|
||||||
Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 44 страница2 Знаменитый символ пещеры у Платона дает читателю образное попятие о мире высших идей и мире чувственно воспринимаемых вещей, которые суть не что иное, как тени идей, их слабые копии и подобия. Ограниченность человеческой жизни примитивным существованием выражена Платоном также в «Федоне» (109а — llld), в мифе о двух Землях — нашей, человеческой, и вышней, небесной, — согласно которому люди обитают в глубоких впадинах, в грязных и изъеденных морской солью расселинах нашей Земли, пе догадываясь, что есть истинное небо, истинный свет и истинная Земля. В греческой философской традиции пещера как символ духовной ослепленности встречается очепь редко, и трактовку, которую дает Платон, можно считать оригинальной. Намек на этот символ есть в «Прикованном Прометее» Эсхила, где описывается безрадостная жизнь жалких человеческих существ, которые наподобие «проворных муравьев» обитают в «глубинах бессолнечных пещер» и, «глядя, пе видят», «слушая, не слышат», а жизнь их подобна «образам сновидений» (447— 453).Видимо, символ пещеры был знаком и пифагорейцам, в частиости Порфирию (De antro nymph. 8 // Porphirii opuscula selecta/Ed. Nauck. Lipsiae, 1886), а также Эмпедоклу, у которого во фрагментах «душеводнтельные силы» говорят: «Пришли мы в эту закрытую пещеру» (31 В 120 Diels). Ферекид Сирский в своих символах «углублений», «ям», «пещер» и «ворот» намекает на «рождение и умирание души» (7 В 6 Diels). — 299. 3 Об Островах блаженных, обители героев-праведников, см.: т. 1, Горгий, прим. 80, с. 811. Геродот указывает, что в Египте, в семи днях пути от Фив через пустыню, есть город Оасис, по-эллински называемый Островом блаженных. — 300. 4 Здесь узники — сословия земледельцев и ремесленников в противоположность стражам, приобщенным к «свету», т. е. к наукам.— 301. 5 О терминах чистый, чистота и очищение у Платона см. в ни.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. С. 302—310, где рассматривается чистота физическая, чистота ума, души, идей и магический смысл катартики. Самая ценная чистота для Платона — это «чистота узрения предмета мысли как такового», и она-то и есть «максимальная красота» всех областей бытия, «начиная от телесных и земных и кончая эфирными и небесными» (там же, с. 305).- 302. 6 Речь идет о роли случая, на основе которого построена игра в камешки, или черепки. Ср.: т. 2, Федр 241Ь. — 303. 7 О Паламеде см.: т. 1, Апология Сократа, прим. 56; об Агамемноне — там же, прим. 57, и т. 2, Пир, прим. 14. Паламед считался изобретателем щашек (игры в кости), алфавита и счета (Aesch. fr. 182; Soph. fr. 438; Eur. fr. 578 N.— Sn.), хотя Эсхил приписывал изобретение цифр и букв Прометею (Прометей прикованный 459 — 461).— 304. 8 Чувственно воспринимаемая единица («одно») всегда включает в себя также и множество (один город — много людей, один человек — много частей тела, одна рука — много пальцев и т. д.). Попытки найти такое одно, которое не предполагает ничего, кроме себя, ведут к осмысленному восхождению к беспредпосылочному началу, или к Единому, т. е. наука о числах способствует стремлению к философским размышлениям. — 307. 9 Здесь имеется в виду бесконечная делимость конкретного числа, воплощенного в вещах, и неделимость идеального числа.— 309. 10 Известно, какое громадное значение Платон придавал геометрии. При входе в Академию была надпись: «Негеометр да не войдет». В Академию вообще не принимались те, кто был далек от музыки, геометрии и астрономии. Диоген Лаэрций сообщает (IV 10), что глава Академии Ксенократ сказал человеку, не сведущему в вышеуказанных науках: «Иди, у тебя нечем ухватиться за философию». Среди учеников Платона были крупные математики Евдокс и Менехм, а геометр Евклид «был близок платоновской философии» (68 // Procli Diadochi in primum Euclidis elementorum librum commentarii/Rec. G. Friedlein. Lipsiae, 1873).