|
||||||||
Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 26 страница— Мне-то кажется, что да. — Дальше. Не скажем ли мы, что яростный дух всегда и всецело устремлен на то, чтобы взять верх над кем-нибудь, победить и прославиться? — Безусловно. ь — Так что, если мы назовем его честолюбивым и склонным к соперничеству, это будет уместно? — В высшей степени. — Ну а то начало, посредством которого мы познаем? Всякому ясно, что оно всегда и полностью направлено на познание истины, то есть того, в чем она состоит, а о деньгах и молве заботится всего менее. — Даже совсем не заботится. — Назвав его любознательным и философским, мы обозначили бы его подходящим образом? — Конечно. — Но у одних людей правит в душе одно начало, а у других — другое; это уж как придется. с — Да, это так. — Поэтому давай прежде всего скажем, что есть три рода людей: одни — философы ((piAoaocpov), другие — честолюбцы (qnXovixov), третьи — сребролюбцы (срйохербед). — Конечно. — И что есть три вида удовольствий соответственно каждому из этих видов людей. — Несомненно. — А знаешь, если у тебя явится желание спросить поочередно этих трех людей, какая жизнь всего приятнее, каждый из них будет особенно хвалить свою. Де- d лец скажет, что в сравнении с наживой удовольствие от почета или знаний ничего не стоит, разве что и из этого можно извлечь доход. — Верно. — А честолюбец? Разве он не считает, что удовольствия, доставляемые деньгами, — это нечто пошлое, а с другой стороны, удовольствие от знаний, поскольку наука не приносит почета,— это просто дым? — Да, он так считает. — Чем же, думаем мы, считает философ все про- е чие удовольствия сравнительно с познанием истины — в чем она состоит — и постоянным расширением своих знаний в этой области? Разве он не находит, что все прочее очень далеко от удовольствия? Да и в других удовольствиях он ничуть не нуждается, разве что их уж нельзя избежать: поэтому-то он и называет их необходимыми. — Это следует хорошо знать. — А когда под сомнение берутся удовольствия и даже сам образ жизни каждого из трех видов людей — не с точки зрения того, чье существование прекраснее или постыднее, лучше или хуже, а просто спор идет 582 о том, что приятнее и в чем меньше страданий, — как нам узнать, кто из них всего более прав? — На это я затрудняюсь ответить. — А ты взгляни вот как: на чем должно основываться суждение, чтобы оно было верным? Разве не на опыте, разуме и доказательстве? Или есть лучшее мерило, чем это? — Нет, конечно. — Так посмотри: из этих трех человек кто всего опытнее в тех удовольствиях, о которых мы говорили? У корыстолюбца ли больше опыта в удовольствии от познания, когда человек постигает самое истину, ка- ь нова она, или же философ опытнее в удовольствии от корысти? — Философ намного превосходит корыстолюбца, ведь ему неизбежно пришлось отведать того и другого с самого детства, тогда как корыстолюбцу, даже если он по своим природным задаткам способен постигнуть сущее, нет необходимости отведать этого удовольствия и убедиться на опыте, как оно сладостно; более того, пусть бы он и стремился к этому, для него это нелегко. — Стало быть, философ намного превосходит ко- рыстолюбца опытностью и в том и в другом удовольствии. — Конечно, намного. с — А как насчет честолюбца? Более ли неопытен философ в удовольствии, получаемом от почета, чем тот — в удовольствии от разумения? — Но ведь почетом пользуется каждый, если достиг своей цели. Многие почитают богатого человека, мужественного или мудрого, так что в удовольствии от почета все имеют опыт и знают, что это такое. А какое удовольствие доставляет созерцание бытия, этого никому, кроме философа, вкусить не дано. — Значит, из всех трех его суждение благодаря его d опытности будет наилучшим. — Несомненно. — И лишь один он будет обладать опытностью в сочетании с разумом. — Конечно. — Но и то орудие, посредством которого можно судить, принадлежит не корыстолюбцу и не честолюбцу, а философу. — Какое орудие? — Мы сказали, что судить надо при помощи доказательств, не так ли? — Да. — Доказательства — это и есть преимущественно орудие философа. — Безусловно. — Если то, что подлежит суду, судить на основании богатства или корысти, тогда похвала либо порицание 0 со стороны корыстолюбца непременно были бы самыми верными суждениями. — Наверняка. — А если судить на основании почета, победы, мужества, тогда, не правда ли, верными были бы суждения честолюбца, склонного к соперничеству? — Это ясно. — А