|
|||||||||
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 15 страница3. Верховный представитель председательствует в Совете по иностранным делам234. 4. Верховный представитель является одним из вице-председателей Комиссии235. Он заботится о последовательном характере внешнеполитической деятельности Союза. В рамках Комиссии он отвечает за исполнение обязанностей, которые возложены на последнюю В сфере внешних сношений, и за координацию иных ас-
Дословно: «Высокого представителя по иностранным делам и политике безопасности» (франц.: Haut représentant; англ.: High Representative). — Прим. перев. См.: «Декларация в отношении параграфов 5 и 6 статьи 9 В, параграфов 6 и 7 статьи 9 D и статьи 9 Е Договора о Европейском Союзе» — Декларация № 6 и «Декларация в отношении статьи 9 Е Договора о Европейском Союзе» — Декларация № 12 (раздел IV настоящего издания). — Прим. перев. См. статью 6 «Протокола о переходных положениях» (раздел II настоящего издания). — Прим. перев. См. статью 5 «Протокола о переходных положениях» (раздел II настоящего издания). — Прим. перев. пектов внешнеполитической деятельности Союза. При осуществлении своих обязанностей в рамках Комиссии — и только примени-гельно к данным обязанностям — Верховный представитель подчиняется процедурам, которые регулируют функционирование Комиссии, насколько это соответствует параграфам 2 и 3. Статья 19 (бывшая статья 9 Г) 1. Суд Европейского Союза включает в себя Суд, Трибунал и спе- Государства-члены устанавливают способы обжалования, необходимые для обеспечения эффективной судебной защиты в сферах, регулируемых правом Союза. 2. В состав Суда входят по одному судье от каждого государ- Трибунал включает, как минимум, по одному судье от каждого государства-члена. Судьи и генеральные адвокаты Суда и судьи Трибунала отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и отвечающих условиям, предусмотренным в статьях 253 и 254 Договора о функционировании Европейского Союза. Они назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет. Судьи и генеральные адвокаты, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь. 3. Суд Европейского Союза в соответствии с Договорами выно- a) по искам, подаваемым государствами-членами, институтами, физическими или юридическими лицами; b) в преюдициальном порядке по запросам национальных юрис-дикционных органов о толковании права Союза или о действительности актов, принятых институтами; c) в иных случаях, предусмотренных Договорами.
«Специализированные трибуналы» — судебные органы, наделенные специальной юрисдикцией (полномочиями по рассмотрению и разрешению строго определенных категорий правовых споров). К ним относятся «Трибунал по делам публичной службы Европейского Союза» и другие специализированные трибуналы, которые могут быть учреждены в дальнейшем решениями Совета. — Прим перев. Раздел IV ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОДВИНУТОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ237 Статья 20 (бывшая статья 10) 1. Государства-члены, которые желают установить между собой Продвинутое сотрудничество призвано способствовать достижению целей Союза, охранять его интересы и укреплять его интеграционный процесс. Продвинутое сотрудничество является открытым в любое время для всех государств-членов в соответствии со статьей 328 Договора о функционировании Европейского Союза. 2. Решение, санкционирующее продвинутое сотрудничество, принимается Советом в качестве последнего средства, когда Совет установит, что цели, преследуемые данным сотрудничеством, не могут быть в разумный срок достигнуты Союзом в целом, и при условии, что в нем участвуют не менее девяти государств-членов. Совет постановляет в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 329 Договора о функционировании Европейского Союза. 3. Все члены Совета вправе участвовать в его обсуждениях, но лишь те члены Совета, которые представляют государства-члены, участвующие в продвинутом сотрудничестве, принимают участие в голосовании. Порядок голосования предусматривается в статье 330 Договора о функционировании Европейского Союза. 4. Акты, принимаемые в рамках продвинутого сотрудничества, имеют обязательную силу только для участвующих в нем государств-членов. Они не рассматриваются в качестве достижений238, которые должны быть восприняты государствами-кандидатами на присоединение к Союзу. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ И ПОЛИТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ239
Глава 1 общие положения о внешнеполитической деятельности союза
