Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 32 страница



Во-первых, каждому, разумеется, ясно, что огонь и земля, вода и воздух суть тела, а всякое тело имеет глубину. Между тем любая глубина по необходимости должна быть ограничена некоторыми поверхностями; притом всякая прямолинейная поверхность состоит из треугольников. Однако все вообще треугольники вос­ходят к двум, из которых каждый имеет по одному пря- d мому углу и по два острых, но при этом у одного по обе стороны от прямого угла лежат равные углы величи­ной в одну и ту же долю прямого угла, ограниченные равными сторонами, а у другого — неравные углы, огра­ниченные неравными сторонами. Здесь-то мы и полагаем начало огня и всех прочих тел, следуя в этом вероят­ности, соединенной с необходимостью; те же начала, что лежат еще ближе к истоку, ведает бог, а из людей разве что тот, кто друг богу.

Теперь должно сказать, каковы же те четыре рож­денных тела, прекраснейшие из всех, которые не подоб- о ны друг другу, однако способны, разрушаясь, друг в друга перерождаться. Если нам удастся попасть в точку, у нас в руках будет истина о рождении земли и огня, а равно и тех [стихий], что стоят между ними как средние члены пропорции. Тогда мы никому не усту­пили бы в том, что нет видимых тел более прекрасных, чем эти, притом каждое из них прекрасно в своем роде. Поэтому надо приложить старания к тому, чтобы при­вести в соответствие четыре отличающихся красотой рода тел и доказать, что мы достаточно уразумели их природу. Из двух названных раньше треугольников равнобедренный получил в удел одну природу, тогда 54 как неравнобедренный — бесчисленное их множество.

Из этого множества нам должно избрать наилучшее, если мы хотим приступить к делу надлежащим об­разом. Что ж, если кто-нибудь выберет и назовет нечто еще более прекрасное, предназначенное для того, чтобы создавать эти [четыре тела], мы подчинимся ему не как неприятелю, но как другу; нам же представляется, что между множеством треугольников есть один, прек­раснейший, ради которого мы оставим все прочие, а именно тот, который в соединении с подобным ему образует третий треугольник — равносторонний. Обос­новывать это было бы слишком долго (впрочем, если ь бы кто изобличил нас и доказал обратное, мы охотно признали бы его победителем). Итак, нам приходится отдать предпочтение двум треугольникам как таким, из

которых составлено тело огня и [трех] прочих тел: один из них равнобедренный, а другой таков, что в нем квадрат большей стороны в три раза больше квадрата меньшей.

Но мы обязаны более четко определить одну вещь, о которой прежде говорилось неясно. В самом деле, нам казалось, будто все четыре рода могут последовательно перерождаться друг в друга, но такая видимость была с неправильной. Ведь четыре рода действительно рож­даются из выбранных нами треугольников: три рода слагаются из одного и того же неравнобедренного тре­угольника и только четвертый род — из равнобедренно­го, а значит, не все роды могут разрешаться друг в друга и рождаться один из другого путем соединения большого количества малых [величин] в малое коли­чество больших, и обратно. Если это и возможно, то лишь для вышеназванных первых трех [родов], ведь коль скоро все они произошли из единой [основы], то при разрушении более крупных [тел] из их [частей] составится множество малых, принимающих свойствен­ные им очертания; и, напротив, если разъять много а малых [тел] на отдельные треугольники, они образуют единое количество однородной массы, из которой воз­никнет единое большое [тело] иного вида. Вот как об­стоит дело с их переходом друг в друга. Следующей нашей задачей будет изложить, какой вид имеет каждое тело и из сочетания каких чисел оно рождается.

Начнем с первого вида, состоящего из самых малых частей: его первоначало — треугольник, у которого гипотенуза вдвое длиннее меньшего катета. Если такие треугольники сложить, совмещая их гипотенузы, и по- о вторить такое действие трижды, притом так, чтобы меньшие катеты и гипотенузы сошлись в одной точке как в своем центре, то из шестикратного числа треуголь­ников будет рожден один, и он будет равносторонне^ Когда же четыре равносторонних треугольника окажут­ся соединенными в три двугранных угла, они образуют 55 один объемный угол, а именно такой, который занимает место вслед за самым тупым из плоских углов. Завершив построение четырех таких углов, мы получаем первый объемный вид, имеющий свойство делить всю описан­ную около него сферу на равные и подобные части.

