Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 45 страница



31 См.: кн. И, прим. 15.— 419.

32'См.: т. 1, Ион, прим. 11.— 419.

33 После гибели Ахилла его оружие присудили не храбрейшему греку Аяксу, сыну Теламона, а «хитроумному» Одиссею. Этому сюже­ту посвящена трагедия Софокла «Аякс-биченосец».— 419.

34 См.: т. 1, Апология Сократа, прим. 57.— 419.

35 Аталанта — дочь Иаситна и Климены — дева-охотница из Аркадии, участвовавшая в Калидонской охоте и получившая из рук Мелеагра голову убитого вепря.— 419.

36 См.: т. 1, Ион, прим. 10.— 419.

37 См.: т. 1, Горгий, прим. 86.— 419.

38 См.: т. 1, Апология Сократа, прим. 56, 57.— 419.

39 Лета — река забвения в царстве мертвых, испив из которой, души умерших забывали свою земную жизнь. О «долине Леты» упо­минает Аристофан (Лягушки 186).— 420.

40 Река Амелет, т. е. «уносящая заботы», «беззаботная». Ср. у Вергилия (Энеиды VI 714 сл.), где души умерших «у волн реки Леты пьют беззаботные струи и долгое забвение», т. е. Лета и Амелет здесь отождествляются, так как забвение дает полное отсутствие за­боты. В этих образах Леты и реки Амелет есть отзвуки преданий о воде Мнемосины, т. е. памяти, с одной стороны, и Леты, т. е. забве­ния,— с другой. Павсаний пишет о прорицалище Трофония в Леба- дее, где паломник пьет сначала воду из источника Леты, чтоб забыть о заботах и волнениях, а затем из источника памяти, чтобы запомнить все, что он видел в пещере Трофония (IX 39, 8). О реках Аида см.: т. 2. Федон 113а — d.— 420.

41 История загробного существовния души, ее странствий и пере­воплощений подробно освещена с учетом других сочинений Платона в т. 1, Горгий, прим. 80.— 420.

42 Сократ призывает своих собеседников стремиться вверх, т. е. восходить к высшему благу (см. также: т. 2, Федр 256Ь — 257а иприм. 41, 42).— 420.

ТИМЕЙ

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА КОСМОСА

Одной из сильных сторон объективного идеализма Платона была диалектика идей в «Софисте» и «Пармениде». Но Платон не был бы античным философом, если бы ограничивался одной абстрактной диа­лектикой идей. И для Платона, и для всей античной философии един­ственно конкретным и абсолютным бытием был космос — видимый, слышимый и вообще чувственно ощущаемый, т. е. прежде всего небо с его равномерным движением видимых созвездий и неравномерным движением планет. Уже в «Теэтете» диалектика идей ставит себе конкретные познавательные цели, и эту гносеологию, в которой объек­тивный идеализм Платона очень нуждался, мы должны считать боль­шим достижением. Свою диалектику идей Платон не раз доводил и до моральной области, а также и до социально-политических конструк­ций, как это мы хорошо знаем из «Государства». «Филеб» также де­лает большой вклад в концепцию Платона, наполняя учение об идеях большим психологическим и эстетическим содержанием. И все-таки ни один из этих диалогов, если не считать отдельных намеков в «Фед- ре», «Федоне», «Государстве» и в других местах, не ставил проблемы космоса в ее систематическом виде.

Учение о периодическом перевоплощении душ и тел настойчиво требовало диалектики космоса; но эта последняя не была дана даже и в X книге «Государства», где учение о перевоплощении душ дано подробнее всего. Кроме того, и абстрактная диалектика идей в «Пар­мениде» нуждалась если не в учении о космосе в целом, то по крайней мере в учении о материи, потому что единое (одно) и иное рассматри­ваются здесь и в своем тождестве, и в своем различии, а ведь иное — это то инобытие, которое противостоит идее, т. е. в конечном счете оно является материей. Платон затратил огромный труд на построение этой диалектики и той совокупности идей, которая образует у него всеобщий ум. Он не раз заговаривал даже о творческой природе этого ума. Однако диалектики ума и материи в космосе мы до сих пор нигде у него не находили.