Статья 21 (бывшая статья 10 А) 1. Деятельность Союза на международной арене осуществляется исходя из принципов, которые руководили его созданием, развитием и расширением и которые Союз стремится продвигать в остальном мире: демократия, правовое государство, всеобщность и неделимость прав человека и основных свобод, уважение человеческого достоинства, принципы равенства и солидарности, соблюдение принципов Устава Организации Объединенных Наций и международного права. Союз старается развивать отношения и строить партнерства с третьими странами, региональными и универсальными международными организациями, которые разделяют принципы, указанные в первом абзаце. Он способствует выработке многосторонних решений общих проблем, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций. 2. Союз определяет и проводит общую политику и мероприятия, a) защиты своих ценностей, основополагающих интересов, своей безопасности, независимости и целостности; b) консолидации и поддержки демократии, правового государства, прав человека и принципов международного права; c) сохранения мира, предотвращения конфликтов и укрепления международной безопасности в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, а также принципами Хельсинского Заключительного акта240 и целями Парижской хартии241, включая те, которые относятся к внешним границам; с!) поддержки устойчивого развития в экономическом, социальном и экологическом плане развивающихся стран, ставя основной целью искоренение бедности; е) поощрения интеграции всех стран в мировую экономику, в том числе за счет постепенной отмены препятствий международной торговле; О содействия выработке международных мер по сохранению и улучшению качества окружающей среды и надежному управлению мировыми природными ресурсами для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие; §) оказания помощи населению, странам и регионам, которые сталкиваются с катастрофами, вызываемыми природными факторами или человеком; и п) развития международной системы, основанной на усиленном многостороннем сотрудничестве и хорошем глобальном управлении. 3. Союз соблюдает принципы и преследует цели, указанные в
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Подписан 1 августа 1975 г. в г. Хельсинки. — Прим. перев. Парижская хартия для новой Европы. Подписана 21 ноября 1990 г. в Париже в рамках СБСЕ (ныне ОБСЕ — Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе). — Прим. перев. Союз заботится о согласованности между различными сферами своей внешнеполитической деятельности, а также между ними и другими направлениями своей политики. Совет и Комиссия при содействии Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности обеспечивают данную согласованность и сотрудничают с этой целью. Статья 22 (бывшая статья 10 В) 1. Исходя из принципов и целей, предусмотренных в статье 21, Союза. Решения Европейского совета о стратегических интересах и целях Союза касаются обшей внешней политики и политики безопасности, а также других сфер, относящихся к внешнеполитической деятельности Союза. Они могуг затрагивать отношения Союза с отдельными странами или регионами либо иметь тематический подход. Они определяют свой срок действия и средства, которые должны будут предоставить Союз и государства-члены. Европейский совет постановляет единогласно по рекомендации Совета, принимаемой последним согласно условиям, предусмотренным для каждой сферы. Решения Европейского совета претворяются в жизнь согласно процедурам, предусмотренным Договорами. 2. Верховный представитель Союза по иностранным делам и по- Глава 2 специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности243
Отдел 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 23 (бывшая статья 10О Деятельность Союза на международной арене согласно настоящей главе осуществляется исходя из принципов, преследует цели и проводится в соответствии с общими положениями, которые предусмотрены в главе 1. Статья 24 (бывшая статья 11) 1. Компетенция Союза по вопросам общей внешней политики и Общая внешняя политика и политика безопасности подчиняется специальным правилам и процедурам. Ее определяют и осуществляют Европейский совет и Совет, которые постановляют единогласно, если иное не предусмотрено Договорами. Принятие законодательных актов исключается. Эту политику в соответствии с Договорами исполняют Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности и государства-члены. Особые роли Европейского парламента и Комиссии в этой сфере определяются Договорами. Суд Европейского Союза не обладает полномочиями в отношении этих положений, за исключением его полномочий контролировать соблюдение статьи 40 настоящего Договора и правомерность некоторых решений, указанных во втором абзаце статьи 275 Договора о функционировании Европейского Союза. 2. В рамках принципов и целей своей внешнеполитической дея- 3 См.: «Декларация об обшей внешней политике и политике безопасности» — Декларация № 13 и одноименная Декларация № 14. — Прим. перев. 