Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 6 страница



Учредительный документ Европейского сообщества (Договор об учреждении Европейского сообщества, или Римский договор 1957 г.) формально остается в силе, однако с существенно обновленным со­держанием, измененной структурой и новым наименованием — До­говор о функционировании Европейского Союза. В этом качестве последний будет выступать одним из двух учредительных документов «нового» ЕС, уточняющим и дополняющим предписания его базо­вого источника — Договора о Европейском Союзе (см. выше, пункт 2.1 комментария).

Основополагающий принцип устройства «нового» Европейского Союза — принцип единой правосубъектности (статья 47 Договора о Европейском Союзе). В силу этого принципа при издании правовых актов, заключении международных соглашений и в иных правоот­ношениях Союз отныне выступает как единое целое.

Сущность и содержание правосубъектности «нового» Европейского Союза выражается, в частности, в следующих прерогативах:

• признание Союза единым субъектом компетенции, предоставлен­ной государствами-членами и реализуемой им через собственные институты, органы и учреждения (см. ниже, пункты 2.6, 2.7 ком­ментария);

• единая система правовых актов Союза (регламентов, директив и др.), издаваемых во всех сферах его компетенции (см. ниже, пункт 2.8 комментария);

• право Союза заключать международные соглашения с иностран­ными («третьими») государствами и международными организа­циями (см. ниже, пункт 2.9 комментария);

• наличие у Союза «максимально широкой правоспособности» юри­дического лица на территории всех его государств-членов, вклю­чая возможность являться собственником движимого и недви­жимого имущества (статья 335 Договора о функционировании ЕС);

• признание деликтоспособности Союза, то есть его способности нести ответственность по заключенным им договорам, за причи­нение вреда другим лицам и по другим обязательствам (статья 340 Договора о функционировании ЕС);

• существование у Союза привилегий и иммунитетов на территории государств-членов (статья 343 Договора о функционировании ЕС), которые гарантированы специальным протоколом к учреди­тельным документам (Протокол «О привилегиях и иммунитетах Европейского Союза»);

• возможность создания дипломатических миссий («делегаций») Со­юза в иностранных государствах и при международных организа­циях (см. пункты 2.1 и 2.9 комментария);

• финансовая автономия Союза — наличие у него собственного бюд­жета, финансируемого за счет «собственных ресурсов», однако без права самостоятельно фиксировать их систему и величину (см. выше, пункт 2.1 комментария).

Из принципа единой правосубъектности «нового» Европейского Союза существуют два основных исключения. Первое связано со все более широким распространением в механизме управления ЕС юри­дически автономных ведомств, которые отныне получили общее наименование «учреждения» (в современной доктрине их также на­зывают «децентрализованные учреждения»).

Специфической чертой учреждений ЕС, как они существуют в настоящее время и сохранятся в «новом» Союзе, является признание за ними собственной правосубъектности юридического лица, то есть субъекта права, формально обособленного от Европейского Союза. Некоторые учреждения ЕС даже наделены правом заключать от сво­его имени международные соглашения с третьими странами. Эти соглашения, однако, нуждаются в одобрении политическими инсти­тутами Союза (например, «Соглашение о сотрудничестве» от 6 но­ября 2003 г. между Российской Федерацией и Европолом).

К учреждениям ЕС, которые существуют в настоящее время и сохранятся в «новом» Европейском Союзе, в частности, относятся:

• Европейский инвестиционный банк;

• учреждения в социально-трудовой сфере: Европейский центр по развитию профессионального обучения (CEDEFOP)87, Европей­ское учреждение по улучшению условий труда (EUROFOUND), Европейское учреждение по обучению (ETF), Европейское агент­ство по здоровью и безопасности на рабочем месте (OSHA);

' учреждения в медицинской, санитарной и продовольственной сферах: Европейское агентство по медикаментам (ЕМЕА), Евро­пейский орган по безопасности продуктов питания (EFSA), Ев­ропейский центр по контролю заболеваний (ECDC), Европей­ский наблюдательный центр в отношении наркотических средств и наркотической зависимости (EMCDDA);

• учреждения в сфере промышленности, транспорта и телекомму­никаций: Европейское агентство по морской безопасности

н В скобках указывается сокращенное официальное наименование соответству­ющего учреждения в виде аббревиатуры на французском и/или английском языках (если имеется).

