|
||||||||
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 6 страницаУчредительный документ Европейского сообщества (Договор об учреждении Европейского сообщества, или Римский договор 1957 г.) формально остается в силе, однако с существенно обновленным содержанием, измененной структурой и новым наименованием — Договор о функционировании Европейского Союза. В этом качестве последний будет выступать одним из двух учредительных документов «нового» ЕС, уточняющим и дополняющим предписания его базового источника — Договора о Европейском Союзе (см. выше, пункт 2.1 комментария). Основополагающий принцип устройства «нового» Европейского Союза — принцип единой правосубъектности (статья 47 Договора о Европейском Союзе). В силу этого принципа при издании правовых актов, заключении международных соглашений и в иных правоотношениях Союз отныне выступает как единое целое. Сущность и содержание правосубъектности «нового» Европейского Союза выражается, в частности, в следующих прерогативах: • признание Союза единым субъектом компетенции, предоставленной государствами-членами и реализуемой им через собственные институты, органы и учреждения (см. ниже, пункты 2.6, 2.7 комментария); • единая система правовых актов Союза (регламентов, директив и др.), издаваемых во всех сферах его компетенции (см. ниже, пункт 2.8 комментария); • право Союза заключать международные соглашения с иностранными («третьими») государствами и международными организациями (см. ниже, пункт 2.9 комментария); • наличие у Союза «максимально широкой правоспособности» юридического лица на территории всех его государств-членов, включая возможность являться собственником движимого и недвижимого имущества (статья 335 Договора о функционировании ЕС); • признание деликтоспособности Союза, то есть его способности нести ответственность по заключенным им договорам, за причинение вреда другим лицам и по другим обязательствам (статья 340 Договора о функционировании ЕС); • существование у Союза привилегий и иммунитетов на территории государств-членов (статья 343 Договора о функционировании ЕС), которые гарантированы специальным протоколом к учредительным документам (Протокол «О привилегиях и иммунитетах Европейского Союза»); • возможность создания дипломатических миссий («делегаций») Союза в иностранных государствах и при международных организациях (см. пункты 2.1 и 2.9 комментария); • финансовая автономия Союза — наличие у него собственного бюджета, финансируемого за счет «собственных ресурсов», однако без права самостоятельно фиксировать их систему и величину (см. выше, пункт 2.1 комментария). Из принципа единой правосубъектности «нового» Европейского Союза существуют два основных исключения. Первое связано со все более широким распространением в механизме управления ЕС юридически автономных ведомств, которые отныне получили общее наименование «учреждения» (в современной доктрине их также называют «децентрализованные учреждения»). Специфической чертой учреждений ЕС, как они существуют в настоящее время и сохранятся в «новом» Союзе, является признание за ними собственной правосубъектности юридического лица, то есть субъекта права, формально обособленного от Европейского Союза. Некоторые учреждения ЕС даже наделены правом заключать от своего имени международные соглашения с третьими странами. Эти соглашения, однако, нуждаются в одобрении политическими институтами Союза (например, «Соглашение о сотрудничестве» от 6 ноября 2003 г. между Российской Федерацией и Европолом). К учреждениям ЕС, которые существуют в настоящее время и сохранятся в «новом» Европейском Союзе, в частности, относятся: • Европейский инвестиционный банк; • учреждения в социально-трудовой сфере: Европейский центр по развитию профессионального обучения (CEDEFOP)87, Европейское учреждение по улучшению условий труда (EUROFOUND), Европейское учреждение по обучению (ETF), Европейское агентство по здоровью и безопасности на рабочем месте (OSHA); ' учреждения в медицинской, санитарной и продовольственной сферах: Европейское агентство по медикаментам (ЕМЕА), Европейский орган по безопасности продуктов питания (EFSA), Европейский центр по контролю заболеваний (ECDC), Европейский наблюдательный центр в отношении наркотических средств и наркотической зависимости (EMCDDA); • учреждения в сфере промышленности, транспорта и телекоммуникаций: Европейское агентство по морской безопасности н В скобках указывается сокращенное официальное наименование соответствующего учреждения в виде аббревиатуры на французском и/или английском языках (если имеется). (EMSA), Европейское агентство по воздушной безопасности (EASA), Европейское