3. Государства-члены активно и безоговорочно поддерживают внешнюю политику и политику безопасности Союза в духе лояльности и взаимной солидарности и соблюдают мероприятия Союза в этой сфере. Государства-члены совместно ведут работу по укреплению и развитию их взаимной политической солидарности. Они воздерживаются от любых действий, противоречащих интересам Союза или способных нанести ущерб его эффективности в качестве сплачивающей силы в международных отношениях. Совет и Верховный представитель следят за соблюдением этих принципов. Статья 25 (бывшая статья 12) Союз проводит общую внешнюю политику и политику безопасности: a) определяя общие ориентиры; b) принимая решения, которыми определяются: i) действия, подлежащие осуществлению Союзом; п) позиции, подлежащие выражению Союзом; iii) порядок реализации решений, указанных в подпунктах «i» и «ii»; и c) укрепляя систематическое сотрудничество государств-членов Статья 26 (бывшая статья 13) 1. Европейский совет устанавливает стратегические интересы Союза, фиксирует цели и определяет общие ориентиры в отношении общей внешней политики и политики безопасности244, в том числе по вопросам, имеющим последствия в сфере обороны. Он принимает необходимые решения. Если этого требует международное развитие, то Председатель Европейского совета созывает внеочередное заседание Европейского совета с целью определить стратегические направления политики Союза в свете подобного развития. 2. Совет разрабатывает общую внешнюю политику и политику Совет и Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности заботятся об обеспечении целостного характера, последовательности и эффективности мероприятий Союза. 3. Общую внешнюю политику и политику безопасности испол- Статья 27 (бывшая статья ПЫэ) 1. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, который председательствует в Совете по иностранным делам, своими предложениями вносит вклад в разработку общей внешней политики и политики безопасности и обеспечивает претворение в жизнь решений, принятых Европейским советом и Советом. 2. Верховный представитель представляет Союз по вопросам, относящимся к общей внешней политике и политике безопасности. Он ведет от имени Союза политический диалог с третьими сторонами245 и выражает позицию Союза в международных организациях и на международных конференциях. 3. При осуществлении своих полномочий Верховный представитель опирается на Европейскую службу внешнеполитической деятельности. Данная служба работает в сотрудничестве с дипломатическими службами государств-членов и состоит из должностных лиц компетентных служб Генерального секретариата Совета и Комиссии, а также из персонала, откомандированного национальными дипломатическими службами. Организация и функционирование Европейской службы внешнеполитической деятельности устанавливаются решением Совета. Совет постановляет по предложению Верховного представителя после консультации с Европейским парламентом и одобрения Комиссии246.
«Третьими сторонами» — государствами, не входящими в состав Союза (третьими странами/государствами), международными организациями и другими субъектами международных отношений. — Прим. перев. См.: «Декларация в отношении статьи 1 Зіж Договора о Европейском Союзе» — Декларация № 15 (раздел IV настоящего издания). — Прим. перев. Статья 28 (бывшая статья 14) 1. Когда международная ситуация требует оперативных действий Если происходит изменение обстоятельств, существенно влияющее на вопрос, которому посвящено подобное решение, то Совет пересматривает его принципы и цели и принимает необходимые решения. 2. Указанные в параграфе 1 решения являются обязательными для государств-членов при выражении ими своих позиций и осуществлении своих действий. 3. О любом выражении позиции или о любом действии на национальном уровне, намеченном во исполнение указанного в параграфе 1 решения, соответствующее государство-член производит информирование в течение сроков, которые позволяют, в случае необходимости, провести предварительное согласование в рамках Совета. Обязанность по предварительному информированию не распространяется на те меры, которые представляют собой простую трансформацию решений Совета на национальный уровень. 4. В случае крайней необходимости, связанной с развитием ситуации, если указанное в параграфе 1 решение Совета не было подвергнуто пересмотру, то государства-члены могут в неотложном порядке принимать требуемые меры, учитывая главные цели упомянутого решения. Государство-член, которое принимает подобные меры, незамедлительно информирует о них Совет. 5. В случае значительных трудностей в применении какого-либо решения, предусмотренного в настоящей статье, государство-член обращается в Совет, который проводит их обсуждение и осуществляет поиск адекватных решений проблемы. Последние не могут противоречить целям указанного в параграфе 1 решения или наносить ущерб его эффективности. Статья 29 (бывшая статья 15) Совет принимает решения, определяющие позицию Союза по отдельным вопросам географического или тематического характера. Государства-члены следят за соответствием своей национальной политики позициям Союза. Статья 30 (бывшая статья 15Ыб) 1. Каждое государство-член, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности или Верховный представитель при поддержке Комиссии могут вносить на рассмотрение Совета любой вопрос, относящийся к общей внешней политике и политике безопасности, и представлять Совету соответственно инициативы или предложения247. 