Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 42 страница



Среди гостей находится софист Фрасимах из Халкедона, человек в обращении упрямый и самоуверенный, однако ценимый поздними авторами за «ясный, тонкий, находчивый» ум, за умение «говорить то, что он хочет, и кратко и очень пространно» (85 В 13 Diels). Фрасимах этот, профессией которого считалась мудрость (там же, В 8), покончил жизнь самоубийством, повесившись (там же, В 7).

При обсуждении важных общественных проблем присутствуют молча, не принимая участия в разговоре, Лисий и Евтидем — третий сын Кефала (последний не имеет ничего общего с софистом Евтиде- мом), а также Никерат, сын известного полководца Никия, софист Хармантид из Пеании и юный ученик Фрасимаха. Что касается Клито- фонта, сына Аристонима, софирта и приверженца Фрасимаха, то в перечне действующих лиц диалога он не значится, хотя кроме указа­ния на его присутствие в доме Кефала (I 328Ь) он несколько раз подает реплику Полемарху (I 340а — с).

Излагаемые Сократом идеи находят постоянную оппозицию со стороны Фрасимаха, в споре с которым как с софистом (ср. «Прота­гор», «Гиппий больший», «Горгий») яснее вырисовывается и оттачи­вается истина Сократа.

Диалог «Государство» публикуется здесь в переводе, принадлежа­щем А. Н. Егунову. Текст заново сверен И. И. Маханьковым.

КНИГА ПЕРВАЯ

1 Имеется в виду шествие на празднестве фракийской богини Бендиды, которая отождествлялась с греч. Артемидой. В Пирее были святилища этой богини (см.: Ксенофонт. Греческая история/Пер. С. Лурье. Л., 1935. II 4, И).- 79.

2 Конный пробег с факелами обычно посвящался Прометею и Афине как богам, связанным с огнем, ремеслами и науками. — 80.

* О Полемархе см. выше, с. 565.— 80.

4 Приносящие жертву надевали на голову венок. — 80.

6 О двух путях — к пороку и добродетели см. у Гесиода (Труды и дни 288—290):

Путь не тяжелый ко злу, обитает оно недалеко.

Но добродетель от нас отделили бессмертные боги

Тягостным потом: крута, высока и длинна к ней дорога...

Пер. В. В. Вересаева. — 80.

6 У Гомера (Ил. XXIV 487) отец Ахилла «стоит на пороге старо­сти скорбной».— 80.

7 Схоласт приводит здесь пословицу: «Галка садится рядом с галкой». Однако к данному тексту ближе другая: «Сверстник радует сверстника, старик — старика» (ср.: т. 2, Федр 240с).— 81.

8 Софокл (ок. 496—406), великий греческий драматург, с боль­шим трагизмом изобразил старого, слепого, одинокого царя Эдипа («Эдип в Колоне»). Однако поэт замечал, что «старости нет у мудре­цов — тех, кому присущ ум, вскормленный божественным днем [юности]» (fr. 864 N.— Sn.).— 81.

9 О Фемистокле см.: т. 1, Феаг, прим. 19. Сериф, о-в Кикладского архипелага, из-за своей незначительности и бедности жителей был предметом насмешек зажиточных греков. Разговор Фемистокла и жи­теля Серифа помещен также у Плутарха в «Сравнительных жизнеопи­саниях» (т. 1, Фемистокл XVIII).— 82.

10 Fr. 214 Snell — Maehler. О Пиндаре см.: т. 1, Горгий, прим. 35.- 83.

11 О поэте Симониде Кеосском см.: т. 1, Протагор, прим. 24.— 83.

12 Полемарх — наследник имущества Кефала как его старший сын, и он — преемник в его разговоре с Сократом.— 84.

Кефал, задав тон своим определением справедливости, с кото­рым не согласен Сократ, удаляется и больше в диалоге не участвует.— 84.

14 О справедливости как воздаянии добра друзьям и зла врагам см.: т. 1, Менон 71е. Эта традиционная этическая норма вызывала постоянный протест Сократа. Ср.: т. 1, Критон, прим. И; Горгий, прим. 31.— 84.

