Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 7 страница



При восприятии текста на слух дошкольники не всегда могут пред­ставить. как поступил бы тот или иной герой в различных ситуациях и что можно изменить в его поведении. Именно метод драматизации по­могает прочувствовать образ «изнутри». Для создания вариантов од­ного и того же образа в драматизации следует предоставлять ребенку возможность экспериментировать: давать время на обдумывание за­мысла роли, предлагая вначале проговорить ролевые действия.

Вое н и та тел ь. Ира, ты Красная Шапочка. Пойдешь к ба­бушке быстро или медленно? Покажи, как будешь играть с ба­бочками. нюхать цветы, собирать ромашки. А теперь подумай, как пойдешь дальше. (Ребенок проговаривает свои действия.)

Или:

Воспитатель. Валя, если бы ты сейчас взяла в руки краски, то какую картинку ты бы нарисовала про Красную Шапочку? Ребенок. Как Красная Шапочка идет по лесу.

Воспитатель. Расскажи об этом. Вот идет оиа по лесу и... (Ребенок продолжает рассказ.)

Воплощаясь в роли, дети средне»! группы стремятся достоверно изобразить персонаж. Если раньше у них преобладаю желание участ­вовать в драматизации, исполнять роль, то в этом возрасте становится важным качественное исполнение роли. При проведении игр-драмати- заций дети обращают внимание на то, насколько правдиво («похоже») сыграна роль (насколько умело ребенок, исполняющий ее, пользуется средствами выразительности), а это уже говорит о способности разли­чать степень артистичности того или иного исполнителя.

В руководстве игрой-драматизацией детей этого возраста могут со­четаться прямые и косвенные методы работы. Воспитатель использует проблемные игровые ситуации, наводящие вопросы, побуждает детей к ролевому воплощению при помощи активизации мышления и вообра- жсния. Иногда ярким образцом артистичного исполнения роли служит выразительный показ воспитателя.

Вое и и тате л ь. В сказке «Лисичка со скаточкой» лисичка — главный персонаж. Почему ей в каждой деревне лавати то ку­рочку. то гусочку? Какой была лисичка? Как она разговарива- ла с хозяином в избе? Ты. Лариса. - лисичка. А ты, Сережа. — первый хозяин. Начинайте диалог. Ты, Миша, — второй хозя­ин, а ты. Ваня. — третий. Почему третий хозяин не дат лисич­ке девочку? Он перехитрил лисичку, и голос у него должен быть хитрый-прехитрый, вот такой... (Воспитатель при помо­щи различных средств выраштельности показывает детям, как следует исполнять роль третьего хозяина.)

При работе на! сказкой педагог должен уделить внимание всем де­тям. Для этого паю проигрывать сказку несколько раз с разными ак­терами. Таким образом, дети проигрывают много ролей. Необходимо следить за тем, какие роли сыграт каждый ребенок, чтобы способство­вать его разностороннему развитию в театрализованной игре, раскры­вающей индивидуальность. Выбирая роль в инсценировке, ребенок руководствуется ее привлекательностью. Характерный герой побуж­дает его действовать эмоционально, тогда как роли, представляющие­ся более повседневными, оставляют малыша равнодушным. Для при­общения детей к игре необходимо показать все преимущества предложенной или взятой ребенком роли («Роль Зайки очень инте­ресная, ведь именно он выручает героев из беды*). Задача воспитате­ля — найти каждому герою «свое лицо», снабдить его «биографией», показать особенности его поведения.

Воспитатель. Вот Наф-Наф. Он справедливый, строгий, любит делать все по-порядку. вовремя; он не ленится, поэтому
у него хороший дом, в котором можно жить и зимой. Наф- Наф —добродушный поросенок, но он не терпит хвастунов и сердится, если видит нерях и лентяев.

В средней группе развивается режиссерская игра. Мальчики устраи­вают бои с игрушечными войсками, девочки наряжают кукол. В этих иг­рах появляются незатейливые сюжеты, которые можно драматизиро­вать, например, фильм-рассказ о демонстрации моделей летней одежды. Воспитатель может предложить организовать концерт из знакомых лет­них песен для больных игрушек и просит детей организовать оркестр, хор. танцевальный коллектив: выделить сольные номера.