(EMSA), Европейское агентство по воздушной безопасности (EASA), Европейское железнодорожное агентство (ERA), Евро­пейское агентство по безопасности сетей и информации (ENISA), Европейское агентство по химическим продуктам (ЕСА);

• учреждения в природоохранной сфере: Европейское агентство по окружающей среде (ЕЕА);

• учреждения по регистрации прав интеллектуальной собственно­сти: Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке (OHIM), Ведомство по сортам растений;

• учреждения в рамках пространства свободы, безопасности и пра­восудия Европейского Союза: Европейское полицейское ведом­ство — Европол (Europol), Евроюст (Eurojust), Европейское агент­ство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств — членов Европейского Союза (FRONTEX);

• учреждения в рамках общей внешней политики и политики без­опасности Европейского Союза: Европейское оборонное агент­ство (ADE/EDA), Спутниковый центр Европейского Союза, Ев­ропейский институт по исследованию безопасности Европейского Союза;

• экспертные учреждения в области охраны прав человека: Агент­ство Европейского Союза по основным правам, Европейский институт по вопросам равенства мужчин и женщин. Самостоятельная правосубъектность в учредительных документах

признана и за Европейским центральным банком (параграф 3 статьи 282 Договора о функционировании ЕС), который в «новом» Союзе приобретает статус одного из главных органов (институтов) этой организации (см. ниже, пункт 2.7.1 комментария).

Другое исключение, затрагивающее принцип единой правосубъ­ектности «нового» Союза, касается судьбы второго из числа Евро­пейских сообществ, учрежденных Римскими договорами 1957 г. — Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом/ЕСАЭ)88. Во­прос о дальнейшем статусе Евратома вызвал широкие дискуссии еще в ходе работы Европейского конвента, разрабатывавшего проект Ев­ропейской конституции 2004 г.

Первоначальная идея — прекратить действие учредительного до-
кумента Евратома (Договора об учреждении Европейского сообще-
ства по атомной энергии, или Договора о Евратоме/ЕСАЭ) и вклю-
__________________

88 Напомним, что старейшее среди Европейских сообществ — Европейское объ­единение угля и стали (ЕОУС) — было ликвидировано еще в 2002 г. в связи с истечением срока действия его учредительного договора (Парижского догово­ра 1951 г.). После этого в рамках первой опоры «старого» Европейского Союза продолжали функционировать два Европейских сообщества — Европейское сообщество (бывшее ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии.

чить его нормы в текст Европейской конституции — натолкнулась на сопротивление партий и общественных объединений экологиче­ской направленности («зеленых»).

По этой причине, а также ввиду специфического предмета дея­тельности Евратома (научное исследование и использование энергии атома в мирных целях) разработчики проекта Европейской консти­туции решили оставить в силе его учредительный договор и сохра­нить Европейское сообщество по атомной энергии в качестве органи­зации, состоящей при «новом» Европейском Союзе, имеющей аналогич­ный состав государств-членов и управляемый руководящими органами ЕС (институтами Союза).

Это решение было подтверждено при заключении Лиссабонско­го договора 2007 г. Его юридической формой стал специальный про­токол, приложенный к тексту последнего (но не к учредительным документам самого Европейского Союза) — «Протокол, изменяющий Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии» (Протокол № 2 к Лиссабонскому договору).