15 Од. XIX 395-398:

...и был он великий

Клятвопреступник и вор. Гермес даровал ему это.

Бедра ягнят и козлят, приятные богу, сжигал он,

И Автолику Гермес был и спутник в делах, и помощник.

Пер. В. В. Вересаева.—87.

16 Имеются в виду семь мудрецов. См.: т. 1, Гиппий больший, прим. 2.— 90.

17 Периандр, сын Кипсела,— тиран Коринфа, прославленный своей государственной деятельностью и умом. Его причисляли к семи мудрецам, хотя Геродот (III 48—53; V 92) и рисует его жестоким, властным и неумолимым человеком. Возможно, что Периандр-мудрец не имеет ничего общего с этим тираном. Во всяком случае уже антич­ность сомневалась в мудрости сына Кипсела (см.: Диоген Лаэрций I 7, 97). Платон не считает его мудрецом (см.: т. 1, Протагор 343а, прим. 57; см. также: т. 1, Феаг, прим. 12). Пердикка II — македонский царь, отец известного Архелая (см.: т. 1, Феаг, прим. 13). О Ксерксе см.: т. 1, Алкивиад I, прим. 5; об Исмении — т. 1, Менон, прим. 32.— 90.

18 Сардонический, или «сарданский», смех, как пишет схолиаст «Илиады» (XV 102),— это «когда кто-нибудь смеется не по внутрен­нему настроению». Связь этого названия с о-вом Сардиния объясняет Павсаний (X 17, 13), пишущий о ядовитой зелени о-ва Сардиния, вызывающей предсмертные конвульсии в виде смеха. См. также схо­лии к данному месту. Все тексты о сардоническом смехе подобраны и переведены А. Ф. Лосевым (Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 136—139) .—91.

19 Замечательная характеристика иронии Сократа дана в речи Алкивиада в «Пире» (215а — 216а, 221d — 222b). См. также: т. 1, Апология Сократа, прим. 24.—91.

20 Ср.: т. 1, Апология Сократа, прим. 9.—92.

21 О справедливости как праве сильного рассуждает софист Калликл в диалоге «Горгий». См.: т. 1, Горгий 485а — 492с и прим. 32.-93.

22 Схолиаст пишет: «Полидамант из Скотуссы, в Фессалии, зна­менитый, самый сильный пятиборец, который, находясь в Персии, у царя Оха, убивал львов и, вооружившись, сражался обнаженным» (р. 333 Hermann).— 93.

23 Софист Клитофопт иронизирует здесь над своим противни­ком.— 95.

24 Схолиаст отмечает, что эта пословица употребляется (довольно редко в классическом языке) в отношении тех, кто пытается взять на себя нечто невозможное (р. 334 Hermann).— 97.

25 Единодушие (opovoia) и дружба (cpiAta) были возведены в принцип справедливой государственной власти с развитием новых, космополитических, а не узкополисных идей растущего эллинистиче­ского общества. Еще у Ксенофонта Сократ в беседе с софистом Гип- пием говорит: «Единодушие граждан, по общему мнению, есть вели­чайшее благо для государства... везде в Элладе есть закон, чтобы граждане давали клятву жить в единодушии, и везде эту клятву дают» (Воспоминания... IV 4, 16). Часто оперируют этим термином ораторы Исократ (Panegyr. 3, 104; Panath. 42, 77, 217, 225, 226, 258; Philipp. 16, 40, 141; Nicole. 41; Areop. 69 // Isocrajis orationes/Ed. G. Benseler — F.Blass. Vol. I — II. Lipsiae, 1913—1927) и Демосфен (I 5; IX 38; XVIII 246; XX 12, 110; XXII 77; XXIV 185; XXV 89 // Demosthenis oratio- nes/Rec. G. Dindorf. Ed. 4 cur. F. Blass. Vol. I —III. Lipsiae, 1885— 1889).

