Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 26 страница



— Мне-то кажется, что да.

— Дальше. Не скажем ли мы, что яростный дух всегда и всецело устремлен на то, чтобы взять верх над кем-нибудь, победить и прославиться?

— Безусловно.                                                          ь

— Так что, если мы назовем его честолюбивым и склонным к соперничеству, это будет уместно?

— В высшей степени.

— Ну а то начало, посредством которого мы по­знаем? Всякому ясно, что оно всегда и полностью направлено на познание истины, то есть того, в чем она состоит, а о деньгах и молве заботится всего менее.

— Даже совсем не заботится.

— Назвав его любознательным и философским, мы обозначили бы его подходящим образом?

— Конечно.

— Но у одних людей правит в душе одно начало,

а у других — другое; это уж как придется.                     с

— Да, это так.

— Поэтому давай прежде всего скажем, что есть три рода людей: одни — философы ((piAoaocpov), дру­гие — честолюбцы (qnXovixov), третьи — сребролюбцы (срйохербед).

— Конечно.

— И что есть три вида удовольствий соответственно каждому из этих видов людей.

— Несомненно.

— А знаешь, если у тебя явится желание спросить поочередно этих трех людей, какая жизнь всего прият­нее, каждый из них будет особенно хвалить свою. Де-

d лец скажет, что в сравнении с наживой удовольствие от почета или знаний ничего не стоит, разве что и из этого можно извлечь доход.

— Верно.

— А честолюбец? Разве он не считает, что удоволь­ствия, доставляемые деньгами, — это нечто пошлое, а с другой стороны, удовольствие от знаний, поскольку наука не приносит почета,— это просто дым?

— Да, он так считает.

— Чем же, думаем мы, считает философ все про- е чие удовольствия сравнительно с познанием истины —

в чем она состоит — и постоянным расширением своих знаний в этой области? Разве он не находит, что все прочее очень далеко от удовольствия? Да и в других удовольствиях он ничуть не нуждается, разве что их уж нельзя избежать: поэтому-то он и называет их не­обходимыми.

— Это следует хорошо знать.

— А когда под сомнение берутся удовольствия и даже сам образ жизни каждого из трех видов людей — не с точки зрения того, чье существование прекраснее или постыднее, лучше или хуже, а просто спор идет

582 о том, что приятнее и в чем меньше страданий, — как нам узнать, кто из них всего более прав?

— На это я затрудняюсь ответить.

— А ты взгляни вот как: на чем должно основы­ваться суждение, чтобы оно было верным? Разве не на опыте, разуме и доказательстве? Или есть лучшее мери­ло, чем это?

— Нет, конечно.

— Так посмотри: из этих трех человек кто всего опытнее в тех удовольствиях, о которых мы говорили? У корыстолюбца ли больше опыта в удовольствии от познания, когда человек постигает самое истину, ка-

ь нова она, или же философ опытнее в удовольствии от корысти?

— Философ намного превосходит корыстолюбца, ведь ему неизбежно пришлось отведать того и другого с самого детства, тогда как корыстолюбцу, даже если он по своим природным задаткам способен постигнуть сущее, нет необходимости отведать этого удовольствия и убедиться на опыте, как оно сладостно; более того, пусть бы он и стремился к этому, для него это не­легко.

— Стало быть, философ намного превосходит ко-

рыстолюбца опытностью и в том и в другом удоволь­ствии.

— Конечно, намного.                                               с

— А как насчет честолюбца? Более ли неопытен философ в удовольствии, получаемом от почета, чем тот — в удовольствии от разумения?

— Но ведь почетом пользуется каждый, если достиг своей цели. Многие почитают богатого человека, муже­ственного или мудрого, так что в удовольствии от почета все имеют опыт и знают, что это такое. А какое удовольствие доставляет созерцание бытия, этого ни­кому, кроме философа, вкусить не дано.

— Значит, из всех трех его суждение благодаря его d опытности будет наилучшим.

— Несомненно.

— И лишь один он будет обладать опытностью в сочетании с разумом.