Второй вид строится из таких же исходных треуголь­ников, соединившихся в восемь равносторонних тре­угольников и образующих каждый раз из четырех

плоских углов по одному объемному; когда таких объем­ных углов шесть, второе тело получает завершенность.

Третий вид образуется из сложения ста двадцати исходных треугольников и двенадцати объемных углов, каждый из которых охвачен пятью равносторонними ь треугольными плоскостями, так что все тело имеет два­дцать граней, являющих собой равносторонние тре­угольники.

На этом порождении и кончилась задача первого из первоначал. Но равнобедренный треугольник породил природу четвертого [вида], и притом так, что четыре треугольника, прямые углы которых встречались в од­ном центре, образовывали квадрат; а из сложения шести квадратов возникало восемь объемных углов, каждый из с которых гармонично охватывается тремя плоскими пря­мыми углами. Составившееся таким образом тело имело очертания куба, наделенного шестью квадратными плос­кими гранями. В запасе оставалось еще пятое много­гранное построение, его бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца.

Если бы теперь кто-нибудь, тщательно обдумывая все сказанное, задался вопросом, следует ли допустить бесчисленные космосы или ограниченное их число, ему пришлось бы заключить, что вывод относительно неогра­ниченности этого числа позволительно делать разве что а тому, кто сам очень ограничен, и притом в вопросах, которые следовало бы знать. Если, однако, поставить иной вопрос — существует ли один космос или их на самом деле пять, то здесь, естественно, причин для затруднения было бы куда больше. Что касается нас, то мы, согласно правдоподобным словам и указаниям бога, утверждаем, что существует один космос; но дру­гой, взглянув на вещи иначе, составит себе, пожалуй, иное мнение. Как бы то ни было, оставим этот вопрос и начнем разделять роды, только что рожденные в нашем слове, на огонь, землю, воду и воздух.

Земле мы, конечно, припишем вид куба, ведь из всех четырех родов наиболее неподвижна и пригодна в к образованию тел именно земля, а потому ей необхо­димо иметь самые устойчивые основания. Между тем не только из наших исходных треугольников равнобедрен­ный, если взять его как основание, по природе устойчи­вее неравностороннего, но и образующийся из сложения двух равнобедренных треугольников квадрат с необхо­димостью более устойчив, нежели равносторонний тре-

угольник, причем соотношение это сохраняет силу как 56 для частей, так и для целого. Значит, мы не нарушим правдоподобия, если назначим этот удел земле, а равно и в том случае, если наименее подвижный из остальных видов отведем воде, наиболее подвижный — огню, а средний — воздуху; далее, наименьшее тело — огню, наибольшее — воде, а среднее — воздуху, и, наконец, самое остроугольное тело — огню, следующее за ним — воздуху, а третье — воде. Но из всех вышеназванных тел наиболее подвижно по природе своей и по необходи­мости то, у которого наименьшее число оснований, ь ибо оно со всех сторон имеет наиболее режущие грани и колющие углы, а к тому же оно и самое легкое, коль скоро в его состав входит наименьшее число исход­ных частей. То тело, которое обладает такими же свойст­вами, но второго порядка, и место займет второе, а то, которое обладает третьим порядком этих свойств,— третье. Пусть же объемный образ пирамиды и будет, в согласии со справедливым рассуждением и с правдо­подобием, первоначалом и семенем огня; второе по рож­дению тело мы назовем воздухом, третье же — водой. Но при этом мы должны представить себе, что все эти [тела] до такой степени малы, что единичное [тело] с каждого из перечисленных родов по причине своей малости для нас невидимо, и лишь складывающиеся из их множеств массы бросаются нам в глаза 86. Что же касается их количественных соотношений, их движений и вообще их сил, то бог привел все это в правильную соразмерность, упорядочивая все тщательно и пропор­ционально, насколько это допускала позволившая себя переубедить природа необходимости.

