|
||||||||||||||||||||||||||||||||
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Эту песню спел великий преданный Нароттама дс хкур, чрйа Гауӣя-вайшавской сампрадйи, цепи ученической преемственности, нисходящей от Господа Чаитанйи. Нароттама дс хкур написал много песен, которые признаны всеми вайшнавами. Он спел их на простом бенгальском языке, однако, благодаря глубокому смыслу, скрытому в этих песнях, они имеют огромную ценность. В этой песне он говорит: `гаурга' болите ха'бе пулака-арӣра. Человек достиг совершенства воспевания, если по его телу пробегает дрожь, стоит ему только пропеть имя Господа Гаурги, положившего начало этому движению сакӣртаны. Это нельзя имитировать, но все же Нароттама дс хкур вопрошает: «Когда же наступит этот счастливый момент, когда наши тела охватит дрожь, как только я начну петь имя Господа Гаурги?» А когда появится эта дрожь, — `хари хари' болите найане ба'бе нӣра: «Во время пения мантры Харе Кша из глаз польются слезы». Затем он говорит: ра кабе нити-чдера кару хоибе. Все мы молим Господа Нитйнанду о милости. Нитйнанда считается изначальным духовным учителем, поэтому, чтобы приблизиться к Гаурге, Господу Чаитанйе, нужно сначала снискать милость Господа Нитйнанды. Как же распознать человека, который обрел беспричинную милость Господа Нитйнанды? Как говорит Нароттама дс хкур, признаком того, что человек снискал беспричинную милость Господа Нитйнанды, является отсутствие материальных желаний. ра кабе нити-чдера кару хоибемора кабе туччха ха'бе. Сасра-всан означает «желание материальных наслаждений», и Нароттама дс интересуется: когда же они станут незначительными? Разумеется, пока мы имеем тело, мы вынуждены признавать множество материальных потребностей, однако следует делать это не для наслаждения, а только для того, чтобы сохранить душу в теле. Далее Нароттама дс говорит: рӯпа-рагхунтха-паде хоибе кути – «когда же у меня появится страстное желание изучать книги, оставленные шестью Госвмӣ?» кути означает «сильное стремление». Рӯпа Госвмӣ, отец преданного служения, написал книгу «Бхакти-расмта-синдху», которая содержит замечательные наставления, касающиеся преданного служения. Эти же вопросы рассматриваются в «Чаитанйа-чаритмте» и других книгах. Краткое изложение этих наставлений дано в нашей книге «Учение Господа Чаитаньи»*. Нужно постичь любовные супружеские отношения Рдхи- Кшы, изучая наставления шестерых Госвмӣ. Нароттама дс хкур указывает нам не пытаться осознать любовные отношения Рдхи-Кшы самим, надеясь на силу своего ума. Мы должны попытаться понять эту йугала-пӣрити, супружескую любовь, что возможно только руководствуясь наставлениями Госвмӣ. Пока ум человека слишком поглощен материальными мыслями, он не сможет войти в царство Вндвана. Однако Нароттама дс хкур говорит: вишайа чхий кабе уддха ха'бе мана кабе хма херабо рӣ-вндвана — «Когда мой ум полностью очистится, освободившись от материальных тревог и желаний, я смогу постичь Вндван и супружескую любовь Рдхи и Кшы, и тогда моя духовная жизнь увенчается успехом».
