|
|||
ОГЛАВЛЕНИЕ⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36 ПРЕДИСЛОВИЕ 6 ГЛАВА1 ПОНЯТИЕ О ЦИГУН И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ 6 ГЛАВА II ВЫДЕРЖКИ ИЗ ТЕОРИИ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЦИГУН 13 1. ПРАКТИКА ЦИГУН И ИНЬ-ЯН 13 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ ОБ ИНЬ-ЯН 14 ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕНИЯ ОВ ИНЬ-ЯН В ПРАКТИКЕ ЦИГУН. 14 2. ПРАКТИКА ЦИГУН, ПЛОТВО И ПОЛВО 15 3. ПРАКТИКА ЦИГУН И КАНАЛЫ ЦЗИН И ЛО 22 ЗНАЧЕНИЕ КАНАЛОВ 22 ПРАКТИКА ЦИГУН И ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ, ЖИЗНЕННАЯ И ДУХОВНАЯ ЭНЕРГИИ 24 ГЛАВА 3 СТАТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 29 4. ОСВОЕНИЕ ПОЗ 29 ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА 29 ВИДЫ ПОЗ И ИХ РАЗВИТИЕ 29 СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ ОВЫЧНЫХ ПОЗ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ 3 0 ГЛАВНОЕ В ТРЕНИРОВКЕ НОГ 33 ОТРАБОТКА И КОНТРОЛЬ ПОЗ 34 5. НАЛАЖИВАНИЕ ДЫХАНИЯ 36 ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК 3 6 ДРЕВНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАЛАЖИВАНИИ ДЫХАНИЯ 3 7 ПРИМЕНЯЕМЫЕ СПОСОБЫ ДЫХАНИЯ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ 3 9 ПОДСЧЕТ ДЫХАНИЯ СЛУШАНИЕ ДЫХАНИЯ, СЛЕДОВАНИЕ ДЫХАНИЮ И ОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ 40 ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКАЛКЕ ДЫХАНИЯ 41 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАЗВИТИЕМ ДЫХАНИЯ 42 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТРЕНИРОВКИ ДЫХАНИЯ 42 6. РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ 43 ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ 43 ДРЕВНИЕ ЗАПИСИ О РАЗВИТИИ СОЗНАНИЯ 43 МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ 46 ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ 47 7. ВИДЫ РАБОТЫ В СТАТИЧЕСКОМ ЦИГУН 48 8. РАБОТА ПО РАССЛАВЛЕНИЮ 49 МЕТОДЫ ДЕЙСТВИЯ 50 ОВЛАДЕНИЕ РАБОТОЙ ПО РАССЛАБЛЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ НАВЫКОВ 51 9. РАБОТА ПО ВНУТРЕННЕМУ ВЗРАЩИВАНИЮ 52 10. РАБОТА ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ 53 11. РАБОТА СТОЯНИЕ СТОЛВОМ 53 12. ШЕСТЬ ЦЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ 55 ЗАПИСИ О ДРЕВНИХ МЕТОДАХ 55 ОСНОВНЫЕ БОЛЕЗНИ 56 МОМЕНТЫ, ТРЕВУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ 57 13. РАБОТА С СОЗНАНИЕМ И ЦИ (ИЦИГУН) 57 14. МЕТОД ИНЬ ШИЦЗЫ ТИХОГО СИДЕНИЯ 58 15. МАЛЫЙ НЕБЕСНЫЙ КРУГ 60 1. ЗАКЛИНАНИЕ СУ ДУНПО ПО ВЗРАЩИВАНИЮ ЖИЗНИ 61 ГЛАВА IV БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ ЦИКЛЫ
1. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ВОЛЫШМ И МАЛЫМ НЕБЕСНЫМИ КРУГАМИ 62 16. ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ РАБОТЫ С ВОЛЬШИМ И МАЛЫМ НЕБЕСНЫМИ КРУГАМИ 66 17. ТРИ ВАЖНЫХ ФАКТОРА, ОТНОСЯЩИХСЯ К МЕТОДИКЕ РАБОТЫ С БОЛЬШИМ И МАЛЫМ НЕБЕСНЫМИ КРУГАМИ 67 КОТЕЛ И ПЕЧЬ 67 ЛЕКАРСТВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО 69 18. ПРАКТИКА ПО МАЛОМУ НЕБЕСНОМУ КРУГУ 74 ПОНЯТИЕ О МАЛОМ НЕБЕСНОМ КРУГЕ 74 МЕТОДЫ РАБОТЫ С МАЛЫМ НЕБЕСНЫМ КРУГОМ 75 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 81 ОВЛАДЕНИЕ МЕТОДИКОЙ МАЛОГО НЕБЕСНОГО КРУГА 83 БЛУЖДАНИЕ ОГНЯ 84 ТРИ ПОЯВЛЕНИЯ ЯНСКОГО СВЕТА 84 ЖЕЛТЫЙ РОСТОК И ВЕЛЫИ СНЕГ 85 КИНОВАРНАЯ ТЕХНИКА ДЛЯ ЖЕНЩИН 85 19. ПРАКТИКА БОЛЬШОГО НЕБЕСНОГО КРУГА 85 20. ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА БОЛЬШИЙ И МАЛЫЙ НЕБЕСНЫЕ КРУГИ 87 21. МЕТОД ОСТАНОВКИ И СОЗЕРЦАНИЯ 88 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТОДЕ 88 2. СПОСОБЫ ОСТАНОВКИ И СОЗЕРЦАНИЯ 89 3. ШЕСТЬ ТОНКИХ МЕТОДОВ-ВОРОТ 94 4. ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ОСТАНОВКОЙ И СОЗЕРЦАНИЕМ 96 ГЛАВА V ДИНАМИЧЕСКАЯ РАБОТА. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 99 22. ТРИ ЧАСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 100 23. ОБЫЧНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА 100 24. ПОВСЕДНЕВНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ РАБОТА 102 ГОЛОВА, ЛИЦО, ШЕЯ 102 ГЛАЗА, УШИ НОС 102 ГРУДЬ, ЖИВОТ, ПОЯСНИЦА 103 ВЕРХНИЕ КОНЕЧНОСТИ 103 25. МЕТОД «ПОХЛОПЫВАНИЯ» ПО ПЛОТНЫМ И ПОЛЫМ ВНУТРЕННИМ ОРГАНАМ 105 26. РАБОТА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ЦИ (ХЭЦИГУН) 107 ВЕРХНИЕ КОНЕЧНОСТИ 108 НИЖНИЕ КОНЕЧНОСТИ 109 27. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА (БАОЦЗЯНЬЦАО) 111 28. ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ ПРАКТИКА (ЛЮ ДУАНЬ ЮНЪДУН) 114 29. ИГРЫ ПЯТИ ЖИВОТНЫХ (У ЦИНЬ СИ) 115 30. ОСНОВЫ ПРЕОВРАЗОВАНИЯ СВЯЗОК (И ЦЗИНЬ ЦЗИН) 116 31. ВОСЕМЬ КУСКОВ ПАРЧИ (БА ДУАНЬ ЦЗИНЬ) 119 32. «ДВЕНАДЦАТЬ КУСКОВ ПАРЧИ» (ШИЭР ДУАНЬ ЦЗИНЬ) 120 33. «ШЕСТНАДЦАТЬ КУСКОВ ПАРЧИ» 121 34. МЕТОД БРАХМАНОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ (БОЛОМЭНЬ ДАОИНЬ ФА) 123 35. МЕТОД ИНДИЙСКОГО МАССАЖА (ТЯНЪЧЖУ АНЬМО ФА) 124 36. МАССАЖ ЛАО-ЦЗЫ 124 ГЛАВА VI ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИКЕ 126 37. ЕСТЕСТВЕННОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ И ПОКОЙ 126 38. СОЧЕТАНИЕ ДВИЖЕНИЯ И ПОКОЯ 127 39. СОВМЕЩЕНИЕ ТРЕНИРОВКИ И ВЗРАЩИВАНИЯ 128 40. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЫСЛИ И ЦИ 128 41. ТОЧНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ 129 42. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОСТЕПЕННОСТЬ 129 ГЛАВА VII ТЕХНИКА РЕЛАКСАЦИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ И ЦИГУН
ГЛАВА VIII ВОСЕМНАДЦАТЬ ФОРМ ТАЙЦЗИИИГУН ГЛАВА IX КОМПЛЕКС «ДИКИЙ ГУСЬ» 141 ГЛАВА X ОБУЧЕНИЕ ЦИГУН 154 1. МОМЕНТЫ, ТРЕВУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАБОТЕ 155 43. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ 155 44. КОНТРОЛЬ РАБОТЫ 156 ГЛАВА XI ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ ЦИГУН 165 1. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЗОЙ 165 2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДЫХАНИЕМ 166 3. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЗНАНИЯ 168 4. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАССЛАВЛЕНИЕМ 170 5. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОГРУЖЕНИЕМ В ПОКОЙ 172 6. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕСПОРЯДОЧНЫМ МЫШЛЕНИЕМ 174 7. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАКЦИЯМИ НА ОЩУЩЕНИЯ 175 8. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ ЦИ 177 9. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОТКЛОНЕНИЯМИ 179 45. МОГУТ ЛИ ВОЗНИКАТЬ ОТКЛОНЕНИЯ, И КАК ОТ НИХ ИЗБАВИТЬСЯ 179 46. ВНУТРЕННЯЯ ЦИ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ 180 47. ВНЕШНИЕ ДВИЖЕНИЯ НЕ ПРЕКРАЩАЮТСЯ 181 БЛУЖДАЮЩИЙ ОГОНЬ 183 48. ВПАДЕНИЕ В НАВАЖДЕНИЕ 184 10. ПРОБЛЕМЫ,СВЯЗАННЫЕ С РАСПОРЯДКОМ 185 49. МОМЕНТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ 185 МОМЕНТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ В ПЕРИОД ЗАНЯТИЙ 186 ГЛАВА XII КЛИНИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИГУН 186 1. ПРИНЦИП «ОПРЕДЕЛИВ ЗАБОЛЕВАНИЕ, ОБСУЖДАЙ ЛЕЧЕНИЕ» 187 2. ЛЕЧЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦИГУН (ЦИГУН-ТЕРАПИЯ) 190 50. ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ 190 51. ОПУЩЕНИЕ ЖЕЛУДКА 191 52. ВЫПА ДЕНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА 192 53. ХРОНИЧЕСКИЙ ГЕПАТИТ 193 54. ГИПЕРТОНИЯ 193 55. ПОРОК СЕРДЦА 194 56. ТУВЕРКУЛЕЗ ЛЕГКИХ 195 57. ХРОНИЧЕСКАЯ АКЗТРАКТИВНАЯ ЭЛМРИЗЕЛЛА ЛЕГКИХ 195 58. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА 197 59. ОПУЩЕНИЕ МАТКИ 197 60. ОСЛОЖНЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ ГИПЕРТОНИЕЙ 198 61. ХРОНИЧЕСКОЕ ВОСПАЛЕНИЕ ПОЛОСТИ ТАЗА 199 62. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ 199 63. ПОТЕРЯ СЕМЕНИ И УВЯДАНИЕ ЯН 200 64. ПЕРВИЧНАЯ ГЛАУКОМА 201 65. ОСТРЫЙ АППЕНДИЦИТ 202 66. ОПУХОЛИ 202 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 203 СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ ЦИГУН 204 В ИЗУЧЕНИИ ЦИГУН ВАМ ПОМОГУТ СЛЕДУЮЩИЕ КНИГИ 208