Исходя из всего того, что было сказано выше об этих четырех родах, дело наиболее правдоподобно можно а описать следующим образом. Когда земля встречается с огнем и бывает рассеяна его остротой, она несется, распадаясь либо в самом огне, либо в толще воздуха или воды, если ей придется там оказаться, покуда ее частицы, повстречавшись друг с другом, не соединятся сызнова, чтобы она опять стала землей: ведь она не может принять иную форму. Напротив, вода, дробимая огнем или воздухом, позволяет образоваться одному телу огня и двум воздушным телам, равно как и осколки е одной рассеченной части воздуха могут породить из себя два тела огня. Но и наоборот, когда малая толика огня, оказавшись в больших толщах воздуха, воды или земли, подхватывается их движением, сокрушается в борьбе и дробится, два тела огня сплачиваются в единый вид воздуха; или когда воздух претерпевает насилие и раз­рушение, из двух его тел с половиной оказывается со­ставлен один цельный вид воды. И вот что еще нам нужно принять в расчет: когда какой-либо иной род, охваченный огнем, рассекается лезвиями его граней 57 и остриями его углов, этому роду достаточно принять природу огня, чтобы его дробление прекратилось, ибо никакой подобный и тождественный самому себе род не может ни понудить к изменениям такой же род, ни принять от него какие-либо изменения. Но до тех пор пока нечто, оказавшись слабее чего-то иного, ведет с этим иным неравную борьбу, оно продолжает разру­шаться. Поэтому, если немногочисленные и меньшие тела, окруженные многочисленными и большими, дро­бятся и уничтожаются ими и в то же время готовы ь соединиться в вид возобладавшего [тела], их уничто­жение прекратится, с тем чтобы либо из огня родился воздух, либо из воздуха — вода; но, если они сойдутся вместе и схватятся с каким-либо из остальных родов, они не перестанут разрушаться, пока не произойдет одно из двух: либо они, вконец теснимые и разрушаю­щиеся, спасутся бегством к тому, что им сродно, либо, уступив в борьбе, начнут сплачиваться воедино, уподоб­ляясь возобладавшему роду, и останутся вместе с ним 87.

Претерпевая это, все роды, без сомнения, меняются с местами, ибо, если их массы в силу движения Воспри­емницы распределяются в пространстве отдельно друг от друга, тогда то, что утратило собственное подобие и восприняло чужое, при каждом сотрясении отбрасыва­ется в область того, чему эти роды уподобились.

Таковы причины, определившие собой рождение тел беспримесных и первичных. Но если внутри этих [ос­новных] видов выявились еще дальнейшие родовые раз­личия, виной этому способ построения обоих исходных [треугольников]: дело в том, что последние первона- а чально являлись на свет не с единообразными для каж­дого рода размерами, но то меньшими, то более круп­ными, и разных по величине треугольников было ровно столько, сколько родов различается ныне внутри [основ­ных] видов. Сочетание их между собой и с другими тре­угольниками дало беспредельное многообразие, созерца­телем которого надлежит стать любому, кто вознаме­рится изречь о природе правдоподобное слово.

Что касается движения и покоя, точнее, того, как и при каких условиях они возникают, то, не придя здесь к согласию, мы встретим в дальнейшем нашем рассуж- е дении немало помех. Кое-какие замечания тут уже были сделаны, но сейчас нам необходимо добавить к сказанному вот что: внутри того, что однородно, движе­ния быть не может. Ведь трудно, вернее сказать, невоз­можно представить себе движимое без движущего или, напротив, движущее без движимого, а движение немыс­лимо без того и другого; между тем никак нельзя дви­жущему и движимому быть однородным. Итак, раз и навсегда отнесем покой к однородному, а движение — 58 к тому, что совсем не однородно. Причина же отклоне­ний — это неравенство; а как родилось это неравенство, мы уже описали 88. Остается необъясненным, почему тела, распределившись по родам, не прекращают взаи- мопересекающегося движения и перемещения? Скажем же и об этом. Дело в том, что круговращение Вселенной, включающее в себя эти роды, по причине своей закруг­ленности и природного стремления замкнуться на себе все сжимает и не позволяет ни одной части пространства остаться пустой. Огонь имеет наибольшую способность ь во все внедряться, воздух непосредственно за ним следует, ибо занимает второе место по тонкости своих частиц, и так далее; ведь то, что образовалось из са­мых крупных частиц, имеет в своем составе больше всего оставшегося между частями пустого места, а то, что возникло из самых мелких частиц,— мень­ше всего. Значит, когда происходит сжимание, мень­шие тела втискиваются в промежутки между больши­ми; и вот когда они оказываются рядом, так что мень­шие силятся расторгнуть связь между большими, а большие сводят воедино меньшие, происходит пере­мещение их всех либо вверх, либо вниз к своим местам, с Ведь каждое тело, меняя свою величину, меняет и свое местоположение. Таким-то образом и под действием таких-то причин обеспечивается беспрестанное воспро­изведение неоднородности, а уж она в свою очередь поддерживает и постоянно будет поддерживать вечное движение тел. /