железнодорожное агентство (ERA), Европейское агентство по безопасности сетей и информации (ENISA), Европейское агентство по химическим продуктам (ЕСА); • учреждения в природоохранной сфере: Европейское агентство по окружающей среде (ЕЕА); • учреждения по регистрации прав интеллектуальной собственности: Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке (OHIM), Ведомство по сортам растений; • учреждения в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия Европейского Союза: Европейское полицейское ведомство — Европол (Europol), Евроюст (Eurojust), Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств — членов Европейского Союза (FRONTEX); • учреждения в рамках общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза: Европейское оборонное агентство (ADE/EDA), Спутниковый центр Европейского Союза, Европейский институт по исследованию безопасности Европейского Союза; • экспертные учреждения в области охраны прав человека: Агентство Европейского Союза по основным правам, Европейский институт по вопросам равенства мужчин и женщин. Самостоятельная правосубъектность в учредительных документах признана и за Европейским центральным банком (параграф 3 статьи 282 Договора о функционировании ЕС), который в «новом» Союзе приобретает статус одного из главных органов (институтов) этой организации (см. ниже, пункт 2.7.1 комментария). Другое исключение, затрагивающее принцип единой правосубъектности «нового» Союза, касается судьбы второго из числа Европейских сообществ, учрежденных Римскими договорами 1957 г. — Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом/ЕСАЭ)88. Вопрос о дальнейшем статусе Евратома вызвал широкие дискуссии еще в ходе работы Европейского конвента, разрабатывавшего проект Европейской конституции 2004 г. Первоначальная идея — прекратить действие учредительного до- 88 Напомним, что старейшее среди Европейских сообществ — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) — было ликвидировано еще в 2002 г. в связи с истечением срока действия его учредительного договора (Парижского договора 1951 г.). После этого в рамках первой опоры «старого» Европейского Союза продолжали функционировать два Европейских сообщества — Европейское сообщество (бывшее ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии. чить его нормы в текст Европейской конституции — натолкнулась на сопротивление партий и общественных объединений экологической направленности («зеленых»). По этой причине, а также ввиду специфического предмета деятельности Евратома (научное исследование и использование энергии атома в мирных целях) разработчики проекта Европейской конституции решили оставить в силе его учредительный договор и сохранить Европейское сообщество по атомной энергии в качестве организации, состоящей при «новом» Европейском Союзе, имеющей аналогичный состав государств-членов и управляемый руководящими органами ЕС (институтами Союза). Это решение было подтверждено при заключении Лиссабонского договора 2007 г. Его юридической формой стал специальный протокол, приложенный к тексту последнего (но не к учредительным документам самого Европейского Союза) — «Протокол, изменяющий Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии» (Протокол № 2 к Лиссабонскому договору). Указанным Протоколом из текста Договора о Евратоме 1957 г. исключено большинство положений по институциональным и финансовым вопросам, применительно к которым новая редакция Договора о Евратоме отсылает к соответствующим статьям Договора о Европейском Союзе или Договора о функционировании Европейского Союза89. С другой стороны, Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии официально больше не будет входить в систему учредительных документов Европейского Союза, которая включает в себя только два вышеупомянутых «Договора» (см. выше, пункт 2.1 комментария). В дальнейшем не исключено проведение более существенной реформы правового статуса Европейского сообщества по атомной энергии. С соответствующей инициативой при подписании Лиссабонского договора 2007 г. выступили ряд государств-членов (см. Декларацию № 54). Устройство «нового» Европейского Союза и его взаимосвязь с Европейским сообществом по атомной энергии иллюстрирует следующая схема:
Юридическая связь Договора о Евратоме с учредительными документами «нового» Союза также проявляется в системе прилагаемых к ним протоколов. Некоторые протоколы, прилагаемые к Договору о Европейском Союзе и Договору о функционировании Европейского Союза, одновременно приложены к Договору о Евратоме. Это протоколы о Статуте Суда Европейского Союза, о привилегиях и иммунитетах Европейского Союза и о статье 40.3.3 Конституции Ирландии.
