Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 3 страница



Дидактические игры широко распространены в системе дошколь­ного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать ее. они выполняют шровые дей­ствия. соблюдают правила игры. Дидактическая игр;! имеет опреде­ленную структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, иг­ровое действие. игровые правила.

Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добивать­ся в игре конк|хтных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей, развитее воображения, слухового восприятия и т.д.), на закрепление знаний, уме­ний. навыков и представлений (например, умения выделять признаки предметов, навыка игры на музыкальном инструменте, представления о составе числа и т.д.).

Обучающая задача доводится до детей в виде иг|ювой задачи, име­ющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти нес<х)тветствня. отыскать среди группы предметов предмет овальной формы и т.д.).

Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную пе­ред ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (например, подбирают картинки, ищут различные предметы, загады­вают загадки).

Игровое действие направлено на выполнение шрового правила, ко­торое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление актив­ности детей в игре, указывает, как должны выполняться шровые дейст­вия (подбирать картинки, правильно называя изображенные на них предметы; искать предметы, сортируя их по величине; загадывать загад­ки только о тех предметах, которые находятся в комнате, и т.д.).

Дидактическая задача, игровое действие и шровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающе»! задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; шро­вые правила способствуют решению обучающей задачи, но чем больше ограничений в игре, тем труднее решить поставленную задачу.

Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактичес­ких задач определяются программой. Дидактические игры могут со­
держать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной иг­ре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).

Игровое действие представляет большой интерес для детей. Пона­чалу малышей привлекает в дидактической игре сам процесс игры, а начиная с 5-6 лет детей интересует ее результат. Игровое действие мо­жет разнообразиться, если оно уже освоено в многократно проведен­ных играх. Для поддержания интереса игра усложняется: вносятся но­вые предметы (были кубики, а потом добавились мячи), вводятся дополнительные задачи (не только пранилыю собирать пирамидку, но и на<ывать величину кольца), действия (отбирать предметы ражой формы), условия (перемещение действия игры на улицу), правила (выиграет тот. кто быстрее найдет пару).

На характер игрового действия влияет дидактический материал и дидактическая игрушка. Матыши постигают способ игрового дейст­вия. упражняясь в действии с игрушками-вкладышами (матрешки), сборными игрушками (пирамидки, башенки), устройство которых са­мо подсказывает правильный порядок действия: сложнее действовать с подручным материалом (брусками, шарами, полосками). Педагог должен контролировать ражи тис игровых действий, постепенно раз­нообразить их. придумывая новые интересные повороты в игре (игра­ли. стоя в кругу, а затем встали в шеренгу). Для рашития игровой дея­тельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия.

Игровые правила заставляют детей хорошо запомнить их и задумать­ся над их выполнением. Несоблюдение п|>авил влечет за собой проиг­рыш. штрафные санкции со стороны ведущего. Дети младших групп мо­гут полностью игнорировать правила, проявляя усиленный интерес к предметам или игрушкам, вносимым воспитателем для игры. Умение четко соблюдать правила в игре в более старшем возрасте вызывает ува­жение товарищей, развивает навыки произвольного поведения, форми­рует логическое мышление, приносит удовлетворение в игре.

Для того чтобы дидактическая игра была полноценной, в ее струк­туре должны присутствовать все указанные выше компоненты, иначе она превращается в дидактическое упражнение, целью которого явля­ется оттачивание различных навыков, действий, операций. Такая тре­нировка сама по себе тоже имеет важную роль в умственном и практи­ческом развитии детей в том случае, когда необходимо в чем-то поупражняться (собрать матрешку, посчитать до десяти и т.д.).

Дидактическая игра планируется и вводится в занятие педагогом, поэтому именно от него зависит, какие задачи будут поставлены, как будет проходить игра, какого результата можно ожидать. Прежде всего воспитатель должен хорошо объяснить детям игру: четко поставить ди­дактическую задачу, познакомить с используемыми в игре предметами, расскашъ о правилах игры. Если в младших группах воспитатель ак­
тивно включается в игру. то в старших он ограничивает долю своего прямого участия и действует в роли помощника, советчика, наблюдате­ля. В конце игры педагог выделяет ее положительные моменты; в млад­ших группах благодарит всех детей за участие, а в старших — отмечает достижения каждого участника («Лена была требовательным ведущим, Саше удалось сплотить товарищей. Гатя быстрее всех закончила иг­ру»). акцентируя внимание на степени самостоятельности, нравствен­ном поведении в игре.