Аристотель в «Никомаховой этике» отличает единодушие, или единомыслие, от дружбы, которой он посвятил восьмую книгу. Едино­мыслие понимается Аристотелем не в плане личном, как простое совпадение мнений, а как категория социальная и этическая. В связи с этим Аристотель пишет: «Тс государства мы назовем единомыслящи­ми, которые имеют одипаковые воззрения на то, что полезно, и, стремясь к полезному, осуществляют его сообща». «Единомыслие есть политическая дружба», и она существует «между нравственными людьми», воля которых «направлена на полезное и на справедливое» и которые «к этой цели стремятся сообща». Единомыслия не может быть у дурных людей, так как они везде, где чуют наживу, стремятся к излишней выгоде и «польза общества» их пе касается (IX 6, 1167а 22—Ы5). Идее единодушия посвятил три речи (38—40) блестящий оратор и деятель греческого Возрождения (I —II вв. н. э.) Дион Хризо­стом.— 111.

26 См. прим. 1.— 114.

27 Платоновское сравнение любознательного человека с лакомкой получило развитие и детализацию у историка Полибия, III — II вв. (Ill 57, 7—9), у Юлиана, IV в. н. э. (II 69с//Juliani Imperatoris quae supersunt... / Rec. F. C. Hertlein. Bd 1—2. Lipsiae, 1875—1876), у рито­ра Фемистия, IV в. н. э. (XVIII 220 // Themistii Orationes / Ed. G. Downey, A. Norman. I —III. Leipzig, 1965—1974) и у других авто­ров.— 115.

КНИГА ВТОРАЯ

1 О платоновском понимании полезного и его отличии от при­годного см.: т. 1, Гиппий больший, прим. 31.— 116.

2 Идея общественного договора, основанного на взаимном согла­сии людей, а не обусловленного природой, была широко распростране­на в античности у досократиков — атомистов и софистов. Согласно этой теории, всякое законодательство — продукт искусства, все боги «существуют не по природе, а вследствие искусства и в силу некото­рых законов», прекрасным же «по природе является одно, а по зако­ну — другое», «справедливого же вовсе нет по природе» (т. 4, Законы X 889е - 890а).- 118.

3 Платоновский Лид, по Геродоту,— сын Атиса, эпоним лидийцев (17). Геродот рассказывает также о царе Гиге, сыне Даскила (VII в.), в бытность копьеносцем убившем Кандавла, своего господина, прави­теля Лидии, и завладевшем его богатством, женой и царством (I 8— 15). Платон упоминает кольцо Гига в кн. X «Государства» (612Ь): оно делало человека невидимым, как шлем Аида у Гомера (Ил. V 845). Волшебное кольцо Гига и шапка Аида фигурируют также у Лукиана (Дважды обвиненный 21 // Лукиан. Собр. соч. / Пер. под ред. Б. Л. Богаевского. Т. 1 — 2. М.; Л., 1935. Т. 2). О «многозлатом Гигесе» знал Архилох (fr. 22 Diehl). Вполне возможно, что Платон здесь, как это у него часто бывает, сам творит миф, придавая ему глубокий нрав­ственный смысл. —119.

4 См.: Эсхил. Семеро против Фив 592 (о прорицателе Амфиарае, одном из семерых вождей, идущих на Фивы).— 121.

5 Эсхил. Семеро против Фив 593, 594 (также об Амфиарае).—

121.

6 Поговорка эта восходит к Гомеру, у которого поток Скамандр (Ксанф) зовет на помощь своего брата Симоента, чтобы одолеть Ахил­ла: «Милый мой брат! Хоть вдвоем обуздаем неистовство мужа!» (Ил. XXI 308, пер. В. В. Вересаева).— 122.

7 Труды и дни 233, 234.— 123.

8 Од. XIX 109—из:— 123.

9 Мусей (см.: т. 1, Ион, прим. 23) и его сын (а может быть, и отец) Евмолп — мифические певцы. В именах этих певцов яспо чувствуется персонификация одного из видов искусств — пения. Здесь явная насмешка над некоторыми аспектами орфических представлений о за­гробной жизни. Ср. у Плутарха (Comp. Cim. et Lucull. 1).— 123.

