Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Адон Олам 24 страница



2:4 Двадцать две буквы основания: установил их в сфере7, но добной стене с 231 вратами, и вращается сфера вперед и на зад. И знак говорит: нет в добре [ничего] выше, чем удоволи ствие (онег-XN), и нет во зле [ничего] ниже, чем мука (пега у:и). 2:5 Как? Переставил их, взвесил их и переменил их. Алеф со всеми ними, и все они с Алефом, Бет со всеми ними, и все они с Бет. И повторяются по кругу, и существуют в 231 вратах. И выходит всё образованное и всё сказанное, происходя из одного Имени. g Образовал субстанцию из пустоты и сделал её ничто её существованием. И высек большие столбы из воздуха, которые не могут быть схвачены. И это знак: Алеф со всеми ними, и все они с Алефом. Наблюдает, и меняет, и делает всё образованное, и всё сказанное - одно Имя. И знак говорит: двадцать две вожделенные в одном теле. Глава 3 3:1 Три матери: Алеф, Мем, Шин (^гж). Их основание - чаша заслуг и чаша обязанности, и язык закона, решающий между ними. 3:2 Три матери: Алеф, Мем, Шин (2?ак). Тайна великая, дивная и сокрытая, и запечатанная шестью естествами. И проистекают из них воздух, вода, огонь. И из них родились Отцы, а от Отцов потомки. Три матери: Алеф, Мем, Шин (WON). Вырезал их, высек их, переставил их, взвесил их и изменил их. И образовал ими три матери Алеф, Мем, Шин (WON) во вселенной, и три маге ри Алеф, Мем, Шин (won) в году, и три матери Алеф, Мем. Шин (won) в Душе (Нефеш) мужчины и женщины. 3:4 Три матери - Алеф, Мем, Шин (WON) во вселенной - воздух, вода, огонь. Небеса созданы из огня, и земля создана из но ды, а воздух из дуновения, решающего между ними. 3:5 Три матери - Алеф, Мем, Шин (won) в году - жара, холод и свежесть. Жара создана из огня, холод создан из воды, н свежесть из дуновения, решающего между ними. 3:6 Три матери - Алеф, Мем, Шин (won) - в Душе мужчины и женщины: голова, и живот, и грудь. Голова создана из огня, и живот создан из воды, а грудь из дуновения, решающего между ними. 3:7 Воцарил букву Алеф (К) над дуновением, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими воздух во вселенной, и изобилие в году, и грудь в Душе: мужчины с Алеф, Мем, Шин (WON), и женщины с Алеф, Шин, Мем (own). 3:8 Воцарил букву Мем (о) над водой, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими: землю во вселенной, и холод в году, и живот в Душе: мужчины с Мем, Алеф, Шин (WHO), а женщины с Мем, Шин, Алеф (NWO). 3:9 Воцарил букву Шин (W) над огнем, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими (Алеф, Шин): небеса во вселенной, и жару в году, и голову в Душе: мужчины с Шин, Алеф, Мем (QNW), а женщины с Шин, Мем, Алеф (sow). Глава 4 4:1 Семь двойных: Бет (п). Гимел (}), Далет (7), Каф (э), Пе (0). Реш (л), Тав (Л). Они выступают в двух произношениях: Но Вет, Гимел-Гхимел, Далет-Дхалет, Каф-Хаф, Пе-Фе, Рош Рхеш, Тав-Тхав; [в] форме мягкой и твёрдой, сильной и сип бой. 4:2 Семь двойных: БГД КПРТ (ГПЭЭ 1J2). Их основание - муд рость, богатство, семя, жизнь, господство, мир и миловид ность. 4:3 Семь двойных: БГД КПРТ (тээ та) в речи и в замене. Замена мудрости - глупость, замена богатства - бедность, замени семени - опустошенность, замена жизни - смерть, замена господства - рабство, замена мира - война, замена миловидности - уродство. 4:4 Семь двойных: БГД КПРТ (ГПЭЭ 7ДЗ). Верх и низ, восток и тпад, север и юг, и Дворец Святой точно в середине, и он несет их всех. 4:5 Семь двойных: БГД КПРТ (тзэ 713). Семь, а не шесть, семь, а не восемь, наблюдай их и исследуй их, и установи Слово на свойственное ему [место], и возврати Формирующего на liro основание. 