НМА-САКӢРТАНА (хари) харайе нама кша йдавйа нама йдавйа мдхавйа кеавйа нама гопла говинда рм рӣ-мадхусӯдан гири-дхрӣ гопӣ-нтха мадана-мохан 3 рӣ-чаитанйа-нитйнанда рӣ-адваита-сӣт хари, гуру ваишава, бхгавата гӣт 4 рӣ-рӯпа,рӣ-сантана, бхаа-рагхунтх рӣ-джӣва гопла-бхаа, дса-рагхунтх 5 эи чхай госи кори чараа-вандан йх хоите вигхнан абхӣша-пӯра 6 эи чхай госи йр, муи тро дс т’сабра пада-реу мора пача-грс 7 тдера чараа севи бхакта-сане вс джанаме джанаме хой, эи абхилш 8 эи чхай госи йабе брадже коил вс рдх-кша-нитйа-лӣл корил прок 9 нанде боло хар, бхаджа вндван рӣ-гуру-ваишава-паде маджий ман 10 рӣ-гуру-ваишава-пад-падма кори а нма-сакӣртана кохе нароттама-дс Эта песня Шрӣлы Нароттамы дса хкура очень известна среди преданных Бенгалии и Ориссы. Когда Господь Чаитанйа вернулся из Гай, где Он был инициирован рӣ Ӣварой Пурӣ, Его ученики не могли узнать в Нем прежнего учителя грамматики, ибо Он превратился в одержимого, опьяненного любовью к Богу. Вместо того, чтобы объяснять правила грамматики как обычно, Господь Чаитанйа, делая разбор предложения, каждое санскритское слово и каждую букву связывал с Кшой, Верховной Личностью Бога. Этот метод грамматического анализа получил дальнейшее развитие в книге рӣлы Джӣвы Госвмӣ «Хари-нммта-вйкараа» («Грамматика нектарного имени рӣ Хари»). Однако ученики Господа Чаитанйи решили, что их учитель сошел с ума и смазали Его голову бальзамом Вишу — маслом, которое охлаждает голову. Наконец они спросили: «Вы говорите, что все есть Кшн и единственное, что мы должны делать — это всегда воспевать Его имена. Как же мы должны это делать?» В ответ на их вопрос Господь Чаитанйа стал петь имена Кшы, хлопая при этом в ладоши. Так Он положил начало движению нма-сакӣртаны. Имена, которые пел Господь, содержатся в двух первых строках этой песни; Нароттама дс хкур и другие помещают эти имена в начале своих произведений, желая запечатлеть эти события в памяти людей. Нароттама дс хкур поет имена Господа Чаитанйи, Нитйнанды, рӣ Адвайты и Сӣты (супруги Господа Адвайты). Так как и Господь Хари, и духовный учитель, и «рӣмад Бхагавад-гӣт» находятся на трансцендентном уровне, то им оказывают равное почтение. Затем рӣла Нароттама дс поет имена шести Госвмӣ. «Я предлагаю свои поклоны их стопам, которые уничтожают страдания, накопленные за долгие годы. Я слуга этих шести Госвмӣ, а пыль с их лотосных стоп является для меня пятью видами пищи. Служить их лотосным стопам и иметь общение с преданными — это мое единственное занятие, из жизни в жизнь», — поет он. «Когда шесть Госвмӣ жили во Вндване, они описали вечные трансцендентальные игры рӣ рӣ Рдхи-Кшы. До прихода Господа Чаитанйи подлинные места игр Господа Кшы оставались неизвестными, поэтому Господь Чаитанйа поручил шести Госвмӣ отыскать эти святые места и воздвигнуть там храмы. Храм рӣ рӣ Рдх-Дмодара находится недалеко от места рса-лӣлы, шесть Госвмӣ во главе со рӣлой Рӯпой Госвмӣ часто собирались там и обсуждали темы своих произведений, в которых они с научной точки зрения объясняли возвышенные игры рӣ рӣ Рдхи-Кшы. Нароттама дс хкур говорит: — «В великом экстазе громко пойте имя Хари и служите истинному трансцендентальному учителю и преданным». В заключение он говорит: «Уповая на милость лотосных стоп моего гуру и святых вайшавов, Нароттама дс поет сакӣртану Господа Хари — Харе Кша Харе Кша Кша Кша Харе Харе/ Харе Рма Харе Рма Рма Рма Харе Харе».
