Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 34 страница



Что касается переплетения сухожилий, кожи и кости на концах пальцев, то там, когда все было перемешано,


а смесь высушена, родилась жесткая кожа. Таковы были вспомогательные причины, участвовавшие в ее созда­нии, но самой подлинной из причин была забота о суще­ствах, имеющих возникнуть в будущем. Те, кто уст­роил нас, ведали, что некогда от мужчин народятся жен­щины, а также и звери и что многие твари по многим е причинам ощутят нужду в употреблении ногтей; вот почему уже при самом рождении человечества они на­метили их зачатки. Таковы, стало быть, те соображе­ния и замыслы, которыми руководились боги, когда со­здавали кожу, волосы и ногти на оконечностях чле­нов.

Теперь все части и члены смертного живого суще­ства срослись в единое целое, которому, однако, по необ- п ходимости предстояло жить среди огня и воздуха, а зна­чит, терпеть от них распад и опустошение и потому по­гибнуть. Но боги пришли ему на помощь: они произра­стили некую природу, родственную человеческой, но составленную из иных видов и ощущений и потому яв­ляющую собой иной род существ; это были те самые де­ревья, травы и вообще растения, которые ныне облаго­рожены трудами земледельцев и служат нашей пользе, но изначально существовали только в виде диких пород, более древних, чем ухоженные. Все, что причастно жиз- ь ни, по всей справедливости и правде может быть названо живым существом; так, и предмет этого нашего рассуж­дения причастен третьему виду души, который, согласно сказанному прежде, водворен между грудобрюшной преградой и пупом и притом не имеет в себе ни мнения, ни рассудка, ни ума, а только ощущение удовольствия и боли, а также вожделения. В самом деле, растение проходит свой жизненный путь чисто страдательным образом, оно движется лишь в самом себе и в отношении себя и противостоит воздействию внешнего движе- с ния, пользуясь собственным, так что оно не видит и не понимает своего состояния и природы. Поэтому, безусловно, оно живет и являет собой не что иное, как живое существо, однако прикреплено к своему месту и укоренено в нем, ибо способности двигаться [вовне] своей силой ему не дано.

Итак, все эти породы растительного царства произ­растили они, мощные, нам, менее сильным, для пропи­тания. Затем они же прорубили в самом нашем теле про­токи, как прорубают в саду водоотводные канавы, дабы оно орошалось притоком влаги 10°. Прежде всего они

d провели два скрытых протока между кожей и сросшейся с нею плотью — две спинные жилы, соответствующие делению тела на правую и левую стороны; эти жилы они направили вниз по обе стороны от позвоночного столба, заключив между ними детородный мозг так, чтобы и он поддерживался в самом цветущем состоянии, и другие части получали равномерный приток легко разливающейся книзу крови. После этого они разделили жилы в области головы и переплели их таким образом, чтобы концы жил пересекали друг друга в противо- е положных направлениях; те, которые шли от правой стороны тела, они направили к левой, а те, которые шли от левой, — соответственно к правой. Это было сделано, чтобы голова получила помимо кожи лишнюю связь с туловищем, поскольку она не имеет идущих по кругу до макушки сухожилий; другая цель состояла в том, чтобы ощущения, исходящие от обеих сторон, отчетливо получало все тело в целом.