Воспитатель должен своевременно планировать игру, определить ее место в структуре занятия, подготовиться к игре (подобрать ди­дактические материалы, обустроить место, продумать методику про­ведения игры, определить состав игроков), провести последующий анализ игры. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлеченности, иосильность дидактической задачи, темп игры.

Дидактическая игра рассматривается в научно-методической лите­ратуре с разных сторон: она используется как средство (например, нравственного, эстетического воспитания, развития сенсорных и ин­теллектуальных способностей); как форма организации деятельности (игровая форма проведения учебных занятий); как метод и прием ру­ководства детской игрой (например, метод введения новых знаний, прием загадывания и отгадывания); как вил деятельности (словесная, настолько-печатная, предметная).

В разное время ученые-исследователи (Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина. Е.Ф. Иваницкая. К. И. Удальцова, А. II. Усова, А. К. Бондаренко и лр.) разрабатывали теорию и методику дидактической игры. Многие игры сохранили свою привлекательность для современной практической педагогики и до сих пор справедливо пользуются популярностью в детских садах. Д. В. Менджерицкая счи­тает. что следует видеть цель дидактической игры не только в закрепле­нии полученных на занятиях знаний, но и в овладении детьми навыка­ми умственной работы, развитии самостоятельности мышления.

Ученые отмечают роль дидактической игры в умственном, сен­сорном воспитании детей. В раннем детстве ребенок постигает дей­ствительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. В процессе специально организован­ной деятельности он учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Воспитатель формирует у детей представления о сенсор­ных эталонах и способах обследования предметов. Основной фор­мой обучения выступают занятия, на которых применяются дидак­тические игры. Е. И. Ради на пишет о том. что в дидактических играх дети незаметно для себя получают знания, а главным побудителем этого выступает интерес игрового характера. Игры в коллективе вы­рабатывают организационные навыки, необходимые в самостоя­тельной дидактической игре.


Самостоятельные дидактические игры - это игры, которые прово­дятся в свободное время. Ведущая роль в них принадлежит воспитате­лю. если дети не проявляют инициативы или требуется закрепить ка­кие-либо знания и умения. Если игры возникают по желанию детей, то воспитателю принадлежит роль наблюдателя и советчика и. возможно, участника игры.

Основными специфическими методами руководства детской ди­дактической игрой являются метод обследования, предполагающий овладение умением воспринимать и выделять свойства предметов, и метод использования сенсорных эталонов, дающий детям возмож­ность разобраться в многообразии свойств предметов.

Специалисты выделяют следующие виды дидактических игр: игры- поручения. игры с прятанием, игры с загадыванием и отгадыванием, сюжегно-ролевые дидактические игры, игры-соревнования, игры в фанты. В науке еще нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра: средством, формой, метолом или видом деятельности. Главное, как нам видится, состоит в том, какие возмож­ности открывает дидактическая игра в воспитании и развитии детей, какие богатства для познания таит в себе, какие новые перспективы в развитии игровых технологий указывает.

Первая младшая группа

(от двух до трех лет)

Сюжетно-ролевая игра

Дети первой младшей группы проявляют интерес к различным предметам, манипулируют ими, стремясь познать их назначение, но только взрослый может открыть способы действия с предметами и тем самым ввести ребенка в предметный мир. направляя его действия, стимулируя возникший интерес. Воспитатель должен не только по­казывать предметы, называть их (это чашка, это лопатка, это платье), но и производить с ними действия (вот так надо наливать в чашку во­ду, лопаткой насыпаем в ведерко снежок, наденем кукле платье и т.д.).

Действия с предметами воспитатель сопровождает словом, рас­крывающим результат действия (перелили воду, насыпали снежок, надели платье), его значение (перелили воду в чашку, чтобы нить; насыпали снежок, чтобы получился куличик; надели новое платье, чтобы пойти в гости), оценку собственных действий и качество предмета («Ловко получилось — воду не пролили!», «Горкой насы­пали снег-красиво получилось!». «Аккуратно надевали платье — не помяли его!»).

В результате совместной с воспитателем деятельности малыш по­степенно учится действовать с предметами самостоятельно: кормит куклу, которую кормил воспитатель; нагружает машинку кубиками, как показал взрослый. Необходимо расширять круг предметов, нахо­дящихся в обиходе малыша, стимулируя его познавательную актив­ность; для этого следует создавать простейшие игровые ситуации, по­казывая все новые и новые способы использования предмета Приведем пример.

< Вот машина — самосват. Она едет быстро, вот так. — расска­зывает и показывает воспитатель. — Машина гудит: «Би-би! уходи, уходи!». Она остановилась и хочет выгрузить кубики. Давай. Дима, вместе выгружать. Самосвал свалил кубики и поехал дальше. Он еще привезет кубиков. Вези. Леша, кубики к Коле и сам выгружай».

