|
|||||||||||
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 17 страница
Раздел I КАТЕГОРИИ И СФЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ СОЮЗА268
Статья 2 (бывшая статья 2 А) 1. Когда Договоры предоставляют Союзу исключительную компетенцию в определенной сфере269, только Союз может законодательствовать и принимать юридически обязательные акты; государ- 26/ Нумерация статей настоящего Договора и Договора о Европейском Союзе изменена (старый номер указывается в скобках). См. первое примечание к статье 1 Договора о Европейского Союза. — Прим. перев. См.: «Декларация о разграничении компетенции» — Декларация № 18 (раздел IV настоящего издания). — Прим. перев. В соответствии с «принципом наделения компетенцией» (параграф 2 статьи 5 Договора о Европейском Союзе) Союз получает свою компетенцию от государств-членов. Настоящий Договор и Договор о Европейском Союзе («Договоры») выступают в качестве источников права, посредством которых юриди 2. Когда Договоры предоставляют Союзу совместную с государствами-членами компетенцию в определенной сфере, и Союз, и государства-члены могут законодательствовать и принимать юридически обязательные акты в данной сфере. Государства-члены осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз не воспользовался своей компетенцией. Государства-члены вновь осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз решил прекратить осуществление своей компетенции270. 3. Государства-члены координируют свою экономическую политику и политику занятости согласно условиям, предусмотренным настоящим Договором, для определения которых Союз располагает компетенцией271. 4. Союз в соответствии с положениями Договора о Европейском Союзе располагает компетенцией по определению и осуществлению обшей внешней политики и политики безопасности, включая поступательное формирование обшей оборонной политики. 5. В отдельных сферах и согласно условиям, предусмотренным Договорами, Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах. Юридически обязательные акты Союза, которые принимаются на основании положений Договоров в отношении данных сфер, не могут производить гармонизацию законодательных и регламентар-ных положений государств-членов272. 6. Объем и порядок осуществления компетенции Союза определяются положениями Договоров в отношении каждой сферы. Статья 3 (бывшая статья 2 В) 1. Союз располагает исктючительной компетенцией в следующих сферах: a) таможенный союз; b) установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка; c) денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро; с!) сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в отношении рыболовства; е) общая торговая политика. 2. Союз также располагает исключительной компетенцией по Статья 4 (бывшая статья 2 С) 1. Союз располагает совместной с государствами-членами компетенцией в тех случаях, когда Договоры предоставляют ему компетенцию, которая не относится к сферам, предусмотренным в статьях 3 и 6. 2. Совместная компетенция Союза и государств-членов распространяется на следующие основные сферы: a) внутренний рынок; b) социальная политика применительно к аспектам, определен- c) экономическое, социальное и территориальное сплочение; е) окружающая среда;
По своей юридической силе регламентарные положения и акты, их содержащие (регламентарные акты), как правило, уступают законам, но могут иметь и равную с ними силу (например, декреты правительства Франции, принятые в рамках его конституционных полномочий). — Прим. перев. «Общие правила» — юридические нормы, действующие в масштабах Союза в целом (в отличие от национальных правил, имеющих силу в пределах отдельных государств-членов). Источниками «общих правил» выступают Договоры, нормативные акты институтов и другие источники права Союза. — Прим. перев. О защита потребителей; 8) транспорт; п) трансъевропейские сети; I) энергия; }) пространство свободы, безопасности и правосудия; к) общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре. 3. В сферах научных исследований, технологического развития и космоса Союз располагает компетенцией проводить мероприятия, в том числе по разработке и реализации программ, при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию. 4. В сферах сотрудничества в поддержку развития274 и гуманитарной помощи Союз располагает компетенцией проводить мероприятия и общую политику при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию. Статья 5 (бывшая статья 2 П) 1. Государства-члены координируют свою экономическую поли- К государствам-членам, денежной единицей которых является евро, применяются специальные положения. 2. Союз принимает меры с целью обеспечить координацию политики занятости государств-членов, в том числе путем разработки ориентиров данной политики. 3. Союз может предпринимать инициативы с целью обеспечить координацию социальной политики государств-членов. Статья 6 (статья 2 Е) Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение действий государств-членов. Сферами этой деятельности в их европейской направленности являются: a) охрана и улучшение здоровья людей; b) промышленность; c) культура; а") туризм; е) образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт; О гражданская оборона; %) административное сотрудничество.