если судить с помощью опыта, размышления и доказательства? — То, что одобряет человек, любящий мудрость и доказательство, непременно должно быть самым верным,— сказал Главной. — Итак, поскольку имеются три вида удовольст- 583 вий,— сказал я,— значит, то из них, что соответствует познающей части души, будет наиболее полным, и, в ком из нас эта часть преобладает, у того и жизнь будет всего приятнее. — Как же ей и не быть? Недаром так расценивает свою жизнь человек разумный — главный судья в этом деле. — А какой жизни и каким удовольствиям отведет наш судья второе место? — Ясно, что удовольствиям человека воинственного и честолюбивого, они ближе к первым, чем удовольствия приобретателя. — Значит, на последнем месте стоят удовольствия корыстолюбца. — Конечно. ь — Итак, вот прошли подряд как бы два состязания и дважды вышел победителем человек справедливый, а несправедливый проиграл. Теперь пойдет третье состязание 9, олимпийское, в честь Олимпийского Зевса-спа- сителя. Заметь, что у всех, кроме человека разумного, удовольствия не вполне подлинны, скорее это тени удовольствий; так, помнится, я слышал от кого-то из знатоков, а ведь это означало бы уже полнейшее поражение несправедливого. — Еще бы! Но что ты имеешь в виду? с Удовольствие — Я найду это, если ты мне помо- и страдание. жешь своими ответами. от простого страдание противоположно удоволь- прекращения СТВИЮ? страданий — Конечно. — А бывает ли что-нибудь ни радостным, ни печальным? — Бывает. — Посредине между этими двумя состояниями есть какое-то спокойствие души в отношении того и другого? Или ты это называешь иначе? — Нет, так. — Вспомни слова больных — что они говорят, когда хворают? — А именно? — Они говорят: нет ничего приятнее, чем быть здо- d ровым. Но до болезни они не замечали, насколько это приятно. — Да, помню. — И если человек страдает от какой-либо боли, ты слышал, как говорят, что приятнее всего, когда боль прекращается? — Слышал. — И во многих подобных же случаях ты замечаешь, я думаю, что люди, когда у них горе, мечтают не о радостях, как о высшем удовольствии, а о том, чтобы не было горя и наступил бы покой. — Покой становится тогда, пожалуй, желанным и приятным. — А когда человек лишается какой-нибудь радости, е покой после удовольствия будет печален. — Пожалуй. — Стало быть, то, что, как мы сейчас сказали, занимает середину между двумя крайностями, то есть покой, бывает и тем и другим, и страданием и удовольствием. — По-видимому. — А разве возможно, не будучи ни тем ни другим, оказаться и тем и другим? — По-моему, нет. — И удовольствие, возникающее в душе, и страдание — оба они суть какое-то движение. Или нет? — Да, это так. — А то, что не есть ни удовольствие, ни страдание, 584 разве не оказалось только что посредине между ними? Это — покой. — Да, он оказался посредине. — Так может ли это быть верным — считать удовольствием отсутствие страдания, а страданием — отсутствие удовольствия? — Ни в коем случае. — Следовательно, этого на самом деле не бывает, оно лишь таким представляется: покой только тогда и будет удовольствием, если его-сопоставить со страданием, и, наоборот, он будет страданием в сравнении с удовольствием. Но с подлинным удовольствием эта игра воображения не имеет ничего общего: в ней нет ровно ничего здравого, это одно наваждение. — Наше рассуждение это показывает. — Рассмотри же те удовольствия, которым не пред- ь шествует страдание, а то ты, может быть, думаешь, будто ныне самой природой устроено так, что удовольствие — это прекращение страдания, а страдание — прекращение удовольствия. — Где же существуют такие удовольствия и в чем они состоят? — Их много, и притом разных, но особенно, если хочешь это понять, возьми удовольствия, связанные с обонянием 10: мы испытываем их внезапно с чрезвычайной силой и без всякого предварительного страдания, а когда эти удовольствия прекращаются, они не оставляют по себе никаких мучений. — Сущая правда. с — Стало быть, мы не поверим тому, будто прекращение страдания — это удовольствие, а прекращение удовольствия — страдание. — Не поверим. —^Однако так называемые удовольствия, испытываемые душой при помощи тела,— а таких чуть ли не большинство, и они едва ли не самые сильные — как раз и относятся к этому виду, иначе говоря, они возникают как прекращение страданий. — Это правда. — Не так же ли точно обстоит дело и с предчувствием будущих удовольствий и страданий, иначе говоря, когда мы заранее испытываем радость или