Книга Есфирь. Глава 9 8 страница
Книга Есфирь. Глава 7
На втором пире царь снова обещает Есфири всё, чего она пожелает; Есфирь просит жизни себе и своему народу; Она открывает царю, что Аман – враг Иудеев; Царь находит Амана припавшим к ложу Есфири и велит повесить его.
Царь снова с Аманом приходит к Есфири. Царица встречает великих гостей чудесным виденьем в проёме дверей, Служанки неслышно хлопочут о пире. К серебряным ложам Амана с царём Есфирь приглашает в чертоге своём. Под дивные яства и тонкие вина беседа течёт и легко, и невинно. И царь ей сказал: «Что тревожит тебя? Что хочешь, проси у царя для себя. Всесильно на свете моё государство. Дано тебе будет вплоть до полуцарства»! И грустно Есфирь отвечала ему – грозе всех царей и царю своему:
«О, если в очах твоих благоволенье нашла я, мой царь, если любишь меня, мне жизнь подари, чтоб ни ночи, ни дня не ведала я рокового гоненья. По просьбе моей пусть мой мирный народ в твоём государстве спокойно живёт. Но проданы мы – и народ, и царица. Враги нашей кровью мечтают упиться! Меня и народ мой дотла истребить. И старых, и малых вконец погубить. О, если бы проданы были мы ныне в позорное рабство – в рабы и рабыни, молчала бы я, никого не коря, хоть враг не вернул бы ущерба царя». 1
Есфирь обличает Амана
И царь исподлобья взглянул на Амана. И замерла речь у того на устах, и сердце опутал предчувствия страх. А царь на Есфирь посмотрел взглядом странным: « Кто враг твой? – спросил он, нахмурясь, жену, – кто хочет в крови утопить всю страну? Есфирь отвечала: «Вот враг и губитель, вот злобный Аман. Он кровавый грабитель»! 2 Аман задрожал. Не сказал ничего. От страха трясло и ломало его. И встал Артаксеркс. Не промолвил ни слова и вышел разгневанный в сад он дворцовый. Аман же остался царицу молить сменить гнев на милость и жизнь сохранить.
И гнев остудив, вновь вернулся в дом пира из сада дворцового царь, не спеша. Раскаяньем поздним объята душа: зачем он одобрил погром вместо мира? И видит: у ложа Есфири Аман, припал он к нему, то ли трезв, то ли пьян. Он руки к ней тянет. Румянец на лицах… «Да он изнасиловать хочет царицу! 3 – сказал Артаксеркс, – среди белого дня такое творит во дворце у меня»! И сказано грозное царское слово. Оно всех деяний закон и основа. И вышел владыка опять на крыльцо. И слуги Аману накрыли лицо. 4
А евнух Харбона, бывалый и мудрый, царю в этот вечер о том рассказал, что около дома Аман приказал высокое дерево выстроить к утру. Добыв разрешенье царя этим днём, мечтал Мардохея повесить на нём, того, что царя своевременным словом избавил от гибельной муки суровой. И в ярости царь отдал слугам приказ на дереве этом повесить тотчас 5 Амана – врага и грозу Иудеев, который повесить хотел Мардохея. Исполнен приказ, и повешен Аман, и ярость царя разошлась, как туман… *****************************************
Примечания:
1. Хоть враг не вернул бы ущерба царя — другая передача мысли подлинника: но наш враг не вознаградил ущерба царя, т. е. того ущерба, какой должен последовать от гибели столь многих подданных. И главное то, что не в рабство, а на полное уничтожение продан ее народ, — и заставляет Есфирь не «молчать», а говорить в защиту невинных, с которыми обречена на погибель и та самая, для удовлетворения просьбы которой царь только что обещал не пожалеть даже и полуцарства своего; 2. Резкое и смелое указание Есфири на Амана как будто вовсе не является для царя слишком неожиданным, поразительным для него открытием, и без труда производит желательный переворот в мнении и отношении его к недавнему любимцу. Это еще раз как будто подтверждает догадку, что разочарование в Амане началось у царя несколько раньше, подготовленное другими путями и облегчившее для Есфири столь щекотливое и рискованное дело; 3. «Да он изнасиловать хочет царицу! – несомненная ироническая гипербола, внушавшаяся гневным настроением царя и, конечно, не имевшая точного соответствия действительности: ни Аман, ни Есфирь, ни все окружающее и происходившее нимало не были таковы, чтобы могло быть возможно что-либо подобное» 4. И слуги Аману накрыли лицо в знак того, что, впав в немилость, он не мог уже видеть более своими очами царя; 5. Быстрое решение участи Амана едва ли можно допустить и признать естественным, не предположив, как упомянуто выше, уже ранее начавшегося разочарования царя в Амане.