Затем они начали устраивать водоснабжение таким 78 способом, который станет нам понятнее, если мы напе­ред согласимся, что все тела, составленные из меньших частиц, непроходимы для больших, между тем как тела, составленные из больших частиц, проходимы для меньших. Поскольку же из всех родов самые малые частицы имеет огонь, значит, он прорывается сквозь воду, землю, воздух, а равно и сквозь все, что состоит из этих трех родов, так что для него нет ничего непроходи­мого. Если мы это будем иметь в виду применительно к нашей брюшной полости, обнаружится следующее: ког­да в нее входят яства и напитки, они там и остаются, ь но воздух и огонь не могут быть ею удержаны, поскольку имеют меньшие сравнительно с нею частицы. К этим веществам и прибег бог, вознамерившись наладить отток влаги из брюшной полости в жилы. Он соткал из возду­ха и огня особое плетение, похожее на рыболовную вершу и у входов имевшее две вставленные воронки, одна из которых в свой черед разделялась на два рукава; от этих воронок он протянул кругом во все стороны подобия канатиков, доведенные до самых краев плете- с ния; при этом всю внутренность верши он составил из огня, а воронки и оболочку — из воздушных частиц. Затем он взял свое изделие и снабдил им то существо, что было им изваяно, а действовал при этом вот как: отверстия воронок он утвердил во рту, поскольку же их было две, то одну из них он вывел через дыхательные пути в легкие, а другую — мимо дыхательных путей в брюшную полость; при этом первую он рассек на две ча­сти, проведя к обеим общий проход через отверстия носа, так что, если проход через рот оказывается закрытым, приток воздуха восполняется по другому проходу. Далее, всю оболочку верши он прикрепил вокруг поло- а сти тела и устроил так, чтобы все это попеременно то втекало в воронки — притом мягко, ибо последние со­стоят из воздуха,— то вытекало из воронок, при этом плетение утопало бы в глубине тела, которое пористо, а затем сызнова выходило наружу, между тем как огни­стые лучи, заключенные в теле, следовали бы за движе­нием воздуха в том и другом направлении. Все это долж­но непрестанно продолжаться, пока не распадутся жиз- в ненные связи смертного существа; и мы беремся утверж­дать, что именно это учредитель имен нарек вдыханием и выдыханием. Благодаря всей этой череде действий и со­стояний орошаемое и охлаждаемое тело наше получает питание и жизнь, ибо всякий раз, как дыхание соверша­ет свой путь внутрь и наружу, сопряженный с ним внутренний огонь следует за ним, вновь и вновь прохо­дит через брюшную полость, охватывает находящиеся там еду и питье, разрушает их, разнимая на малые доли, 79 затем гонит по тем порам, сквозь которые проходит сам, направляя их в жилы, как воду из родника направляют в протоки, и таким образом понуждает струиться через тело, словно по водоносному рву, струи, текущие по жилам.

Но рассмотрим еще раз причины, по которым уст­ройство дыхания возникло именно таким, каким остает­ся поныне. Дело обстоит следующим образом. Поскольку не существует пустоты, куда могло бы устремиться дви- ь жущееся тело, а выдыхаемый нами воздух движется на­ружу, для всякого должно быть ясно, что идет он отнюдь не в пустоту, но выталкивает со своего места соседний воздух; тот в свою очередь гонит с места воздух, который окажется рядом, а тот передает толчок дальше, так что весь окружающий воздух оказывается перемещенным в то место, откуда вышло дыхание, а войдя туда и напол­нив эту полость, воздух следует по тому же пути. Все это происходит одновременно, как поворот колеса, ведь пустоты не существует. Поэтому пространство гру- с ди и легких, откуда вышло дыхание, снова наполняется обступившим тело воздухом, который погружается в по­ры плоти и совершает свой круговорот; когда же этот

воздух обращается вспять и идет сквозь тело наружу, он в свою очередь становится виновником кругового толчка, загоняющего дыхание в проходы рта и ноздрей. Следует предположить, что начало всего этого имеет вот какую а причину: всякое живое существо обладает очень боль­шим внутренним теплом в крови и в жилах, являющих собою как бы источник телесного огня; именно его мы уподобляли плетению нашей верши, когда говорили, что внутренняя ее часть соткана целиком из огня, в то время как внешние части — из воздуха. Между тем должно признать, что все горячее от природы стремится нару­жу, в соответствующее ему по природе место; поскольку же у него есть лишь два выхода, один из которых ведет наружу сквозь тело, а другой через рот и ноздри, е то стоит горячему устремиться в какой-либо один выход, как оно круговым толчком гонит воздух в другой, причем вдавленный [воздух] попадает в огонь и разогревается, а вышедший — охлаждается. И вот когда соотношение теплоты изменится и [воздух] станет более горячим у другого выхода, он в свою очередь сильнее устремится туда, куда повлечет его природа, а круговой толчок пого­нит [воздух] к противоположному выходу. Бесконечная череда этих действий и противодействий образует круго­ворот, направленный то туда, то сюда, который и дал начало входу и выходу.