— 311. 11 Дать задний ход — метафора от команды моряков. — 311. 12 Речь идет о стереометрии, которая изучает объемные (сттерео^) тела. — 311. 13 Ср. у Эсхила: «ночь в расшитом узорами одеянии» (Прометей прикованный 24 — о ночном звездном небе) или у Еврипида: «узоры звезд» (Елена 1096).— 313. 14 См.: т. 1, Алкивиад I, прим. 34.— 313. Платон связывает между собой астрономию и музыку, так как, согласно учению пифагорейцев, которому он тут следует, движение небесны* тел, доступное зрению, создает гармонию сфер, лежащую в основе музыкальной гармонии, доступной человеческому слуху.— 314. 16 Здесь критикуется пифагорейское экспериментаторство. Изучением качества звука занимался древний пифагореец Гиппас: он изготовил медные диски и извлекал из них «симфонию звуков» «по причине некоторой соразмерности» (18 А 12 Diels). Ему принадлежит учение о быстром и медленном движении звуков, которые он наблюдал на сосудах, в разных соотношениях наполненных жидкостью (А 13 Diels).— 315. 17 См.: т. 1, Евтидем, прим. 37.— 317. 18 Ср.: VI 51 lb - d.- 318. 19 Незрелый разум детей можно, по Платону, сравнить с бессловесностью линий или с величинами, значение которых «неизреченно» (ардцюО или «невыразимо» (a^oyoi), т. е. величинами иррациональными.— 319. 20 См. Солон, fr. 22 Diehl. — 321. 21 Ср. эту персонификацию с персонификацией Законов и Государства в «Притоне» 50а — 54d (т. 1; см. там же прим. 12).— 323. 22 Ср. рассуждение Аристотеля о том, что «молодой человек непригоден к занятию политической наукой, так как он неопытен в делах житейских». Кроме того, считает Аристотель, он под влиянием аффектов не получит пользу от изучения политических теорий. Людям, подверженным аффектам, познание приносит мало пользы (Никомахова этика I 1, 1095а 2—11).— 324. 23 См.: VII 514а сл. Здесь имеется в виду повседневная практическая деятельность философов. — 325. КНИГА ВОСЬМАЯ 1 Возможно, здесь содержится намек на идеальную жизнь уже за пределами чувственного мира, которая вдохновенно изображена Платоном в «Федоне» и в X книге «Государства». — 327. 2 Схолиаст считает это профессиональным выражением борцов, когда результатом борьбы оказывается ничья и надо повторить схватку. Ср.: т. 2, Федр. 236с; т. 4, Законы III 682е.— 328. * В Спарте, согласно Платону, устанавливал законы Аполлон (см.: кн. IV, прим. 8), на Крите — Зевс, с которым общался царь Мннос, действовавший «сообразно его откровениям» (I 624а — 625а) (см. также: т. 1, Притон, прим. 15). Перикл высоко ценил традиционное уважение младшими старших у спартанцев (Ксенофонт. Воспоминания... III 5, 15). Аристотель же в «Политике», обсуждая государственный строй Спарты и Крита (II 6 — 7), находит в Спарте много недостатков (в том числе свободное положение женщин и несоразмерность владения собственностью), соглашаясь с Платоном лишь в том, что система спартанского законодательства рассчитана «на часть добродетели, именно на добродетель, относящуюся к войне» (1271 b 1-3).- 328. 4 Олигархия — «власть немногих». Подробный анализ олигархии дан у Аристотеля в «Политике» (IV 5). Здесь указано, что власть обеспечена высоким имущественным цензом, закрывающим доступ к должностям большинству гражданского населения. Аристотель устанавливает четыре тина олигархии, иной раз приближающейся то к аристократическому, то к династическому наследственному правлению.— 328. 5 Демократическая форма правления рассмотрена у Аристотеля (Политика IV 4) также с подробным анализом пяти ее типов, различающихся по степени осуществления равенства, имущественному цензу и отношению к закону. — 328. 6 Аристотель рассматривает тиранию в «Политике» (IV 8). В «Риторике» он определяет ее как «неограниченную монархию» (18, 1366а 2). См. также: т. 1, Феаг, прим. 16.— 328. 