Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 47 страница



36 Для Платона несомненна истинность вечного бытия и его по­знания, что противопоставляется текучему и смутному рождению, принятому на веру.— 433.

37 Ср.: Государство VII 531d. — 433.

38 Здесь чувствуется принципиальное отличие доброго (благого) демиурга у Платона от богов архаической мифологии и примитивной веры. Эти боги апеллируют к силе, страху и ужасу, будучи и сами ужасными, страшными. Таковы не только все чудовища теогониче- ского процесса, как, например, сторукие киклопы, титаны, Тифон, потомство Тифона и Ехидны (Гесиод. Теогония 139—156, 233—239, 270—336, 820—835) и т. д., по и обобщенно-символические образы Силы, Ужаса, Страха, Раздора, Обмана, Мести, свидетельствующие о постепенной трансформации мифологического восприятия ужасов жизни древнего человека в абстрактные понятия.— 433.

39 Ср. учение Анаксагора об упорядочивающем все Уме. См.: т. 1, Горгий, прим. 18.— 434.

40 Учение о мире чувственном и мире мыслимом находим уже у досократиков, которые признавали истинно сущее, умопостигае­мое, и мнимо существующее, чувственное (28 В 1 Diels). См.: т. 2, Парменид, прим. 11 и 27. Анаксагор тоже предполагал «некоторое двойное устроение мира, одно — умственное, другое — чувственно воспринимаемое, отдельное от первого» (В 14 Diels).— 434.

41 Единство мира, несмотря на его видимое разнообразие, о кото­ром говорит Тимей, издавна нашло свое выражение в учении элеатов оЕдином: у Парменида («умопостигаемое, единое бытие и множество вещей», 28 А 24 Diels), у Мелисса («существует только единое», В 8 Diels) и у Зенона («сущее не может быть множественным, вследствие того что в сущем вовсе нет единицы, множество же есть совокупность единиц» (А21 Diels). См. также: т. 2, Теэтет, прим. 48; Софист, прим. 24.- 435.

42 Огонь и земля (согласно Платону, «основные роды») — «эле­менты», «начала», типичные для учений античных натурфилософов. Отметим, что, по Платону, сущностью огня является не столько его физическая природа, сколько его зрительная предметность, так же как для земли характерна осязаемая предметность. О разных соотно­шениях «начал» бытия см.: т. 2, Софист, прим. 23. См. также: Лосев А. Ф. Эстетический смысл греческих натурфилософских поня­тий периода ранней классики. Киев, 1966 (Тезисы доклада на III Все­союзной конференции по классической филологии). Четыре «эле­мента» в раннеклассической натурфилософии также рассмотрены у А. Ф. Лосева (Лексика древнегреческого учения об элементах // Вопросы филологии. М., 1969).— 435.


43 Взаимоотношения элементов, которые устанавливаются здесь Платоном, являются не чем иным, как геометрическими пропорциями. Платоновское учение о пропорциях всегда имеет телесно-материаль­ную основу (в данном случае — тело космоса), т. е. базируется на отождествлении геометрического и физического тела. Для геометри­ческой пропорции между плоскими фигурами («без глубины») доста­точно одинаковых средних членов, а трехмерные тела нуждаются в двух разных средних членах. О геометрическом строении космоса см. в кн.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. С. 615— 620.— 435.

44 Сферическое тело, согласно античным мыслителям, всегда наиболее совершенно. Поэтому у Ксенофана божество шарообразно, а Демокрит считает, что «бог есть ум в шарообразном огне»; шарооб­разны 8емля у Анаксимандра и космос пифагорейцев; частицы Лев­киппа, более плотные по своему составу, образуют «некоторое шарооб­разное соединение» или «систему» (А 1, 74; В la Diels).— 436.

46 Платоновский самодовлеющий (at>TaQXT]s) космос в виде живого организма (32d — 34а) близок по своей структуре и замыслу пифагорейскому космосу, тоже состоящему из соотношения четырех элементов — огня, воды, земли и воздуха. Этот космос — одушев­ленный (Ipi|>vxov), умный (vot]t6v), сферический (a<paiQoei6fjg) (58 В 1а Diels), а значит, и совершенный. «Самодовление» как тер­мин у досократиков в философском смысле встречается лишь од­нажды — у Демокрита, который называет самодовлеющей природу (68 В 176 Diels). Зато послеплатоновская эллинистическая философия киников и стоиков широко использует это понятие в своем учении о независимости человека от внешних благ, которые надо искать в себе самом. — 436.

