Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 7 страница



Другим критерием приема в ЕС служит приверженность государ­ства ценностям Союза (см. выше, пункт 2.3 комментария), что пред­полагает не только их соблюдение на своей территории, но и обяза­тельство содействовать их дальнейшему укоренению в случае приема в ЕС.

Остальные критерии приема в состав Союза, относящиеся, в част­ности, к экономическому потенциалу заинтересованных стран, опре­деляются руководителями действующих государств-членов в рамках высшего органа политической координации ЕС — Европейского совета100.

Процедура присоединения также не претерпела существенных из­менений в сравнении с порядком, действовавшим в «старом» Союзе: заинтересованное государство подает заявку с просьбой о его приеме в ЕС; в случае одобрения заявки представителями всех действующих государств-членов в Совете Европейского Союза с заинтересован­ным государством (государством-кандидатом) проводятся перегово­ры, в ходе которых проверяется его соответствие вышеуказанным критериям приема.

Вступление в Союз оформляется договором о присоединении, который подписывают и ратифицируют, с одной стороны, все дей­ствующие государства — члены ЕС, с другой стороны — одно или несколько государств-кандидатов. Каждое государство-член, таким образом, имеет право абсолютного вето на любое расширение соста­ва Европейского Союза.

Аналогичным правом располагает представительный институт ЕС — Европейский парламент — который высказывает свое согласие большинством от списочного состава депутатов (на практике голо­сование в Европарламенте проводится до подписания договора о присоединении; при отсутствии согласия Европарламента подобный договор подписан быть не может).

Принципиально новым положением учредительных документов Европейского Союза, перенесенным в них Лиссабонским договором 2007 г. из проекта Европейской конституции 2004 г., стало признание права государств-членов на добровольный выход из состава ЕС (статья 50 Договора о Европейском Союзе).

Каждое из действующих государств — членов ЕС может принять соответствующее решение согласно своим конституционным пра­вилам. Выход из состава ЕС производится на основании соглаше­ния, которое нуждается в одобрении Европейского парламента. В случае недостижения соглашения выход может быть осуществлен в одностороннем порядке по истечении двух лет с момента подачи заинтересованным государством уведомления в Европейский со­вет.

В условиях, когда количество государств — членов ЕС приближа­ется к тридцати, все более заметной становится внутренняя неодно­родность Европейского Союза — с точки зрения уровня социально-экономического развития и политических приоритетов разных го­сударств-членов, заинтересованности их народов и правительств в осуществлении тех или иных интеграционных проектов.

В этой связи с 1 мая 1999 г. (поправки Амстердамского договора 1997 г., пересмотренные Ниццким договором 2001 г.) учредительные документы ЕС предусматривают возможность продвинутого сотруд­ничества государств-членов в рамках Европейского Союза.

В «новом» ЕС соответствующие нормы будут закреплены в двух разделах «Договоров» — разделе IV «Положения о продвинутом со­трудничестве» Договора о Европейском Союзе, который содержит его самые общие, базовые принципы, и разделе III «Продвинутое сотрудничество» части шестой Договора о функционировании ЕС, который устанавливает детальные правила и процедуры.


 

Признавая и расширяя возможности по развитию более интен­сивной интеграции отдельных государств-членов как в рамках, так и вне рамок ЕС, Лиссабонский договор 2007 г. вслед за проектом Европейской конституции 2004 г. одновременно заложил дополни­тельные механизмы по усилению солидарности всех государств-членов друг с другом и с Европейским Союзом в целом.

Наиболее важными из них являются два, которые юридически отсутствовали в «старом» ЕС. Речь идет, во-первых, о принципе кол­лективной самообороны (параграф 7 статьи 42 Договора о Европей­ском Союзе). Этот принцип подразумевает обязанность государств-членов оказывать помощь и содействие тому из них, которое под­вергнется вооруженной агрессии из-за рубежа.

