Книга Есфирь. Глава 9 4 страница
Книга Иисуса Навина. Глава 11
Иисус Навин поразил полчища Хананеев на севере, при водах Меромских; Сожжение Асора, главы трёх царств; Итог победам Израиля под начальством Иисуса Навина.
Иавин, царь Асорский, был испуган и взял на плечи груз: с царями городов большой округи создал оборонительный союз. В него вошли Хеттеи, Аморреи и Хананеи – жители равнин, Евеи, Ферезеи, как один. И жившие в горах Иевусеи теперь в союзе с ним.
И ополченье грозно и сурово свой начало поход. Народу было, как песка морского, как звёзд, что наполняют небосвод. И с ними боевые колесницы, способные, как смерч, крушить врага. Своя земля тем людям дорога. Они готовы насмерть биться в межгорье на лугах.
Расположили стан у вод Мерома, в долине между гор. И ранним утром этот стан огромный готовится, чтоб дать врагу отпор. 1 Но Иисусу Бог сказал: «Не бойся! Их завтра утром, ты увидишь сам, на смерть сынам Израиля предам. Ты поразишь большое это войско, развеешь по горам.
Велишь коням их перерезать жилы, а колесницы сжечь. Готовься к бою, собери все силы, и вражеских потерь тогда не счесть»! 2 И вывел Иисус народ из стана – всех, кто к войне способен, вёл он в бой. И шли они дорогою крутой четыре дня и ночи неустанно к долине голубой.
Там, у Меромских вод, в огромном стане ещё согласья нет. Цари из Ханаана утром раним к Иавину собрались на совет. И тут на них, как горная лавина, обрушились Израиля сыны. И Хананеи были сметены. Кто жив, спешит убраться из долины – укрыться от войны. 3
Но предал их Господь Израильтянам. Для них спасенья нет. Их к морю гонит страх, горят их раны, Израильтяне мчат за ними вслед. Разили Хананеев до Сидона, до Мисрефоф-Маима и Мицфы. И не осталось никого в живых. Всё, что Господь сказал в ночи бессонной, всё Иисус постиг.
Всё выполнил он: перерезал жилы у их коней лихих, а колесницы сжёг и с новой силой добил врагов и сбросил в море их. И, возвратившись, взял Асор столичный, мечом своим убил его царя. А был Асор столицею не зря – был царь его всех царств главою лично. И новая заря
заклятый город грустно осветила. Он весь объят огнём, Война там всё живое истребила, и больше нет дыханья жизни в нём. 4 И всех царей, что были в битве этой, в то время Иисус мечом побил, но города огнём не погубил – заклятию предал их по завету. Как раньше говорил
сам Моисей, Господень раб, прощаясь, как раньше повелел: заклятию предать, отбросив жалость, исполнить всё, что Сам Господь велел. И сделал Иисус, не отступая, что Моисею повелел Господь: повсюду поразил живую плоть, и выполнил, в сраженьях побеждая, всё, что свершить пришлось.
А всю добычу в городах захвата – и скот, и серебро Израильтяне брали как награду, делили всё добытое добро. Так Иисус края земли нагорной, просторы всей полуденной земли, что перед ним покорными легли, завоевал, пройдя тропой неторной, как Бог ему сулил.
Семь долгих лет он вёл войну с царями. Не ведал городов, цари которых шли навстречу сами, таких, где царь в союз войти готов. Ожесточил сердца Господь могучий 5 и на Израиль шли они войной. Но не было судьбы у них иной – легло на них заклятье чёрной тучей, их горестной судьбой.
И были сметены без сожаленья, они с лица земли. Так Моисею Бог в его виденьях велел, и это выполнить смогли сыны Израилевы с Иисусом. Разрушен не был только Гаваон – с Евеями ведь мир был заключён. Евреи не нарушили союза, и город был спасён.