европейский союз Î институты Европейского Союза
государства-члены и граждане Союза
2.3. ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В системе правовых устоев «нового» Европейского Союза значительно более широкое место, чем ранее, отводится закреплению системы ценностей этой интеграционной организации. Указанная система включает в себя не только собственно ценности, являющиеся обязательными для ЕС и всех его государств-членов, но также основополагающие цели и принципы функционирования Союза во всех областях. Источниками соответствующих норм выступают начальные разделы учредительных документов, прежде всего разделы I и II Договора о Европейском Союзе («Общие положения», «Положения о демократических принципах») и раздел I части первой Договора о функционировании ЕС («Положения общего применения»). Первой в учредительных документах (ст. 2 Договора о Европейском Союзе) указываются ценности Союза, которые являются новой правовой категорией, введенной в учредительные документы ЕС Лиссабонским договором 2007 г.90
Категория ценностей призвана отразить моральные (нравственные) •9^Их Статья 2 Договора о Европейском Союзе, включенная Лиссабонским договором 2007 г., воспроизводит статью 1-2 «Ценности Союза», содержавшуюся в проекте Европейской конституции 2004 г. В прежней редакции Договора о Европейском Союзе термин «ценности» не использовался, а аналогичные положения закреплялись в качестве «принципов». Термин «ценности», кроме того, употребляется в Хартии Европейского Союза об основных правах, в конституциях некоторых государств — членов ЕС (например, конституциях Греции и Испании) и в Уставе Совета Европы 1949 г. Подробнее см.: Molinier J. (dir.). Les principes fondateurs de l'Union européenne. Paris: PUF, 2005. P. 15-20. Само слово «ценность» является понятием, относящимся скорее к сфере морали (нравственности), чем права как юридического явления. Использование именно этого слова в новой редакции Договора о Европейском Союзе призвано подчеркнуть и напомнить, что европейская интеграция и создаваемое в ее уважение — долг Европейского Союза в целом и каждого из его государств-членов в отдельности. Приверженность ценностям ЕС также выступает непреложным условием, предъявляемым к государствам, желающим вступить в состав Союза. С другой стороны, серьезное и устойчивое нарушение этих ценностей кем-либо из действующих государств — членов ЕС является законным основанием для применения к нему санкций в виде приостановления отдельных прав, связанных с членством в Европейском Союзе, например права голоса в межправительственных институтах ЕС, таких как Европейский совет или Совет Европейского Союза (статья 7 Договора о Европейском Союзе). К ценностям Союза прежде всего относятся (первое предложения статьи 2 Договора о Европейском Союзе): • человеческое достоинство; • свобода; • демократия; • равенство; • правовое государство; • права человека, в том числе права лиц, принадлежащих к меньшинствам (национальным, религиозным и др.)92. Во втором предложении статьи 2 Договора о Европейском Союзе упомянутый перечень дополнен «характеристиками» общества государств-членов. Эти характеристики с полным основанием также могут быть отнесены к системе ценностей ЕС: • плюрализм; • недискриминация; • терпимость (толерантность); • правосудие; • солидарность; • равенство женщин и мужчин93. рамках право должны соответствовать морали и ни в коем случае не противоречить ей. В статье 2 Договора о Европейском Союзе дословно говорится о ценностях уважения (или соблюдения) человеческого достоинства, свободы и т.д. Однако, как представляется, ценностью, то есть общественным благом, следует все же считать человеческое достоинство, свободу, равенство как таковые. Их уважение со стороны ЕС — результат уважения (соблюдения) ценностей, а не ценность сама по себе. В прежней редакции Договора о Европейском Союзе говорилось о «принципах свободы, демократии...». «Солидарность» (между различными классами и социальными группами общества) названа в качестве самостоятельной ценности также в преамбуле Хартии Европейского Союза об основных правах. Там же упомянуты такие ценности, как человеческое достоинство, свобода, равенство. Демократия и правовое государство именуются в преамбуле Хартии «принципами», а не «ценностями», что, однако, не влияет на их юридическое