Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 34 страница



Методы цигун

Для лечения опухолей с помощью цигун в древости проводили определенные опыты. В «.Линшу», в главе о начале и рождении ста болезней, говорится: «Изучали то, что остается и не уходит, дыханием образуются скопления». О «скоплении дыхания» под бокамц где собирается ци, в «Простых вопросах», в «Теории странных болезней», говорится, что нужно «заниматься ведением и привлечением (даоинь) и принимать лекарства. Одними лекарствами вылечиться невозможно». В книге «Об источниках и последствиях болезней», в главе о периоде скопления и собирания, сказано, что лечат этого рода болезни «методами взращивания жизнц способами ведения и привлечения». В Минскую династию, в книге «Драгоценный комментарий к киноварной площадке», есть описание лечения трудности глотания с помощью цигун, ведения и привлечения.

С помощью цигун больные обычно могут повысить аппетит, восстановить силы тела, укрепить организм. Поскольку обычно применяется комплексное лечение, то добавление цигун может быть весьма благоприятным для регулирования инь-ян, ци-кровц для поддержания равновесия и устойчивости внутренней среды, укрепления сил организма, противостоящих раку.

Пример. Цай Ляньпу из Пекинского городского НИИ опухолей легких сообщил следующее. 7 пациентов с выявленным раком легких перед занятиями цигун имели явные симптомы болезнц организм был ослаблен. Среди них 5 перенесли операцию. После трех месяцев практики болезненные симптомы не ощущались, наступило заметное облегчение. Особенно улучшились сон и аппетит, отступили простудные заболевания, окрепло тело, появились силы. Рентгенограмма груди показала, что у 2 непрооперированных пациентов влияние опухоли не расширилось, а у 5 прооперированных не возникали новые очаги болезни. Определение иммунитета и анализы на иммунноглобулиновый белок не выявили явных изменений. Определение фитокоагуляции на коже, позволяющее отразить иммунные функции клеток в теле больного, показало, что кроме 1 случая, когда реакции не было безотносительно к занятиям, в 2 случаях до занятий реакции не было, после занятий она появилась, а в остальных 4 случаях уровень повысился. Следовательно, цигун позволяет укрепить организм онкологических больных, что благоприятно для лечения страдающих раком легких

(«Физкультурная газета», 2 июля 1980 г.). Под руководством специалистов среди распространенных в настоящее время методов можно подобрать подходящие. Можно воспользоваться книгой Го Линь «Новые методы лечения рака с помощью цигун».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ расскажем о некоторых вещах, не рассмотренных автором. Как уже отмечалось, занятие восточными гимнастиками оказывает развивающее действие на все органы и системы организма, в первую очередь на те, на которые обращается внимание. Если занимаются какими-либо давно разработанными комплексамц то постепенно уходят сто болезней. Избавившись, даже в основном, от всех болезней, часто хочется помочь своим близким. И не очень близким. В некоторых книгах пишут, что себя лечить нельзя — это пишут те, кто не освоил саморегуляцию, ибо древнее правило гласит: начни с себя.

Первая проблема в деле целительства — диагностика, нельзя лечить, не видя, что нарушено в организме и что получается в результате воздействия. Методов сенсорной диагностики много. Некоторые пользуются рамкой, маятником, но лучше обходиться без «костылей». Самый простой способ — использовать осязание, ибо все органы чувств у живых существ развились из осязания. Диагностику рукой легко освоят те, кого любят комары,— у них кровеносные сосуды подходят близко к поверхности кожи. Видимо, чувствительным элементом служит кровь, этот жидкий кристалл, в котором структура воды за счет водородных связей способна воспринимать и хранить информацию. Не случайно в китайской медицине энергия и кровь объединены в единую систему: ци-кровь. Для диагностики рукой водят сверху вниз вдоль тела, следуя главному потоку энергии: небо — земля, или макушка — копчик. Можно водить по горизонталц а снизу вверх — нежелательно. Исключение — когда нужно повысить давление, но это уже не диагностика, а лечение.

