Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книга Есфирь. Глава 9 8 страница



Книга Есфирь. Глава 7

На втором пире царь снова обещает Есфири всё, чего она пожелает; Есфирь просит жизни себе и своему народу; Она открывает царю, что Аман – враг Иудеев; Царь находит Амана припавшим к ложу Есфири и велит повесить его.

Царь снова с Аманом приходит к Есфири.
Царица встречает великих гостей
чудесным виденьем в проёме дверей,
Служанки неслышно хлопочут о пире.
К серебряным ложам Амана с царём
Есфирь приглашает в чертоге своём.
Под дивные яства и тонкие вина
беседа течёт и легко, и невинно.
И царь ей сказал: «Что тревожит тебя?
Что хочешь, проси у царя для себя.
Всесильно на свете моё государство.
Дано тебе будет вплоть до полуцарства»!
И грустно Есфирь отвечала ему –
грозе всех царей и царю своему:

«О, если в очах твоих благоволенье
нашла я, мой царь, если любишь меня,
мне жизнь подари, чтоб ни ночи, ни дня
не ведала я рокового гоненья.
По просьбе моей пусть мой мирный народ
в твоём государстве спокойно живёт.
Но проданы мы – и народ, и царица.
Враги нашей кровью мечтают упиться!
Меня и народ мой дотла истребить.
И старых, и малых вконец погубить.
О, если бы проданы были мы ныне
в позорное рабство – в рабы и рабыни,
молчала бы я, никого не коря,
хоть враг не вернул бы ущерба царя». 1

Есфирь обличает Амана

И царь исподлобья взглянул на Амана.
И замерла речь у того на устах,
и сердце опутал предчувствия страх.
А царь на Есфирь посмотрел взглядом странным:
« Кто враг твой? – спросил он, нахмурясь, жену, –
кто хочет в крови утопить всю страну?
Есфирь отвечала: «Вот враг и губитель,
вот злобный Аман. Он кровавый грабитель»! 2
Аман задрожал. Не сказал ничего.
От страха трясло и ломало его.
И встал Артаксеркс. Не промолвил ни слова
и вышел разгневанный в сад он дворцовый.
Аман же остался царицу молить
сменить гнев на милость и жизнь сохранить.

И гнев остудив, вновь вернулся в дом пира
из сада дворцового царь, не спеша.
Раскаяньем поздним объята душа:
зачем он одобрил погром вместо мира?
И видит: у ложа Есфири Аман,
припал он к нему, то ли трезв, то ли пьян.
Он руки к ней тянет. Румянец на лицах…
«Да он изнасиловать хочет царицу! 3 –
сказал Артаксеркс, – среди белого дня
такое творит во дворце у меня»!
И сказано грозное царское слово.
Оно всех деяний закон и основа.
И вышел владыка опять на крыльцо.
И слуги Аману накрыли лицо. 4

А евнух Харбона, бывалый и мудрый,
царю в этот вечер о том рассказал,
что около дома Аман приказал
высокое дерево выстроить к утру.
Добыв разрешенье царя этим днём,
мечтал Мардохея повесить на нём,
того, что царя своевременным словом
избавил от гибельной муки суровой.
И в ярости царь отдал слугам приказ
на дереве этом повесить тотчас 5
Амана – врага и грозу Иудеев,
который повесить хотел Мардохея.
Исполнен приказ, и повешен Аман,
и ярость царя разошлась, как туман…
*****************************************

Примечания:

