от продаж продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей) и производственными расходами (себестоимостью продаж, не включающей коммерческие и управленческие расходы в случае калькулирования по неполным расходам). Валовую прибыль рассчитывают по формуле: Пвал = ВР-С, (6.1) где ВР - выручка от реализации; С - себестоимостью проданных продукции, работ и услуг. Прибыль от продаж - представляет собой разность между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов. Прибыль от продаж определяется по формуле: Ппр = Пвал - Ру - Рк, (6.2) где Ру - расходы на управление; Рк- коммерческие расходы. Прибыль до налогообложения (от обычной деятельности) - представляет собой сумму прибыли от продаж, доходов от участия в других организациях, процентов к получению и прочих доходы за вычетом суммы процентов к уплате и прочих расходов. Чистая прибыль - прибыль, остающаяся после уплаты налога на прибыль. Пп = Пдно - Н, (6.3) где Пдно - прибыль до налогообложения; Н - сумма налогов. Пути увеличения прибыли предприятия На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера: ■ увеличение выпуска продукции; ■ улучшение качества продукции; ■ продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; ■ снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификация производства; расширение рынка продаж и др; рациональное расходование экономических ресурсов; снижение затрат на производство; повышение производительности труда; ликвидация непроизводственных расходов и потерь; повышение технического уровня производства. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Однако, экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен. Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты. 6.4 Рентабельность и ее виды Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели, например прибыль. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Рентабельность - один из основных относительных качественных показателей финансовых результатов эффективной производственной (хозяйственной) деятельности предприятия. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. Выделяют следующие показатели рентабельности: Оценочным показателем производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования является рентабельность продаж. Она отражает уровень спроса на продукцию, работы и услуги, насколько правильно субъект хозяйствования определил товарный ассортимент и товарную стратегию. Рентабельность продаж характеризует отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг), выраженное в процентах: Rпродаж = ^ * 100%, (6.4) где Дпродаж - рентабельность продаж; Пч - прибыль от реализации продукции; ВР - выручка от реализации продукции, работ, услуг. Рентабельность продукции предприятия в целом характеризует результативность его основной деятельности и показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, потраченного на производство и реализацию продукции. Она рассчитывается по формуле: ^пр=ПР£*Ю0%, (6.5) Срп где Дпр- рентабельность продукции, %; ПРП - прибыль от реализации продукции в анализируемом периоде, руб.; СРП - полная себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, руб. Рентабельность продукции можно рассчитать в целом по предприятию и по отдельным видам продукции (работ, услуг). Рентабельность отдельных видов продукции, характеризующая эффективность производства конкретных видов продукции предприятия, рассчитывается по формуле: д = П * 100% = ^ * 100%, (6.6) 1 Q Q где Дпр. - рентабельность /-го вида продукции, %; П/ - прибыль от реализации /-го вида продукции, руб.; Ц/ - цена реализации /-го вида продукции (без НДС и др. косвенных налогов), руб.; С/ - полная себестоимость /-го вида реализованной продукции, руб. Общая рентабельность (производства) характеризует эффективность использования основных фондов и оборотных средств предприятия и рассчитывается по формуле: До = —— * 100%, (6.7) о ОФ+ОС ' v ' Где До- общая рентабельность, %; По - прибыль от обычной деятельности до налогообложения за анализируемый период, руб.; ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов, руб.; ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств, руб. Рентабельность капитала характеризует величину прибыли с каждого вложенного рубля средств предприятия. Основными показателя рентабельности капитала является: - рентабельность инвестиций; - рентабельность собственного капитала. Рентабельность собственного капитала характеризует величину прибыли на один рубль собственных средств и рассчитывается по формуле: RCK = Пч/СК* 100%, (6.8) где Дск - рентабельность собственного капитала, %; Пч - чистая прибыль, руб.; СК- собственный капитал, руб. Рентабельность инвестиционных проектов характеризует эффективность реализации на предприятии инвестиционных программ и проектов и рассчитывается по формуле: Дип = Пч/ИЗ * 100%, (6.9) где Дип - рентабельность инвестиционного проекта, %; П - чистая прибыль от реализации инвестиционного проекта, руб.; ИЗ - общая сумма инвестиционных расходов по проекту, руб. Для повышения уровня доходности бизнеса необходимо анализировать показатели рентабельности в динамике, выявлять и количественно измерять факторы, влияющие на рентабельность, выявлять резервы увеличения доходности. Резервы увеличения прибыли и рентабельности определяются по каждому виду товарной продукции в рамках операционной деятельности. Основными резервами являются: 1) увеличение объема реализации продукции; 2) снижение себестоимости; 3) повышение цен. Повышение цен достигается за счет повышения качества продукции, поиска более выгодных рынков сбыта, оптимизации сроков реализации. Вопросы для самоконтроля: 1. Прибыль, ее экономическое содержание. 