Помощь и содействие должны оказываться всеми возможными средствами, но при соблюдении Устава ООН, а также с учетом обя­зательств по Североатлантическому договору 1949 г., который в статье 5 предусматривает аналогичное обязательство в рамках НАТО. Ссылка на НАТО была включена по настоянию наиболее «евроат-лантически» настроенных государств — членов ЕС. Однако ее нали­чие, как представляется, может на практике осложнить достижение самостоятельной коллективной самообороны внутри Союза, не за­висящей от интересов неевропейских членов НАТО, таких как США и Канада.

Другой ключевой дополнительный механизм обеспечения соли­дарности государств — членов ЕС официально назван учредитель­ными документами «условие солидарности» (статья 222 Договора о функционировании Европейского Союза)106. В данном случае речь идет также о взаимопомощи государств — членов ЕС, но в ситуации, когда одно из них подвергается террористической атаке или стано­вится жертвой стихийного бедствия или техногенной катастрофы («катастрофы, вызванной природными факторами или человеком»). Не исключается и оказание такой помощи военными средствами, предоставляемыми другими государствами-членами.

В рамках «условия солидарности» на Европейский Союз в целом, в свою очередь, возложена обязанность координировать действия по оказанию упомянутой выше помощи (через Совет Европейского Со­юза и состоящие при нем вспомогательные органы), а равно прово­дить регулярную оценку угроз, с которыми сталкивается Союз (через Европейский совет).

Еще одним принципиальным вопросом, который непосред­ственно затрагивает правовое положение государств-членов в рамках Европейского Союза, является роль национальных парламентов в управлении этой организацией, особенно в вопросах подготовки за­конодательства ЕС.

С момента основания Европейских сообществ в 1950-е годы вли­яние органов народного представительства государств-членов на управление ЕС было весьма ограниченным. Оно сводилась, в основ­ном, к обсуждению проектов ратификации учредительных докумен­тов ЕС или документов, вносящих в них поправки (ревизионных договоров).

Что касается издания текущего законодательства ЕС и принятия других решений на европейском уровне, то в этих вопросах правом выражать позицию государств-членов были наделены исключитель­но национальные правительства. Именно их члены (министры) и другие сотрудники традиционно заседают в составе главного зако­нодательного института ЕС — Совета Европейского Союза, и многих сотен подготовительных и вспомогательных инстанций (комитетов), существующих при Совете и Европейской комиссии.

Такое положение дел в средствах массовой информации и науч­ных трудах получило наименование «дефицит демократии» в ЕС. Его главным проявлением стала ограниченность прерогатив парламент­ских учреждений в вопросах обсуждения и принятия решений по вопросам европейской интеграции: органов народных представи­тельств (парламентов) государств-членов, с одной стороны, и пред­ставительного института ЕС в целом — Европейского парламента, с другой стороны (о роли Европарламента в «новом» Союзе см. ниже, пункт 2.7.2 комментария).

Преодоление «дефицита демократии» в части повышения роли национальных парламентов стало еще одним вектором реформы ЕС, предпринятой при подготовке проекта Европейской конституции 2004 г. и затем подтвержденной и усиленной Лиссабонским догово­ром 2007 г.

В соответствии с Лиссабонским договором в учредительные до­кументы ЕС впервые включена статья, которая определила основные аспекты привлечения парламентов государств-членов к его работе (статья 12 раздела II «Положения о демократических принципах» Договора о Европейском Союзе)107. Участие национальных парла­ментов, таким образом, отныне признано в качестве одного из общих принципов функционирования этой интеграционной организации (см. выше, пункт 2.3 комментария).

0 В первоначальном проекте Лиссабонского договора 2007 г. эта статья была озаглавлена «Роль национальных парламентов».


 

Содержание указанного принципа конкретизировано в других статьях учредительных документов, а также в двух специальных про­токолах к ним — «Протоколе о роли национальных парламентов в Европейском Союзе» и «Протоколе о применении принципов суб­сидиарное™ и пропорциональности»108.