В режиссерской игре важное место занимает настольный театр. Дети с удовольствием разыгрывают в свободное время любимые скажи, кото­рые долго живут в их сердцах, если в свое в|)емя были выразительно пре­поднесены артистичным взрослым. Отражаясь в самодеятельной игре, эти сказки способствуют отождествлению с разными героями, вхожде­нию в воображаемую ситуацию, проявлению эмоций и чувств, пережива­нию всех сюжетных коллизий вместе со своими персонажами. Ребенок воспринимает ситуацию со стороны, что дает ему возможность изменить сюжетную линию согласно своему замыслу, подчинив себе действие.

Дети с легкостью передвигают фигурки плоскостного театра, разы­грывая небольшие сюжеты в самостоятельной игре. Чаще всего это драматизации народных потешек, песенок, прибауток. Ребята с удо­вольствием включаются в игру-сочинение простейших сюжетов для кукольного спектакля, музыкальных тем для героев: в игру-фантазию в путешествие по сказочным островам; в оформление игровой комна­ты к празднику. Воспитатель помогает расширять репертуар настоль­ного театра, осваивать способы управления куклами, прививает навы­ки выразительного произнесения текста. Разнообразие в игру в настольном театре внесут куклы собственного изготовления: поделки из глины и пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов. Дети посте­пенно овладевают техникой вождения верховых кукол как на ширме, так и вне ее. При этом одну и ту же пьесу можно разыгрывать сначала в одном, затем в другом кукольном театре.

Для совершенствования исполнительских навыков детей в куколь­ном театре воспитатель проводит серию упражнений на развитие необ­ходимых психических качеств (восприятия, внимания, образного мыш­ления. творческого воображения, памяти и др.). эмоциональной сферы, артистических умений и способов кукловождения. Это упражнения не следует вводить в контексте самого занятия театрализованной игрой, на­меренно четко определяя структурные моменты игры: сначала разминка, потом этюды, далее повторение потешек, их обыгрывание в театре на фланеле|-рафе и т.д. Чем несметнее для ребенка схгущестатяется пере­ход от одной части занятия к другой, чем теснее связь между ними, тем интереснее само занятие, а значит, сильнее желание малыша играть.

Специалисты отмечают прямую зависимость между впечатлениями детей от художественной) произведения и проявлением интереса к игре на воспринятый сюжет. Чем увлеченнее ребята слушают или смотрят сказку чем интереснее ее фабула, тем ярче отпечатывается она в детской памяти, тем сильнее желание се сыграть, и, следовательно, тем вырази­тельнее получается воплощение содержания в исполняемой роли. Для детей средней группы характерно подражание личностно значимому взрослому. В детском саду таковыми выступают воспитатели, которые находятся с ребенком целый день и являются для него образцом для подражания. Ученые считают, что формирование творческой активнос­ти детей необходимо начинать с развития творческих качеств педагогов.

В приобщении детей к драматическому театру как синтетическому виду искусства, имеющему специфику зрелища, оказывающего захва­тывающее воздействие на зрителя, важную роль траст педагогический театр в детском саду, являющийся своеобразной школой педагогическо­го мастерства, воспитания артистических качеств педагога. С помощью театра взрослых удовлетворяются основные потребности детей в накоп­лении впечатлений н художественно-эстетической деятельности.

Искусство отражает жизнь в своих художественных образах. Театр как искусство показывает социальные отношения между людьми, вос­питывает подрастающее поколение при помощи специфики жанра, ду­ховно обогащая интеллектуально-эмоциональную сферу детей. Побы­вав несколько раз на выступлениях педагогического театра, дети на каждом праинике ждут сказку в подарок.

Театру взрослых доступен самый разнообразный репертуар: и тради­ционные народные сказки, и авторские произведения, и придуманные педагогами интересные и поучительные сюжеты. С большим удовольст­вием такие спектакли смотрят дети разных возрастов, но тем не менее в задачи театра взрослых входит разграничение спектаклей по возрасту — отдельно для младших и для старших детей, по объему, содержанию, специфике применения технических средств. Задачи педагогического театра отличаются от задач детского театра. Взрослые актеры более ра­ботоспособны. они могут устраивать продолжительные репетиции, тща­тельно готовить декорации и бутафорию. Театр взрослых знает потреб­ности зрителей; может исполнить пьесы, недоступные для исполнения старшим детям. Театр должен иметь своей) режиссера, который возгла­вит всю работу. Обычно им становится музыкальный руководитель или наиболее способный в этой области воспитатель.