' Только «Тимей», относимый всеми к позднему периоду творче­ства Платона, а именно к 60—50-м годам IV в., впервые ставит эту проблему в систематическом виде, и только «Тимей» впервые диа­лектически конструирует весь материальный космос в его соотноше­нии с умом, т. е. со всеми теми идеями, которые лежат в глубине кос­моса и впервые рассматриваются как принципы мирообразования в целом. Таким образом, «Тимей» является систематическим очерком платоновского объективного идеализма, причем принципы материи и телесного бытия здесь признаны в качестве таких же мирообразую- щих принципов, какими всегда являлись для Платона его идеи.

Тут, однако, необходимо сделать одно замечание, без которого невозможно понять специфику мирообразования в «Тимее». Никогда не нужно забывать основной материалистической тенденции антич­ной философии, и никогда не нужно забывать той существенной роли, которую играла в античности материя в самых различных философ­ских системах. Если мы это будем твердо помнить, то нисколько не удивимся тому, что идея, как бы она идеалистически ни представля­лась в античной философии, в конечном счете оказывалась данной чувственно и материально. Но что такое идея, данная таким образом? Такая идея, очевидно, есть то, что мы должны с полным правом от­нести по ее характеру к античному мифу. Сам Платон довольно кри­тически относился к народным мифам, но зато он создавал диалек-


тические и, вообще говоря, рациональные конструкции, которые мало чем отличались от мифологии. Так, вполне диалектически был конст­руирован Эрос в «Пире» и «Федре». Так же диалектически Платон говорит о Зевсе в «Филебе». И так же он всегда мыслил ниспадение душ с неба на землю и их обратное восхождение. С нашей теперешней точки зрения, все это является не чем иным, как конструкцией разных мифов, причем конструкция эта на зрелых ступенях объективного идеализма уже становилась диалектической. Поэтому весьма беспо­мощно поступают те комментаторы «Тимея», которые принимают все содержащиеся в нем космологические конструкции за чистую монету, т. е. понимают их буквально, игнорируя как ту глубокую диалектику, которая здесь содержится, так и ту мифологию, которая конструи­руется здесь диалектически и которая только и может поставить плато­новского «Тимея» в контекст именно античной, а не какой-нибудь другой философии. Следовательно, мифологическая диалектика кос­моса и есть то, что мы должны считать самым существенным содержа­нием этого диалога.

Изучим сначала композицию этого диалога.

КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА

I. Вступление (17а—29d)

В диалоге прежде всего отчетливо выделяется вступительная часть, которая в свою очередь легко делится на общую и специальную. В общей части вступления (17а — 27d) изображается встреча Сократа с Тимеем, Критием и Гермократом (более подробно об этих лицах см. в примечаниях) на другой день после разговора об идеальном государстве. Но теперь ставится вопрос относительно обоснования самого этого идеального государства. Оно должно быть не чем иным, как отражением и продолжением идеального космоса. Отсюда полу­чается вывод о необходимости философского построения космоса. Что касается специальной части вступления (28а — 29d), то здесь трактуются основные понятия, на которых строится античная астро­номия, т. е. выдвигается антитеза вечного и временного и доказы­вается положение, что космос есть только подобие вечного и подража­ние божественному. Поскольку, однако, вечное и божественное Платон понимает как мировой ум, в дальнейшем и последует рассуждение о функциях космического ума. Здесь важно отметить также и то, что Платон мыслит свои рассуждения о космосе только как вероятные, поскольку они все связаны с чувственными ощущениями; а точен и безусловен, с точки зрения Платона, только чистый ум.