10 По преданию, данаиды, убившие своих мужей, были осуждены вечно лить воду в бездонпые амфоры (ср. намек на это у Горация: Оды Ш И, 22-24).- 123.

11 У Солона читаем: «...много дурных людей обогащается, а хоро- щих — страдает» (fr. 4, 9 Diehl). Феогнид восклицает (377—380):

Как же, Кронид, допускает душа твоя, чтоб нечестивцы

Участь имели одну с теми, кто правду блюдет?

Чтобы равны тебе были разумный душой и надмепиый,

В несправедливых делах жизнь проводящий свою? — 124.

12 Ср.: т. 4, Законы XII 933а — о вреде, который люди наносят «при помощи ворожбы, зачаровывающих песен и так называемых пут».— 124.

13 Гесиод. Работы и дни 287—290.— 124.

14 Ил. IX 497 — 501. Это слова старца Феникса, обращенные к Ахиллу, остававшемуся неумолимым в ответ па просьбы ахейских послов.— 124.

15 Здесь имеются в виду орфики и их таинства. См.: т. 1, Горгий, прим. 80. О Мусее и Орфее см.: т. 1, Ион, прим. И и 23. Первые упоми­нания об Орфее относятся к VI в. У Ивика (fr. 27 Diehl): «славно именитый Орфей». Пиндар (Pyth. IV 176 Snell — Machler) называет его «прославленным отцом песеп». Геродот (II 81) знает об орфиче­ских таинствах наряду с пифагорейскими и вакхическими. Родина Орфея — фессалийская Пиерия у Олимпа, где, согласно мифам, оби­тали Музы (см.: т. 2, Федр, прим. 50). По другой версии, он родился во Фракии от музы Каллиопы и царя Эагра. Аристотель (fr. 9 // Aristote- lis fragmenta / Ed. V.Rose. Lipsiae, 1886) прямо отрицал существова­ние поэта Орфея, в то время как софист Гиппий считал его предшест­венником Гомера и Гесиода (86 В 6 Diels). Орфею приписывали теого- ническую поэму в 24 песни, так называемые «Священные слова»; отрывки из этой поэмы помещены в известном издаппи Керна. Его сборник «Орфические гимны» содержит гимны, начиная с VI в., кон­чая первыми веками н. э.— 125.

16 Fr. 213 Sneel - Maehler.- 125.

17 Эти слова принадлежат поэту Симониду Кеосскому (fr. 55 Di­ehl). См. также: т. 1, Протагор, прим. 24.— 125.

18 Архилоху (см.: т. 1, Ион, прим. 7) принадлежат две стихотвор­ные басни — о лисице и обезьяне (см.: fr. 81, а также fr. 88—95 Diehl), в которых подразумеваются личпые отношепия Архилоха и Ликамба, отца его возлюбленной Необулы, вероломно обманувшего поэта. Обе басни известий в пересказе Эзопа (I 1, 14 // Corpus fabularum Aesopi- carum I 1/Ed. A. Hausrath. Lipsiae, 1957; см. также: Басни Эзо­па / Пер., статья и комм. М. Л. Гаспарова. М., 1968).— 125.

19 См. также: т. 1, Кратил 396 cd.— 126.

20 См. выше, 364е.— 126.

21 Крупнейшие государства: имеются в виду Афины, особенно чтившие элевсинские мистерии; дети богов — Мусей и Орфей (см.: т. 1, Ион, прим. 11 и 23).— 126.

22 Смысл этого стиха: Главкон и Адимант — дети Аристона, буквально «лучшего человека», и отличаются в споре так же, как в сражении под Мегарой (409 или 405 г.), о чем и написал некий по­клонник Главкона (по одной из догадок это, может быть, Критий, хотя

в дошедших до нас его элегических фрагментах таких строк нет).—

128.

23 Возникновение государства в связи с необходимостью удовлет­ворить потребности человека рассматривается Платоном также в «За­конах», где исторический план повествования перемежается леген­дами о катастрофах, потопах, завоеваниях, замедливших развитие человечества, но вместе с тем способствовавших объединению людей в общества с установленными законами (III 676а—682е).