Дидактическая игра

У детей 4-5 лет расширяется словарный запас, уточняются знания об окружающем мире, развивается воображение, совершенствуется
восприятие, мышление; они продолжают знакомиться с сенсорными эталонами и способами обследования предметов. В знакомые дидакти­ческие игры, используемые воспитателем на занятиях, вводятся значи­тельные усложнения. Так. в игре «Чудесный мешочек» дети определя­ют геометрическую форму предмета на ощупь. В игре «Найди такой же предмет» они должны не только рассмотреть и обвести по контуру предметы разных геометрических форм, но и также на ощупь, не гля­дя. суметь различить их и найти подобные в другой коробке. Перед на­чалом игры воспитатель не спеша объясняет детям правила так. чтобы они поняли, в чем состоит их новизна.

В средней группе дети не просто определяют те или иные предметы, а учатся сравнивать и фуппировать их. выделяя общие признаки, разли­чать предметы но назначению. Например, в играх «Подбери пару». «Узорный коврик». «Для чего нужен» они группируют предметы по ве­личине и цвету, определяют назначение предметов кухонной посуды, мебели, одежды. Таким шрам предшествуют дидактические упражне­ния. в которых совершенствуется умение детей различать разные по ве­личине и цвету предметы: из предложенных больших и маленьких ша­ров. камешков, пуговиц они отбирают подходящие, парные предметы, описывают их и раскладывают в соответствующие места (ячейки, ко­робки. полки, корзины). Перед основной игрой воспитатель объясняет правила так. чтобы дети, опираясь на опыт, полученный в упражнениях, смогли играть достаточно свободно, получая удовольствие от игры.

Дети этого возраста не только различают и называют предметы и их основные формы, но и определяют положение предметов в пространст­ве (игра «Где солнышко?»). Перед началом игры дети учатся опреде­лять и называть положения солнышка: внизу — выше — еще выше — на­верху — ниже — еще ниже — внизу — скрылось (спит). Воспитатель доводит до них игровую задачу: солнышко живет за тучкой и двигается по небу не торопись. Нужно следить за положением солнышка, чтобы, определив это положение, показывать, что в это время делают на земле дети. Солнышко внизу— дети снят; солнышко поднялось выше —дети потягиваются (просыпаются) и делают зарядку; солнышко еще выше — дети кушают и играют; солнышко наверху —дети гуляют; солнышко ниже —лети отдыхают в саду: солнышко еще ниже —дети идут домой; солнышко скрылось — дети ложатся спать. Поначалу в этой игре ребята лишь внимательно следят за солнышком, их движения еще скованы и формальны. По мере усвоения игровой задачи содержание игры обога­щается. уточняются шровые действия, они берут в игру атрибуты. Можно добавить музыкальное сопровождение: каждый этап восхода и захода солнышка будет иметь свою музыкальную характеристику.

Изучая пространственное положение предмета, дети узнают поня­тия «слева», «справа», «спереди», «сзади», «сбоку» и т.д. Для усложне­ния игры могут использоваться описания производимых действий («Кукла Лена ехала на бал в карете, впереди ехал кучер, а сзади — наж»).

поиск пропавших игрушек и определение их местонахождения («Миш­ка спал под стульчиком, а ослик в сарае»). Игровая форма обучения позволяет детям легко усвоить основные пространственные положения вещей. Они могут самостоятельно производить действия с предметами и определять, где те находятся. Усложнением в таких играх могут быть дополнительные условия и предметы (к кукле приехали гости; надо указать, в какой комнате они будут жить, где расположена их комната), применение схем и планов (требуется расставить в заданиях мебель по нарисованному плану).

Детям этого возраста, как и прежде, нравятся игры с дидактически­ми игрушками. Прежде веет интерес вызывают яркие, красивые иг­рушки. способствующие развитию мелкой моторики рук (красивые кубики манят ребят своим цветом, будят воображение, призывают строить небывалые замки). Воспитатель может увлечь детей интерес­ной игровой задачей: те ребята, у которых получится замок из кубиков определенных цветовых сочетаний (например, красная башенка, двух­цветный мост и зеленый парадный вход), получат дополнительную фишку, а ребенок, набравший наибольшее количество фишек, может рассчитывать на поощрение (приз). В таких играх начинают прояв­ляться элементы соревновательности, и. несмотря на то. что дети боль­ше заинтересованы процессом игры, у них уже появляется желание получить задуманный результат.