ПРЕДИСЛОВИЕ Автор основного текста книги Ма Цзижень ряд лет работал директором Шанхайского института цигун-терапии, поэтому основной упор он делает на медицинский аспект древней техники: оздоровление и лечение. Между тем ицгун можно отнести к развивающим практикам, позволяющим активизировать все функции организма, в том числе скрытые, обычно не задействованные — ибо, что не тренируется, то не развивается (или отмирает). Поэтому, занимаясь цигун, постепенно совершенствуешь самые разные способности — от повышения работоспособности и творческих возможностей до ясновидения и пр. В частности, у многих обнаруживается дар «видеть болезни», о чем автор, к сожалению, не упоминает, хотя диагностика для практикующего цигун не представляет сложности. Конечно, термин «цигун» подразумевает самые разные приемы психофизической саморегуляции — контроля над всеми процессами, в которых тем или иным образом видоизменяется жизненная энергия, которую китайцы называют ци. Не следует путать ци с дыханием, хотя организм получает ее и таким образом. Не нужно называть ее пневмой, ибо перевод с китайского на древнегреческий ничего не объясняет кроме того, что древние греки, как и все древние народы, знали о существовании некой энергии жизни. Все, кто всерьез занимается цигун или йогой, знают эту энергию по своим ощущениям, в той или иной степени умеют управлять сю с помощью мысли — как внутри своего тела, так и вне его. Что же касается попыток объяснить ее физическую сущность, то пусть этим занимаются физики, которые даже всем хорошо известную гравитацию — почему вес предметы притягиваются друг к другу — объяснить не в состоянии. Гораздо важнее не объяснение, а умение применять знание о несомненном присутствии ци в живом (и неживом) с пользой для себя и других, что достигается практикой (гун). В цигун можно выделить три уровня воздействия: тело, энергия тела и сознание; для развития всех трех уровней используются движения, дыхание и мышление. Причем мысль — самое главное. Без сочетания движений с дыханием и осознанием цигун превращается в физкультуру, тогда как без физических упражнений, только управляя мыслью движением энергии или создавая мыслеобразы, можно заниматься цигун, добиваясь заданной цели. Однако следует помнить, что, не работая над тем, что у нас называют духовностью, а в Китае — Дэ, больших успехов не добьешься. Злоба, зависть, ненависть, ревность и прочие негативные мысли не позволяют ни расслабиться, ни создать позитивные мысле-формы, а следовательно, и здоровый организм. Так устроена Вселенная: отрицательные мысли деструктивны, они разрушают в первую очередь собственного создателя. К последствиям действий, вызванных отрицательными мыслями, можно отнести историю с фалуньгун. Фалунь — буддийский термин, означающий колесо ла-кона (дхармачакра на санскрите). Сторонники этого вида иигун устроили массовую антиправительственную демонстрацию, нарушив обычную буддийскую аполитичность. После ареста зачинщиков власть изменила свое отношение к цигун всех направлений и долгое время с подозрением относились к практикующим. В книге много говорится о теории китайской медицины. Пытаясь овладеть этими знаниями, европейцы придумали сотни сложных, доступных только «западному» уму определений и понятий (рефлексотерапия, коллатерали и пр.). Заметим, что в оригинальных трактатах о цшун вы не найдете ничего даже отдаленно напоминающего эти измышления. В этом переводе мы стремились сохранить традиционные представления. В заключение остается пожелать читателям успехов в оздоровлении и развитии тела и лучи и извиниться за возможные огрехи. М. Богачихин
ГЛАВА1 ПОНЯТИЕ О ЦИГУН И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ ЦИГУН — древняя китайская техника исцеления. С 50-х годов XX века ее начали применять в клиниках и добились определенных успехов, поэтому она получила достаточно широкое распространение. Однако сам термин «цигун» трактуется разными авторами неоднозначно. Одни исходят из значений составляющих слово иероглифов, рассматривая «ци» как дыхание, а «гун» как постоянные упражнения в регулировании дыхания и положений тела. Другие видят смысл термина в работе (гунфу) над ци. Третьи полагают, что название не соответствует содержанию практики. В древности подобные техники называли «ян шэн фа» — метод взращивания жизни. В одном докладе о цигун-терапии упоминался метод закаливания во время отдыха, в другом — метод психотерапии.