значение. Равенство Категория целей Союза используется учредительными документами ЕС для описания благоприятных изменений в общественной жизни, к которым Союз обязан стремиться в своей деятельности. Цели Союза определяет содержание и объем предоставляемой ему компетенции, а равно служат одним из критериев правомерности действий и решений его органов (в частности, в случае обжалования правовых актов ЕС в Суде Европейского Союза). Кроме того, при определенных обстоятельствах цели Союза могут давать его институтам право принимать меры по вопросам, прямо не отнесенным к ведению ЕС учредительными документами (см. ниже, пункт 2.6 комментария). Перечень общих целей ЕС в Договоре о Европейском Союзе определен следом за системой его ценностей (статья 3). Он включает: • содействие миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов — наиболее общую и фундаментальную цель ЕС, относящуюся ко всем направлениями его деятельности (параграф 1 статьи 3); • цели, связанные с построением в рамках ЕС «пространства свободы, безопасности и правосудия», которое предполагает свободное передвижение лиц внутри Европейского Союза и проведение его институтами обшей политики в отношении пересечения внешних границ, иммиграции, предоставления убежища, предотвращения преступности и борьбы с преступностью (параграф 2 статьи 3); • цели экономического, социального, научно-технического и культурного характера. Эти цели относятся к созданию и функционированию единого экономического пространства («внутреннего рынка» ЕС) и осуществлению в его рамках политики и мер по содействию научно-техническому прогрессу, достижению социальной справедливости, развитию экономического, социального и территориального сплочения и солидарности государств-членов, развитию культуры при сохранении культурного и языкового разнообразия государств-членов (параграф 3 статьи З)94;
женщин и мужчин является аспектом более общей ценности (или принципа) равенства. В силу его большой практической важности этот аспект равенства признан отдельной ценностью и отдельным принципом права ЕС. Учредительные документы Европейского Союза, кроме того, оперирует термином «ценности» применительно к службам общеэкономического значения (транспортным, телекоммуникационным и др.). Перечень общих ценностей Союза в отношении подобных служб зафиксирован в специальном протоколе к учредительным документам («Протокол о службах общего значения»). По настоянию Франции из текста статьи 3 Договора о Европейском Союзе, заимствованного, в основном, из проекта Европейской конституции 2004 г., была исключена цель, относящаяся к обеспечению свободной и неискаженной • построение экономического и валютного союза в рамках ЕС, включая уже состоявшееся введение единой денежной единицы «евро» (параграф 4 статьи 3). Включение такой цели обосновывается принципиальным значением соответствующих мероприятий для дальнейшего развития европейской интеграции как в экономической, так и в других сферах жизни (параграф 4 статьи 3); • основные цели внешнеполитической деятельности: утверждение и продвижение ценностей и интересов ЕС в отношениях с остальным миром, защита интересов его граждан, содействие миру, безопасности, устойчивому развитию планеты и др. (параграф 5 статьи 3). Положения, закрепленные в статье 3 Договора о Европейском Союзе, содержат общие и основополагающие цели ЕС. Перечень целей Союза расширен и детализирован в последующих нормах учредительных документов, в которых зафиксированы цели специального характера, то есть цели, относящиеся к определенным сферам политики и деятельности ЕС (например, цели социальной политики в статье 151 Договора о функционировании Европейского Союза). Общие принципы функционирования Союза представляют собой Первую группу общих принципов функционирования ЕС образу-ют принципы, которые сформулированы в первом разделе Договора о о Европейском Союзе (раздел I «Общие положения»): • принципы взаимоотношений Союза с государствами-членами, ^пвг1 закрепленные в статье 4 Договора о Европейском Союзе (см. ниже, пункт 2.4. комментария); • основные принципы в отношении компетенции Европейского Союза, содержащиеся в статье 5 Договора о Европейском Союзе (см. ниже, пункт 2.6 комментария); • принципы, определяющие порядок признания, соблюдения и защиты основных прав на уровне ЕС, которые