Основными формами, посредством которых обеспечивается при­влечение национальных парламентов к участию в функционирова­нии «нового» Союза, являются:

• предоставление сведений и документов: официальная передача на­циональным парламентам проектов новых законодательных актов ЕС, а также их информирование по другим вопросам, в частности относительно заявок о присоединении к Союзу новых государств (пункты «а» и «е» статьи 12 Договора о Европейском Союзе);

• наблюдение, контроль и оценка: в отношении соблюдения прин­ципа субсидиарности как одного из основополагающих принци­пов, регулирующих осуществление компетенции Союза и ее раз­граничение с компетенцией государств-членов, а также в отно­шении политики и мероприятий ЕС в области «пространства свободы, безопасности и правосудия», включая деятельность его специализированных учреждений в этой сфере, таких как Евро-пол и Евроюст (пункты «Ь» и «с» статьи 12 Договора о Европей­ском Союзе).

Одной из наиболее интересных новелл Лиссабонского договора 2007 г. в этой области служит предоставление национальным парла­ментом права коллективно требовать пересмотра законопроектов ЕС, которые, по их мнению, противоречат принципу субсидиарно­сти. Если законопроект все же принимается, то национальные пар­ламенты уже в индивидуальном порядке могут инициировать подачу исков об аннулировании соответствующих правовых актов ЕС в Суд Европейского Союза (см. ниже, пункт 2.6 комментария);

• участие в пересмотре учредительных документов: посредством ут­верждения или отказа в утверждении ревизионных договоров или проектов поправок к ним либо путем наложения вето на решения, которые в рамках упрошенных процедур пересмотра изменяют отдельные статьи учредительных документов (пункт «с!» статьи 12 Договора о Европейском Союзе);

• межпарламентское сотрудничество по вопросам, относящимся к функционированию ЕС (пункт «г"» статьи 12 Договора о Европей­ском Союзе). Это сотрудничество традиционно проводится в рам­ках специального межпарламентского учреждения, которое было создано в 1989 г. и сохранится в «новом» Союзе, — Конференция органов, специализирующихся по делам Союза (раздел II «Меж­парламентское сотрудничество» Протокола о роли национальных парламентов в Европейском Союзе).

Конференция, известная также по французской аббревиатуре COSAC, включает представителей специализированных комиссий или иных подразделений парламентов всех государств-членов по во­просам функционирования ЕС, а также представителей Европей­ского парламента.

Рассмотренные выше формы (механизмы) участия национальных парламентов в функционировании Европейского Союза являются общими для всех его государств-членов, так как вытекают непосред­ственно из учредительных документов ЕС. Наряду с ними государ­ства-члены в индивидуальном порядке могут устанавливать допол­нительные формы привлечения своих парламентов к европейским делам. Конституции многих стран ЕС содержат на этот счет специ­альные положения.

2.5. ГРАЖДАНСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. ХАРТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ

Несмотря на свое международно-правовое происхождение (со­здание посредством «Договоров», заключенных государствами-чле­нами ЕС и изменяемых с их общего согласия, в юридическом стату­се и практической деятельности Европейского Союза изначально присутствовали государственно-подобные (федеративные) черты, роль которых со временем повышается (см. выше, раздел 1 коммен­тария).

Одной из таких черт, несомненно, является гражданство Союза, юридически оформленное Маастрихтским договором 1992 г. и став­шее реальностью со дня его вступления в силу (1 ноября 1993 г.).