И в то же время на горах Иуды, Хеврон, Давир, Анав и на горах Израиля – повсюду, Енакимов заклятию предав, крушат Израильтяне исполинов. Тех самых, что в минувшие года безмерно устрашили их, когда доверие к Создателю отринув, они пришли сюда
и, воротясь, сказали Моисею: «Они погубят нас»! Но Иисус побил их и рассеял – пробил для великанов смертный час. Лишь только в Газе, Гефе и Азоте Енакимов осталось меньшество. И правит смерть в домах их пиршество: в сражениях загублено бессчетно. Слабо их божество. 6
И вот взял Иисус всю землю эту, как Моисею Бог сказал о ней однажды на рассвете, а Иисусу взять её помог. И отдал Иисус Израильтянам страну обетованную в удел, по-братски разделить её велел. И обрела земля покой желанный, устав от ратных дел. 7 ***************************************
Примечания:
1. После слияния всех трёх притоков Иордан начинает свой путь вниз, на Юг. Вначале, на его пути расположена широкая долина, запертая между горами Галилеи и Голанскими высотами, называемая долиной Хула, по имени небольшого озера в её середине (Мером в Книге). Протяжённость долины – 75 км., ширина – 12 км. С трёх сторон она окружена горами: на Востоке – Голанским плато, на Западе – горами Нафтали, на Севере – Ливанскими горами. С древних времён долина славилась своим плодородием, благодаря великолепному сочетанию жаркого климата, обилия воды и очень богатой наносной земли. Во II-ом тысячелетии до новой эры на холме, господствующем над центральной частью долины, находился город Хацор (Асор). В книге Иехошуа (Иисус Навин) о нём сказано: "И Хацор раньше -глава всех княжеств этих" (Иехошуа, 11:10). Действительно, богатство окружающих земель и близость к важным международным дорогам того времени дали возможность городским князьям создать сильное и мощное государство, которое могло позволить себе содержание хорошо обученной армии, вооружённой, в числе прочего, большим количеством боевых колесниц. По тем временам это было не менее серьёзно, чем наличие танковых дивизий в наше время, и поэтому Хацор доставил немало неприятностей Израильтянам, пока они не осознали, что колесницы так же беспомощны в болотах, как и современные танки.( Источник: www.sergwolfson.co.il); 2. Господь повелевает коням перерезать жилы, а колесницы сжечь. Причина этого особого повеления, которое соблюдалось до царствования Соломона (2 Цар 8:4), не указана; но, как показывает дальнейшая история израильского народа, она состояла в том, что, оставив коней и колесницы и сделав их государственной собственностью, израильтяне могли затем полагаться больше на это вооружение, чем на всесильную помощь Господа, а через это лишиться последней и вместе с тем подвергнуться неминуемой гибели, как объяснил Псалмопевец (Пс 19:8-9) и пророки (Ис 2:7; 31:1; Мих 5:10 и др. места); 3. Прежде чем ханаанские цари привели в порядок свое многочисленное разноплеменное и разнообразное по вооружению войско, Иисус Навин быстро двинулся против него со всеми из своего народа, способными носить оружие. В 4 дня (по «Иудейским древностям» Иосифа Флавия V, 1, §18) совершив переход из Галгал к Меромским водам, он напал на врага внезапно и своим неожиданным ударом привел его в совершенное смятение, пользуясь которым нанес ему полное поражение; 4. Из городов северного Ханаана сожжен был один Асор, как сильный город, который, если бы не был сожжен, мог быстро оправиться и сделаться опасным для завоевателей; другие города, построенные на холмах, не возбуждавшие таких опасений и пригодные завоевателям при предстоящем расселении в стране, не были сожжены; 5. Ожесточение ханаанитян в борьбе с израильтянами приписывается Господу, как Владыке над всем, совершающимся в мире: оно, подобно другим движениям человеческого сердца (Пс 80:13), допущено было Богом, как служившее к наказанию их (чтобы преданы были заклятию) и к очищению Ханаанской земли для израильского народа; 6. Рассказ об этом походе внесен библейским писателем не потому только, что в предшествующем повествовании не было упомянуто о поражении енакимов, которые произвели такое устрашающее действие на соглядатаев (Чис 13:29,34), но и потому, нужно думать, что был особый поход против этого исполинского племени, вызванный усилением его в то время, когда Иисус Навин вел войну в других местностях Ханаана. Этот поход направлен был не только против трех названных городов, но и других на горе Иудиной и Израилевой, где жили енакимы; 7. т. е. прекратились походы Иисуса Навина для завоевания Ханаанской земли, так как никто из ханаанитян не выступал открыто против израильтян, с оружием в руках. Господство ханаанитян в стране было сломлено, и израильский народ мог беспрепятственно вступить во владение землей, согласно с существовавшим у него делением на колена. Это общее успокоение страны не исключало, однако, как показывает дальнейшее изложение событий (13:1-6), существования местностей с ханаанским населением, которое, не выступая с оружием в руках против израильского народа, не могло служить препятствием к тому, чтобы последний вступил во владение завоеванной страной.
