Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книга Есфирь. Глава 9 5 страница



изгнанник может возвратиться в город,
где раньше жил с семьёй,
не опасаясь мести и укоров,
и кончить дни в кругу семьи родной.
Из городов был Кедес в Галилее,
Сихем, что у Ефрема, и Хеврон,
что Халевом могучим покорён.
В Заиорданье прежде Моисеем
был выполнен закон.

С его руки убежищами станут
три малых городка.
Бецер, Рамоф и с ним Голан в Васане
Они приют невинным навсегда.
Отдал Господь Израилю всю землю.
Отдать её поклялся Он отцам
и от сынов не отвратил лица.
Израиль, всё наследие приемля,
сражался до конца.

И поселился на земли просторах.
И дал Господь покой.
И все враги от моря и до моря
повержены Божественной рукой.
Всё, что Господь в великих откровеньях
Израилеву дому говорил,
и всё, что Он в наследье дать сулил,
сбылось и совершилось без сомненья.
Господь с народом был! 7
***************************************

Примечания:

1. Подробное перечисление всех городов и мест по уделам колен сынов Израилевых можно читать на страницах Библии в гл.19 и видеть на прилагаемой карте. Большинство библейских городов к нашему времени исчезли, либо сменили название. Их местоположение неясно. Но наиболее значимые города в тексте названы и обозначены;
2. В древние времена так называлось Геннисаретское озеро. Город с ним рядом – Хиннереф;
3. Меером – малое озеро в верховьях Иордана;
4. В ученой среде нет единого представления о местонахождении этого древнего города. Предположительно «Влево от большой дороги из Иерусалима в Наплуз, на расстоянии получаса на запад от Леббена»;
5. Левиино колено состояло из трех поколений: Гирсонова, Каафова и Мерарина (Чис 3:17-20). Божественное обетование, на котором основывают начальники поколений свою просьбу о городах для жительства, дано было Моисею (Чис 35:1-8);
6. Подробная раскладка городов по участкам левитов дана в гл.21;
7. Изложение второй части книги Иисуса Навина заканчивается указанием на совершенное исполнение — со стороны Господа — данных Им израильскому народу обетовании: народ вступил во владение Ханаанской землей, и никакой враг не выступал против его господства над ней. Если страна не была вполне очищена от прежних жителей и последние препятствовали новым владетелям пользоваться некоторыми участками, то Господь и не обещал немедленного истребления врагов (Исх 23:29-30; Втор 7:22). Это очищение земли от оставшихся в ней ханаанитян должно было совершиться собственными усилиями народа при Божией помощи, которая всегда давалась, когда ее просили. Если этого не произошло, то причиной служило отсутствие не только общенародных усилий, но и усилий отдельных колен в деле изгнания ханаанитях из их уделов в то время, когда они были в состоянии сделать это (17:13).

Книга Иисуса Навина. Глава 15

Иисус Навин отпускает мужей Рувима, Гада и половины колена Манассиина, чтобы они вернулись к своим семействам и в свои уделы на восток от Иордана; Они соорудили жертвенник у Иордана, а остальной Израиль протестовал против этого восстания против Господа; Построившие объяснили, что жертвенник – постоянный свидетель о том, что два с половиной колена – истинные члены Израиля и, что жертвенник будет не для всесожжения, но «свидетель между нами и вами». (Гл.22).

В Силоме на собранье всенародном
Израиля сыны
перед разлукой чествует свободных
от долга братьев. Радостные дни! 1
Рувимово колено, люди Гада,
Манассии полуколено там
сегодня отпускает по домам
сам Иисус. И больше им не надо
по долам и горам

с другими за наследие сражаться,
брать с боем города.
Им Иисус велел теперь собраться,
и так сказал он: «Были вы всегда
приказам и словам моим послушны.
Что Моисей, Господень раб, велел,
сполна отряд ваш выполнить сумел.
Вы много дней служили братьям дружно.
И ныне в свой удел

пришла пора вам воротиться с Богом.
Вы с чистою душой,
отринувши заботы и тревоги,
немедля отправляетесь домой.
Господь, Ваш Бог уделы братьям вашим
отдал, как говорил в былые дни.
И ныне успокоились они.
Теперь за Иордан ваш путь проляжет,
к шатрам своим родным,

на землю, что отдал вам во владенье
раб Божий Моисей.
И станете без страха и сомненья
за Иорданом властвовать на ней.
Храните Моисеевы заветы,
закон его блюдите хорошо
и Господа любите всей душой.
Сердца Его заботою согреты.
Довольство и покой

