|
|||
Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 48 страницафилософской теории и разговор о них поднимается более или менее случайно. Несколько более подробно говорится о сословии воинов — о мотивах их совместной жизни, о чертах их аскетизма (llOcd). Но и эти подробности трудно связать с огромной и подробной теорией космоса, которая дается в «Тимее». Ясно, что Платон хотел идеализировать эдесь старину, и притом очень отдаленную, в связи с историей как Афин, так и Атлантиды, но философская свяэь афинян с идеальным строем и с цветисто раскрашенной утопией остается все-таки неизвестной. Говорится о какой-то войне между афинянами и атлантами, но, что это за война, как она велась и какие цели себе ставила, понять из «Крития» невозможно. Притом и древние Афины и Атлантида объявлены идеальной страной, причем Атлантида расцвечена гораздо более ярко, чем Афины. Идеальный строй Атлантиды почему- то начинает портиться, в результате чего гибнет даже и сам остров. Но какая может быть порча в идеальном государстве? Впрочем, о возможной гибели идеального государства Платон говорит уже в диалоге, посвященном его построению (см. Государство VIII 546Ьс). 3. Так же трудно сказать что-нибудь определенное и о социально- политическом строе Атлантиды. Остров находится под ведением Посейдона, который и дает ему свои первые эаконы. Но о том, что это за законы, тоже ничего не говорится. По этим законам в Атлантиде правят десять царей, которые, по-видимому, связаны между собой, так как раз в несколько лет они собираются для обновления своего законодательства и для решения своих споров. Один царь, живущий в акрополе тлавного города, считается самым важным. Но в чем его преимущество в сравнении с другими царями, неизвестно. Поскольку о царях говорится эдесь на каждом шагу и ни слова не говорится о народе, вероятно, здесь мыслится абсолютная монархия, может быть, типа восточных деспотий. Но разновидностей абсолютной монархии существовало в истории очень много, так что характеристика главного правителя Атлантиды как абсолютного монарха дает нам весьма немного. О рабах ничего не слышно. Правда, природа Атлантиды нарисована настолько щедрой, богатой, обильной, что, кажется, ничего не нужно и делать для использования природных богатств этой страны. Объединить все это в ясной форме с утопией государства очень трудно, хотя, как мы знаем из начала диалога, Критий собирается иллюстрировать именно идеальный строй «Государства». 4. Зато особенно яркими чертами охарактеризована художественная сторона возделанной человеческими руками природы Атлантиды. Везде тут перед нами правильные круги и четырехугольники. Везде правильные и размеренные чередования земляных и водных кругов вокруг акрополя главного Города. Тщательно расписываются мосты, каналы, стены, храмы, дворцы, их внешнее и внутреннее убранство, гимнасии, ипподромы, купальни всех видов — для царей, мужчин, женщин, лошадей, открытые и крытые, а также специально проведенные водные источники. Вся география Атлантиды изображена так, что становится понятным, откуда здесь берется вода (из тающих горных льдов), как она распределена по всей Атлантиде, где и как проведена морская вода. Словом, это чудо той древней техники, которая действительно существовала на Крите и в Микенах, как это показывают многочисленные раскопки. Везде на острове масса золота, серебра и вообще благородных металлов. Связать, однако, эту картину с крито-микенской культурой было бы слишком смелым предприятием ввиду полного отсутствия социально-политических моментов этой картины. Может быть, царская власть эдесь походит несколько на власть египетских фараонов, но о фараонах мы знаем очень много, а о царях Атлантиды — почти ничегр. 