Надо сказать, что в древних источниках словосочетание «цигун» встречается крайне редко, а именно: только в трактате даоса Сюй Суня, созданном во времена династии Цзинь (265—420 гг.), а также в значительно поздней книге, опубликованной в конце Цинской династии. Термин этот довольно широко распространен среди занимающихся ушу (боевыми искусствами). Так, в современной книге «Тайны шаолиньских практик» говорится: «В цигун дается два наставления: одно — взращивать ии, второе — совершенствовать ци». Однако первое из этих представлений о практике относится к даосской саморегуляции (гунфу), второе — к тренировке ушу, и к рассматриваемому здесь понятию цигун отношения не имеет. Только существовавший до Освобождения (1949 г.) «ицигун» находит продолжение в данном направлении. В 1934 году в Китае вышла книга о лечении чахотки методом цигун, но внимания она не привлекла.
БЕССМЕРТНЫЕ В КИТАЕ Бессмертного человека, сяньжэня, в китайской религиозной или исторической литературе можно встретить не так уж редко, тем более в народных легендах, сказаниях. Правда, кто такой сянь-жэнь, мнения расходятся, да и сами бессмертные бывают разных уровней и категорий. Некоторые очень долго — веками — жили на земле, а потом куда-то исчезали. Это была вынужденная мера: императоров и более мелких правителей не всегда радовала такая природная аномалия среди его подданных, и они пытались «нормализовать ситуацию» под Небом, так что бессмертные были вынуждены бродить из края в край, скрывая свое прошлое. Путь других более известен: раздобыв пилюлю (дань) бессмертия, они отправлялись на Небо — место постоянного проживания бессмертных, по-нашему, богов разного уровня. Христиане, например, разделяют Небо на десять уровней -небес, где прожи вают сущности от ангела (внизу) до Бога- Отца (вверху). Китайцы чаще всего делят Небо на три уровня, да есть еще места, так сказать, по горизонтали: поближе к богу уровня, поважней «должность», или подальше, где меньше обязанностей и, - соответственно, прав. Пилюлю добывают тяжким трудом. И хотя в древние времена изготовляли ее главным образом из природных материалов, предпочитая особо токсичные: свинец, ртуть, мышьяк, — однако, без жизненной силы никакая алхимия невозможна, как и холодная термоядерная реакция. «Добывание пилюли» — это практика, саморегуляция, самосовершенствование, работа с жизненной энергией, которую на современном китайском языке называют цигун. Известно также, что некоторые бессмертные на Небе, небожители, раньше жили на Земле, а Другие — людьми не были, по крайней мере, во время существования нашей Вселенной. Вселенные, как хорошо известно буддистам, подобны людям и тоже не бессмертны: живут одну манвантару, умирают, а затем рождаются вновь. Так что нынешние боги, возможно, были людьми в прошлую манвантару, а то и в позапрошлую... Тех, кто добивается бессмертия трудом над собой на .Земле, делят на три категории. Тройственность для китайца — это Небо, Земля и Человек между ними. «Человек» — это император, правитель, представляющий интересы всех подопечных, или все человечество, составляющее единое целое в своих высших энергетических формах, так что всякие войны и вообще конфликты — все равно что сражение печени с сердцем — дикость, абсурд. Бессмертием в Китае занимаются, главным образом, даосы. В своих книгах они пишут, что бессмертные небесного уровня, то есть люди, внутренне готовые, пилюлю бессмертия получают легко, секрет в этом случае передается сердцем, ее нельзя определить и взвесить — это, как называют на Западе, вещь в себе, а точнее — другая, более тонкая материя, ощущаемая сердцем. Такой бессмертный может перевоплощаться в разные сущности и летать. Бессмертные уровня Человека могут создать пилюлю за сто дней, ее можно определить, но нельзя взвесить. Изготовляют ее по устному указанию Учителя. Он может появляться и исчезать. Бессмертный уровня Земли завяжет пилюлю за год, но весь процесс завершится за десять лет, метод сложен, передается письменно. Пилюлю можно определить и взвесить. Бессмертный может оставлять тело, мы бы сказали: выходить в астрал. Так что кому-то это дается легко, кому-то послож-ней, но дело не безнадежно. И нужен наставник, которого чаще всего «случайно» где-то встречают, ибо главное, чтобы ученик был готов, а Учитель всегда готов. Есть еще одна категория: учителей даосизма или цигун, достигших высшего уровня в самосовершенствовании, называют бессмертными. Примерно так же, как называют бессмертными всех членов Французской Академии наук, число которых не должно быть выше ста: некоторое ограничение на бессмертие.
