Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 33 страница



ние между тем, что по природе своей очень подвижно ь или, напротив, малоподвижно; именно по этой тропе следует продвигаться, чтобы изловить выслеживаемую добычу. Так вот, если хотя бы мимолетное воздействие приходится на то, что по природе своей очень подвижно, это воздействие разносится по кругу от одних частиц к другим, пока не дойдет до разумного [начала] и не поведает ему о свойствах воздействующего предмета; напротив, то, что малоподвижно, слишком устойчиво, чтобы передавать воздействие по кругу, а потому вы­нуждено принять его лишь на себя и не приводить в с движение то, что находится по соседству. Но раз пер­вое воздействие не переходит от одних частиц к другим, живое существо в целом так и не воспринимает его и остается к нему нечувствительным. Это верно примени­тельно к костям, волосам и прочим частям нашего тела, которые состоят главным образом из земли, в то время как первый случай наиболее характерен для слуха и зрения, ибо в них действеннее всего проявляет себя сила огня и воздуха.

Итак, обо всем, что относится к удовольствию и страданию, должно мыслить следующим образом. Вся­кое противное природе воздействие, оказываемое на d нас с большой силой, болезненно, в то время как полное возвращение к естественному состоянию приятно; то, что совершается тихо и постепенно, остается неощу­тимым, в противном же случае дело обстоит наоборот; наконец, все то, что совершается без труда, может быть весьма ощутимо, но не сопровождается ни страданием, ни удовольствием. Примером последнего может служить зрительное впечатление, ведь зрительный луч, как было сказано прежде, во время дня являет собою сросшееся с нами тело: ни рассечения, ни ожоги, ни прочие воздей- е ствия такого же рода не причиняют ему боли, а возврат к прежнему состоянию — удовольствия, но при этом он дает самые полные и ясные ощущения всякий раз, когда испытывает на себе воздействие [тел] или сам к ним направляется и к ним прикасается. Все дело в том, что его расщепления и воссоединения чужды насильст- венности. Напротив, тела, состоящие из более крупных частиц, сопротивляются воздействию, но при этом цере- дают толчок всему живому существу в целом, испыты­вая удовольствие и страдание: страдание — #ри изме- 65 нении, удовольствие — при возврате в прежнее состоя­ние. Но те [органы], в которых опорожнение и опусто­шение совершаются постепенно, а наполнение — сразу и с большой силой, к опустошению нечувствительны, к наполнению же, напротив, чувствительны и потому не доставляют смертной части души ощущения боли, но служат источником сильного удовольствия; очевидный пример тому — приятные запахи. Напротив, когда отход от естественного состояния происходит быстро, а восста­новление мало-помалу и с трудом, перед нами прямо ь противоположный случай: его можно наблюдать при ожогах и порезах.

Итак, что касается воздействий, общих для всего тела, и имен, прилагаемых к тому, что эти воздействия вызывает, то об этих вещах мы сказали почти все. Те­перь попытаемся в меру наших сил сказать что-нибудь об ощущениях, связанных с определенными частями [тела], а также о причинах воздействий.

Во-первых, нам следует разъяснить, насколько это с возможно, тот предмет, который мы обошли молчанием во время наших прежних рассуждений о соках, а именно производимые ими воздействия на язык. По всей види­мости, эти воздействия, как и многие другие, порож­дены особого рода сжатиями и расширениями, но они более других зависят от состояний шероховатости и гладкости. Например, когда частицы земли входят в те жилки, которые служат языку как бы чувствительными волокнами, протянутыми до самого сердца, они соприка- а саются там с влажной, мягкой плотью и на ней растека­ются, отчего жилки сжимаются и как бы высушиваются; если эти частицы земли более шероховаты, они дают едкий вкус, если менее — терпкий. Далее, те вещества, что прочищают вышеназванные жилки и прополаски­вают всю область языка, проделывая свою работу не в меру бурно и доводя дело до разрушения самой плоти языка, именуются горькими, таково свойство щелочи.