4:6 Семь двойных: БГД КПРТ (тзэ 112) основания. Вырезал их, высек их, переставил их, взвесил их и изменил их. И образовал ими семь звезд [планет] во вселенной, семь дней в году, семь врат в Душе мужчины и женщины. Семь планет: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера. Мер курий. Луна. Семь дней в году: семь дней недели. Семь при■ в Душе мужчины и женщины: два глаза, два уха, два отер стия носа и рот. 4:8 Воцарил букву Бет (з) над мудростью, и повязал ей венец, н переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Луи\ во вселенной, день первый [воскресенье] в году и прапмИ глаз в Душе мужчины и женщины. 4:9 Воцарил букву Гимел (J) над богатством, и повязал ей веной, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Марс во вселенной, день второй [понедельник] в году и при вое ухо в Душе мужчины и женщины. 4:10 Воцарил букву Далет (т) над семенем, и повязал ей венец, н переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Соли це во вселенной, день третий [вторник] в году и правую ноздрю в Душе мужчины и женщины. 4:11 Воцарил букву Каф (э) над жизнью, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Венеру во вселенной, день четвертый [среду] в году и левый глаз в Душе мужчины и женщины. 4:12 Воцарил букву Пе (3) над господством, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Меркурий во вселенной, день пятый [четверг] в году, и левое ухо в Душе мужчины и женщины. 4:13 Воцарил букву Реш (1) над миром [шалом], и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Сатурн во вселенной, день шестой [пятницу] в году и левую ноздрю в Душе мужчины и женщины. 4:14 Воцарил букву Тав (П) над миловидностью, и повязал ей не нец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Юпитер во вселенной, день седьмой [субботу] в году и poi и Душе мужчины и женщины. 4:15 Семь двойных: БГД КПРТ {тээ !;□). Ими вырезал семь нее ленных, семь небосводов, семь земель, семь морей, семь рек, семь пустынь, семь дней, семь недель, семь лет, семь ссми летий, семь юбилеев [пятидесятилетий] и Дворец СвятоП Поэтому возлюбил семерицы под всеми небесами. 4:16 Два камня строят два дома; три камня строят шесть домои; четыре камня строят двадцать четыре дома; пять камне» строят сто двадцать домов; шесть камней строят семьсот двадцать домов; семь камней строят пять тысяч сорок домов. Отсюда иди далее и считай то, чего уста не могут выговорить и ухо не может услышать. Глава 5 5:1 Двенадцать простых: Ге (л), Вав (i), Зайн (т), Хет (п), Тет (о), Йод Ламед (^), Нун (:), Самех (о), Айн (У), Цаде (S), Коф (р). Их основание - речь, размышление, хождение, зрение, слух, действие, совокупление, обоняние, сон, гнев, питание, смех. 5:2 Двенадцать простых: Ге (л), Вав (1), Зайн (г), Хет (п), Тет (о), Йод (,), Ламед 0?), Нун (:), Самех (о), Айн (У), Цаде (х), Коф (Р). Их основание - двенадцать диагональных границ: граница восточная верхняя, граница восточная северная, граница восточная нижняя, граница южная верхняя, граница южная восточная, граница южная нижняя, граница западная ноцч няя, граница западная южная, граница западная нижпям, i рн ница северная верхняя, граница северная западная, границ.* северная нижняя; и они расширяются и продолжаю гея |ш| вечности до вечности, и это границы вселенной. 5:3 Двенадцать простых: Ге (Л), Вав (1), Зайн (Т), Хет (п), Тег (1)1. Йод Ламед (*7), Нун (з), Самех (о), Айн (у), Цаде (х), Киф (р). Основал их, вырезал их, высек их, переставил их, вше сил их и изменил их. И образовал ими двенадцать созвездии во вселенной, двенадцать месяцев в году, двенадцать упри вителей в Душе мужчины и женщины. 5:4 Двенадцать созвездий во вселенной: Овен [Тале], Телец [Шор], Близнецы [Те’омим], Рак [Сартан], Лев [Ари], Дени [Бетула], Весы [Мо’знаим], Скорпион [‘Акрав], Стрелец [Кашшат], Козерог [Геди], Водолей [Дели], Рыбы [Дагим] 5:6 Двенадцать управителей в Душе мужчины и женщины, две руки, две ноги, две почки, желчный пузырь, кишечник, печень, коркеван [-желудок], кейва [-желудок], селезенка. 