страдаем? — Да, именно так. а — Знаешь, что это такое и на что это очень похоже? — На что? — Считаешь ли ты, что в природе действительно есть верх, низ и середина? — Считаю, конечно. — Так вот, если кого-нибудь переносят снизу к середине, не думает ли он, по-твоему, что поднимается вверх, а не куда-нибудь еще? А остановившись посредине и оглядываясь, откуда он сюда попал, не считает ли он, что находится наверху, а не где-нибудь еще, ведь он не видел пока подлинного верха? — Клянусь Зевсом, по-моему, такой человек не может думать иначе. с — Но если бы его понесло обратно, он считал бы, что несется вниз, и правильно бы считал. — Конечно. — С ним бы происходило все это потому, что у него нет опыта в том, что такое действительно верх, середина и низ. — Это ясно. Без знания истипы — Удивишься ли ты, если люди, не ведающие истины относительно многих других вещей, не имеют здравых мнений и об этом? Насчет удовольствия, страдания и промежуточного состояния люди настроены так, что, когда их относит в сторону страдания, они судят верно и подлинно стра- 585 дают, но, когда они переходят от страдания к промежуточному состоянию, они очень склонны думать, будто это приносит удовлетворение и радость. Можно подумать, что они глядят на серое, сравнивая его с черным и не зная белого,—* так заблуждаются они, сравнивая страдание с его отсутствием и не имея опыта в удовольствии. — Клянусь Зевсом, меня это не удивило бы, скорее уж — если бы дело обстояло иначе. — Вдумайся вот во что: голод, жажда и тому подобное — разве это не ощущение состояния пустоты в на- ь шем теле? — Ну и что же? — А незнание и непонимание — разве это не состояние пустоты в душе? — И даже очень. — Подобную пустоту человек заполнил бы, приняв пищу или поумнев. — Конечно. — А что было бы подлиннее: заполнение более действительным или менее действительным бытием? — Ясно, что более действительным. — А какие роды вещей считаешь ты более причастными чистому бытию? Будут ли это такие вещи, как, например, хлеб, напитки, приправы, всевозможная пища, или же это будет какой-то вид истинного мнения, знания, ума, вообще всяческого совершенства? Суди об с этом вот как: то, что причастно вечно тождественному, подлинному и бессмертному, что само тождественно и возникает в тождественном, не находишь ли ты более действительным, чем то, что причастно вечно изменчивому и смертному, что само таково и в таком же и возникает? — Вечно тождественное много действительнее. — А сущность вечно тождественного разве более причастна бытию, чем познанию? 11 — Вовсе нет. — Что же? А истине она больше причастна? — Тоже нет. — Если же что меньше причастно истине, то не меньше ли и бытию? — Непременно. а — Значит, всякого рода попечение о теле меньше причастно истине и бытию, чем попечение о душе? — Гораздо меньше. — Не думаешь ли ты, что то же самое относится к самому телу сравнительно с душой? — По-моему, да. — Значит, то, что заполняется более действительным и само более действительно, в самом деле заполняется больше, чем то, что заполняется менее действительным и само менее действительно? — Как же иначе? — Раз бывает приятно, когда тебя наполняет что- нибудь подходящее по своей природе, то и действительное наполнение чем-то более действительным заставляло о бы более действительно и подлинно радоваться подлинному удовольствию, между тем как добавление менее действительного наполняло бы менее подлинно и прочно и доставляло бы менее достоверное и подлинное удовольствие. — Это совершенно неизбежно. 586 — Значит, у кого нет опыта в рассудительности и добродетели, кто вечно проводит время в пирушках и других подобных увеселениях, того, естественно, относит вниз, а потом опять к середине, и вот так они блуждают всю жизнь. Им не выйти за эти пределы, ведь они никогда не взирали на подлинно возвышенное и не возносились к нему, не наполнялись в действительности действительным, не вкушали надежного и чистого удовольствия; подобно скоту, они всегда смотрят вниз, склонив голову к земле... и к столам: они пасутся, обжи- ь раясь и совокупляясь, и из-за жадности ко всему этому лягают друг друга, бодаясь железными рогами, забивая друг друга насмерть копытами,— все из-за ненасытности, так как они не заполняют ничем действительным ни своего действительного начала, ни своей утробы 12. — Великолепно,— сказал Главкон,— словно прорицатель, изображаешь ты, Сократ, жизнь большинства. — И разве не неизбежно примешиваются к удовольствиям страдания? Хотя