Книга Есфирь. Глава 8
Царь отдаёт дом Амана Есфири, которая назначила Мардохея смотрителем над ним; Есфирь умоляет царя вернуть письма Амана против Иудеев; Царь предлагает Мардохею написать всем Иудеям от имени царя; Всем Иудеям посланы письма о том, что царь позволяет им защищаться против врагов своих; Радость Мардохея и всех Иудеев.
В тот день Артаксеркс дом Амана царице отдал во владенье, любимой своей. В тот день был приближен к царю Мардохей. В нём гордый владыка не мог усомниться: Есфирь объяснила родство с ним своё, царю рассказала, кто он для неё. И перстень-печать отобрав у Амана, отдал Артаксеркс Мардохею нежданно. Теперь Мардохей не сидит у ворот. К царю на приёмы он смело идёт. Есфирь дом Амана ему поручила: права и ключи Мардохею вручила. И верой, и правдой враги сражены. Угрозы Амана для них не страшны.
Но мучит тревога Есфирь с Мардохеем. Разослан Аманом ужасный закон. С печатью царя всюду действует он. 1 Погромы и смерть он несёт Иудеям. И пала Есфирь к Артаксеркса ногам. И слёзы струились по бледным щекам. И плача, царица царя неустанно молила, чтоб чёрное дело Амана и злобу его государь отвратил, Аманов указ в областях отменил. И скипетр к ней царь протянул золотой, повёл им над самой её головой. И стала Есфирь перед ликом царя, прекрасная, словно на небе заря.
Сказала царю: «Если благоугодно царю справедливое дело свершить, пусть письма Амана велит возвратить, чтоб люди дышали легко и свободно». Потом, подойдя, продолжала она: « И если царю я мила и нужна, пусть будет написано о возвращенье всех писем Амановых об истребленье семей Иудейских во всех областях, во всех поселеньях, во всех городах. Как гибнет народ мой, я видеть не в силах. Родных мне и близких спаси и помилуй»! Есфирь Артаксеркса молила не зря: дошли её слёзы до сердца царя.
И царь ей ответил: «Тебе с Мардохеем я отдал именье Амана и дом, а сам он повешен на дереве том, где видеть висящим хотел Иудея. Теперь же и вы, в завершенье всего, о всех Иудеях пишите письмо. И что вам угодно в письме напишите 2 Лишь перстнем-печатью его вы скрепите. Я перстень отдал Мардохею не зря: незыблемы письма с печатью царя! Любые над миром грядут перемены, но царские письма всегда неизменны»! Сиван – третий месяц (не вышло скорей). Написано всё, как велел Мардохей.
От Индии до Эфиопии знойной границы Персидско-Медийской страны. И сто двадцать семь областей в ней равны. И Сузы империи город престольный. К сатрапам, правителям всех областей, к народам, чтоб каждый и перс, и еврей могли на своих языках и наречьях письмо прочитать и понять безупречно, отправлены письма с печатью царя. И грозные строки о том говорят, что царь позволяет страны Иудеям всех сильных, враждебных губить, не жалея, во всех городах, не щадя, убивать, собраться и жизнь от врага защищать.
В тринадцатый день, что наступит в Адаре – двенадцатом месяце, могут они, когда их враги ополчатся на них, ответить врагам и мечом, и пожаром. А список с указа отдать как закон, чтоб всем и повсюду известен был он. Чтоб к этому дню горячо и сурово врагам были мстить Иудеи готовы. Чтоб вместо дня скорби смогли победить и в силе их Бога народ убедить. Гонцы понеслись на конях быстроногих по горным, пустынным, по трудным дорогам. И в городе Сузы в то время как раз объявлен был сей справедливый указ.
И вот Мардохей царский двор покидает. Он в царских одеждах велик, сановит. Венец золочёный на солнце горит, пурпурная мантия стан обвивает, туника бела – горный утренний снег, Он в город выходит, приветствуя всех. Веселие в Сузах тогда воцарилось. Дома Иудеев огнём осветились. 3 По всем областям, городам всякий раз, как только объявлен был царский указ, повсюду веселье, пиры Иудеев. Они ликовали, вина не жалея. И многие люди огромной страны к их вере пришли, убоявшись войны. *****************************************
Примечания:
1. Падением Амана и благодеяниями Есфири и Мардохея — не устранялась страшная участь, угрожавшая иудеям по указу Амана. По персидским законам раз выпущенный от имени царя указ не мог уже терять свою действительную силу; 2. Последние слова прямо намекали и уполномочивали написать об иудеях то же самое, что было написано об их противниках, которые в назначенный день должны были с оружием в руках устремиться на иудеев; 3. Освещение, т. е. обилие света в домах, у всех народов служило выражением радости;
Книга Есфирь. Глава 9
Глава девятая В назначенный день Иудеи собрались с оружием для самозащиты и перебили своих врагов; Десять сыновей Амана повешены в Сузах; Последующий день сделан днём пиршества и веселия; Мардохей повелел Иудеям праздновать эти два дня ежегодно; Праздник назван Пуримом, ибо день был избран по жребию – пуру; Есфирь подтвердила эти дни.