предусмотрены в статье 6 Договора о Европейском Союзе (см. ниже, пункт 2.5 комментария); • принцип установления привилегированных отношений ЕС с соседними государствами, в том числе с Россией (статья 8 Договора к \ / о Европейском Союзе). конкуренции. Соответствующие положения, однако, сохраняются в других статьях учредительных документов, в частности в разделе Договора о функционировании ЕС в отношении экономической и денежной политики. Во вторую группу входят «демократические принципы» функционирования ЕС, которые закреплены во втором разделе Договора о Европейском Союзе «Положения о демократических принципах» и были названы выше при характеристике структуры учредительных документов ЕС (пункт 2.1 комментария): • принцип демократического равенства (статья 9 Договора о Европейском Союзе); • принцип представительной демократии (статья 10 Договора о Европейском Союзе); • принцип привлечения граждан и общественных объединений к подготовке и обсуждению мероприятий на уровне ЕС (статья 11 Договора о Европейском Союзе); • принцип участия национальных парламентов в функционировании ЕС (статья 12 Договора о Европейском Союзе). Третья группа принципов, которым ЕС должен следовать в разных направлениях своей деятельности, предусмотрена в разделе II «Положения общего применения» части первой «Принципы» Договора о функционировании Европейского Союза. Большинство этих принципов корреспондируют базовым ценностям ЕС, а также общим и специальным целям его деятельности. К ним относятся: • принцип обеспечения согласованности между различными направлениями политики и деятельности ЕС (статья 7 Договора о функционировании ЕС); • принцип обеспечения равенства женщин и мужчин (статья 8 Договора о функционировании ЕС); • принцип учета потребностей в содействии высокому уровню занятости, в обеспечении адекватной социальной защиты, в борьбе с социальной маргинализацией и в высоком уровне образования, обучения и охраны здоровья людей (статья 9 Договора о функционировании ЕС); • принцип борьбы с социальной дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации (статья 10 Договора о функционировании ЕС); • принцип учета потребностей охраны окружающей среды (статья 11 Договора о функционировании ЕС); • принцип учета потребностей защиты потребителей (статья 12 Договора о функционировании ЕС); • принцип учета потребностей благосостояния животных при уважении национальных традиций в этой области (статья 13 Договора о функционировании ЕС); • принцип признания и уважения роли служб общеэкономического значения (статья 14 Договора о функционировании ЕС); • принцип гласности (статья 15 Договора о функционировании ЕС); • принцип уважения права человека на защиту персональных данных (статья 16 Договора о функционировании ЕС); • принцип соблюдения статуса церквей, религиозных и неконфессиональных организаций и развития диалога с ними (статья 17 Договора о функционировании ЕС). Как и в случае целей Европейского Союза, помимо общих принципов функционирования в его учредительных документах, законодательстве и судебной практике признано множество других правовых принципов ЕС, которые относятся к отдельным органам, направлениям или аспектам деятельности Европейского Союза, а также созданию и применению норм его правовой системы93. Перечень этих принципов является неисчерпывающим и посте- 2.4. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРЛАМЕНТЫ Европейский Союз — организация, учредителями и участниками которой являются европейские государства, выступающие в качестве ее «государств-членов» (остальные государства земного шара соответственно признаются «третьими государствами», или «третьими странами»)96. Количество государств — членов Европейского Союза начиная с 1950-х годов (со времени создания Европейских сообществ) увеличилось более чем в четыре раза — с 6 до 27. Наиболее крупные «расширения» ЕС приходятся на первую декаду XXI века. В этот период членами Европейского Союза стали десять стран Восточной Европы и Средиземноморья (с 1 мая 2004 г.), к которым позднее присоединились еще два восточноевропейских государства — Болгария и Румыния (с 1 января 2007 г.). Межгосударственный состав Европейского Союза обусловливает включение в его учредительные документы специальных положений, определяющих взаимоотношения ЕС с действующими и возможными будущими