это только призрачные образы подлинного удовольствия, при сопоставлении с с ним оказывающиеся более бледными по краскам, тем не менее они производят сильное впечатление, приводят людей в неистовство, внушают безумцам страстную в них влюбленность и служат предметом раздора: так, по утверждению Стесихора, мужи сражались под Троей лишь за призрак Елены, не зная правды 13. — Да, это непременно должно быть чем-то подобным. — Что же? Разве не вызывается нечто подобное и яростным началом нашей души? Человек творит то же самое либо из зависти — вследствие честолюбия, либо прибегает к насилию из-за соперничества, либо впадает в гнев из-за своего тяжелого нрава, когда бессмысленно и неразумно преследует лишь одно: насытиться поче- d стями, победой, яростью. — И в этом случае все это неизбежно. — Так что же? Отважимся ли мы сказать, что даже там, где господствуют вожделения, направленные на корыстолюбие и соперничество, если они сопутствуют познанию и разуму и вместе с ними преследуют удовольствия, проверяемые разумным началом, они все же разрешатся в самых подлинных удовольствиях, поскольку подлинные удовольствия доступны людям, добивающимся истины? Это были бы соответствующие удовольствия, ибо что для кого-нибудь есть наилучшее, е то ему всего более и соответствует. —* Да, соответствует всего более. Самые подлинные “ Стал0 бытЬ’ если вся ДУша в Чел°м удовольствия — следует за своим философским нача- у души, следующей лом и не раздираема противоречиями, за философским т0 для каЖд0й ее части возможно неначалом только делать все остальное по справедливости, но и находить в этом свои особые удовольствия, самые лучшие и по мере сил самые истин- 587 ные. — Совершенно верно. — А когда возьмет верх какое-нибудь другое начало, то невозможно будет отыскать свойственное ему удовольствие, да и остальные части будут вынуждены стремиться к чуждому им и не истинному. — Это так. — И чем дальше отойти от философии и разума, тем больше это будет происходить. — Да, намного больше. — А всего дальше отходит от разума то, что отклоняется от закона и порядка. — Это ясно. — Уже было выяснено, что всего b — Да. — Всего дальше, я думаю, отойдет от подлинного и собственного своего удовольствия тиран, а всего ближе к нему будет царь. — Неизбежно. — Значит, тиран будет вести жизнь, совсем лишенную удовольствий, а у царя их будет много. — Да, и это неизбежно. — А знаешь, во сколько раз меньше удовольствий в жизни тирана, чем царя? — Скажи, пожалуйста, ты. — Существуют, как видно, три вида удовольствий: один из них — подлинный, два — ложных. Тиран, избегая закона и разума, перешел в запредельную область ложных удовольствий. Там он и живет, и телохранителями ему служат какие-то рабские удовольствия. Во сколько раз умалились его удовольствия, не так-то легко сказать, разве что вот как... — Как? — После олигархического человека тиран стоит на третьем месте, а посредине между ними будет находиться демократ. d — Значит, размер удовольствия тирана, этого призрачного подобия удовольствия, можно было бы выразить [квадратной] плоскостью. — Верно. — А если взять вторую и третью степень, станет ясно, каким будет расстояние, отделяющее тирана [от царя]. — По крайней мере ясно тому, кто умеет вычислять. — Если же кто в обратном порядке станет определять, насколько отстоит царь от тирана в смысле подлин- е ности удовольствия, то, доведя умножение до конца, он найдет, что царь живет в семьсот двадцать девять раз приятнее, а тиран во столько же раз тягостнее. — Ты сделал поразительное вычисление! Вот как велика разница между этими двумя людьми, то есть 588 между человеком справедливым и несправедливым, в отношении к удовольствию и страданию. — Однако это число верно, и вдобавок оно подходит к [их] жизням, поскольку с ними находятся в соответствии сутки, месяцы и годы 14. — Да, они им соответствуют. — Если даже в смысле удовольствия хороший и справедливый человек стоит настолько выше человека подлого и несправедливого, то насколько же выше будет он по благообразию своей жизни, по красоте и добродетели! — Клянусь Зевсом, бесконечно выше, — согласился Главкон. — Хорошо,— сказал я.