Более высокий уровень диагностики — глазами. Развить астральное зрение («третий глаз») сложнее, хотя на всё есть таланты. Третий способ — настроиться на пациента и почувствовать на себе, что у него не в порядке. При такой работе нужно, по крайней мере, уметь снимать с себя возникшие ощущения — болезненную информацию, ибо, кажется, нет ни одного целителя, который не «перехватил» бы на себя чужую болезнь.

Есть еще интцитивный способ. Хороший врач, сидя спиной к дверц заранее чувствует, что не в порядке у входящего пациента.

Прежде чем пообсуждать лечение, поговорим об этических правилах.

Прежде чем что-либо делать, нужно получить разрешение по крайней мере от двух сторон. Конкретнее: в соответствии с космическим Законом свободы воли ничего нельзя делать насильно (за редким исключением). Недопустимо, не получив согласия человека, ни его диагностировать, ни лечить. С другой стороны, нужно выслушать и свое собственное мнение: еслц по ощущениям, «не хочется», то делать нельзя, как бы тебя ни просили. Иначе навредишь себе, а первое правило врача — не навреди.

Теперь обратимся к лечению. Люди с высокой чувствительностью — лучшие диагносты, а люди с сильным полем — лучшие целителц хотя необязательно: главное — не сила, а резонанс, умение настроиться на пациента. А если настраиваются не на человека, а на его карман, то не жди хорошего результата. Поэтому гораздо ценнее научить человека быть здоровым, чем его лечить, тем более, если сохраняется образ жизнц приведший к болезни.

Что касается целительства, то методов всего три: добавить энергию туда, где ее не хватает, убрать избыточную и пропустить там, где она застревает. В принципе, в несложных случаях не нужно знать ни названий органов, ни названий болезней. Отрегулируешь энергетику — и организм сам все «починит», если он не очень засорен шлаками и грязнымц негативными мыслями и не выбрасывает свою энергию бурными эмоциями и прочим.

Китайцы исходят всего из двух требований, обеспечивающих здоровье: чистота и спокойствие (цин и-зин). Для нас, европейцев, вечно куда-то спешащих, пребывающих в состоянии стресса, приводящего к любимым сердечнососудистым, наиболее ценны китайские релаксационные гимнастики — цигун, тайцзицюань, выполняемые в резко замедленном темпе. Для тех, кто освоил основы, нет проблем с нахождением времени для тренировок. Нет необходимости бежать в ближайший парк или сквер по утрам перед работой, поскольку в течение дня можно найти немало свободных минут, чтобы что-нибудь поделать. Даже ожидая поезда метро. Ибо очень многое можно делать мысленно с тем же эффектом.

Наш опыт показывает, что все, кто занимается собой, резко отличаются остальных — и здоровьем, и работоспособностью, а главное — радостью жизни. Чего и вам желаем!

И последнее. Работая с малознакомой жизненной энергией ци, нужно соблюдать технику безопасностц о чем мало пишут. Многие читают молитвы — от деревенских колдуний до филиппинских хилеров (хирургов). Это позволяет создать необходимый настрой для психофизического взаимодействия с пациентом. Полезно после такого взаимодействия или воздействия подставить руки под струю холодной воды, особенно, если при работе руками на руках возникает неприятное ощущение «грязи». Приемы техники безопасности могут быть разнымц главное — не забывать о них.

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ ЦИГУН

Аньмо — массаж (букв.: «надавливания и потирания»). Один из видов китайского массажа. Воздействуют в основном на биологически активные точки, но не только. Включает постукивание, похлопывание и пр.

Аньцяо — (само)массаж. Старинная техника, где ань — сгибание в суставах, придавливание кожи и мышц, цяо — быстрое поднимание рук и ног.