46 Здесь упоминается только один, главный вид движения, свой­ственный самодовлеющему, ни в чем не нуждающемуся живому орга­низму, в то время как созданные впоследствии одушевленные суще­ства, находящиеся в зависимости от окружающего мира, имеют все шесть родов движения. Ниже в «Тимее» (43Ь) упоминаются движе­ния вперед, назад, направо, налево, вверх и вниз, связанные с разви­тием деятельности органов чувств живых существ. Цифра «семь» в данном случае, возможно, имеет некий символический смысл, что не помешало Аристотелю в «Метафизике» посмеяться над этой страстью к мистике числа «семь» (XIV 6, 1093а 13—15), заметив при этом, что числа не могут быть причиной вещей и что важно не само число, а соотношение чисел. Что же касается единообразного вращения космоса в одном и том же месте, то это не что иное, как круговое движение вечного бытия в самом себе, движение, не знаю­щее пространственных перемен и не зависящее от перемены места, космос не стареет и не становится, но он есть, т. е. он неподвижно покоится в вечности (ср.: Аристотель. Метафизика XII 7, 1072Ь 3-10).- 437.

41 Душа космоса находится в его центре. Ср.: т. 1, Кратил, прим. 41.- 437.

48 Душа космоса мыслится старше тела. — 437.

49 Душа создается из смешения вечной сущности и той, что под­вержена времени, т. е. той, которая потом воплотится в бесконечности рожденных тел. Они объединяются третьей, связующей их сущностью, а также имеют еще и причину смешения, которой в данном случае является демиург. Вся эта структура души космоса находит себе ана­логию в рассуждениях Платона в диалоге «Филеб», где идет речь о смешении предела и беспредельного в некую смесь с помощью осо­бой причины смешения. — 437.


60 Разделение целого тела, космоса можно понять, только учиты­ваясвязь Платона с пифагорейской традицией символики чисел. Пла­тон берет здесь две последовательности чисел: 1,3, 9, 27 и 2, 4, 8, имею­щих чисто телесный смысл, считая, что 1 есть абсолютная неделимая единичность, 3 — сторона квадрата, 9 — площадь квадрата, 27 — объем куба с ребром, равным 3. Таким образом, данная последова­тельность чисел выражает категории определенности, т. е. тождество физического и геометрического тел. Но так как космос не есть только определенное бытие, он вфючает в себя становление иного, неопре­деленного, текучего, которое тоже выражается через ряд чисел: 2, 4, 8 и помещается в общем ряду, чередуясь с числами, выражающими определенность. Таким образом, единое целое космоса составляет ряд: 1, 2, 3, 4, 8, 9, 27, где совмещается единораздельпость единого (одного) и иного, тождества и различия, прерывного и непрерывного, создающая трехмерное тело космоса. С точки зрения Платона, это и есть структура всех сфер, составляющих космос: если считать Землю находящейся в центре, то 1 — это самая близкая к Земле сфера Луны, 2 — сфера Солнца, 3 — Венеры, 4 — Меркурия, 8 — Марса, 9 — Юпи­тера, 27 — Сатурна (см. рис. 5; здесь кроме Луны и Солнца подразуме­


 

ваются те 5 планет, которые были известны в античности). См. также ниже, 38cd. Между числами данного космического семичлена сущест­вуют некие пропорциональные отношения, которые можно выразить, заполнив промежутки между указанными числами. Это можно сде­лать, только учитывая наличие трех типов пропорции (по нашей терминологии, прогрессии) — арифметической (1, 11 /г* 2), геоме­трической (1, 2, 4) и гармонической (1, 1/з» 2). Эти пропорции (про­грессии) соответствуют пифагорейскому учению о количественных отношениях музыкальных тонов; таким образом, космос Платона весь строится по принципу музыкальной гармонии (подробно об этом см. в кн.: Лосев А. Ф, История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. С. 607—615). Кроме того, надо сказать, что вся косми­ческая пропорциональность покоится на принципе золотого деления, или гармонической пропорции, когда целое так относится к большей части, как большая часть относится к меньшей. О разделении косми-

     
 

ческого семичлена см. в кн.: Лосев А. Ф. Античный космос и совре­менная наука. С. 202 (таблица).— 438.