2. Что представляет собой прибыль предприятия и какова ее роль? 2. Назовите виды прибыли. 3. Какие функции выполняет прибыль предприятия? 4. Опишите алгоритм формирования чистой прибыли предприятия. 5. Что характеризует рентабельность как экономическая категория и для чего она используется? 6. Назовите и охарактеризуйте основные группы показателей рентабельности? 7. Какие факторы влияют на уровень рентабельности? Литература: [6, 9, 10, 11, 12, 17, 18, 19, 20]. 7 ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Вопросы для рассмотрения 7.1Сущность и основные методы планирования 7.2Стратегическое планирование в организации 7.3Оперативное планирование 7.4Бизнес-план его роль и значение 7.1 Сущность и основные методы планирования В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Основные принципы планирования: 1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели: - хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства; - производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия; - научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс; - социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия; - экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия. 3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов. 4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования. 5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием. 6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия. Цели планирования: 1. Получение максимальной прибыли с минимальными затратами посредством удовлетворения потребностей. 2. Завоевание максимальной доли на рынке. 3. Повышение конкурентоспособности предприятия К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся: - формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия; - обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации; - планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему; - определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления; - проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением. В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. Долгосрочное планирование обычно охватывает десяти или пятилетний периоды и определяет общую стратегию развития предприятия. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. Среднесрочное планирование (от двух до трех лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т. д. Выделяют следующие методы планирования: • нормативный - предполагает использование технико-экономических расчетов, которые базируются на использовании прогрессивных научно - обоснованных норм и нормативов; • балансовый - обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.; • экономико-математический - позволяет разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный; • программно-целевой - его сущность состоит в том, что разрабатывается целевая комплексная программа, т.е. комплекс задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам; • расчетно-аналитический метод - используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающий необходимый количественный уровень. Определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем; • графоаналитический метод - дает возможность изобразить результаты экономического анализа с помощью графиков. Выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. 7.2 Стратегическое планирование в организации Целью разработки стратегии предприятия является выявление главных направлений дальнейшего его развития на основе максимального использования научно-технического, производственного и кадрового потенциала. Стратегическое планирование, основанное на прогнозировании, является основным элементом разработки стратегии развития предприятия. С его помощью основе максимального использования научно-технического, производственного и кадрового потенциала прогнозируется перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Стратегическое планирование призвано определять цели предприятия (фирмы) и их стратегию на длительный период времени (до 10 лет). В процессе стратегического планирования определяются стратегические цели: - долгосрочные и краткосрочные стратегические ориентиры; - вырабатывается стратегия поведения на рынке; - стратегический план. Разработка стратегических целей отражает представление данной организации (предприятия) о своем производстве и его месте на рынке, для чего проводятся комплексные изучения и исследования рынка или рынков. Долгосрочные и краткосрочные стратегические ориентиры позволяют уточнить долгосрочные и ближайшие цели организации и то положение, которое она старается себе обеспечить на рынке в данный момент, ближайшем будущем и в перспективе. На основе стратегических ориентиров разрабатывается стратегия поведения организации как реальный план действий, совокупность управленческих решений по достижению поставленных целей. Стратегическое планирование представляет собой активный поиск альтернативных вариантов, выбор лучшего из них, построение на основе этого выбора общих тенденций развития, формирование специального механизма ее реализации. В настоящее время меняются сами исходные принципы составления планов организации — от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему. Каждая организация, налаживая процесс производства и реализации продукции, преследует глобальные цели — повышение прибыльности, доходности своего бизнеса. Однако эта цель распадается на системы подцелей, реализация каждой из которых требует разработки собственной стратегии. К такого рода подцелям можно отнести: увеличение объема продаж, повышение конкурентоспособности продукции, расширение производственных мощностей, внедрение новых технологий, снижение затрат, диверсификацию. Стратегическое планирование — это многоэтапный процесс, осуществляемый последовательно-параллельно и включающий следующие ступени. 