— А теперь, ь Недостаточность раз мы заговорили об этом, давай показной * справедливости вернемся к тому, что было сказано раньше и что привело нас к этому вопросу. Тогда говорилось, что человеку, полностью несправедливому, выгодно быть несправедливым при условии, что его считают справедливым. Не так ли было сказано? — Да, так. — Давай же теперь обсудим это утверждение, раз мы пришли к согласию насчет значения справедливой и несправедливой деятельности. — Как же мы будем это обсуждать? — Мы создадим некое словесное подобие души, чтобы тот, кто тогда это утверждал, увидел, что он, собственно, говорит 15. — Чем же будет это подобие? с — Чем-нибудь вроде древних чудовищ — Химеры, Скиллы, Кербера,— какими уродились они, согласно сказаниям. Да и о многих других существах говорят, что в них срослось несколько разных образов 16. — Да, говорят. — Так вот, создай образ зверя, многоликого и многоголового. Эти лики — домашних и диких зверей — расположены у него кругом, он может их изменять и производить все это из самого себя. d — Тут потребовался бы искусный ваятель! Впрочем, поскольку гораздо легче лепить из слов, чем из воска или других подобных материалов, допустим, что такой образ уже создан. — И еще создай образ льва и образ человека, причем первый будет намного большим, а второй будет уступать ему по величине. — Это легче: они уже готовы. — Хоть здесь и три образа, но ты объедини их так, чтобы они крепко срослись друг с другом. — Готово, они скреплены. — Теперь придай им снаружи, вокруг, единый облик — облик человека, так, чтобы все это выглядело как одно живое существо, а именно как человек, по крайней мере для того, кто не в состоянии рассмотреть, что е находится там, внутри, и видит только внешнюю оболочку. — Готово и это. — В ответ тому, кто утверждает, будто такому человеку полезно творить несправедливость, а действовать по справедливости невыгодно, мы скажем, что тем самым, собственно говоря, утверждается, будто полезно откармливать многоликого зверя, делать мощным как его, 589 так и льва и все, что ко льву относится, а человека морить голодом, ослаблять, чтобы те могли тащить его куда им вздумается, и он не был бы в состоянии приучить их к взаимной дружбе, а вынужден был бы предоставить им грызться между собой, драться и пожирать друг друга. — Именно такой смысл заключался бы в утверждении того, кто одобряет несправедливость. — В свою очередь тот, кто признает полезность справедливости, тем самым утверждает, что нужно делать и говорить все то, при помощи чего внутренний ь человек сумеет совладать с тем [составным] человеком и как хозяин возьмет на себя попечение об этой много- головой твари, взращивая и облагораживая то, что в ней есть кроткого, и препятствуя развитию ее диких свойств. Он заключит союз со львом и сообща с ним будет заботиться обо всех частях, заставляя их быть дружными между собою и с ним самим. Вот как бы он их растил. — Конечно, именно это утверждает тот, кто хвалит справедливость. — Как ни поверни, выходит, что говорит правду тот, кто прославляет справедливость, а кто хвалит неспра- с ведливость, тот лжет. Рассматривать ли это с точки зрения удовольствия, доброй славы или пользы, всегда будет прав тот, кто одобряет справедливость, а тот, кто ее бранит, ровно ничего не смыслит — лишь бы ему браниться. — По-моему, этот человек ни в чем не разбирается. — Мы станем кротко убеждать его — ведь не по доброй же воле он ошибается — и зададим ему такой вопрос: «Чудак, не таким же ли образом возникли общепринятые взгляды на прекрасное и постыдное? Когда звероподобную сторону своей натуры подчиняют челове- а ческой — вернее, пожалуй, божественной,— это прекрасно, когда же кротость порабощается дикостью, это постыдно и безобразно». Согласится он, как ты думаешь? — Да, если послушается меня. — Исходя из этого рассуждения, принесет ли кому- нибудь пользу обладание золотом, полученным несправедливым путем? Ведь при этом происходит примерно вот что: золото он возьмет, но одновременно с этим поработит наилучшую свою часть самой скверной. Или если • за золото человек отдаст сына или дочь в рабство, да еще людям злым и диким, этим он ничего не выгадает, даже если получит за это очень много. Коль скоро он безжалостно порабощает самую божественную свою часть, подчиняя ее самой безбожной и гнусной, разве это не жалкий человек и разве полученная им мзда не ведет его к еще 590 более ужасной гибели, чем Эрифилу, обретшую ожерелье ценой души своего мужа 17? — Конечно, он еще много несчастнее, отвечу я тебе вместо твоего собеседника, — сказал Главкон. — А как, по-твоему, не потому ли с давних пор осуждали невоздержность, что она сверх всякой меры дает волю в невоздержном человеке той страшной, огромной и многообразной твари? — Конечно, поэтому. 