2. В случаях, требующих быстрого решения, Верховный представитель по собственной инициативе либо по запросу государства-члена созывает внеочередное заседание Совета в течение сорока восьми часов или, в случае абсолютной необходимости, в более короткий срок. Статья 31 (бывшая статья 151ег) 1. Решения в рамках настоящей главы принимаются Европей- Любой член Совета, который воздерживается при голосовании, может в соответствии с настоящим абзацем сопроводить свое воздержание от голосования формальной декларацией. В таком случае он248 не обязан применять решение, но признает, что данное решение имеет обязательную силу для Союза. В духе взаимной солидарности соответствующее государство-член воздерживается от любых действий, способных вступить в конфликт с действиями Союза, основанными на данном решении, или препятствовать им, а остальные государства-члены проявляют уважение к его позиции. Если члены Совета, сопровождающие свое воздержание от голосования подобной декларацией, представляют, по меньшей мере, одну треть государств-членов, в которых сосредоточено не менее одной трети населения Союза, то решение не принимается. 2. В отступление от параграфа 1 Совет постановляет квалифици-
• когда он принимает решение, которое определяет действие или позицию Союза, на основании указанного в параграфе 1 статьи 22 решения Европейского совета о стратегических интересах и целях Союза; • когда он принимает решение, которое определяет действие или позицию Союза, по предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, представленному в ответ на специальный запрос, адресованный послед нему Европейским советом по своей собственной инициативе или по инициативе Верховного представителя; • когда он принимает любое решение, которое направлено на претворение в жизнь решений, определяющих действия или ПОЗИЦИИ Союза: • когда он назначает специального представителя в соответствии со статьей 33. Если член Совета заявит о том, что в силу жизненно важных соображений национальной политики, которые будут им изложены, он намерен выступить против решения, подлежащего принятию квалифицированным большинством, то голосование не проводится. Верховный представитель в тесной консультации с соответствующим государством-членом осуществляет поиск приемлемого для нею решения проблемы. При отсутствии результата Совет, постановляя квалифицированным большинством, может ходатайствовать о рассмотрении данного вопроса Европейским советом в целях принятия решения на основе единогласия. 3. Европейский совет может единогласно принять решение, пре-[усматриваюшее, что Совет постановляет квалифицированным боль-шинством в иных случаях помимо тех, которые указаны в параграфе 2. 4. Параграфы 2 и 3 не применяются к решениям, имеющим военные последствия или последствия в сфере обороны. 5. По процедурным вопросам Совет постановляет большинством своих членов. Статья 32 (бывшая статья 16) Государства-члены проводят друг с другом в рамках Европейского совета и Совета согласование по любому вопросу внешней политики и политики безопасности, представляющему общий интерес, в целях определения совместного подхода. Перед тем как предпринять любое действие на международной арене или принять на себя любое обязательство, которое могло бы затронуть интересы Союза, каждое государство-член консультируется с другими государствами-членами в рамках Европейского совета или Совета. Путем сближения своих действий государства-члены обеспечивают Союзу возможность отстаивать его интересы и ценности на международной арене. Государства-члены солидарны между собой. Когда Европейский совет или Совет определили совместный подход Союза в значении первого абзаца, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности и министры иностранных дел государств-членов координируют свои действия в рамках Совета. Дипломатические миссии государств-членов и делегации Союза в третьих странах и при международных организациях сотрудничают друг с другом и способствуют формулированию и реализации совместного подхода. Статья 33 (бывшая статья 18) Совет по предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности может назначать специального представителя, которого он наделяет мандатом в отношении отдельных политических вопросов. Специальный представитель осуществляет свой мандат под руководством Верховного представителя. Статья 34 (бывшая статья 19) 1. Государства-члены координируют свои действия в рамках меж- В международных организациях и на международных конференциях, где участвуют не все государства-члены, те государства-члены, которые являются их участниками, защищают позиции Союза. 2. В соответствии с параграфом 3 статьи 24 государства-члены, Государства-члены, которые также являются членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций250, будут согласовывать свои действия и в полной мере информировать остальные государства-члены, а также Верховного представителя. Государства-члены, которые являются членами Совета Безопасности, при осуществлении своих функций будут защищать позиции и интересы Союза, без ущерба ответственности, возлагаемой на них согласно положениям Устава Организации Объединенных Наций. Если Союз определил позицию по вопросу, входящему в повестку дня Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, то заседающие в нем государства-члены ходатайствуют о приглашении Верховного представителя с целью изложить позицию Союза.