1. Хоть враг не вернул бы ущерба царя — другая передача мысли подлинника: но наш враг не вознаградил ущерба царя, т. е. того ущерба, какой должен последовать от гибели столь многих подданных. И главное то, что не в рабство, а на полное уничтожение продан ее народ, — и заставляет Есфирь не «молчать», а говорить в защиту невинных, с которыми обречена на погибель и та самая, для удовлетворения просьбы которой царь только что обещал не пожалеть даже и полуцарства своего;
2. Резкое и смелое указание Есфири на Амана как будто вовсе не является для царя слишком неожиданным, поразительным для него открытием, и без труда производит желательный переворот в мнении и отношении его к недавнему любимцу. Это еще раз как будто подтверждает догадку, что разочарование в Амане началось у царя несколько раньше, подготовленное другими путями и облегчившее для Есфири столь щекотливое и рискованное дело;
3. «Да он изнасиловать хочет царицу! –
несомненная ироническая гипербола, внушавшаяся гневным настроением царя и, конечно, не имевшая точного соответствия действительности: ни Аман, ни Есфирь, ни все окружающее и происходившее нимало не были таковы, чтобы могло быть возможно что-либо подобное»
4. И слуги Аману накрыли лицо в знак того, что, впав в немилость, он не мог уже видеть более своими очами царя;
5. Быстрое решение участи Амана едва ли можно допустить и признать естественным, не предположив, как упомянуто выше, уже ранее начавшегося разочарования царя в Амане.

Книга Есфирь. Глава 8

Царь отдаёт дом Амана Есфири, которая назначила Мардохея смотрителем над ним; Есфирь умоляет царя вернуть письма Амана против Иудеев; Царь предлагает Мардохею написать всем Иудеям от имени царя; Всем Иудеям посланы письма о том, что царь позволяет им защищаться против врагов своих; Радость Мардохея и всех Иудеев.

В тот день Артаксеркс дом Амана царице
отдал во владенье, любимой своей.
В тот день был приближен к царю Мардохей.
В нём гордый владыка не мог усомниться:
Есфирь объяснила родство с ним своё,
царю рассказала, кто он для неё.
И перстень-печать отобрав у Амана,
отдал Артаксеркс Мардохею нежданно.
Теперь Мардохей не сидит у ворот.
К царю на приёмы он смело идёт.
Есфирь дом Амана ему поручила:
права и ключи Мардохею вручила.
И верой, и правдой враги сражены.
Угрозы Амана для них не страшны.

Но мучит тревога Есфирь с Мардохеем.
Разослан Аманом ужасный закон.
С печатью царя всюду действует он. 1
Погромы и смерть он несёт Иудеям.
И пала Есфирь к Артаксеркса ногам.
И слёзы струились по бледным щекам.
И плача, царица царя неустанно
молила, чтоб чёрное дело Амана
и злобу его государь отвратил,
Аманов указ в областях отменил.
И скипетр к ней царь протянул золотой,
повёл им над самой её головой.
И стала Есфирь перед ликом царя,
прекрасная, словно на небе заря.

Сказала царю: «Если благоугодно
царю справедливое дело свершить,
пусть письма Амана велит возвратить,
чтоб люди дышали легко и свободно».
Потом, подойдя, продолжала она:
« И если царю я мила и нужна,
пусть будет написано о возвращенье
всех писем Амановых об истребленье
семей Иудейских во всех областях,
во всех поселеньях, во всех городах.
Как гибнет народ мой, я видеть не в силах.
Родных мне и близких спаси и помилуй»!
Есфирь Артаксеркса молила не зря:
дошли её слёзы до сердца царя.

И царь ей ответил: «Тебе с Мардохеем
я отдал именье Амана и дом,
а сам он повешен на дереве том,
где видеть висящим хотел Иудея.
Теперь же и вы, в завершенье всего,
о всех Иудеях пишите письмо.
И что вам угодно в письме напишите 2
Лишь перстнем-печатью его вы скрепите.
Я перстень отдал Мардохею не зря:
незыблемы письма с печатью царя!
Любые над миром грядут перемены,
но царские письма всегда неизменны»!
Сиван – третий месяц (не вышло скорей).
Написано всё, как велел Мардохей.