Книга Иисуса Навина. Глава 12
Цари, поражённые при Моисее за Иорданом и при Иисусе Навине на западе от Иордана (гл.12); Земля на запад от Иордана, хотя ещё не завоёванная полностью должна быть разделена между девятью с половиной коленами (гл.13); В уделе Ефрема и Манассии дано место Левию, который не получил удела; Хеврон – удел Халева (гл.14)
За Иорданом земли от Арнона, что весело журча впадает в море и до гор Ермона, Израиля сынам принадлежат. Сигон и Ог здесь ранее царили. Землёй от Фасги управлял Сигон, до Иавока – царь над всеми он. А над земли Васанской изобильем царь Ог – власть и закон.
Их Моисей, раб Божий, в дни былые разбил и покарал, а земли, реки, горы их крутые Израилю в наследие отдал. Манассии колена половине досталось место к северу земли. Владения Рувима пролегли с коленом Гада рядом, до пустыни, таящейся вдали. 1
А на горах, низинах, на равнине, на правой стороне, где тонет Иордан в озёрной сини, где Иисус в решительной войне разил ряды жестоких Аморреев, Хеттеев, Хананеев племена, и прочих, чьи забыты имена, где пощадил, не погубил Евеев: судьба их решена.
Цари земли повержены во прахе. Никто не уцелел. Живые растеклись в смертельном страхе. Земля – сынов Израиля удел. Царь Иерусалима и Хеврона. Еглон, Макед, Афек, Хорма, Давир, Мадонн, Асор, Шарон – равнинный мир… И больше тридцати царей исконных в геенне правят пир.
Шли годы войн, борьбы, завоеваний. Стареет Иисус. Но в восемьдесят пять в своё призванье он верит, не теряя к жизни вкус. Господь сказал ему: «Тебе годов не мало. Ведь ты вошёл в преклонные лета, а вся земля в наследье не взята, и часть не завоёванной осталась. Заветные места
с Ливанских гор до Мисрефоф-Маима, от местных Сидонян очищу Я рукой неукротимой и в руки их предам Израильтян. Не пощажу владельцев Хананейских, где Газа и Азот и Аскалон. Филистимлян Я изгоню, как сон с равнин и до пределов Аморрейских. Быть должен завершён
раздел земли от вод речных до моря. 2 Немедля раздели в удел народу, новый путь проторив, края ещё не занятой земли. Для девяти колен и половины Манассии колена там удел». И каждому колену свой предел по жребию Господнему был выдан, Как Бог им повелел. 3
Но Левия колену нет удела. Его удел – Сам Бог. И нет уделу Божию предела. И с Ним врагов Израиль превозмог. 4 Елеазар, первосвященник, в стане, которого поставил Моисей, и Иисус с собранием князей по жребию делили неустанно в премудрости своей
весь Ханаан, от Иордана к морю меж родственных колен. Их девять с половиной. И не споря, все примут свой удел, как Бог велел. Манасия имеет полудела за Иорданом с братьями его. Левитам не досталось ничего, лишь города для жительства и дела святого своего.
В ефоде у священного сосуда стоит Елеазер. Дощечку – жребий достаёт оттуда. Затем под зорким оком горних сфер в другой сосуд он руку погружает и из него дощечку достаёт. И слушает собравшийся народ Колена имя и земли, какая в удел ему идёт.
Раздел земли обетованной
Размеры же земель совет старейшин по совести решал. Он по числу людей решеньем вещим наделы уменьшал и расширял. Как Моисею Бог велел в пустыне, так сделали Израиля сыны, когда делили Ханаан они. В земле обетования отныне уделы всем даны. 5
В Галгал к вождю пришли сыны Иуды. И Халев с ними был. «Ты знаешь, – он сказал, – Бог не забудет, как здесь ходили, не жалея сил, когда нас из Кадес-Варны отправил сюда по воле Бога Моисей, чтоб рассмотрели землю и людей. Правдив был мой отчёт, что я представил за сорок долгих дней.