Воспитатель продолжает серию игр на составление из частей целого (кубики, разрезные картинки, паззлы. разноцветная мозаика). Дети складывают различные узоры, собирают предметы по выделенным об­щим признакам (мебель, посу.ча. игрушки), дорисовывают фигуры на полученных картинках, составляют и описывают сюжетные картинки.

В этом возрасте ребенок уже имеет опыт словесной дидактической игры. Ему все интересно, он многое хочет знать и многому может на­учиться: понимает, что правильно, а что нет: может оценивать речевые высказывания сверстников. Воспитатель должен воспользоваться мо­ментом речевой продуктивности и в словесной игре побуждать ребен­ка к рассуждениям, высказываниям; манипулированию словом, звука­ми; сочинению, фантазированию. В игре «Волшебные звуки» педагог, развивая слуховое внимание детей, побуждает их представить себя на деревенском дворе и «услышать» звуки, которые могут раздават ься во­круг. Усвоив правила, ребята достаточно свободно проявляют себя в движениях и интонациях, а на следующих этапах проведения игры мо­гут передать настроение того или иного персонажа.

Развитие |>ечи в словесных играх :м|х|>ективно при использовании движения и драматизации. Такие игры применялись и в младших группах, но теперь педагог должен использовать возросшие возможно­сти детей. Им предлагают игры на различение скорости произнесения слов в сочетании с движением («Карусель». «Дождик кап-кап»), на вслушивание в четкость произношения, а затем и на воспроизведение
слов («Каравай», «Угадай, кто в лесу»). Весьма интересна и полезна де- тям игра на слова русской народной песенки «Мыши водят хоровод»:

Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. - Тише. мыши, не шумите. Кота Ваську не будите. Как проснется серый кот — Разобьет весь хоровод! Шевельнул ушами кот — И исчез весь хоровод.

Кроме задач на развитие слухового внимания в этой игре воспита­тель ставит задачи развития темно-ритмической и динамической вы­разительности слова, умения владеть артикуляцией, выражать в дви­жении и согласовывать со словом содержание песенки. Пока «кот» дремлет в сторонке, «мыши», подчиняясь игровой задаче (не попасть­ся в лапы кота), шроным правилам (будить кота должны все мыши од­новременно. зная, что коту можно ловить их только после сигнала) и содержанию лесенки, водят хоровод, сначала еле-еле двигаясь, произ­нося слова тихо, йотом чуть живее и громче («мыши расхрабрились») и, наконец, уже совсем быстро и громко («мыши забыли обо всем»), в конце игры разбегаются, чтобы спастись. Желательно использовать в этой игре музыкальное сопровождение, например, русскую народную мелодию «Уж вы сени». Игра при этом приобретает живость, красоч­ность; ребята действуют более эмоционально, общее настроение объе­диняет детей и взрослых в едином порыве.

Игры со звуками традиционно используются в музыкальном вос­питании детей. Воспитатель (музыкальный руководитель) должен уметь использовать интонационный опыт дошкольников и вовлекать их. с одной стороны, в ситуацию игры, а значит, фантазии и занима­тельности. а с другой стороны — в ситуацию сосредоточенности и вни­мания. Необходимо упражнять детей в воспроизведении отдельных музыкальных звуков, чтобы добиться хорошего качества звучания. Так. в если в младшей группе они освоили раздельное чередование редких и частых ударов молоточком по пластинкам металлофона в иг­ре «Дождик», то задачей следующего этапа будет воспроизведение не­больших мелодических отрезков (мотивов, фраз, мелодий). Прямой показ на инструменте в данном случае будет наиболее верным приемом работы. Дети учатся правильно держать молоточек, соотно­сить но звучности удары, слушать воспроизводимые звуки. Для того чтобы дидактическая игра проходила успешнее, необходимо давать каждому воспроизведенному звуку определенную оценку качества его звучания, которое вполне могут различать дети средней группы. «Соч­ный звук» — это звук хорошей плотности, яркой окраски, он не двоит­ся (то есть молоточек попадает на одну пластинку, не задевая другие), потому что извлечен верным приемом (достаточно силен удар моло­
точка, и есть хороший, пружинящий отскок руки). «Плоский звук» — ЭТО звук, взятый неверным приемом (слабый, неуверенный улар, пло­хой отскок молоточка), он тусклый, безжизненный, длится не долго, гаснет, едва начав звучать. Отрабатывая с ребенком движения руки с зажатым в ней молоточком, воспитатель (музыкальный руководитель) должен добиваться при каждом ударе сосредоточенности внимания на качестве воспроизводимого звука.