за вашу верность вам наградой будут.
Благословляю вас!
А братья вашу помощь не забудут.
Идите к вашим семьям в добрый час.
Несёте вы великое богатство:
скота, одежды, меди, серебра
и золота, и всякого добра
несметное количество. По-братски
его в своих шатрах,

придя домой, достойно разделите.
Богатства хватит всем.
И сердцем вашим Господу служите.
Да будет ваш народ благословен»!
Пошли сыны Рувимовы и Гада,
Манассии домой пошли сыны,
с победной, сокрушительной войны.
Чиста их совесть – высшую награду
в душе несут они.

Когда они дошли до Иордана
со светлою душой,
открылся им в предутреннем тумане
холмистый край с высокою горой. 2
И жертвенник на той горе скалистой
они воздвигли, радуясь судьбе,
тому, что им Господь помог в борьбе,
тому, что в этот день святой и чистый
Он их вернул к себе.

Был жертвенник обширным и высоким.
К нему издалёка
орлы стремились под небесным оком,
и пела песни быстрая река.
Но вот, сыны Израиля узнали,
что жертвенник вдали сооружён.
Каким богам, кому он посвящён?
За Иорданом Господа предали!
Народ сей обречён!

И общество Израиля в Силоме
собралось на войну,
чтоб покарать отпад и вероломство,
объявшие восточную страну. 3
Но прежде поступить решили честно:
отправили, надежды не тая,
посольство в Галаадские края.
Елеазаров сын, Финеес вместе
с известными в боях

начальниками тысяч в поколеньях
(их десять человек),
чтоб выявить пред Богом преступленье,
отправились за Иорданский брег. 4
К коленам на восток от Иордана
они пришли и так сказали им:
«Вы нынешним деянием своим
восстали против Господа – нежданно.
Теперь богам чужим

вы жертвенник, придя, воздвигли споро,
от Бога отступив.
Неужто беззакония Фегора
вам мало, от которого все мы
сполна и не очистились доселе,
за что в Ситтиме, в памятные дни
Господним гневом были сражены,
и гнев Его изведали на деле
Израиля сыны.

Отходите от Господа сегодня
одни лишь только вы!
Но завтра повернётся гнев Господний
на всех, и не сносить нам головы!
И если показалась вам нечистой
земля владений ваших за рекой,
идите к нам, найдёте вы покой
на землях наших ровных и гористых
при скинии святой.

Но здесь не восставайте против Бога,
не предавайте нас.
Израильское общество в тревоге,
и видим мы воочию сейчас,
что вы создали жертвенник обширный.
Зачем ещё один сооружён?
Ведь жертвенник, как нам велит закон,
для всесожжений, хлебных жертв и мирных
в Силоме воцарён

у Скинии Господней неизменно,
для Господа един.
Когда Ахан погряз в грехах безмерных,
вы вспомните – он умер не один!
Всё общество Израилево строго
Господь в боях при Гае наказал
за то, что из заклятого тот взял.
Израильтян тогда погибло много,
хоть Бог победу дал».

Но им сыны колен Заиорданья
ответили тотчас:
«О, Бог Богов – Создатель мирозданья –
Он знает нашу верность в этот час.
Да знает и Израиль: наши души
лишь Господу навек принадлежат.
А жертвенник, что ваш смущает взгляд,
он не для жертв и приношений служит.
Пусть на него глядят

грядущих поколений ваши дети –
сыны святой земли
и наши – те, что будут жить на свете
от жертвенника Скинии вдали.
Меж нами Иордан живой границей,
и жертвенник, как памятник над ним –
свидетель вековечный, что храним
мы верность Богу. Под Его десницей
закон отцов мы чтим.

