Книга Есфирь. Глава 9 5 страница
изгнанник может возвратиться в город, где раньше жил с семьёй, не опасаясь мести и укоров, и кончить дни в кругу семьи родной. Из городов был Кедес в Галилее, Сихем, что у Ефрема, и Хеврон, что Халевом могучим покорён. В Заиорданье прежде Моисеем был выполнен закон.
С его руки убежищами станут три малых городка. Бецер, Рамоф и с ним Голан в Васане Они приют невинным навсегда. Отдал Господь Израилю всю землю. Отдать её поклялся Он отцам и от сынов не отвратил лица. Израиль, всё наследие приемля, сражался до конца.
И поселился на земли просторах. И дал Господь покой. И все враги от моря и до моря повержены Божественной рукой. Всё, что Господь в великих откровеньях Израилеву дому говорил, и всё, что Он в наследье дать сулил, сбылось и совершилось без сомненья. Господь с народом был! 7 ***************************************
Примечания:
1. Подробное перечисление всех городов и мест по уделам колен сынов Израилевых можно читать на страницах Библии в гл.19 и видеть на прилагаемой карте. Большинство библейских городов к нашему времени исчезли, либо сменили название. Их местоположение неясно. Но наиболее значимые города в тексте названы и обозначены; 2. В древние времена так называлось Геннисаретское озеро. Город с ним рядом – Хиннереф; 3. Меером – малое озеро в верховьях Иордана; 4. В ученой среде нет единого представления о местонахождении этого древнего города. Предположительно «Влево от большой дороги из Иерусалима в Наплуз, на расстоянии получаса на запад от Леббена»; 5. Левиино колено состояло из трех поколений: Гирсонова, Каафова и Мерарина (Чис 3:17-20). Божественное обетование, на котором основывают начальники поколений свою просьбу о городах для жительства, дано было Моисею (Чис 35:1-8); 6. Подробная раскладка городов по участкам левитов дана в гл.21; 7. Изложение второй части книги Иисуса Навина заканчивается указанием на совершенное исполнение — со стороны Господа — данных Им израильскому народу обетовании: народ вступил во владение Ханаанской землей, и никакой враг не выступал против его господства над ней. Если страна не была вполне очищена от прежних жителей и последние препятствовали новым владетелям пользоваться некоторыми участками, то Господь и не обещал немедленного истребления врагов (Исх 23:29-30; Втор 7:22). Это очищение земли от оставшихся в ней ханаанитян должно было совершиться собственными усилиями народа при Божией помощи, которая всегда давалась, когда ее просили. Если этого не произошло, то причиной служило отсутствие не только общенародных усилий, но и усилий отдельных колен в деле изгнания ханаанитях из их уделов в то время, когда они были в состоянии сделать это (17:13).
Книга Иисуса Навина. Глава 15
Иисус Навин отпускает мужей Рувима, Гада и половины колена Манассиина, чтобы они вернулись к своим семействам и в свои уделы на восток от Иордана; Они соорудили жертвенник у Иордана, а остальной Израиль протестовал против этого восстания против Господа; Построившие объяснили, что жертвенник – постоянный свидетель о том, что два с половиной колена – истинные члены Израиля и, что жертвенник будет не для всесожжения, но «свидетель между нами и вами». (Гл.22).
В Силоме на собранье всенародном Израиля сыны перед разлукой чествует свободных от долга братьев. Радостные дни! 1 Рувимово колено, люди Гада, Манассии полуколено там сегодня отпускает по домам сам Иисус. И больше им не надо по долам и горам
с другими за наследие сражаться, брать с боем города. Им Иисус велел теперь собраться, и так сказал он: «Были вы всегда приказам и словам моим послушны. Что Моисей, Господень раб, велел, сполна отряд ваш выполнить сумел. Вы много дней служили братьям дружно. И ныне в свой удел
пришла пора вам воротиться с Богом. Вы с чистою душой, отринувши заботы и тревоги, немедля отправляетесь домой. Господь, Ваш Бог уделы братьям вашим отдал, как говорил в былые дни. И ныне успокоились они. Теперь за Иордан ваш путь проляжет, к шатрам своим родным,
на землю, что отдал вам во владенье раб Божий Моисей. И станете без страха и сомненья за Иорданом властвовать на ней. Храните Моисеевы заветы, закон его блюдите хорошо и Господа любите всей душой. Сердца Его заботою согреты. Довольство и покой
за вашу верность вам наградой будут. Благословляю вас! А братья вашу помощь не забудут. Идите к вашим семьям в добрый час. Несёте вы великое богатство: скота, одежды, меди, серебра и золота, и всякого добра несметное количество. По-братски его в своих шатрах,
придя домой, достойно разделите. Богатства хватит всем. И сердцем вашим Господу служите. Да будет ваш народ благословен»! Пошли сыны Рувимовы и Гада, Манассии домой пошли сыны, с победной, сокрушительной войны. Чиста их совесть – высшую награду в душе несут они.