II. Функция космического ума (29е — 47е)

1. Общий очерк (29е — 31Ь) этого учения содержит концепцию космоса как живого существа, одаренного умом. Тут мы видим целую иерархию принципов — ум, душа, тело, что по отношению к космосу дает космический ум, космическую душу и космическое тело. Тело космоса, таким образом, одушевлено и одарено умом, т. е. космос есть живое, разумное существо, созданное благим демиургом в подражание вечному умопостигаемому образцу. Диалектика космоса, следователь­но, строится так, что ум-мудрость, к которому пришел Платон в «Фи- дебе», переходит в свое инобытие, становится душой, а душа, пере­ходя в свое инобытие, становится космическим телом. Но для этого надо, чтобы космос был подражанием не отдельному, но универсаль­ному живому существу, живому существу в его идее. Интересно также 20 * 595 замечание Платона о том, что миров не может быть много. Сущест­вует один-единственный умопостигаемый образец (первообраз), и по­тому существует только один мир, ему подражающий.

2. Специальный очерк учения о космических функциях ума (31Ь - 37с).

а) Образование мирового тела (31 b — 34Ь); учение о пропорциях четырех элементов — земли, воды, войду ха и огня (31 b — 32с) и рас­суждение о совершенстве и единстве мирового тела в результате про­порционального устройства (32с — ЗЗЬ).

б) Образование мировой души (34b — 36d) в ее целостности (34Ь — 35Ь) и в ее гармоническом членении (учение о взаимных рас­стояниях и некоторых законах движения звезд) (35b — 36d).

в) Соединение мировой души с мировым телом (36d — 37с).

3. Космос в своем органическом строении (37с — 47е).

а) Время и его органы (37с — 39е), т. е. время как таковое (37с — 38Ь) и временные движения неподвижного неба и отдельных планет <38Ь - 39е).

б) Образование высших классов «живых существ», или «став­ших» богов, т. е. звезд, и положение Земли (39е — 40d): о возникно­вении богов народной религии (40d — 41а).

в) Создание человека (41а — 47е). Демиург обращается с этой целью к низшим богам. О самых общих законах человеческого суще­ства (41а — d). Непосредственное участие высшего бога в создании отдельных разумных существ. Бесконечное и бессмертное в человеке (41d — 42е). Дальнейшее развитие этого божественного зародыша жизни низшими богами. Конечное и смертное в человеке (42е —43d). Взаимоотношение душевных и телесных движений человека с движе­ниями космоса и звезд (44d — 47с).

III. Функции первичной материи как необходимости (47е — 69а) икраткое резюме двух основных частей диалога (68е — 69с)

1. Первичная материя (47е — 53с). Здесь Платон вырабатывает очень тонкое диалектическое понятие материи, сводящееся к указанию на чистое становление, чуждое всякого оформления. Поэтому не правы те, кто понимает эту материю как.пространство; пространство уже есть некое оформление, материя же Платона — это чистейший аналог ино­го, как оно было выведено в отвлеченной диалектике «Парменида».

2. Вторичная материя, или об элементарных плоскостях и телах (53с - 61с).

а) Два первичных треугольника (53с — 54Ь).

б) Возникновение из них четырех элементарных тел («родов») (£4Ь — 55с).

в) Возникновение массы каждого из этих четырех элементов и различные их качества (55d — 56b).

г) Более точные условия и границы вэаимоперехода элементов (56с - 57с).

д) Физические условия движения и покоя вообще (57d — 58с).

е) Специальные виды огня, воздуха, воды и земли (58с — 61е).

3. Теория чувственного восприятия, или о вторичных качествах тел (61с — 68е).

а) Общие телесные ощущения (61d — 65b), или ощущение тепла (61d — 62а) и холода (62аЬ), твердости и мягкости (62bc)t тяжести и легкости (62с — 63е), приятного и неприятного (64а — 65Ь).

б) Теория четырех специальных чувств (65Ь — 68е): зрение

(учениео красках: 67с — 68е),слух (67Ьс), обоняние (66d— 67а), вкус (65b : 66d).

4. Краткое резюме двух основных частей диалога (68е — 69с).