Баг у а — 8 триграмм. 8 базовых знаков согласно «циклическим /или Чжоуским/ переменам» — «Чжоу и», другое название этого трактата «Книга Перемен» — «И цзин», создание этой системы знаков приписывается правителю Фуси. Каждый знак гуа состоит из трех черт яо, сплошная черта олицетворяет принцип ян, а разорванная черта олицетворяет принцип инь. Знаки пишутся снизу вверх. Триграмма цянь-творчество символизирует Небо, кунь- исполнение — Землю, чжэнь-возбуж-дение — Гром, сунь-утончение — Ветер, кань-погружение — Воду, лы- сцепление — Огонь, гэнь-пребывание — Гору, дуй-разрешение — Болото или Низину. В литературе по цигун уянь-творчество может символизировать котел дин, а кун ь-исполнение — печь ци, кань-погружение и лы- сцепле-ние — лекарственное вещество яоу. Триграммы могут символизировать 8 направлений — по странам света и промежуточным направлениям. Помещенные друг над другом две триграммы образуют гексаграмму гуа, всего получается 64 гексаграммы, которые описьюают все вещи и явления во Вселенной и составляют суть «Книги Перемен».

В аи дун — внешние движения (самопроизвольные движения: колебания, вибрации отдельных частей тела, возникающие в процессе энергетической работы, не вызывающие усталости, оздоравли-вающие, но могут быть и искаженные).

Вайци — внешняя ци (жизненная энергия, излучаемая наружу, в частности, при целительстве).

Вэй — защитная энергия. В теле хранится в основном в нижнем обогревателе, защищает от болезней внешнего происхождения — от патогенных энергий, атакующих человека извне, протекает вне главных меридианов — по сухожильно-мышечным, днем в янских, ночью — в иньских, т. е. более внутренних, поэтому ночью больше мерзнут.

Гуань — застава (находятся в суставах и других местах; зона непрохождения энергии на канале).

Гун — работа (внутренняя работа, работа по саморегуляции), результат работы, отработка, наработка.

Данътянъ — поле киновари, поле пилюли или элексира бессмертия. Энергетический центр в теле. Их три: нижнее, среднее и верхнее поле пилюли, соответствуют Земле, Человеку и Небу, находятся в центре живота под пупком, в центре груди и в центре мозга. Нижнее — важнейшее в гимнастиках, его иногда называют море ци, цихай, но существует множество других названий. Часто, говоря «поле пилюли-даньтянь», подразумевают нижнее. Точная локализация этих полей невозможна из-за индивидуальных особенностей организма. По некоторым представлениям нижнее поле пилюли хранит воспроизводящую энергию цзин, среднее — жизненную энергию ци, верхнее — духовную энергию шэнь, но энергии подвижны, могут перемещаться и преобразовываться друг в друга.

Даньяо — киноварное лекарство (пилюля или элексир бессмертия или символ этого средства).

Даоиньтуна — ведение и привлечение, выплевывание и набирание (выражение из «Чжуан-цзы», где говорится о видах дыхания в дыхательной гимнастике, о физкультуре: «медведем нависают, птицей вытягиваются» — ради долголетия, взращивания формы сын).

Дияжи — земные ветви (их 12: цзы-ребенок, яоу, инь, мао, чэнь, сы, у-полдень, вэы, шэнь, ю, сюи, хай, служат для обозначения двенадцатиричного цикла; вместе с 10 небесными стволами или корнями тяныэнь образуют 60- ричный цикл лет и пр.).

Дин — котел. Полость или энергетический центр даньтянь, где идет трансмутация, т. е. превращение воспроизводящей энергии цзин в жизненную энергию ци, ци — в духовную энергию шэнь, а также другие процессы. Котел, или треножник, меняет свое место в процессе алхимической практики (занятий цигун), поднимаясь от нижнего ся поля пилюли к среднему чжун и верхнему шан даньтянь. Котел служит для очистки энергий.

Дунгун — динамическая работа. В системе цигун говорят о «внешнем движении, внутреннем покое»; сочетание динамической и статической работы — основа цигун -терапии цигун ляофа.