— Конечно.

— Но и то орудие, посредством которого можно су­дить, принадлежит не корыстолюбцу и не честолюбцу, а философу.

— Какое орудие?

— Мы сказали, что судить надо при помощи дока­зательств, не так ли?

— Да.

— Доказательства — это и есть преимущественно орудие философа.

— Безусловно.

— Если то, что подлежит суду, судить на основании богатства или корысти, тогда похвала либо порицание 0 со стороны корыстолюбца непременно были бы самыми верными суждениями.

— Наверняка.

— А если судить на основании почета, победы, мужества, тогда, не правда ли, верными были бы суж­дения честолюбца, склонного к соперничеству?

— Это ясно.

— А если судить с помощью опыта, размышления и доказательства?

— То, что одобряет человек, любящий мудрость и доказательство, непременно должно быть самым вер­ным,— сказал Главной.

— Итак, поскольку имеются три вида удовольст- 583 вий,— сказал я,— значит, то из них, что соответствует познающей части души, будет наиболее полным, и, в ком

из нас эта часть преобладает, у того и жизнь будет всего приятнее.

— Как же ей и не быть? Недаром так расценивает свою жизнь человек разумный — главный судья в этом деле.

— А какой жизни и каким удовольствиям отведет наш судья второе место?

— Ясно, что удовольствиям человека воинственного и честолюбивого, они ближе к первым, чем удовольствия приобретателя.

— Значит, на последнем месте стоят удовольствия корыстолюбца.

— Конечно.

ь — Итак, вот прошли подряд как бы два состязания и дважды вышел победителем человек справедливый, а несправедливый проиграл. Теперь пойдет третье состя­зание 9, олимпийское, в честь Олимпийского Зевса-спа- сителя. Заметь, что у всех, кроме человека разумного, удовольствия не вполне подлинны, скорее это тени удо­вольствий; так, помнится, я слышал от кого-то из знато­ков, а ведь это означало бы уже полнейшее поражение несправедливого.

— Еще бы! Но что ты имеешь в виду?

с Удовольствие — Я найду это, если ты мне помо-

и страдание. жешь своими ответами.

 

от простого страдание противоположно удоволь-

прекращения СТВИЮ? страданий — Конечно.

— А бывает ли что-нибудь ни радостным, ни пе­чальным?

— Бывает.

— Посредине между этими двумя состояниями есть какое-то спокойствие души в отношении того и другого? Или ты это называешь иначе?

— Нет, так.

— Вспомни слова больных — что они говорят, когда хворают?

— А именно?

— Они говорят: нет ничего приятнее, чем быть здо- d ровым. Но до болезни они не замечали, насколько это

приятно.

— Да, помню.

— И если человек страдает от какой-либо боли, ты

слышал, как говорят, что приятнее всего, когда боль прекращается?

— Слышал.

— И во многих подобных же случаях ты замеча­ешь, я думаю, что люди, когда у них горе, мечтают не о радостях, как о высшем удовольствии, а о том, чтобы не было горя и наступил бы покой.

— Покой становится тогда, пожалуй, желанным и приятным.

— А когда человек лишается какой-нибудь радости, е покой после удовольствия будет печален.

— Пожалуй.

— Стало быть, то, что, как мы сейчас сказали, за­нимает середину между двумя крайностями, то есть покой, бывает и тем и другим, и страданием и удоволь­ствием.

— По-видимому.

— А разве возможно, не будучи ни тем ни другим, оказаться и тем и другим?

— По-моему, нет.

— И удовольствие, возникающее в душе, и стра­дание — оба они суть какое-то движение. Или нет?

— Да, это так.

— А то, что не есть ни удовольствие, ни страдание, 584 разве не оказалось только что посредине между ними?

Это — покой.

— Да, он оказался посредине.

— Так может ли это быть верным — считать удо­вольствием отсутствие страдания, а страданием — от­сутствие удовольствия?

— Ни в коем случае.