САКХӢВНДЕ ВИДЖПТИ
САПРШАДА-ГАУРА-ВИРАХА-ВИЛПА
САВАРАА-ГАУРА-МАХИМ гаургера дуи пада, йра дхана-сампада, се джне бхакати-раса-сра гаургера мадхура-лӣл, йра каре правеил, хдой нирмала бхело тра
йе гаургера нма лойа, тра хой премодойа, тре муи йи балихри гаурга-гуете джхуре, нитйа-лӣл тре спхуре, се джана бхакати-адхикрӣ гаургера саги-гае, нитйа-сиддха кори мне, се йайа враджендра-сута-па рӣ-гауа-маала-бхӯми, йеб джне чинтмаи тра хой враджабхӯме вса гаура-према-расраве, се тараге йеб убе, се рдх-мдхава-антарага гхе в ванете тхке, `ха гаурга' боле ке, нароттама мге тра сага
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свмӣ Прабхупды
В этой песне Нароттама дс хкур прославляет Господа Чаитанйу. Его имя — Гаурга, поскольку Он обладает светлой кожей. Если у человека светлая кожа, его называют гаурой, и так как кожа у Господа Чаитанйи была очень светлой и напоминала своим цветом расплавленное золото, Его еще называли Гаурасундарой. Нароттама дс хкур говорит гаургера дуи пада, йра дхана-сампада, се джне бхакати-раса-сра. Каждый, кто принял лотосные стопы Господа Чаитанйи, может понять истинную сущность преданного служения. Преданное служение очень сложно, его не может понять обычный человек. В «Бхагавад-гӣте» сказано, что из многих тысяч людей, пытающихся достичь совершенства человеческой жизни, лишь немногие действительно становятся совершенными и осознают себя. А из тысяч таких осознавших себя личностей только одному удастся понять Кшу. Но как можно служить Кше, не понимая Его? Таким образом, преданное служение Кше — это не обычная вещь. Но, к счастью, тому, кто следует по стопам Господа Чаитанйи (гаургера дуи пада), то есть идет по указанному Им пути и просто воспевает мантру Харе Кша, совсем нетрудно понять, что такое преданное служение. Поэтому Нароттама дс хкур молит каждого укрыться под сенью лотосных стоп Господа Чаитанйи и стать Его последователем, ибо только так можно понять суть преданного служения. Игры Господа Чаитанйи доставляют радость всем, потому что в основном участники движения Господа Чаитанйи Махпрабху поют, танцуют и едят кша-прасд. Когда Господь Чаитанйа сделал своей штаб-квартирой Джаганнтха-Пурӣ, Он каждый день там танцевал и пел, а затем просил принести прасд и раздать его преданным. Всем это очень нравилось, и каждый день приходили сотни людей. Царь Ориссы, Махрджа Пратпарудра, велел служителям храма давать преданным Господа Чаитанйи столько прасада, сколько они захотят. Таким образом, Его игры очень приятны: пой, танцуй и принимай прасд. Если человек, плененный играми Господа Чаитанйи, будет просто петь, танцевать и есть прасд, его сердце полностью очистится от грязи. У каждого, кто примет это движение и будет петь, танцевать и есть кша-прасд, сердце непременно очистится от всего материального загрязнения. И Нароттама дс хкур совершенно справедливо утверждает: гаургера мадхура-лӣл, йра каре правеил, хдой нирмала бхело тра — тот, кто хочет очистить свое сердце, должен принять движение Господа Чаитанйи, сознание Кшы. Господь Чаитанйа настолько милостив, что в каждом, кто примет святое имя Гаурасундары, рӣ Кшы Чаитанйи, немедленно будет развиваться любовь к Богу. Как правило, преданные вначале поют рӣ кша-чаитанйа прабху нитйнанда, ибо для того, чтобы сердце начало очищаться, необходимо молить Господа Чаитанйу, Господа Нитйнанду и Их спутников о милости. Лӣл означает «игры». Игры невозможны без участников, поэтому Господа Чаитанйу всегда сопровождают спутники — Нитйнанда, Адвайта, Гаддхара, рӣвса и многие другие преданные. Тра означает «его», хой — «выполнено», а премодой — «развитие любви к Богу». Просто воспевая рӣ кша-чаитанйа прабху нитйнанда, человек немедленно развивает любовь к Богу. Поощряя таких людей петь имя Господа Чаитанйи и танцевать, Нароттама дс хкур восклицает: «Браво!» Как мы аплодируем и кричим: «Браво!», — так и он говорит: йи балихри — «Очень хорошо! Отлично!» Затем он говорит: гаурга-гуете джхуре, нитйа-лӣл тре спхуре — если человек понимает милостивые игры Господа Чаитанйи, если он испытывает экстаз и порой плачет, этот процесс немедленно поможет ему понять игры Рдхи-Кшы, называемые нитйа-лӣлой. Любовные отношения между Рдхой и Кшой не являются временными. Здесь, в материальном мире, между юношами и девушками тоже возникают любовные отношения, но они временны. Такие отношения существуют несколько месяцев или несколько лет, но затем этой так называемой любви приходит конец. Такие отношения не постоянны. Тот же, кто хочет вечной любви, должен войти в игры Рдхи-Кшы. Просто оценив Движение Господа Чаитанйи, человек сможет понять и войти в вечные игры Рдхи-Кшы. Тот же, кто может понять вечные трансцендентные игры Рдхи-Кшы, достигнет высшей ступени преданного служения. Следующая строка — гаургера саги-гае. Слово саги-гае означает «спутники». Господь Чаитанйа никогда не бывает один, рядом с Ним всегда находится кто-нибудь из Его спутников. Мы никогда не увидим изображения, на котором Господь Чаитанйа в одиночестве; по крайней мере рядом обязательно будут Господь Нитйнанда или Гаддхара Паит. И действительно, где бы ни находился Господь Чаитанйа, в том месте всегда собирались тысячи преданных. Все эти преданные, особенно Его ближайшие спутники, были нитйа-сиддхи. В линии преданности есть три типа совершенных преданных. К первому из них относятся сдхана-сиддхи. Так называют тех, кто достиг совершенства, неукоснительно следуя регулирующим предписаниям. Совершенство, которого можно достичь, следуя регулирующим принципам, называется сдхана-сиддха. Преданных второго типа называют кп-сиддха. Они не так строго следуют регулирующим принципам, однако благодаря настроению служения получают особое благословение духовного учителя или Кшы и немедленно достигают совершенства. Это называется кп-сиддха. Нитйа-сиддхи же — это те, кто никогда не был загрязнен материальной природой. Сдхана-сиддхи и кп-сиддхи были когда-то загрязнены материальной природой, а нитйа-сиддхи никогда не вступали в контакт с ней. Все спутники Чаитанйи Махпрабху являются нитйа-сиддхами, вечно совершенными. Нитйнанда Прабху — это Баларма, непосредственная экспансия Кшы, Адвайта Прабху — Мах-Вишу (Он также относится к вишу-таттве), Гаддхара Прабху — экспансия Рдхрӣ, а рӣвса — воплощение Нрады. Все они нитйа-сиддхи, вечно совершенные. Они никогда не были несовершенными. Материальная скверна никогда не касалась их. Мы должны понять, что как Господь Чаитанйа Махпрабху, Сам Кша, трансцендентен, так и все Его личные спутники являются нитйа-сиддхами, вечно трансцендентными. се йайа враджендра-сута-па. Враджендра-сута — это Кша. Просто принимая, что спутники Господа Чаитанйи вечно свободны, можно сразу же перенестись в трансцендентную обитель Господа Кшы. рӣ-гауа-маала-бхӯми. Гауа — это Западная Бенгалия. Господь Чаитанйа явился в Западной Бенгалии, в Навадвӣпе, и именно эту часть страны Он затопил Своим движением сакӣртаны. Эта область имеет особое значение, поскольку неотлична от Вндвана. Она тождественна Вндвану. Жить в Навадвӣпе — то же самое, что жить во Вндване. Нароттама дс хкур говорит: рӣ-гауа-маала-бхӯми, йеб джне чинтмаи. Чинтмаи — это