Аристотель в «Политике» критикует Платона и Сократа за то, что их государство основано на объединении классов ремесленников и зем­ледельцев, удовлетворяющих нужды общества. Аристотель утвержда­ет, что «все эти классы, по мнению Сократа, заполняют собою «первое» государство, как будто вечное государство образуется лишь ради удов­летворения насущных потребностей, а не имеет предпочтительно своею целью достижение прекрасного существования» (Политика IV 3, 12, 1291а 10—19). Совершенно очевидно, что Аристотель напрасно сетует здесь на Платона, так как Платон разделяет причину возникно­вения государства и цель, для которой оно создано. Вряд ли Платон отрицал «прекрасное существование» (конечно, понимаемое как вы­сшее благо, а не чисто прагматически и утилитарно) в качестве цели государства. Об аристотелевской теории государства в связи с Плато­ном см. Weil R. Aristote et l’histoire. Essai sur la Politique. Paris, 1960. P. 327-339.- 130.

24 Если еще у Гомера «люди несходны, те любят одно, а другие — другое» (Од. XIV 228), то у Ксенофонта Сократ не только подтвер­ждает отличие людей «по природе», но и отмечает их значительный прогресс благодаря упражнению «в той области, в которой хотят стать известной величиной» (Воспоминания... III 9, 3).— 131.

25 Это можно понимать в прямом смысле (ср.: Законы 823Ь — об охоте на разных зверей и птиц, а также об охоте на людей во время войны) либо в переносном, как в диалоге «Софист», где дается опреде­ление софиста в виде рыболова, поддевающего своих собеседников на крючок ложной мудрости (221de). Сам Сократ, по Ксенофонту, тоже считает себя опытным в «охоте за людьми» и советует Критобулу «быть хорошим человеком» и «ловить нравственных людей» (Воспо­минания... II 6, 28—29).— 135.

26 О двух типах воспитания см.: т. 1, Критон 50de и прим. 13.—

139.

27 Критику Гомера и Гесиода мы находим уже у досократиков. Особенно был известен в этом отношении элеат Ксенофан Колофон- ский, «порицавший обманщика Гомера» и считавший, что «одинаково нечестиво поступают как те, которые утверждают, что боги родились, так и те, кто говорит, что боги умерли» (А 1, И Diels). По словам Ксенофана, Гомер и Гесиод «весьма много беззаконных дел рассказали о богах: воровство, прелюбодеяния и взаимный обман» (В 12 Diels). В своей известной 1-й элегии он утверждал, что «не должно воспевать сражений титанов, гигантов и кентавров — вымысел прежних времен» (В 1 Diels).- 141.

28 Здесь имеется в виду узкий круг посвященных в мистерии, быть может в элевсипские, на которых приносили в жертвупоросенка. История оскопления Урана Проносом и низвержения Кроноса в Тар- тар его сыном Зевсом красочно описана у Гесиода (Теогония 154—210, 452 — 505). Этот миф причислялся Ксенофаном к «беззакониям» Геси­ода 12 Diels).— 141.

О битве титанов с олимпийцами см. у Гесиода (Теогония 674-735); о битве богов - у Гомера (Ил. XX 1-75; XXI 385-514). Что касается намека, о котором здесь идет речь, то, видимо, имеются

31 В этой строке неизвестного происхождения содержится мысль, близкая Гесиоду и Пиндару. У Гесиода читаем о богах, что «в руке их кончина людей, и дурных и хороших». У Пиндара — что «Зевс уделяет и то и другое, Зевс — владыка всего» (Istbm. V 52 Snell — Maehler).— 143.

32

 

О нарушении клятв Пандаром и его коварном выстреле см.: Гомер. Ил. IV 68-126.- 143.

i3 Решение Зевса уничтожить по просьбе матери-Земли человече­ский род в Троянской войне (отзвук этого мы находим в Ил. I 5) было принято им совместно с Фемидой (см. Procli chrestomat., р. 102, 13 Al­len), бывшей некогда (по словам Пиндара) «древней супругой Зевса», «благосоветной», «небесной» (fr. 30 Snell — Maehler).— 143.