7 Наследственная власть, или «династия»,— вид правления, по Аристотелю, когда власть переходит по наследству от отца к сыну и господствует не закон, а должностные лица (Политика IV 5, 1292b 5 сл.). Приобретаемая за деньги царская власть — это, но Аристотелю, правление наподобие того, что было в Карфагене (там же II 8, 1273а 36). К промежуточной форме правления, видимо, относится власть «эсимнетов» (там же IV 8 1295а 10—14), как, например, на о-ве Лесбосе, где такими монархами, избранными пожизненно и обладающими законодательной властью, были Питтак и Мирсил.— 328. а Ср.: IV 445cd. — 328. 9 Ср.: т. 1, Апология Сократа 34d и прим. 40.— 328. 10 Под тимократией (греч. ripfj — «честь», «цена», «плата») подразумевается правление, основанное на принципе ценза, обусловленного имущественным положением, как, панример, в Афипах до конституции Солона или в Корипфе после падения рода Кипсела. Аристотель указывает, что из трех видов правления (монархия, аристократия и тимократия) «лучшее — монархия, худшее — тимократия* (Никомахова этика VIII 12, 1160а 31 —1160Ь 69).— 329. 11 Здесь, видимо, намек на «Илиаду» (XVI 112).— 330. 12 Пророчество Муз о гибели идеального государства основано на так пазывасмом Платоновом (или брачном) числе. Это загадочное число — обычная для Платона попытка математически осмыслить наилучшие условия для процветания идеального общества, которое строится по типу человеческого организма, в свою очередь являющегося отражением высшего и благого космического ума. У Платона, испытавшего большое влияние пифагорейцев, познание космоса, общества и человека сопряжено с определенными числовыми соотношениями и обосновывается геометрически. Согласпо учению Платона, человеческие порождения, а значит, и общество могут достичь совершенства только при осуществлении равномерной, или «равносторонней», «квадратной» гармонии. «Продолговатые» же числа выражают неравномерность, неправильность развития. Что касается вопроса о конкретном математическом значении «брачного числа», то он вызывал многочисленные дискуссии на протяжении веков и продолжает оставаться спорным. Некоторые комментаторы усматривают здесь связь с периодом (количеством дней) утробного развития ребенка. Подробно относительно возможных математических толкований этого места см. в кн.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. С. 319— 326.— 330. 13 См.: кн. III, прим. 78.- 331. 14 См. выше, III 415а.— 331. 15 Ил. VI 211.- 331. 16 Платон рисует здесь образ государства, близкий по своим главным чертам к Спарте V в., где была объединена суровая простота военного лагеря с жадным накоплением богатств и небывалой роскошью. О скупости спартанцев читаем в «Андромахе* Еврипида (451) и в «Мире» Аристофана (621), где спартанцы названы «корыстолюбивыми», хотя накопление богатства в Спарте формально запрещалось (см.: кп. III, прим. 80). О смешанном виде правления в Спарте Платон упоминает нс раз. В «Законах» Мегилл прямо говорит, что не знает, к какому роду следует это правление причислять. То оно «похоже даже на тиранию», а то «на самое демократическое из всех госу- дарствущтаотя в нем «странно не признать и аристократию», и «пожизненную царскую власть» (IV 712<1е)333. 17 Главкой, как сообщает Ксенофонт, будучи едва двадцатилетии юношей, хотел «стать во главе государства» и «чувствовал себя великим человеком», слыша иронические похвалы Сократа (Воспоминания... III б, 1 — 2); последний в копце концов отговорил его, посоветовав, если он хочет «пользоваться славой и уважением в городе», стараться добиться «как можно лучшего знания в избранной сфере деятельности» (III 6, 18).— 333. 18 Здесь несколько перефразируются слова Этеокла, героя трагедии Эсхила «Семеро против Фив», обратившегося к вестнику с просьбой рассказать «о вождях, поставленных со своими войсками у других ворот» (151).— 335. 19 Обыгрывается буквальное значение слова «олигархия» («власть немногих»: оАдуод — малый, немногочисленный, ар/Ц— власть).— 337. 20 См.: т. 1, Апология Сократа, прим. 53.— 339. 