Кроме того, должно принять во внимание, что суще­ствует много родов огня, из которых можно назвать пламя, затем истечение пламени, которое не жжет, но доставляет глазам свет, и, наконец, то, что после угаса- а ния пламени остается в тлеющих угольях. Так обстоит

дело и с воздухом, прозрачнейшая разновидность кото­рого зовется эфиром, а более мутная — туманом и мглой, притом существуют у него и безымянные виды, рожденные из неравенства [исходных] треугольников. Что касается воды, то она делится прежде всего на два рода: жидкий и плавкий. Первый жидок потому, что содержит в себе исходные тела воды, которые малы и притом имеют разную величину; благодаря своей неод­нородности и форме своих очертаний он легко приходит в движение как сам по себе, так и под воздействием иного. Напротив, второй род состоит из крупных и однородных тел; он устойчивее первого и тяжел, ибо в однородные частицы крепко сплачиваются между со­бою. Однако от вторжения огня и его разрушительного действия он теряет свою однородность, вследствие чего обретает большую причастность к движению; а раз став подвижной, эта вода под давлением окружающего воздуха распространяется по земле. Каждое из этих состояний получило свое имя: когда твердая масса раз­рушается, о ней говорят, что она плавится, а когда она затем расходится по земле — что она течет. Но если огонь снова извергнут наружу, он уходит, разумеется, 59 не в пустоту, а потому окружающий воздух оказывается сдавлен и сам давит на влажную и пока еще подвижную массу; последняя вынуждена заполнить промежутки, оставленные огнем, и плотно сосредоточиться в себе. Сдавленная таким образом, она сызнова становится однородной — ведь огонь, этот виновник неоднород­ности, ушел — и возвращается к самотождественному состоянию. Уход огня мы именуем охлаждением, а чтобы обозначить наступившее после него уплотнение, мы говорим, что масса отвердевает.

Среди всего того, чему только что было дано назва­ние плавких жидкостей, есть и то, что родилось из самых ь тонких и самых однородных частиц, а потому плотнее всего; эта единственная в своем роде разновидность, причастная блеску и желтизне,— самое высокочтимое из сокровищ, золото, которое застыло, просочась сквозь камень. У золота есть и производное: по причине своей плотности оно твердо и отливает чернотой, а наречено оно адамантом 89.

По свойствам своих частиц к золоту ближе всего [род], который, однако, имеет не одну разновидность, и притом он в некоторых местах плотнее золота; вдоба­вок он еще и тверже, ибо в нем есть небольшая примесь

о тонкой земли, но легче по причине больших промежут­ков в его недрах: это — один из составных родов блестя­щих и твердых вод, а именно медь. Когда содержащаяся в меди примесь земли под действием дряхления снова отделяется и выступает на свет, она именуется ржав­чиной.

Было бы не слишком сложным делом перебрать та­ким образом все прочие примеры этого рода, продолжая следовать идее правдоподобного сказания. Тот, кто отдыха ради отложит на время беседу о непреходящих вещах ради этого безобидного удовольствия — рассмат­ривать по законам правдоподобия происхождение [ве- а щей], обретет в этом скромную и разумную забаву на всю жизнь. Поскольку же мы сейчас предаемся именно такой забаве, остановимся по порядку еще на несколь­ких вероятностях.