Здесь же следует искать объяснение тому, что про- 80 исходит, когда ставят банки, а равно и при глотании или при метании предметов — несутся ли они высоко над землей или по ее поверхности. Сюда относятся также звуки, которые в зависимости от своей быстроты или медленности представляются высокими или низкими, причем иногда они несозвучны между собой, ибо произ­водимое ими в нас движение лишено подобия, иногда же, напротив, дают созвучие благодаря согласованности дви­жения. Все дело в том, что, когда более медленные звуки настигают движения более быстрых, ранее дошед­ших до нашего слуха, те оказываются уже обессилев­шими, а их движения — подобными движениям, кото- fa рые вносят при своем запоздалом прибытии более мед­ленные звуки; таким образом, последние не становятся причиной разлада, но вместо этого начало медленного и конец быстрого движения уподобляются друг другу, и так возникает единое состояние, в котором высокое и низкое звучания смешаны 101. При этом неразумные по­лучают удовольствие, а разумные — светлую радость от

того, что и смертные движения через подражание причастны божественной гармонии.

Подобным образом следует объяснять также все, что случается при струении вод и падении молний, а равно и пресловутое притяжение, будто бы исходящее от янта- с рей и гераклейских камней 1 . На деле ничто не облада­ет притяжением, но по причине отсутствия пустоты все вещи передают друг другу круговой толчок, то разде­ляясь при этом, то сплачиваясь и постоянно меняясь местами; в переплетениях всех этих состояний истинно­му исследователю природы и откроются причины всего чудесного.

Ведь и дыхание, с которого у нас началась речь, со- d вершается, как уже было сказано, таким же образом и в силу тех же причин: огонь рассекает пищу, следует за дыханием внутрь тела; при этом своем следовании он наполняет жилы, черпая для этого из брюшной полости вещества, им же разложенные, и таким образом у любо­го живого существа происходит обильное орошение пи­тательной влагой. Поскольку же эти вещества только что претерпели рассечение и притом сродны нам, ибо взяты от плодов и зелени, произращенных богом нам в пищу, они принимают от перемешивания всевозможные е цвета, но безусловно преобладающим оказывается крас­ный цвет, обязанный своим возникновением секущему действию огня, запечатленному и на жидкости. Отсюда цвет струящейся по телу влаги таков, как мы только что сказали, а влагу эту мы зовем кровью, и от нее плоть и все тело получают свое пропитание, причем всякая ис- 81 тощившаяся часть восполняет свою убыль из орошенных частей. Способ, которым осуществляет себя это воспол­нение и опустошение, соответствует общему движению во Вселенной, где все движется по направлению к тому, что ему родственно. В самом деле, вещества, окружаю­щие наше тело, непрестанно разлагают его и распреде­ляют разложившееся таким образом, что каждая частица отходит к родственному виду; с другой стороны, состав­ные части крови, которые претерпели в нашем нутре дробление и теперь замкнуты в теле любого существа как в своем собственном небе, принуждены подражать ь вселенскому движению: каждая отделившаяся внутри тела частица устремляется к тому, что ей сродно, и зано­во восполняет образовавшуюся пустоту.

Если отток частиц превышает приток, любое суще­ство хиреет, в противном случае оно набирает силы.

Соответственно когда строение всего существа еще юно и треугольники составляющих его родов новенькие, словно только из мастерской, связь членов обнаруживает большую прочность 10^, в то время как все тело в целом с нежное, ведь оно недавно родилось из мозга и было вскормлено молоком. Когда это тело принимает в себя входящие извне треугольники, из которых состоят еда и питье, то его собственные треугольники оказываются свежее и сильнее появившихся, а потому одолевают и рассекают их, благодаря чему живое существо увеличи­вается от изобилия частиц, подобных его собственным. Но стоит корням треугольников расслабиться от нескон­чаемой и многолетней борьбы с неисчислимыми против- d никами, как тело уже не способно рассекать треугольни­ки пищи, доводя их до подобия своим собственным; напротив, последние сами легко дробятся под напором пришлых. Тогда всякое живое существо, изнемогши, впадает в то состояние, которое мы именуем старостью. В конце концов и те узы, что связуют треугольники моз­га, не справляются с напором, размыкаются и в свою очередь дают распуститься узам души, которая обретает свою природную свободу и отлетает с радостью, © ибо все противное природе тягостно, а все происходящее сообразно с природой приятно. Значит, и смерть тягост­на и насильственна лишь тогда, когда приходит от неду­гов и ран, когда же она в согласии с природой замыкает течение старости, это самая безболезненная из всех смертей, которая совершается скорее с удовольствием, нежели с мукой ,04.