34 Стихи из трагедии «Ниоба» (см. прим. 35): fr. 156 N.— Sn.—

143.

35 Ниоба, гордившаяся своими многочисленными сыновьями и до­черьми, потеряла их из-за зависти богов Аполлона и Артемиды, убивших всех ее детей (Овидий. Метаморфозы VI 146—312). Пелопи­ды — потомки царя Пелопа (Пелопса), испытавшие на себе проклятие Зевса и вероломно убитого Пелопом возничего Миртила (см.: т. 1, Менексен, прим. 45). История Пелопидов, или Атридов (Атрей — сын Пелопа), стала предметом многих греческих трагедий (Эсхил — «Оре- стея»; Софокл — «Электра»; Еврипид — «Электра», «Орест» идр.).—

144.

36 Гомер. Од. XIII 485 сл.— 146.

37 О Протее см.: т. 1, Евтидем, прим. 35. Фетида — дочь Нерея, морская богиня, супруга смертного героя Пелея и мать Ахилла. Она, как и Протей, была наделена даром бесконечных превращений (по­добно самому морю — родной стихии обоих богов).— 146.

38 Схолиаст к «Лягушкам» Аристофана (ст. 1344) относит эти стихи к одной из драм Эсхила (fr. 168 N.— Sn.). Дочь Инаха Ио, воз­любленная Зевса, была жрицей Геры.— 146.

39 Относительное представление об истине и лжи было широко распространено в Греции. У Геродота прямо говорится: «Где ложь нужна, там следует лгать. Ведь цель правды и лжи одна и та же. Одни лгут в расчете убедить ложью и извлечь из того пользу, другие говорят правду для того, чтобы правдивостью добыть корысть и внушить к себе больше доверия; таким образом, в обоих случаях мы преследуем одну и ту же цель, хотя и различными средствами» (III 72). Софокл гово­рит: «Нехорошо лгать, но когда правда ведет к страшной гибели, то извинительно и нехорошее» (fr. 326 N.— Sn.). У Аристотеля рассуж­дения на эту тему читаем в «Никомаховой этике» (IV 13, 1127а 28—1127b 17).- 147.

40 Зевс послал Агамемнону обманный сон, желая испытать твер­дость ахейского войска (Ил. II 1—41).— 148.

41 Согласно преданию, Аполлон играл па форминге во время свадьбы Пелея и Фетиды, будучи вместе с тем, по словам Геры, «всегда вероломным» (Гомер. Ил. XXIV 62 сл.). Здесь цитируется фр. 350 (N.— Sn.) из неустановленной трагедии Эсхила.— 148.

КНИГА ТРЕТЬЯ

1 Царство смерти не должно, по Платону, пугать мужественных воинов, так как умирать, сражаясь qa родину в первых рядах бойцов,

почетно и прекрасно; об этом пнсал еще поэт Тиртей (6, 7 Diehl).— 149.

2 Гомер. Од. XI 489—491. С этими словами тень Ахилла обраща­ется к Одиссею, спустившемуся в царство мертвых.— 149.

3 Гомер. Ил. XX 64 сл. — 149.

4 Ил. XXIII 103 сл. Эти слова принадлежат Ахиллу, не сумев­шему удержать явившуюся к нему ночью тень своего погибшего друга Патрокла.— 149.

5 Од. X 49. В Аиде способность мыслить оставлена только фиван­скому прорицателю Тиресию. Остальные души лишены разума и памя­ти.— 150.

 

XVIII 23-27).- 151.

11 Ил. XXII 413 сл. Троянский царь Приам, отец Гектора, просил сограждан отпустить его к Ахиллу, чтобы умолить того прекратить надругательство над телом убитого сына.— 151.

Г2 Ил. XVIII 54. Эти слова произносит мать Ахилла, морская богиня Фетида, вышедшая из моря со своими сестрами Нереидами, чтобы утешить сына, оплакивающего своего друга Патрокла.— 151.