Раздел II ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
Статья 7 (бывшая статья 2 Г) Союз заботится о согласованности между различными направлениями своей политики и деятельности с учетом всей совокупности своих целей и в соответствии с принципом наделения компетенцией. Статья 8 (бывшая статья 3) Во всех видах своей деятельности Союз стремится устранять неравенство и содействовать равенству мужчин и женщин275. Статья 9 (бывшая статья 5/>/$) При определении и осуществлении своей политики и деятельности Союз учитывает потребности в содействии высокому уровню занятости, в обеспечении адекватной социальной защиты, в борьбе с социальной маргинализацией и в высоком уровне образования, обучения и охраны здоровья людей. Статья 10 (бывшая статья 5гег) При определении и осуществлении своей политики и деятельности Союз стремится бороться с любой дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации. Статья 11 (бывшая статья 6) Потребности охраны окружающей среды должны быть включены в определение и осуществление политики и деятельности Союза, особенно в целях содействия устойчивому развитию. Статья 12 (бывшая статья бЫБ) Потребности защиты потребителей принимаются во внимание при определении и осуществлении других направлений политики и деятельности Союза. См.: «Декларация в отношении статьи 3 Договора о функционировании Европейского Союза» — Декларация № 19. — Прим. перев. При разработке и осуществлении политики Союза в сферах сельского хозяйства, рыболовства, транспорта, внутреннего рынка, научных исследований, технологического развития и космоса Союз и государства-члены в полной мере учитывают потребности благополучия животных как чувствительных существ, уважая при этом законодательные или административные положения и обычаи государств-членов, в частности, по вопросам религиозных обрядов, культурных традиций и регионального наследия
Статья 14 (бывшая статья 16) Без ущерба статье 4 Договора о Европейском Союзе, статьям 9 106 и 107 настоящего Договора и с учетом места, занимаемого служ бами общеэкономического значения среди общих ценностей Союз а также с учетом роли, которую данные службы играют в содействи его социальному и территориальному сплочению, Союз и его государства-члены — каждый в пределах своей соответствующей компетенции и в рамках сферы применения Договоров — заботятся о том, чтобы данные службы функционировали на базе таких принципов и в таких условиях, в частности экономического и финансового характера, которые позволят им выполнять свои задачи. Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают эти принципы и закрепляют эти условия, без ущерба компетенции государств-членов при соблюдении Договоров предоставлять данные службы, поручать их осуществление и финансировать их277. Статья 15 (бывшая статья 16А) 1. Чтобы содействовать надлежащему управлению и обеспечивать участие гражданского общества, институты, органы и учреждения Союза работают при как можно более полном соблюдении принципа гласности. 2. Европейский парламент заседает публично; Совет также заседает публично, когда он проводит обсуждение и голосование по проектам законодательных актов. 3. Каждый гражданин Союза и каждое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее свой юридический адрес в государстве-члене, имеет право доступа к документам институтов, органов и учреждений Союза независимо от их носителя при соблюдении принципов и условий, которые будут установлены в соответствии с настоящим параграфом. Общие принципы и пределы, которые, исходя из соображений публичного или частного интереса, регулируют осуществление этого права доступа к документам, устанавливают посредством регламентов Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой. Каждый институт обеспечивает прозрачность своей работы и разрабатывает в своем внутреннем регламенте специальные положения относительно доступа к своим документам в соответствии с регламентами, указанными во втором абзаце.