5:7 Двенадцать месяцев в году: Ниссан, Ийар. Сиван, Таммуз, Лв, Эллул, Тишрей, Хешван, Кислев, Тевет, Шеват, Адар. Воцарил букву Ге (л) над речью, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Овна во вселенной, и Ниссан в году, и правую ногу в Душе мужчины и женщины. Воцарил букву Вав (1) над размышлением, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Тельца во вселенной, и Ийар в году, и правую почку в Душе мужчины и женщины. Воцарил букву Зайн (т) над хождением, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Близнецов во вселенной, и Сиван в году, и левую ногу в Душе мужчины и женщины. 5:8 Воцарил букву Хет (п) над зрением, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Раки во вселенной, и Таммуз в году, и правую руку в Душе муж чины и женщины. Воцарил букву Тет (и) над слухом, и повязал ей венец, и не реставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Льва но вселенной, и Ав в году, и левую почку в Душе мужчины н женщины. Воцарил букву Иод (’) над действием, и повязал ей венец, н переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Деи> во вселенной, и Эллул в году, и левую руку в Душе мужчины и женщины. 5:9 Воцарил букву Ламед (*?) над совокуплением, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Весы во вселенной, и Тишрей в году, и желчный пузырь в Душе мужчины и женщины. Воцарил букву Нун (3) над обонянием, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Скорпиона во вселенной, и Хешван в году, и кишечник в Душе мужчины и женщины. Воцарил букву Самех (о) над сном, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Стрельца во вселенной, и Кислев в году, и кива [-желудок] в Душе мужчины и женщины. 5:10 Воцарил букву Айн (у) над гневом, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Козерога во вселенной, и Тевет в году, и печень в Душе мужчины и женщины. Воцарил букву Цаде (а) над питанием, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Водолея во вселенной, и Шеват в году, и коркеван [-желудок] и Душе мужчины и женщины. Воцарил букву Коф (р) над смехом, и повязал ей венец, и переставил их [буквы] одну с другой, и образовал ими Рыб во вселенной, и Адар в году, и селезенку в Душе мужчины и женщины. Сделал их подобно желобу, построил их подобно степс, pm положил их подобно воюющим. Глава 6 6:1 Таковы три Матери АМШ (так). И происходят от них ipn Отца, и это - воздух, вода, огонь, а от Отцов - потомки. I рн Отца и их потомки. И семь звезд [планет] и их воинств», и двенадцать диагональных границ. Доказательство [этом>| слову - свидетели верные во Вселенной, Год, Душа, и закин двенадцати, и семь, и три: включил их в Дракона, Сферу и Сердце. 6:2 Три матери: АМШ (WON) воздух, вода, огонь. Огонь вверху, и вода внизу, а дуновение воздуха - закон, решающий между ними. И знак этому: огонь несет воду. Мем - немая, Шин свистящая, Алеф - дуновение воздуха - закон, решающиII между ними. 6:3 Дракон (Тели) во Вселенной как царь на престоле своем. Круг (Сфера) в Г оду как царь в государстве. Сердце в Душе как царь на войне. 6:4 «Также одно против другого сделал Элогим» [Екклесиаст 7: 14]. Добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро различает зло, и зло различает добро. Добро хранится для добрых, и зло хранится для злых. 6:5 Три: каждая стоит одна одна оправдывает, и одна обязывает, а одна решает между ними. Семь: три против трех, а одна - закон, решающий между пн Двенадцать стоят в войне [борьбе]: три любят, три нсмшш дят, три оживляют и три умерщвляют. Три любят: сердце и уши. Три ненавидят: печень, и желчный пузырь, и язык. Три оживляют: два отверстия носа и селезенка. Три умерщвляют: два отверстия и рот. И Бог, Царь верный, правит всеми из обители Своей сниюИ [от] вечности до вечности. Один над тремя, три над семью, семь над двенадцатью, и ш < связаны друг с другом. ГТ’ЛХ ррп 1ЛП1У ЛГЛЖ ЕРЛИП nnwy ОЛ V?K :'i nawtt rw Vx лиох сгл^х msax л'^П’ л"1лч сгл^х а’л*?