Но другие вещества, уступающие щелочи в силе и про- 0 чищающие язык лишь умеренно, имеют соленый вкус, чуждый той жесткости, которая присуща всему горь­кому, и кажущийся скорее приятным. Вещества еще одного разряда, приобщившись к теплоте рта и разжи­жаясь от нее, становятся от этого огнистыми и в свой черед обжигают то, что их разогрело, а по своей легкости несутся вверх, к органам ощущения головы, и проре­зают все, что ни попадется на их пути; благодаря этой своей способности они именуются острыми. Но когда G6 те же самые вещества утончаются от гниения и находят

доступ в тесные жилки, то они застают там земляные частицы и частицы воздуха в правильном соотношении, приводят эти последние в движение, заставляют переме­шиваться друг с другом и пениться, а вспенившись, об­разовывать около вторгшихся частиц полости. И вот при ь этом влага, иногда землистая, а иногда чистая, обвола­кивает воздух, создавая для него как бы жидкие вмести­лища — водяные шары с пустотами внутри; из них одни образованы чистой влагой и потому прозрачны, и назы­ваются они пузырями, между тем как другие возникли из землистой влаги, которая при этом подвижна и стре­мится кверху, и они-то дают так называемое брожение и закисание. Вещество, повинное во всех этих состояниях, соответственно называется кислым. Но то воздействие, которое противоположно всем только что описанным, и с причину имеет противоположную: когда состав влаги входящих [в тело] веществ по природе своей родствен составу языка, эта влага смазывает и размягчает огру­бевшее, стягивает или, напротив, расправляет все не­естественно раздутое или сведенное и вообще возвра­щает все к распорядку природы. Каждое подобное зелье, врачующее насильственные состояния, для всех приятно

и желанно, почему и зовется сладким . а Итак, об этом достаточно. Что касается того рода воздействий, которые относятся к ноздрям, то здесь нет определенных разновидностей. Всякий запах имеет по­ловинчатую природу, ибо нет такой формы, которая по своему строению могла бы возбуждать определенный запах. Те жилы в нашем теле, которые для этого пред­назначены, слишком тесны для частиц земли и воды, но слишком просторны для частиц огня и воздуха, а потому никто и никогда не мог обонять собственного запаха какой-либо из этих [стихий]; запахи рождаются лишь от таких веществ, которые либо разжижены, либо загни­вают, либо плавятся, либо испаряются. Им дает жизнь то переходное состояние, которое возникает, когда вода • претворяется в воздух либо, напротив, воздух в воду. Все запахи являют собой либо пар, либо туман, ведь туман лежит на полпути от воздуха к воде, а пар — на полпути от воды к воздуху. Поэтому они тоньше воды,» но грубее воздуха; это становится очевидным, если с уси-; лием вдыхать воздух сквозь перекрывшую дыхание преграду и наблюдать, как все пахнущее отсеивается и воздух доходит очищенным от запахов. Понятно, что многообразие запахов остается безымянным, ибо/ оно не

СВОДИТСЯ К большому числу простых форм. Здесь су- 67 ществует только одно четкое двучленное разделение — на запахи приятный и неприятный. Последний оказы­вает насильственное и огрубляющее действие на всю полость, простирающуюся от макушки до пупа, между тем как первый смягчает загрубевшее и с приятностью возвращает его к первоначальному состоянию.

Третья область наших ощущений — слух, и для по­лучаемых им воздействий нам тоже следует отыскать ь обусловливающие причины. В общих чертах скажем, что звук — это толчок, производимый воздухом через уши на мозг и кровь и доходящий до самой души, между тем как вызванное этим толчком движение, которое начинается с головы и оканчивается в области печени, есть слышание. Если движение быстро, звук высок; чем оно медленнее, тем ниже звук. Равномерное движение дает ровный и нежный звук, неравномерное — грубый, с сильное — громкий, слабое — тихий. Что касается со­звучий, то необходимость понуждает нас отложить этот предмет напоследок.

Теперь остался только четвертый род ощущений, но он являет большое многообразие, требующее расчленен­ного подхода. Многообразие это имеет общее имя цвета; а цвет — это пламя, струящееся от каждого отдельного тела и состоящее из частиц, соразмерных способности нашего зрения ощущать. О причинах зрения мы уже говорили прежде, а сейчас уместнее и нужнее всего как d можно правдоподобнее объяснить цвета.