13 Ил. XXII 168 сл. Зевс произносит эти слова, глядя на преследо­вание Ахиллом Гектора.— 151.

14 Ил. XVI 433 сл. Зевс горюет, предугадывая гибель своего сына Сарпедона от руки Патрокла. — 152.

15 Ил. I 599 сл. - 152.

16 О необходимости лжи, идущей на пользу государственному человеку, Платон говорит и далее, 414 с.— 153.

17 Гомер. Од. XVII 384 сл.- 153.

18 Ил. IV 412. Диомед обращается с этими словами к Сфенелу, несправедливо упрекающему царя Агамемнона во лжи.— 153.

9 Первая из этих строк — Ил. III 8, вторая — там же, IV 431.—

 

153.


видимо,по созвучию с мыслями поэта о «дароядных людях» и «царях- дароядцах» (Труды и дни 22, 263).- 154.

А 27 См.: Ил. IX 515-526.- 155.

28 См.: Ил. XIX 278-280, 175 сл.- 155.

29 Ил. XXII 15 сл.- 155.

30 См.: Ил. XXI 130-132, 211-226, 233-329 - поединок

Ахиллас богом реки Скамандром.— 155.

31 Ил. XXIII 140—151. Ахилл должен был посвятить свои волосы реке Сперхею, но вложил их в руки мертвого Патрокла, гибель кото­рого как бы предвещала его собственную. — 155.

32 См.: Ил. XXII 395-405; XXIII 175-183.- 155.

33 О Пелее см.: т. 1, Феаг, прим. И. Хирон — сын Кроноса и нимфы Филиры (Аполлодор I 2, 4), мудрый кентавр, воспитавший на горе Пелион многих героев.— 155.

34 Тесей (см.: т. 1, Критон, прим. 1) и его друг, царь лапифов Пирифой, пытались похитить супругу Аида, богиню царства мертвых Персефону. Хотя Платон называет Пирифоя сыном Зевса, но он сын царя Иксиона, тоже святотатца, пытавшегося, согласно преданию, овладеть супругой Зевса Герой (Руth. II 21—48 Snell — Maehler).— 155.

35 См.: II 379а - 380с.- 156.

36 Эсхил. Ниоба (fr. 162 N.— Sn.). Эти слова, видимо, принадле­жат Ниобе и относятся к ее отцу, сыну Зевса Танталу.— 156.

37 Здесь явно содержится отзвук слов Фрасимаха (см. выше, I 343а - 344а).- 156.

38 Сбкрат делит здесь всю поэзию на три рода, образцы которых он приводит в дальнейшем (394с): 1) повествование самого поэта, напри­мер дифирамб; 2) подражание поэта в трагедии и комедии и 3) эпиче­ский род, совместивший в себе рассказ и драматическую речь. Следует отметить, что классическая античность в любых видах искусства ви­дела преимущественно только разную степень мимесиса, т. е. подража­ния (ср.: Аристотель. Поэтика I 1447а 13—1447b 29, III 1448а 20—24). Но если Аристотель рассматривает все искусства как подражательные и уточняет лишь степень этой подражательности в разных видах искусства, то Платон, достаточно резко расходясь с Аристотелем, полагает, что истинное искусство вообще не может быть подражатель­ным. Такой настоящей поэзией Платон считает дифирамб (см. 394с), древний вид поэзии, который, по Платону, выражает безыскусное чувство.

О термине «мимесис» у досократиков см.: т. 1, Кратил, прим. 86. О двух типах подражания, создающих истинные образы и кажущиеся (подобия), см.: т. 2, Софист, прим. 16 и 18. Сводка новейших работ по теории мимесиса имеется в книге: Aristotle’s politics / Introd... by D. W. Lucas. Append. I. P. 258-272.- 157.

39 Ил. I 1—42. Вождь ахейцев Агамемнон навлекает на свое войско чуму, посланную Аполлоном за то, что Агамемнон оскорбил бога, отняв у жреца Хриса его дочь.— 157.