к л"1лч л"' лхт laViy лх ала клал опво лю*де ала лгсуч ши л"1л' ms1? ТЛУЛ Ьэ ЛXI ПХ’Л *?э лх от 6:6 Это двадцать две буквы, которыми вырезал Эгье, Йа, ЙГШ Элогим, ЙГВГ, ЙГВГ Цеваот, ЭлоГим Цеваот, Эль ШаддаИ. ЙГВГ Адонай. И сделал из них три книги, и сотворил из иич всю Вселенную Свою, и образовал ими всё сформированное и всё, что будет сформировано. лрт гпл! лхп ю’ал л"у irax аллах хаю :’т лзгс» рла ют л^х агазл лхт лахз^ лхпзл тг лл*?У1 asm ppm ^у тр^пз 1твпт 7У1? ibw плал4 Ьзл im v^y лЪх тъ лвх: у ту lynrVi i1? лпа ллзт ’алчх аллах жлрт iwxn vv niyaxx tvv га лпа i1? ллгл .лр7х i1? лпитт 'ла гякт л^рт .л^ял лпа Х1Л1 г^дл лтсахх ло/у rai г^л лпа Х1лт сгаа рив то лх i1? л^’п тпи^а лл1лл nvnix в’лчл сгл^у :тЪта лс/у а’звп цлз луаю руа пла ютл wxa ]р’?7 Когда Аврагам, отец наш, да почиет он в мире, смотрел, и увидел, и понял, и исследовал, и вырезал, и высек, поднялась рука его [к] творению, как сказано: «и Души, которую сделал в Харане» [Быт. 12:5]. Тотчас открылся ему Владыка всего, да будет благословенно Имя Его вовеки, и поместил его в лоно Свое, и поцеловал его в голову, и сказал ему: «Аврагам, возлюбленный мой» [Исх. 41:8]. И заключил9 с ним завет и семенем его навечно, [как] написано: «И поверил в ИГВГ, и засчитал [это] ему в праведность» [Быт. 15:6]. И заключил с ним завет между десятью пальцами руки его - и это завет языка, и между десятью пальцами ноги его - и это завет обрезания. И связал двадцать две буквы Торы в языке его, и открыл ему Свою тайну. Протянул их в воде, опалил их в огне, протряс их в дуновении, зажёг их в семи [звездах], направил их в двенадцать созвездий. ЛТГ 1DD фО Конец Сефер Йецира Примечании - Перевод В.Н. Нечипуренко. - Слово, используемое для обозначения путей в этой мишне. ГГП’ЛЗ («нетивот»). Обычно понятие «путь» или «дорога» переди ется словом ~\~)1 («дерех»). Однако в этом случае «нетивот» опт сится к личностному пути в противоположность общему «ДО рех». Отсюда следует, что, хотя все мы строим свои миры ночи жим образом, это строение, тем не менее, всегда имеет индивиду альный фундамент. Каждый человек должен сам испытать на сс(ч' добро и зло, справедливость и несправедливость. Не сущсстнуо всеобщего пути к Богу. И все же можно сказать, что Тора дас! мим средства и схему для строительства собственного пути. Это уче ние также можно найти у рабби Нахмана в рассказе «Пропавшим царевна», где герой вынужден идти в пустыню, избегая проторс и ных троп, чтобы найти царскую дочь (то есть Шехину, Божсчч венное Присутствие). Эта интерпретация, опять же, говорит, чю каждый из нас должен прокладывать собственный путь, искан, собственный контакт с высшим духовным Присутствием. - ПО ’’РЛ ЛГРЭО - букв, «сфирот блима». Десять сфирот КабГш лы - это десять Божественных эманаций. Это изначальные силы, управляющие всеми проявлениями. В действительности значение слова rtQ’Vn (блима) очень неопределенно. Эго слово впервые встречается в Книге Иова, где оно, по-видимому, означает «ни что»: «Он...