Те частицы, которые несутся от других тел и сталки­ваются со зрительным лучом, бывают либо меньше, чем частицы последнего, либо крупнее, либо такой же вели­чины. Те, что имеют такую же величину, неощутимы, и мы называем их прозрачными. Напротив, те, что больше, сжимают зрительный луч, а те, что меньше, расширяют его, и действие их можно сравнить с дейст­вием холодного и горячего на нашу плоть, а также с действием терпкого и обжигающего (или «острого», 0 как мы выражаемся) па наш язык. Это — белое и чер­ное, то есть впечатления, рожденные в иной области чувств, чем только что перечисленные, и потому кажу­щиеся иными, но на самом деле тождественные им. Так мы и назовем их: «белое» — то, что расширяет зритель­ный луч, «черное» — то, что его сужает. Когда же огонь иного рода, несущийся более порывисто, ударяет в зри­тельный луч, проникает его до самых глаз, насильст-

венно разверзает глазные проходы и разжижает их ве­се щество, он заставляет излиться оттуда весь тот огонь и воду, что мы называем слезами. Поскольку же с двух сторон встречаются два огня, причем один с молниенос­ной силой бьет из глаз, а другой входит в глаза и там угасает от влаги, из их смешения рождаются всевозмож­нейшие цвета; это называют переливами, а тому, чем вызвано такое состояние, дали имена блестящего и сверкающего.

ь Есть и такой род огня, который стоит посередине между двумя вышеназванными; он достигает глазной влаги и смешивается с ней, но не сияет. Мерцание этого огня сквозь растворившую его жидкость дает кро­вавый цвет, который мы нарекли красным.

От смешения сверкающего огня с красным и белым возник желтый цвет; но о соотношении, в котором они были смешаны, не имело бы смысла толковать даже в том случае, если бы кто-нибудь его знал, ибо здесь не­возможно привести не только необходимые, но даже вероятные и правдоподобные доводы. Далее, красный с цвет, смешанный с черным и белым, дает пурпурный или темно-лиловый, если все части смеси сильнее обож­жены, а черного цвета примешано больше. Желтое в смешении с серым дает коричневое, серое же само есть смесь белого и черного; желтое в смешении с белым дает цвет охры. Когда же белое, сойдясь с блестящим, ложится на густо-черную основу, тогда возникает синий цвет, между тем как сочетание синего с белым дает голубой, а коричневого с черным — зеленый цвет 94.

Из этих примеров достаточно ясно, к каким смеше- d ниям можно свести все остальные цвета, не нарушая при этом правдоподобия. Но тот, кто попытался бы строго проверить все это на деле, доказал бы, что не разумеет различия между человеческой и божественной природой, ведь если у бога достанет и знания, и мощи, дабы смесить множество в единство и сызнова разре­шить единство в множество, то нет и никогда не будет такого человека, которому обе эти задачи оказались бы по силам.

е Все вышеназванные вещи, рожденные в то время под воздействием необходимости, взял в свои руки демиург самой прекрасной и лучшей из возникших ве­щей, вознамерившись породить самодовлеющего и со­вершеннейшего бога; причинами, которые присущи самим вещам, он пользовался как вспомогательными, но

при этом сам направлял каждую из возникших вещей ко благу. Поэтому должно различать два вида при­чин — необходимые и божественные — и отыскивать во всем причины второго рода, дабы стяжать через это для себя блаженную жизнь, насколько природа наша 69 это допускает, а уже ради них нам следует заниматься и причинами первого рода, поняв, что при забвении не­обходимости немыслимо ни уразуметь, ни схватить, ни вообще как-либо приблизить к себе то единственное, о чем мы печемся.

Теперь заготовленные причины разложены у нас по родам, как строительные припасы у плотников, и нам остается только выложить из них дальнейшую часть на­шего рассуждения; вернемся, однако, к исходной точке и повторим вкратце весь наш путь вплоть до того места, которого мы только что достигли, а уже потом попы­таемся дать нашему сказанию подобающее заключение, ь

Как было упомянуто вначале, все вещи являли со­стояние полной неупорядоченности, и только бог при­вел каждую из них к согласию с самой собою и со всеми другими вещами во всех отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и соразмер­ности. Ведь доселе в них не было ничего подобного, разве что по какому-нибудь случайному совпадению, и вовсе не к чему было применить те имена, которыми мы ныне именуем огонь и воду, а равно и прочие вещи; бог впервые все это упорядочил, а затем составил из с этого нашу Вселенную — единое живое существо, за­ключающее в себе все остальные живые существа, как смертные, так и бессмертные.