13 Платон, т. 3 — А самодовольство и брюзгливость порицаются не ь тогда ли, когда усиливается и без меры напрягается та сторона человека, которая имеет сходство со львом или со змеей? — Несомненно. — Изнеженность и вялость осуждаются из-за расслабленности и распущенности, из-за того, что они вселяют в человека робость. — Безусловно. — Низкая угодливость вызывается тем, что как раз яростное начало души человек подчиняет тому неуемному, как толпа, зверю, который из алчности к деньгам и ненасытности смолоду приучается помыкать этим своим началом, превращаясь из льва в обезьяну. с — Конечно, это именно так. — Почему, как ты думаешь, ставятся человеку в упрек занятия ремеслами и ручным трудом? Не потому ли, что, когда у человека лучшая его часть ослаблена, так что ему не под силу справиться с теми тварями, которые находятся у него внутри, он способен лишь угождать им? Как их ублажать — вот единственное, в чем он знает толк. — Видимо, да. — Для того чтобы и такой человек управлялся началом, подобным тому, каким управляются лучшие люди, мы скажем, что ему надлежит быть рабом лучшего а человека, в котором господствующее начало — божественное. Не во вред себе должен быть в подчинении раб, как это думал Фрасимах 18 относительно всех подвластных; напротив, всякому человеку лучше быть под властью божественного и разумного начала, особенно если имеешь его в себе как нечто свое; если же этого нет, тогда пусть оно воздействует извне, чтобы по мере сил между всеми нами было сходство и дружба и все мы управлялись бы одним и тем же началом. — Это верно. е — Да и закон, поскольку он союзник всех граждан государства, показывает, что он ставит себе такую же цель. То же и наша власть над детьми: мы не даем им воли до тех пор, пока не приучим их к некоему порядку, 591 словно они — некое государство, и, развивая в себе лучшее начало, не поставим его стражем и правителем над таким же началом у них, после этого мы отпускаем их на свободу. — Это очевидно. — Так как же тогда, Главкон, и на каком основании могли бы мы сказать, будто полезно поступать несправедливо, быть невоздержным и творить безобразия? От этого человек будет только хуже, хотя бы он и приобрел много денег и в других отношениях стал бы могущественным. — Действительно, так говорить нельзя. — А какая польза для несправедливого человека, если его поступки останутся в тайне и он не будет привлечен к ответственности? Разве тот, кто утаился, не ь делается от этого еще хуже? У человека, который не скрывается и подвергается наказанию, звероподобное начало его души унимается и укрощается, а кроткое высвобождается, и вся его душа в целом, направленная теперь уже в лучшую сторону, проникается рассудительностью и справедливостью наряду с разумностью, причем становится настолько же более ценной, чем тело,— хотя бы и развивающее свою силу, красоту и здоровье,— насколько вообще ценнее тела душа. — В этом нет никакого сомнения. — И не правда ли, человек разумный построит с свою жизнь, направив все свои усилия именно на это? Он будет прежде всего ценить те познания, которые делают его душу такой, а прочими пренебрежет. — Это ясно. — Далее. Он не подчинит состояние своего тела и его питание звероподобному и бессмысленному удовольствию, обратив в эту сторону все свое существование. Даже на здоровье он не будет обращать особого внимания, не поставит себе целью непременно быть сильным, здоровым, красивым, если это не будет способствовать рассудительности. Он обнаружит способ- а ность наладить гармонию своего тела ради согласия и гармонии души. — Непременно, раз он хочет быть поистине гармоничным (jiovoixoq) ,— согласился Главкон. — И в обладании имуществом у него также будет порядок и согласованность? — спросил я.— Большинство людей превозносит богатство, но разве он поддастся этому и станет беспредельно его увеличивать, так что и конца не будет беде? — Не думаю. — Он будет соблюдать свой внутренний строй и е будет начеку — как бы там что не нарушилось из-за изобилия или, наоборот, недостатка имущества — так станет он управлять своими доходами и расходами. — Несомненно. 592 — Но и в том, что касается почестей, он будет учиты вать то же самое: он не отклонит их и даже охотно отведает, если найдет, что они делают его добродетельнее, но, если они нарушат достигнутое им состояние согласованности, он будет избегать их и в частной, и в общественной жизни. — Раз он заботится об этом, значит, он не захочет заниматься государственными делами.
|
||||||||
|