подвесил землю на ничто [ла-,,72, блима]» (Ийов 26:7) (Ср. Септуагинта: KQe^iriCorv yrjv ёти ou6ev6<; . Вульгата: nd pendit terram super nihili). Толкователи «Сефер Йецира» считали, что это слово означает либо «без чего-либо», «без ничего» (по <— ЛО’^З), либо происходит из слова пУ7Э «сдерживать, обузды вать», то есть указывает на закрытость и непостижимость сфиро! (лп’^э букв, означает - «без», ла «что»). Саадия Гаон переводит ЛЯ’?3 как «закрытый». - Дан. 10:6, Иез.1:14. - Иез.1:14. - Тогу ва вогу. - ‘л'л (галгал) - сфера, то есть колесо или круг. 231 врата, о которых здесь упоминается, - это возможные комбинации из 22 букв. На иврите «удовольствие» = онег (1В?), а «мука» = нега (УлЗ), и они имеют общее гематрическое число 123. Это доказывает, что три буквы, расположенные в определенном порядке, могут означать муку и несчастье, а будучи переставленными - удовольствие и радость. «Алеф со всеми ними, и все они с Алефом...» Согласно «Сефер Йецира», 231 перестановка в форме сферы показывает 7 вторичных кругов внутри сферы. Это семь дворцов, о которых говорится в 3ofape. - Tofy. - Букв, «вырезал» (лчэ). > Путь первый называется Разумом Таинственным (( V хель Муфла). И это - Свет, первоначально понимаемый, и это - Первая Слава. Нет создания, которое могло бы доспи нуть ее превосходства. > Путь второй называется Разумом Сияющим (Сехель Маз’гир). И это - Венец творения и сияние равновозвышен ного единства «для всех голов». И он называется устами нн- ставников каббалы2 Второй Славой. 32 пути Мудрости1 > Путь третий называется Разумом Освящающим (Се- хель МеКудаш). И это - основание изначальной Мудрости [и] называется Мастером Веры. И корень его - АМеН Опк). И он - отец веры, и от силы его возникает вера. 4. Путь четвертый называется Разумом Постоянным (Сехе.чъ Кавуа). И называется так потому, что из него эмани- руют все духовные силы в тончайших эманациях, от одних эманаций к другим, силою Изначального Эманатора. 5. Путь пятый называется Разумом Укорененным (Сехель Нишраш). И называется так потому, что это - сущность равнотождественного Единства. И он объединяется в сущности понимания, ограждая Святую Мудрость. 6. Путь шестой называется Разумом Отделенным (Сехель Нивдаль). И называется так потому, что в нем увеличивается излияние Эманации (Ацилут). И он передает это излияние на все (создания) [благословениями], которые едины в его сущности. 7. Путь седьмой называется Разумом Сокрытым (Сехсп- Нистар). И называется так потому, что это сияние от спои всех разумных сил, видимых оком разума и мыслящей w рой. 8. Путь восьмой называется Разумом Совершенным ((V хель Шалем). И называется так потому, что это первоначаль ный замысел, который не имеет корня, расположенного и нем, кроме горниц Величия, эманирующих из сущности ею бытия. 9. Путь девятый называется Разумом Чистым (Сехели Тагор), И называется так потому, что это чистота Сефирот. И различает и утончает, определяя структуру и содержание их единства, объединяя без отрезания и отделения. 10. Путь десятый называется Разумом Искрящимся (Се- хель МитНоцец). И называется так потому, что он поднимается и садится на престол Понимания. И светит сиянием всех светил, и передает излияние свое многое Принцу Лица. 11 Путь одиннадцатый называется Разумом Сверкающим (Сехель МеЦухцах). И называется так потому, что он - сущность Вуали, упорядоченной в порядке системы. И это относится к Путям (нетивот), стоящим пред Причиной Причин. 12 Путь двенадцатый называется Разумом Скрыто Сияющим (Сехель Багир). И называется так потому, что он - сущность Офан (Колеса) Величия, называемого Делающий Видимым3 (Хазхазит); место нахождения видения Пророков [как] в зеркале. 13 Путь тринадцатый называется Разумом Направляющим Единство (Сехель Мангиг ГаАхдут). И называется так потому, что он - сущность Престола Славы. И это истинная полнота объединенных духов. 14 Путь четырнадцатый называется Разумом Освещаю щим (Сехель Меир). И называется так потому, что он - сущность Хашмаль. И учит таинственным тайнам святым и ич свойствам. 15 Путь пятнадцатый называется Разумом Устойчивым (Сехель Ма ’амад). И называется так потому, что он делаа устойчивой сущность творения во «Мгле Чистоты». И ни ставники созерцания говорят, что он - Мгла [на Синае]. М это: «мгла его пелены» (Ийов 38:9). 