Когда они дошли до Иордана со светлою душой, открылся им в предутреннем тумане холмистый край с высокою горой. 2 И жертвенник на той горе скалистой они воздвигли, радуясь судьбе, тому, что им Господь помог в борьбе, тому, что в этот день святой и чистый Он их вернул к себе.
Был жертвенник обширным и высоким. К нему издалёка орлы стремились под небесным оком, и пела песни быстрая река. Но вот, сыны Израиля узнали, что жертвенник вдали сооружён. Каким богам, кому он посвящён? За Иорданом Господа предали! Народ сей обречён!
И общество Израиля в Силоме собралось на войну, чтоб покарать отпад и вероломство, объявшие восточную страну. 3 Но прежде поступить решили честно: отправили, надежды не тая, посольство в Галаадские края. Елеазаров сын, Финеес вместе с известными в боях
начальниками тысяч в поколеньях (их десять человек), чтоб выявить пред Богом преступленье, отправились за Иорданский брег. 4 К коленам на восток от Иордана они пришли и так сказали им: «Вы нынешним деянием своим восстали против Господа – нежданно. Теперь богам чужим
вы жертвенник, придя, воздвигли споро, от Бога отступив. Неужто беззакония Фегора вам мало, от которого все мы сполна и не очистились доселе, за что в Ситтиме, в памятные дни Господним гневом были сражены, и гнев Его изведали на деле Израиля сыны.
Отходите от Господа сегодня одни лишь только вы! Но завтра повернётся гнев Господний на всех, и не сносить нам головы! И если показалась вам нечистой земля владений ваших за рекой, идите к нам, найдёте вы покой на землях наших ровных и гористых при скинии святой.
Но здесь не восставайте против Бога, не предавайте нас. Израильское общество в тревоге, и видим мы воочию сейчас, что вы создали жертвенник обширный. Зачем ещё один сооружён? Ведь жертвенник, как нам велит закон, для всесожжений, хлебных жертв и мирных в Силоме воцарён
у Скинии Господней неизменно, для Господа един. Когда Ахан погряз в грехах безмерных, вы вспомните – он умер не один! Всё общество Израилево строго Господь в боях при Гае наказал за то, что из заклятого тот взял. Израильтян тогда погибло много, хоть Бог победу дал».
Но им сыны колен Заиорданья ответили тотчас: «О, Бог Богов – Создатель мирозданья – Он знает нашу верность в этот час. Да знает и Израиль: наши души лишь Господу навек принадлежат. А жертвенник, что ваш смущает взгляд, он не для жертв и приношений служит. Пусть на него глядят
грядущих поколений ваши дети – сыны святой земли и наши – те, что будут жить на свете от жертвенника Скинии вдали. Меж нами Иордан живой границей, и жертвенник, как памятник над ним – свидетель вековечный, что храним мы верность Богу. Под Его десницей закон отцов мы чтим.