IV.Совокупное действие ума и материи в образовании человеческого организма (69с — 92Ь)

1. Человеческий организм в нормальном состоянии (69с — 81е).

а) О смертной душе и обеих ее частях, их локализации и работе, в особенности о сердце и печени (69с — 72е).

б) Прочие части тела (72е — 76е).

в) Процессы питания, пищеварение, дыхание, кровообращение, рост и похудание, юность и старость, жизнь и смерть (77а — 81е). Эпизод: о жизни растений (77а — с).

2. Болезни человеческого организма, возможность уберечься от них, лечение болезней, правильное взаимоотношение души и тела (81е — 90а).

а) Болезни тела (81е — 86а).

б) Болезни души (86Ь — 87с).

в) О гармоническом устроении, т. е. о душе и теле (87с — 88с); обо всех частях тела (88с — 89d) и души (89d — 90е) самих по себе.

3. Процессы размножения, половая дифференциация и различ­ные ступени животной жизни (90е — 92Ь).

V. Заключение (92с)

КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ

1) Как мы уже сказали, содержание и композиция «Тимея» свидетельствуют о том, что в нем мы находим систематический очерк платоновской философии.

О системе у Платона можно говорить лишь в очень относительном смысле. Читатель, ознакомившийся с первыми двумя томами сочине­ний Платона и теперь изучающий этот третий том, с полным правом должен прийти к заключению, что платонизм от начала до конца на­полнен непрестанными исканиями и творчеством все новых и новых идей, когда философ еще не успеет продумать одну мысль до конца, как у него возникает уже другая, а во время продумывания этой дру­гой мысли возникает следующая, и так далее без конца. В полном смысле слова философия Платона является скорее лабораторией мыс­ли, своего рода мастерской мыслителя, в которой всё только начи­нается и бурно развивается, но почти никогда не приходит к система­тическому завершению. Для этого и выбрана такая необычная форма изложения, как диалог, потому что именно в форме диалога легче всего демонстрируется борьба отдельных мыслей в целях построения окон­чательной мысли и больше всего чувствуются вечное философское искание, вечные порывы рассуждающей мысли и любовь к самому про­цессу аргументации, к поискам истины.

«Тимей» только в первой своей части (17а — 29е) содержит раз­говор нескольких лиц между собой, в дальнейшем же весь диалог — это на самом деле сплошной монолог. Такой сплошной монолог для Платона необычен, и это отчетливо оттеняет как его литературную ма­неру, так и его манеру мыслить во всех остальных произведениях. До этого у Платона было разве только одно произведение недиалогиче­ского характера — это «Апология Сократа» — и только отдельные речи или рассказы, вкрапленные в общую диалогическую форму.


2) Переходя к анализу содержания «Тимея», необходимо прежде всего сказать, что в этом диалоге представлено не что иное, как диа­лектика трех основных (с точки зрения Платона) областей бытия, трактованных строго систематически. Как мы видели по композиции диалога, это ум (29с — 47е), материя (47е — 69с) и соединение того и другого в одно целое (69с — 92Ь). Вполне определенная философ­ская система заключается здесь в том, что вещи не рассматриваются в изолированном эмпирическом существовании, но для каждой вещи фиксируется ее смысл, ее специфическая идея, а потом все эти идеи объединяются в одно целое, трактуются как общая идеальная дейст­вительность и объявляются порождающими моделями для всего веще­ственного мира. Это и есть то, что обычно называется платонизмом. Мы бы только заметили, что конструируемая здесь противополож­ность ума и материи имеет свой огромный смысл.