5. В конце концов ценность «Крития» заключается главным образом в том, что здесь перед нами весьма выразительный образец художественного творчества Платона. Все здесь удивительно красиво, симметрично, все пронизано геометрической размеренностью; природа здесь не только прекрасна, но и небывало обильна, а людям здесь ровно ничего не остается делать, как даром получать продукты природы. Правда, все это обилие и красота весьма существенно скрадываются другим: у Платона расписываются небывалые архитектурные и вообще архитектонические постройки, огромное количество каналов и мостов, для чего понадобились целые каменоломни. Спрашивается, кто же работал в этих каменоломнях и по чьему плану, по чьему приказу? Поэтому если присмотреться ближе, то вся эта удивительная красота и изощренное строительство на острове должны были, несомненно, потребовать огромных человеческих усилий. Но задавать вопрос о том, какова была социально-экономическая природа всего этого небывалого по своей красоте строительства, почти бесполезно. Вероятно, все указанные нами выше недостатки изложения в «Критии» объясняются его незаконченностью. Конец мог бы быть даже в несколько раз больше того, что фактически дошло до нас от этого диалога. Все эти неясности и противоречия платоновской картины Атлантиды всегда вызывали разного рода гипотезы философского, художественного, социально-политического и даже геологического характера. Но об этих десятках или, может быть, сотнях равных гипотез говорить нам здесь было бы неуместно. Мы сошлемся только на один советский труд, по которому наш читатель может погрузиться во всю эту неразрешимую проблематику. Книга эта — Жиров Н. Ф. Атлантида. Основные проблемы атлантологии. М., 1964. Некоторая зарубежная литература по вопросу Атлантиды показана в прим. 31 к «Тимею». Диалог «Критий» непосредственно примыкает к «Тимею». Здесь те же действующие лица: Сократ, Критий, Тимей, Гермократ (см. о них вступительные замечания к «Тимею»); тема диалога, намеченная в кратком рассказе Крития о легендарной Атлантиде (Тимей 20d — 25е), здесь оказывается в центре беседы. Диалог обрывается на самом интересном месте, когда боги, собравшись вместе, решают судьбу народа Атлантиды, впавшего в нечестие, и Зевс обращается к небожителям со своим словом. Вполне возможно, что смерть помешала Платону завершить этот диалог. 1 Здесь имеется в виду тот демиург, который действовал в диалоге «Тимей».— 501. 2 Критий был известен как поэт. Фрагменты его элегий — у Дильса, т. I, гл. XXII. Собеседники Крития именуются (108d) зрителями в театре.— 502. 3 См.: т. 1, Кратил, прим. 86.— 501. 4 Пеон (или Пеан) — эпитет Аполлона, букв, «целитель».— 503. 6 См.: т. 1, Евтидем, прим. 17.— 503. 6 См.: Тимей, преамбула, с. 607, а также т. 1, Менексен, прим. 50.- 503. 