При этом божественные существа создал сам деми­ург, а порождение смертных он доверил тем, кого сам по­родил. И вот они, подражая ему, приняли из его рук бес­смертное начало души и заключили в смертное тело, подарив все это тело душе вместо колесницы, но, кроме того, они приладили к нему еще один, смертный, вид души, вложив в него опасные и зависящие от необходи­мости состояния: для начала — удовольствие, эту силь- а нейшую приманку зла, затем страдание, отпугивающее нас от блага, а в придачу двух неразумных советчиц — дерзость и боязнь — и, наконец, гнев, который не внем­лет уговорам, и надежду, которая не в меру легко внем­лет обольщениям. Все это они смешали с неразумным ощущением и с готовой на все любовью и так довершили по законам необходимости смертный род души.

Однако они, несомненно, страшились без всякой необходимости осквернить таким образом божественное начало и потому удалили от него смертную душу, е устроив для нее обитель в другой части тела, а между головой и грудью, дабы их разобщить, воздвигли шею как некий перешеек и рубеж. Ибо именно в грудь и в так называемое туловище вложили они смертную душу; поскольку одна часть души имеет более благородную природу, а другая — более низкую, они разделили по­лость этого туловища надвое, как бы обособляя мужскую 70 половину дома от женской, а в качестве средостения поставили грудобрюшную преграду. Ту часть души, что причастна мужественному духу и возлюбила победу, они водворили поближе к голове, между грудобрюшной пре­градой и шеей, дабы она внимала приказам рассудка и силой помогала ему сдерживать род вожделений, едва только те не пожелают добровольно подчиниться власт­ному слову, исходящему из верховной твердыни акропо­ля. Сердцу же, этому средоточию сосудов и роднику ь бурно гонимой по всем членам крови, они отвели поме­щение стража; всякий раз, когда дух закипит гневом, приняв от рассудка весть о некоей несправедливости, совершающейся извне или, может статься, со стороны своих же вожделений, незамедлительно по всем тесным протокам, идущим от сердца к каждому органу ощуще­ния, должны устремиться увещевания и угрозы, дабы все они оказали безусловную покорность и уступили руководство наилучшему из начал, с Однако боги предвидели наперед, что при ожидании опасностей и возбуждении духа сердце будет колотиться и что каждое такое вскипание страстей сопряжено с действием огня. И чтобы оказать сердцу помощь, они произрастили вид легких, который, во-первых, мягок и бескровен, а к тому же, наподобие губки, наделен порами, так что может вбирать в себя дыхание и питье, а охлаждать сердце и тем самым доставлять ему в жару отдых и свежесть. Для этой цели они прорубили к лег­ким проходы от дыхательного горла и легкими, словно бы подушками, обложили сердце, дабы всякий раз, как в нем взыграет дух, оно глушило свои удары о податли-г вую толщу и при этом получало охлаждение, чтобы му­чения его уменьшались, а помощь, которую дух оказы­вает рассудку, возрастала.

Другую часть смертной души, которая несет в себе вожделение к еде, питью и ко всему прочему, в чем она

нуждается по самой природе тела, они водворили между грудобрюшной преградой и областью пупа, превратив о всю эту область в подобие кормушки для питания тела; там они и посадили эту часть души на цепь, как дикого зверя, которого невозможно укротить, но прихо­дится питать ради его связи с целым, раз уж суждено возникнуть смертному роду 95. Они устроили так, чтобы этот зверь вечно стоял у своей кормушки и обитал по­дальше от разумной души, возможно менее досаждая ей своим шумом и ревом, дабы та могла без помехи принимать свои решения на благо всем частям тела и вместе и каждой из них в отдельности. Они знали, что он не будет понимать рассуждения, а даже если что-то из них и дойдет до него через ощущение, не в его при­роде будет об этом заботиться; он обречен в ночи и во время дня обольщаться игрой подобий и призраков.