Ты помнишь, братья, что ходили с нами, трусливо лгали всем, народ пугали и боялись сами, народ сразили робостью совсем. Мне было только сорок лет в те годы, и в стан принёс я правду о земле. И Моисей в тот день поклялся мне, сказав: «Под ханаанским небосводом, что кроется во мгле,
есть место, где нога твоя ступала, и это твой удел. За то, что сердце Господу внимало, за то, что правду довести сумел». Мне восемьдесят пять, но я, как прежде, по воле Бога крепок и силён. Так дай же гору мне, на ней Хеврон. И я пойду войной туда в надежде, что мне поможет Он
изгнать сынов Енаковых могучих из крепких городов. Их разогнать, как ветер гонит тучи. Я Божью волю выполнить готов. И Халеву Хеврон в удел был отдан. Сам Иисус его благословил и пожелал терпения и сил Кенезеянину, что был для правды создан и Богу угодил. 6 ***********************************************
Примечания:
1. Владения восточно-иорданских царей, завоеванные израильтянами, простирались от потока Арнона, служившего южной границей Аморрейского царства (Чис 21:13) до горы Ермона, которая составляет южный выступ Антиливана и носила еще у израильтян название Сион (Втор 4:48). Под всей равниной к востоку разумеется равнина по восточной стороне Иордана; 2. Так как израильский вождь достиг преклонных лет, то поэтому он должен был, несмотря на незаконченность завоевания, приступить к разделению Ханаанской земли между израильскими коленами, которое должно служить выполнением божественного обетования о даровании народу этой земли; 3. Слова от Иордана до моря, читаемые в греческих списках, дают более точное определение подлежавшей разделу земли - именно лежавшей между Иорданом и морем; 4. Моисей не дал Левину колену особого наследственного владения (Втор 18:1-2) согласно божественному повелению (в Чис 18:20-21); 5. Вся западно-иорданская страна разделена была между девятью с половиной коленами. В объяснение этого указано, во-первых, то, что два с половиной колена получили уже уделы в восточно-иорданской стране, а одно колено (Левиино), вследствие своего особого назначения, не получило удела, и, во-вторых, то, что потомство Иосифа образовало два отдельных колена (Манассии и Ефрема). Подробно и географически точно уделы израильских колен расписаны в гл.13. (см. карту раздела); 6. Халев был главой рода в Иудином колене (Чис 13:4,7) и князем в этом колене (Чис 34:18,19). Он носил прозвище Кенезеянин. Выступление Халева, сопровождаемого другими членами Иудина колена с просьбой о предоставлении ему Хевронской горы, показывает, что в Иудином колене прежде других почувствовалась потребность в прочном заселении завоеванной страны; в этом выразилось равным образом и особенное расположение этого колена к южной именно части Ханаана.
Книга Иисуса Навина. Глава 13
Удел Иуды и часть Халева в нём (гл.15); Удел Ефрема (Гл.16); Предел удела Манассиина в добавок к Галааду и Васану (Гл.17); Избрание трёх человек от каждого из семи оставшихся колен для осмотра ещё не разделённой земли; Удел Вениаминов (гл.18).
Широк предел Иудина колена. От моря он пролёг до озера с солёной белой пеной, по кручам и равнинам на восток. Сыны Иудины с их племенами на части разделили это край. И Халев Иефонниин свой пай имеет меж родными именами – цветущий горный рай.
Енаковых сынов он из Хеврона опять изгнать сумел – Сразил троих рукою непреклонной. И дал Господь Хеврон ему в удел. 1 Затем настала очередь Давира. «Кто поразит Давир, тому я сам дочь Ахсу в жёны с радостью отдам, – так Халев говорил во время пира. – Давир угоден нам».
И вот Гофаниил – его племянник завоевал Давир. И город сей теперь Халева данник, познавший за покорность тихий мир. И отдал Халев Асху, дочь родную Гофониилу, как и обещал. Он слово, людям данное, сдержал. И землю ей в приданное большую с источниками дал.