С этого момента статус граждан Союза был автоматически рас­пространен на граждан всех его государств-членов. Само «союзное», или, как его часто называют, «европейское» гражданство выражается, главным образом, в предоставлении его обладателям дополнительных прав, вытекающих непосредственно из их юридической связи с Ев­ропейским Союзом в целом:

• свобода передвижения и проживания на всей территории Со­юза;

• право избирать и быть избранным в Европарламент и муници­пальные органы в любом государстве-члене, где они проживают;



право на защиту в третьих странах, то есть за пределами Союза, со стороны дипломатических и консульских представительств любого государства-члена (при условии отсутствия в конкретной третьей стране представительства государства, гражданином ко­торого это лицо является);

• право петиций в Европейский парламент;

• право на подачу жалоб Европейскому омбудсману в случае нару­шения порядка управления в деятельности институтов, органов и учреждений ЕС;

• право направлять обращения институтам и консультативным ор­ганам ЕС на любом из официальных языков Союза и получать ответ на том же языке;

• право доступа к документам институтов, органов и учреждений ЕС109.

Основополагающим принципом правового статуса граждан Союза служит принцип недискриминации по признаку национального граждан­ства. Этот принцип адресован в первую очередь государствам-чле­нам и предписывает им в сферах, подпадающих под действие права Европейского Союза, предоставлять гражданам других стран ЕС, как минимум, такой же объем прав и обязанностей, какой они предо­ставляют своим собственным гражданам110.

Вышеуказанные положения содержались уже в предыдущих ре­дакциях учредительных документов, причем принцип недискрими­нации по признаку национального гражданства закреплен в них еще с 1957 г. (содержался в первоначальном тексте Римского договора). Благодаря поправкам Амстердамского договора 1997 г. институты Европейского Союза приобрели также полномочия издавать зако­нодательство и поощрительные меры, направленные на борьбу с дис­криминацией по другим основаниям (по признаку этнического проис­хождения, возраста, имущественного положения и т.д.).

Лиссабонский договор 2007 г. сохраняет и подтверждает вышеука­занные положения в полном объеме. В «новом» ЕС их источником будет служить часть вторая Договора о функционировании Европей­ского Союза, названная соответственно «Недискриминация и граж­данство Союза».

В дополнение к ныне действующим правилам здесь также полу­чили закрепление нормы о реализации нового коллективного права граждан Союза — «гражданской инициативы» — то есть адресуемого Европейской комиссии со стороны 1 млн граждан ЕС предложения подготовить законопроект с целью принятия на уровне ЕС новых правовых актов (см. выше, пункт 2.1 комментария).

Что касается других основных прав человека и гражданина (пра-' во на жизнь, наличную неприкосновенность, право собственности, свобода мысли, слова и вероисповедания, право на социальное обес­печение и т.д.), то в текстах учредительных документах Европейского Союза они прямо не зафиксированы. Это, однако, не означает их отсутствия в правовой системе ЕС и, как следствие, необязательно­сти этих прав для институтов, органов и учреждений Союза в це­лом.

Еще с 1969 г. в судебной практике (прецедентном праве) Суда Ев­ропейских сообществ соблюдение основных прав признано в каче­стве одного из «общих принципов права Сообщества», а некоторые из этих прав даже провозглашены Судом как самостоятельные прин­ципы правовой системы ЕС (например, принципы уважения права собственности или права на защиту)11'.

Предпосылкой и источником указанных принципов служат об­щие конституционные традиции государств-членов в этой области и международные договоры о правах человека, участниками которых являются все или подавляющее большинство государств — членов ЕС. Ключевое место среди подобных документов традиционно от­водится Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), подписанной в рамках Совета Европы в 1950 г., при­меняемой с учетом судебной практики (прецедентного права) Евро­пейского Суда по правам человека (г. Страсбург) и являющейся се­годня подлинно общеевропейским «биллем о правах»112.

 

См.: Sudre F. Droit européen et international des droits de l'homme. Paris: PUF, 2005. P. 139-143.