21 Здесь имеется в виду бог богатства Плутос, слепой по своей природе (см. комедию Аристофана «Плутос») и потому несправедливо распределяющий богатство среди людей. О хореге см.: т. 1, Алкивиад I, прим. 49.— 340. 22 См. выше (552cd) аналогию с трутнями.— 342. 23 Подробнее см.: т. IV, Законы V 742е, VIII 849е, XI 915е.— 342. 24 Ср. высказывание Демосфена в «Олимфской речи» (II 21), где проводится аналогия между болезнями тела и государства. Они не Замечаются, когда тело здорово или войны происходят с внешними врагами, но тотчас становятся заметными, когда тело заболевает или война происходит внутри государства. Ср.: кп. V, прим. 18.— 343. 25 Лотофаги — сказочное племя, употреблявшее в пищу лотос, съев который чужеземцы теряют память и забывают родину (Од. IX 83-102).- 348. 26 Ср.: кн. VII, прим. 22.- 348. 27 Ср.: т. 1, Евтидем, прим. 21.— 348. 28 Fr. 351 N.— Sn.- 351. 29 Схолиаст указывает, что эта пословица имеет в виду «подобие управляемых с управляющими».— 351. 30 Аристотель пишет: «Большая часть тиранов вышла, собственно говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что клеветали на знатных» (Политика V 8, 1310b 14—16).— 354. 31 Об этом оракуле, данном Крезу в Дельфах, сообщает Геродот (I 55).— 355. 35 Имеется в виду герой Кибрион. Ил. XVI 775.— 355. 33 По схолиасту, это стих из трагедии Софокла «Аякс Локрский» (fr. 13 N.— Sn.). У Еврипида, как указывает схолиаст, тоже есть такой стих.— 357. 34 Ср.: Еврипид. Троянки 1169.— 357. 35 О понятии «калокагатии» (ближе всего переводится как достоинство) см.: т. 1, Алкивиад I, прим. 48.— 358. 36 Соответствует русской пословице: «Из огня да в полымя»,— 359. КНИГА ДЕВЯТАЯ 1 Аристотель в «Ннкомаховой этике» исследует вопрос о разум- пой и неразумной частях души. Оказывается, что растительная часть перазумной души «более всего деятельна во время сна» и поэтому даже сновидения порядочных людей «становятся худшими», т. е. жизнь людей хороших во сне «ничем не отличается от жизни несчастных». т. е. дурных, людей (I 13, 1102b 3—11).— *361. * Об Эроте см.: т. 2, Пир, прим. 24.— 362. 3 Схолиаст к данному месту поясняет, что эта поговорка о тех, кто, не зная ответа сам, ищет его у своего собеседника, задавшего вопрос. — 363. 4 Эта характеристика сына, воспитанного в стремлении к тирании, имеет великолепную комедийную параллель в «Облаках» Аристофана, где также показан процесс формирования будущего демагога, для которого нет ничего святого и который готов поднять руку на собственных родителей. См. особенно спор Правды и Кривды (ст. 889— 1104) и конец комедии, где сын, презирая отца, бьет его и еще ловко доказывает, что бьет его «по справедливости», а отец в отчаянии бранит его «отцеубийцей», «мошенником» и «нечестивцем» (1325— 1335), в ответ на что сын обещает избить также еще и мать (1444). Сын — Фидиппид — обучается философии жизни в школе, якобы возглавляемой Сократом. Известно, что враги Сократа распространяли слухи о его влиянии на Алкивиада, стремившегося к тирании, и на Крития — одного из Тридцати тиранов, которые как раз очень рано отошли от Сократа, не найдя в его учении подходящей для себя почвы.— 364. 5 Родина-мать: лексикограф Фотий (Photii lexicon/Rec. S. A. Na- ber. Vol. 1 — 2. Lugduni Bat., 1864) поясняет, что «Платон и комик Фе- рекрат употребляют это слово в значении „отечество”». — 366. 6 См.: IV 442d сл.- 366. 7 Хор в античном театре обычно олицетворял собой народную мудрость и давал оценку всему происходящему. — 372. 8 О тройственном составе человеческой души см.: IV 439Ь — 441а и прим. 18.— 372. 9 Во-первых, Сократ показал рабское состояние города, подпавшего под власть тирана, и жалкую жизнь самого тирана, запуганного своей же властью (577с — 580с); во-вторых, что философ обладает тем высоким удовольствием, которое соответствует разумной части души (580d — 583а); наконец, в-третьих, он собирается доказать, что удовольствие других людей — только тень истинного, чистого удовольствия, доступного философу. Ср. также: Филеб, прим. 62.