Что касается недугов, то их происхождение, пожа- 82 луй, ясно каждому. Поскольку тело наше сплотилось из четырех родов — земли, огня, воды и воздуха, стоит одному из них оказаться в избытке или в недостатке или перейти со своего места на чужое, стоит какой-либо части (вспомнив, что как огонь, так и прочие роды яв­ляют не одну разновидность) воспринять в себя не то, что нужно, тут же, как и в случае других подобных на­рушений, возникают смуты и недуги; от этих несообраз­ных с природой событий и перемещений прохладные ь части тела разгорячаются, сухие — набухают влагой, легкие — тяжелеют и вообще все тело претерпевает всяческие изменения. Лишь тогда, утверждаем мы, мо­жет что-либо сохранить самотождественность и оста­ваться целым и невредимым, когда тождественное приб­лижается к тождественному и удаляется от него тожде-

ственно, единообразно и в должном соотношении; но все, что нарушает это своим притоком или оттоком, стано­вится причиной неисчислимых и многообразных пере­мен, недугов и пагуб.

Однако в природе есть и другие соединения; с ними связан второй разряд недугов, и для нашей любознатель- с ности находится и другое объяснение болезней. Правда, поскольку мозг, кости, мышцы и сухожилия построены из вышеупомянутых [родов] (да и кровь родилась из них же, хотя и иным способом), недуги поражают все это большей частью именно так, как мы раньше сказали, однако самые тяжелые из них становятся особо опасны­ми вот по какой причине: стоит образованию этих частей принять обратный ход, и они обречены на распад, ведь при естественном порядке вещей мышцы и сухожи­лия возникают из крови (причем сухожилия возникают из сродных им кровяных волокон, а плоть — из сгустков той крови, которая не имеет волокон); далее, от сухожи- d лий и плоти в свою очередь отделяется клейкое и жир­ное вещество, которое приклеивает плоть к кости и одно­временно способствует росту последней, заключающей в себе мозг, между тем как чистейшая его часть, состав­ленная из самых гладких и скользких треугольников, просачивается сквозь плотную костяную толщу, по кап­ле льется из кости и орошает мозг; когда рождение каждого из этих веществ происходит в таком порядке, е следствием, как правило, бывает здоровье, но извраще­ние порядка порождает недуги. Так, стоит плоти снова растечься и выпустить жижу обратно в жилы, как последние оказываются переполнены как воздухом, так и самой разнообразной кровью, различного цвета и сте­пени горечи, а также остроты и солености, несущей в себе множество видов желчи, сыворотки и флегмы 105. Поскольку все эти вещества возникли в обратном поряд­ке и таят в себе порчу, они губительно действуют прежде всего на саму кровь; они не доставляют телу никакого питания, а только носятся по жилам туда и сюда, не со- вз образуясь с порядком естественного круговорота. Между собою они в разладе, ибо не могут получить друг от друга никакой пользы, а всему, что осталось в теле устойчиво­го и блюдущего свое место, они враждебны и несут ему пагубу и распад. Притом та часть разлагаемой плоти, которая достаточно стара, плохо поддается размягче­нию; от продолжительного перегорания она чернеет; поскольку же она насквозь разъедена, ее вкус ь горек и близость с нею опасна для любой еще не повреж­денной части тела. Иногда же, если горечь поубавится, черному цвету сопутствует уже не горький, а острый вкус; в других случаях горькая гниль, погружаясь в кровь, краснеет, и от смешения красноты с чернотой получается зеленоватый цвет, наконец, если воспали­тельный огонь разлагает молодую плоть, с горькой гнилью смешивается желтый цвет. Общее наименование для всех этих вещей — «желчь»; быть может, оно с измышлено врачами или просто кем-то, кто сумел уви­деть за множеством различий родовое единство, требую­щее для себя одного имени. Что касается разновидностей желчи, то они получили особые названия сообразно своему цвету. Так, сыворотка черной и острой желчи в отличие от безвредной кровяной сыворотки опасна, если под действием теплоты восприняла свойство быть соле­ной; тогда она именуется едкой флегмой. Другая разно­видность образуется из распада молодой и нежной пло­ти, происходящего под воздействием воздуха; она на- d столько вздута воздушными веяниями и объята влагой, что образует пузырьки, по отдельности невидимые из-за малого размера, но в совокупности создающие зримое глазу скопление, которое состоит из пены и потому на взгляд белое; это пронизанное воздухом разжижение нежной плоти мы именуем белой флегмой. Водянистая часть новообразовавшейся флегмы — это в свой черед пот, слезы и сколько ни есть прочих жидкостей, отде- е ляющихся при повседневном очищении тела. Все они служат орудием недугов, когда кровь пополняется не из еды и питья, как того требует природа, но возмещает свою убыль вопреки естественным законам.