С точки зрения нашей современной науки, да и с точки зрения здравого смысла вообще, мир не может пониматься вне содержащихся в нем закономерностей. Но если бы все здесь сводилось к законо­мерностям, мир перестал бы быть миром, а превратился бы в матема­тические уравнения. Все числовое и вообще все смысловое — а мы бы теперь сказали, что все законы природы и общества, — все это, взятое вместе, Платон трактует как ум (или разум). Ясно, что одного ума недостаточно для понимания этого мира. Мир материален, а ум нема­териален. Мир полон случайностей, а ум от начала до конца рациона­лен. И наконец, ум, взятый сам по себе в чистом виде, без всякой мате­рии, есть только возможность осуществления, но не само осуществ­ление с присущими ему необходимыми законами. Поэтому Платон, создавший теорию вполне рационального ума, чувствует необходи­мость также и иррациональных моментов в мировой действительно­сти. Вот тут-то философ и подошел к той необходимости, которая во всем противоположна рациональному уму, иначе' говоря, которая есть нечто иррациональное, что позднейшие последователи Платона назва­ли материей йЛт], употребляя этот термин совсем не в нашем смысле слова. Но о том, что такое материя у Платона, мы скажем ниже. А сейчас, если мы хотим понять Платона, не допуская при этом модер­низации, мы должны признать, что противоположность ума и необ­ходимости есть нечто для платонизма весьма ощутительное, макси­мально реальное и даже вполне очевидное.

Для Платона является очевиднейшим фактом бытия то, что в нем есть идеальная закономерность ума, который подчинен лишь себе ипотому абсолютно свободен, и материальное осуществление этих умственных закономерностей, которое может совершаться в самой разнообразной степени — от нуля до бесконечности. Нулевое осуще­ствление ума — это и есть то, что Платон в этом диалоге считает ма­терией, а бесконечно большое осуществление этих закономерностей есть космос видимый, слышимый и вообще чувственно воспринимае­мый, но насквозь пронизанный вечными идеями. Однако прежде всего попробуем отдать себе отчет в том, что такое здесь ум.

3) Проблема ума в «Тимее» удивляет своей неустойчивостью и даже противоречиями. Прежде всего, поскольку ум является здесь творцом всего существующего, всегда была очень сильная тенденция христианизировать концепцию ума в «Тимее» и трактовать этот ум как абсолютную личность, единую и надмировую, которая и создает все существующее в результате собственного волевого акта и по сво­ему собственному усмотрению и промыслу.

Надо сказать, что повод к такому толкованию «Тимея» дает сам Платон. Он употребляет такие выражения, как устроитель (состави­тель 29е, 30с, 32с), соединитель, складывающий (33d), связующий (43е), творец (28с, 38с, 40а), прилаживающий (36е, 41Ь), строитель (Збе) , чеканщик (39е), искусник и даже демиург, т. е. мастер (28а, 29а, 40с, 41а — с, 42е, 47е, 68е, 69с), а также отец (28с, 37с, 41а, 42с), который характеризуется как благой (29а, е, 30а), разумный и рас­суждающий (38с). В свете монотеистического учения о творце и тво­римом всегда был соблазн соответствующим образом понимать и не­ясный здесь термин «бог», который Платон весьма часто употребляет (31с, 34а, с, 36Ь, 41а, 44е, 45е, 46d, 37с).

Тем не менее против последовательного монотеизма «Тимея» имеется ряд глубоких аргументов, которые не только ставят под сомне­ние весь этот монотеизм, но и выдвигают совершенно иную концеп­цию, гораздо более точно трактующую содержание этого диалога.