И вот бог, вознамерясь найти на него управу, постро­ил вид печени и водворил в логово к зверю 96, постарав- ь шись, чтобы печень вышла плотной, гладкой, лоснящей­ся и на вкус сладкой, однако не без горечи. Цель бога состояла в том, чтобы исходящее из ума мыслитель­ное воздействие оказалось отражено печенью, словно зеркалом, которое улавливает напечатления и являет взору призраки, и таким образом на зверя находил бы страх, когда это воздействие дойдет до него с суровыми угрозами и прибегнет к горькой части, стремительно разливая ее по всей печени, вызывая появление желчно­го оттенка и заставляя печень всю сморщиться и отвер­деть; вдобавок это воздействие выводит всю долю пече- с ни из прямого положения, искривляет и гнет ее, зажима­ет ее сосуды и сдавливает воротную вену, что приводит к болям и тошноте. Когда же, напротив, от мыслящей части души повеет дыханием кротости, которое вызовет к жизни видения совсем иного рода, это дыхание не только не взволнует горькой части печени, но и не прикоснется к этой противоположной себе природе; напротив, оно прибегнет к прирожденному печени свой­ству сладости, дабы распрямить, разгладить и высвободить все ее части. Благодаря этому обитающая а в области печени часть души должна стать просветлен­ной и радостной, ночью же вести себя спокойно, пре­даваясь пророческим снам, коль скоро она уже непри­частна рассудку и мышлению. Ведь боги, построявшие нас, помнили о заповеди своего отца, которая повелевала создать человеческий род настолько совершенным, на-


сколько это возможно; во исполнение этого они постара­лись приобщить к истине даже низменную часть нашего существа и потому учредили в ней прорицалище. е То, что бог уделил пророческий дар человеческому умопомрачению, может быть бесспорно доказано: никто, находясь в своем уме, не бывает причастен боговдохно­венному и истинному пророчеству, но лишь тогда, когда мыслительная способность связана сном, недугом либо неким приступом одержимости 97. Напротив, дело не­поврежденного в уме человека - припомнить и восста­новить то, что изрекла во сне либо наяву эта пророческая и вдохновленная природа, расчленить все видения с 72 помощью мысли и уразуметь, что же они знаменуют — зло или добро — и относятся ли они к будущим, к минувшим или к настоящим временам. Не тому же, кто обезумел и еще пребывает в безумии, судить о собствен­ных видениях и речениях! Правду говорит старая посло­вица, что лишь рассудительный в силах понять сам себя и то, что он делает 98. Отсюда и возник обычай, чтобы ь обо всех боговдохновенных прорицаниях изрекало свой суд приставленное к тому племя истолкователей; прав­да, их и самих подчас называют пророками, но только по неведению, ибо они лишь разгадывают таинственные речения и видения, а потому должны быть по всей справедливости названы никак не пророками, но толко­вателями при тех, кто прорицает.

Таковы причины, по которым печень получила выше­описанное устройство и местоположение; целью было пророчество. И в самом деле, покуда тело живет, печень дает весьма внятные знамения, с уходом же жизни она становится слепой, и тогда ее вещания слишком туман­ны, чтобы заключать в себе ясный смысл, с Соседствующий с печенью орган был создан и поме­щен налево от нее ради ее блага, дабы сохранять ее неизменно лоснящейся и чистой, служа ей наподобие губки, которая всегда лежит наготове подле зеркала. Стоит только каким-либо загрязнениям, порождаемым недугами тела, появиться близ печени, как их тотчас устраняет селезенка, вбирая их в свои бескровные поло- а сти. Так и получается, что, когда она наполнена этими, отбросами, ее пучит и раздувает, но, когда тело очищено, она опадает и возвращается к прежним размерам.

Вот что мы думаем о душе, о ее смертной и боже­ственной частях, а равно и о том, как, в каком соседстве и по каким причинам каждая из этих частей получила

свое отдельное местожительство. Настаивать на том, что сказанное нами — истина, мы отважились бы разве что с прямого дозволения бога; но правдоподобие нами соблю­дено, это мы можем смело сказать уже сейчас, а тем бо­лее имея в виду наше дальнейшее рассуждение. Так ска­жем же это!

Переходя к следующему вопросу, мы будем держать­ся прежнего нашего пути; вопрос же состоит в том, как возникли остальные части тела. Их устройство правиль­нее всего объяснить путем следующего умозаключения, о Творившие наш род знали заранее, какая безудержность в еде и питье будет обуревать нас; они предвидели, что по своей жадности мы станем поглощать и того и другого больше, чем велят умеренность и необходимость. Опа­саясь поэтому, как бы не разразился свирепый мор и еще не завершенный род смертных не исчез навсегда, они предусмотрительно соорудили для приема излишков 73 питья и еды ту кладовую, что именуют нижней по­лостью, и наполнили ее извивами кишок, дабы пища не слишком быстро покидала тело, принуждая его требо­вать новой пищи и тем склоняя к ненасытности, и дабы род человеческий из-за чревоугодия не стал чужд фило­софии и Музам, явив непослушание самому божествен­ному, что в нас есть.