Десятки городов завоевали Иудины сыны. Приморские места, степные дали, нагорные края большой страны. Но не смогли из Иерусалима изгнать Иевусеев навсегда. Сыны Иуды долгие года с тех пор и здесь живут совместно с ними, и в смежных городах.
Сынам Иосифа быть вечно вместе: от Иорданских вод на запад жребий по горам и весям границу их удельную ведёт. Удел Манассии граничит с морем, народ его огромен и силён. В Заиорданье до горы Ермон удел его обширен и просторен, в пустыне тонет он.
Удел Ефремов от Иерихона: Силом, Вефиль и Гай вошли в него по жребию законно. До самого Афека этот край богат и городами изобилен. В Манассии уделе города Ефрему были отданы тогда, но Хананеев он изгнать бессилен. В Газере 2 навсегда
остались вместе с ними Хананеи. Платили дань они. И чёрный дух вражды меж ними реял. Но множились Иосифа сыны. На севере с Асиром их граница. На Юге братья Дан, Вениамин, а на востоке Иссахаров сын и Завулон – везде родные лица – удел их нерушим.
Но вот сыны Иосифа однажды пришли к вождю в Силом. Они сказали: «Бились мы отважно, но мал удел наш – на одном вдвоём! По воле Божьей, род наш многолюден, тесна горы Ефрема полоса»! 3 Ответил Иисус: «Расчисть леса. Наш вольный путь тернист и многотруден, но в том его краса».
«О нет! Не одолеть нам Хананеев, – печальный был ответ, – В долине Изреельской те сильнее – нам не сдержать их колесниц набег»! 4 Сынам Иосифа ответил твёрдо народный вождь на эти их слова: «Господь, наш Бог дал силы и права. Ты победишь уверенно и гордо. На Бога уповай»!
На покорённых землях Хананеев красуется Силом. И в центре всей земли – теперь Еврейской, особой он заботой окружён: там скиния собрания отныне поставлена, как Сам Господь велел. Народ перенести её сумел в центр всей земли из местности пустынной в Иосифов удел. 5
У скинии собрались все колена Израиля сынов. К народу обратился вдохновенно сам Иисус. Не тратя лишних слов, он обвинил сынов семи коленей, которые до времени сего удела не имеют своего, в их нерадивости, в душевной лени, идущей от того,
что не отвыкли от своих скитаний, привычки кочевой, не приложили силы и старанья, чтоб обрести оседлость и покой. «От каждого колена отделите троих мужей. Я в путь отправлю их. Пусть землю эту в странствиях своих опишут всю. Её вы разделите в собраниях своих.
На семь уделов распишите землю и запись мне о том представите, и я её приемлю. И здесь при вас, пред Господа лицом Я брошу жребий вам, и все уделы Господь укажет каждому из вас, как указал для братьев в прошлый раз: 6 на севере Иосифа пределы, Иуда, где сейчас
на юге свой удел хранит и холит, пусть дальше в нём царит. Левитам же нет части в вашей доле: священство их удел, и не велит Господь, ваш Бог, владеть левитам уделами со всеми наравне. Но наши города по всей стране для них всегда доступны и открыты, достаточны вполне.
А Гад, Рувим и с ними половина Манассии сынов бои закончив, на восток отхлынут, В Заиорданье ждёт их мирный кров. Раб Божий Моисей им дал уделы. Их дети ждут, работа, семьи, скот. Земля давно своих хозяев ждёт. Строительство, посевы – много дела, свершений и забот.