Двенадцатый месяц Адар у порога. А с ним и тринадцатый день роковой, назначенный пуром – слепою судьбой. Вся Персия ныне объята тревогой: пора исполняться указам царя. Повсюду лишь только о них говорят. Приказано было врагам Иудеев в сей день их губить, никого не жалея. Но новый указ вслед за первым идёт, и жизнь совершает крутой поворот: Теперь Иудеи расправятся с ними, кипящими злобой врагами своими. Теперь им дана абсолютная власть и первыми право имеют напасть.
В своих городах собрались Иудеи. 1 По всем областям необъятной земли они на защиту подняться смогли. От страха пред ними народы немеют. Никто не решится на них нападать. Не смогут враги их теперь устоять. Князья и начальники к ним благосклонны: крепясь, соблюдают царёвы законы. Сатрапы сегодня на их стороне – они не препона народной войне. Готовы сейчас поддержать Иудеев, поскольку боятся они Мардохея. И гнева его опасались не зря – велик Мардохей во дворце у царя.
Великая слава о нём достигала всех дальних окраин Персидской земли, 2 о нём все правители ведать могли, и воля его нерушимою стала. О месяц осенний! Кровавый Адар! Евреи наносят смертельный удар. Врагов побивают мечом беспощадно, их колют и режут – громят безоглядно. Везде и повсюду теперь Иудей с врагом поступает по воле своей. В одних только Сузах, во граде престольном, убито врагов иудейских довольно. Погибло и сжито со света навек гонителей подлых пятьсот человек.
Убиты и дети Амана. Все десять врагов Иудеев – его сыновей. Вослед за Аманом дорогой своей ушли за отцом в им назначенный месяц. Но на грабёжи их домов у реки евреи своей не простёрли руки. И вот Артаксеркс повидался с царицей. Он ей рассказал, что в столице творится. Спросил он Есфирь: «Что желаешь ещё? Исполнено будет желанье твоё». «О, если царю будет благоугодно, пусть в Сузах и завтра позволят свободно губить Иудеям заклятых врагов. 3 А утром Амана убитых сынов
на дереве том, возле дома, повесят. Пусть знает народ – наказали не зря их род, оскорбивший величье царя. Так пусть же их видят на дереве вместе»! 4 И выполнил царь, что сказала она – советника дочь и царёва жена. Указ Артаксеркса объявлен. И в Сузах Аман и сыны его в вечном союзе у дома на дереве рядом висят, врагов недобитых евреи громят. Числом их три сотни они умертвили: убили мечом и в воде утопили. 5 Но грабить не стали. Окончив войну, добро побеждённых послали в казну. 6
И все Иудеи Персидской державы себя в этот день защитили сполна. Как грозная в море вскипает волна, они поднялись не для воинской славы, а жизнь защитить и врагам не отдать и смерти завистников подлых предать. И тысячи пали от рук их удара в тринадцатый день золотого Адара. Но грабить не стали. Окончив войну, именье погибших послали в казну. А страсти потом улеглись и волненье, и радость, и счастье пришли избавленья. В домах Иудеев царит торжество. И прямо с утра началось пиршество.
Но в Сузах в тот день всё идёт избиенье. В столице врагов недобитых громят. Вторые уж сутки их губят подряд. И лишь на пятнадцатый день избавленье решили отметить в столице седой. И день тот, как солнце над их головой! Поэтому раньше на день отмечают в селе этот праздник. И пьют и гуляют, пируют, подарки друг другу дарят, чем в городе Сузах – столице царя. И письма послал Мардохей Иудеям, что праздник великий отныне имеют. По всем областям эти письма пошли бескрайней, как море, Персидской земли.
О том, что два дня в середине Адара, тем памятны будут везде и всегда, что в них обернулась весельем беда, когда нанесли роковые удары гонителям злобным во всех городах те самые люди, которых во прах хотели стереть по навету Амана, развеять по миру, как клочья тумана. И в радость теперь превратилась печаль, И страхи, и ужас унесены вдаль. Пусть праздником станут отныне навеки два дня, что покой принесли человеку. И все Иудеи, в согласии с ним, признали указ, что направил он им.