1. Определение бизнеса. Каждый руководитель (генеральный директор, главный менеджер) или управляющий хозяйственной единицы внутри акционерного общества должен четко представлять назначение своего бизнеса, перспективы его развития. Для ответа на эти вопросы необходимо знать следующие исходные параметры: а) описание производимого продукта с учетом его технико- экономических, потребительских свойств и технологичности; б) оценку масштабов рынка этого продукта, состав потребителей, специфику их потребностей; в) рыночную сегментацию. Характеристика бизнеса и оценка его перспектив, а также определение своего места в нем являются постоянной заботой руководителя любого уровня управления. 2. Предназначение бизнеса. После того как определен продукт, с которым предприятие собирается выступать на рынке, и конкретизировано место на нем, требуется спрогнозировать такие показатели, как темп роста продаж, размер доли занятого рынка, уровень прибыльности или доходности, масштабы чистого дохода и денежного оборота. Таким образом, предназначение бизнеса — это совокупность целей, во имя которых данная продукция производится в масштабах, адекватных потребностям рынка и возможностям предприятия. 3. Функциональные стратегии. Это совокупность взаимосвязанных стратегий в области производства, инвестиций, финансов, трудовых ресурсов, маркетинга. Эти стратегии окончательно вырабатываются исходя из предыдущих проработок, то есть тогда, когда определились с масштабами производства продукции, рынками, ассортиментной политикой, ценами, каналами товародвижения 4. Бюджетирование. На этом этапе плановый цикл завершается составлением бюджетов, обеспечивающих реализацию разработанных стратегий, то есть формируется система распределения ресурсов, составляются балансы, проектируется денежный оборот. Бюджетирование и представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, представленных количественно. Схематически процесс стратегического планирования можно представить в следующем виде (рис. 7.1). Стратегическое планирование должно быть использовано для улучшения результатов управления предприятием. Цели предприятия Оценка и анализ «внешней» среды Определение внутреннего потенциала предприятия _________ ::_________ Изучение стратегических альтернатив Рисунок 7.1 - Процесс стратегического планирования 7.3 Оперативное планирование Оперативное планирование на предприятии как правило называется оперативно-производственным и представляет собой завершающий этап плановых процедур предприятия. Оно органически связано с разработанной в текущем плане или в бизнес-плане к принятой к исполнению производственной программой выпуска готовой продукции на год, квартал, месяц. Оперативно-производственное планирование (О1111) - это продолжение текущего планирования, характеризующее разработку и установление системы количественных и качественных показателей деятельности предприятия. О11 является последним уровнем плановой деятельности и выражается в виде конкретных плановых заданий для цехов, участков и рабочих мест, определённых во времени и пространстве. Основной задачей оперативно-производственного планирования является организация равномерной, ритмичной и слаженной работы всех производственных подразделений предприятия для обеспечения своевременного выпуска продукции в установленном объеме и номенклатуре при наиболее эффективном использовании всех производственных ресурсов. Особенность этого вида планирования заключается в том, что разработка взаимосвязанных и взаимообусловленных плановых заданий всем подразделениям предприятия непосредственно сочетается с организацией их выполнения. Основные цели ОПП: 1) распределение годовой (квартальной) программы выпуска продукции по коротким плановым периодам;
2) разработка календарно-плановых нормативов и составление календарных графиков изготовления и выпуска продукции; 3) разработка номенклатурно-календарных планов выпуска узлов и деталей в месячном разрезе по основным цехам предприятия, объемно-календарные расчеты; 4) разработка месячных оперативных подетальных программ цехам и участкам. Проведение проверочных расчетов загрузки оборудования и площадей; 5) составление оперативно-календарных планов (графиков) изготовления изделий, узлов и деталей в разрезе месяца, недели, суток и т. д.; 6) организация сменно-суточного планирования; 7) организация оперативного учета хода производства; 8) контроль и регулирование хода производства (диспетчеризация). Считается, что оперативно-производственное планирование на предприятии целесообразно осуществлять в три этапа: 1. Объёмное планирование включает: 1. разработка номенклатурно-календарных планов запуска деталей, узлов, сборочных единиц; 2. разработка плановых заданий по запуску и выпуску продукции в разрезе цехов, участков, рабочих мест; 3. формирование производственной программы запуска готовой продукции; 2. Календарное планирование - разработка календарно-плановых нормативов в массовом (такт, ритм, заделы), серийном (размер партии изделий, опережения, НЗП) и единичном производстве (длительность производственного цикла). 