51 Действия демиурга можно представить себе следующим обра­зом. Всю образовавшуюся массу он делит и складывает так, что полу­чает плоскости экватора и солнечной эклиптики, которые пересека­ются под наклонным углом (согласно современному представлению, 23°27,42/') в точках равноденствия, вращаясь вокруг мировой оси, причем внешняя плоскость экваториальная, а внутренняя эклиптиче­ская. Обе же они в свою очередь объяты небесным сводом, по кругу которого происходят их движения. Внешняя плоскость обнимает внутреннюю, управляет ею и идет в правом направлении, т. е. с востока через запад снова на восток, так как всякое рождение и начало связано по античной традиции с правой стороной, с востоком, и знаменует собой природу благого, истинного, тождественного. Эклиптика же вращается внутри, справа налево, т. е. с запада через восток снова к западу, и означает природу иного, изменчивого, не­разумного. Движение экваториальной плоскости Платон называет движением вдоль стороны прямоугольника, а движение плоскости эклиптики — движением вдоль диагонали того же прямоугольника. Собственно говоря, это не что иное, во-первых, как движение эква­ториальной плоскости вокруг мировой оси по прямому направлению вправо, выраженное при помощи мысленно вписанного в небесный свод прямоугольника, две стороны которого параллельны попереч­нику экватора (см. рис. 4). Во-вторых, это движение эклиптики под углом влево, вдоль диагонали мысленного прямоугольника, т. е. вдоль поперечника эклиптики, а значит, движение непрямое, иррацио­нальное. Движение экваториальной плоскости, тождественное себе и пребывающее в самом себе, а значит, по Платону, разумное, имеет перевес, являясь единым и неделимым. Движение эклиптики, измен­чивое и постоянно стремящееся к иному, демиург делит на семь нерав­ных кругов, которые, как видно из дальнейшего изложения (38cd), и являются сферами планет.

Вращение планетных сфер неравномерно. Ниже (38d) Платон указывает, что меньшие сферы имеют большую скорость и наоборот. Однако три сферы, а именно Солпца, Венеры («Утренняя звезда») и Меркурия («Гермесова звезда»), имеют одинаковую скорость.

Сатурн» Юпитер, Марс и Луна вращаются с неодинаковой скоростью, хотя и не изменяют порядка своего неравномерного движения, на что указывал позднее Цицерон (О природе богов II 20).— 438.

52 Таким образом, космическая душа (см. 36d — 37с) у Платона мыслится не абстрактно, а в связи с конкретным строением космоса.— 439.

53 Следует отметить, что тезис Платона о слове, находящемся в душе и изрекаемом ею, положив начало глубокому и развитому стои­ческому учению об «имманентном слове» (Xoyog evdiaOerog) и «слове изреченном» (Хоуод ядофорьхо?), например, у Хрисиппа (fr. 135, 223 SFV II).- 439.

64 Время и вечность у Платона несоизмеримы. Время только некое движущееся подобие вечности (см. 38а), ибо все рожденное (демиург рождает мировую материю, а значит,, и время) не причастно вечности, имея начало, а значит, и конец, т. е. оно было и будет, в то время как вечность только есть.— 440.

55 Демиург рождает Солнце, Луну и пять других светил. Мы нахо­дим здесь у Платопа геоцентрическую систему космоса. Однако Копер­ником была установлена известная нам гелиоцентрическая система. Кроме того, Платону, как и всей античпости, неизвестны были Урап (открыт в 1781 г.), Нептун (в 1846 г.) и Плутон (в 1930 г.).

О названиях планет Платон подробно говорит в «Послезаконии» (987b — d), где перечисляет Утреннюю звезду, носящую имя Афро­диты (Венера), звезду Гермеса (Меркурий), звезду Зевса (Юпитер), звезду Кроноса (Сатурн), звезду Ареса (Марс) с красноватым оттен­ком. Имена богов впоследствии стали означать самое плапеты. Однако в греческой традиции были также названия планет, соответствующие их внешнему виду и указывающие на интенсивность излучаемого ими света: Сатурн назывался «Светящийся», Юпитер — «Сияющий», Марс — «Огненный», Венера — «Несущая свет» или «Вечерняя», Меркурий — «Блестящий».— 441.