— 376. 10 См.: Филеб, прим. 49.— 378. 11 Труднопереводимое место.— 379. 12 Ср.: т. 1, Горгий 493Ь, где люди, не просвещенные разумом, разнузданные и алчные, сравниваются с дырявой бочкой. — 380. Гз О Стесихоре и его палинодии Еленее см.: т. 2, Федр, прим. 25.— 381. 14 Платон, как это для него чрезвычайно характерно, очень часто передает моральные качества и состояние человека посредством геометрических фигур, требующих простейших арифметических расчетов. Здесь перед нами Сократ рисует разные формы правления и типы удовольствий, характерные для того или иного правителя, причем выясняется, насколько подлинное удовольствие царя превышает так называемое удовольствие тирана. Счастье тирана есть лишь тень тени истинного счастья и может быть выражено только квадратом, сторона которого равна 9, а площадь — числу 81. Однако, чтобы выразить всю глубину падения тирана или, что то же самое, всю глубину царственного удовольствия, необходимо создание тела с тремя измерениями, т. е. куба (9X 9X 9=729). Итак, мы имеем следующие пропорции: 9:81:729. Царственное счастье, следовательно, в 729 раз превосходит удовольствие тирана. Это число, по Платону, соответствует сумме чисел дней и ночей в году: 364'/2 + 364'/2 (ср. Филолай: 44 А 22 Diels). Но это же число выражает так называемый большой год, согласно пифагорейцу Филолаю (см. там же), состоящий из 59 лет и 21 добавочного месяца, что всего составляет 729 месяцев; возможно, здесь имеется в виду именно этот большой год. Что касается жизней, то, может быть, жизнь царя равна числу 729, разделенному на 12 месяцев, т. е. приблизительно 67 годам, что превышает обычно отмеряемые античностью годы полной жизни — 60 лет.— 383. 15 Намек на Фрасимаха, который в кн. I (343d — 344с) доказывал, что несправедливость сильнее и могущественнее справедливости и приносит человеку больше пользы, чем последняя.— 383. 16 Химера, Скилла, Кербер — мифологические чудовища. Химера — существо с телом дракона и головой льва. Скилла — чудовище с шестью собачьими головами, обитающее в пещере над морем и пожирающее мореходов пастью с тремя рядами зубов. Кербер — пес с 50 головами, рожденный Ехидной и Тифоном. У римских авторов Вергилия (Энеида VI 417 — 423) и Овидия (Метаморфозы IV 449 сл.) Кербер с тремя головами и змеиным хвостом. Он стережет вход в Аид.— 384. 17 Эрифилу убил собственный сын (см.: Од. XI 326 сл.; см. также: т. 1, Алкивиад II, прим. 8).— 384. 18 См.: I 343аЬ.— 385. 19 В «Законах» (см. т. 4) все виды общества объявляются лишь «сожительством граждан, где одна часть владычествует, а другая рабски повинуется», а не подлинным «государственным устройством». Подлинному государству «надо было бы дать название по имени бога, истинного владыки разумных людей» (IV 713а). Таковым, по древнему мифу, было государство при самом Кроносе. Но царство Кроноса — это «золотой век» (ср.: Гесиод. Труды и дни 109—126), когда правят не цари, а существа божественного рода, демоны (гении) (Законы 713Ьс). Для трех собеседников в «Законах» естественно строить идеальное государство по подобию божьему.— 388. КНИГА ДЕСЯТАЯ 1 Гомер рисуется основателем «подражательной» (драматической) поэзии не только у Платона (ср.: т. 2, Теэтет 152е, где величайшим трагическим поэтом назван Гомер), но и у Аристотеля, который писал: «Гомер был величайшим поэтом, потому что он не только хорошо слагал стихи, но и создавал драматическое изображение» (Поэтика 4, 1448b 34 сл.).- 389. 2 Подражатель третьей степени наиболее далек от истинной идеи вещи. Таков, например, живописец, подражающий плотнику, сделавшему скамью по образцу идеи. Замечательно, что идея скамьи есть нечто существенно отличное от того, что кажется подражающему ей художнику. Художник подражает не самой идее скамьи, а только ее различным видимым глазу воплощениям, и тем самым он далеко отстоит от царя и от истины, т. е., по Платону, от устроителя и создателя космоса — демиурга. См. также: кн. III, прим. 38.