Что касается костей, мышц и вообще всей подобной ь природы, то с ней дело обстоит вот как: начало всего этого — рождение мозга; в нем укоренены те узы жизни, которые связуют душу с телом, в нем лежат корни рода человеческого. Но сам мозг рожден из другого. Дело было так: среди всех исходных треугольников бог выбрал и обособил наиболее правильные и ровные, кото­рые способны были в наибольшей чистоте представлять огонь и воду, воздух и землю; затем, отделив каждое от своего рода, он соразмерно смесил их, приготовляя с общее семя для всего смертного рода, и устроил из этого мозг. В нем он насадил все роды душ, а утвердив их, разъял мозг уже при самом первом рассечении на такое множество тел, чтобы они своим числом и устрой­ством соответствовали вышеназванным родам. Ту долю, которой суждено было, как некоей пашне, воспринять семя божественного начала, он сделал со всех сторон округлой и нарек эту долю головным мозгом, предвидя, а что вместивший ее сосуд по завершении каждого живого существа станет головой. Другая доля должна была по­лучить оставшуюся, то есть смертную, часть души; ее


он разъял на округлые, и притом продолговатые, тела, также наименовав их все в целом мозгом, хоть и не в прямом смысле. От них, как от якорей, он протянул узы, долженствующие скрепить всю душу, а вокруг этой ос­новы начал сооружать все наше тело, прежде всего одев мозг твердым костным покровом, о Вот как он построил кость. Отобрав просеиванием чистую и гладкую землю, он замесил ее и увлажнил мозгом; после этого он ставит смесь в огонь, затем окуна­ет в воду, потом снова в огонь и снова в воду. Закалив ее так по нескольку раз в огне и воде, он сделал ее неразру­шимой и для того, и для другого. В дело он употребил ее прежде всего затем, чтобы выточить из нее костную сферу вокруг головного мозга, оставив в этой сфере 74 узкий проход; а для прикрытия затылочного и спинного мозга он изваял из этой же смеси позвонки, которые на­ложил друг на друга, как складывают дверные петли, протянув этот ряд от головы через все туловище. Так он замкнул все семя в защитную камнеподобную ограду и в последней построил суставы, прибегнув к посредствую­щей силе иного, дабы обеспечить подвижность и гиб­кость.

Далее он усмотрел, что природа кости сверх должно- ь го хрупка и несгибаема и что, если ей к тому же придет­ся терпеть жар, а после охлаждаться, она не устоит про­тив костоеды, которая загубит заключенное в ней семя; поэтому он измыслил род сухожилий и плоти. Сухожи­лия, связав друг с другом все члены, должны были свои­ми сокращениями и растяжениями доставить возмож­ность телу сгибаться и разгибаться в суставах; что до плоти, то ей назначено было служить защитой от жара и укрытием от холода, а равно и как бы войлочной подуш­кой, предохраняющей от ушибов, ибо напору тел она с может противопоставить упругую податливость. К тому же в ней таится теплая влага, которая летом выступает в виде пота и увлажняет кожу, уготовляя всему телу приятное охлаждение, а зимой, напротив, наилучшим образом разгоняет подступающую и обнимающую тело стужу силой скрытого в ней огня. Таков был замысел Ваятеля, и вот он соединил в должных количествах воду, огонь и землю, а после замесил их на острой и соленой d закваске — так получилась мягкая и насыщенная сока­ми плоть. Что касается природы сухожилий, то ее он образовал, смешав кость с еще не заквашенной плотью, и этой промежуточной смеси дал желтый цвет. Вот потому

сухожилия получились более крепкими и тягучими, чем плоть, но более мягкими и влажными, чем кость.