трансцендентная обитель. Тра хой враджабхӯме вса. Если человек понял, что Навадвӣпа ничем не отличается от Вндвана, значит, он на самом деле живет во Вндване. Он не должен думать, что живет в Бенгалии, в какой-то стране материального мира; места, где проходили Игры Господа Чаитанйи, так же хороши, как Вндван. Любовь к Богу, которую распространял Господь Чаитанйа, сравнивается с океаном (раса-арава). О каком же океане идет речь? Здесь говорится не о соленом океане, воду которого невозможно пить. Вода этого океана, о котором говорится, настолько хороша, что если выпить всего лишь каплю, захочется пить еще и еще. Это не обыкновенная океанская вода, которую невозможно даже взять в рот. Вот почему этот океан называют расрава. По нему всегда ходят волны, он никогда не бывает неподвижен, так как он не безличен и не пуст. Как обыкновенный океан всегда танцует с волнами, так и по океану трансцендентной любви к Кше, принесенной нам в дар Господом Чаитанйей, постоянно гуляют волны, волны звука. Нужно глубоко погрузиться в этот океан. Тот, кто узнал этот секрет и решил глубоко погрузиться в океан трансцендентного Движения любви, начатого Господом Чаитанйей, сразу же становится одним из доверенных преданных Рдхи и Кшы. Поэтому в конце песни Нароттама дс хкур говорит: гхе в ванете тхке, `ха гаурга' боле ке. Не обязательно становиться нищим и оставлять семью и общество. Человек может сохранять то положение, которое считает подходящим: он может быть домохозяином, брахмачрӣ, внапрастхой или саннйсӣ. Считается, что внапрастха и саннйсӣ не должны жить в городах. Ванете значит «лес». В прежние времена те, кто обладал духовным сознанием, жили в лесу, чтобы освободиться от суеты городской жизни. Но сейчас это невозможно. Современный человек не способен уйти в лес — для этого нужна подготовка, которой ни у кого нет. Поэтому, как правило, рекомендуется жить с женой и детьми, общаясь со своими друзьями. В этом нет ничего плохого, важно лишь одно: необходимо принять путь сознания Кшы, указанный Господом Чаитанйей. Это не трудно. То, что действительно необходимо — это принять движение Господа Чаитанйи: петь, танцевать и вкушать кша-прасд. Даже семейному человеку это нетрудно будет делать. Он может просто сидеть, воспевая мантру Харе Кша, красиво танцевать и вкушать кша-прасд. Каждый может делать это, в том числе и саннйсӣ, те, кто отрекся от мира, — ничего трудного в этом нет. Поэтому Нароттама дс хкур говорит, что положение человека — будь он брахмачрӣ, гхастха или саннйсӣ — не имеет никакого значения. «Если вы приняли эти принципы жизни, я хочу быть в вашем обществе, потому что вы — преданные Господа Чаитанйи». Такими словами Нароттама дс хкур заканчивает свою песню.
РӢ-ГУРУ-ЧАРАА-ПАДМА
РӢ-КША-ЧАИТАНЙА-ПРАБХУ
1 рӣ-кша-чаитанйа прабху дай коро море том вин ке дайлу джагат-сасре 2 патита-пвана-хету тава аватра мо-само патита прабху н пибе ра 3 х х прабху нитйнанда, премнанда сукхӣ кпбалокана коро ми бао духкхӣ 4 дай коро сӣт-пати адваита госи тава кпболе пи чаитанйа-нити 5 х х сварӯпа, сантана, рӯпа, рагхунтх бхаа-йуга, рӣ-джӣва х прабху локантх 6 дай коро рӣ-чрйа прабху рӣнивс рмачандра-сага мге нароттама дс КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свмӣ Прабхупды В этой песне Нароттама дс хкур молит Господа Чаитанйу: «Мой дорогой Господь, пожалуйста, будь милостив ко мне, ибо кто может быть более милостивым во всех трех мирах, чем Ваша Светлость»? И это действительно так. С подобной молитвой к Господу Чаитанйе обращался не только Нароттама дс хкур, но и Рӯпа Госвмӣ. Впервые встретив