Жумо — впадение в наваждение (возникновение галлюцинаций, когда кажущееся принимается за истинное). Жуцзин — вхождение в покой (Тихое сидение цзинцзо, отрешившись от всего и отбросив все мысли. Великий покой длится 300 дней, средний 200, малый 100. Как терапевтическое средство используется для лечения многих болезней, но сроки значительно меньше. Устойчивое спокойное состояние сознания без беспорядочного мышления. Сознание хранят в одной точке или зоне, напр., в нижнем поле пилюли ся даньтянь или сосредоточивают на дыхании. Ощущения из внешнего мира ослаблены, могут возникнуть ощущения исчезновения пространства и времени, веса, будто сон — не сон, работа коры головного мозга находится в состоянии защиты и торможения.

Жэнъ — человек (часть триединства Небо-Земля-Человек тянь-ди~жэнь. Как часть человека — грудь, его центр — пурпурный дворец цэянгун, или среднее поле пилюли чжун даньтянь).

И — 1. Единое (корень, основа жизни. У даосов строят сердце и взращивают природу, сохраняют среднее и охватывают единое. У конфуцианцев: сохраняют сердце и взращивают природу, держатся середины и проникают в единое. У медиков: опустошая сердце, стабилизируют природу, охватывая первоначало, сохраняют единое. «Путем размышлений сохраняют единое. Как? Одно — начало множества вещей, еще одно — путь жизни множества вещей, еще одно — место, где начинается изначальная ци, еще одно — запись программы Неба» — гласит «Трактат о великом покое» «Тайпин-цзин»). 2. Правило, закон движения тьмы вещей («Дао рождает единое, единое рождает два, два рождают три, три рождают тьму вещей» — Лао-цзы. Когда единое осуществлено, то не остается ничего, что надо было бы делать).

И — мысль, сознание, психическая деятельность. Хранится в селезенке, т. е. в центре тела.

Игун — работа над мыслью, работа с помощью мысли (мыслью ведут ци, направляя в больное место и пр.).

Инь — женское начало природы, отрицательный, лунный; недостаток энергии (китайская медицина); пассивный, слабый; интимный, внутренний; правый, правая сторона; темный, тьма; в гимнастиках: статика (в противоположность динамике), отход, отступление, наклон вперед, подтягивание руки, закрывание кисти в кулак. Символы инь: тигр, луна на небе, вода на земле, почки у человека, триграммы кунъ-исполнение и кань- погружение, свинец и пр.

Инь-ян — женское и мужское начала природы, отрицательное и положительное, недостаток и избыток, пассивное и активное, лунное и солнечное, четное и нечетное, внутреннее и внешнее, левое и правое и пр. В гимнастиках: вдох и выдох, статика и динамика, податливое (мягкое) и жесткое, внутреннее и внешнее, закрывание и раскрывание, оборона и атака. Символы: тигр и дракон, ртуть и свинец, триграммы кунь-исполнение и цянь- творчество.

Кайгуань — открывание заставы (определенного участка на энергетическом канале), открытая застава (свободно пропускающая ток энергии по каналу).

Ли — сила-уш, физическая сила.

Мин — жизнь, судьба (безграничная жизнь бессмертного человека, цель даосской алхимии, то же, что ци прежнего неба сяньтяньци. Хранится в нижней части живота — ср. в старом русском: жизнь и живот — синонимы. Центр ее почки или нижнее поле пилюли ся даньтянь, куда перемещается после рождения, разделившись с индивидуальной природой син. Относится к инь, стремится вниз, в противоположность природе син. Проявляется через половые органы.

Мингун — работа над жизнью (в основном — практика ци ляньци и доставка ци, юньци). Вместе с работой над природой, сингун составляет статическую работу цзингун в цигуне.

Нэйгун — внутренняя работа (работа по саморегуляции: тренировка мысли щ усилия-узмнь, жизненной энергии ци и духовной энергии шэнь).