Указанным Протоколом из текста Договора о Евратоме 1957 г. исключено большинство положений по институциональным и фи­нансовым вопросам, применительно к которым новая редакция До­говора о Евратоме отсылает к соответствующим статьям Договора о Европейском Союзе или Договора о функционировании Европей­ского Союза89. С другой стороны, Договор об учреждении Европей­ского сообщества по атомной энергии официально больше не будет входить в систему учредительных документов Европейского Союза, которая включает в себя только два вышеупомянутых «Договора» (см. выше, пункт 2.1 комментария).

В дальнейшем не исключено проведение более существенной ре­формы правового статуса Европейского сообщества по атомной энергии. С соответствующей инициативой при подписании Лисса­бонского договора 2007 г. выступили ряд государств-членов (см. Де­кларацию № 54).

Устройство «нового» Европейского Союза и его взаимосвязь с Европейским сообществом по атомной энергии иллюстрирует сле­дующая схема:

 

 

Юридическая связь Договора о Евратоме с учредительными документами «но­вого» Союза также проявляется в системе прилагаемых к ним протоколов. Некоторые протоколы, прилагаемые к Договору о Европейском Союзе и До­говору о функционировании Европейского Союза, одновременно приложены к Договору о Евратоме. Это протоколы о Статуте Суда Европейского Союза, о привилегиях и иммунитетах Европейского Союза и о статье 40.3.3 Консти­туции Ирландии.


ЕВРАТОМ


Î

 

европейский союз

Î

институты Европейского Союза

 

государства-члены и граждане Союза

 

2.3. ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

В системе правовых устоев «нового» Европейского Союза значи­тельно более широкое место, чем ранее, отводится закреплению сис­темы ценностей этой интеграционной организации. Указанная сис­тема включает в себя не только собственно ценности, являющиеся обязательными для ЕС и всех его государств-членов, но также осно­вополагающие цели и принципы функционирования Союза во всех областях.

Источниками соответствующих норм выступают начальные раз­делы учредительных документов, прежде всего разделы I и II Дого­вора о Европейском Союзе («Общие положения», «Положения о демократических принципах») и раздел I части первой Договора о функционировании ЕС («Положения общего применения»).

Первой в учредительных документах (ст. 2 Договора о Европей­ском Союзе) указываются ценности Союза, которые являются новой правовой категорией, введенной в учредительные документы ЕС Лиссабонским договором 2007 г.90

начала современной европейской и всей мировой цивилизации

Категория ценностей призвана отразить моральные (нравственные)

9^Их

Статья 2 Договора о Европейском Союзе, включенная Лиссабонским догово­ром 2007 г., воспроизводит статью 1-2 «Ценности Союза», содержавшуюся в проекте Европейской конституции 2004 г. В прежней редакции Договора о Европейском Союзе термин «ценности» не использовался, а аналогичные по­ложения закреплялись в качестве «принципов».

Термин «ценности», кроме того, употребляется в Хартии Европейского Союза об основных правах, в конституциях некоторых государств — членов ЕС (на­пример, конституциях Греции и Испании) и в Уставе Совета Европы 1949 г. Подробнее см.: Molinier J. (dir.). Les principes fondateurs de l'Union européenne. Paris: PUF, 2005. P. 15-20.

Само слово «ценность» является понятием, относящимся скорее к сфере мо­рали (нравственности), чем права как юридического явления. Использование именно этого слова в новой редакции Договора о Европейском Союзе призва­но подчеркнуть и напомнить, что европейская интеграция и создаваемое в ее уважение — долг Европейского Союза в целом и каждого из его го­сударств-членов в отдельности. Приверженность ценностям ЕС так­же выступает непреложным условием, предъявляемым к государ­ствам, желающим вступить в состав Союза.

С другой стороны, серьезное и устойчивое нарушение этих цен­ностей кем-либо из действующих государств — членов ЕС является законным основанием для применения к нему санкций в виде при­остановления отдельных прав, связанных с членством в Европейском Союзе, например права голоса в межправительственных институтах ЕС, таких как Европейский совет или Совет Европейского Союза (статья 7 Договора о Европейском Союзе).