государствами — членами организации. Первое место среди этих положений занимает статья 4 Договора о Европейском Союзе97. В этой статье сформулированы основополагающие принципы взаимоотношений ЕС с его государствами-членами: • принцип сохранения за государствами-членами остаточной компетенции, то есть компетенции, не предоставленной Союзу его учредительными документами (параграф 1 статьи 4 Договора о Европейском Союзе). Этот принцип является непосредственным следствием другого, более общего принципа компетенции Союза — «принципа наделения компетенцией» — который, однако, не исключает в некоторых случаях выхода ЕС за рамки прямо закрепленной за ним компетенции (см. ниже, пункт 2.6 комментария); • принцип соблюдения Союзом равенства государств-членов перед учредительными документами («Договорами»); • принцип уважения Союзом национальной индивидуальности государств-членов, особенно применительно к установлению формы правления и территориального устройства и другим «основополагающим политическим и конституционным структурам»; • принцип уважения Союзом основных функций государства с особым указанием на то, что вопросы поддержания национальной безопасности остаются в единоличной ответственности государств-членов. Последние три принципа вместе содержатся в параграфе 2 комментируемой статьи 4 Договора о Европейском Союзе. Они также скорректированы некоторыми другими положениями учредительных документов ЕС. В частности, равенство государств-членов перед «Договорами» не исключает предоставления им неодинакового числа мест или голосов в органах Союза в зависимости от численности населения конкретной страны (квоты Германии, например, во много раз превышают квоты Мальты). Национальная индивидуальность государств-членов подлежит уважению лишь при условии соблюдения ими ценностей Союза, нарушение которых может послужить основанием для введения санкций против государства-нарушителя (см. выше, пункт 2.3 комментария). Наконец, уважение Союзом основных функций государства не ^ • принцип лояльного сотрудничества (параграф 3 статьи 4 Догово- ^ ра о Европейском Союзе) был зафиксирован еще в 1957 г. при подписании Римского договора. В силу этого принципа Союз и 6 государства-члены обязаны проявлять уважение друг к другу и 1/ оказывать взаимное содействие при выполнении любых задач, вытекающих из учредительных документов (первое предложение параграфа 3). Из этого общего правила для государств-членов вытекают три основополагающие обязанности, закрепленные во втором и третьем предложениях параграфа 3 комментируемой статьи: обязанность принимать меры любого характера, чтобы обеспечить выполнение своих обязанностей согласно учредительным документам и правовым актам институтов ЕС; обязанность содействовать Союзу в выполнении его задач; обязанность воздерживаться от любых мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза. Вышеперечисленные обязанности были дополнены и конкретизированы в судебной практике (прецедентном праве) судов ЕС. В частности, они послужили основанием для признания принципа верховенства (примата) права ЕС над внутригосударственным правом. Приверженность принципу верховенства, как его сформулировал еще в 1964 г. Суд Европейских сообществ, государства-члены подтвердили в специальной декларации к Лиссабонскому договору (Декларация № 17)98. При подготовке Лиссабонского договора 2007 г. эту статью планировалось озаглавить «Отношения между Союзом и государствами-членами». Как отмечалось выше (пункт 2.1 комментария), в окончательном тексте «лиссабонской» редакции учредительных документов ЕС заголовки у статей было решено не вводить. Содержание этой Декларации базируется на тексте статьи 1-6 проекта Европейской конституции 2004 г. Как отмечалось выше (см. раздел 1 комментария), при подготовке Лиссабонского договора 2007 г. государства-члены решили не включать принцип верховенства права ЕС непосредственно в учредительные Критерии приема в «новый» Союз не претерпели существенных изменений по сравнению с условиями, которые действовали до настоящего времени. Согласно комментируемой статье доступ в ЕС, в принципе, открыт для любого европейского государства (термин «европейский» не получил официального определения, что, очевидно, будет порождать новые дискуссии относительно географических пределов расширения ЕС)99.
|
||||||||
|