Нэйдань — внутренняя пилюля, внутренняя киноварь, внутренняя алхимия. Внутренняя пилюля — особая энергетическая структура, создаваемая в теле, а алхимия или цигун — процесс ее получения; цель — достижение абсолютного здоровья, долголетия и бессмертия. Основные методы:

дыхательная гимнастика — выплевывание старого и набирание нового, тугунасинь — и работа с помощью сознания над управлением внутренними энергиями, занимаются этим даосы.

Нэйянгун — работа по внутреннему взращиваиию (относится к цигун, предусматривает вхождение в покой, жуцзин, дыхание животом с задержками и прочие способы саморегуляции).

Нэйяо — внутреннее лекарство (воспроизводящая цэин, жизненная ци и духовная шэнь энергии тела).

Саньюань — три первоосновы. Еще называют «три сокровища», саньбао и пр. воспроизводящая цзин, жизненная ци и духовная шэнь энергии; являются функциональным в отличие от трех семей саньцзя, служащих «главными». Се — патогенный (фактор окружающей среды), вредоносный, вредоносность (бывает пустая сюй, полная ши, воровская цзэй, крошенная вэй, истинная чжэн)\ вредоносность противоположна правильному чжэн, борьба между ними — борьба болезни со здоровьем.

Сеци — вредоносная энергия (в противоположность правильной энергии чжэнци; вредоносная ци проявляется, когда правильная ци в недостатке или слаба).

Син — (индивидуальная) природа (человека, его характер; прирожденное, но без практики не развивающееся свойство; истинная природа человека, центр ее). Сын, сразу после рождения разделившись с жизнью, мин, дыханием переносится в сердце; проявляется через глаза. Относится к ян, стремится вверх, в противоположность жизни, мин. Природу еще называют «духовной жизненной энергией» шэнъци, а также «дородовой» или «изначальной духовной энергией» юаньшэнь. Направляя внутренний взор на центр природы и этим соединяя природу с жизнью, создают пилюлю бессмертия в даосской алхимии, т. е. в цигун).

Синци — жизненная энергия природы (человека).

Синь — сердце. 1. Один из 5 плотных внутренних органов, плотво, соответствует стихии огонь хо, югу, лету; время активности 11—13 ч.; абсолютный хозяин тела, поэтому еще называют «душа». 2. Сознание.

Сунгун — работа по расслаблению (то же, что фансунгун, сун — расслабление).

Ся даньтянь — нижнее поле пилюли, нижнее поле киновари (часто называют просто «поле пилюли» даньтянь). Это один из трех энергетических центров, но средний чжун и верхний шан даньтянь открываются позже, потому реже используются в практике; находится на 1-3 цуня ниже пупка на треть вглубь — точно локализовать можно только после практики. Для целей оздоровления, боевых искусств — главный энергетический центр, центр сосредоточения внимания. Хранит воспроизводящую энергию цзин. При сосредоточении внимания здесь концентрируется жизненная энергия ци. Другие названия: морс ци цихай, печь лу, золотая печь цзиньлу — в случае переплавления здесь цзин переплавляется в ци, и пр.

Сюаньгуань — тайная застава (по одним данным, находится между бровями, через этот сокровенный проход душа после смерти покидает тело, направляясь в рай; по другим данным, ее указывают при посвящении в секте). Это проход в бессмертие; есть представление, что не имеет фиксированного положения и перемещается от центра мозга к сердцу через желтый двор, хуантин, далее к солнечному сплетению и копчику.