— Следовательно, этого на самом деле не бывает, оно лишь таким представляется: покой только тогда и будет удовольствием, если его-сопоставить со страданием, и, наоборот, он будет страданием в сравнении с удовольст­вием. Но с подлинным удовольствием эта игра вообра­жения не имеет ничего общего: в ней нет ровно ничего здравого, это одно наваждение.

— Наше рассуждение это показывает.

— Рассмотри же те удовольствия, которым не пред- ь шествует страдание, а то ты, может быть, думаешь, будто ныне самой природой устроено так, что удоволь­ствие — это прекращение страдания, а страдание — прекращение удовольствия.

— Где же существуют такие удовольствия и в чем они состоят?

— Их много, и притом разных, но особенно, если хочешь это понять, возьми удовольствия, связанные с обонянием 10: мы испытываем их внезапно с чрезвы­чайной силой и без всякого предварительного страдания, а когда эти удовольствия прекращаются, они не остав­ляют по себе никаких мучений.

— Сущая правда.

с — Стало быть, мы не поверим тому, будто прекра­щение страдания — это удовольствие, а прекращение удовольствия — страдание.

— Не поверим.

—^Однако так называемые удовольствия, испыты­ваемые душой при помощи тела,— а таких чуть ли не большинство, и они едва ли не самые сильные — как раз и относятся к этому виду, иначе говоря, они возникают как прекращение страданий.

— Это правда.

— Не так же ли точно обстоит дело и с предчувст­вием будущих удовольствий и страданий, иначе гово­ря, когда мы заранее испытываем радость или стра­даем?

— Да, именно так.

а — Знаешь, что это такое и на что это очень похоже?

— На что?

— Считаешь ли ты, что в природе действительно есть верх, низ и середина?

— Считаю, конечно.

— Так вот, если кого-нибудь переносят снизу к сере­дине, не думает ли он, по-твоему, что поднимается вверх, а не куда-нибудь еще? А остановившись посре­дине и оглядываясь, откуда он сюда попал, не считает ли он, что находится наверху, а не где-нибудь еще, ведь он не видел пока подлинного верха?

— Клянусь Зевсом, по-моему, такой человек не мо­жет думать иначе.

с — Но если бы его понесло обратно, он считал бы, что несется вниз, и правильно бы считал.

— Конечно.

— С ним бы происходило все это потому, что у него нет опыта в том, что такое действительно верх, середина и низ.

— Это ясно.

Без знания истипы — Удивишься ли ты, если люди, не

ведающие истины относительно мно­гих других вещей, не имеют здравых мнений и об этом? Насчет удовольст­вия, страдания и промежуточного

состояния люди настроены так, что, когда их относит в сторону страдания, они судят верно и подлинно стра- 585 дают, но, когда они переходят от страдания к промежу­точному состоянию, они очень склонны думать, будто это приносит удовлетворение и радость. Можно поду­мать, что они глядят на серое, сравнивая его с черным и не зная белого,—* так заблуждаются они, сравнивая стра­дание с его отсутствием и не имея опыта в удовольствии.

— Клянусь Зевсом, меня это не удивило бы, скорее уж — если бы дело обстояло иначе.

— Вдумайся вот во что: голод, жажда и тому подоб­ное — разве это не ощущение состояния пустоты в на- ь шем теле?

— Ну и что же?

— А незнание и непонимание — разве это не со­стояние пустоты в душе?

— И даже очень.

— Подобную пустоту человек заполнил бы, приняв пищу или поумнев.

— Конечно.

— А что было бы подлиннее: заполнение более действительным или менее действительным бытием?

— Ясно, что более действительным.

— А какие роды вещей считаешь ты более причаст­ными чистому бытию? Будут ли это такие вещи, как, например, хлеб, напитки, приправы, всевозможная пища, или же это будет какой-то вид истинного мнения, знания, ума, вообще всяческого совершенства? Суди об с этом вот как: то, что причастно вечно тождественному, подлинному и бессмертному, что само тождественно и возникает в тождественном, не находишь ли ты более действительным, чем то, что причастно вечно изменчи­вому и смертному, что само таково и в таком же и воз­никает?