К началу 2008 г. в ЕКПЧ участвовали все 47 стран Совета Европы, в том числе 27 государств — членов Европейского Союза. Российская Федерация подпи­сала ЕКПЧ в 1996 г. после своего вступления в Совет Европы и ратифициро­вала в 1998 г. См.: Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратифи-



Юридическая обязательность ЕКПЧ непосредственно для Евро­пейского Союза была признана в его учредительных документах в 1992 г.: «Союз соблюдает основные права, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов, в качестве общих принципов права Сообщества»113.

Проект Европейской конституции 2004 г., а вслед за ним Лисса­бонский договор 2007 г. еще более усилили это требование. В соот­ветствии с новой редакцией процитированной статьи Договора о Европейском Союзе (параграф 2 статьи 6 Договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора): «Союз присоединяется к Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод».

Итак, отныне Европейский Союз вправе и обязан присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, то

есть стать ее самостоятельным участником (при сохранении анало­гичного качества за каждым государством — членом ЕС в отдельно­сти)114.

После присоединения Союза к ЕКПЧ граждане и другие субъек­ты основных прав, гарантированных этой Конвенцией, впервые по­лучат возможность подавать в Европейский Суд по правам человека жалобы на действия и бездействие не только национатьных властей (органов государств — участников ЕКПЧ), но и наднациональных инстанций Союза (институтов, органов, учреждений ЕС). При этом в обоих случаях сохранится ныне действующее условие о необходи­мости прохождения сначала внутренних процедур обжалования (в случае ЕС — исков в Суд Европейского Союза).

Присоединение к общеевропейским стандартам прав человека, содержащимся в ЕКПЧ, не снимает необходимости для Европей­ского Союза в подготовке собственного «билля о правах» — подобно тому, как участие в этой Конвенции не отменяет и не приостанавли­вает действия «биллей о правах», содержащихся в национальных конституциях европейских государств.

В качестве такого источника была подготовлена и 7 декабря 2000 г. торжественно провозглашена Хартия Европейского Союза об основ­ных правах, которая содержит все виды основных прав, признанные к концу XX века, в том числе экономические, социальные и культур­ные права115.

В «новом» Европейском Союзе Хартия об основных правах ста­новится одним из основополагающих актов этой интеграционной организации: приравнивается по своей юридической силе к учредитель­ным документам ЕС (параграф 1 статьи 6 Договора о Европейском Союзе). При этом Хартия остается формально самостоятельным источником права, не входящим в структуру Договора о Европей­ском Союзе или Договора о функционировании Европейского Со­юза116.

При подготовке проекта Европейской конституции 2004 г. и за­тем Лиссабонского договора 2007 г. в Хартию были внесены неко­торые «технические» изменения. Эти изменения, однако, не затра­гивают содержания закрепленных в ней прав, свобод и принципов, а посвящены уточнению сферы действия и порядка применения Хартии.

115 ЕКПЧ, напротив, ограничивается правами первого поколения, провозглашен-
ными еще в эпоху буржуазных революций, главным образом личными и поли-
тическими, а также правом собственности. Социальные права в рамках Сове-
та Европы закреплены в Европейской социальной хартии (ЕСХ), принятой в
1961 г. (пересмотренная редакция подготовлена в 1996 г.).

Европейский Союз при осуществлении социальной политики подтверждает приверженность целям и принципам Европейской социальной хартии (статья 151 Договора о функционировании ЕС). Однако сама по себе ЕСХ, в отличие от ЕКПЧ, не имеет юридически обязательной силы для органов Со­юза.

116 В этом аспекте подход Лиссабонского договора 2007 г. отличается от подхода
проекта Европейской конституции 2004 г. Напомним, что последний преду-
сматривал инкорпорацию (включение) Хартии об основных правах в текст
Договора, устанавливающего Конституцию для Европы, как одной из его со-
ставных частей (см. выше, раздел 1 комментария).


Новая редакция Хартии Европейского Союза об основных правах была утверждена 12 декабря 2007 г. (то есть в преддверии заключения Лиссабонского договора, подписанного на следующий день) тремя политическими институтами ЕС, от лица которых был издан ее пер­воначальный текст, — Европейским парламентом. Советом Евро­пейского Союза и Комиссией.