56 Относительно движения иного, пересекающего движение тож­дественного, см. прим. 51 и рис. 4. Именно эти два типа движения создают движение планет вокруг своей оси («тождественное») и вокруг земли («иное») в противоположных направлениях, что и при­дает этому движению в целом спиралевидную форму. Сферы и масса планет обратно пропорциональны их скорости, поэтому Сатурн движется медленнее, а Луна быстрее остальных планет и движение Луны обгоняет также прохождение Солнца по эклиптике, хотя по внешним наблюдениям она отстает от Солнца, так как в один и тот же промежуток времени совершает движение по эклиптике 12 раз, а Солнце только один. — 441.

57 Здесь демиург зажигает свет Солнца, в то время как, по Эмпе­доклу, сияние возникает около земли «вследствие отражения небес­ного света» (В 44 Diels).— 441.

60 Ср. у Гесиода в «Теогонии» о «черной Ночи», рожденной из Хаоса и родившей вместе с Эребом «сияющий День» (123 сл.). При­мечательно, что у Гесиода Ночь порождает День в виде своей противо­положности. По Пармениду, все вообще состоит из света и ночи (В 9, 1 Diels).- 441.

59 В ориг. ебёаи— 442.

60 Боги в «Тимее» Платона созданы из огня. В античности существовала традиция, бъедпняющая их с эфиром, т. е. тончайшей огненной материей. Во всяком случае у Гомера и Гесиода боги живут в эфире (Ил. II 412, IV 166, XV 610; Од. XV 523; Труды и дни 18). Для Платона эфир и огонь — разные элементы (Послезаконие 981с), хотя в эфире присутствует «огненность». Из чистого огня Платон создаст высших'богов; до эфира. ^видимые живые существа, а именно божественный род; из воздуха и воды — полубогов, демонов, зримых, и незримых; людей и животных — из земли (там- же, 984Ь — е).— 442.

61 В средневековых космических системах наиболее совершен­ные звезды — неподвижные; например, в «Божественной комедии» Дапте они составляют так называемое седьмое небо. Правда, в системе Данте было еще «десятое небо» — эмпирей (т. е. «огненное»), которое находится уже вблизи самого бога, источника высшей любви и блага. Со времен пифагорейцев, Аристотеля и Эратосфена неподвижные звезды изображались объемлющими все семь планетных сфер. — 442.

62 Имеются в виду существовавшие в древности наглядные модели Вселенной. Ср.: т. 4, Письма II 312d.— 443.

63 Здесь дается родословная богов и титанов, несколько отличная от традиционной теогонии Гесиода, где Тефия, Океан, Кронос и Рея — все дети Урана и Геи (126—138), а Форкий — сын Понта и его матери Геи (237 сл.).-443.

64 Три смертных рода: обитатели воздуха, воды и суши. — 443.

65 Подражание здесь предполагает более слабую степень эмана­ции божественной сущности.— 444.

66 Т. е. перенестись на подобающие тела; последние сотворены, следовательно, живут во времени, т. е. являются орудиями времени. Образ души, подобной колеснице, известен хорошо из «Федра» (245с — 249d). См. также: т. 1, Горгий, прим. 80 (с. 810). Законы рока, о которых здесь, идет речь, соответствуют установлениям Анан- ки, Адрастеи, Немесиды, Дики (см. там же). Представление о том, что каждая душа имеет свою звезду, в христианском средневековье было широко распространено как представление, что каждая душа имеет своего ангела-хранителя.— 444.

67 Здесь дается обоснование теории перевоплощения душ как своеобразного наказания, состоящего в непрерывном рождении души в мир, что уже само по себе приобщает ее к миру времени, текучести и смерти. В этом перевоплощении лучшей природой мыслится муж­ская; женская же присуща второму рождению и дается даже как наказание (42а, с). См. также: т. 1, Горгий, прим. 80.— 445.

68 Посев душ: ср. в греческой мифологии историю спартов (олартод — «посеянный»), рожденных из посеянных зубов дракона (Павсаний. Описание Эллады IX 10/Пер. С. П. Кондратьева. Т. I —II. Мм 1938—1940; Аполлодор III 4, 3—5). Об орудиях времени см. прим. 66.- 445.