— Вечно тождественное много действительнее.

— А сущность вечно тождественного разве более причастна бытию, чем познанию? 11

— Вовсе нет.

— Что же? А истине она больше причастна?

— Тоже нет.

— Если же что меньше причастно истине, то не меньше ли и бытию?

— Непременно.

а — Значит, всякого рода попечение о теле меньше причастно истине и бытию, чем попечение о душе?

— Гораздо меньше.

— Не думаешь ли ты, что то же самое относится к самому телу сравнительно с душой?

— По-моему, да.

— Значит, то, что заполняется более действитель­ным и само более действительно, в самом деле заполня­ется больше, чем то, что заполняется менее действитель­ным и само менее действительно?

— Как же иначе?

— Раз бывает приятно, когда тебя наполняет что- нибудь подходящее по своей природе, то и действитель­ное наполнение чем-то более действительным заставляло

о бы более действительно и подлинно радоваться подлин­ному удовольствию, между тем как добавление менее действительного наполняло бы менее подлинно и прочно и доставляло бы менее достоверное и подлинное удо­вольствие.

— Это совершенно неизбежно.

586 — Значит, у кого нет опыта в рассудительности и

добродетели, кто вечно проводит время в пирушках и других подобных увеселениях, того, естественно, отно­сит вниз, а потом опять к середине, и вот так они блуж­дают всю жизнь. Им не выйти за эти пределы, ведь они никогда не взирали на подлинно возвышенное и не воз­носились к нему, не наполнялись в действительности действительным, не вкушали надежного и чистого удо­вольствия; подобно скоту, они всегда смотрят вниз, склонив голову к земле... и к столам: они пасутся, обжи-

ь раясь и совокупляясь, и из-за жадности ко всему этому лягают друг друга, бодаясь железными рогами, забивая друг друга насмерть копытами,— все из-за нена­сытности, так как они не заполняют ничем действитель­ным ни своего действительного начала, ни своей утробы 12.

— Великолепно,— сказал Главкон,— словно прори­цатель, изображаешь ты, Сократ, жизнь большинства.

— И разве не неизбежно примешиваются к удо­вольствиям страдания? Хотя это только призрачные образы подлинного удовольствия, при сопоставлении

с с ним оказывающиеся более бледными по краскам, тем

не менее они производят сильное впечатление, приводят людей в неистовство, внушают безумцам страстную в них влюбленность и служат предметом раздора: так, по утверждению Стесихора, мужи сражались под Троей лишь за призрак Елены, не зная правды 13.

— Да, это непременно должно быть чем-то по­добным.

— Что же? Разве не вызывается нечто подобное и яростным началом нашей души? Человек творит то же самое либо из зависти — вследствие честолюбия, либо прибегает к насилию из-за соперничества, либо впадает в гнев из-за своего тяжелого нрава, когда бессмысленно

и неразумно преследует лишь одно: насытиться поче- d стями, победой, яростью.

— И в этом случае все это неизбежно.

— Так что же? Отважимся ли мы сказать, что даже там, где господствуют вожделения, направленные на корыстолюбие и соперничество, если они сопутствуют познанию и разуму и вместе с ними преследуют удо­вольствия, проверяемые разумным началом, они все же разрешатся в самых подлинных удовольствиях, по­скольку подлинные удовольствия доступны людям, добивающимся истины? Это были бы соответствующие удовольствия, ибо что для кого-нибудь есть наилучшее, е то ему всего более и соответствует.

—* Да, соответствует всего более.

Самые подлинные “ Стал0 бытЬесли вся ДУша в Чел°м удовольствия — следует за своим философским нача- у души, следующей лом и не раздираема противоречиями,

за философским т0 для каЖд0й ее части возможно неначалом

только делать все остальное по спра­ведливости, но и находить в этом свои особые удоволь­ствия, самые лучшие и по мере сил самые истин- 587 ные.

— Совершенно верно.

— А когда возьмет верх какое-нибудь другое начало, то невозможно будет отыскать свойственное ему удо­вольствие, да и остальные части будут вынуждены стремиться к чуждому им и не истинному.