К ценностям Союза прежде всего относятся (первое предложения статьи 2 Договора о Европейском Союзе):

• человеческое достоинство;

• свобода;

• демократия;

• равенство;

• правовое государство;

• права человека, в том числе права лиц, принадлежащих к мень­шинствам (национальным, религиозным и др.)92.

Во втором предложении статьи 2 Договора о Европейском Союзе упомянутый перечень дополнен «характеристиками» общества госу­дарств-членов. Эти характеристики с полным основанием также мо­гут быть отнесены к системе ценностей ЕС:

• плюрализм;

• недискриминация;

• терпимость (толерантность);

• правосудие;

• солидарность;

• равенство женщин и мужчин93.

рамках право должны соответствовать морали и ни в коем случае не противо­речить ей.

В статье 2 Договора о Европейском Союзе дословно говорится о ценностях уважения (или соблюдения) человеческого достоинства, свободы и т.д. Однако, как представляется, ценностью, то есть общественным благом, следует все же считать человеческое достоинство, свободу, равенство как таковые. Их уваже­ние со стороны ЕС — результат уважения (соблюдения) ценностей, а не цен­ность сама по себе. В прежней редакции Договора о Европейском Союзе гово­рилось о «принципах свободы, демократии...».

«Солидарность» (между различными классами и социальными группами об­щества) названа в качестве самостоятельной ценности также в преамбуле Хар­тии Европейского Союза об основных правах. Там же упомянуты такие цен­ности, как человеческое достоинство, свобода, равенство. Демократия и пра­вовое государство именуются в преамбуле Хартии «принципами», а не «ценностями», что, однако, не влияет на их юридическое значение. Равенство

Категория целей Союза используется учредительными докумен­тами ЕС для описания благоприятных изменений в общественной жиз­ни, к которым Союз обязан стремиться в своей деятельности. Цели Союза определяет содержание и объем предоставляемой ему компе­тенции, а равно служат одним из критериев правомерности действий и решений его органов (в частности, в случае обжалования правовых актов ЕС в Суде Европейского Союза).

Кроме того, при определенных обстоятельствах цели Союза могут давать его институтам право принимать меры по вопросам, прямо не отнесенным к ведению ЕС учредительными документами (см. ниже, пункт 2.6 комментария).

Перечень общих целей ЕС в Договоре о Европейском Союзе опре­делен следом за системой его ценностей (статья 3). Он включает:

• содействие миру, своим ценностям и благосостоянию своих на­родов — наиболее общую и фундаментальную цель ЕС, относя­щуюся ко всем направлениями его деятельности (параграф 1 статьи 3);

• цели, связанные с построением в рамках ЕС «пространства сво­боды, безопасности и правосудия», которое предполагает свобод­ное передвижение лиц внутри Европейского Союза и проведение его институтами обшей политики в отношении пересечения внешних границ, иммиграции, предоставления убежища, пред­отвращения преступности и борьбы с преступностью (параграф 2 статьи 3);

• цели экономического, социального, научно-технического и куль­турного характера. Эти цели относятся к созданию и функциони­рованию единого экономического пространства («внутреннего рынка» ЕС) и осуществлению в его рамках политики и мер по содействию научно-техническому прогрессу, достижению соци­альной справедливости, развитию экономического, социального и территориального сплочения и солидарности государств-чле­нов, развитию культуры при сохранении культурного и языково­го разнообразия государств-членов (параграф 3 статьи З)94;

 

женщин и мужчин является аспектом более общей ценности (или принципа) равенства. В силу его большой практической важности этот аспект равенства признан отдельной ценностью и отдельным принципом права ЕС. Учредительные документы Европейского Союза, кроме того, оперирует тер­мином «ценности» применительно к службам общеэкономического значения (транспортным, телекоммуникационным и др.). Перечень общих ценностей Союза в отношении подобных служб зафиксирован в специальном протоколе к учредительным документам («Протокол о службах общего значения»). По настоянию Франции из текста статьи 3 Договора о Европейском Союзе, заимствованного, в основном, из проекта Европейской конституции 2004 г., была исключена цель, относящаяся к обеспечению свободной и неискаженной