Того не будет, чтобы мы восстали, нарушили закон, чтоб Господу служить мы перестали. Пусть в этот день нас покарает Он! Один Господень жертвенник священный в Силоме, перед Скинией Его. Другого быть не может для Него! Оттуда дым струится всесожжений от общества всего». 5
Когда Финеес, сын Елеазара и с ним колен послы услышали, исполненные жара, слова закону Божьему хвалы, они сказали: «Ныне мы узнали, что среди нас везде Господь, наш Бог. И ваш ответ от горя и тревог Израильское общество избавил и вас понять помог. 6
И весь Израиль пусть теперь узнает, что неповинны вы. И нас теперь Господь не покарает – чисты вы перед Богом и правы»! И от сынов Рувимовых и Гада Финеес возвратился в Ханаан и с ним отряд, что был ему придан. И были все ответу братьев рады – оправдан мирный план
и нет нужды идти на них войною. Израиля народ одобрил их деяние земное и отложил задуманный поход. А Иисус их жертвенник великий свидетель - Эд 7 назвал на все века о том, что воля Божья высока: Господь есть Бог наш в мире многоликом Рука Его крепка. *********************************************
Примечания:
1. По окончании войны вспомогательный отряд от восточно-иорданских колен не был отпущен для того, чтобы он в качестве представителя этих колен присутствовал в народном собрании в Силоме, которое, таким образом, было всенародным. Последним делом этого собрания было решение о возвращении вспомогательного отряда в место его жительства; 2. Местность, на которой вспомогательный отряд восточно-иорданских колен соорудил жертвенник при своем возвращении, определяется словами: в окрестности Иордана, что в земле Хаанской. Название последней, как в предшествующем стихе и других местах (5:12; Чис 32:30; 33:51), употреблено для обозначения западно-иорданской страны, на которой, следовательно, именно близ Иордана, на западной его стороне, сооружен был жертвенник, большой по виду, такой высокий и широкий, чтобы он виден был и издали. Местом этого жертвенника-памятника, как видно из последующего повествования, получившего название «Ед» — «свидетель», была, как указывают ученые путешественники, та выступающая в Иорданскую долину, на север от Иерихона, высокая гора, которая носит в настоящее время название Карн Сартабэ; 3. Побуждение, по которому израильтяне западной стороны Иордана, услышав о построении жертвенника, решили идти войною против восточно-иорданских колен, заключалось в том, что они видели в этом сооружении намерение последних приносить свои жертвы Богу на этом жертвеннике, что запрещено было в законе (Лев 17:8-9; Втор 12:5-14); 4. Предварительное посольство от западно-иорданских колен к восточно-иорданским было отправлено согласно с законом, требовавшим, чтобы в случае известия о появлении нечестивых людей в каком-либо из израильских городов произведено было тщательное расследование дела, и только если это известие оказалось справедливым, виновные были подвергаемы наказанию (Втор 13:12-16); 5. Эти намерения были совершенно отличны от тех, какие в этом увидели западно-иорданские колена. Единственная цель, с какой сооружен был жертвенник, состояла в том, чтобы он был вековечным памятником их верности и преданности Богу отцов своих, — был свидетелем (по евр. тексту Эд) того, «чтобы служением служить Господу» всесожжениями нашими и жертвами нашими. Жертвенник был подобием жертвенника Господня, т. е. устроен был по образцу жертвенника, находившегося в Скинии Господней, который отличался, следовательно, по самому своему устройству от языческих жертвенников; 6. т. е. избавил от наказания, которое постигло бы израильский народ, если бы восточно-иорданские колена имели намерение устроить в собственном смысле жертвенник, отдельный от существовавшего в Скинии Господней и если бы это нарушение закона было оставлено западно-иорданскими коленами без наказания; 7. Эд – свидетель (евр.).
Книга Иисуса Навина. Глава 16
Иисус Навин предупреждает старейшин Израилевых, чтобы они соблюдали закон Божий и хранили себя чистыми от связей с Хананеями и их богами (гл.23).
Шли годы. На земле обетованной царили мир и труд. Господь народ свой силой первозданной от всех его врагов избавил тут. А Иисус, сын Навин – вождь народа, давно вошёл в преклонные лета, но не ушла былая красота с лица его. От первых дней Исхода душа его чиста.
И вот однажды Иисус под вечер призвал к себе в Силом сынов Израилевых – всех старейшин, начальников, судей сказать о том, что долгом счёл теперь сказать пред ними. 1 И обществу поведал он тогда: «Вы видите, в преклонные лета вошёл я и могу покинуть ныне любимые места.
Видали всё вы, что Господь содеял с народами сих мест. Он перед вами всех врагов развеял. За вас в горах сражался и окрест. Я разделил по жребию все земли в удел коленам вашим тех племён, что истреблять и гнать помог мне Он. И уходя, Его я гласу внемлю – надежде всех времён.