Сянь — святой, бессмертный. Даос, даоши или ведающий направлениями, фанши, прошедший процесс самосовершенствования, живущий долго не умирая, идеальный человек, стареющий — не умирающий. «Среди людей — человеческий бессмертный, на небе — небесный бессмертный, на земле — земляной бессмертный, в воде — водяной бессмертный, умеющий изменяться — святой бессмертный шэньсянь». Бессмертные подразделяются на 3 категории. 1) Бессмертный на небе, т. е. высшей категории: тело — свинец цянь, сердце — ртуть гун, огонь хо — мудрость, вода шуй — спокойствие. Пилюля бессмертия получается легко, передается сердцем, ее нельзя определить и взвесить. Он может перевоплощаться и летать. 2) Бессмертный среди людей, т. е. средней категории: ци — свиней, шэнь — ртуть, пилюля сливается воедино за 100 дней, за 3 года обретает образ. Ее можно определить, но нельзя взвесить. Изготовить — только по устному указанию учителя. Он может входить и выходить, появляться и исчезать. 3) Бессмертный на земле, т. е. низшей категории: обычный человек, у него свинец — цзин, ртуть — кровь, пилюля завязывается в течение года, весь

процесс требует 10 лет, метод сложен, сообщается письменно, пилюлю можно определить и взвесить, он может оставлять свое тело. Т. е. бессмертие достигается определенной методикой, кому легко, кому сложно.

Сяньтянъ — прежнее небо (врожденный, наследственный, дородовой, в человеке — то, что существует от зачатия до рождения, в космосе — существовавшее до разделения на инь и ян, т. е. на отрицательное и положительное).

Сяньтяньци — жизненная энергия прежнего неба, дородовая жизненность (в человеке то же, что жизнь, мин) Сяонжоутянь — малый цикл неба. 1. Орбита, образованная каналами управления думай и действия жэньмай: начинается у копчика, служащего первыми или наружными воротами, идет между почками — это вторые ворота, через заднюю часть головы — третьи ворота — в мозг, в глиняный шарик нивань, через лицо, грудь, живот. 2. Вращение энергии ци по этому циклу.

Тайцзи — Великий Предел, ци первоначального хаоса. Первое упоминание в «Книге Перемен» — «Ицзин». Конфуций: «Перемены имеют Великий предел, который порождает два смысла ляни, два смысла порождают 4 явления сысян, 4 явления порождают 8 знаков-гуа багуа». Великий подразумевает достижение крайней точки, предел означает восхождение к истоку. Рожден Беспредельным уцзи. Движущая сила динамического и статического, мать инь и ян. Истинная жизненная энергия чжэньци, наблюдаемая перед полостью (или комнатой) изначальной духовной энергии юаныиэныии, находящейся в центре мозга, в виде лучистого круга. Тайцзи изображается двумя рыбами, черной и белой, в круге, с пятнышками противоположного цвета в каждой. Тянь — Небо (часть триединства Небо-Земля-Человек, тяньдижэнь.) В человеке: голова и руки, его центр — дворец глиняного шарика ниваньгун — верхнее поле пилюли шан даньтянь.

Тяньдижэнь — Небо-Земля-Человек. 1. Триединство, образовавшееся из отрицательной инь и положительной ян энергий ци и образующее тьму вещей, согласно Лао-цзы. 2. Три части человека: голова с руками, живот с ногами и грудь. 3. Три части (чего-либо, построенного по иерархии).

Усин — 5 стихий (первоэлементов, буквально — шагов, переходов, ходов времени). Соответствуют энергии Земли ди: это дерево му, огонь хо, почва (земля) ту, металл цзинь и вода шуй; с ними соотносят 5 плотных внутренних органов (плотво): печень, сердце, селезенку, легкие, почки, а также все, имеющее пятиричный ритм. Уцзан — 5 плотных внутренних органов (плотво: печень, сердце, селезенка /и поджелудочная железа/, легкие, почки). Сочетаются с пятью стихиями, начиная с дерева. К внутренним органам также относятся 6 полых внутренних органов (полво) люфу.

Фалунь — колесо закона. 1. Учение Будды; дхармачакра — санскр. 2. Большой цикл неба дачжоутянь.

Хохоу — фазы огня (в даосской саморегуляции огонь — внутренний мир, фазы — 6 этапов очищения огнем, т. е. особой работы с энергиями тела, с целью создания пилюли бессмертия — особой энергетической структуры в теле). Фазы огня характеризуют процесс плавления киновари или выплавления пилюли ляньдань.