Прошли посланцы по земле прекрасной, по сёлам, городам. В Силом вернувшись, описали ясно всю землю, что увидели тогда. И разделили землю на уделы – на семь уделов для семи колен, и описали, как им вождь велел. И начал Иисус святое дело, и у священных стен
при скинии в Силоме перед Богом он жребий бросил им – вернувшимся в надежде и тревоге, князьям и соплеменникам своим. И названы теперь владенья будут. Участок первый взял Вениамин. Иерихон, Кириаф-Иарим…. Все земли меж Ефремом и Иудой закреплены за ним. 7 ***********************************
Примечания:
1. Владения восточно-иорданских царей, завоеванные израильтянами, простирались от потока Арнона, служившего южной границей Аморрейского царства (Чис 21:13) до горы Ермона, которая составляет южный выступ Антиливана и носила еще у израильтян название Сион (Втор 4:48). Под всей равниной к востоку разумеется равнина по восточной стороне Иордана; 2. Так как израильский вождь достиг преклонных лет, то поэтому он должен был, несмотря на незаконченность завоевания, приступить к разделению Ханаанской земли между израильскими коленами, которое должно служить выполнением божественного обетования о даровании народу этой земли; 3. Слова от Иордана до моря, читаемые в греческих списках, дают более точное определение подлежавшей разделу земли - именно лежавшей между Иорданом и морем; 4. Моисей не дал Левину колену особого наследственного владения (Втор 18:1-2) согласно божественному повелению (в Чис 18:20-21); 5. Вся западно-иорданская страна разделена была между девятью с половиной коленами. В объяснение этого указано, во-первых, то, что два с половиной колена получили уже уделы в восточно-иорданской стране, а одно колено (Левиино), вследствие своего особого назначения, не получило удела, и, во-вторых, то, что потомство Иосифа образовало два отдельных колена (Манассии и Ефрема). Подробно и географически точно уделы израильских колен расписаны в гл.13. (см. карту раздела); 6. Халев был главой рода в Иудином колене (Чис 13:4,7) и князем в этом колене (Чис 34:18,19). Он носил прозвище Кенезеянин. Выступление Халева, сопровождаемого другими членами Иудина колена с просьбой о предоставлении ему Хевронской горы, показывает, что в Иудином колене прежде других почувствовалась потребность в прочном заселении завоеванной страны; в этом выразилось равным образом и особенное расположение этого колена к южной именно части Ханаана.
1. Указываемое здесь изгнание енакимов, представлявших три особых рода, которые носили имена своих родоначальников, было вторичным. Оно вызвано было тем, что это сильное (Втор 2:10) ханаанское племя после первого нанесенного ему поражения снова усилилось в Хевроне и ближайших к нему городах, почему Халев, получив этот город в удел, должен был начать с ними борьбу; 2. Газер, бывший сильною крепостью, расположен был на высоком холме Телль-Джецар, покрытом обширными развалинами, который находится между Екроном и Никополисом, носящем в настоящее время название Амвас. Место Газера с достоверностью найдено в 1873 г. известным французским археологом Клермоном-Ганно, и это открытие нашло признание со стороны других исследователей; 3. По существу дела заявление это не имело основания и было несправедливо. На самом деле эти 1½ колена не были так многолюдны, чтобы требовать большего удела. По последней переписи (Чис 26) Ефремово колено имело взрослых мужеского пола 32 000, все Манассиино — 52 700, половина его, следовательно, могла иметь около 26 000, а в общей сложности они могли состоять из 58 000, между тем как Иудино колено имело 76 000, Даново — 64 400. Притом полученный ими удел представлял хотя и гористую вообще, но весьма плодородную полосу земли, благодаря тому, что находившиеся в нем горы не были очень высоки и скалисты, перемежались плоскогорьями и долинами, орошавшимися многочисленными источниками, а расстилавшаяся на западной стороне гор Саронская долина (от Кармила до Яффы) отличалась необычайным плодородием, которое эта местность сохранила и по настоящее время. При таком положении дела заявление указанных колен служило выражением только их самомнения и притязательности, которые неоднократно проявляли ефремляне и в последующие времена ко вреду общенародной жизни (Суд 8; 12 и др.). На этот раз притязания дома Ефремова не привели к печальным последствиям благодаря мудрому отношению к ним Иисуса Навина; 4. В частности они указывали при этом на военные колесницы у ханаанитян, живших в Беф-Сане и в обширной Изреельской равнине, представлявшей плодороднейшую полосу в