42 В «Илиаде» изображен ряд военных эпизодов последнего года осады Трои (Илиона). О-в Итака — родина Одиссея, героя поэмы «Одиссея».— 157.

43 Сократ нарочито прозаически пересказывает «Илиаду» (I 11 —

 

Ср. утверждение Сократа, противоположное этому, в «Пире» 2, Пир, прим. 99.— 160.


46 Стражи государства должны искусно владеть своим ремес­лом — охраной свободы, т. е. укреплением законов, по которым строго соблюдается сознательная иерархия подчинения одного сословия дру­гому.— 160.

47 См.: кн. II, прим. 35.— 160.

48 Ср. высказывание Гераклита о том, что «многознайство» «не научает уму» (В 40 Diels).— 163.

49 Об этической стороне гармонии (лада) и ритмов см. Филеб, прим. 14. Классические труды античных авторов по гармонии и ритму см. в изданиях: Aristoxenus von Tarent / Obers, u. erlaut. v. R. Westphal. Leipzig, 1883; Die harmonischen Fragmente des Aristox­enus, griechisch und deutsch / Hrsg v. P. Marquard. Berlin, 1868; Scriptores musici / Ed. C. Jan. Lipsiae, 1985; См. также: т. 1, Алкивиад I, прим. 13.— 165.

50 Тригон, букв, «треугольник»,— музыкальный щипковый ин­струмент, близкий к лире; издавал слишком нежные и мягкие звуки. Пептида — многострунная разновидность лиры лидийского происхож­дения. На ней играли без плектра, перебирая струны пальцами. Многострунные инструменты, по Платону, раздробляя единую гармо­нию на множество оттенков, способствуют как бы дроблению целостно­сти человека, развивая утонченность, изощренность и распущенность. На этом же основании из государства изгоняется флейта (см. ниже), известная своим многоголосием и обостренным, экстатическим звуча­нием, далеким от классической простоты.— 165.

81 Инструмент Аполлона — лира, а Марсия — флейта. Известен миф об их музыкальном состязании (см.: т. 1, Евтидем, прим. 29). Вэтом мифе — символическое противопоставление благородной сдер­жанности лиры и дикой страстности флейты, т. е. классической Греции и ее хтонических древних истоков.— 166.

52 В греческом стихосложении, основанном на пропорциональном чередовании долгих и кратких слогов, различали три главных типа ритмических форм: равные формы, где долгая часть стопы равна ее краткой части (2:2 — дактиль — кл кл; анапест ^ —; спондей — —); двойные формы, где долгая часть стопы вдвое длиннее, чем краткая (2:1 — ямб ^ —; трохей,или хорей, — ионики кл — —); полуторные формы, где долгая часть стопы в полтора раза длиннее краткой (3:2 — все четыре вида пэонов — кл w ку, w — ку w, w — ку, ку ку —; кретик — кл —; бакхий — — кл). Об этих ритмических формах, которые можно назвать также двудоль­ными, трехдольными и пятидольными, см. в кн.: Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика. М., 19601961.С. 94—104.Древние авторы подчеркивали обычно «важность», «торжественность», «величавость» дактило-спондея, образующего эпический гекзаметр; мягкость и пе­чальность элегического стиха; маршеобразный, бодрый характер анапеста; «ужас» и «страшность» трохея; «быстроту», «ярость», «неукротимость» ямба; расслабленность и размягченность иоников; «энтузиастичность» пэонов, связанную с культом фригийских кори- бантов и Великой матери богов Кибелы.

Под четырьмя звучаниями имеется в виду музыкальный тетра­хорд, состоящий из двух тонов и одного полутона, который заполняет один из интервалов в начале, середине или конце тетрахорда, создавая определенное чередование, т. е. гармонию, или лад — фригийский, лидийский, дорийский, ионийский (см.: т. 1, Лахет, прим. 22).— 166.

53 О Дамоне см.: т. 1, Алкивиад I, прим. 25.— 166.

Дактилическая стопа входит в эпический гексаметр, почему

здесь и объединяется с героическим размером (эноплием), который схолиаст «Облаков» Аристофана (651) отождествляет с кретиком, или



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.