7 Имеется в виду предание, о котором рассказывал в «Тимее» Критий (20d — 25е). О Геракловых столпах см.: Тимей, прим. 27.— 503. 8 См. также: Тимей 24е, 25d и прим. 32.— 503. 9 Как рассказывает Гомер (Ил. XV 185—195), сыновья Кроноса и Реи — Зевс, Аид и Посейдон — по жребию получили в удел соответственно небо, подземный мир и море, но «земля и высокий Олимп» остались для всех троих общими. То, что раздел произошел вопреки сказанному не так уж мирно, сообщает Эсхил (Прометей прикованный197—206).— 503. 10 Здесь Платон использует старинное гомеровское сравнение владыки, или вождя, с пастухом, пастырем народа. См., например, Ил. И 85, 243, 254, 772 и другие места. Платон нередко пользуется этим образом,— 504. 11 Порожденные землей — см. прим. 12, а также Тимей, прим. 25. Наша страна — Аттика. О Гефесте и Афине см.: т. 1, Протагор, прим. 33.— 504. « 12 Т. е. египетские жрецы, с которыми беседовал Солон и которые рассказали ему об Атлантиде (см.: Тимей 22а). Происхождение упоминаемых здесь древнейших аттических царей, согласно мифам, тесно связано с землей. Родоначальником аттической династии был Кекроп, рожденный землей, его наследником был также рожденный землей Кранай, далее — Эрихтоний, рожденный дочерью Краная Аттидой (по ее имени названа Аттика). Есть и другая версия этой генеалогии, по которой Аттида умерла до брака. Родоначальниками династии, согласно этой версии, были богиня земли Гея, Гефест и Афина, от которых произошел Эрихтоний. Потомками Эрихтония были аттические цари Эрехтей, Эгей и Тесей.— 504. 13Ср. слова Гесиода (Теогония 924—926), рисующего рождение богини из головы Зевса в полном вооружении, с доспехами. — 504. 14 О разделении на сословия в идеальном государстве см.: Государство II 369Ь—372а и др., о сословии воинов — II 373е—376е.— 505. 15 Истм — иначе Коринфский перешеек, соединяющий Среднюю Грецию с полуостровом Пелопоннесом. Киферон — горная цепь на севере Аттики. К востоку от Киферона — гора Парнеф (или Парнет). Оропия — местность на северном берегу Аттики, оспариваемая Беотией. Асоп — название нескольких рек в Греции. Здесь — река в Аттике, берущая начало в Беотии.— 505. 16 Зевс был богом не только ясного неба (о чем говорит этимология этого имени: др.-инд., dyauh — небо, dyauspita — «отец неба», ср. лат. Diespiter, Juppiter), но и дождей, туч, непогоды.— 506. 17 См.: Тимей, прим. 20.— 506. 18 Границы афинского акрополя, по этой легенде, очень значительны по сравнению с историческим акрополем. Реки Илисс и Эри- дан — это южная граница Афин; гора Ликабет — северо-восточная; Пникс — холм к востоку от акрополя. Исторический акрополь ограничен ареопагом и агорой (рыночной площадью).— 506. Так по Герману, который читает [eQ©v (священные предметы) вместо [eQecov (жрецы). Согласно Барнету: «...все то, что необходимо иметь воинам и жрецам».— 506. 20 В идеальном государстве Платона воины вообще не имеют частной собственности, кроме самого необходимого, никогда не касаются ни золота, ни серебра, храня в своей душе «золото» добродетели (Государство III 416de).— 506. 21 По поводу поэзии Солона см.: Тимей 21 b — d.— 507. 22 Деда Крития звали также Критием. Об их родословной см.: Тимей, прим. 12.— 507. 23 Стадий — мера длины = прибл. 193 м. Посейдон — повелитель морей, сын Зевса.— 507. 