Итак, всем этим он покрыл кости вместе с лежащим в них мозгом, связуя их посредством сухожилий, а свер­ху окутывая одеянием плоти. При этом кости, в которых © больше всего души", он окутал наименее толстой плотью, а самые бездушные — наибольшей и особенно плотной; что касается костных сочленений, то, когда особые соображения не требовали чего-то иного, он взращивал на них опять-таки лишь скудную плоть, чтобы она не стеснила сгибание суставов и не обрекла тело на малоподвижность и беспомощность. Не желал он и того, чтобы обильные и плотные толщи мышц, нале­гая друг на друга и грубея от этого, притупили ощуще­ние, отчего последовало бы угасание памяти и расслаб­ление умственных способностей. Вот почему бедренные и берцовые, тазовые, плечевые и локтевые кости, а 75 также и вообще все кости, которые не имеют сочлене­ний и в своем мозгу содержат мало души, а значит, лишены мышления,— все это было щедро покрыто плотью; напротив, то, что несет в себе разум, покрыто ею куда меньше, кроме тех случаев, когда плоть сама по себе служит носителем ощущений: таково устройство языка. Но большей частью дело обстояло так, как ска­зано выше, ибо в природе, рожденной и живущей в силу необходимости, плотная кость и обильная плоть никак ь не могут ужиться с тонким и отчетливым ощущением. Если бы то и другое было совместимо, строение головы было бы наделено всем этим в преизбытке, и тогда род человеческий, нося на плечах столь мясистую, жили­стую и крепкую голову, получил бы вдвое, а то и во много крат более долгую, а притом и более здоровую и беспе­чальную жизнь. И вот, когда демиурги нашего рождения оказались перед выбором, сообщить ли созидаемому ро­ду больше долговечности, но меньше совершенства или меньше долговечности, но больше совершенства, они единодушно решили, что более короткую, но зато луч- с шую жизнь каждый, безусловно, должен предпочесть более долгой, но худшей. В соответствии с этим они пок­рыли голову рыхлой костью, не наложив сверху плоти и даже не дав ей сухожилий, ибо суставов здесь все равно не было. Поэтому голова являет собой самую чувстви­тельную и самую разумную, но также и намного слабей­шую часть каждого мужчины. По тем же причинам бог прикрепил сухожилия лишь к самому низу головы, а

однородно обвив ими шею и соединив с ними края челю­стных костей под лицом; весь остальной запас сухожи­лий он распределил между прочими членами, связуя суставы. Что касается нашего рта, то строители снабди­ли его нынешним его оснащением — зубами, языком и губами, имея в виду как необходимое, так и наилучшее: е вход они созидали ради необходимого, а выход — ради наилучшего. В самом деле, все, что входит в тело и питает его, относится к необходимому, между тем как изливающийся наружу поток речей, служа мысли, явля­ет собою прекраснейший и наилучший из всех потоков.

И все же голову нельзя было оставить при одном голом костяном покрове, без защиты против годовых чередований жары и стужи, так же как нельзя было допустить, чтобы от обилия плоти она стала тупой и 76 бесчувственной. Между тем от еще не засохшей плоти отслоилась довольно толстая пленка, которая ныне из­вестна под названием кожи. Благодаря мозговой влаге она прирастала и разрасталась дальше, так что окружа­ла всю голову, а влага, поднимаясь кверху через швы, орошала ее и понудила сомкнуться на макушке как бы в узел. Что касается швов, то различия в их формах обус­ловлены силой круговращений мысли и питанием: если противоборство того и другого сильнее, швов больше, а если оно слабее, швов меньше, ь Всю эту кожу божество искололо кругом пронизы­вающей силой огня, и когда через эти проколы выступа­ла наружу влага, то все беспримесные и теплые части испарялись; но примесь, состоявшая из тех же веществ, что и кожа, хотя и устремлялась в высоту, вытягиваясь в протяженное тело, по тонкости равное проколу, однако из-за медлительности оказывалась отброшенной окру­жающим воздухом обратно, врастала в кожу и пускала в с ней корни. Так возник род волос, произрастающих из кожи; по своей ремнеобразной природе они близки к коже, но жестче и плотнее, что объясняется сжимающцм воздействием холода на каждый отдельный, обособив­шийся от кожи волос. Когда Устроитель делал нашу голову такой косматой, он руководствовался названны­ми причинами, и умысел его состоял в том, чтобы это а был легкий покров мозга взамен плоти, затеняющий его летом и утепляющий зимой, но при этом не служил бы помехой его чувствительности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.