В 1960 году директор Таншаньской клиники цигун-терапии Ван Цзиньбо прибыл в Шанхайскую городскую клинику цигун -терапии, где специалисты обсуждали вопросы терминологии, ибо «если имя не дано, то как именовать?» Они решили не понимать иероглиф «ци» узко и опираться на практически вкладываемый в него смысл, исходя из того, что метод и теория самостоятельной тренировки тела и духа, прошли в народе длительный путь развития. Осваивая позы, налаживая дыхание, расслабляя тело и успокаивая сердце (душу), сосредоточивая и направляя внимание, совершая ритмические движения и другие специальные действия, можно регулировать и совершенствовать различные механизмы человеческого тела, вызывать и наращивать скрытые в теле силы. Это оказывает оздоровительное и общеукрепляющее действие, способствует профилактике заболеваний и долголетию. Использование цигун для последней цели и составляет методы цигун -терапии. В «Хуанди нэйцзин» в числе пяти методов лечения, кроме иглоукалывания каменными иглами, употребления лекарств, прижиганий и девяти игл, упоминается «даоинь аньуяо» — это и есть древний цигун. В перечислении восьми слов: выдыхать, вдыхать, выплевывать, набирать, медведем нависать, птицей вытягиваться — содержится описание метода «даоинь», который теперь называют статическим и динамическим цигун. Многие классические медицинские трактаты на протяжении веков рассматривали эти техники. Однако методы, используемые в цигун, словами передать очень трудно. Кроме того, овладевших ими людей всегда было не слишком много. В Цинскую эпоху (1644—1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах даоинь существуют трактаты таинственные, смысл их скрытный, так что многого не понять. Как ни стыдно, но не усвоить эти методы». Поэтому до сих пор цигун часто считают священной тайной, смысл которой непостижим, ведь даже в прошлом мастеров цигун трудно было найти. Цигун — часть традиционной китайской медицины, но некоторые относят его (а точнее «метод взращивания жизни») к даосской саморегуляции (гунфу) и возводят к Лао- цзы. Позже он стал методом самосовершенствования (сю фа) в тайных даосских школах. Когда во времена правления Восточно-ханьской династии (в начале нашей эры) в Китай проник буддизм, располагавший собственным методом взращивания жизни, техники цигун получили дальнейшее развитие. Считается, что ответвлений цигун очень много; в даосизме они разделяются на два направления — северное и южное, поскольку образовались северная и южная ветви даосизма. Существование цигун уходит в глубь веков, вплоть до периода Тан Яо. Во времена Весны и осени и Воюющих царств (VIII—III вв. до н. э.) он развивался далее, и в течение веков на него оказывали влияние даосизм и конфуцианство, а также различные методы укрепления здоровья, бытовавшие в народе. Некоторые методы цигун упоминаются в даосских трактатах «Лао-цзы», «Чжуан-цзы». Это говорит о том, что уже тогда они были широко известны: при династии Цинь (246—207 гг. до н. э.) и в начале династии Хань (с 206 г.) насчитывалось, например, около десяти философских школ, и даосизм был лишь одной из них. В самом даосизме тоже выделялось много направлений, и не в каждом использовали цигун. После династий Сун и Юань (X—XIV вв.) существовало два основных течения. Первое называлось школой истинного единого (чжэн и пай), или амулетов и талисманов, заговоров и заклинаний, служащих для «изгнания бесов и снятия порчи». Второе называлось школой киновари и котла (дань дин пай), или плавления и взращивания (лянь ян пай), на севере именуемой школой полной истины» (цюань чжэнь пай). В ее задачи входило плавить киноварь и добиваться долгой жизни, поэтому говорили о даосском учении золотой киновари, или золотой пилюли (цзинь дань дао цзяо). Практический метод называли техникой внутренней киновари (нэй дань шту), распространенной со времен династий Сун (960—1279 гг.) и Юань.