24 Возможно, по мифам, что Евенор и его жена родились из камней, брошенных Девкалионом и Пиррой (см. прим. 17). Имена первых обитателей Атлантиды нигде более не засвидетельствованы. Клейто, согласно мифу, стала женой морского бога Посейдона и родоначальницей населения Атлаптцды (см. ниже, 113de).— 508. 26 Кроме Атланта, сына Посейдона и Клейто, был титап Атлант, брат Прометея и отец Гесперид (Гесиод. Теогония 507—509; Од. I 52), 26 Ср.: т. 1, Кратил, прим. 15. Гадир — владыка области, занимавшей земли около Кадикса.— 508. 27 Все имена царей Атлантиды имеют определенное значение: Ев- мел — «богатый стадами», Евэмон — «пылкий», Амферей — «круглый», Мнесей — «мыслитель», Автохтон — «рожденный землей», Еласипп — «всадник» («погоняющий коней»), Мнестор — «жених», Азаэс — «знойный», Диапреп — «великолепный, славный».— 508. 28 См.: Тимей, прим. 29.— 508. 29 Орихалк — желтая медь. — 509. 30 Здесь Платон следует традиционному представлению о жизни людей золотого века, когда земля рождала сама все в изобилии, без вмешательства человека (ср.: Гесиод. Труды и дни 117 сл.).— 509. 31 Плетр — греч. мера длины = ‘ Д части стадия (т. е. около 32 метров). — 509. 32 См.: т, 1, Лахет, прим. 17.— 510. 33 А v г u Акротерии — скульптурный орнамент над углами фронтонов здания. — 511. 34 Характерно, что цари Атлантиды живут у Платона по предписаниям Посейдона, т. е. по законам божественным, не созданным людьми. В «Тимее» (24cd) развивается аналогичная мысль. — 513. 35 Зевс, согласно мифам, не раз налагал кару на род человеческий. Достаточно вспомнить Девкалионов потоп (см. Тимей, прим. 20), попытку Зевса уничтожить старый род людей и «насадить» новый (Эсхил. Прометей прикованный 231—233). Троянская война в сущности тоже есть следствие мольбы матери-Земли, Геи, к Зевсу покарать людей за их нечестие (см. Ил. I 5).—575. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Anthologia lyrica graeca/Ed. E. Diehl Vol. I —II. Lipsiae, Die Fragmente der Griechischen Historiker/Ed. F. Jacoby. T. 1. Leiden, 1957 Platonis dialogi/Ed. C. Hermann. Bd VI. Ed. stereot. Lipsiae, 1921 Comicorum graecorum fragmenta/Ed. Th. Kock. Vol. I — III. Lipsiae, 1880-1888 Procli Diadochi in Platonis rem publicam commentarii/ Ed. G. Kroll. Vol. I —II. Leipzig, 1899-1901 Tragicorum graecorum fragmenta/Rec. A. Nauck. Suppl. add. B. Snell. Hildesheim, 1964 Orphei hymni/Ed. G. Quandt. Berolini, 1955 Pindari carmina cum fragmentis/Post B. Snell ed. H. Maehler. Bd I —II. Leipzig, 1975—1987 Suidae lexicon graece et latine/Rec. G. Bernhardy. Halis et Brunsvigae, 1853 Stoicorum veterum fragmenta/Ed. Arnim. Vol. I —IV. Lipsiae, 1921 — 1924 Автолик 87 Автохтон (миф.) 508 Агамемнон (миф.) 148, 155, 157, 158, 304, 419 Аглайон 213 Адимант 79, 80, 122, 128—131, 133, 439, 141, 142, 145, 149, 152, 157, 159, 160, 163, 188, 191, 193-195, 197, 222, 266, 268, 271, 276, 281, 285, 328, 333, 334, 338, 339, 343, 348, 354, 360, 364, 372 Адрастея (миф.) 224 Азаэс (миф.) 508 Аид (миф.) 411 Алкиной (миф.) 413 Амасис 426 Аминандр 425, 426 Амферей (миф.) 508 Анаика (миф.) 415, 416, 420 Анахарсис 395 Аполлон (миф.) 148, 155, 157, 166, 176, 197 Ардией (миф.) 414, 415 Арес (миф.) 154 Аристон 79, 197 Аристоним 80 Арменнй (миф.) 413 Архилох 125 Асклепий (миф.) 173, 175, 176, 394 Асклепиады (миф.) 173, 176 Атланта (миф.) 