Того не будет, чтобы мы восстали,
нарушили закон,
чтоб Господу служить мы перестали.
Пусть в этот день нас покарает Он!
Один Господень жертвенник священный
в Силоме, перед Скинией Его.
Другого быть не может для Него!
Оттуда дым струится всесожжений
от общества всего». 5

Когда Финеес, сын Елеазара
и с ним колен послы
услышали, исполненные жара,
слова закону Божьему хвалы,
они сказали: «Ныне мы узнали,
что среди нас везде Господь, наш Бог.
И ваш ответ от горя и тревог
Израильское общество избавил
и вас понять помог. 6

И весь Израиль пусть теперь узнает,
что неповинны вы.
И нас теперь Господь не покарает –
чисты вы перед Богом и правы»!
И от сынов Рувимовых и Гада
Финеес возвратился в Ханаан
и с ним отряд, что был ему придан.
И были все ответу братьев рады –
оправдан мирный план

и нет нужды идти на них войною.
Израиля народ
одобрил их деяние земное
и отложил задуманный поход.
А Иисус их жертвенник великий
свидетель - Эд 7 назвал на все века
о том, что воля Божья высока:
Господь есть Бог наш в мире многоликом
Рука Его крепка.
*********************************************

Примечания:

1. По окончании войны вспомогательный отряд от восточно-иорданских колен не был отпущен для того, чтобы он в качестве представителя этих колен присутствовал в народном собрании в Силоме, которое, таким образом, было всенародным. Последним делом этого собрания было решение о возвращении вспомогательного отряда в место его жительства;
2. Местность, на которой вспомогательный отряд восточно-иорданских колен соорудил жертвенник при своем возвращении, определяется словами: в окрестности Иордана, что в земле Хаанской. Название последней, как в предшествующем стихе и других местах (5:12; Чис 32:30; 33:51), употреблено для обозначения западно-иорданской страны, на которой, следовательно, именно близ Иордана, на западной его стороне, сооружен был жертвенник, большой по виду, такой высокий и широкий, чтобы он виден был и издали. Местом этого жертвенника-памятника, как видно из последующего повествования, получившего название «Ед» — «свидетель», была, как указывают ученые путешественники, та выступающая в Иорданскую долину, на север от Иерихона, высокая гора, которая носит в настоящее время название Карн Сартабэ;
3. Побуждение, по которому израильтяне западной стороны Иордана, услышав о построении жертвенника, решили идти войною против восточно-иорданских колен, заключалось в том, что они видели в этом сооружении намерение последних приносить свои жертвы Богу на этом жертвеннике, что запрещено было в законе (Лев 17:8-9; Втор 12:5-14);
4. Предварительное посольство от западно-иорданских колен к восточно-иорданским было отправлено согласно с законом, требовавшим, чтобы в случае известия о появлении нечестивых людей в каком-либо из израильских городов произведено было тщательное расследование дела, и только если это известие оказалось справедливым, виновные были подвергаемы наказанию (Втор 13:12-16);
5. Эти намерения были совершенно отличны от тех, какие в этом увидели западно-иорданские колена. Единственная цель, с какой сооружен был жертвенник, состояла в том, чтобы он был вековечным памятником их верности и преданности Богу отцов своих, — был свидетелем (по евр. тексту Эд) того, «чтобы служением служить Господу» всесожжениями нашими и жертвами нашими. Жертвенник был подобием жертвенника Господня, т. е. устроен был по образцу жертвенника, находившегося в Скинии Господней, который отличался, следовательно, по самому своему устройству от языческих жертвенников;
6. т. е. избавил от наказания, которое постигло бы израильский народ, если бы восточно-иорданские колена имели намерение устроить в собственном смысле жертвенник, отдельный от существовавшего в Скинии Господней и если бы это нарушение закона было оставлено западно-иорданскими коленами без наказания;
7. Эд – свидетель (евр.).

Книга Иисуса Навина. Глава 16

Иисус Навин предупреждает старейшин Израилевых, чтобы они соблюдали закон Божий и хранили себя чистыми от связей с Хананеями и их богами (гл.23).

Шли годы. На земле обетованной
царили мир и труд.
Господь народ свой силой первозданной
от всех его врагов избавил тут.
А Иисус, сын Навин – вождь народа,
давно вошёл в преклонные лета,
но не ушла былая красота
с лица его. От первых дней Исхода
душа его чиста.

И вот однажды Иисус под вечер
призвал к себе в Силом
сынов Израилевых – всех старейшин,
начальников, судей сказать о том,
что долгом счёл теперь сказать пред ними. 1
И обществу поведал он тогда:
«Вы видите, в преклонные лета
вошёл я и могу покинуть ныне
любимые места.

Видали всё вы, что Господь содеял
с народами сих мест.
Он перед вами всех врагов развеял.
За вас в горах сражался и окрест.
Я разделил по жребию все земли
в удел коленам вашим тех племён,
что истреблять и гнать помог мне Он.
И уходя, Его я гласу внемлю –
надежде всех времён.