Основателем южной школы считают Чжан Бодуаня, а северной — Ван Чжэ. Кроме того, при династиях Мин и Цин появились так называемые западная и восточная школы. Следует учитывать, что медицинский цигун и даосская техника внутренней киновари имеют свои особенности. Однако относиться пренебрежительно к даосским и конфуцианским практикам, тем более отвергать их не следует, так как накопленный ими опыт можно выборочно использовать. Высказывания Лао-цзы: «Опустоши свое сердце, наполни свой живот», «Доведи до предела пустоту, постоянно сохраняй покой» — свидетельствуют, что методы цигун были известны за пятьсот лет до н. э. Позже отмечалось, что для даосов главным достижением считались чистота, покой и полет в пустоту, а выплавление пилюли — это совсем другая техника. Автор наблюдал немало хронических больных, приступивших к занятиям цигун, после чего их состояние стабилизировалось, некоторые выздоровели и вернулись к труду. Это говорит о терапевтическом воздействии цигун. Здоровье укрепилось в большей мере у тех, кто продолжал заниматься цигун и после выздоровления. Некоторые ослабленные или престарелые люди по мере занятий цигун укрепили тело, восстановили жизненные силы и стали более жизнерадостными. Это говорит о профилактическом воздействии цигун. Китайская медицина объясняет данные явления тем, что цигун активизирует ци и кровь, гармонизирует плотные (цзан) и полые (фу) внутренние органы, усиливает истинную ци, успокаивает сердце и дух (шэнь), прочищает каналы цзин и ло (продольные и поперечные), укрепляет здоровье, делает кости более прочными. Китайская медицина считает, что эмоционально-волевая деятельность человека сопровождается семью чувствами: радость, гнев, печаль (тоска), размышление, скорбь, страх, испуг[1]; обычно они находятся в рамках биологических процессов и не ведут к заболеванию. Однако при длительном эмоциональном возбуждении или внезапной резкой психической травме, выводящей организм за пределы возможностей регулирования психической деятельности, теряется способность управлять деятельностью энергий инь и ян, потоков у и и крови, плотных и полых внутренних органов, в силу чего развивается болезнь. Данные биопсихологии также говорят о том, что настроение отражается на вегетативной нервной системе и системе внутренних секреций, тесно с ними связано и сказывается на их работе. Расслабление, успокоение и управление дыханием, отрабатываемые в ци-гун, оказывают непосредственное влияние на центральную и вегетативную нервную систему, позволяя воздействовать на настроение в сторону его улучшения. А постоянное хорошее настроение в свою очередь нормализует характеристики физиологической деятельности, образуя цикл восстановления. Так, расслабление мышц и скелета полезно для центральной нервной системы, особенно для понижения напряженности симпатической нервной системы. Когда во время практики входят в состояние глубокою покоя и связь с внешним миром прерывается, это оказывает тормозящее действие на кору головного мозга, позволяя восстановиться тем клеткам, работа которых из-за избыточного возбуждения стала сумбурной и, кроме того, может послужить защитой при возникновении продолжительного стресса от внешних впечатлений. Далее, с помощью управляемого дыхания можно массировать
История развития цигун весьма длительная. Если говорить только о письменных источниках, то более двух тысяч лет назад в медицинских и других трактатах, в специальных книгах, посвященных «взращиванию жизни» (ян шзн), в трудах некоторых религиозных подвижников и деятелей культуры можно обнаружить немало данных, касающихся цигун. Кроме того, различные методы широко распространены среди народа. Люди в процессе практики накопили огромный опыт, в зависимости от особенностей тела и предъявляемых требований использовали яразличные техники, поэтому методы цигун ботты и разнообразны. После Освобождения (1949), цигун был поистине возрожден, была создана специальная организация, подготовлено немало специалистов для клинической практики и научных исследований. В выявлении основных принципов получены вдохновляющие успехи. внутренние органы, способствуя кровообращению и усиливая работоспособность органов. К тому же при налаживании дыхания возбуждается дыхательный центр, что оказывает положительное влияние на общее состояние человека и гармонизирует симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. В результате такой тренировки и возникших в организме изменений головной мозг, безусловно, в значительной степени понизит свою чувствительность к травмирующим действиям семи чувств. С другой стороны, замедление дыхания и торможение вегетативной нервной системы, расслабление костей и мышц в процессе практики представляет собой единую реакцию организма, погружающегося в глубокий покой. Эта реакция характеризуется понижением метаболизма и накоплением энергии и способствует восстановлению, то есть биологически образует «стабильность внутренней среды», самую благоприятную фазу для процессов, протекающих в теле человека. Поэтому занятия цигун могут не только способствовать сохранению здоровья и укреплению тела, но и оказать лечебное воздействие на многие болезни, именуемые в китайской медицине внутренним поражением семи чувств, при которых нарушается и теряется равновесие вегетативной нервной системы. Кроме медицинского назначения, включающего профилактику и лечение заболеваний, цигун широко используется для следующих целей. Физическая культура. Если спортсмен овладеет методами тренировки по системе и,шун, в особенности техниками расслабления, позволяющими стабилизировать