Пока вода смешана с огнем, она тонка и текуча — а текучей она именуется как за свою подвижность, так и за то, что она как бы катится по земле; притом она еще и размягчена, ибо ее грани менее устойчивы, чем у ча­стиц земли, а значит, податливы. Но когда она покинута огнем и отделена от воздуха, она становится более одно- о родной и уплотняется под давлением вышедших из нее частиц огня. Если она претерпевает сильное уплотнение над землей, она становится градом, а если на земле — льдом. Если же давление слабее и она уплотняется лишь наполовину, то над землей она образует снег, в то время как роса на земле застывает в иней.

Но самые многочисленные виды вод, смешиваясь друг с другом, сочатся в произращенных землей расте- 60 ниях, и оттого их род получил имя соков. Поскольку же от смешений вышло большое многообразие, то боль­шинство родов осталось без особого названия; однако четыре вида, таящие в себе огонь, получили, как осо­бенно примечательные, свои имена. Первый из них имеет свойство разогревать душу и вместе с ней тело: он наречен вином. Второй — гладкий и вызывает рас­сеивание зрительного огня, а потому явлен глазу про­зрачным, блестящим и лоснящимся, это вид подобных елею масел; к нему относятся смола, касторовое масло, а также сам елей и то, что имеет его свойства. Третий ь обладает способностью расширять суженные поры рта до их естественного состояния, вызывая этим ощущение сладости: он получил родовое наименование меда. Наконец, четвертый имеет силу разлагать плоть жже-

нием и пениться; он отличается от прочих соков и назван щелочью.

Что касается видов земли, тот из них, который про­питан водой, претворяется в каменистое тело, и притом вот каким образом. Примешавшаяся вода как раз по причине смешения дробится и принимает вид воздуха, а став воздухом, отходит в отведенное ей место. Но вокруг нет пустого пространства, значит, вновь возник­ший воздух оказывает давление на окружающий. По­следний под действием давления тяжело налегает ото­всюду на толщу земли, сильно сжимает ее и вдавливает в те помещения, которые только что были покинуты вновь образовавшимся воздухом. Когда земля сдавлена воздухом до такой степени, что уже не может быть разрушена водой, она уплотняется в камень, красивая разновидность которого состоит из равных и однородных частиц и потому прозрачна, а некрасивая отличается противоположными свойствами.

Далее, та разновидность земли, которая стремитель­ным действием огня избавлена от влаги и потому еще суше, чем вышеназванная, наречена горшечной глиной; однако подчас немного влаги все же остается, и тогда рождается земля, расплавленная огнем, которая по охлаждении превращается в особый камень с черной окраской 90.

Есть еще две разновидности, из которых точно та­ким же образом удалеца большая часть примешанной воды, однако частицы земли в их составе тоньше; обе они отличаются соленым вкусом и затвердели лишь наполовину, так что вода снова может их разрушить. Первая разновидность пригодна, чтобы отчищать мас­ляные и земляные пятна; это щелок. Вторая же разно­видность весьма хорошо включается во вкусовые ощу­щения рта и представляет собой соль; это любезное богам тело, как именуют ее по ббычаю91.

То, что состоит из соединения обеих последних раз­новидностей, может быть разрушено огнем, но не водой, а основывается эта связь вот на чем: прежде всего земляные толщи не расторжимы ни для огня, ни для воздуха, ибо частицы последних меньше, нежели пу­стоты в этой толще, так что они могут свободно прохо­дить насквозь, не прибегая к насилию, и по этой причине не разлагают и не разрушают землю. Но частицы воды крупнее, а значит, они прокладывают себе дорогу насилием, рушат землю и разлагают ее. Поэтому земля,

6i если она не подвергнута насильственному сжатию, мо­жет быть разрушена только водой, а если подвергнута — только огнем, ибо тогда в нее не остается доступа ни для чего, кроме огня. Воду же, если она с особой силой уплотнена, может разрушить один лишь огонь, но если уплотнена слабее, то оба рода — как огонь, так и воздух; при этом воздух вторгается в пустоты, а огонь также и в треугольники. Наконец, воздух, если он испытал на­сильственное сжатие, не может быть разрушен ничем, разве что только может быть сведен к своему первона­чалу; но, если он не претерпел сжатия, его разлагает один лишь огонь. С телами же, возникшими из смешения ь земли и воды, происходит следующее: до тех пор пока вода заполняет все пустоты в уплотненной с большой силой земле, частицы воды, подступающие извне, не находят доступа внутрь, обтекают вокруг всей этой массы и не могут ее разложить, в то время как частицы огня, напротив, внедряются между частицами воды и, воздействуя на воду точно так же, как вода воздействует на землю, одни оказываются в состоянии принудить смесь земли с водой расплавиться и растечься.