3. Оперативное регулирование включает: 1. диспетчерский контроль и анализ потерь 2. контроль и анализ выполнения плановых заданий 3. контроль и анализ комплектности поступления готовой продукции Каждый из названных этапов ОПП содержит в себе выполнение строго определённых функций, Этапы ОПП складываются в единый и непрерывный процесс планирования. Они взаимосвязаны , и каждый этап уточняется и при необходимости исправляет содержание предыдущего этапа. Свою специфику также имеет межцеховое и внутрицеховое ОПП. Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных и вспомогательных цехов, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб. Межцеховое планирование должно обеспечивать слаженную ритмичную работу основных цехов, их бесперебойное снабжение и обслуживание вспомогательными цехами и службами. Исходными данными межцехового планирования являются сводный план реализации продукции и портфель заказов. В ходе межцехового планирования осуществляется: - разработка сводного календарного плана производства по всему заводу; - разработка цеховых планов-графиков; - выбор календарно-плановых нормативов; - взаимная увязка содержания и сроков календарных графиков работы цехов основного и вспомогательного производств и обслуживающих служб; На предприятиях, как правило, производственные программы разрабатываются и выдаются цехам плановыми службами на очередной год с квартальной и месячной разбивкой. Внутрицеховое планирование направлено на ритмичное выполнение участками и их рабочими местами заданной месячной программы. Содержанием внутрицехового планирования является: - разработка детализированных планов-графиков цехов, участков, поточных линий и отдельных рабочих мест. - разработка и выдача сменно-суточных заданий подразделениям основных цехов предприятия. - оперативная подготовка, учёт и контроль за ходом выполнения сменно- суточных заданий подразделениями цехов. На предприятиях с различным типом производства методы ОПП различны, они имеют свою специфику. Только с учетом этих факторов возможно построение эффективно действующей системы ОПП . Стоимостными показателями ОПП является объем продаж, товарная, валовая продукция. Объем продаж в ОПП определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначенных на сторону. Объем товарной продукции в ОПП включает в себя стоимость готовых изделий, предназначенных для продажи на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия. Объем валовой продукции - обобщающий показатель, включающий в себя все объемы работ и характеризующий в денежной форме результаты деятельности предприятия, намеченные к выполнению в данном плановом периоде. 7.4. Бизнес-план его роль и значение В условиях рыночной экономики бизнес-план необходимый инструмент технического, экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, посредниками, потребителями. Он представляет собой документ, который описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия или фирмы, анализирует все проблемы, с которыми они могут столкнуться, определяет способы решения этих проблем. Именно на основании этого документа партнеры и инвесторы предоставляют денежные средства. Бизнес-план — это документ, программа действий организации, содержащий обоснование процедур, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта. Бизнес-план предприятия — это основной инструмент управления фирмой, который определяет эффективность деятельности предприятия в конкретной области и конкретном сегменте рынка. Разработка бизнес-плана предприятия это еще и эффективное планирование бизнеса, что позволяет грамотно и эффективно управлять предприятием. Бизнес-план имеет два принципиальных направления: - внутреннее - подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения (бизнеса) с оценкой результатов на каждом этапе; - внешнее - информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также о рисках и проблемах) внешнего инвестора и другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решения (например об отводе участка, получении права на застройку), а также коммерческие банки, предоставляющие кредит. Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например: - уяснить степень реальности достижения намеченных результатов; - доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; - убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др. Бизнес-план, также, призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы: - определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках; - оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта; - выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей; - проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей; - просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана. Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на 3-5 лет вперед. В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.
|
|||
|