16 Путь шестнадцатый называется Разумом Побеждающим4 (Сехель Ницхи). И называется так потому, что он наслаждение5 Славой, так как нет Славы ниже, чем он. И он называется Сад Эденский, предуготовленный для праведников и прямых.   11. Путь семнадцатый называется Разумом Воспринимающим (Сехель ГаГергеш). И он предуготовлен для благочестивых Верою, облаченных ею духом святости. И он называется Основанием Красоты (Йесод ГаТиферет) в ранге Высших [сущностей]. 12. Путь восемнадцатый называется Разумом Дома Излияния (Сехель Бейт ГаШефа). Им испытуются притягательная тайна (п) и загадка обитающих в тени его6 и прилепленных к исследованиям субстанции своей7 [сущности своей] от Причины Причин. 13. Путь девятнадцатый называется Разумом Тайны всей Духовной Деятельности (Сехель Сод ГаПаулот ГаРухнийот Кулам). И называется так потому, что излияние проникает в него от места высшего благословения и превосходящей Славы. 17 Путь двадцатый называется Разумом Воли (Сехель ГаРацон). И называется так потому, что в нем структура все го образованного. И этим разумом познается вся сущноси. Изначальной Мудрости. 18 Путь двадцать первый называется Разумом Желаю щим Поиска (Сехель ГаХафуц ГаМевукаш). И называется так потому, что он получает божественное излияние для того, чтобы даровать благословения свои всему существующему. 19 Путь двадцать второй называется Разумом Верным (Сехель Не еман). И называется так потому, что в нем возрастают духовные силы для того, чтобы они были приближены ко всем обитающим в их тени. 20 Путь двадцать третий называется Разумом Поддерживающим (Сехель Каям). И называется так потому, что он - сила, поддерживающая все Сефирот. (Поддерживающая всех их, содержащихся в нем, облаченных от духа ею i им того). 21 Путь двадцать четвертый называется Разумом Ilmum ным (Сехель Димйони). И называется так потому, что он дн«ч подобие всем подобным, которые сотворены в их подоГшм. соответствующем их форме. 22 Путь двадцать пятый называется Разумом Испытующим (Сехель Нисйони). И называется так потому, что он - изначальное испытание, которым испытывает Бог (ГаШем) всех благочестивых. 23 Пугь двадцать шестой называется Разумом Обновляющим (Сехель МеХудам). И называется так потому, что им обновляет Святой, да будет Он благословен, всех (благочестивых) [обновленных]8, которые обновляются от сотворения мира. 24 Путь двадцать седьмой называется Разумом Ощути мым (Сехель Мургаш). И называется так потому, что им создается все, что создано ниже высшей сферы и ощущаемое. 25 Путь двадцать восьмой называется Разумом Природ ным (Сехель Мутва). И называется так потому, что им совершенствуется вся природа, находящаяся ниже нижней сферы солнца, совершенствующей сферы. 26 Путь двадцать девятый называется Разумом Телесным (Сехель Мугшам). И называется так потому, что он очерчивает каждое тело, которое становится телом внизу системы'* сфер (ограниченных) [в возрастании]. 27 Путь тридцатый называется Разумом Обобщающим (Сехель Клали). И называется так потому, что им астрологи «обобщают небеса» в приговорах звезд и созвездий, вглядываясь и совершенствуя свое познание Офан (-колес) сфер. 28 Путь тридцать первый называется Разумом Постоянным (Сехель Тамиди). И называется так потому, что им делается постоянным ход солнца и луны, путь, присущий каждому колесу10, предназначенный им. 29 Путь тридцать второй называется Разумом Почитаемым (Сехель Не ’евад). И называется так потому, что он исправляет всех вовлеченных в почитание семи планет, ограничивая их. Примечания ' «Тридцать два пути Мудрости» исследователи относят к периоду гаонов (VII-X вв.). Данный текст содержится, например, и «Пардес Римоним» («Гранатовый Сад») Моше Кордоверо, Врти 10 Глава 2. Настоящий перевод сделан мною по этому источнику. Еврейский термин, используемый для каждого Пути, - ЬэР ((V хель), который означает Разум, Мудрость, Понимание. В данном контексте это очень емкий термин. Нет такого русского слои», способного передать все оттенки его смысла. А. Каплан переводил Сехель английским словом Consciousness, а Т.