Хоцзы — час живою ребенка (час ребенка изы — время с 23 до 1 ч., с этого часа начинаются сутки, начинается первая, янская, половина суток, поэтому занятия гимнастиками наиболее эффективны). Это также состояние начала — позволяющее начать практику, время, когда энергия почек стремится подняться.

Цзинло — меридианы и параллели, основа и уток, продольные и поперечные энергетические каналы в теле (основные стволы чжугань и боковые ветви фэньчжи). В древней литературе указывается, что «цзин» означает «дорога, тропа», а «ло» «сеть, ячейка сети» — с продольными образуют сеть, вместе покрывают все тело. В «Линшу» говорится о 12 продольных цзинмай и 365 поперечных каналах ломай, продольные обычно глубоки и невидимы, а поперечные — поверхностны, видны.

Цзин — воспроизводящая энергия (создает воспроизводящую жидкость; подразделяют на изначальную юаньцзин и обычную фаньцзин). Хранится в почках или нижнем поле пилюли ся даньтянь. Цзин связана с воспроизводящей энергией почек и половой деятельностью, поддерживает жизнедеятельность полых и плотных внутренних органов (полво, плотво) фу, цзан, являясь их воспроизводящей энергией, служит тонкой составляющей пяти злаков, т. е. пищевых продуктов. В даосской алхимии цзин служит основой для преобразования в жизненную энергию ци и последней в духовную энергию шэнъ. Соединение цзин мужчины и женщины через их смертные проходы создает беременность.

Цзиньдань — 1. Золото и киноварь. 2. Золотая киноварь, золотая пилюля (Во высшей киноварной технике вайдань — лекарство бессмертия, получаемое плавлением киноварного песка даньша со свинцом цянь и серой. Во внутренней киноварной технике, сохранившей терминологию внешней, придав ей символическое значение — появляющийся за закрытыми глазами золотой свет в виде лучистого круга, соответствующий истинной жизненной силе чжэньци, он символизирует Великий предел тайцзи.

Ци — 1. Энергия (общий термин древнекитайской философии, обозначающий все виды энергии, или: все виды энергии есть формы и проявления ци). Из единой ци первозданного хаоса, разделяясь, родились две стихии инь и ян, затем Ъ силы: Небо шянь, Земля ды, Человек жэнь, 4 образа сысян, 5 стихий усын, 6 черт (гексаграмм) яо, 7 правителей (солнце, луна, 5 планет), 8 триграмм багуа. 2. Жизненная энергия (совокупность и предпосылка различных проявлений жизни; подразделяется на движущуюся тонкую субстанцию: из пищи и из воздуха и движущую силу, обеспечивающую функционирование внутренних органов и энергетических каналов. Ци также подразделяют на изначальную юаньци или истинную ци чжэньци прежнего неба сяньтянь и обычную ци фаньци последующего неба хоутянь — это может быть воздух, которым дышат. Изначальное — значит, идеальное, последующее — искаженное, поэтому в гимнастиках стремятся вернуться к энергии прошлого неба. Жизненная энергия человека хранится в среднем поле пилюли чжун даньтянь, циркулирует по каналам и вне их.

Цигун — (внутренняя) работа с жизненной энергией (энергетическая гимнастика; этот новый, в старину почти не использовавшийся термин, не охватывает всех направлений практики саморегуляции. Гимнастику в сопровождении движений называют «динамической работой» дунгун, а без них — «статической работой» цзингун. Подразделяется также на «жесткую работу» ингун /разбивание кирпичей и пр./ и «мягкую работу» жуаныун. Цигун бывает медицинский /лечебно-оздоровительный/, конфуцианский, буддийский, даосский и относящийся к ушу /воинским искусствам/).

Чжун даньтянь — среднее поле пилюли (киновари) (находится, по одним данным, в солнечном сплетении над пупком, по другим — в центре груди).