Во-первых, монотеизм считается учением об абсолютной лично­сти, которая творит мир из ничего. Платоновская социально-истори­ческая среда решительно не дает никаких данных для подобного рода философской конструкции. Именно рабовладельческая демократия не создавала никакой почвы для подобного рода воззрения, так что в те времена не существовало даже термина «личность». Во-вторых, фило­софские материалы V — IV вв. не содержат даже и намека на такого рода абсолютный персонализм; появление монотеистического «Ти­мея» в IV в. было бы историко-философским курьезом. В-третъих, филологическая картина «Тимея» отнюдь не требует признания тако­го монотеизма, о котором на первый взгляд говорят приведенные у нас выше платоновские выражения. Космогония и космология «Тимея» гораздо чаще пользуются не теми терминами, которые указывали бы на свободное творение, созидание, но терминами, производными от глагола yiyvo^ai, что значит «возникаю», «становлюсь», или от соот­ветствующего существительного yeveaig. Только иногда вместо ylyvo- pai Платон употребляет глагол yevvaa), что значит «порождаю», при­чем в греческом языке этот термин связан по преимуществу с проис­хождением от отца (24d, 28bc, 37с, 38с, 41ab, d). Однако (в-четвертых) именно этот термин заставляет нас отрицать всякий монотеизм в «Ти- мее». Ведь если бог порождает мир из своей собственной сущности, это не монотеизм, а выдержанный пантеизм, в котором проповедуется некая общая сущность всего мира, а сам мир является лишь разно­образной иерархией этой сущности. С точки зрения христианского монотеизма никак нельзя сказать, что мир есть сын божий, но только, что он есть «тварь божия». Тот Сын Божий, который проповедуется в христианстве, составляет единую сущность с Богом-Отцом и порож­дается этим последним не во времени, но в самой вечной сущности божества: он отделен непроходимой пропастью от «твари». Поэтому термин порождение в контексте «Тимея» может иметь только пантеи­стическое, но отнюдь не монотеистическое значение. Далее (в-пятых), в «Тимее» совершенно определенно проповедуется вечное существо­вание материальных элементов независимо от бога. Бог только упоря­дочивает хаотически смешанные элементы и приводит их в идеальный порядок, но сама их, если можно так сказать, материальная субстан­ция вполне совечна богу. В «Тимее» есть места, не оставляющие в этом смысле никакого сомнения (31с — 33а, 53b, 69Ьс). Наконец (в-шестых), эти термины возникновения и рождения настолько пере­путаны в «Тимее», что попадаются в одной фразе и даже в одной строке. Филологу ясно, что никакого существенного различия этих терминов Платон не признавал. Следовательно, в силу подобной пере- мешанности терминов ни о каком последовательном монотеизме «Ти­мея» не может быть и речи.

Правда, при проведении пантеистической точки зрения не следует рассуждать чересчур доктринерски и безапелляционно. Конечно,


какой-то весьма отдаленный намек па монотеизм, восторжествовав­ший несколько столетий спустя, в «Тимее» все-таки есть. Только нуж­но отдавать себе отчет, в чем его суть. Обратим внимание на то, что основные категории «Тимея» (первообраз, демиург, идея, бог и боги, космос, материя) трактуются в диалоге исключительно понятийнд или математически, но никак не персоналистски. Можно сказать, что Платон дошел до монотеизма чисто формально, не имея ни опыта, ни устойчивой терминологии позднейшего монотеизма, опиравшегося на учение об абсолютной личности. Иначе в конце VI книги «Государ­ства» нужно было бы признать еще более яркий монотеизм на основа­нии употребления Платоном термина «беспредпосылочпое начало», который недаром расшифровывается им либо как благо (термин чисто понятийный), либо как единое (математический термин). Одпако здесь тоже невозможно усматривать учение об абсолютной личности, потому что здесь нет ни живого имени какого-либо абсолютного живо­го существа, ни связанной с ним какой-либо священной истории с кон­цепциями грехопадения, боговоплощения, искупления, спасе­ния и т. д. Здесь перед нами чистейший языческий пантеизм.

Внеличный характер основных категорий «Тимея» подтверж­дается еще и тем, что Платон употребляет тут наравне с указанными терминами также и внеличный термин причина (22е, 28а, 29е, 38d, 44с, 45b, 46de, 47bc, 51с, 64а, 68е, 76d, 87с). Это как раз и является типич­ным древнегреческим языческим учением. У одних философов при­чины эти толкуются материалистически, у других — идеалистически. Платона нужно трактовать как типично языческого философа, в дан­ном случае объективно-идеалистического направления.