419 Атлант (миф.) 508 Атриды (миф.) 157 Атропос (миф.) 416, 420 Афина (миф.) 143, 426, 504, 506 Афродита (миф.) 8, 154 Ахилл (миф.) 151, 155 Аякс (миф.) 246, 419 Биант 90 [5] Гадир (он же Евмел, миф.) 508 Гектор (миф.) 155 Гелиос (миф.) 426 Гера (миф.) 142, 146, 154, 443 Гераклит 278 Гермес (миф.) 440 Гермократ 423, 424, 430, 502, 503 Геродик 173 Гесиод 123, 141, 243, 247, 331, 396, 411, 425 Гефест (миф.) 71, 142, 152, 154, 428, 504, 506 Гея (миф.) 428, 443 Гиг (миф.) 411 Главк (миф.) 410 Главкон 79, 80, 92, 93, 104, 105, 116, 121-123, 128, 129, 134, 135, 137-139, 164, 168, 170, 174, 178, 180, 183, 186, 187, 198, 201, 204, 208, 216, 218, 222-224, 226, 227, 233, 234, 249, 253-255, 262, 288, 291, 295, 298, 301, 303, 307-309, 314-316, 318, 326, 327, 330, 333, 366, 369, 371, 375, 380, 383, 385, 387, 389, 392, 395, 399, 404, 406, 408, 410, 411, 417, 420 Гомер 72, 87, 123, 124, 141-143, 148, 150-153, 155, 157, 158, 162, 171, 215, 246, 282, 297, 330, 389, 393-396, 403-405, 411, 425 Горгий 67, 68 Дамон 166, 194 Девкалион (миф.) 426 Дедал (миф.) 313 Диапреп (миф.) 508 Диомед (миф.) 153, 273 Дионис (миф.) 71, 255 Дропид 425 Евенор (миф.) 507 Евмел (он же Гадир, миф.) 508 Еврипил (миф.) 173, 175 Еврипид 357 Евтидем 80 Евэмон (миф.) 508 Елена (миф.) 381 Зевс (миф.) 30, 143, 148, 154— 156, 354, 376, 405, 443, 506, 513, 515 Инах (миф.) 71 Немений 90 Каллий 16 Капанид (миф.) 153 Кекроп (миф.) 504 Кербер (миф.) 384 Кефал 79—84 Клейто (миф.) 508, 510 Клитофонт 80, 95 Клото (миф.) 416, 420 Крез (миф.) 355 Креофил 395 Критий 423 -425, 431, 501-503 Критий (дед Крития) 425, 430 Кронос (миф.) 141, 443 Ксеркс 90 Лахесис (миф.) 416, 419 Левкиппа (миф.) 507 Леонтий 213 Лид (миф.) 119 Ликург 395 Лисаний 82 Лисий 80 Марсий (миф.) 166 Менелай (миф.) 175 Менетид (миф.) 150 Местор (миф.) 508 Мидас (миф.) 176 Мнемосина (миф.) 503 Мнесей (миф.) 508 Мойры (миф.) 416 Мом (миф.) 266 Музы (миф.) 78, 124, 180, 230, 265, 280, 330-332, 404, 479, 503 Мусей (миф.) 123, 124 Нейт (миф.) 426 Нереиды (миф.) 511 Никерат 79 Никий 79 Ниоба (миф.) 144, 426 Одиссей (миф.) 87, 419 Океан (миф.) 443 Орфей (миф.) 77, 124, 419 Паламед (миф.) 304 Пандар (миф.) 143, 175 Панопей(миф.) 419 Патрокл (миф.) 152, 155, 173 Пелей (миф.) 155 Пелопиды (миф.) 144 Пеон (миф.) 503 Пердикка 90 Периандр 90 Пиндар 83, 125, 176 Пирифой (миф.) 155 Пирра (миф.) 426 Питтак 90 Пифагор 395 Пифия (миф.) 237, 325 Полемарх 79, 80, 83—86, 88, 90, 91, 95, 197, 222, 328 Полидамант 93 Посейдон (миф.) 155, 507, 508, 510, 511, 513, 514 Продик 395 Прометей 13 Протагор 395 Протарх 7—78 Протей (миф.) 146 Рея (миф.) 443 Сарпедон (миф.) 152 Селена (миф.) 124 Симонид 83—85, 87, 88, 90 Сирены (миф.) 416 Скилла (миф.) 384 Сократ 7—83, 85, 86, 88, 90—96, 99-101, 104, 114, 116-118, 121-123, 125-127, 129, 131, 133-135, 164, 170, 176, 180, 188, 191, 194, 219, 220, 223, 224, 226, 244, 250, 253, 266, 272, 278, 287, 288, 311, 315, 326, 338, 371, 380, 396, 421 — 425, 430, 431, 433, 501, 502 Солон 321, 395, 425-428, 430, 431, 503, 504, 507 Софокл 81 Стесихор 381 Тевт (миф.) 15 Теламон (миф.) 419 Тесей (миф.) 155, 504 Тефия (миф.) 443 Тимей 421-425, 431, 433, 501 Уран (миф.) 141, 443 Фалес 395 фамирид (миф.) 419 фаэтон (миф.) 427 феаг 276 Фемида (миф.) 143 Фемистокл 81, 82 Феникс (миф.) 155 Ферсит (миф.) 419 [6] Фетида (миф.) 146, 148 Филеб 7-9, 12, 13, 15, 16, 20, 25, 27, 28, 49, 50, 52, 58, 68, 69, 74, 77 Фокилид 174 Форкий (миф.) 443 Фороней (миф.) 426 Фрасимах 80, 90—99, 101, 102— 106, 108-112, 114, 116, 117, 127, 128, 223, 279, 329, 386 Хармантид 80 Харонд 395 Химера (миф.) 384 Хирон (миф.) 155 Хрис (миф.) 157, 158 Эласиип (миф.) 508 Эней (миф.) 419 Эрифила (миф.) 385 Эр (миф.) 413—415, 417, 419, 420 Эрехтей (миф.) 504 Эрисихтон (миф.) 504 Эрихтоний (миф.) 504 Эрот (миф.) 362—364 Эсхил 121, 143у 148, 351 Аид (загробный мир) 82, 123, 126, 149, 303, 318, 390, 418 — представления поэтов об А. 149, 150 Антипод 468 Аристократия 221 — и олигархия 331, 332 — и тимократия 330 Арифметика — и счет 308 (см. Философия) Астрономия 311, 314, 431 — есть наука о вращении тел, имеющих глубину 312 — польза изучения а. 313 — и земледелие, мореплавание и военное дело 311 (см. Музыка) Бедпость 134 (см. Богатство) Безобразное (то aiaxQov) 76, 288 (см. Прекрасное) Безумие (сумасшествие) — и здравый ум 83, 84, 161 — и страдание и удовольствие 169 (см. также Неразумие, виды; см. Неистовство) Безупречность (xaXog xdyaftog) 168 Белое (белизна) 60, 67 — как качество 453 — и черное 473 и серое 379 — б. лишено всякой примеси 60 Беспредельное (бесконечность) — и страдание и удовольствие 46, 60 (см. Предел) Бессмертное — и смертное 379, 444 Благо (благое, блага, добро) (то dyaflov) 17-20, 27, 69-71, 75, 77, 78, 105, 262, 286, 324 * — есть приятное 9 — есть то, что всего ярче в бытии 299 — не есть существование 291 — определение 70, 142, 143, 290, 291, 494 — как награда от богов за благочестие 123 — как понимание того, что хорошо 286 — как радость, удовольствие, наслаждение 7, 9, 16; ср. 286, 287 — как разумение, мышление, память, правильное мнение и истинные суждения 7; ср. 10, 17 — как совершенство 18 — как цель становления 62 — б. само по себе 288, 289, 318 как образец для упорядочивания государства и частных лиц 325 — видение б. и восхождение к нему 300 — виды 116, 117, 128 — призрак 318 — сила 75 — высшее (величайшее) 75, 102, 104, 128 и философская натура 282 — естественное 74 — подлинное 128 и мнимое 287 — так называемое 270, 271, 275 (см. также Богатство, Красота) — чужое 99, 128 — подвластных 102, 104 — справедливости 105 — и бог 142—144 — и воспитание 195 — и душа 287 — и зло 9, 84, 85, 89, 142, 143, 255, 273, 287, 332, 406, 407 определение 406 отдельного гражданина и государства в целом 239, 240, 253 для государственного устройства 238, 250 — и прекрасное (красота) 63, 75, 117, 226, 315 — и разумение 316 и удовольствие 69, 70 • — и смешанная жизнь 71 — и Солнце 290—292 — и страдание 475 — б. от обладания состоянием 82 (см. Идея, Необходимость, Сущность) Благообразие (ешхлм-°а^т1) 383 — природа 168 — и гармония и ритм 168 — и уродство в искусстве и природе 167 Благополучие — см. Счастье Благочестие (благочестивое) 82, 123 — и неблагочестивое 260 Блаженство — см. Счастье Бог (богиня, боги) (#еод) 13, 21, 25, 75, 119, 127, 141, 142, 152, 155, 184, 186, 247, 303, 390, 426, 428, 431-433, 447, 449, 450, 474, 477-484, 487, 497, 498, 500, 503, 504, 514, 515 — есть высшее благо (б. благ по существу) 142—144, 434 — есть наставник всех людей 197 — есть нечто простое, правдивое и неизменное 147 — не есть