От Иордана Он помог до моря
в наследие войти.
На сей земле и в радости, и в горе
должны идти вы по Его пути.
А посему вы в точности храните
и исполняйте писаный закон,
что Моисеем в книгу занесён.
На шаг не уклоняйтесь, не грешите.
Для вас написан он.

Меж вас остались местные народы
и злые боги их.
Несут они пороки и невзгоды,
бесчестные в стремлениях своих.
Вы с ними не общайтесь, не роднитесь,
не вспоминайте имени богов.
Своих родных держитесь очагов
и чуждыми богами не клянитесь,
тотемами врагов.

Не поклоняйтесь их богам, но будьте
лишь Господу верны,
как были вы всегда. И не забудьте:
лишь с Господом крепки вы и сильны.
Ведь тысячу один из вас прогонит,
пока Господь сражается за вас.
Так было в грозных битвах и не раз!
Пусть вас ничто к другим богам не склонит.
Услышьте мой наказ:

Любите Бога вашего безмерно.
Он ваш Господь, ваш Бог.
Но если вы растление и скверну
допустите бездумно на порог,
пристанете к оставшимся народам,
войдёте с ними в кровное родство,
погубите и дух и естество
и вскоре потеряете свободу,
что вам милей всего.

Народы те Господь уж не прогонит
Останутся для вас
петлёй и сетью, язвой на ладонях,
бичом для рёбер, тернием для глаз. 2
И будет так, доколе поголовно
не будете вы все истреблены
с земли сей доброй, с пажитей страны,
которую Господь вам дал бескровно
дорогами войны.

Пробил мой час, и ныне отхожу я
в извечный путь земли.
Вы знаете, всем сердцем памятуя,
что только с Божьей помощью смогли
изгнать и победить сии народы.
И всё, что говорил Господь, ваш Бог,
сбылось для вас среди земных дорог.
Вы получили землю и свободу.
Господь во всём помог.

Сбылись все добрые слова Господни –
исполнился обет.
Исполнятся и злые для народа,
лишь только вы преступите завет.
Завет, который Он поставил с вами,
и станете служить другим богам
и поклоняться идолам врага,
то возгорится Божья гнева пламя,
и Господа рука

погубит вас, как прежде возродила.
И сгинете с земли,
что прежде вас кормила и поила,
которой удержать вы не смогли.
Гнев Божий на Израиль возгорится,
и скроет Он лицо Своё от них,
оставит перед бедами одних,
и хаос на земле сей воцарится,
и скорбь постигнет их…
************************************

Примечания:

1. Подобно пророку Моисею, Иисус Навин, чувствуя приближение смерти, обратился к своему народу с наставлениями и увещаниями, которые изложены в двух последних главах книги, носящей его имя;
2. Здесь соединены вместе употребленные отдельно в других местах ветхозаветных книг (Ис 8:15; Исх 23:3; Чис 33:55; бич [шотет] — только здесь) образы крайне мучительного состояния, в которое приведут израильский народ хананеи, если он отпадет от Господа и останется с ними;

Книга Иисуса Навина. Глава 17

Иисус Навин делает обзор истории Израиля, увещевает слушателей: «изберите себе ныне, кому служить» и «А я и дом мой будем служить Господу»; Обновляет в Силоме завет Израиля с Господом; Смерть Иисуса Навина и погребение его в его уделе; Кости Иосифа сохранены в Сихеме, смерть Елеазара священника (Гл.24).

Вновь Иисус собрал в Силом для встречи
Израилев народ.
Он думал про себя: «Ведь я не вечен.
Всё передам, что мне Господь речёт»!
Собравшимся старейшинам и судьям,
начальникам, князьям от всех колен
стал говорить он, Богом вдохновен,
о том, что было и о том, что будет,
пред Господом смирен:

«Так говорит Господь, наш Бог: «Издревле
за быстрою рекой
отцы народа на пустынных землях
пасли овец, и с верою чужой
текла их жизнь. Другим богам служили
сам Фара и Нахор, и Авраам –
сыны его, с которыми он сам
и близкие в Халдейском Уре жили.
Они родились там.

И вот отца народа Авраама
Я взял из-за реки.
Водил его по землям Ханаана,
на склоне лет избавил от тоски –
размножил семя – дал ему Исаака.
Тот Иакова с Исавом породил.
Исаву дан в наследие Сеир.
Иакова с сынами для их блага
в Египте поселил.