4)Несмотря на то что «Тимей», как сказано выше, является систематическим очерком платоновской философии, эту систему все же приходится часто получать только в результате тщательного анализа текста ввиду характерного для Платона разговорпо-оратор- ского, повествовательпо-драматического и поэтически-мифологиче- ского стиля этого диалога. Нам необходимо зафиксировать некоторые тезисы «Тимея», которым не всегда отдается должное, но которые составляют подлинно диалектическую систему.

Во-первых, имеется вполне определенное заявление Платона о самотождественном первообразе, демиурге и возникающих в резуль­тате творчества демиурга, взирающего на первообраз, идеях и потен­циях вещей (28а). Это не очень ясное место «Тимея» весь последую­щий платонизм понимает а) как учение об объективно сущем уме, т. е. о первообразе, б) как учение о действующей, порождающей, созидаю­щей силе внутри общего ума, т. е. о демиурге, об уме как о субъекте и, наконец, в) как учение об идее вместе с присущей ей потенцией — результате совокупного действия первообраза и демиурга. Здесь перед нами не только отчетливая диалектика, но и попытка анализировать не ум вообще, а ум со всеми его внутренними соотношениями и с его усамоотношением. Поэтому то, что Платон называет здесь идеей и по­тенцией, является диалектическим синтезом ума как субъект-объект- %ного состояния. А так как весь контекст этого тезиса говорит о благо­сти бога и о его желании придать всему наилучший вид, то три катего­рии, присущие уму, трактуются здесь в предельном смысле, а их синтез — как безоговорочный и не допускающий никаких исключе­ний, чтобы максимально прекрасны были и сам ум, и все дальнейшее, что он будет производить.

Во-вторых, вполне диалектически выводится в «Тимео» катего­рия души (35аЬ). Но это тоже требует критического анализа. Именно, Платой пользуется здесь сначала двумя несомненными для него катё- гориями —тождественным и неделимым, с одной стороны, и телесной

Ш


 


делимостью— е другой. У Платона получается синтез, тождественно­го, т. е. всегда существующего только в качестве самого себя, и инобы­тия этого тождества, когда ничто не тождественно с другим и все дробится до бесконечности. Это уже не просто тождественное, но идеально становящееся тождественное. Платон и тут употребляет тер­мин «идея», поскольку идеально тождественное не перешло в дроби- мость тел, но является идеальным принципом этой дробимости.

Однако тут пока еще нет души. Для того чтобы получить душу как диалектическую категорию, Платону требуется для этой тройной структуры (тождество, телесное инобытие и синтез того и другого) еще и воплощение ее в том, что он называет ovoia; это постоянный у Платона термин, который имеет у него массу всяких значений; одна­ко слово «сущность», которым обычно его передают, очень далеко от подлинной мысли Платона, имеющего в виду не столько сущность, сколько субстанцию. Ведь душа у Платона — живое существо, для которого мало одних только идеальных и умопостигаемых конструк­ций. Чтобы перейти от указанной триады категорий к душе, Платон должен был, несомненно, мыслить эту идеальную диалектическую триаду в виде определенного субстанциального осуществления. Толь­ко при этом условии указанный текст о душе (35аЬ) может пониматься диалектически, да и пониматься вообще, в то время как выше (ЗОЬ) эта триада упоминается не диалектически, а пока только догмати­чески. Читатель хорошо поступит, если сравнит эту диалектику души в «Тимее» с диалектикой души, которую мы находили в диалоге «Федр» (245с — 246а); в дальнейшем мы то же самое найдем и в «Законах» (X 894Ь — 895с, 896а — 897d, 898а — 899d).