От Индии до Эфиопии знойной
границы Персидско-Медийской страны.
И сто двадцать семь областей в ней равны.
И Сузы империи город престольный.
К сатрапам, правителям всех областей,
к народам, чтоб каждый и перс, и еврей
могли на своих языках и наречьях
письмо прочитать и понять безупречно,
отправлены письма с печатью царя.
И грозные строки о том говорят,
что царь позволяет страны Иудеям
всех сильных, враждебных губить, не жалея,
во всех городах, не щадя, убивать,
собраться и жизнь от врага защищать.

В тринадцатый день, что наступит в Адаре –
двенадцатом месяце, могут они,
когда их враги ополчатся на них,
ответить врагам и мечом, и пожаром.
А список с указа отдать как закон,
чтоб всем и повсюду известен был он.
Чтоб к этому дню горячо и сурово
врагам были мстить Иудеи готовы.
Чтоб вместо дня скорби смогли победить
и в силе их Бога народ убедить.
Гонцы понеслись на конях быстроногих
по горным, пустынным, по трудным дорогам.
И в городе Сузы в то время как раз
объявлен был сей справедливый указ.

И вот Мардохей царский двор покидает.
Он в царских одеждах велик, сановит.
Венец золочёный на солнце горит,
пурпурная мантия стан обвивает,
туника бела – горный утренний снег,
Он в город выходит, приветствуя всех.
Веселие в Сузах тогда воцарилось.
Дома Иудеев огнём осветились. 3
По всем областям, городам всякий раз,
как только объявлен был царский указ,
повсюду веселье, пиры Иудеев.
Они ликовали, вина не жалея.
И многие люди огромной страны
к их вере пришли, убоявшись войны.
*****************************************

Примечания:

1. Падением Амана и благодеяниями Есфири и Мардохея — не устранялась страшная участь, угрожавшая иудеям по указу Амана. По персидским законам раз выпущенный от имени царя указ не мог уже терять свою действительную силу;
2. Последние слова прямо намекали и уполномочивали написать об иудеях то же самое, что было написано об их противниках, которые в назначенный день должны были с оружием в руках устремиться на иудеев;
3. Освещение, т. е. обилие света в домах, у всех народов служило выражением радости;

Книга Есфирь. Глава 9

Глава девятая
В назначенный день Иудеи собрались с оружием для самозащиты
и перебили своих врагов; Десять сыновей Амана повешены в Сузах;
Последующий день сделан днём пиршества и веселия; Мардохей
повелел Иудеям праздновать эти два дня ежегодно; Праздник назван
Пуримом, ибо день был избран по жребию – пуру; Есфирь
подтвердила эти дни.

Двенадцатый месяц Адар у порога.
А с ним и тринадцатый день роковой,
назначенный пуром – слепою судьбой.
Вся Персия ныне объята тревогой:
пора исполняться указам царя.
Повсюду лишь только о них говорят.
Приказано было врагам Иудеев
в сей день их губить, никого не жалея.
Но новый указ вслед за первым идёт,
и жизнь совершает крутой поворот:
Теперь Иудеи расправятся с ними,
кипящими злобой врагами своими.
Теперь им дана абсолютная власть
и первыми право имеют напасть.

В своих городах собрались Иудеи. 1
По всем областям необъятной земли
они на защиту подняться смогли.
От страха пред ними народы немеют.
Никто не решится на них нападать.
Не смогут враги их теперь устоять.
Князья и начальники к ним благосклонны:
крепясь, соблюдают царёвы законы.
Сатрапы сегодня на их стороне –
они не препона народной войне.
Готовы сейчас поддержать Иудеев,
поскольку боятся они Мардохея.
И гнева его опасались не зря –
велик Мардохей во дворце у царя.