нервную систему, это поможет ему сосредоточить возбуждение коры головного мозга в одной точке, когда большая часть нервной системы находится в расслабленном состоянии, что позволит снять нервное напряжение перед выходом на спортплощадку и стабилизирует настрой, а после начала тренировки или соревнований сделает движения гармоничными, использование сил рациональным, вдохновение неиссякающим, достижение высоких результатов более вероятным. Когда My Чэнкуань прибыл в Шанхай с инспекцией и посетил Шанхайскую цигун -клинику для обмена опытом, он ознакомил спортсменов г. Тянь-цзинь с цигун, после чего они стали тренироваться, сочетая занятия спортом с цигун. В Западной Германии и Японии также используются методы психической тренировки, базирующиеся на принципах цигун, с целью преодоления предстартовой напряженности и достижения более высоких результатов. Театр. Артисты театра отрабатывают кии поля киновари»—один из методов цигун, позволяющий продлевать выдох. Они стремятся использовать незначительное количество воздуха при выдохе, что позволяет, например, длительное время исполнять арию. Поскольку лишь после глубокого вдоха можно продлить выдох, при отработке дыхания требуется, чтобы возникало ощущение вдоха до самого низа живота, при этом живот остается поджатым, затем нужно задержать ненадолго воздух и выдыхать при пении или декламации, достигая желаемого эффекта. Кроме того, неустойчивое настроение драматического артиста или певца нередко приводит к тому, что отвечающие за выражение чувств мышцы не подчиняются приказам, отчего игра становится неестественной, и сценический эффект падает. Расслабление с помощью цигун существенно способствует восстановлению возможности произвольного управления мимическими мышцами. Каллиграфия и живопись. В истории Китая было немало каллиграфов и художников-долгожителей, которые занимались цигун. Чтобы создать надпись или картину, древние мастера пользовались двумя видами опыта, определяемого выражениями: «Кристализовать дух, успокоить думы, исправить себя, усвоить манеры, овладеть кистью, думать о жизни, на берегу пруда приближаться к покою» и «Собирать увиденное, отражать услышанное, выправлять сердце, гармонизовать ци — все это обещает появление прекрасного произведения
1. ИСТОЧНИКИ ЦИГУН В древности цигун, возможно, стал известен людям следующим образом. Например, если при усталости тела потянуться, зевнуть, закрыть глаза, побыть в спокойствии, то возникнет ощущение душевного покоя и радости. Если ноет поясница и ее помассировать или слегка постучать, то боль ослабевает и проходит. Если в груди ощущается теспение. можно выдыхать воздух через рот или рукой погладить .грудь и живот, и оно исчезает. Так возникали первые ростки цигун. Путем непрерывной практики и поиска постепенно развился способ, пригодный к применению. Существуют разновидности цигун, возникшие из древних танцев. Согласно легендам, более четырех тысяч лет назад, в эпоху Тан Яо, в районе центральной, равнины Китяя произошло наводнение, продолжавшееся очень долго. Потом только Юй, основатель династии Ся (как искусства. Если же сердце и дух неверны, то и знаки рисуются вкривь и вкось; если воля и ци не согласованы, то и образы получаются искаженными». Другими словами, необходимо сосредоточить внимание, отбросить побочные мысли, настроить сердце (душу), упорядочить ци, объединить мысль и силу кисти и только тогда приступать к творчеству. Иногда прежде чем начинать водить кистью, направляют ци в нижнее поле киновари (т. е. вдыхают до самого низа живота), потом опускают кисть на бумагу, причем движения руки и пальцев исходят как бы из поля киновари — то вбирая, то выпуская, исполняя тяжелое как легкое. Поэтому процесс каллиграфии и рисования тоже является практикой цигун, при которой как совершенствуется техника, так и отступает приближающаяся старость. Подобный подход характерен для всех видов творчества. Образование. Когда учащиеся занимаются цигун, это помогает ликвидировать нежелательные факторы окружающей обстановки, создающие напряженность при обучении и приводящие к снижению психических ресурсов. Серьезные занятия цигун позволяют успокоить нервную систему, снять усталость клеток мозга, затормозить и ослабить беспокойство и возбуждение, что способствует полному сосредоточению внимания. Все это повышает эффективность учебы, и таким образом у человека пробуждаются скрытые возможности познания. Поэтому в некоторых странах цигун иногда называют «тихое сидение — творческое раздумье». Укрепления тела и души. Способы саморазвития бесчисленны и многообразны (например, ушу, физкультура), и цигун — лишь один из таких комплексов, а вовсе не обобщение различных методов тренировки. Нет основания называть цигун всеобъемлющим методом взращивания жизни (т. е. заботы о здоровье), или избавления от всех болезней и продления долголетия. Поскольку в понятие взращивание жизни входит очень многое, здесь уместно остановиться на выводе, сделанном в трактате «Суеэнь» в разделе «Истинная теория древнего неба»: «Знающие Путь за образец берут инь-ян, гармонию всех искусств. Когда хочешь пить и есть — не преступай предел; когда собираешься встать или сесть — не нарушай порядок; не безрассудно трудись и работай — сможешь тогда сочетать дух и форму, а когда иссякнут и небесные годы, окажется, что счет шел на века». Другими словами, Путь взращивания жизни (яншэн), или способ изгнания болезней и продления долголетия включает следующие требования: необходимо выбирать метод тренировки в зависимости от сезона и перемены погоды, есть и пить вовремя и в