Подробнее см.: Laubadère A., Venezia J., Gaudemet Y. Droit administratif. Paris: LGDJ. 2002. P. 23-32, 297-331; DebardT, le Baut-Ferrarèse В., Nourissat C. Dictionnaire du droit de l'Union européenne. Paris: Ellipses, 2002. P. 197—199. В праве Европейского Союза также выделяется понятие «неэкономические службы общего значения» (франц.: services non économiques d'intérêt général; англ.: non économie services of gênerai interest; нем.: nichtwirtschaftliche Dienste von allgemeinen Interesse). Это понятие в интерпретации Комиссии охватывает, в частности, «традиционные прерогативы государств, такие как полиция, правосудие и установленные законом режимы социального обеспечения». См.: Les services d'intérêt général, y compris les services sociaux d'intérêt général: un nouvel engagement européen // Communication de la Commission au Parlement européen, au Conseil, au Comité économique et social européen et au Comité des régions accompagnant la communication intitulée «Un marché unique pour l'Europe du 21e siècle». Bruxelles, le 20.11.2007. COM(2007) 725 final. P. 5. В отличие от «служб общеэкономического значения», статус, организация и порядок функционирования «неэкономических служб общего значения» сохраняются в национальной компетенции государств-членов и, в принципе, не должны регулироваться законодательством Союза. Обе вышеупомянутые категории, вместе взятые, образуют комплексное понятие «службы общего значения» (франц.: services d'intérêt général; англ.: services of gênerai interest; нем.: Dienste von allgemeinen Interesse). Им посвящен специальный протокол к Договорам. См.: «Протокол о службах общего значения» (раздел II настоящего издания). — Прим. перев. Суд Европейского Союза, Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк подчиняются настоящему параграфу только при осуществлении ими административных функций. Европейский парламент и Совет обеспечивают публичность документов в отношении законодательных процедур на условиях, которые предусмотрены регламентами, указанными во втором абзаце. Статья 16 (бывшая статья 16 В) 1. Каждый имеет право на защиту относящихся к нему персональных данных. 2. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают правила о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных институтами, органами и учреждениями Союза, а также государствами-членами при осуществлении деятельности, которая входит в сферу применения права Союза, и о свободном перемещении таких данных. Соблюдение этих правил находится под контролем независимых органов. Правила, принимаемые на основании настоящей статьи, не наносят ущерба специальным правилам, предусмотренным в статье 39 Договора о Европейском Союзе278. Статья 17 (бывшая статья 16 С) 1. Союз соблюдает и не посягает на статус, которым пользуются согласно национальному праву церкви и религиозные ассоциации или общины в государствах-членах. 2. Союз также соблюдает статус, которым пользуются согласно национальному праву философские и неконфессиональные организации. 3. Признавая их самобытность и их специфический вклад, Союз поддерживает открытый, прозрачный и регулярный диалог с этими церквями и организациями. Часть вторая НЕДИСКРИМИНАЦИЯ И ГРАЖДАНСТВО СОЮЗА
Статья 18 (бывшая статья 16 й) В сфере применения Договоров и без ущерба предусмотренным в них специальным положениям запрещается любая дискриминация по признаку национального гражданства279. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут принимать любые правила в целях запрещения подобной дискриминации. Статья 19 (бывшая статья 16 Е) 1. Без ущерба другим положениям Договоров и в пределах компетенции, которую они предоставляют Союзу, Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой и после одобрения Европейского парламента, может принимать меры, необходимые для борьбы с любой дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации. 2. В отступление от параграфа 1 Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут устанавливать принципы, лежащие в основе поощрительных мер Союза, — исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов, — с тем, чтобы поддержать действия государств-членов, призванные способствовать достижению указанных в параграфе 1 целей. Статья 20 (бывшая статья 17) 1. Учреждается гражданство Союза. Гражданином Союза является каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена. Граждан-
Дословно: по признаку национ&чьности. В отличие от отечественных традиций, отраженных в действующей Конституции России (первая фраза преамбулы и часть вторая статьи 19), в западной правовой терминологии понятие «национ&тьность» (франц.: nationalité; англ.: nationality) используется не в социально-этническом, а в политико-юридическом смысле — как обладание гражданством определенной страны, как «государственная принадлежность» лица (нем.: Staatsangehörigkeit). Запрет дискриминации по признаку национального гражданства, когда уместно, распространяется также на юридических лиц, принадлежащих к правопорядку (имеющих «национальность») государств-членов. — Прим. перев. 