Впрочем, покуда какая-либо часть плоти, распадаясь под действием недуга, сохраняет свои основы, это лишь полбеды, можно с легкостью восстановить разрушенное. 84 Но стоит недугу поразить то, что связует мышцы с костя­ми, стоит выделениям плоти и сухожилий перестать пи­тать кости и сращивать их с плотью, стоит плоти под действием недостаточного, вызывающего сухость пита­ния сменить свою жирность, гладкость и клейкость на грубость и соленый вкус — и все это вещество, претер­певая описанные несчастья, отпадает от костей, сызнова распадается на плоть и сухожилия, между тем как плоть, ь отделяясь от своих основ, оставляет сухожилия оголен­ными и наполненными соленой влагой, а сама вновь подхватывается током крови и умножает недуги, которые мы уже называли. Но сколь ни тяжелы подобные страда­ния тела, тяжелее те, которые имеют еще более глубокую причину и обусловлены чрезмерной плотностью мышц, не дающей костям дышать и вызывающей в них гнилост­ный перегрев, а из-за этого — костоеду; больная кость не только перестает принимать питание, но и сама распадается и в обратной последовательности переходов с разжижается в долженствующую ее питать влагу; та в свой черед становится плотью, между тем как плоть, возвращаясь в кровь, уготовляет такие недуги, которые еще злее, чем названные. Но всего хуже, если из-за недостаточного или чрезмерного притока каких-либо веществ будет поражена природа мозга; из этого про­истекают тяжелейшие заболевания, самым верным пу­тем ведущие к смерти, ибо тут уже все совокупное строе­ние тела обречено перерождаться.

Для третьего рода недугов должно предположить троякое происхождение: либо от дыхания, либо от d флегмы, либо от желчи. Так, когда легкое, являющее собою как бы распределителя дыхания в теле, засоряется истекающими мокротами и потому не может дать возду­ху свободных проходов, дыхание до одних мест вообще не доходит, а к другим приходит в избытке; и вот в первом случае неохлаждаемые части загнивают, между тем как во втором дыхание насильственно прорывается сквозь жилы, искривляет их, разлагает тело и застревает в его середине, у грудобрюшной преграды. Из этого возникает множество мучительных недугов, чаще всего е сопровождающихся обильным потом. Весьма часто так­же воздух возникает внутри тела от разложения плоти; не находя пути наружу, оно доставляет такие же муки, как и воздух, вошедший извне с дыханием. Эти муки бывают особенно сильны, когда воздух, скопляясь и разбухая возле сухожилий и окружающих жилок, при­нуждает суставные связки и прилежащие к ним сухожи­лия сгибаться в противоположном направлении. От та­кого судорожного натяжения эти недуги и получили свои имена: «тетан» и «опистотон» 106. Лечить их труд­но, чаще всего они проходят под действием лихорадки.

Что касается белой флегмы, то содержащийся в ее 85 пузырьках воздух опасен, когда она заперта внутри тела; отыскав сквозь отдушины путь наружу, она становится безвредней, но разукрашивает тело белыми лишаями и другими подобными недугами. Порой она смешивается с черной желчью и тогда тревожит своими вторжениями

самое божественное, что мы имеем, — круговращения, происходящие в нашей голове; если такой припадок схватывает во сне, он еще не так страшен, но вот если ь он нападает на бодрствующего, бороться с ним куда тяжелее. Поскольку природа поражаемой им части свя­щенна, он по справедливости именуется священной бо­лезнью 107. Едкая и соленая флегмы являют собою источ­ник всех недугов катарального свойства; от множества различных мест, куда может устремиться истечение, не­дуги эти получили много разных имен.