От Иордана Он помог до моря в наследие войти. На сей земле и в радости, и в горе должны идти вы по Его пути. А посему вы в точности храните и исполняйте писаный закон, что Моисеем в книгу занесён. На шаг не уклоняйтесь, не грешите. Для вас написан он.
Меж вас остались местные народы и злые боги их. Несут они пороки и невзгоды, бесчестные в стремлениях своих. Вы с ними не общайтесь, не роднитесь, не вспоминайте имени богов. Своих родных держитесь очагов и чуждыми богами не клянитесь, тотемами врагов.
Не поклоняйтесь их богам, но будьте лишь Господу верны, как были вы всегда. И не забудьте: лишь с Господом крепки вы и сильны. Ведь тысячу один из вас прогонит, пока Господь сражается за вас. Так было в грозных битвах и не раз! Пусть вас ничто к другим богам не склонит. Услышьте мой наказ:
Любите Бога вашего безмерно. Он ваш Господь, ваш Бог. Но если вы растление и скверну допустите бездумно на порог, пристанете к оставшимся народам, войдёте с ними в кровное родство, погубите и дух и естество и вскоре потеряете свободу, что вам милей всего.
Народы те Господь уж не прогонит Останутся для вас петлёй и сетью, язвой на ладонях, бичом для рёбер, тернием для глаз. 2 И будет так, доколе поголовно не будете вы все истреблены с земли сей доброй, с пажитей страны, которую Господь вам дал бескровно дорогами войны.
Пробил мой час, и ныне отхожу я в извечный путь земли. Вы знаете, всем сердцем памятуя, что только с Божьей помощью смогли изгнать и победить сии народы. И всё, что говорил Господь, ваш Бог, сбылось для вас среди земных дорог. Вы получили землю и свободу. Господь во всём помог.
Сбылись все добрые слова Господни – исполнился обет. Исполнятся и злые для народа, лишь только вы преступите завет. Завет, который Он поставил с вами, и станете служить другим богам и поклоняться идолам врага, то возгорится Божья гнева пламя, и Господа рука
погубит вас, как прежде возродила. И сгинете с земли, что прежде вас кормила и поила, которой удержать вы не смогли. Гнев Божий на Израиль возгорится, и скроет Он лицо Своё от них, оставит перед бедами одних, и хаос на земле сей воцарится, и скорбь постигнет их… ************************************
Примечания:
1. Подобно пророку Моисею, Иисус Навин, чувствуя приближение смерти, обратился к своему народу с наставлениями и увещаниями, которые изложены в двух последних главах книги, носящей его имя; 2. Здесь соединены вместе употребленные отдельно в других местах ветхозаветных книг (Ис 8:15; Исх 23:3; Чис 33:55; бич [шотет] — только здесь) образы крайне мучительного состояния, в которое приведут израильский народ хананеи, если он отпадет от Господа и останется с ними;
Книга Иисуса Навина. Глава 17
Иисус Навин делает обзор истории Израиля, увещевает слушателей: «изберите себе ныне, кому служить» и «А я и дом мой будем служить Господу»; Обновляет в Силоме завет Израиля с Господом; Смерть Иисуса Навина и погребение его в его уделе; Кости Иосифа сохранены в Сихеме, смерть Елеазара священника (Гл.24).
Вновь Иисус собрал в Силом для встречи Израилев народ. Он думал про себя: «Ведь я не вечен. Всё передам, что мне Господь речёт»! Собравшимся старейшинам и судьям, начальникам, князьям от всех колен стал говорить он, Богом вдохновен, о том, что было и о том, что будет, пред Господом смирен:
«Так говорит Господь, наш Бог: «Издревле за быстрою рекой отцы народа на пустынных землях пасли овец, и с верою чужой текла их жизнь. Другим богам служили сам Фара и Нахор, и Авраам – сыны его, с которыми он сам и близкие в Халдейском Уре жили. Они родились там.
И вот отца народа Авраама Я взял из-за реки. Водил его по землям Ханаана, на склоне лет избавил от тоски – размножил семя – дал ему Исаака. Тот Иакова с Исавом породил. Исаву дан в наследие Сеир. Иакова с сынами для их блага в Египте поселил.