причина всего, а только хорошего 143 — определение 30, 34, 76, 111, 123, 125, 126, 144-147, 411, 412, 427, 433, 434, 437-439, 475, 499, 503, 507 — как живые существа 442 — как избавители 126 — как создатель (творец) вещи как таковой 391, 392 — как устроитель Вселенной 433-435 — как царь 392 — дети 126, 176, 443, 507, 508 — родословная 126, 443 — рождение 501 — видимые и рожденные 443 — небесный (Солнце) 290 — умопостигаемый и чувственный 500 — и воздаяние 411 — и герои 141, 142 и гении 197 — и добродетель 124, 125, 412 — и жертвоприношения 83, 124-126 — и необходимость 460 — и стихии и число 456 — гимны богам 404 — б. в мифах и поэзии 141 — 144, 146, 148, 149,151, 152,154, 156 — б. на службе у людей 124 — законы относительно б. 144, 197 (см. также Демиург; см. Ум, Человек и др.) Богатство 83, 120, 191, 270, 275, 387, 515 — как зло 418 — и бедность 81, 82, 190, 417 — и рассудительность 341 (см. Добродетель, Олигархия) Богачи 358 — и бедняки 242 как два враждебных государства 192, 337 в олигархии 335—338, 341 — 343 — при демократии 353 становятся приверженцами олигархии 354 Болезнь (недуг) 24, 87, 173, 174, 407, 408, 488 — души (душевные) 493, 494 (см. также Неразумие) — тела причины и виды 488—493 — внутренняя 175 — священная 492 — смертельная 173 — и лекарства 496, 497 (см. Здоровье) Боль (аХуо?, Аджт]) — определение 238 — прекращение 377 (см. также Страдание) Большинство — см. Толпа Большое — и малое 11, 23, 24, 211, 260, 306, 307 Брак — в совершенном государстве 193, 235, 236, 283, 422, 423 как поощрение за доблесть 246 — священный 234 — б. по жеребьевке 235, 237, 423 Буква (буквы) 129 — гласные, безгласные и немые 15 — и звук 14, 15 — и чтение 168 Быстрое (быстрота) — и медленное (медленность) 211, 441 подлинные 312 Бытие (сущее, действительность) (то ov, то elvai, owia) — б. подлинно и тождественно по природе 67 — блаженство 310 — идея 265 — постижение 265 — природа 322 — роды 21 — свойства (a>s e/ei) 258 — созерцание 281 — тень 316 — более и менее действительное 379, 380 — вечное (вечно сущее и неизменяемое) 263, 310; ср. 13 — вечно тождественное 432 — подлинное (истинное) 69, 269, 308, 322, 396, 455 и знание 269 — чистое 302 п небытие (несуществующее) 257-261 и знание и незнание 257, 259 — первообраза 451 — п воспроизведение 393 — п время 264 — и знание 67 — н незримое наука о б. и н. 313 — и становление (возникновение) (yeveaig) 61, 62, 68, 70, 71, 303, 308, 432, 433 и пространство 456 — и существование (откпа) 291 — причастность бытию 380 — б. в целом 263 — б. для другого 61 — приближение к б. 296 (см. также Действительное; см. Благо, Наука, Философ и др.) Величина 29 — кажущаяся 47 — и расстояние 46 Вера (nicms) — как составная часть мнения 318 — как состояние души 294 (см. также Представление; см. Истина) Вероятность — см. Правдоподобие Верх — и низ и середина в природе 378, 468, 469 Вечность (aicov, г) ai6iog (pcai?) 279, 406 — в связи с мерой, умеренностью и своевременностью 76 (см. Время) Вещь (вещи) — суть подражания вечносу- щему, отпечатки по его образцам 453 — определение 260, 289 — достоинства 113, 114, 397, 398 — назначение (предназначение) (epyov) 112—114 — истинные 313 — и ее подобие 256 — каждая в. имеет свойственное ей зло и болезпь 407 (см. Идея) Вид (виды) (el6og, i6ea) 