Господа Чаитанйу в Прайге (Аллахабад), рӣла Рӯпа Госвмӣ сказал: «Мой дорогой Господь, Ты — самый щедрый из всех инкарнаций, ибо распространяешь любовь к Кше, сознание Кшы». Когда Сам Кша присутствовал лично, Он просил нас предаться Ему, но не распространял Себя так легко. Он ставил условие: «Сначала предайтесь Мне». Но Господь Чаитанйа, хоть Он и является Самим Кшой, не ставит таких условий. Он просто раздает: «Возьмите любовь к Кше!» Поэтому Господь Чаитанйа считается самой щедрой инкарнацией. Нароттама дс хкур говорит: «Пожалуйста, будь милостив ко мне. Ты очень великодушен, потому что видишь, как пали души этого века и полон сострадания к ним. Знай же, что я самый падший. Никто не пал так низко, как я. Патита-пвана-хету тава аватра — «Ты нисшел только для того, чтобы исправить падшие обусловленные души, но я уверяю Тебя: Ты не найдешь более падшей души, чем я. Поэтому начни с меня». Затем он молится Господу Нитйнанде: х х прабху нитйнанда, премнанда сукхӣ — «Дорогой Господь Нитйнанда, Ты всегда радостен в духовном блаженстве. Поскольку Ты всегда выглядишь очень счастливым, я пришел к Тебе, ибо я очень несчастен. Если Ты любезно взглянешь на меня, я тоже могу стать счастливым». Потом он молится Адвайте Прабху. Дай коро сӣт-пати адваита госи. Жену Адвайты Прабху звали Сӣтой, поэтому иногда к Нему обращаются сӣт-пати. Нароттама дс хкур молит Его: «Дорогой Адвайта Прабху, супруг Сӣты, Ты такой добрый. Пожалуйста, будь же милостив ко мне. Если Ты будешь добр ко мне, то Господь Чаитанйа и Нитйнанда тоже смилостивятся надо мной». На самом деле именно Адвайта Прабху попросил Господа Чаитанйу низойти в этот мир. Увидев, что падшие души, не имея представления о сознании Кшы, заняты только удовлетворением своих чувств, Адвайта Прабху исполнился сострадания к ним. Вместе с тем Он понял, что Сам не сможет помочь им всем, и потому стал молить Господа Кшу: «Пожалуйста, приди Сам. Без Твоего личного присутствия невозможно освободить эти падшие души». Таким образом, по Его просьбе явился Господь Чаитанйа. Поэтому неудивительно, что Нароттама дс хкур молит Адвайту Прабху: «Если Ты будешь милостив ко мне, то Господь Чаитанйа и Нитйнанда обязательно явят мне Свою доброту". Затем он молится Госвмӣ: х х сварӯпа, сантана, рӯпа, рагхунтх. Под именем сварӯпа подразумевается Сварӯпа Дмодара, личный секретарь Господа Чаитанйи. Он постоянно находился рядом с Чаитанйей Махапрабху и исполнял все Его желания. Сварӯпа Дмодара и Говинда, два ближайших спутника Господа Чаитанйи, всегда сопровождали Господа. Поэтому Нароттама дс хкур молится Сварӯпе Дмодаре, а затем - шестерым Госвмӣ, ближайшим ученикам Господа Чаитанйи: рӣ Рӯпе Госвмӣ, рӣ Сантане Госвмӣ, рӣ Рагхунтхе Бхае Госвмӣ, рӣ Гопле Бхае Госвмӣ, рӣ Джӣве Госвмӣ и рӣ Рагхунтхе дсу Госвмӣ. Эти шесть Госвмӣ получили от Господа Чаитанйи личное указание распространять это Движение сознания Кшы. Нароттама дс хкур молит также и их даровать ему свою милость. Следующим чрйей, преемником шести Госвмӣ, был рӣнивса чрйа. Нароттама дс хкур родился почти в одно время с ним, и в цепи ученической преемственности он стоит сразу за ним. Близким другом Нароттамы дса был Рмачандра Чакравартӣ, и Нароттама дс молит: «Я хочу всегда быть вместе с Рмачандрой». Он хочет всегда находиться в обществе преданного. Суть процесса в том, что мы должны всегда молить о милости предыдущих чрйев и общаться с чистыми преданными. Тогда нам будет легче продвигаться в сознании Кшы и получить милость Господа Чаитанйи и Господа Кшы. В этом суть песни в исполнении Нароттама дс хкура.