меру, разумно чередовать работу и отдых, соразмеряя прилежание к физическому и умственному труду. Цигун — лишь составная часть многих искусств или способов взращивания воспроизводящей, жизненной и духовной энергий: цзин, и,и, шэнь. Это метод тренировки, ставящий целью непосредственно предупреждать и лечить заболевания и укреплять организм. В качестве объекта выступает собственное тело, ориентируясь на состояние которого, путем сознательной саморегуляции психической и физиологической деятельности (души и тела), исправляют соответствующие нарушения. В целом цигун можно разделить на два больших класса: статический и динамический. Статический цигун [цзингун, буквально — статическая работа][2] пользуется сидячими, лежачими и стоячими позами, внешне неподвижными. При этом применяются такие методы, как расслабление, успокоение, концентрация, правильное дыхание, и делается упор на внутреннем выстраивании тела, откуда происходит другое название: внутренняя работа (нэйгун). Однако, оставаясь методом тренировки, статический цигун, безусловно, не обходится без движений. В трактате жившего в начале Цинской династии Ван Фучжи «Записки о вопросах мышления» («Сы вэнь люи») в главах о внутреннем и внешнем говорится: «Неподвижное неподвижно и подвижно, но отнюдь не совершенно бездвижно, ... покой обязательно включает движение, считает традиция, в 2205 г. до н. э.), углубил русло и справился с этим стихийным бедствием. Во времена наводнения процветала ци влажности, и люди повсеместно страдали болезнями кожи и суставов. На основе накопленного опыта они выбирали определенные танцевальные движения, чтобы расправить мышцы и укрепить кости, улучшить кровообращение, укрепить здоровье тела. Об этом содержатся сходные записи в трех книгах. В книге «Весны и осени Люя» Люй Бувэя, написанной во времена династии Цинь (246—207 гг. до н. э.). в главе о древней музыке говорится: «В старину во времена Таотана было много инь в плотном состоянии, пути вод перекрылись и закупорились, не было первоначального хода, ци в народе застоялась, затормозилась и сгустилась, суставы и кости во множестве сжались и не доходили до исходного, поэтому воспользовались танцами, чтобы расшевелить их». В «Истории дорог» («Лу мш») в девятом свитке введения говорится: «Во временя Инь Кана водные каналы были непроточные, реки не следовали своими первоначальными путями, инь собиралась и легко сгущалась, у людей все застаивалось внутри, на коже возникали застойные явления, ноги опухали и, чтобы помочь суставам и связкам прийти в норму, было приказано заниматься танцами. Людей привлекали к танцам, чтобы помочь им. Это называли «большими танцами». Мэн Фу в «Общих записках об императорах и князьях» приводит отрывок из «Записок из учебного квартала» («Цзяо фан цзи»), где говорится: «В древности при Инь Кане и Гэ Тяне изначальная ци (юань-ци) начала дробиться, бедствия от застоя воды не прекращались, к народе многие страдали от опухания ног, пришла мысль помочь всем нормализовать суставы и связки, это положило начало приказу о танцах». Известно, что древние сначала совершали подношения духам (шэнъ) и предкам, а затем отправлялись на охоту, где добывали пищу, и собирали урожай. При этом они имели обычай устраивать танцевалъ-ное празднество, подражая прыжкам животных и полету птиц. В движениях этих танцев с целью «расчистки каналов» использовали изгибания, осматривания, подпрыгивания, размахивания конечностями, характерные для животных и птиц. Это и есть первоначальный цигун. движение не отбрасывает покой». Поэтому статическая работа — это метод движения в покое. В динамическом цигун [дунгун, или динамической работе] сочетают движения конечностей с использованием сознания и энергии (ци), а также подключают самомассаж, похлопывание и другие приемы с целью укрепления внутренних органов, костей, мышц и кожи. Поскольку динамический цигун предполагает движения, проявляющиеся вовне, его также называют внешней работой (вайгун); но он проводится в условиях сосредоточения внимания, успокоения сознания и может считаться методом покоя в движении. Таким образом, содержание практики цигун многосторонне; это не только метод дыхания или психотерапии, но и особый процесс сознательной деятельности, направленный на развитие внутренних органов. После перечисления методов цигун очевидно, что они не придерживаются принципов, принятых в физкультуре и ушу (воинских искусствах), и каждый из них имеет свои особенности. В спорте все различные направления тренировки подчинены соревновательным требованиям. Так, в гимнастике прыжки в высоту требуют поиска способов прыгать выше, прыжки в длину — прыгать дальше, разновидности бега — бегать быстрее, а поднятие тяжестей — поднять более тяжелый груз. При соревнованиях по играм с мячом стремятся победить противника. В цигун не ставятся подобные цели. Конечно, некоторые виды спорта, исключяя соревнования, тоже успешно применяют для саморазвития — например, заменив бег наперегонки неспешным бегом. Воинские искусства, соответственно своему назначению, тренируют воинские качества, обучают технике рукопашного боя, чтобы ученик мог добиваться победы путем нанесения ударов, поддержания хорошей физической формы и самозащиты. Здесь отрабатываются приемы нападения и защиты. Все движения в воинских искусствах выражают боевой характер и закон силы, тогда как цигун не предполагает подобного применения. Тайцзицюань — одна из таких практик — это метод борьбы, в котором противопоставляют податливость, встречая жесткое нападение. В трактате Чжан Вэньюаня «Вопросы и ответы, касающиеся общих
|
|||
|