69 О сотворении человеческого рода см.: т. 1, Протагор, прим. 31. Эмпедокл (В 62 Diels) сообщает, что из воды и земли под воздействием огня появилась первые, еще не разделенные на мужчин и женщин формы. См. также: т. 2, Пир, прим. 56.— 445.

70 Здесь отдельные тела разделены на те же сферы и имеют те же самУе связующие члены, что и само тело космоса. Однако их мате­риальная и смертная сущность мешает слаженному и гармоническому движению, характерному для космоса (см. прим. 50).— 445.

71 См.: т. 1, Горгий, прим. 80.—К447.

72 Натурфилософы, как, например, Эмпедокл, говоря о формиро­вании первых живых тел, подчеркивали первоначально хаотическое и уродливое соединение их частей под воздействием Любви. Однако все то, что «возникало для какой-нибудь цели», уцелело, так как «соединилось надлежащим образом» (В 61 Diels). Все остальное было обречено на гибель. По Платону, первые тела, созданные богами, задуманы по высшему образцу и в высшей степени целесообразны; поэтому здесь с самого начала исключены уродливые сочетания.— 447.

73 Механизм зрения Платон объясняет еще по старой традиции досократиков истечением тончайшей материи. См.: т. 2, Федр,

 

Здесь Платон говорит о круговороте первоэлементов (по Пла­тону — основных «родов»), диалектику которого выразил еще Герак­лит: «Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля — смертью воды» (В 76 Diels). — 452.

81 Платон разделяет неизменную сущность предмета (нечто, то, это) и его качества (такой), которые изменяются и переходят в другие качества. — 453,

82 Треугольник по античной традиции — одно из формообразую­щих тел (см. ниже, 53с). О мгновении, в которое одно переходит в иное, см.: т. 2, Парменид, прим. 24 и 25.— 453.

83 См. прим. 79. «Мать», «бесформенная», «незримая», «всевос- приемлющий вид», «принимающая любые оттиски» — всё это, по Платону, первичная материя. Платоновская материя резко отличается от материи досократиков, которая тождественна природе, наделена качествами, лишена пустоты, устойчива. Так же резко отличается платоновское понимание материи и от ее понимания у стоиков и орфи- ков, где материя, или природа, является активной силой, «художни­цей», «демиургическим началом», «творческим огнем», (fr. 172, 599,

Хотя орфики, говоря о материи (X Quandt), именуют ее так же, как и Платон, «кормилицей», «матерью», она, как и у досократиков, наделена у них качествами, т. е. она «конечная» и «бесконечная», «круглая», «вечная», «всетекучая», «несущая движение», «плодонос­ная», «нетленная», «перворожденная», в то время как платоновская материя абсолютво беекачественна; она вечно становится и меняется, ибо вечным, самоудовлетворенным (см. прим. 45) и самотождествен- ным. бытием у Платона обладает только космическая душа. — 454.

84 О знании (здесь — уме) и об истинном (правильном) мнении см.: т. 1, Менон, прим. 44 и т. 2, Теэтет.— 455.

85 Образ и число наряду со строем и мерой — важнейшие катего­рии античной философии, причем вторая пара характерна для герак- литовцев, а первая — для пифагорейцев с их геометрическими фигу­рами.— 456.

87 См. прим. 80.— 461.

88 См. 57cd.— 462.

89 См.: Государство, кн. X, прим. 24.— 463.

90 Выражение, смысл которого неясен, так как в рукописях есть разночтения. Может быть, имеется в виду лава или базальт.— 465.

91 У Гомера, например, соль именуется «божественной» (Ил. IX 214).- 465.

92 Игра слов: хедрат^со — делить на мелкие части, расщеплять; degpov — тепло, жар.— 467.

93 Зависимость ощущения вкуса от формы частиц подробно раз­работана у поэта Лукреция (О природе вещей II 308—477), исполь­зовавшего учение древнегреческих атомистов.— 472.

94 Представление Платона о цвете и сочетании цветов основано на учении о стягивании и разрежении цвета, понимаемого как трех­мерное тело с его телесными пластическими функциями. Подробно обо всем этом см. в кн.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софи­сты. Сократ, Платон. С. 582—590.— 474.

95 Образ смертной части души в виде зверя у кормушки в своем логове (возможно и другое толкование: «скотина у кормушки») можно сравнить с образом души как «пестрого и многоглавого зверя», данным в «Государстве» (IX 588b — d).— 477.