144, 227, 228, 255 — незримый, бесформенный и всевосприемлющий 454 — вещей 391 — зримого и умопостигаемого 292 — и имя 390 — и род 257 (см. также Идея) Видимость (кажимость) (то qxu- vopevov, то fioxeiv) 125, 127, 391, 396 — правильная 47 Вкус 471, 472 Власть (власти) 94—96, 100, 102, 104, 120 — государственная 122 — единоличная 366 — наследственная и царская 328 — несправедливости 101 — и благо подвластных 102 — и сила 93, 98 — повиновение в. 94, 95 — борьба за в. 301, 302 — в. над детьми 386 Влечение (вожделение, желание, страсть) (IniOopla) 35—37, 200-203, 210, 264, 347-349, 362-366, 373, 381, 483, 497 — определение 36 — власть 81 — виды 495 — детородное 499 — женское 499 — лучшие и худшие (хорошие и дурные) 340, 349, 360 — любовные 346 и тиранические 382 — необходимые и не необходимые 345, 346, 348, 361 — противозаконные 361 относятся к не необходимым 360 пробуждаются во время сна 360, 361; ср. 364, 366 — ужаснейшие 363 — царственные и упорядоченные 382 — и воспитание 346 — и тело 45, 46 — и удовольствие 51, 381 — в. к наживе и расточительству 345 (см. Голод) Вода (влага) 28, 426, 427, 435, 445, 446, 449, 451, 472, 474, 479, 480, 482-484, 490, 491, 493, 500 — есть увлажняющая часть природы 454 — роды (виды) жидкий и плавкий (плавкие жидкости) 463, 464 соки 464, 465, 471, 472 — и другие вещества 452 (см. Стихии, Тела, видимые) Вожделение — см. Влечение Воздаяние (кара) 411—414 — посмертное (загробное) 82, 123-125, 414 — в. за добродетель 406 — в. за самоубийство 414 Воздействия (лаОтща) — ощущаемые и неощущаемые 469, 470 Воздух 28, 435, 445, 449, 451, 469, 470, 472, 473, 479, 482-486, 489-491, 493, 500 — роды см. Эфир (см. Вода, Земля, Тела, видимые) Вознаграждение 117 (см. также Деньги; см. Почет, Оплата, Стражи) Возникновение ( yeveoig, то yi- yveaOcn ) 25, 26 — и уничтожение (гибель) И, 12, 63, 71, 263, 291 (см. также Становление; см. Вода, Космос) Воин (военный) 87, 163, 513 (см. также Страж) Война (войны) 85, 191, 232, 235, 244, 245, 322, 332, 365, 413, 423-425, 428, 502, 504, 513, 514 — есть главный источник частных и общественных бед 135 — причина 135 — междоусобные (внутренние) 301 — эллинов 249 — и Гомер 394, 395 — и налоги 356 — и раздор 248, 249 / pw Twno п\ Войско 110, 136, 254, 342, 505 — наемное 365 Воображение (pipriaig) — поэтическое возбуждает влечения души 404 Воспитание (лсибеСа, тдо<рг|) 168, 169, 193, 195, 203, 221, 223, 242, 271, 272, 276, 319, 340 — божественное 272 — гимнастическое и мусическое 139,140, 170,171,178, 201, 303 — плохое и постыдное 172 — правильное 447 — превосходное 431 — большинства 272 — стражей (правителей) 139, 148, 167, 168, 186, 231, 319, 320-325, 422 — и Гомер 394, 395, 404 — и добродетель 178, 272 — и душа 215, 216, 493, 494 и тело 139, 140 — и законы 201 — и мифы 140—144, 148, 149 — и мужество 200 — и обучение 193 — образцы 181 — в. в совершенном государстве 327 Воспоминание 19 — определение 35 (см. Память) Восприемница — и кормилица всякого рождения 452; ср. 454; ср. 496 — определение 456 (ср. Природа, нриемлющая все тела) Восхождение (подъем) (enavo- бод, avapaaig) — в область умопостигаемого — к благу 300 — до истинного бытия 322 (см. Душа) Врач (врачи) 85, 96—98, 102, 108, 120, 135, 172, 173, 176, 228, 234, 268, 352, 394, 490
|
|||
|