Чтобы сделать содержание основных прав в Хартии более понят­ным (наглядным) для простых людей, эти права были классифици­рованы здесь по новому, нетрадиционному критерию — ценностям, на защиту которых они направлены. Соответственно текст Хартии разбит на восемь разделов. Название каждого раздела обозначает одну из ценностей Союза или иное общественное благо, отражением которого служат содержащиеся в нем права и принципы.

В разделе I «Достоинство» (статьи 1—5) закреплены, собственно, право на человеческое достоинство, а равно другие права и гарантии, связанные с самим бытием человеческой личности: право на жизнь, право на целостность личности, запрет пыток, иного бесчеловечно­го или унижающего достоинство обращения и наказания, запрет рабства и принудительного труда.

Раздел И «Свободы» (статьи 6—19) конкретизирует содержание дру­гой основополагающей ценности ЕС. Слово «свобода» взято в его названии во множественном числе, поскольку речь идет о широкой совокупности прав, в которых выражается свобода жизнедеятельно­сти человека и гарантируется невмешательство в нее властей и других лиц: право на свободу и личную неприкосновенность, право на ува­жение частной и семейной жизни, свобода выражения мнений, сво­бода искусства и науки, право собственности, свобода профессио­нальной деятельности и право на труд (в значении свобода труда) и др.

В разделе III «Равенство» (статьи 20-26) данная ценность ЕС вы­ражена через такие права и принципы, как равенство перед законом, недискриминация, культурное, религиозное и лингвистическое раз­нообразие, равенство женщин и мужчин, права детей и пожилых людей, принцип интеграции в социальную жизнь лиц с ограничен­ными возможностями (инвалидов).

Раздел IV«Солидарность» (статьи 27—38) служит главным источ­ником социальных прав и принципов в Хартии. Нормы этого разде­ла призваны способствовать снижению остроты противоречий и развитию гармоничных отношений между разными классами, соци­альными группами и слоями европейского общества, то есть укреп­лению социальной солидарности внутри ЕС: право работников на информацию и консультации в рамках предприятия, право на кол­лективные переговоры и коллективные действия, в том числе на за­бастовку, на справедливые и надлежащие условия труда, на социаль­ное обеспечение и социальную помощь, принцип охраны окружа­ющей среды и др.

Закрепление социальных прав и принципов в Хартии произво­дится, как правило, с оговоркой о том, что они реализуются «на усло­виях, установленных национальными законодательствами и нацио­нальной практикой», с возможной гармонизацией (сближением) этих условий в законодательстве ЕС.

Кроме того, при подготовке Лиссабонского договора 2007 г. два государства-члена — Великобритания и Польша — добились для себя частичного изъятия из-под действия социальных положений Хартии. Названные государства-члены будут подчиняться этим положениям лишь при условии, что аналогичные по характеру правила уже пре­дусмотрены в их внутренних правовых системах. В частности, в судах этих стран заинтересованные лица могут ссылаться на социальные права из раздела IV Хартии, только если равнозначные права при­сутствуют в национальном законодательстве Великобритании или Польши.

Упомянутое изъятие зафиксировано в одном из новых протоко­лов, приложенных Лиссабонским договором к учредительным доку­ментам Европейского Союза: «Протокол о применении Хартии Ев­ропейского Союза об основных правах к Польше и Соединенному Королевству»"7.

Раздел V «Гражданство» (статьи 39-46) в структуре Хартии пер­воначально был задуман с целью воспроизвести (продублировать) основные права граждан Европейского Союза, которые уже содер­жатся в его учредительных документах (часть вторая Договора о функционировании ЕС, ранее — Договора об учреждении Европей­ского сообщества): право избирать и быть избранным в Европейский парламент и в муниципальные органы на территории любого госу­дарства-члена, свобода передвижения и проживания на всей терри­тории Союза, право петиций в Европейский парламент, право досту­па к документам европейских инстанций и др. (см. выше).