Писал Мардохей, как Аман неуклонно губить Иудеев мечтал. Зол и хмур о дне избиенья выбрасывал пур, как подло об этом готовил законы. О том, как царица к царю подошла и милость в глазах Артаксеркса нашла. Как новым указом царица добилась, чтоб злоба Амана к нему обратилась. Чтоб был он повешен с сынами его, чтоб месть не минула из них никого. И Пурим назвали те дни Иудеи. От имени пур. И решили евреи, что дни, когда их миновала беда, теперь они праздновать будут всегда.
Чтоб дни эти памятны были народу, чтоб в городе каждом и сельском краю историю помнили люди свою, несли её вечно – от рода до рода. И в письмах своих Мардохей и Есфирь по Персии целой, во всю её ширь ко всем Иудеям письмо разослали о том, как веселье сменило печали. И праздновать Пурим велели в те дни, что сами назначили ныне они. Чтоб все Иудеи – седые и дети справляли дни Пурим в веселье и свете. Такое веленье Есфирью дано И вписано в книгу Есфири оно. 7 *************************************
Примечание:
1. т. е. каждый сплотился с другими иудеями в том городе, в котором жил и который был для него «своим». Это были, вероятно, города с преобладающим еврейским населением; 2. Слава о нем ходила по всем областям, так как сей человек, Мардохей, поднимался выше и выше. Другой перевод данного места: по всем областям прошла молва, что Мардохей возвышается и возвеличивается; 3. Есфирь испрашивает у царя позволение и 14-го адара «делать то же», что 13-го (т. е. «собраться и стать на защиту жизни своей» потому, вероятно, что противники их в Сузах хотели и на следующий день возобновить свои нападения против тех, кого они ненавидели не только за их национальность, но и за их религию. .Это в значительной степени смягчает обвинение иудеев в жестокости и мстительности, если они были не нападающей, а лишь энергично обороняющейся стороной и вместе с жизнью защищали и свое священнейшее достояние — религию; 4. Убитые 10 сыновей Амана были сверх того повешены (по требованию Есфири), как оскорбители величества царского. Это должно было оправдывать иудеев в глазах народа и за все остальное, указывая, что расправа их — расправа с соумышленниками врагов царских; 5. Число погибших в Сузах — за два дня резни — 800 человек, а всего по всем областям — до 75 000 человек. При всей своей ужасности это число не представляет ничего невероятного, так как оно раскладывается на все обширное пространство империи; 6. Троекратное замечание об иудеях, что они на грабеж не простерли руки своей - имеет в виду показать, что иудеями руководила более высокая идея, чем обогащение добычей. С другой стороны, они хотели показать и свою исключительную честность в отношении к государству, в пользу которого поступали имения казненных; 7. Это установление состоялось единодушно и одновременно по всем областям царства по почину самих иудеев, в избытке чувств понятной радости, предварив особые наставления о сем Мардохея и Есфири, которые, для лучшего увековечения празднуемого события, обстоятельно поведали о нем также особыми письмами ко всем иудеям в ста двадцати семи областях Артаксерксова царства.
Книга Есфирь. Глава 10
Мардохей продолжает быть вторым по царе.
А годы летели. О разных деяньях царя Артаксеркса дошла к нам молва. Как податью он обложил острова, к Египту направил свои притязанья. И всё о делах необычных таких записано в книге деяний дневных. В той книге рассказано о Иудее – втором в целом царстве его Мардохее. Что в царстве персидско-медийских царей известным сановником был Мардохей. Что был он любимым у множества братьев, поскольку желал и искал он добра им. Во благо народа всегда говорил. Для счастья народа работал и жил. 1 *******************************************
Примечание:
1. Праздник Пурим ( «день Мардохея») доныне с особенной торжественностью празднуется в синагогах. 13-го адара, канун праздника, бывает днем поста. Вечером этого дня начинается сам праздник — прочтением всей книги Есфирь. При этом чтец произносит очень бегло место, где приводятся имена Амана и его сыновей, насколько возможно — не переводя дыхания, чтобы обозначить, что все они были повешены вместе. В это время присутствующие поднимают невообразимый шум, как и при каждом провозглашении имени Амана, показывая этим всю грозность своего негодования. Утром 14-го адара чтение повторяется, и вечер дня проводится в большом веселье. Доныне соблюдается также обычай — обмена взаимными подарками и непременно особой формы маковыми коржиками, известными под наименованием «Гамана ухо». Время празднования Пурима падает обыкновенно на последние числа нашего февраля или на первые марта, делая его как бы еврейской масленицей.
|