Великая слава о нём достигала
всех дальних окраин Персидской земли, 2
о нём все правители ведать могли,
и воля его нерушимою стала.
О месяц осенний! Кровавый Адар!
Евреи наносят смертельный удар.
Врагов побивают мечом беспощадно,
их колют и режут – громят безоглядно.
Везде и повсюду теперь Иудей
с врагом поступает по воле своей.
В одних только Сузах, во граде престольном,
убито врагов иудейских довольно.
Погибло и сжито со света навек
гонителей подлых пятьсот человек.

Убиты и дети Амана. Все десять
врагов Иудеев – его сыновей.
Вослед за Аманом дорогой своей
ушли за отцом в им назначенный месяц.
Но на грабёжи их домов у реки
евреи своей не простёрли руки.
И вот Артаксеркс повидался с царицей.
Он ей рассказал, что в столице творится.
Спросил он Есфирь: «Что желаешь ещё?
Исполнено будет желанье твоё».
«О, если царю будет благоугодно,
пусть в Сузах и завтра позволят свободно
губить Иудеям заклятых врагов. 3
А утром Амана убитых сынов

на дереве том, возле дома, повесят.
Пусть знает народ – наказали не зря
их род, оскорбивший величье царя.
Так пусть же их видят на дереве вместе»! 4
И выполнил царь, что сказала она –
советника дочь и царёва жена.
Указ Артаксеркса объявлен. И в Сузах
Аман и сыны его в вечном союзе
у дома на дереве рядом висят,
врагов недобитых евреи громят.
Числом их три сотни они умертвили:
убили мечом и в воде утопили. 5
Но грабить не стали. Окончив войну,
добро побеждённых послали в казну. 6

И все Иудеи Персидской державы
себя в этот день защитили сполна.
Как грозная в море вскипает волна,
они поднялись не для воинской славы,
а жизнь защитить и врагам не отдать
и смерти завистников подлых предать.
И тысячи пали от рук их удара
в тринадцатый день золотого Адара.
Но грабить не стали. Окончив войну,
именье погибших послали в казну.
А страсти потом улеглись и волненье,
и радость, и счастье пришли избавленья.
В домах Иудеев царит торжество.
И прямо с утра началось пиршество.

Но в Сузах в тот день всё идёт избиенье.
В столице врагов недобитых громят.
Вторые уж сутки их губят подряд.
И лишь на пятнадцатый день избавленье
решили отметить в столице седой.
И день тот, как солнце над их головой!
Поэтому раньше на день отмечают
в селе этот праздник. И пьют и гуляют,
пируют, подарки друг другу дарят,
чем в городе Сузах – столице царя.
И письма послал Мардохей Иудеям,
что праздник великий отныне имеют.
По всем областям эти письма пошли
бескрайней, как море, Персидской земли.

О том, что два дня в середине Адара,
тем памятны будут везде и всегда,
что в них обернулась весельем беда,
когда нанесли роковые удары
гонителям злобным во всех городах
те самые люди, которых во прах
хотели стереть по навету Амана,
развеять по миру, как клочья тумана.
И в радость теперь превратилась печаль,
И страхи, и ужас унесены вдаль.
Пусть праздником станут отныне навеки
два дня, что покой принесли человеку.
И все Иудеи, в согласии с ним,
признали указ, что направил он им.

Писал Мардохей, как Аман неуклонно
губить Иудеев мечтал. Зол и хмур
о дне избиенья выбрасывал пур,
как подло об этом готовил законы.
О том, как царица к царю подошла
и милость в глазах Артаксеркса нашла.
Как новым указом царица добилась,
чтоб злоба Амана к нему обратилась.
Чтоб был он повешен с сынами его,
чтоб месть не минула из них никого.
И Пурим назвали те дни Иудеи.
От имени пур. И решили евреи,
что дни, когда их миновала беда,
теперь они праздновать будут всегда.