Послал Я Моисея с Аароном,
чтоб вывели народ
И язвами Египет непреклонный
Я поразил – людей его и скот.
Отцов Я ваших из Египта вывел.
К Чермному морю вы пришли тогда.
Но фараон для быстрого суда
за вами гнался злобный и спесивый.
Минуя города,

гремели боевые колесницы
в пустыне по камням.
И всадников лихие вереницы
стелились степью, смерть неся отцам.
Но возопили к Господу Евреи.
И тьмой укрыл их от врага Господь,
а Египтян – живую кровь и плоть
на дне морском оставил, не жалея,
Он, как песка щепоть.

И много лет вы пробыли в пустыне.
Потом Я вас привёл
на землю Аморреев. Ту, где ныне
наследственный удел себе нашёл
Манассия – его полуколено.
Потом восстал Валак, Сепфоров сын,
царь Моавитский. Был он не один:
с ним Валаам, Веоров сын надменный,
с Фегоровых вершин

Призвал его Валак проклясть Израиль.
Но Я не допустил.
Израиль от проклятия избавил,
и Валаам его благословил.

Когда за Иордан к Иерихону
вы станом перешли,
стеной пред вами стали и препоной
воинственные жители земли.
Хеттеев, Аморреев, Хананеев,
Евеев, Ферезеев и других,
сражавшихся с оружием за них –
ряды Иевусеев, Гергесеев,
кто был и смел и лих,

Я предал в ваши руки безвозвратно.
И сильных двух царей
не сами вы погнали безоглядно,
не луком и не силою своей.
То Я наслал шершней на Аморреев. 1
Прогнали шершни грозного врага.
Я дал вам землю – пашни и луга,
На ней свободно жнёте вы, не сеяв.
Для вас земли блага:

те города, в которых вы живёте –
не строили вы их.
Плоды, вино, которое вы пьёте –
всё из садов, что дал вам Я, чужих».
«Итак, – промолвил Иисус народу, –
вы Господу служите в чистоте,
отвергните богов, коварных тех,
которым за рекой в былые годы
в духовной пустоте

отцы служили ваши. Поклонялись
в Египте им они. 2
Но вам велю, чтоб Господа боялись
и перед Ним во все ходили дни.
А если вам отныне неугодно
Ему служить, то выбор есть большой:
богам отцов служите всей душой,
которым в старину в степи безводной
служили за рекой.

А можете богам народов местных
служить и верить в них.
Но я, мой дом, мой род со мною вместе
лишь Господу верны в сердцах своих»! 3
И отвечал народ: «Того не будет,
чтоб стали мы служить другим богам!
Господь и правда Божья дорога!
Без Господа мы дальше жить не сможем –
На нас Его рука!

Отцов и нас Он из Египта вывел,
от рабства и тоски.
Он море иссушил и воды вздыбил,
чтоб нас спасти от вражеской руки.
Господь хранил нас среди всех народов
на всём пути, которым долго шли
мы до отцам обещанной земли.
И здесь Он дал нам землю и свободу
от всех невзгод вдали.

А посему и мы служить навеки
готовы одному!
И наш закон – он в книге при ковчеге. 4
Господь, наш Бог. Мы служим лишь Ему»!
«Он Бог ревнитель, – Иисус ответил, –
Не терпит Он измены и грехов.
И если вы оставите Его
в своём непостоянстве, словно ветер,
лишитесь вы всего.

Он зло на вас нашлёт, вас истребит Он,
хоть вам благотворил.
Вы будете врагом своим разбиты,
лишит Он вас и мужества, и сил».
Но Иисуса так народ заверил:
«Мы будем только Господу служить,
с Ним в сердце нашем в мире будем жить
и беззаветно слову Бога верить»!
«Что ж, так тому и быть, –

сказал им Иисус, потом добавил, –
А станете тогда
свидетелями, что избрали сами
вы Господа – служить Ему всегда»?
«Свидетели! – Народ ему ответил.
«Итак, чужих отвергнете богов,
что есть ещё у ваших очагов,
и Бог Израилев путь праведный осветит
вам из глуби веков»!

«Да будет так, – сказало всё собранье, –
служить мы станем все
лишь Господу – основе мирозданья,
и гласу Божию внимать везде»!
И заключил в тот день завет с народом
вождь Иисус. И дал ему закон. 5
Слова сии в Силоме в книгу он
вписал 6 и зачитал перед заходом,
зарёю освещён.