Ханаанской земле, которую ханаанитяне отстаивали всеми силами. Изгнать ханаанитян, продолжавших занимать плодороднейшие местности, они чувствовали себя не в силах, не имея такого же усовершенствованного оружия, а поэтому должны были ограничиваться худшей — сравнительно — частью доставшегося им удела, который при этом оказывался недостаточным для них. В этом заявлении ефремлян и манасситов самомнение их сменяется уже малодушием; в нем явно выступает неуверенность в своих силах, недостаток мужества, не говоря уже о надежде на высшую помощь; 5. Когда земля была покорена и Ефремово колено заняло свой удел в срединной ее полосе, скиния собрания (Исх 27:21 и др.) была перенесена из Галгала в Иорданской долине в Силом, город Ефремова колена. Силом находился в 8-и часах пути от Иерусалима в Сихем и в 4-х часах от последнего. Он избран местом для поставления Скинии, без сомнения, по божественному указанию, хотя библейский писатель не говорит об этом. Такое представление об избрании Силома внушается как постановлением Второзакония (12:11), по которому Господь избирает место для пребывания на нем Своего имени, так и словами пророка Иеремии (Иер 7:12): пойдите на место мое в Силом, где я назначил пребывать имени Моему. Причина избрания этого места для общенародного святилища заключается, можно думать, в том, что последнее, находясь в середине Ханаанской земли, могло быть наиболее доступным для всего израильского народа; 6. Из сказанного здесь об исполнении выборными возложенного на них поручения видно, что описание осмотренной ими ханаанской земли с находившимися в ней городами, они занесли в книгу, указания которой должны были иметь решающее значение при возможных спорах между коленами относительно владения теми или другими местностями; 7. Жребий брошен был Иисусом Навином в Силоме пред Господом, т. е. пред священной Скинией, как местом особенного божественного присутствия. Первый жребий вышел Вениаминову колену, которому указан был удел между сынами Иуды и между сынами Иосифа, т. е. в средине между уделами Иудина колена и Ефремова. Вследствие этого северная граница Вениаминова колена совпала с южной границей Ефремова колена, от Иерихона до нижнего Вефорона.
ем синим, словно небо. Земля Иуды – южный их предел. На севере – владения Ефрема, на западе – их брат Вениамин. Исстари племя Дана дружит с ним. Но мал для них удел. Настало время, и Дановы сыны
пошли войной в Ласем и поразили его своим мечом. И этот край приморский получили в наследие и оставались в нём. И в честь отца Ласем назвали Даном… Окончив разделение земли, сыны Израилевы дать смогли удел вождю народа – Богом данный град Фамнаф-Сараи. 4
Там Иисус Навин построил город и жил достойно в нём. Раздел земли, по жребию бесспорный, для всех колен закончился на том. В Силоме, перед скинией собранья, Елеазар священник много дней рукою вдохновенною своей прилюдно Божьи доводил желанья. Начальники ветвей,
сам Иисус словам святым внимали пред Господа лицом. И все теперь свои уделы знают, завещанные Богом и Отцом. Земля обетованная до края наследнику теперь разделена. Во всей красе пред ним лежит она – навеки для Израиля родная, прекрасная страна.
А Иисусу Бог сказал в Силоме: «Теперь пришла пора участки выдать по Господню слову, Левитам на равнинах и в горах». 5 И снова перед скинией собраний священник, Иисус, князья, народ. И жребием Левитам Бог даёт там города для славных начинаний из рода в новый род.
И сорок восемь городов Левитам Господь отдать велел, стеной из камня от врагов укрытых. При городе хозяйственный надел: предместье для скота, земля под выпас, всё, чтоб Левиты вольно жить могли в пределах завоёванной земли. Дать семьям молодым дома на вырост для них Господь велит.
И жребий по Израильским коленам Левитов расселил. И города для касты их священной рукой Господней им определил. 6 Шесть городов Левиты предоставят как города-убежища для тех, кто лишь случайно взял на душу грех и к праотцам сородича отправил, чтоб жил там без помех.
Чтоб мог укрыться в городе убивший без умысла и зла. Случайно человека погубивший. Чтоб месть за кровь его там не нашла. Пусть к городу-убежищу пристанет и пусть расскажет старшим у ворот то дело, что сюда его ведёт. И если правду скажет, не обманет – приют он здесь найдёт.
И мстящему здесь выдан он не будет. Ведь зла он не таил. Без умысла, без ненависти к людям он ближнего нечаянно убил. И пусть живёт, покуда не предстанет пред обществом на справедливый суд. Пусть безопасно дни его идут. Когда первосвященник мир оставит, который ныне тут,
|