96 Древние придавали печени очень важную роль в жизни челове­ческого организма. У Гомера, например, она мыслилась одним из средоточий жизни. Так, Гекуба жаждет умертвить Ахилла, вонзив­шись зубами в его печень (Ил. XXIV 212—214). В языке зависимость настроения человека от состояния печени выразилась также в том, что «гнев» именовался «желчью» (xoXrj), а гневный человек — «желчным» (xoXcotoq).— 477.

97 Ср.: т. 1, Ион; см.: т. 1, Менон, прим. 46.— 478.

98 Ср.: «Познай самого себя» (см.: т. 1, Алкивиад I, прим. 24).— 478.

99 Имеются в виду кости головы и грудной клетки. — 481.

100 Сравнение из области орошения садов находим у Гиппократа: «Что земля для деревьев, то желудок для животных: он и питает, и согревает, и освежает; освежает, когда пуст, согревает, когда напол­нен» (О влагах I И//Сочинения / Пер. В. И. Руднева. Т. 2. М., 1944).- 483.

01 На взаимоотношениях скорости движения и высоты звука подробно останавливается Аристотель при изучении голосов живот­ных JDe gener. animal. V 7).— 486.

1 2 Гераклейский камень — магнит; см.: т. 1, Ион, прим. 12.— 487.

103 Тело любого живого существа понимается в «Тимее» как замкнутая система микрокосма, соответствующая системе вселенского движения в макрокосме. См. также прим. 34.— 488.

104 Аристотель также отмечает «беспечальную смерть в старо­сти», так как, пишет он, «освобождение души от уз становится совер­шенно нечувствительным» (De respirat. 479а 20—23).— 488.

105 Флегма — слизистое выделение.— 489.

106 Имеются в виду судороги и корчи. Тетанус — от глагола xeivo) («патягивать», «напрягать»), опистотонус (ojuadorovog) — букв, «натянутый назад», т. е. стягивание назад членов (корчи).— 491.

107 Имеется в виду эпилепсия.— 492.

108 Здесь — типичное для классической эстетики представление о соразмерности в прекрасном, чуждое эстетизации иррационального, безобразного и ужасного, характерной для европейского романтизма. О категории меры в античной эстетике см.: Лосев А. Ф., Шеста­ков В. П. История эстетических категорий. М., 1965. С. 13—27.— 494.

109 О гимнастическом и мусическом воспитании очень много гово­рится в «Государстве». См. также: т. 1, Критон, прим. 13; Протагор, прим. 38.— 495.


1.0 Ср. прим. 83.- 496.

1.1 Очищение («катарсис»): здесь употреблен тот же термин, который Аристотель применяет для выражения следствия трагиче­ского действа — эстетического, этического и даже физиологического очищения человека от страданий (Поэтика VI 1449b 28).— 496.

1.2 Гесиод в «Трудах и днях» рассказывает, что после своего ухода из жизни люди золотого века стали «благостными демонами», которые «волей великого Зевса людей на земле охраняют, зорко на правые наши дела и неправы!*смотрят» (121 —124).— 497.

113 По Платону, прикоснуться к истине и обрести бессмертие и блаженство может только философ, вечно стремящийся к познанию мудрости и высшему благу. Это, собственно, и является центральной мыслью его «Государства». — 498.

114 Чтение образ бога умопостигаемого (vot]to'i) основано на том, что Барнет следует рукописной традиции F и Y вопреки чтению «образ бога творящего» (jioit)toi) по рукописям А и Р. В диалоге космос как чувственный бог имеет образец в виде бога мыслимого. Эта идея подтверждается автором сочинения «Тимей Локрский о душе, космосе и природе» (судя по языку — дорийцем) в его рас­суждении о космосе, который «был создан некогда по лучшему образу эйдоса нерожденного, вечного и мыслимого» (см.: Plato Dialogi/Ed. Hermann. Lipsiae, 1922. IV 105a). В «Эннеадах» Плотина (VI 2, 22 sqq. Diehl) есть выражение «явления» (ivdaXpaxa) в качестве образа мыс­лимого, а не творящего бога, т. е. Плотин, как и Платон, противо­поставляя бога мыслимого и бога чувственного, вместе с тем четко разделяет понятие мыслимого и творящего божества. Возможно, что разночтение рукописей А и Р возникло не раньше IV в. н. э.— 500.