Статья 35 (бывшая статья 20) Дипломатические и консульские миссии государств-членов и делегации Союза в третьих странах и на международных конференциях, а также их представительства при международных организациях сотрудничают с целью обеспечить соблюдение и выполнение принимаемых согласно настоящей главе решений, которые определяют позиции и действия Союза. Они активизируют свое сотрудничество путем обмена информацией и проведения совместных оценок. Они способствуют реализации права граждан Союза на защиту на территории третьих стран, предусмотренного в пункте «с» параграфа 2 статьи 20 Договора о функционировании Европейского Союза, а также мер, принимаемых на основании статьи 23 упомянутого Договора. Статья 36 (бывшая статья 21) Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности регулярно консультируется с Европейским парламентом в отношении главных аспектов и основополагающих приоритетов общей внешней политики и политики безопасности и общей политики безопасности и обороны и информирует Европейский парламент о развитии этих направлений политики. Он заботится о том, чтобы взгляды Европейского парламента надлежащим образом принимались во внимание. Специальные представители могут привлекаться к деятельности по информированию Европейского парламента. Европейский парламент может обращаться с вопросами или формулировать рекомендации в адрес Совета и Верховного представителя. Два раза в год он проводит дебаты о прогрессе, достигнутом в осуществлении общей внешней политики и политики безопасности, включая общую политику безопасности и обороны. Статья 37 (бывшая статья 24) В сферах, подпадающих под действие настоящей главы, Союз может заключать соглашения с одним или несколькими государствами или международными организациями. Статья 38 (бывшая статья 25) Без ущерба статье 240 Договора о функционировании Европейского Союза Комитет по вопросам политики и безопасности следит за международной обстановкой в сферах, относящихся к общей внешней политике и политике безопасности, и вносит вклад в определение политики путем подготовки заключений для Совета по запросу последнего, по запросу Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности или по своей собственной инициативе. Он также осуществляет наблюдение за осуществлением согласованной политики, без ущерба полномочиям Верховного представителя. В рамках настоящей главы Комитет по вопросам политики и безопасности под ответственность Совета и Верховного представителя осуществляет политический контроль и стратегическое руководство в отношении операций по урегулированию кризисов, указанных в статье 43. В целях и на срок проведения операции по урегулированию кризиса, как они определены Советом, последний может уполномочивать Комитет принимать соответствующие решения, касающиеся политического контроля за операцией и стратегического руководства ею. Статья 39 (бывшая статья 25Ыб) В соответствии со статьей 16 Договора о функционировании Европейского Союза и в отступление от ее параграфа 2 Совет принимает решение, устанавливающее правила о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных государствами-членами при осуществлении деятельности, которая входит в сферу применения настоящей главы, и о свободном перемещении таких данных. Соблюдение этих правил находится под контролем независимых органов. Статья 40 (бывшая статья 251ег) Осуществление общей внешней политики и политики безопасности не затрагивает применения процедур и соответствующего объема полномочий институтов, как эти процедуры и полномочия установлены Договорами для реализации компетенции Союза, предусмотренной в статьях 3—6 Договора о функционировании Европейского Союза. Аналогичным образом осуществление политики, предусмотренной в упомянутых статьях, не затрагивает применения процедур и соответствующего объема полномочий институтов, как эти процедуры и полномочия установлены Договорами для реализации компетенции Союза на основании настоящей главы.
|
|||||||||
|