Заметим, что из этих смесей некоторые содержат меньше воды, нежели земли; таковы все виды, родст- с венные стеклу, а также все так называемые плавя­щиеся камни. Другие, напротив, содержат больше воды; таковы все тела из разряда восков и благовонных ку­рений.

Пожалуй, мы с достаточной полнотой показали раз­нообразие видов, вытекающее из сочетаний и взаимо- переходов фигур. Теперь попытаемся выяснить при­чины воздействий, производимых всем этим на нас. Прежде всего надо приписать вещам, о которых идет речь, одно свойство — постоянно быть ощущаемыми, а ведь мы еще не дошли до рождения плоти и всего того, что к ней относится, а также до рождения смертной части души. Между тем и об этих предметах немыслимо с должной основательностью рассуждать, отвлекаясь от воздействия ощущений, и говорить об ощущениях, от- d влекаясь от вопросов о плоти и смертной части души, но вести речь о том и другом сразу едва ли посильно. Значит, нам придется принять одно из двух в качестве предпосылки, а потом еще раз вернуться к этому. Так вот, чтобы нам сразу перейти от родов [тел] к оказы­ваемым этими родами воздействиям, пусть нашей пред­посылкой и будет все относящееся к телу и душе.

Для начала посмотрим, почему это об огне говорят, что он горяч? На этот вопрос мы должны ответить, приняв во внимание режущее и разлагающее воздейст­вие его на наши тела. Едва ли не все согласятся, что в ощущение от огня — пронзительное; при этом нам сле­дует вспомнить о тонкости его граней и остроте его углов, затем о малости его частиц и о быстроте их бега, ибо все эти свойства таковы, что сообщают огню напор и проворство, и потому ничто не может противостоять его режущей силе. Достаточно вспомнить и принять 62 в расчет его очертания и то, как они были рождены, чтобы уразуметь: эта природа, как никакая другая, способна проникать наши тела, тончайшим образом рас­щеплять их и доставлять тому, что мы соответственно

«                                                                                                        92

зовем теплом, и его свойства и его имя .

Противоположное [воздействие] довольно ясно, но все же и его мы не оставим без объяснения. Когда окружающая тело и состоящая из более крупных ча­стиц влага проникает внутрь, она вытесняет находя­щиеся там меньшие частицы, однако оказывается не в состоянии утвердиться на их местах и только сжимает все, что ни есть в нас влажного, доводя его до такой Плотности, что оно из неоднородного и подвижного ста- ь новится однородным, неподвижным и закоченевшим. Поскольку же это происходит против природы [нашего тела], то оно в согласии со своей природой вступает в борьбу и силится отвоевать себе прежнее состояние. Эту борьбу и эти сотрясения нарекли дрожью и озно­бом, в то время как все состояние в целом, а равно и то, чем оно вызывается, именуют холодом.

Твердым зовется то, что заставляет податься нашу плоть, мягким — то, что под воздействием последней подается само; и вообще названия эти употребляются соотносительно. Но податливо все то, что имеет малые основания; напротив, вид [тела], покоящегося на квад­ратных основаниях и потому особо устойчивого, оказы- с вается самым неподатливым, причем его высокая способность к отпору объясняется и тем, что как раз он плотнее всех прочих.