— 392. 3 См.: кн. III, прим. 70.— 394. 4 Харонд — законодатель, живший в VII в. на о-ве Сицилия. О Солоне см.: Тимей, преамбула, с. 607 и т. 1, Менексен, прим. 3,50.— 395 5 См.: т. 1, Ион, прим. 6.— 395. 6 О Фалесе см.: т. 1, Гиппий больший, прим. 2. Анахарсис — легендарный скиф, прославившийся во время путешествия в Грецию своей мудростью и под влиянием Солона посвятивший себя филосб- фии. О нем сообщает Геродот (IV 76).— 395. 7 Пифагор (VI в.) из г. Регия (Юж. Италия) — древнегреческий философ, с именем которого связано много легендарных мотивов. После многочисленных путешествий на Восток поселился па юге Италии, в Кротоне, где основал школу, в которой особое внимание уделялось математическим наукам и аскетическим упражнениям.— 395. 8 Схолиаст сообщает, что Креофил с о-ва Хиос был женат на дочери Гомера, получил от последнего в дар «Илиаду» и принял поэта в свой дом. Страбон (XIV 1, 18) говорит, что самосец Креофил, оказав Гомеру гостеприимство, получил от него поэму «Взятие Эсхалии» с разрешением считать ее своею. Судя же по эпиграмме Каллимаха, приводимой Страбоном, эта поэма принадлежала самому Креофилу, которого даже считали учителем Гомера. Павсаний упоминает Крео- фила как автора «Гераклеи» (IV 2, 2). Имя «Креофил» означает, возможно, «порождение мяса» или «из рода (породы) мяса» (хреад — мясо, (pvkrj — родовая фила).— 395. 9 Букв, «носят на головах». Комментатор Аст со ссылкой на Эразма Роттердамского, объясняя эту пословицу, указывает на греческий обычай носить детей в корзине на голове. Выражение это встречается у Фемистия (Orat. XXI 254а) и Диона Хризостома (IX р. 141а). О Протагоре и Продике см.: т. 1, Апология Сократа, прим. 9; Евтидем, прим. 32.— 396. 10 Поэт, по мнению Сократа и Платона, стоит, как и живописец, слишком далеко от образца, которому подражает, являясь подражателем третьей степени, в то время как музыкант-флейтист знает о пользе своего искусства, т. е. он гораздо ближе к истинному пониманию образца, чем поэт-подражатель. — 398. 11 Здесь имеется в виду закон перспективы.— 398. 12 В «Законах» Платон пишет о том, что «поэты стали сравнивать философов с собаками-пустолайками», когда эти последние пытались доказать, что стройность всех небесных явлений основана на действии разума (XII 967Ьс). В речи Сократа на суде тоже приводится пример аристофановской критики софистов, Сократа, Анаксагора. См.: т. 1, Апология Сократа, прим. 6.— 405. 13 Ср. прим. 12.— 405. 14 Ср.: т. 2, Федон 107с, где Платон соотносит краткость «нынешнего времени, которое мы называем своей жизнью», со «всеми временами», т. е. с вечностью.— 406. 15 Здесь повторяется третий аргумент о бессмертии души, данный в «Федоне» (78Ь — 81а) при установлении самотождества идей души.— 409. 16 Морское божество Главк, согласно мифам, был некогда рыбаком, а затем, отведав волшебной травы, получил бессмертие и бросился в море, где Океан и Тефия сделали его богом. — 410. 7 По Платопу, душа, отягченная злом, теряет свои крыльями получает земное тело (Федр 246с — е). В «Федоне» такая душа тай же отличается от справедливой души, как истинные небо и занебесная Земля от пашей Земли (109Ь — 111с). См. т. 2.— 410. 18 См.: кн. И, прим. 3, а также т. 1, Горгий, прим. 45.— 411. 19 Букв, «повесив уши»: плохой бегун метафорически понимается, как лошадь или собака, опускающие уши от усталости.— 412. 20 Под Алкиноевым повествованием имеется в виду рассказ Одиссея о своих странствиях на пиру у царя Алкиноя (Од. IX — XII). Имя памфилийца Эра трактуется различно. В лексиконе Суда это
«собственное еврейское имя». В Евангелии от Луки (3, 28) Эр — предок Иосифа-плотника. Климент Александрийский отождествляет Эра с Зороастром, сыном Армения, памфилийцем (см.: Строматы V, XIV 103, 2 — 4/Пер. Н. Корсуиского. Ярославль, 1892).— 413.