Послал Я Моисея с Аароном, чтоб вывели народ И язвами Египет непреклонный Я поразил – людей его и скот. Отцов Я ваших из Египта вывел. К Чермному морю вы пришли тогда. Но фараон для быстрого суда за вами гнался злобный и спесивый. Минуя города,
гремели боевые колесницы в пустыне по камням. И всадников лихие вереницы стелились степью, смерть неся отцам. Но возопили к Господу Евреи. И тьмой укрыл их от врага Господь, а Египтян – живую кровь и плоть на дне морском оставил, не жалея, Он, как песка щепоть.
И много лет вы пробыли в пустыне. Потом Я вас привёл на землю Аморреев. Ту, где ныне наследственный удел себе нашёл Манассия – его полуколено. Потом восстал Валак, Сепфоров сын, царь Моавитский. Был он не один: с ним Валаам, Веоров сын надменный, с Фегоровых вершин
Призвал его Валак проклясть Израиль. Но Я не допустил. Израиль от проклятия избавил, и Валаам его благословил.
Когда за Иордан к Иерихону вы станом перешли, стеной пред вами стали и препоной воинственные жители земли. Хеттеев, Аморреев, Хананеев, Евеев, Ферезеев и других, сражавшихся с оружием за них – ряды Иевусеев, Гергесеев, кто был и смел и лих,
Я предал в ваши руки безвозвратно. И сильных двух царей не сами вы погнали безоглядно, не луком и не силою своей. То Я наслал шершней на Аморреев. 1 Прогнали шершни грозного врага. Я дал вам землю – пашни и луга, На ней свободно жнёте вы, не сеяв. Для вас земли блага:
те города, в которых вы живёте – не строили вы их. Плоды, вино, которое вы пьёте – всё из садов, что дал вам Я, чужих». «Итак, – промолвил Иисус народу, – вы Господу служите в чистоте, отвергните богов, коварных тех, которым за рекой в былые годы в духовной пустоте
отцы служили ваши. Поклонялись в Египте им они. 2 Но вам велю, чтоб Господа боялись и перед Ним во все ходили дни. А если вам отныне неугодно Ему служить, то выбор есть большой: богам отцов служите всей душой, которым в старину в степи безводной служили за рекой.
А можете богам народов местных служить и верить в них. Но я, мой дом, мой род со мною вместе лишь Господу верны в сердцах своих»! 3 И отвечал народ: «Того не будет, чтоб стали мы служить другим богам! Господь и правда Божья дорога! Без Господа мы дальше жить не сможем – На нас Его рука!
Отцов и нас Он из Египта вывел, от рабства и тоски. Он море иссушил и воды вздыбил, чтоб нас спасти от вражеской руки. Господь хранил нас среди всех народов на всём пути, которым долго шли мы до отцам обещанной земли. И здесь Он дал нам землю и свободу от всех невзгод вдали.
А посему и мы служить навеки готовы одному! И наш закон – он в книге при ковчеге. 4 Господь, наш Бог. Мы служим лишь Ему»! «Он Бог ревнитель, – Иисус ответил, – Не терпит Он измены и грехов. И если вы оставите Его в своём непостоянстве, словно ветер, лишитесь вы всего.
Он зло на вас нашлёт, вас истребит Он, хоть вам благотворил. Вы будете врагом своим разбиты, лишит Он вас и мужества, и сил». Но Иисуса так народ заверил: «Мы будем только Господу служить, с Ним в сердце нашем в мире будем жить и беззаветно слову Бога верить»! «Что ж, так тому и быть, –
сказал им Иисус, потом добавил, – А станете тогда свидетелями, что избрали сами вы Господа – служить Ему всегда»? «Свидетели! – Народ ему ответил. «Итак, чужих отвергнете богов, что есть ещё у ваших очагов, и Бог Израилев путь праведный осветит вам из глуби веков»!
«Да будет так, – сказало всё собранье, – служить мы станем все лишь Господу – основе мирозданья, и гласу Божию внимать везде»! И заключил в тот день завет с народом вождь Иисус. И дал ему закон. 5 Слова сии в Силоме в книгу он вписал 6 и зачитал перед заходом, зарёю освещён.