В музыкальной (и вообще в художественной) педагогике все обуча­ющие задачи и цели должны даваться параллельное художественны­ми, а следовательно, и творческими, в которых на первый план высту­пает художественно-эстетический смысл упражнения, этюда, игры. Тогда в той же игре «Дождик» отдельно звучащие удары — «капли» — станут ощущаться ребенком не отрывочно, а будут связаны общим ху­дожественно-образным содержанием, настроением.

В средней группе проводятся дидактические игры с элементами творчества («Подбери нужный тембр», «Узнай песню но ритму». «По­слушай звуки леса» и др.); игры на развитие музыкально-слуховых представлений («Лесенка», «Высоко — низко»), ладового чувства («Определи настроение», «Музыкальное лото»), чувства ритма («Вы­ложи мелодию». «Двигайся ритмично»).

В этом возрасте у детей начинают преобладать коллективные иг­ры. в которых есть место выдумке, соревновательности, инициативе. Они с удовольствием выполняют просьбу воспитателя обучить игре сверст ника. который не знает, как в нее играть, либо не понимает пра­вила игры. В таком случае обучение идет активно, дети подчиняются правилам и ревностно следят за выполнением правил другими ребя­тами. В задачи педагога входит совершенствование самостоятельной игровой деятельности детей. Вне занятий дети пользуются понра­вившимися им в ходе занятий дидактическими играми, изготовле­нными старшими детьми, а также играми, которые им предлагает воспитатель в свободное время с целью закрепления материала, со­вершенствования игровой ситуации и взаимоотношений в детском коллективе.

Воспитатель должен помнить о том. что нужно разнообразить со­держание выбранной дидактической игры, постоянно обновлять игро­вые сюжеты. Специалисты советуют точно определять дидактическую задачу для каждой игры, акцентируя в ней самое главное, нужное. На­пример. если главной задачей игры является развитие речевой актив­ности детей, то, конечно, не должны быть упущены эстетическая и нравственная задачи. Игра должна выстраиваться таким образом, что­бы каждый ребенок мог реализовать в ней свои способности и склон­ности. найти свой интерес; получить удовольствие от коллективной) общения, осознать уверенность в своих силах.

Чередуя подвижные и малоподвижные игры, воспитатель повышает жизненный тонус и психическую активность детей, дает им возмож-


ность более свободно и ярко проявлять эмоцнн, что, в свою очередь, бла­готворно сказывается на умственной работоспособности дошкольников. Руководя дидактической игрой, педагог дает детям все больше самосто­ятельности, которая проявляется на всех этапах проведения игры. Игра становится более развернутой, детализированной, когда в действиях де­тей чувствуется уверенность, исходящая не только от проработанности и четкости действий, но и от созданной воспитателем атмосферы свобо­ды и раскованности, ведущей к самостоятельности в игре.

Старшая группа

(от пяти до шести лет)

Сюжетно-ролевая игра

Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ре­бенка 5-6 лет потребность в партнерском взаимодействии, реализу­ющуюся в более длительном общении с другими детьми. Сюжетно- ролевая игра в этой группе достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, даль­нейшим развитием игровых умений» усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке |юлей (грузчики — водители — иро- давцы — покупатели), в согласовании ролевых действий (грузчики раз­гружают привезенный водителем товар, продавец уточняет наличие то­вара. покупатели ждут новую продукцию), умении сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета. На­пример. пока грузчики разфужают товар, покупатели по-разному реша­ют, что им делать: побыть в это время дома, пойти в другой магазин или постоять в очереди до конца разфузки.