21 О загробном пребывании Эра рассказывает также Плутарх, называя, правда, его сыном Гармония (Застольные беседы IX 740ВС). Подобные рассказы встречаются у Оригена как аргументация воскресения Христа перед неверующими (Против Цельса II 16/Пер. Я. Писарева. Казань, 1912), а также у Макробия (I 1, 9 // Macrobii Commentarii in Somnium Scipionis/Ed. J. Willis. Lipsiae, 1963).— 413. 22 Две расселины, или два «устья» (см. 615d), упоминаются у Плутарха в рассказе о круговороте душ, оплакивающих свой жребий (О демоне Сократа 591с), и у Порфирия (De antro nymph. 29, 31).- 413. 23 Световая сфера связывает землю и небо наподобие обшивки корабля и пронизывает небо и землю насквозь в виде светящегося столпа в направлении мировой оси, концы которой совпадают с полюсами (см. рис. 1 ).— 415. 24 Адамантом (букв, «неодолимый») называли в античности паи более твердые металлы и сплавы, скорее всего железо. — 415. 25 Веретено Аианки (Необходимости) находится в центре светящегося столпа и привязано к концам небесных связей, причем ось веретена есть не что иное, как мировая ось. а вал (или «пятка») устроен наподобие полушария или усеченного конуса, включающего в себя семь других полушарий, образующих с первым восемь небесных сфер (см. рис. 2 и 3). Эти сферы имеют различную величину поверхностей, образующих определенную пропорцию. Первая, внешняя, сфера, заключающая в себе все остальные,— самая большая и является небом неподвижных звезд (см. также: Тимей, прим. 50 и рис. 5).— 416. 26 Цвета сфер соответствуют цвету самих планет. Сфера неподвижных звезд самая пестрая, так как передается всеми оттенками составляющих ее светил; седьмая сфера — солнечная — самая яркая; восьмая — Луна и Земля — сияет отраженным светом Солнца; вторая — Сатурн — и пятая — Меркурий — золотисто-желтоваты; третья — Юпитер — раскалена до белизны; четвертая — Марс — пы I I А Р и с. 2 Античное веретено, С — вал в 27 О вращении небесных сфер см.: Тимей 38Ьс. Об Ананке — т. 1, Горгий, прим. 80, с. 812, 813.— 416. Р и с. 3 Вид веретена Ананки сверху. Римские цифры обозначают порядок сфер. Арабские — соотношение их поверхностей 28 Интервалы между восьмью- сферами составляют октаву, или гармонию, так что весь платоновский космос звучит, как хорошо настроенный инструмент, тем более что на каждой сфере сидит сирена и поет в определенной тональности. См. также: Тимей, прим. 50.— 416. 29 Лахесис — «дающая жребий» (каухачы — «получать по жребию»); Клото— «пряха», «прядущая нить человеческого жребия» (яХсойсо — «прясть»); Атропос — «неизменная», «неколебимая» (ат- рояод — «та, которая не поворачивает назад»). Таким образом, первая Мойра вынимает жребий для человека в прошлом, вторая прядет его настоящую жизнь, а третья неотвратимо приближает будущее. Соответственно Клото — настоящее — ведает внешним кругом неподвижных звезд; Атропос — будущее — ведает подвижными планетами внутренних сфер; Лахесис, как определяющая жребий, объединяет оба типа движения. См. также: т. 1, Горгий, прим. 80, с. 812.— 416. 30 См.: т. 2, Федон, прим. 58. У Горация читаем о гении, направляющем с самого рождения звезду человека и умирающем с каждым из людей, «то светлым, то мрачным» (Послания II 2, 187—189). Гений этот заботится о краткотечной человеческой жизни (Послания II 1, 143 сл.). Пиндар (Олимпийская ода XIII 105) вспоминает о «демоне рождения» и борьбе в человеке двух демонов — доброго и злого (Пи- фийская ода III 34). Ср.: Федон 107d — о гении, или демоне, достающемся человеку при жизни и сопутствующем ему в смерти. Важно отметить мысль Платона о выборе гения самим человеком, что свидетельствует о свободе воли. См. также: т. 1, Апология Сократа, прим. 34.— 417.
|
||||||
|