• построение экономического и валютного союза в рамках ЕС, включая уже состоявшееся введение единой денежной единицы «евро» (параграф 4 статьи 3). Включение такой цели обосновыва­ется принципиальным значением соответствующих мероприятий для дальнейшего развития европейской интеграции как в эконо­мической, так и в других сферах жизни (параграф 4 статьи 3);

• основные цели внешнеполитической деятельности: утверждение и продвижение ценностей и интересов ЕС в отношениях с осталь­ным миром, защита интересов его граждан, содействие миру, без­опасности, устойчивому развитию планеты и др. (параграф 5 статьи 3).

Положения, закрепленные в статье 3 Договора о Европейском Союзе, содержат общие и основополагающие цели ЕС. Перечень целей Союза расширен и детализирован в последующих нормах учреди­тельных документов, в которых зафиксированы цели специального характера, то есть цели, относящиеся к определенным сферам по­литики и деятельности ЕС (например, цели социальной политики в статье 151 Договора о функционировании Европейского Союза).

Общие принципы функционирования Союза представляют собой
руководящие начала его деятельности во всех областях. Эти прин-
ципы, с одной стороны, конкретизируют условия реализации рас-
смотренных выше ценностей и целей ЕС, с другой стороны, регули-
руют другие основополагающие вопросы, которые возникают в ^
функционировании Европейского Союза.                                                          , ^

Первую группу общих принципов функционирования ЕС образу-ют принципы, которые сформулированы в первом разделе Договора о о Европейском Союзе (раздел I «Общие положения»):

• принципы взаимоотношений Союза с государствами-членами, ^пвг1 закрепленные в статье 4 Договора о Европейском Союзе (см. ниже, пункт 2.4. комментария);

• основные принципы в отношении компетенции Европейского Союза, содержащиеся в статье 5 Договора о Европейском Союзе (см. ниже, пункт 2.6 комментария);

• принципы, определяющие порядок признания, соблюдения и защиты основных прав на уровне ЕС, которые предусмотрены в статье 6 Договора о Европейском Союзе (см. ниже, пункт 2.5 ком­ментария);

• принцип установления привилегированных отношений ЕС с со­седними государствами, в том числе с Россией (статья 8 Договора к \ / о Европейском Союзе).

конкуренции. Соответствующие положения, однако, сохраняются в других статьях учредительных документов, в частности в разделе Договора о функцио­нировании ЕС в отношении экономической и денежной политики.


 

Во вторую группу входят «демократические принципы» функцио­нирования ЕС, которые закреплены во втором разделе Договора о Европейском Союзе «Положения о демократических принципах» и были названы выше при характеристике структуры учредительных документов ЕС (пункт 2.1 комментария):

• принцип демократического равенства (статья 9 Договора о Евро­пейском Союзе);

• принцип представительной демократии (статья 10 Договора о Ев­ропейском Союзе);

• принцип привлечения граждан и общественных объединений к подготовке и обсуждению мероприятий на уровне ЕС (статья 11 Договора о Европейском Союзе);

• принцип участия национальных парламентов в функционирова­нии ЕС (статья 12 Договора о Европейском Союзе).