В-третьих, при беглом чтении «Тимея» может показаться> что душа, хотя и рассматривается вместе с умом, тем не менее является чем-то словно бы внешним в отношении ума. Здесь тоже необходимо вчитаться глубже. С точки зрения Платона, существование отдельных душ возможно только в том случае, если существует общая душа, или общая жизнь, которая уже не дробится на отдельные чувствепные ощущения, но постигается умом и содержится в самом уме как живое-в-себе (39е, ЗОЬ — 31 b, 37d). Здесь особенно заметно желание Платона трактовать ум в максимально рельефном виде. Та идея и та потенция, которые получились у Платона как синтез первообраза и демиурга, уже насыщены у него жизнью и являются жизнью умо­постигаемой. К этому мы прибавили бы еще и то, о чем уже упомина­ли: раз звездные боги трактуются у Платона как боги рожденные, став­шие и видимые (40а— 41Ь), значит, Платон имеет в виду также каких-то нерожденных, неставших и невидимых богов. Это и есть те идеи с их потенциями, о которых Платон говорит как о синтезе перво­образа и демиурга и которые являются высшими богами. Они сущест­вуют еще до перехода в космическую душу и космических богов. Но они тоже живые существа, однако пока только умопостигаемые. Лищь признавая наличие этих умопостигаемых богов, Платон и считает воз­можным через дальнейшее их воплощение перейти к богам космиче­ским, или звездным, которые тоже являются умами-душами, но только уже связанными с телом космоса.

Наконец, тут же ясно чувствуется и диалектика тела, т. е. пока еще только тела общекосмического. Это тело возникает после того, как мы уже получили нераздельные умы-души, т. е. то, что само недвижи­мо, но движет все другое, а это последнее и есть тело — сначало тело космоса, а потом и все тела внутри его.

5) Особенно отчетливо проводится в «Тимее» диалектика того, что Платон называет третьим принципом по сравнению с чистым умом и материальными вещами (47е — 53с). Платон здесь рассуждает про­сто, но очень тонко. Если, например, мы переливаем одну золотую вещь в другую, другую — в третью и т. д., то на вопрос о том, каков тот материал, из которого мы отливаем разные вещи, всякий скажет, что он есть золото, иначе говоря, он не есть какая-то отдельная отлитая вещь. Спросим себя: а что представляет собой материал, из которого формируются все вещи? Очевидно, для характеристики этого мате­риала не подойдут ни огонь, ни воздух, ни вода, ни земля. Но тогда что же это такое? Ответ: это та среда, совершенно пустая и бесформен­ная, в которой зарождаются вещи как отпечатки вечных идей. Тут весьма любопытен простой аргумент Платона, сводящийся к тому, что для наилучшего воспроизведения и осуществления идеи нужна имен­но бесформенная среда, чтобы эта последняя ровно ничего не привно­сила от себя в осуществляемую идею, подобно тому как благовоние, чтобы быть наиболее душистым, должно растворяться не в том, что уже и само по себе обладает каким-нибудь запахом, но в совершенно нейтральной среде, например в воде; и чертежник чертит свои фигуры не на каких-нибудь других фигурах, но на таком материале, который сам по себе никаких фигур не содержит (50bc, 50е — 51а; ср. 49de). Ниже будет указано, что эта среда характеризуется Платоном при помощи самых разнообразных терминов — воспринимающее начало, кормилица, мать, пространство (50d, 52ab, d). Между прочим, обще­античный термин для понятия материи как раз у Платона в «Тимее» отсутствует. Но это обстоятельство не так важно. Тут важно то, что есть принцип материального становления, т. е. такое ничто, которое может стать любой вещью, всем. Отсюда у Платона упорно формули­руется такого рода диалектическая триада: идея (эйдос); бесформен­ная, незримая и вполне иррациональная материя, или чистое станов­ление; и, наконец, возникающая из соединения этих двух принципов материальная вещь со всеми ее обыкновенными чувственными качест­вами. Эта материальная вещь, следовательно, содержит в себе и нечто неподвижное, идеальное, поскольку она есть нечто, и вечно подвиж­ную, колеблющуюся форму, всегда готовую перейти в другую форму, всегда могущую возникнуть и погибнуть. Таким образом, Платон учит о двух материях — первичной, бесформенной и иррациональной, и вторичной, чувственно оформленной, всегда подвижной и текучей. С точки зрения объективного идеализма Платона, эта триада чистой идеи, чистой материи и материи вторичной, чувственно-текучей, глу­боко диалектична.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.