Вудраф (Woodruff’) Insight. Я перевожу его словом Разум, но читатель должен пони мать его более широко, учитывая каббалистические коннотации Рабби Кордоверо объясняет: «Все эти пути называются Разумами [Сихлийим]. Разум [Гискала] находится в Хохма, ибо это - то, чю мы говорим в молитве [Амида (Сидур Врата Молитвы (Шаар<Н1 Тфила)... Иерусалим-Москва, 5754 (1993). С. 86.)]: “Знание [Дсп|, Понимание [Бина], и Разум [Гаскелъ]", которые являются Дат, Твуна, и Хохма, находясь ниже. Поскольку эти пути простираются от Хохма, поэтому они называются, согласно их источнику. Разу мами [Сихлийим], ибо вся Мудрость находится в Хохма» [«Пардес Римоним», Врата 12, Глава 3]. 12 Букв. «Хозяев каббат». 4 Или Откровением. - Примеч. переводчика. 12 Или Вечным. - Примеч. переводчика. 13 (Эден). 14 Намек на Пс. 91:1. '1,0 Ьхэ («в тени Шаддай обитает») Имя Шаддай связано с Йесод. Йесод называют словом ’П (Хай), имеющим численное значение 18. Поэтому в стихе идет речь о 18-м состоянии Разума. 15 Используется выражение иттаи , ср. с Сефер Йецира 2:6. «Образовал субстанцию (ч?йп)...». 16 То есть создания. - Примеч. переводчика. 17 Или порядка. - Примеч. переводчика. 18 Орбите. Рабби Азриэль из Жероны «Объяснение десяти сефирот»[184] ПЕРВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ (...) ВОПРОС; Если спросит вопрошающий; кто заставит меня поверить в то, что есть у мира правитель? ОТВЕТ: Подобно тому, как невозможно представить себе корабль без кормчего, так и мир не может существовать без правителя. Этот Правитель бесконечен (эйн соф) как в своей Славе, так и в Слове, ибо написано; “Всему совершенному я видел предел, но 'шпинель Гноя пространна безмерно** [Тегилим 119: 96J. Написано также, что к,Всс дела Бог мри ведет на суд, а также все сокрытое, будь то хорошее, будь m плохое” [Когелет 12:14] и что это сокрытое не имеет конца и предела, и не исследуемо, и ничто не существует вне его. И мудрецы, исследующие меру Его, говорят, что Эйн Соф непостижим и нет границы для Причины всех причин и Начала начал. Пути Правителя невидимы, ибо конец каждого действия скрыт от исследования испытующего, ибо сказано. “Дела, творимые Богом, не может постичь человек от начали и до конца” [Когелет 3:11]. И далее: “И даже если скажо мудрец, что знает, - не сможет всего постичь” [Когеле! 8:17]. (...) Комментарий рабби Яакова Лейба Здесь рабби Азриэлъ начинает свое толкование десяти се* фирот с указания на то, что они проистекают из абсолютного Эйн Софа («Бесконечного»), Deus Absconditus у каббалистон. Для этого он использует рациональную философскую аргументацию, схожую с аргументацией «часовщика» Фомы Аквинского (то есть если вы видите часы, вы знаете, что есть часовщик) и, до него, предложенную Аристотелем (то есть Бог есть «Неподвижный Двигатель»), а также раввинистический метод «подтверждения» Писания Писанием. Из определения, сделанного р. Азриэлем, следует, что Эйн Соф у каббал истов практически соответствует Дао даосизма и Брахману индуизма, где Абсолютный Творец не имеет пределов, не поддается определению и лишен атрибутов. И хотя это всего лишь предположение, возможно, что Дао и Брахман действительно восходят к Эйн Софу благодаря тому, что сыновья Хеттуры, как сказано в Библии, были посланы в «восточные земли» для распространения новой религии их отца Авраама (Бытие 