И взял большой он камень и под дубом у скинии святой, поставил камень истинный и грубый, сияющий природной красотой. И так сказал народу: «Этот камень свидетель нам, ведь слышал он слова, что говорил Господь, и в нём жива та клятва, что сейчас дана здесь вами. Как день, она нова!
И против вас свидетель этот камень, чтоб впредь вам не солгать пред Богом вашим – всемогущим самым, дарующим и жизнь и благодать»! И отпустил людей он по уделам, И с Богом в сердце разошлись они. В земных заботах потекли их дни. А Иисус, сын Навин дело сделав отцам его сродни,
в свои сто десять лет покинул землю, и был он погребён в Фамнаф-Сараи, что в его уделе – Ефремовой горы скалистый склон. 7 И весь Израиль искренне и рьяно в дни Иисуса Господу служил. И в дни старейшин Господа любил. Старейшины – свидетели деяний всех, что Господь вершил.
Иосифовы кости в дни исхода Израиля сыны забрали из Египта, и сквозь годы они в страну обета внесены. И вот захоронили их в Сихеме, в земле его родимых сыновей, о чём просил он на закате дней. По воле Господа настало время ему вернуться к ней. 8
Потом Елеазар, сын Аарона ушёл с лица земли. Он славным был блюстителем закона. Знал, как отец, всё, что Господь велит. И на холме Финееса высоком вблизи Силома похоронен он. И сын его, священством облечён, при скинии святой стоит пред Богом. Фенеес чтит закон… **************************************
Примечания:
1. Шершни служили таким же средством к поражению ханаанитян во время борьбы с ними израильтян за Ханаанскую землю, как те пресмыкающиеся и насекомые, которыми Господь поразил Египет (Втор 7:18-20). В кн. Премудрости (Прем 12:12) они названы предтечами воинства Господня, посланными для того, чтобы они мало-помалу истребляли ханаанитян; 2. Увещание отвергните богов дает понять, что между израильтянами, современными Иисусу Навину, были такие, которые имели наклонность к язычеству, проявлявшуюся в том, что с поклонением Господу они соединяли почитание других богов; 3. Так как очищение народного служения Господу от языческих суеверий не могло быть достигнуто внешними мерами, то поэтому Иисус Навин для достижения этой цели обращается к народной совести, предлагая ей решить вопрос о том, кому народ хочет служить, Господу ли или другим богам, причем самой постановкой вопроса устраняется мысль о соединимости того и другого служения. Делая народу это предложение, израильский вождь поступает так же, как и Моисей (Втор 30:15,19). Свое влияние на народное решение он ограничивает действием только своего примера: а я и дом мой будем служить Господу; 4. Книга закона Моисеева традиционно хранится в скинии, справа от ковчега завета Господня; 5. И дал ему закон (по еврейскому тексту хок умишпат), т. е. изложил обязанности, которые принял на себя народ через вступление в завет с Богом, и права на получение благ, обещанных исполнителям божественных заповедей (Исх 15:25, где употреблены те же выражения); 6. т. е. то, что он говорил народу от имени Божия и что отвечал ему народ, предстоя пред Богом он вписал в книгу закона Божия, под которой разумеется книга закона, которую отдал Моисей священникам и старейшинам (Втор 31:9,24-26); 7. Иисус Навин не оставил себе преемника по управлению народом потому, конечно, что считал достаточными для этого, при тогдашнем состоянии народа, существовавшие у него органы управления, какими были старейшины вместе с первосвященником; 8. Погребение вынесенных из Египта костей Иосифа (Исх 13:19) совершено было, вероятно, вскоре после поселения Ефремова колена в Сихеме, а отнесено к концу книги для того, чтобы передачей этого сведения не нарушать последовательного изложения других событий. Гробница праведного Иосифа (Кабр Юсуф), находящаяся в Сихемской долине, в 20-ти минутах от источника Иакова (Бир Якуб), пользуется и в настоящее время почитанием не только со стороны евреев и христиан, но и мусульман;
Книга Руфь. Глава 1
Елимелех со своей семьёй уходит от голода из Вифлеема в землю Моава; Он и два его сына умирают там, оставив после себя жену Ноеминь с двумя её снохами Моавитянками; Ноеминь решила одной вернуться на родину; Орфа попрощалась с ней, но Руфь решила не оставлять её и пошла с ней в Вифлеем; Пришли в Вифлеем в начале жатвы.