Третья группа принципов, которым ЕС должен следовать в разных направлениях своей деятельности, предусмотрена в разделе II «По­ложения общего применения» части первой «Принципы» Договора о функционировании Европейского Союза. Большинство этих прин­ципов корреспондируют базовым ценностям ЕС, а также общим и специальным целям его деятельности. К ним относятся:

• принцип обеспечения согласованности между различными на­правлениями политики и деятельности ЕС (статья 7 Договора о функционировании ЕС);

• принцип обеспечения равенства женщин и мужчин (статья 8 До­говора о функционировании ЕС);

• принцип учета потребностей в содействии высокому уровню за­нятости, в обеспечении адекватной социальной защиты, в борьбе с социальной маргинализацией и в высоком уровне образования, обучения и охраны здоровья людей (статья 9 Договора о функцио­нировании ЕС);

• принцип борьбы с социальной дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеж­дений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации (статья 10 Договора о функционировании ЕС);

• принцип учета потребностей охраны окружающей среды (статья 11 Договора о функционировании ЕС);

• принцип учета потребностей защиты потребителей (статья 12 До­говора о функционировании ЕС);

• принцип учета потребностей благосостояния животных при ува­жении национальных традиций в этой области (статья 13 Догово­ра о функционировании ЕС);

• принцип признания и уважения роли служб общеэкономическо­го значения (статья 14 Договора о функционировании ЕС);

• принцип гласности (статья 15 Договора о функционировании

ЕС);

• принцип уважения права человека на защиту персональных дан­ных (статья 16 Договора о функционировании ЕС);

• принцип соблюдения статуса церквей, религиозных и неконфес­сиональных организаций и развития диалога с ними (статья 17 Договора о функционировании ЕС).

Как и в случае целей Европейского Союза, помимо общих прин­ципов функционирования в его учредительных документах, законо­дательстве и судебной практике признано множество других правовых принципов ЕС, которые относятся к отдельным органам, направле­ниям или аспектам деятельности Европейского Союза, а также со­зданию и применению норм его правовой системы93.

Перечень этих принципов является неисчерпывающим и посте-
пенно расширяется, например: принцип независимости членов Ев-
ропейской комиссии, Суда Европейского Союза или центральных
банков; бюджетные и финансовые принципы (сбалансированности
бюджета ЕС и др.); руководящие принципы экономической полити-
ки (стабильность цен и др.); принципы («свободы») единого внут-
реннего рынка ЕС (принцип свободного передвижения товаров
и др.); принципы верховенства и прямого действия права Европей-
ского Союза; «общие принципы продовольственного законодатель-
ства» ЕС (принцип предосторожности и др.); принцип недискрими-
нации в зависимости от возраста и т.д.                                                          -

2.4. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРЛАМЕНТЫ

Европейский Союз — организация, учредителями и участниками которой являются европейские государства, выступающие в качестве ее «государств-членов» (остальные государства земного шара соот­ветственно признаются «третьими государствами», или «третьими странами»)96.

Количество государств — членов Европейского Союза начиная с 1950-х годов (со времени создания Европейских сообществ) увели­чилось более чем в четыре раза — с 6 до 27. Наиболее крупные «рас­ширения» ЕС приходятся на первую декаду XXI века. В этот период членами Европейского Союза стали десять стран Восточной Европы и Средиземноморья (с 1 мая 2004 г.), к которым позднее присоеди­нились еще два восточноевропейских государства — Болгария и Ру­мыния (с 1 января 2007 г.).

Межгосударственный состав Европейского Союза обусловливает включение в его учредительные документы специальных положений, определяющих взаимоотношения ЕС с действующими и возможны­ми будущими государствами — членами организации.

Первое место среди этих положений занимает статья 4 Договора о Европейском Союзе97. В этой статье сформулированы основопола­гающие принципы взаимоотношений ЕС с его государствами-членами:

• принцип сохранения за государствами-членами остаточной ком­петенции, то есть компетенции, не предоставленной Союзу его учредительными документами (параграф 1 статьи 4 Договора о Европейском Союзе).