— Это так.

— И чем дальше отойти от философии и разума, тем больше это будет происходить.

— Да, намного больше.

— А всего дальше отходит от разума то, что отклоняется от закона и по­рядка.

Это ясно.

— Уже было выяснено, что всего

b

 

Да.

— Всего дальше, я думаю, отойдет от подлинного и собственного своего удовольствия тиран, а всего ближе к нему будет царь.

— Неизбежно.

— Значит, тиран будет вести жизнь, совсем лишен­ную удовольствий, а у царя их будет много.

— Да, и это неизбежно.

— А знаешь, во сколько раз меньше удовольствий в жизни тирана, чем царя?

— Скажи, пожалуйста, ты.

— Существуют, как видно, три вида удовольствий: один из них — подлинный, два — ложных. Тиран, из­бегая закона и разума, перешел в запредельную об­ласть ложных удовольствий. Там он и живет, и тело­хранителями ему служат какие-то рабские удовольст­вия. Во сколько раз умалились его удовольствия, не так-то легко сказать, разве что вот как...

— Как?

— После олигархического человека тиран стоит на третьем месте, а посредине между ними будет нахо­диться демократ.

d

— Значит, размер удовольствия тирана, этого при­зрачного подобия удовольствия, можно было бы выра­зить [квадратной] плоскостью.

— Верно.

— А если взять вторую и третью степень, станет ясно, каким будет расстояние, отделяющее тирана [от царя].

— По крайней мере ясно тому, кто умеет вычислять.

— Если же кто в обратном порядке станет опреде­лять, насколько отстоит царь от тирана в смысле подлин- е ности удовольствия, то, доведя умножение до конца, он найдет, что царь живет в семьсот двадцать девять раз приятнее, а тиран во столько же раз тягостнее.

— Ты сделал поразительное вычисление! Вот как велика разница между этими двумя людьми, то есть 588 между человеком справедливым и несправедливым,

в отношении к удовольствию и страданию.

— Однако это число верно, и вдобавок оно подходит к [их] жизням, поскольку с ними находятся в соответст­вии сутки, месяцы и годы 14.

— Да, они им соответствуют.

— Если даже в смысле удовольствия хороший и справедливый человек стоит настолько выше человека подлого и несправедливого, то насколько же выше будет он по благообразию своей жизни, по красоте и добро­детели!

— Клянусь Зевсом, бесконечно выше, — согласился Главкон.

— Хорошо,— сказал я.— А теперь, ь Недостаточность раз мы заговорили об этом, давай показной                                             *

справедливости вернемся к тому, что было сказано

раньше и что привело нас к этому вопросу. Тогда говорилось, что человеку, полностью несправедливому, выгодно быть несправедливым при условии, что его считают справедливым. Не так ли было сказано?

— Да, так.

— Давай же теперь обсудим это утверждение, раз мы пришли к согласию насчет значения справедливой и несправедливой деятельности.

— Как же мы будем это обсуждать?

— Мы создадим некое словесное подобие души, чтобы тот, кто тогда это утверждал, увидел, что он, собственно, говорит 15.

— Чем же будет это подобие?                                   с

— Чем-нибудь вроде древних чудовищ — Химеры, Скиллы, Кербера,— какими уродились они, согласно сказаниям. Да и о многих других существах говорят, что в них срослось несколько разных образов 16.

— Да, говорят.

— Так вот, создай образ зверя, многоликого и мно­гоголового. Эти лики — домашних и диких зверей — расположены у него кругом, он может их изменять и производить все это из самого себя.

d — Тут потребовался бы искусный ваятель! Впрочем, поскольку гораздо легче лепить из слов, чем из воска или других подобных материалов, допустим, что такой образ уже создан.

— И еще создай образ льва и образ человека, при­чем первый будет намного большим, а второй будет уступать ему по величине.

— Это легче: они уже готовы.

— Хоть здесь и три образа, но ты объедини их так, чтобы они крепко срослись друг с другом.