2. Граждане Союза пользуются правами и подчиняются обязанностям, которые предусмотрены Договорами. Они, в частности, имеют: a) право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов; b) право избирать и быть избранными на выборах в Европейский парламент, а также на муниципальных выборах в государстве-члене, где они проживают, на тех же условиях, что и граждане данного государства; c) на территории третьей страны281, где не представлено государство-член, гражданами которого они являются, — право пользоваться зашитой со стороны дипломатических и консульских учреждений любого государства-члена на тех же условиях, что и граждане данного государства; с!) право направлять петиции Европейскому парламенту, подавать жалобы Европейскому омбудсману, а также право обращаться к институтам и консультативным органам Союза на любом из языков Договоров и получать ответ на том же самом языке. Данные права осуществляются на условиях и в пределах, установленных Договорами и мерами, принятыми на основании последних. Статья 21 (бывшая статья 18) 1. Каждый гражданин Союза имеет право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов при соблюдении ограничений и условий, предусмотренных Договорами и положениями, принятыми на основании последних. 2. Если действие Союза представляется необходимым для достижения этой цели, а Договоры не предусмотрели соответствующие полномочия, то Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут устанавливать положения, призванные облегчить осуществление прав, предусмотренных в параграфе 1. 3. В тех же целях, что указаны в параграфе 1, если Договоры не предусмотрели соответствующих полномочий, то Совет, постановляя в соответствии со специальной законодательной процедурой, может устанавливать меры в отношении социального обеспечения или социальной защиты. Совет постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом. Статья 22 (бывшая статья 19) 1. Каждый гражданин Союза, проживающий в государстве-члене, гражданином которого он не является, имеет право избирать и быть избранным на муниципальных выборах в государстве-члене, где он проживает, на тех же условиях, что и граждане данного государства. Это право будет осуществляться в порядке, который устанавливает Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой и после консультации с Европейским парламентом; данный порядок может предусматривать положения, содержащие изъятия, когда это оправдано ввиду особых проблем какого-либо государства-члена. 2. Без ущерба положениям параграфа 1 статьи 223 и положениям, принятым для его применения, каждый гражданин Союза, проживающий в государстве-члене, гражданином которого он не является, имеет право избирать и быть избранным в Европейский парламент в государстве-члене, где он проживает, на тех же условиях, что и граждане данного государства. Это право будет осуществляться в порядке, который устанавливает Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой и после консультации с Европейским парламентом; данный порядок может предусматривать положения, содержащие изъятия, когда это оправдано ввиду особых проблем какого-либо государства-члена. Статья 23 (бывшая статья 20) Каждый гражданин Союза на территории третьей страны, где не представлено государство-член, гражданином которого он является, пользуется защитой со стороны дипломатических и консульских учреждений любого государства-члена на тех же условиях, что и граждане данного государства. Государства-члены принимают необходимые положения и вступают между собой в международные переговоры, требуемые с целью обеспечить эту защиту. Совет, постановляя в соответствии со специальной законодательной процедурой и после консультации с Европейским парламентом, может принимать директивы, устанавливающие меры по координации и сотрудничеству, необходимые с целью облегчить эту защиту. Статья 24 (бывшая статья 21) Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, Устанавливают положения относительно процедур и условий, требуемых для представления гражданской инициативы в значении статьи 11 Договора о Европейском Союзе, включая минимальное число государств-членов, откуда должны происходить граждане, которые выступают с такой инициативой. Каждый гражданин Союза вправе обращаться с петициями к Европейскому парламенту в соответствии с положениями статьи 227. Каждый гражданин Союза может обращаться к Омбудсману, учрежденному в соответствии с положениями статьи 228. Каждый гражданин Союза может направлять письменные обращения любому институту или органу, указанному в настоящей статье или в статье 13 Договора о Европейском Союзе, на любом из языков, указанных в параграфе 1 статьи 55 Договора о Европейском Союзе, и получать ответ на том же самом языке. Статья 25 (бывшая статья 22) Каждые три года Комиссия представляет Европейскому парламенту, Совету и Экономическому и социальному комитету доклад о применении положений настоящей части. Этот доклад учитывает развитие Союза. На данной основе и без ущерба другим положениям Договоров Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой и после одобрения Европейского парламента, может устанавливать положения, которые направлены на дополнение прав, перечисленных в параграфе 2 статьи 20. Эти положения вступают в силу после одобрения государствами-членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них.