25:1-6). Китайская надпись на колонне древней синагоги в Кей Фэн гласит: «Через Авраама установилась религия [Китая], и ее Законы не имели зримого образа [то есть восходят к Эйн Софу]» (Chinese Jews, William Charles White, editor, p. 146). Другая надпись на колонне синагоги в Кей Фэн гласит: «Со времен Авраама, когда [его] религии [научили нас мудрые люди из западной Индии], люди Китая имеют разносторо- нее образование, получив полное знание о конфуцианстве, буддизме и даосизме» (ibid, р. 138). Этот последний текст служит подтверждением теории о том, что индуизм, конфуцианство, буддизм и даосизм, основанные на концепции Эйн Софа как Абсолютного Божества, возможно, восходят к авраамическим учениям, ставшим известными в Индии и Китае благодаря сыновьям Авраама от Хеттуры. На другом уровне упоминание р. Азриэлем обо всем тайном, хорошо ли оно, или худо, созвучно более поздней антино- мичности саббатианской каббалы и еще более позднему анти- номизму Баал Шем Това, который говорил: «Постоянно пребывающая Слава охватывает все миры, все существа, добрые и злые. И это истинное единство. Как же тогда оно может нести в себе противоположности добра и зла? В действительности они не противоположны друг другу, ибо Зло - это трон Добра» («Instructions in Intercourse with God», trans. by Martin Buber, in Hasidism and Modern Man, Horizon Press, 1958, p. 208). И, наконец, каббалистическое понятие Эйн Софа в изложении р. Азриэля имеет впечатляющее сходство с «Единым», описанным Юнгом в заключительной строке «Ответа Иову»: «Даже просвещенный человек остается тем, кто он есть, и не представляет собой ничего более, чем собственное ограниченное эго перед Единым, который присутствует в нем. Единый не имеет доступных пониманию пределов своей формы, он охватывает человека со всех сторон, бездонный, как бездны Земли, и необъятный, как небеса». ВТОРОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОПРОС; Если спросит вопрошающий: кто может заставить меня поверить в Эйн Соф? ОТВЕТ: Знай же, что все видимое и постигаемое размышлением сердца ограничено, а все ограниченное имеет конец. Наоборот, все то, что не имеет конца и границы, называется Эйн Софом, и Он [подобен] абсолютно совершенному единству, в котором нет никакой перемены. И если Он действительно беспределен, то ничто не может существовать вне Его. И. будучи возвышенным и невидимым. Он - сущность всего скрытого и явного, и поэтому Он - неведомый корень веры и корень непокорности. И поэтому написано: “Праведник верой своей жив будет” (Хавакук 2:4). И мудрецы, исследующие меру слов, говорят, что непостижим Он на этом пути [слов]. А то, что эманирует из Эйн Софа, - это десять сефирот. комментарий рабби Яакова Лейба Эйн Соф - недифференцированное до сотворения мира со- тояние Бога, в котором содержится все и, поэтому, есть ничто. 1менно это недифференцированное Единство будет резко ут- »ачено в момент Швират га~Келим - «Разбиения Сосудов» (то сть десяти сефирот), - которое сопровождает акт творения, •писанный рабби Исааком Лурией. Итак, в метафорическом смысле YH откалывается от VH, и [менно человеку надлежит «исправить Лик Бога», чтобы верить его к его целостности так, что «YHVH будет Царем над ;сею землею; в тот день будет YHVH един, и имя Его - еди~ ю» (Захария 14:9; См. также Алейну из Шахарит, утренней юлитвы евреев). Основной принцип каббалы - «Как наверху, так и внизу» - о есть то, что человек делает, и то, о чем он думает на земле, [меет, благодаря его каване (или мистической сосредоточен- юсти), свое соответствие в виде «действия» или «мысли» на [ебесах. (Разумеется, справедливо и обратное: то» что проис- одит на «небесах», имеет свое соответствие на «земле».)


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.