И взял большой он камень и под дубом
у скинии святой,
поставил камень истинный и грубый,
сияющий природной красотой.
И так сказал народу: «Этот камень
свидетель нам, ведь слышал он слова,
что говорил Господь, и в нём жива
та клятва, что сейчас дана здесь вами.
Как день, она нова!

И против вас свидетель этот камень,
чтоб впредь вам не солгать
пред Богом вашим – всемогущим самым,
дарующим и жизнь и благодать»!
И отпустил людей он по уделам,
И с Богом в сердце разошлись они.
В земных заботах потекли их дни.
А Иисус, сын Навин дело сделав
отцам его сродни,

в свои сто десять лет покинул землю,
и был он погребён
в Фамнаф-Сараи, что в его уделе –
Ефремовой горы скалистый склон. 7
И весь Израиль искренне и рьяно
в дни Иисуса Господу служил.
И в дни старейшин Господа любил.
Старейшины – свидетели деяний
всех, что Господь вершил.

Иосифовы кости в дни исхода
Израиля сыны
забрали из Египта, и сквозь годы
они в страну обета внесены.
И вот захоронили их в Сихеме,
в земле его родимых сыновей,
о чём просил он на закате дней.
По воле Господа настало время
ему вернуться к ней. 8

Потом Елеазар, сын Аарона
ушёл с лица земли.
Он славным был блюстителем закона.
Знал, как отец, всё, что Господь велит.
И на холме Финееса высоком
вблизи Силома похоронен он.
И сын его, священством облечён,
при скинии святой стоит пред Богом.
Фенеес чтит закон…
**************************************

Примечания:

1. Шершни служили таким же средством к поражению ханаанитян во время борьбы с ними израильтян за Ханаанскую землю, как те пресмыкающиеся и насекомые, которыми Господь поразил Египет (Втор 7:18-20). В кн. Премудрости (Прем 12:12) они названы предтечами воинства Господня, посланными для того, чтобы они мало-помалу истребляли ханаанитян;
2. Увещание отвергните богов дает понять, что между израильтянами, современными Иисусу Навину, были такие, которые имели наклонность к язычеству, проявлявшуюся в том, что с поклонением Господу они соединяли почитание других богов;
3. Так как очищение народного служения Господу от языческих суеверий не могло быть достигнуто внешними мерами, то поэтому Иисус Навин для достижения этой цели обращается к народной совести, предлагая ей решить вопрос о том, кому народ хочет служить, Господу ли или другим богам, причем самой постановкой вопроса устраняется мысль о соединимости того и другого служения. Делая народу это предложение, израильский вождь поступает так же, как и Моисей (Втор 30:15,19). Свое влияние на народное решение он ограничивает действием только своего примера: а я и дом мой будем служить Господу;
4. Книга закона Моисеева традиционно хранится в скинии, справа от ковчега завета Господня;
5. И дал ему закон (по еврейскому тексту хок умишпат), т. е. изложил обязанности, которые принял на себя народ через вступление в завет с Богом, и права на получение благ, обещанных исполнителям божественных заповедей (Исх 15:25, где употреблены те же выражения);
6. т. е. то, что он говорил народу от имени Божия и что отвечал ему народ, предстоя пред Богом он вписал в книгу закона Божия, под которой разумеется книга закона, которую отдал Моисей священникам и старейшинам (Втор 31:9,24-26);
7. Иисус Навин не оставил себе преемника по управлению народом потому, конечно, что считал достаточными для этого, при тогдашнем состоянии народа, существовавшие у него органы управления, какими были старейшины вместе с первосвященником;
8. Погребение вынесенных из Египта костей Иосифа (Исх 13:19) совершено было, вероятно, вскоре после поселения Ефремова колена в Сихеме, а отнесено к концу книги для того, чтобы передачей этого сведения не нарушать последовательного изложения других событий. Гробница праведного Иосифа (Кабр Юсуф), находящаяся в Сихемской долине, в 20-ти минутах от источника Иакова (Бир Якуб), пользуется и в настоящее время почитанием не только со стороны евреев и христиан, но и мусульман;

Книга Руфь. Глава 1

Елимелех со своей семьёй уходит от голода из Вифлеема в землю Моава; Он и два его сына умирают там, оставив после себя жену Ноеминь с двумя её снохами Моавитянками; Ноеминь решила одной вернуться на родину; Орфа попрощалась с ней, но Руфь решила не оставлять её и пошла с ней в Вифлеем; Пришли в Вифлеем в начале жатвы.