Часть третья ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЮЗА 2. Внутренний рынок охватывает пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договоров обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов282. 3. Совет по предложению Комиссии определяет ориентиры и условия, необходимые для обеспечения сбалансированного прогрес-еа во всех заинтересованных секторах. Статья 27 (бывшая статья 221ег) При формулировании своих предложений по достижению указанных в статье 26 целей Комиссия учитывает масштабы усилий, которые предстоит выдержать для создания внутреннего рынка некоторым хозяйствам, находящимся на разных уровнях развития, и она может предлагать уместные положения. Если эти положения выступают в форме изъятий, то они должны иметь временный характер и привносить как можно меньше нарушений в функционирование внутреннего рынка283.
Раздел II СВОБОДНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Статья 28 (бывшая статья 23) 1. Союз включает в себя таможенный союз, который распространяется на весь товарооборот и предполагает запрещение между государствами-членами таможенных пошлин на импорт и экспорт и любых равнозначных сборов, а также принятие общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами. 2. Положения статьи 30 и главы 3 настоящего раздела применяются к продукции, местом происхождения которой выступают госу-1аретва-члены, а также к продукции из третьих стран, находящейся в свободном обращении в государствах-членах. Раздел I ВНУТРЕННИЙ РЫНОК
Статья 26 (бывшая статья 22Ыь) 1. Союз принимает меры по созданию или обеспечению функционирования внутреннего рынка в соответствии с уместными положениями Договоров. Статья 29 (бывшая статья 24) Находящейся в свободном обращении в каком-либо государстве-члене признается продукция из третьих стран, в отношении которой в данном государстве-члене были выполнены импортные формальности, взысканы подлежащие уплате таможенные пошлины и равнозначные сборы и применительно к которой не производился полный или частичный возврат этих пошлин и сборов. Глава 1 ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ Статья 30 (бывшая статья 25) Между государствами-членами запрещаются таможенные пошлины на импорт и экспорт или равнозначные сборы. Данный запрет также распространяется на таможенные пошлины налогового характера. Статья 31 (бывшая статья 26) Пошлины общего таможенного тарифа устанавливает Совет по предложению Комиссии. Статья 32 (бывшая статья 27) При осуществлении задач, которые возложены на нее согласно настоящей главе, Комиссия исходит из: a) необходимости развивать торговлю между государствами-членами и третьими странами; b) эволюции условий конкуренции внутри Союза, насколько такая эволюция будет приводить к возрастанию конкурентоспособности предприятий; c) потребностей в снабжении Союза сырьем и полуфабрикатами, одновременно заботясь о том, чтобы между государствами-членами не искажались условия конкуренции в отношении конечной продукции; d) необходимости избегать серьезных нарушений в хозяйственной жизни государств-членов и обеспечивать рациональное развитие производства и рост потребления в Союзе. Глава 2 ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Статья 33 (бывшая статья 27bis) В рамках сферы применения Договоров Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры по усилению таможенного сотрудничества государств-членов друг с другом и с Комиссией. Глава 3 ЗАПРЕЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ Статья 34 (бывшая статья 28) Между государствами-членами запрещаются количественные ограничения на импорт, а также любые равнозначные меры. Статья 35 (бывшая статья 29) Между государствами-членами запрещаются количественные ограничения на экспорт, а также любые равнозначные меры. Статья 36 (бывшая статья 30) Положения статей 34 и 35 не служат препятствием для запрещений или ограничений импорта, экспорта или транзита, которые являются оправданными по соображениям общественной морали, общественного порядка, общественной безопасности, охраны здоровья и жизни людей и животных или сохранения растений, защиты национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность, или защиты промышленной и коммерческой собственности. Однако такие запрещения или ограничения не должны выступать средством произвольной дискриминации или замаскированным ограничением в торговле между государствами-членами. Статья 37 (бывшая статья 31) 1. Государства-члены реорганизуют национальные монополии Положения настоящей статьи применяются ко всем учреждениям, посредством которых государство-член de jure или de facto, прямо или косвенно контролирует, направляет или значительно влияет на импорт или экспорт между государствами-членами. Эти положения также применяются к делегированным государственным монополиям284. 2. Государства-члены воздерживаются от любых новых мер, ко-
3. В случае, если монополия торгового характера включает в себя регулирование, направленное на содействие сбыту или на повышение стоимости сельскохозяйственных продуктов, то в ходе применения правил настоящей статьи надлежит обеспечивать эквивалентные гарантии для занятости и уровня жизни заинтересованных производителей.
|
|||||||||||
|