Что касается тяжелого и легкого, то эти два состоя­ния могут быть наилучшим образом выяснены лишь в связи с природой того, что известно под именами «верх» и «низ». Дело в том, что представление, согласно кото­рому и впрямь от природы существуют две противопо­ложные области, разделяющие надвое Вселенную,—

низ, куда устремляется все наделенное телесной массой, и верх, куда любая вещь может направиться лишь по принуждению, — оказывается неправильным. Ведь коль а скоро небо в своей целостности имеет вид сферы, значит, все крайние точки, равно удаленные от центра, по своей природе одинаково крайние, между тем как центр, на одну и ту же меру отстоящий от них, должен считаться пребывающим прямо напротив каждой из них. Но если космос действительно имеет такую природу, какую же из этих точек можно назвать верхом или низом, не на­влекая на себя справедливой укоризны за неуместное употребление слов? Ибо центр космоса, строго говоря, по природе лежит не внизу и не вверху, но именно в центре, в то время как поверхность сферы и центром быть не может, и не имеет в себе части, как-либо отлич­ной от других, скажем более близкой к центру, нежели противоположная ему часть. И коль скоро космос во всех направлениях по природе своей совершенно едино­образен, какую пару противоположных наименований можно к нему приложить, не погрешая против правиль­ного словоупотребления? Допустим, что в центре Все­ленной покоится некое равномерно взвешенное твердое 63 тело; оно не могло бы продвинуться ни к одной из крайних точек, поскольку находится со всеми в совер­шенно одинаковом отношении, а если бы кто-нибудь принялся обходить это тело по кругу, вновь и вновь ока­зываясь собственным антиподом, ему пришлось бы обо­значать одно и то же направление попеременно то как верх, то как низ. Да, поскольку целое, как только что было сказано, имеет вид сферы, значит, обозначать одно место как верх, а другое как низ не имеет смысла.

Но откуда же пошли эти обозначения и как мы на­столько свыклись с ними, что перенесли их на небо в целом, разделяя последнее надвое? Прийти к согласию ь относительно этого мы сможем, если предварительно сделаем одно допущение. Вообразим, что некто нахо­дится в том месте Вселенной, которое преимущественно отведено природе огня, сосредоточенного там в огром­ном количестве и отовсюду туда устремляющегося; пусть для этого человека оказалось возможным встать там и отделять части огня, кладя их на чапщ весов. Допустим далее, что он поднимает весы, насильственно водворяя отторгнутый огонь в несродный ему воздух; очевидно, что в таком случае меньшие части окажутся е податливее к насилию, нежели большие. Когда одна и та же сила поднимает в высоту две вещи, меньшая вещь по необходимости больше повинуется принужде­нию, а большая — меньше, и отсюда большое именуется тяжелым и стремящимся вниз, а малое — легким и стремящимся вверх. На том же самом мы можем пой­мать и самих себя, когда мы действуем в отведенной нам части Вселенной. В самом деле, если мы стоим на земле и отделяем части землеподобных тел, а то и самой земли, чтобы насильственно и наперекор природе ввести их в чуждую среду воздуха, то обе [стихии] проявят тяготение к тому, что им сродно, однако мень- а шие части все же легче, нежели большие, уступят на­силию и дадут водворить себя в чужеродную среду; именно поэтому мы называем их самих легкими и место, в которое мы принуждаем их направляться,— верхним, а то, что противоположно тому и другому,— соответственно тяжелым и нижним. Но все это необхо­димо должно разнообразиться, коль скоро главные скоп­ления тел каждого рода занимают в пространстве раз­личные места, лежащие одно против другого: то, что легко или тяжело, высоко или низко в одном месте, может быть соотнесено с легким и тяжелым, высоким е и низким в другом месте, противоположном первому, и оказаться ему противоположным, несоответствующим и полностью от него отличным как с точки зрения воз­никновения, так и с точки зрения существования. Но одно остается верным для всех случаев: стремление каждой вещи к своему роду есть то, что делает ее тяже­лой, а направление, по которому она устремляется, есть низ, между тем как противоположное тому и другому и наименования носит противоположные. Таковы при­чины этих состояний.

Что касается причины состояний гладкости и шеро­ховатости, то ее каждый сможет усмотреть сам и разъ­яснить другому: твердость в соединении с неоднород­ностью дает шероховатое, однородность в соединении с плотностью — гладкое.                                                  64

После того как мы рассмотрели воздействия, распро­страняющиеся на все тело, нам осталось обсудить самое важное — причину приятных и болезненных впечатле­ний, да и вообще все то, что через посредство частей тела способствует ощущениям, вызывая страдание или удовольствие. Но причины любых воздействий — ощу­щаемых или неощущаемых — мы поймем, если для на­чала припомним произведенное нами раньше различе-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.