Воспитатель выполняет в нгре роль советчика и партнера и может предложить несколько сюжетов, например, в игре в театр спрашива­ет: ♦ Кго работает в театре? Как вести себя в театре? Что можно по­смотреть в театре? Что такое антракт?». Наводящие вопросы дают наиболее общее представление о содержании, которое следует кон­кретизировать.

Неоценимую помощь в развертывании сюжетно-ролевой игры ока­зывают драматизации. В нграх-драматизациях дети этого возраста разы­грывают сюжеты различных художественных произведений. Предста­вить себе театр, работу его сотрудников, поведение зрителей дети могут на основе имеющегося опыта (они бывают на спектаклях в детском саду или посещают театр с родителями), получают знания из бесед о театре, сами оказываются в роли бутафоров, режиссеров, костюмеров и т.д.

Игровые действия могут бьпъ обобщены, схематичны, но знания, при­обретенные в драматических играх и при подготовке к ним. помогают воссоздать мир театра: дети строят из подручных модулей театральные подмостки; определяют место, где будет гардероб, буфет, зрительный зал. гримерные; обозначают основные линии сюжета («Давай, как будто мы - семья, у нас сегодня день рождения мамы, и мы все идем в театр»: «Л теперь мы будем готовить спектакль. Ты — актриса, а я тебя грими­рую. Или в свою гримерную»), расп|х>деляются роли, и начинается игра.

В. В. Зсньковский утверждает, что функция игры состоит не столь­ко в познании окружающего мира, сколько в том. чтобы придать ак­тивности ребенка такую форму, которая, не уводя от реальности, «ослабит прямое взаимодействие с ней путем введения работы фанта­зии». Активность ребенка этого возраста в сюжетно-ролевой игре может быть направлена на придумывание темы игры, конкретизацию содержа­ния. определение состава ролей, поиск и изготовление атрибутов, обу­стройство места игры.

Игр;» это не застывшее явление; именно по ходу действия доду­мываются летали, реализуются новые идеи, появляются дополнитель­ные роли («Слушай, а разве так бывает, чтобы не было билетера? Да­вай кого-нибудь позовем». «Мы не успеем сцену доделать, не хватает ступенек. Скажи режиссеру, что спектакль задерживается, пусть объя- вит»). Чем больше попутных творческих решений, тем динамичнее складывается игра; в ней есть место шутке, задору, выдумке. Воспита­тель похваливает ребят, сам азартен, переживает складывающиеся си­туации. и в игре образуется сообщество неравнодушных участников, появляется привлекательный игровой коллектив. Он пока не стаби­лен. но сверстники в следующий раз непременно отзовутся согласием на предложение начать игру.

В сюжетно-ролевой игре происходит обогащение ее содержания за счет более глубокого соотнесения образца (роли) с реальными дейст­виями; это свидетельствует о переходе игры на более высокий уровень. Так в игре образуются длинные взаимодействующие цепочки, много­численные ответвления. объединения групп играющих. Например, ра­ботает больничный комплекс: врачи осматривают больных, стомато­логи лечат зубы, терапевты измеряют пульс, делают прогревание; «Скорая помощь» доставляет больных, пострадавших от пожара. Ря­дом с больницей дом, в котором начался пожар, туда спешат пожарные машины, пожарные бригады. Воспитатель поддерживает игру, под­ключается к ней. если в этом есть необходимость («Я закупила для ка­бинета новое оборудование. Вот прибор для массажа» и т.д.).

Педагог отмечает уровень игровых умений детей: одни ребята более инициативные, занимают лидирующее положение среди сверстников, другие принимают в игре самое активное участие, объединяются в за­мысле с другими детьми; некоторые дети, умело распределяя роли, ос­таются сторонними наблюдателями, потому что любят разыгрывать
только готовые сюжеты и не умеют придумывать свои. Ятя развития игровых умений необходимо вовлекать в игру наиболее пассивных де­тей. давать им задания («Пожалуйста, отнеси это письмо, нам срочно нужен почтальон»), пробуждать желание играть яркую, но не сложную роль («Ты будешь Снегурочкой, поедешь в детский сад и поможешь раздавать подарки на празднике»).