В те дни на знойных землях Палестины
был страшный недород –
животворящий дождь страну покинул,
от голода отчаялся народ.
А правили тогда народом Судьи.
Израиль не избрал ещё царя.
Судил первосвященник Илия.
К нему несли свои заботы люди
Но выжжена земля,

и голод беспощадною змеёю
Израиль охватил.
И небо равнодушно голубое,
и жить без хлеба не хватает сил.
Тогда Елимелех из Вифлеема, 1
от голода и горестей устав,
отправился с семьёй своей в Моав.
Одежду, серебро взял для обмена,
и с месяц поблуждав,

они на Моавитские просторы
пришли за Иордан.
Остаться там они решили с горя.
«Такой нам жребий Богом свыше дан, –
Ноеминь утешала тихо мужа.
И ей внимая, ободрялся он.
А сыновья Махлон и Хилеон
За мать с отцом отдать готовы душу
и древний чтут закон.

Но нет, недолго на земле Моава
прожил Елимелех.
Он был пришельцем без земли, без права
и нёс в душе исхода тяжкий грех.
И умер он. Семью постигло горе. 2
Ноеминь с сыновьями здесь одна.
И детям жизнь вдовы посвящена.
А сыновья её женились вскоре.
У каждого жена.

Они Моавитянок взяли в жёны
красивых, молодых,
и стали жить в Моаве отстранённо
от веры и обычаев чужих.
И младший – Хилеон взял Орфу в жёны,
А старший сын Махлон взял Руфь женой.
И стала Руфь и близкой и родной.
И приняла еврейские законы,
и принесла покой.

И десять лет прошли для них в Моаве,
как странный, дивный сон.
И сыновей Ноемини бесправных
с земли унёс к отцу навеки он.
И незачем вдове терпеть чужбину,
когда, по слухам, одарил народ
Бог новым хлебом, и Судья Аод
Израилем достойно правит ныне
уже который год.

И вот вдова со снохами своими,
наперекор судьбе,
из этих мест, не ставших ей родными,
отправилась на родину к себе. 3
И вот они подходят к Иордану.
Там за рекой гористая страна.
То Иудея – родина видна.
И в дымке предрассветного тумана
им говорит она:

«Спасибо, что меня вы проводили.
А дальше – я одна…
Я знаю: вы сынов моих любили,
но я теперь вам больше не нужна.
Вы молоды ещё и жить вам долго.
Вернитесь в дом отцов и матерей.
Господь воздаст вам милостью Своей
за вашу ласку и за верность долгу,
любовь к семье моей.

Делить со мною жизнь намного хуже.
Пускай Господь вам даст
пристанище, покой в шатре у мужа,
пусть наградит детьми своими вас».
И с тем Ноеминь их поцеловала,
но снохи в слёзы: «Нет пойдём с тобой.
Твой Бог и твой народ для нас родной»!
Ноеминь им на это отвечала:
«Зачем идти со мной?

О, разве есть сыны ещё во чреве,
которые сейчас,
как листья и плоды на старом древе,
мужьями возродились бы для вас?
Да если бы во тьме шатра ночного
сегодня я с мужчиною была
и двух сынов счастливо родила,
вам не дождаться мужа дорогого.
Пора моя прошла.

Нет, дочери мои, вам ждать не нужно.
Забудьте обо мне.
Я знаю: вы верны и небездушны,
но ваше счастье в вашей стороне»!
Они опять рыдали и вопили,
а позже Орфа распростилась с ней,
с Ноеминью, как с матерью своей.
А Руфь осталась со свекровью милой
делить невзгоды дней.

Ноэминь и Руфь

Ноеминь вновь сказала ей: «Родная,
вернись в свои края –
к богам своим, к народу. Я ведь знаю,
что дома будет легче жизнь твоя»!
Но Руфь в ответ: «Меня не принуждай ты
тебя оставить и уйти домой.
Вся жизнь моя отныне лишь с тобой,
с твоим народом. И ещё – узнай ты:
твой Бог отныне – мой!

И где умрёшь ты, там с тобою рядом
и я погребена,
Каким меня Господь не бил бы градом,
с тобой меня разлучит смерть одна»!
Ноеминь, видя, что сноха решила
быть с ней, тверда в намеренье своём,
не стала отговаривать её.
И больше ничего не говорила.
Пошли они вдвоём.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.