Напротив, так называемые воспаления различных частей тела, именуемые так от горения и опаливания, все обязаны своим возникновением желчи. Если желчь обретает через отдушины тела путь наружу, она в своем с кипении порождает всевозможные нарывы; заключен­ная внутри, она производит множество воспалительных недугов, и притом самый тяжелый из них тогда, когда примешивается к чистой крови и нарушает правильное соотношение кровяных волокон. Эти волокна рассеяны по крови для того, чтобы поддерживать равновесие меж­ду разреженностью и плотностью: кровь не должна ни разжижаться от горячего настолько, чтобы просочиться через вены, ни сгущаться сверх должного и этим мешать d собственному бегу по жилам. К тому, чтобы блюсти эту меру, волокна предназначены уже самым своим рожде­нием. Если извлечь их даже из холодеющей крови мерт­веца, весь остаток крови разлагается; напротив, если оставить их, они быстро свертывают кровь, оказавшись в союзе с обступившим ее холодом. Таково действие кровяных волокон; они оказывают его и на желчь, кото­рая по своему происхождению являет собой старую кровь, а потом снова становится кровью из плоти. Когда теплая и разжиженная желчь сначала лишь понемногу поступает в жилы, она терпит под действием волокон е свертывание и насильственное охлаждение, производя в недрах тела озноб и дрожь. Но стоит ей нахлынуть обильнее, она одолевает волокна своим жаром и, вски­пев, приводит их в полный беспорядок; если же сил ее достанет на окончательную победу, она проникает до са­мого мозга и палит его, как бы сжигая корабельные ка­наты отчаливающей на волю души. Когда же, напротив, она оказывается слабее, а тело в достаточной мере сопротивляется ее разлагающему действию, поражение достается ей, и тогда она либо распространяется по всему телу, либо бывает отброшена по жилам в верхнюю

или нижнюю часть брюшной полости и затем извергнута вон из тела, словно изгнанник из волнуемого смутой города. При своем удалении она производит кишечные 86 расстройства, кровавые поносы и прочие недуги этого рода.

Заметим, что, если тело заболевает в основном от избытка огня, оно подвержено непрерывной лихорадке; если от избытка воздуха — лихорадка повторяется каж­дый день; если от избытка воды — она бывает трехднев­ной, ибо вода являет больше косности, нежели воздух и тем более огонь; если от избытка земли, четвертого по счету и самого косного рода, требующего для своего изг­нания вчетверо больше времени,— тело подвержено че­тырехдневной лихорадке и выздоравливает с большим трудом.

Так возникают телесные недуги; что касается неду- ь гов души, то они проистекают из телесных следующим образом. Нельзя не согласиться, что неразумие есть недуг души, но существуют два вида неразумия — сума­сшествие и невежество. Значит, все, что сродно любому из двух названных состояний, заслуживает имени неду­га, и тогда к самым тяжелым среди этих недугов души придется причислить нарушающие меру удовольствия и страдания. Когда человек упоен радостью или, напротив, терзается огорчением, он в своей неуемной жажде не­своевременно получить одно и освободиться от другого с не может ничего правильно видеть и слышать; его ум помрачен, и он в такое время менее всего способен рас­суждать. Между тем, если у кого-нибудь, словно у особо плодоносного дерева, мозг рождает в избытке струящее­ся семя, такой человек по различным поводам испытыва­ет много терзаний, но и много удовольствий, то вожде­лея, то насыщая вожделение; обуреваемый сильнейши­ми удовольствиями и неудовольствиями, он живет в состоянии безумия большую часть жизни. Итак, душа его больна и безумна по вине тела, однако все видят в а нем не больного, но добровольно порочного человека.

На деле же любовная необузданность есть недуг души, чаще всего рождающийся по вине одного-единственного вещества, которое сочится сквозь поры костей и разли­вается по всему телу. Когда так называемую невоздерж­ность в удовольствиях хулят как добровольную пороч­ность, хула эта почти всегда несправедлива: никто не по­рочен по доброй воле, но лишь дурные свойства тела или е неудавшееся воспитание делают порочного человека

порочным, притом всегда к его же несчастью и против его воли.