Чжэньци — правильная жизненная энергия (в противоположность извращенной, вредоносной сеци; то же, что изначальная юаньци).

Чжэньдао — истинный Путь, истинное Дао (согласно даосизму для человека это соединение жизненной ци и духовной шэнъ энергий прежнего неба сяньтянь, истинных инь и ян, это дает бессмертие).

Чжэньци — истинная духовная энергия, истинная духовность (образуется соединением инь-ской и янской духовной энергии /иньшэнь, яншэнь/. Может преобразовать тело в «пар», собирающийся Кублимирующийся/ снова, чтобы принять форму, считают даосы).

Шангуань — верхняя застава (третий, высший этап тренировки в даосской технике внутренней пилюли шэйданыиу /алхимии, цигун/ — возвращение духовной энергии шэнь в пустоту).

Шан даньтянь — верхнее поле пилюли, верхнее поле киновари. Находится в центре мозга. Левая и правая его части связаны с соответствующими глазами, а также с сердцем каналами.

Шэнь — духовная энергия, духовность, дух (бессмертная природа человека, его хозяин. Подразделяется на изначальную, истинную духовную энергию юаньшэнь, чжэньшэнь и обычную, познающую фаныиэнь, шишэнь. Изначальная — частичка священного света прежнего неба сяньтянь — ср. «искра божия» у христиан. Чтобы выплавить шэнь, нужно успокоить ее, стремиться от дум и стремлений, тогда она сама проявятся. Кроме того, питая производящую цзин и жизненную ци энергии, тем самым подпитывают и духовную, выплавляя ее, как бы проявляя заложенное. В проявлении заложенного и состоит практика даосской алхимии высших форм цигун. Хранится в сердце или в верхнем поле пилюли шанданьтянь. Шэнь — общее название мышления, связанного с сердцем, и волепроявления. Говоря о «пяти шэнь» включают душу-по, душу-хунь, мысль и и волю чжи). Юаньцзин — изначальная воспроизводящая энергия. (Заложенная в человеке воспроизводящая энергия прежнего неба сяньтянь, истинная воспроизводящая энергия нжэнъцзин. Чтобы ее выплавить, т. е. проявить, требуется концентрация и медитация, при которых огонь сердца опускают в нижнее поле пилюли сяданьтянь и пр.)

Юаньци — изначальная энергия (она же истинная чжэньци). В космосе это изначальная, в человеке — прародительская или наследственная; до рождения — дородовая. Запас ее индивидуален, не пополняется, истощение ведет к смерти. Хранится в почках или нижнем поле пилюли ся даньтянь. Основа пяти плотных внутренних органов (плотво), цзан, ворота вдохов и выдохов, источник трех обогрева-телей, саньцзяо. В человеке в среднем ее всего 6 цуней, истощение одного иуня сокращает жизнь на 30 лет, сохранение всех обеспечивает вечную жизнь, для чего требуются также особые дыхательные гимнастики. Жизненная энергия ци в человеке состоит из изначальной энергии и обычной фаньци, поступающей с воздухом и пищей.

Юаныиэнь — изначальная духовная энергия (дух-юань в своей изначальной правильной форме). Находится в центре мозга, проявляется через глаза; вновь образующаяся соединением иньской иньци и янской яниц энергий находится в сердце. Высший хозяин человека, дух.

Ян — мужское начало природы, положительный, солнечный; избыток энергии (в китайской медицине), активный, светлый. Небо, нечетный и пр. Противоположность — инь. Символами ян могут быть дракон лун, солнце на небе, огонь на земле, сердце у человека, гексаграммы цянь-творчество и лы-сцепление, ртуть. В гимнастиках к ян относится вся динамика.

Янци — янская энергия. (В космосе: продукт разделения единой энергии на янскую и инь-скую. В даосской йоге /цигун/ мужская жизненная энергия, взмывающая вверх. Ее символ — тигр ху. Полное ее развитие — цель взращивания природы син и жизни мин.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.