В те дни на знойных землях Палестины был страшный недород – животворящий дождь страну покинул, от голода отчаялся народ. А правили тогда народом Судьи. Израиль не избрал ещё царя. Судил первосвященник Илия. К нему несли свои заботы люди Но выжжена земля,
и голод беспощадною змеёю Израиль охватил. И небо равнодушно голубое, и жить без хлеба не хватает сил. Тогда Елимелех из Вифлеема, 1 от голода и горестей устав, отправился с семьёй своей в Моав. Одежду, серебро взял для обмена, и с месяц поблуждав,
они на Моавитские просторы пришли за Иордан. Остаться там они решили с горя. «Такой нам жребий Богом свыше дан, – Ноеминь утешала тихо мужа. И ей внимая, ободрялся он. А сыновья Махлон и Хилеон За мать с отцом отдать готовы душу и древний чтут закон.
Но нет, недолго на земле Моава прожил Елимелех. Он был пришельцем без земли, без права и нёс в душе исхода тяжкий грех. И умер он. Семью постигло горе. 2 Ноеминь с сыновьями здесь одна. И детям жизнь вдовы посвящена. А сыновья её женились вскоре. У каждого жена.
Они Моавитянок взяли в жёны красивых, молодых, и стали жить в Моаве отстранённо от веры и обычаев чужих. И младший – Хилеон взял Орфу в жёны, А старший сын Махлон взял Руфь женой. И стала Руфь и близкой и родной. И приняла еврейские законы, и принесла покой.
И десять лет прошли для них в Моаве, как странный, дивный сон. И сыновей Ноемини бесправных с земли унёс к отцу навеки он. И незачем вдове терпеть чужбину, когда, по слухам, одарил народ Бог новым хлебом, и Судья Аод Израилем достойно правит ныне уже который год.
И вот вдова со снохами своими, наперекор судьбе, из этих мест, не ставших ей родными, отправилась на родину к себе. 3 И вот они подходят к Иордану. Там за рекой гористая страна. То Иудея – родина видна. И в дымке предрассветного тумана им говорит она:
«Спасибо, что меня вы проводили. А дальше – я одна… Я знаю: вы сынов моих любили, но я теперь вам больше не нужна. Вы молоды ещё и жить вам долго. Вернитесь в дом отцов и матерей. Господь воздаст вам милостью Своей за вашу ласку и за верность долгу, любовь к семье моей.
Делить со мною жизнь намного хуже. Пускай Господь вам даст пристанище, покой в шатре у мужа, пусть наградит детьми своими вас». И с тем Ноеминь их поцеловала, но снохи в слёзы: «Нет пойдём с тобой. Твой Бог и твой народ для нас родной»! Ноеминь им на это отвечала: «Зачем идти со мной?
О, разве есть сыны ещё во чреве, которые сейчас, как листья и плоды на старом древе, мужьями возродились бы для вас? Да если бы во тьме шатра ночного сегодня я с мужчиною была и двух сынов счастливо родила, вам не дождаться мужа дорогого. Пора моя прошла.
Нет, дочери мои, вам ждать не нужно. Забудьте обо мне. Я знаю: вы верны и небездушны, но ваше счастье в вашей стороне»! Они опять рыдали и вопили, а позже Орфа распростилась с ней, с Ноеминью, как с матерью своей. А Руфь осталась со свекровью милой делить невзгоды дней.
Ноэминь и Руфь
Ноеминь вновь сказала ей: «Родная, вернись в свои края – к богам своим, к народу. Я ведь знаю, что дома будет легче жизнь твоя»! Но Руфь в ответ: «Меня не принуждай ты тебя оставить и уйти домой. Вся жизнь моя отныне лишь с тобой, с твоим народом. И ещё – узнай ты: твой Бог отныне – мой!
И где умрёшь ты, там с тобою рядом и я погребена, Каким меня Господь не бил бы градом, с тобой меня разлучит смерть одна»! Ноеминь, видя, что сноха решила быть с ней, тверда в намеренье своём, не стала отговаривать её. И больше ничего не говорила. Пошли они вдвоём.
|