Этот принцип является непосредственным следствием другого, более общего принципа компетенции Союза — «принципа наделе­ния компетенцией» — который, однако, не исключает в некоторых случаях выхода ЕС за рамки прямо закрепленной за ним компетен­ции (см. ниже, пункт 2.6 комментария);

• принцип соблюдения Союзом равенства государств-членов перед учредительными документами («Договорами»);

• принцип уважения Союзом национальной индивидуальности го­сударств-членов, особенно применительно к установлению фор­мы правления и территориального устройства и другим «осново­полагающим политическим и конституционным структурам»;

• принцип уважения Союзом основных функций государства с осо­бым указанием на то, что вопросы поддержания национальной безопасности остаются в единоличной ответственности госу­дарств-членов.

Последние три принципа вместе содержатся в параграфе 2 ком­ментируемой статьи 4 Договора о Европейском Союзе. Они также скорректированы некоторыми другими положениями учредительных документов ЕС.

В частности, равенство государств-членов перед «Договорами» не исключает предоставления им неодинакового числа мест или голосов в органах Союза в зависимости от численности населения конкрет­ной страны (квоты Германии, например, во много раз превышают квоты Мальты).

Национальная индивидуальность государств-членов подлежит уважению лишь при условии соблюдения ими ценностей Союза, на­рушение которых может послужить основанием для введения санк­ций против государства-нарушителя (см. выше, пункт 2.3 коммен­тария).

Наконец, уважение Союзом основных функций государства не ^
препятствует принятию на европейском уровне законодательства и 0
других мер, которые влияют на осуществление подобных функций, ^>
в том числе по вопросам обеспечения национальной безопасности
(в рамках компетенции Союза по вопросам «пространства свободы, /
безопасности и правосудия»);                                                                                   ^

• принцип лояльного сотрудничества (параграф 3 статьи 4 Догово- ^ ра о Европейском Союзе) был зафиксирован еще в 1957 г. при подписании Римского договора. В силу этого принципа Союз и 6 государства-члены обязаны проявлять уважение друг к другу и 1/ оказывать взаимное содействие при выполнении любых задач, вытекающих из учредительных документов (первое предложение параграфа 3).

Из этого общего правила для государств-членов вытекают три основополагающие обязанности, закрепленные во втором и третьем предложениях параграфа 3 комментируемой статьи: обязанность принимать меры любого характера, чтобы обеспечить выполнение своих обязанностей согласно учредительным документам и право­вым актам институтов ЕС; обязанность содействовать Союзу в вы­полнении его задач; обязанность воздерживаться от любых мер, спо­собных поставить под угрозу достижение целей Союза.

Вышеперечисленные обязанности были дополнены и конкрети­зированы в судебной практике (прецедентном праве) судов ЕС. В частности, они послужили основанием для признания принципа верховенства (примата) права ЕС над внутригосударственным правом. Приверженность принципу верховенства, как его сформулировал еще в 1964 г. Суд Европейских сообществ, государства-члены под­твердили в специальной декларации к Лиссабонскому договору (Де­кларация № 17)98.


При подготовке Лиссабонского договора 2007 г. эту статью планировалось оза­главить «Отношения между Союзом и государствами-членами». Как отмеча­лось выше (пункт 2.1 комментария), в окончательном тексте «лиссабонской» редакции учредительных документов ЕС заголовки у статей было решено не вводить.

Содержание этой Декларации базируется на тексте статьи 1-6 проекта Евро­пейской конституции 2004 г. Как отмечалось выше (см. раздел 1 комментария), при подготовке Лиссабонского договора 2007 г. государства-члены решили не включать принцип верховенства права ЕС непосредственно в учредительные



Условия и порядок вступления новых государств служат предметом статьи 49, которая содержится в последнем разделе Договора о Ев­ропейском Союзе (раздел VI «Заключительные положения»).

Критерии приема в «новый» Союз не претерпели существенных изменений по сравнению с условиями, которые действовали до на­стоящего времени. Согласно комментируемой статье доступ в ЕС, в принципе, открыт для любого европейского государства (термин «европейский» не получил официального определения, что, очевид­но, будет порождать новые дискуссии относительно географических пределов расширения ЕС)99.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.