17 При подписании Лиссабонского договора Польша в то же время выступила со специальной декларацией, приложенной к Заключительному акту Межправи­тельственной конференции 2007 г. («Декларация Республики Польша в отно­шении Протокола о применении Хартии Европейского Союза об основных правах к Польше и Соединенному Королевству» — Декларация № 62). Соглас­но этой Декларации социальные и трудовые права, содержащиеся в разделе IV Хартии, в полной мере соблюдаются Польшей уже в настоящее время.


Тем не менее, каталог прав раздела V Хартии был расширен за счет включения в него положений о возможности признания сво­боды передвижения и проживания в ЕС за гражданами третьих стран, законно проживающими на территории одного из государств-членов (параграф 2 статьи 45) и «права на хорошее управление» (статья 41).

Последнее право представляет собой комплекс правомочий и га­рантий, предоставляемых гражданам Союза и другим физическим и юридическим лицам в их взаимоотношениях с институтами, органа­ми и учреждениями ЕС: право на беспристрастное, справедливое рассмотрение своего дела в разумный срок, право быть заслушан­ным, обязанность администрации мотивировать свои решения, пра­во на возмещение убытков и др.

Раздел VI «Правосудие» (статьи 47-49) служит источником про­цессуальных прав и гарантий личности в области судебной защиты и уголовного судопроизводства: право на эффективные средства пра­вовой защиты и доступ к беспристрастному суду, презумпция неви­новности и др.

Раздел VII «Общие положения, регулирующие толкование и приме­нение Хартии» (статьи 50—54) — заключительный в структуре ком­ментируемого документа. Назначение этого раздела: определить условия и порядок применения Хартии органами ЕС и государств-членов, а также урегулировать непростой вопрос о соотношении ее норм с нормами других источников основных прав, которые приня­ты на универсальном, европейском и внутригосударственном уров­нях.

Данный вопрос получил решение с помощью нескольких базовых принципов:

• прежде всего, это ограниченность сферы применения Хартии (па­раграф 1 статьи 51). Несмотря на то что Хартия закрепляет осно­вополагающие права и принципы правового статуса человека и гражданина во всех сферах, формальными ее «адресатами» при­знаны только институты, органы и учреждения самого ЕС, с од­ной стороны, и государства-члены — с другой. При этом государства — члены ЕС выступают «адресатами» норм Хартии лишь тогда, когда они «претворяют в жизнь право Союза», то есть действуют во исполнение предписаний его учредительных документов, международных соглашений, правовых актов и интер­претирующей их судебной практики (прецедентного права) Суда Европейского Союза.

В сферах, не регулируемых правом ЕС (например, выборы нацио­нальных парламентов, религиозные или семейно-брачные отноше­ния), положения Хартии для государств-членов не имеют силы. Если в этих сферах нарушены основные права и свободы человека и граж­данина (например, свобода совести и вероисповедания), то заинте­ресованное лицо должно искать защиту на основании норм иных документов, например положений конституции соответствующего государства и/или Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

• второй базовый принцип логически вытекает из первого и гаран­тирует ненарушимость других источников основных прав и свобод че­ловека и гражданина (статья 53). Речь идет о международно-право­вых актах на универсальном или европейском уровнях (междуна­родные пакты ООН 1966 г. о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, ЕКПЧ, Ев­ропейская социальная хартия и другие правозащитные конвенции Совета Европы и т.п.), о национальном конституционном праве (основные права, включенные в конституции государств-членов, включая конституции субъектов федерации, например в ФРГ) и, наконец, о других источниках самого права Европейского Союза, содержащих основные права человека и гражданина. Последняя оговорка открывает путь к дальнейшему расширению



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.