КРИТИЙ

ИДЕАЛИЗАЦИЯ СТАРИНЫ

«Критий» — одно из последних произведений Платона. Значи­тельная часть этого диалога либо утеряна, либо недописапа самим Платоном, причем эта часть являлась бы самой интересной. Фор­мально «Критий» есть прямое продолжение «Тимея», потому что в «Тимее» (25е — 27Ь) Критий обещает рассказать о древних афиня­нах как о народе, который вполне соответствует идеалам «Государ­ства». Вспомним, что космология «Тимея» давала обоснование иде­альному государству. Идеальному осуществлению этого государства и посвящается диалог «Критий».

КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА

I.Вступление (106а—108е)

1. Связь с диалогом «Тимей» (106а — 107Ь).

2. Подражание как художественный метод изложения теории идеального государства (107Ь — е).

3. Просьба рассказчика о снисхождепии и призыв богов на по­мощь (108а — е).

II. Рассказ о бывшей девять лет назад войне между Афинами и Атлантидой, островом по ту сторону Геркулесовых столпов, и идеализация древнеафинского строя (108е — 112е)

1. После упоминания о войне речь идет об Афинах как об уделе богов Гефеста и Афины Паллады (108е — 109d).


 


2. Идеальные черты древнего Афинского государства (109а 111е): а) в нем ничего излишнего, а потому ..и отсутствует подробное повествование о героях, кроме имен самих героев (109d — 110Ь);

б) общие качества мужчин и женщин, включая воинские (НОЬс);

в) противопоставление воинов ремесленникам и земледельцам (110с);

г) отсутствие у воинов частной собственности и общность всего для всех (llOcd); д) идеальное географическое положение Афинского государства (110е — 111е).

3. Изображение самих Афин (112а — е): а) географические гра­ницы (112аЬ); б) местожительство сословий (112Ь); в) аскетизм и осуществленный идеал общности у воинов, неизменных по своему числу — 20 тысяч (112Ь — d); г) красота тела и добродетелей, а также справедливость и всеобщая слава (112е).

III. Изображение Атлантиды со ссылкой на Солона и египетских жрецов (113а — 121с)

1. Вводные замечания (113а —с).

2. Происхождение жителей Атлантиды от брака Посейдона и смертной женщины Клейто (113cd).

3. Устроение острова Посейдоном и первые цари острова во главе с Атлантом. Дети Посейдона (ИЗе — 114d).

4. Природные богатства и изобилие Атлантиды (114d — 115b).

5. Топография главного города (115с — 117е).

6. Изображение прочей страны (118а — 120d): а) топография страны и ее благоустройство; б) государственное управление на основе равноправия десяти царей; первенство рода Атланта, всеобщее равен­ство перед законом, даже царей, строжайший запрет всякого междо­усобия (119с — 120d).

7. Постепенное вырождение «божественной» природы атлантов, утеря ими старинной добродетели и возникшая по этой причине необ­ходимость возмездия со стороны Зевса (120 — 121с).

КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ

1. Диалог «Критий» получает свой смысл только в связи с «Ти- меем», где кратко говорится о той Атлантиде, которой должен быть посвящен целый диалог. Без контекста «Тимея» «Критий» является просто фантастическим рассказом или сказкой. Нигде не видно какой- нибудь идейной направленности этого диалога; остается неизвестным, почему философ взялся за эту тему. Но даже и в отношении сказки, когда речь идет о Платоне, вполне правомерен вопрос о ее философ* ской, социально-политической и эстетической значимости.

2. Что касается философского значения «Крития», то, по-види­мому, это идеализация тысячелетнего прошлого, которое преподнес сится здесь отнюдь не в наивном, сказочном духе, но с применением сложной рефлексии человека высокой цивилизации. Поэтому, хотя философские моменты рассеяны в «Критии» весьма скупо, все же можно сказать, что это реставрационная утопия, раскрашенная самым привлекательным образом. Одну такую реставрационную утопию мы уже имели в «Государстве» Платопа, но там на первый план выдви­галось учение об идеях и с точки зрения этого учения устанавливались три общественно-политических сословия. В «Критии», правда, тоже говорится в отдельных местах о царях, воинах, ремесленниках и земледельцах, но эти сословия не рассматриваются в составе единой



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.