Чтоб дни эти памятны были народу,
чтоб в городе каждом и сельском краю
историю помнили люди свою,
несли её вечно – от рода до рода.
И в письмах своих Мардохей и Есфирь
по Персии целой, во всю её ширь
ко всем Иудеям письмо разослали
о том, как веселье сменило печали.
И праздновать Пурим велели в те дни,
что сами назначили ныне они.
Чтоб все Иудеи – седые и дети
справляли дни Пурим в веселье и свете.
Такое веленье Есфирью дано
И вписано в книгу Есфири оно. 7
*************************************

Примечание:

1. т. е. каждый сплотился с другими иудеями в том городе, в котором жил и который был для него «своим». Это были, вероятно, города с преобладающим еврейским населением;
2. Слава о нем ходила по всем областям, так как сей человек, Мардохей, поднимался выше и выше. Другой перевод данного места: по всем областям прошла молва, что Мардохей возвышается и возвеличивается;
3. Есфирь испрашивает у царя позволение и 14-го адара «делать то же», что 13-го (т. е. «собраться и стать на защиту жизни своей» потому, вероятно, что противники их в Сузах хотели и на следующий день возобновить свои нападения против тех, кого они ненавидели не только за их национальность, но и за их религию. .Это в значительной степени смягчает обвинение иудеев в жестокости и мстительности, если они были не нападающей, а лишь энергично обороняющейся стороной и вместе с жизнью защищали и свое священнейшее достояние — религию;
4. Убитые 10 сыновей Амана были сверх того повешены (по требованию Есфири), как оскорбители величества царского. Это должно было оправдывать иудеев в глазах народа и за все остальное, указывая, что расправа их — расправа с соумышленниками врагов царских;
5. Число погибших в Сузах — за два дня резни — 800 человек, а всего по всем областям — до 75 000 человек. При всей своей ужасности это число не представляет ничего невероятного, так как оно раскладывается на все обширное пространство империи;
6. Троекратное замечание об иудеях, что они на грабеж не простерли руки своей - имеет в виду показать, что иудеями руководила более высокая идея, чем обогащение добычей. С другой стороны, они хотели показать и свою исключительную честность в отношении к государству, в пользу которого поступали имения казненных;
7. Это установление состоялось единодушно и одновременно по всем областям царства по почину самих иудеев, в избытке чувств понятной радости, предварив особые наставления о сем Мардохея и Есфири, которые, для лучшего увековечения празднуемого события, обстоятельно поведали о нем также особыми письмами ко всем иудеям в ста двадцати семи областях Артаксерксова царства.

Книга Есфирь. Глава 10

Мардохей продолжает быть вторым по царе.

А годы летели. О разных деяньях
царя Артаксеркса дошла к нам молва.
Как податью он обложил острова,
к Египту направил свои притязанья.
И всё о делах необычных таких
записано в книге деяний дневных.
В той книге рассказано о Иудее –
втором в целом царстве его Мардохее.
Что в царстве персидско-медийских царей
известным сановником был Мардохей.
Что был он любимым у множества братьев,
поскольку желал и искал он добра им.
Во благо народа всегда говорил.
Для счастья народа работал и жил. 1
*******************************************

Примечание:

1. Праздник Пурим ( «день Мардохея») доныне с особенной торжественностью празднуется в синагогах. 13-го адара, канун праздника, бывает днем поста. Вечером этого дня начинается сам праздник — прочтением всей книги Есфирь. При этом чтец произносит очень бегло место, где приводятся имена Амана и его сыновей, насколько возможно — не переводя дыхания, чтобы обозначить, что все они были повешены вместе. В это время присутствующие поднимают невообразимый шум, как и при каждом провозглашении имени Амана, показывая этим всю грозность своего негодования. Утром 14-го адара чтение повторяется, и вечер дня проводится в большом веселье. Доныне соблюдается также обычай — обмена взаимными подарками и непременно особой формы маковыми коржиками, известными под наименованием «Гамана ухо». Время празднования Пурима падает обыкновенно на последние числа нашего февраля или на первые марта, делая его как бы еврейской масленицей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.