— Готово, они скреплены.

— Теперь придай им снаружи, вокруг, единый об­лик — облик человека, так, чтобы все это выглядело как одно живое существо, а именно как человек, по край­ней мере для того, кто не в состоянии рассмотреть, что

е находится там, внутри, и видит только внешнюю обо­лочку.

— Готово и это.

— В ответ тому, кто утверждает, будто такому чело­веку полезно творить несправедливость, а действовать по справедливости невыгодно, мы скажем, что тем са­мым, собственно говоря, утверждается, будто полезно от­кармливать многоликого зверя, делать мощным как его,

589 так и льва и все, что ко льву относится, а человека морить голодом, ослаблять, чтобы те могли тащить его куда им вздумается, и он не был бы в состоянии приучить их к взаимной дружбе, а вынужден был бы предоставить им грызться между собой, драться и пожирать друг друга.

— Именно такой смысл заключался бы в утвержде­нии того, кто одобряет несправедливость.

— В свою очередь тот, кто признает полезность справедливости, тем самым утверждает, что нужно де­лать и говорить все то, при помощи чего внутренний

ь человек сумеет совладать с тем [составным] человеком и как хозяин возьмет на себя попечение об этой много-


головой твари, взращивая и облагораживая то, что в ней есть кроткого, и препятствуя развитию ее диких свойств.

Он заключит союз со львом и сообща с ним будет забо­титься обо всех частях, заставляя их быть дружными между собою и с ним самим. Вот как бы он их растил.

— Конечно, именно это утверждает тот, кто хвалит справедливость.

— Как ни поверни, выходит, что говорит правду тот, кто прославляет справедливость, а кто хвалит неспра- с ведливость, тот лжет. Рассматривать ли это с точки зре­ния удовольствия, доброй славы или пользы, всегда бу­дет прав тот, кто одобряет справедливость, а тот, кто ее бранит, ровно ничего не смыслит — лишь бы ему бра­ниться.

— По-моему, этот человек ни в чем не разбирается.

— Мы станем кротко убеждать его — ведь не по доброй же воле он ошибается — и зададим ему такой вопрос: «Чудак, не таким же ли образом возникли обще­принятые взгляды на прекрасное и постыдное? Когда звероподобную сторону своей натуры подчиняют челове- а ческой — вернее, пожалуй, божественной,— это пре­красно, когда же кротость порабощается дикостью, это постыдно и безобразно». Согласится он, как ты ду­маешь?

— Да, если послушается меня.

— Исходя из этого рассуждения, принесет ли кому- нибудь пользу обладание золотом, полученным неспра­ведливым путем? Ведь при этом происходит примерно вот что: золото он возьмет, но одновременно с этим пора­ботит наилучшую свою часть самой скверной. Или если • за золото человек отдаст сына или дочь в рабство, да еще людям злым и диким, этим он ничего не выгадает, даже если получит за это очень много. Коль скоро он безжа­лостно порабощает самую божественную свою часть, подчи­няя ее самой безбожной и гнусной, разве это не жалкий человек и разве полученная им мзда не ведет его к еще 590 более ужасной гибели, чем Эрифилу, обретшую оже­релье ценой души своего мужа 17?

— Конечно, он еще много несчастнее, отвечу я тебе вместо твоего собеседника, — сказал Главкон.

— А как, по-твоему, не потому ли с давних пор осуждали невоздержность, что она сверх всякой меры дает волю в невоздержном человеке той страшной, огромной и многообразной твари?

— Конечно, поэтому.

13 Платон, т. 3


— А самодовольство и брюзгливость порицаются не

ь тогда ли, когда усиливается и без меры напрягается та

сторона человека, которая имеет сходство со львом или со змеей?

— Несомненно.

— Изнеженность и вялость осуждаются из-за рас­слабленности и распущенности, из-за того, что они все­ляют в человека робость.

— Безусловно.

— Низкая угодливость вызывается тем, что как раз яростное начало души человек подчиняет тому не­уемному, как толпа, зверю, который из алчности к день­гам и ненасытности смолоду приучается помыкать этим своим началом, превращаясь из льва в обезьяну.