Воспитатель поощряет самостоятельность ребенка в игре, и тот стремится действовать как взрослый. При условии грамотного педа­гогического руководства сюжетно-ролевая игра способствует форми­рованию эмоций и чувств детей. В ходе игр педагог побуждает их вы­ражать эмоции по отношению к игровому материалу, персонажу, игрушке, и дети дают волю своим чувствам: «Дом получился краси­вый. как настоящий, в нем удобно жить зайке, а возле дома я сделаю заборчик»; «Карлсон всех смешит, он скоро полетит к Малышу в гос­ти. чтобы его развеселить»: «Львенок —любимый, хороший, послуш­ный: я с удовольствием одеваю его на прогулку и вожу в детский сад». Через понимание эмоционального состояния героев ребенок учится сопереживать, намечает дальнейший ход событий («Котик заболел, надо его полечить и не пускать на улицу, чтобы не замерз»). Специ­альные упражнения помогут детям понять, что существуют самые разные эмоции. Воспитатель рассказывает сказку, выделяя интонаци­ей и словом эмоциональное состояние персонажа. Кто-либо из ребят берет со стенда и показывает остальным подходящую пиктограмму с изображением эмоции; дети сопровождают рассказ воспитателя ми­микой и жестами.

Воспитатель. Сидит Ганс на окошке и задумчиво шьет жи­летку. Вдруг слышит, что за окном кто-то весело кричит: «Ва­ренье! Сливовое варенье!». Ганс об/мдовакя и купил варенье, намазал его на хлеб. Сели злые мухи на хлеб. Рассердился Ганс, ударил но мухам и прихлопнул их. Встал и сказал гордо: «Вот какой я храбрый портной!». («Храбрый портняжка». Братья Гримм.)

Такие упражнения способствуют развитию умения чувствовать на­строение литературного героя и помогают выразительно исполнить роли в игре.

Дети активно стремятся подражать положительному сказочному персонажу и воплощают свои чувства в самодеятельной игре. Они эмоционально реагируют на несправедливость, возмущаются наруше­нием правил и договоренностей. В совместной деятельности очень важно создавать традиции, устанавливать правила и строго их придер­живаться. Это придает игре устойчивость, способствует возникнове­нию симпатий и привязанности детей друг к другу.

В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра. Она становится более развернутой, ребенок использует для нее
множество дополнительных деталей, оборудования; часто заранее подготавливает место действия: строит укрепления, возводит необхо­димые постройки. Если самостоятельная игра отличается отсутстви­ем детализации содержания, произнесением набора штампованных фраз (например, разговор по телефону ограничивается стандартными ответами, заимствованными из разговора взрослых: «Нет. не знаю, больше мне не звоните»), то воспитатель побуждает ребенка описы­вать вслух обстановку места действия, помогая наводящими вопроса- ми: « В каком месте происходит бой? Что делает танкист? Кто первым пришел на помощь?» и т.д. Такая «прорисовка» деталей («Расскажи, как ты доберешься до больницы?»; «Если тебя попросят пригласить отсутствующую медсестру к телефону, что ты на это ответишь?») по­могает создавать в воображении ребенка ход игры, то есть наполнять ее новым содержанием.

В процессе режиссерской игры воспитатель наблюдает за тем. как ре­бенок п|х)шваривает ход событий, озвучивает диалоги персонажей, жес­тикулирует, выражает интонацией и мимикой характеры героев и кор­ректирует свою работу по взаимодействию с ребенком в игре. Инициатива педагога в данном случае состоит в стремлении привлечь малыша к игре, предоставить время и место, а также соответствующее оборудование для игры. Необходимо давать ребенку время на раздумье, признавать за ним право на ошибку, подмечать и приветствовать иссле­довательский подход к игре. Нужно постоянно искать новые формы, новые подходы к воспитательно-образовательному процессу. Работа вос­питателя требует творческого подхода к организации деятельности детей. Необходимо сочетать <|юрмы индивидуальной и общегрупповой рабо­ты. тщательно готовиться к индивидуальным играм и занятиям с деть­ми. В сюжетно-ролевой игре такой подход выражается в том, что воспи­татель. помогая общей стратегии игры, например, в космонавтов, одновременно управляет ее ходом в целом и выбирает моменты для инди­видуального общения. Так. наметив, где будут располагаться центр управ­ления полетом, ангары для космических кораблей, тренировочный ком­плекс и площадка для запуска корабля, дети начинают игру, а воспитатель подходит к каждому ребенку и справляется об удачах и затруднениях.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.