РӢ-НИТЙНАНДА-НИШХ
нити-пада-камала, кои чандра-суӣтала, йе чхййа джагат джуйа хена нити вине бхи, рдх-кша пите ни, дха кори дхаро нити пй се самбандха нхи йра, бтх джанма гела тра, сеи пау бао дурчра нити н болило мукхе, маджило сосра-сукхе, видй-куле ки корибе тра ахакре матта хои, нити-пада псарий, асатйере сатйа кори мни нитира кору хабе, брадже рдх-кша пбе, дхаро нити-чараа ду'кхни нити-чараа сатйа, тхра севака нитйа, нити-пада сад коро нароттама бао дукхӣ, нити море коро сукхӣ, ркха рг-чараера па
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свмӣ Прабхупды
Это еще одна замечательная песня в исполнении Нароттамы дса хкура. Он советует нам принять прибежище нити-пада, лотосных стоп Господа Нитйнанды (камала означает лотос, а пада означает стопы), чтобы обрести успокоение, которое приносит лунный свет не только одной, а миллионов лун. Мы не можем даже вообразить успокаивающий блеск миллионов лун. В этом материальном мире (джагат), который катится в ад, всегда пылает огонь, и каждый борется изо всех сил, не находя покоя. Поэтому, если общество желает обрести настоящий мир, оно должно укрыться под лотосными стопами Господа Нитйнанды, которые охлаждают подобно сиянию миллиона лун. Джуйа означает облегчение. Если человек на самом деле хочет облегчить муки борьбы за существование и погасить пылающий огонь материальных страданий, Нароттама дс хкур советует: «Пожалуйста, примите прибежище у Господа Нитйнанды». Что же обретет тот, кто укроется под сенью лотосных стоп Господа Нитйнанды? Нароттама дс хкур говорит: хена нити вине бхи — если не укрыться в тени лотосных стоп Господа Нитйананды, рдх-кша пите ни — ему будет очень трудно приблизиться к Рда-Кше. Цель этого движения сознания Кшы в том, чтобы дать нам возможность приблизиться к Рда-Кше и присоединиться к Верховному Господу в танце, доставляющем Ему возвышенное наслаждение. Нароттама дс хкур советует тем, кто на самом деле хочет стать участником танца Рдхи-Кшы — нужно принять прибежище у лотосных стоп Господа Нитйнанды. Затем он говорит: се самбандха нхи. Самбандха означает «соединение» или «контакт». Тот, кто не установил отношения с Господом Нитйнандой — зря прожил человеческую жизнь. В другой песне Нароттама дс также говорит: хари хари! випхале джанама гоину: любой, кто не приблизился к Рдха-Кше, развивая отношения с Нитйнандой — бесполезнопотратил свою жизнь. Бтха означает «бесполезный». Джанма значит«жизнь». Тра означает «его», а самбандха означает«отношения». Тот, кто не вступает в отношенияс Нитйнандой, просто отвергает благо, которое дарует человеческая форма жизни. Почему он отвергает? Сеи пау бао дурчра. Сеи означает «это», пау означает «животное», а дурчра означает «совершает очень плохие поступки». Без возвышения до сознания Кшы по милости Господа Чаитанйи и Нитйнанды, жизнь человека сводится к удовлетворению животных наклонностей. Нароттама дс говорит, что обычных животных можно приручить, но когда человек превращается в животное, имея склонность только к удовлетворению животных потребностей, это самое ужасное, ибо такого человека не вразумить. Обычную кошку или собаку, даже тигра можно приручить, но когда человек сходит с пути и пренебрегает необходимостью человеческой деятельности в сознании Кшы, используя свой высший разум для удовлетворения животных наклонностей, очень трудно обуздать его. Принятие государственных законов не может сделать вора честным человеком, потому что его сердце загрязнено. Все хорошо знают, что правительство наказывает преступников, и, кроме того, в священных писаниях говорится о том, какое наказание ожидает их в аду; но все же демоничных людей совершенно невозможно укротить даже если они и слышали о том, что сказано в писаниях, и видели, как приводятся в исполнение приговоры. Что они делают? Нити н болило мукхе. Не зная, Кто такой Нитйнанда, они никогда не произносят имен Господа Нитйнанды и Господа Чайтанйи. Маджило сосра-сукхе. Маджило означает «становится поглощенным». Такие люди погружаются в так называемое материальное наслаждение. Их мало интересует, кто такие Господь Чайтанйа и Нитйнанда, поэтому их все больше и больше затягивает болото материального существования. Видй-куле ки корибе тра — если человек никак не связан с Нитйнандой, и если он не вступает на путь сознания Кшы, то его не спасут ни видй, так называ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|