с — Конечно, это именно так.

— Почему, как ты думаешь, ставятся человеку в упрек занятия ремеслами и ручным трудом? Не потому ли, что, когда у человека лучшая его часть ослаблена, так что ему не под силу справиться с теми тварями, которые находятся у него внутри, он способен лишь угождать им? Как их ублажать — вот единственное, в чем он знает толк.

— Видимо, да.

— Для того чтобы и такой человек управлялся на­чалом, подобным тому, каким управляются лучшие люди, мы скажем, что ему надлежит быть рабом лучшего

а человека, в котором господствующее начало — божест­венное. Не во вред себе должен быть в подчинении раб, как это думал Фрасимах 18 относительно всех подвласт­ных; напротив, всякому человеку лучше быть под властью божественного и разумного начала, особенно если имеешь его в себе как нечто свое; если же этого нет, тогда пусть оно воздействует извне, чтобы по мере сил между всеми нами было сходство и дружба и все мы управлялись бы одним и тем же началом.

— Это верно.

е — Да и закон, поскольку он союзник всех граждан государства, показывает, что он ставит себе такую же цель. То же и наша власть над детьми: мы не даем им воли до тех пор, пока не приучим их к некоему порядку, 591 словно они — некое государство, и, развивая в себе лучшее начало, не поставим его стражем и правителем над таким же началом у них, после этого мы отпускаем их на свободу.

— Это очевидно.

— Так как же тогда, Главкон, и на каком основании могли бы мы сказать, будто полезно поступать неспра­ведливо, быть невоздержным и творить безобразия? От этого человек будет только хуже, хотя бы он и приобрел много денег и в других отношениях стал бы могущест­венным.

— Действительно, так говорить нельзя.

— А какая польза для несправедливого человека, если его поступки останутся в тайне и он не будет при­влечен к ответственности? Разве тот, кто утаился, не ь делается от этого еще хуже? У человека, который не скрывается и подвергается наказанию, звероподобное начало его души унимается и укрощается, а кроткое высвобождается, и вся его душа в целом, направленная теперь уже в лучшую сторону, проникается рассуди­тельностью и справедливостью наряду с разумностью, причем становится настолько же более ценной, чем тело,— хотя бы и развивающее свою силу, красоту и здо­ровье,— насколько вообще ценнее тела душа.

— В этом нет никакого сомнения.

— И не правда ли, человек разумный построит с свою жизнь, направив все свои усилия именно на это? Он будет прежде всего ценить те познания, которые де­лают его душу такой, а прочими пренебрежет.

— Это ясно.

— Далее. Он не подчинит состояние своего тела и его питание звероподобному и бессмысленному удо­вольствию, обратив в эту сторону все свое существова­ние. Даже на здоровье он не будет обращать особого внимания, не поставит себе целью непременно быть сильным, здоровым, красивым, если это не будет спо­собствовать рассудительности. Он обнаружит способ- а ность наладить гармонию своего тела ради согласия

и гармонии души.

— Непременно, раз он хочет быть поистине гармо­ничным (jiovoixoq) ,— согласился Главкон.

— И в обладании имуществом у него также будет порядок и согласованность? — спросил я.— Большин­ство людей превозносит богатство, но разве он поддастся этому и станет беспредельно его увеличивать, так что и конца не будет беде?

— Не думаю.

— Он будет соблюдать свой внутренний строй и е будет начеку — как бы там что не нарушилось из-за изобилия или, наоборот, недостатка имущества — так


станет он управлять своими доходами и расходами.

— Несомненно.

592           — Но и в том, что касается почестей, он будет учиты­

вать то же самое: он не отклонит их и даже охотно отве­дает, если найдет, что они делают его добродетельнее, но, если они нарушат достигнутое им состояние согла­сованности, он будет избегать их и в частной, и в общест­венной жизни.

— Раз он заботится об этом, значит, он не захочет заниматься государственными делами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.