Что касается области страданий, то и здесь тело зачастую оказывается повинным в пороках души. Так, когда острая и соленая флегма, а также горькие желч­ные соки, блуждая по телу, не находят себе выхода нару­жу, но скапливаются внутри и возмущают примесью 87 своих паров движения души, они вызывают всевозмож­ные душевные недуги разной силы и длительности. Поскольку же они могут вторгаться в любую из трех обителей души, то в зависимости от места, в которое они попадают, рождаются многообразные виды подав­ленности и уныния, дерзости и трусости, забытья и ту­поумия. Если же к такой предрасположенности прибав- ь ляются порочные государственные установления, а рав­но и дурные речи, наполняющие как частную, так и общественную жизнь, и если при этом не изучаются уже с юных лет те науки, чья целительная сила могла бы противостоять этому злу, то под воздействием этих двух причин, совершенно неподвластных нашей воле, и ста­новятся порочными все те из нас, кто порочен. Ответ­ственность за это лежит скорее на зачавших, нежели на зачатых, и скорее на воспитателях, нежели на воспитуе- мых; и все же каждый обязан напрягать свои силы, дабы с помощью воспитания, упражнений и занятий избегнуть порока и обрести то, что ему противоположно. Впрочем, это относится уже к иному роду рассуждений, с Напротив, весьма уместно и ко времени противопо­ставить всему вышесказанному повествование о средст­вах, силой которых поддерживается здоровье тела и здравомыслие; сама справедливость требует уделять больше внимания доброму, нежели злому. Между тем все доброе, без сомнения, прекрасно, а прекрасное не может быть чуждо меры. Значит, приходится признать, что и живое существо, долженствующее оказаться прек­расным, соразмерно 108. Но что касается соразмерности, здесь мы привыкли принимать в расчет мелочи, а самое а важное и существенное упускаем из виду. Когда стоит вопрос о здоровье и болезни, о добродетели и пороке, нет ничего важнее, нежели соразмерность или несораз­мерность между душой и телом как таковыми. Но мы не задумываемся над этим и не понимаем, что, когда могучая и во всех отношениях великая душа восседает как бы на колеснице слишком слабого и хилого тела или когда равновесие нарушено в противоположную

сторону, живое существо в целом не прекрасно, ибо ему не хватает соразмерности как раз в самом сущест венном; однако, когда в нем есть эта соразмерность, оно являет собою для каждого, кто умеет видеть, самое прекрасное и отрадное из всех зрелищ. Ведь и тело, в ко­тором либо длина ног, либо величина других членов е нарушает меру, не просто безобразно: когда всем его частям приходится работать сообща, оно то и дело подпа­дает утомлению или судорогам, делается неустойчивым, падает, оказываясь само же для себя причиной нескон­чаемых бед.

То же самое следует предположить и о том двухчаст­ном соединении, которое мы именуем живым существом. Когда входящая в его состав душа слишком сильна для тела и притом яростна, она расшатывает тело и напол- 88 няет его изнутри недугами; самозабвенно предаваясь исследованиям и наукам, она его истощает; если же ее распаляют задором и честолюбием труды учительства и публичные или частные словопрения, тогда она перегре­вает тело, сотрясает его устои, вызывает истечения и притом вводит в обман большинство так называемых врачей, понуждая их винить в происходящем неповин­ное тело. Напротив, когда большое, превосходящее душу тело соединяется со скудными и немощными мыслитель­ными способностями, то, поскольку людям от природы даны два вида вожделений — телесное вожделение к еде ь и божественнейшее в нас вожделение к разуму,— порывы более сильной стороны побеждают и умножают собственную силу, а душу между тем делают тупой, непонятливой и забывчивой, навлекая на человека неве­жество, этот злейший из всех недугов.

От того и другого есть лишь одно спасение — не воз­буждать ни души в ущерб телу, ни тела в ущерб душе, но давать обеим сторонам состязаться между собой, дабы они пребывали в равновесии и здравии. Скажем, тот, кто занимается математикой или другим делом, с требующим сильного напряжения мысли, должен давать и телу необходимое упражнение, прибегая к гимнастике; напротив, тому, кто преимущественно трудится над раз­витием своего тела, следует в свой черед упражнять ду­шу, занимаясь музыкой и всем тем, что относится к философии 109, если только он хочет по праву именовать­ся не только прекрасным, но и добрым. Сообразно с этим должно заботиться и об отдельных частях [тела], подра­жая примеру Вселенной. Ведь если то, что входит в тело, d



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.