Дети, проявляя интерес к предметным действиям, постепенно узна­ют свойства различных предметов, выделяя операциональную сторону вещей. Первые удачи вызывают у малыша бурные эмоции-сам сде­лал куличик, сам надел шапочку мишке. Д. Б. Эльконнн отмечает, что в данном возрасте дети добиваются оценки своих стараний со стороны взрослого как носителя образцов предметных действий, осуществляю­щего «деловое» взаимодействие с ребенком. Поэтому воспитатель дол­жен отмечать каждый удачный шаг ребенка, подбадривать в случае не­удачи. приветствовать повторное действие.

Предметная отобрази тельная деятельность становится своего рода предпосылкой иг|ювой деятельности, которая в качестве предметной игры получает свое развитие, когда дети усваивают разнообразные действия с предметами. Например, педагог говорит: « Наша куколка пойдет гулять. Наденем ей шарфик... Вот она гуляет... Пошел дождик — куколка спрячется на веранде...» В процессе предметной игры выстра­иваются простейшие сюжетные цепочки: кормить куклу раздевать — укладывать спать - одевать — вести гулять. При этом дети переносят действия с одними предметами на действия с другими (гуляли с кук­лой. потом с мишкой; ставили в гараж грузовую машину, йотом раз- ныс легковые и т.д.). Чем больше опыт, тем совершеннее предметные действия.

Воспитатель в процессе ипювого взаимодействия побуждает малы­ша к совместному общению (куколка не спит — давай ее качать, вмес­те припевая: «А-а-а»).

Со временем в игре возникает потребность замещения недостающе­го предмета. Воспитатель, видя, что ребенок хочет накормить куклу, предлагает ему палочку в качестве ножа, говоря при этом: «Не забудь нарезать хлеб, отрежь кусочек и дай своей дочке». Освоив умение «ре­зать хлеб», ребенок непременно будет возвращаться к этим действиям.

В следующий раз взрослый предложит ему «порезать* колбасу, сыр и т.д. В ходе игры одни и те же предметы-заместители употребляются неодно­кратно и могут использоваться для осуществления разных функций. Воспитатель показывает, как полифункциональный предмет, например, кружочек, в одной игре служит тарелочкой, в другой — монетой, в тре­тье»! — колесом.

Для того чтобы ребенок мог адекватно производить необходимые действия с заместителем, взрослый должен назвать данный предмет (показывая на палочку, сказать, что это нож) и осуществить с ним при­мерные действия. Освоив действия, ребенок в дальнейшем по-своему будет использовать предмет-заместитель. Исследователи подчеркива­ют, что формирование игровых замещений происходит в совместной игре со взрослым, когда путем совместно-индивидуальных действий ребенок изобретает новые способы игровых замещений.

Осуществляя постепенную передачу общественно выработанных способов употребления предметов в совместной деятельности, вовле­кая детей в простые игровые ситуации, а значит, побуждая к сопережи­ванию и активности, воспитатель способствует развитию игровых предметных действий.

Подражая взрослому, ребенок возит на санках зверушек, чинит те- лефон. Эти действия готовят его к принятию на себя роли; они могут внешне носить беспорядочный характер: сюжетные цепочки (кормить куклу— мыть —укладывать спать) воспроизводятся непоследова­тельно (укладывать спать — кормить — снова укладывать спать т.д.). Логика в развертывании действий появляется лишь к концу первой младшей группы.

Целенаправленное педагогическое руководство игрой в первой младшей группе позволяет расширить предметно-игровую деятель­ность детей. Воспитатель вступает в игровые контакты с ребенком с целью привлечь его внимание к сюжету и содержанию игры, предлагая его возможное продолжение («Во что будем сегодня с тобой играть?» «Давай посмотрим, что куколка будет делать дальше». «Самолет при­землился. а кто же его встречает?»): применяет методы прямого руко­водства игрой: придумывает сюжет, показывает и объясняет действие, становится участником игры, берет на себя роль, вовлекает ребенка в игру путем внесения новой игрушки. Поведение детей в игре не всегда предсказуемо, так же как и дальнейшее развитие игры, поэтому педагог должен установить контакт с ними.

Содержание игры в этом возрасте еще не побуждает детей к устой­чивому взаимодействию (например, на прогулке), поэтому общение со сверстниками носит кратковременный характер, так как главным партнером по игре для малыша является взрослый. Тем не менее и в этом направлении зарождается первый шровой опыт, но зачастую ре­бенок. столкнувшись с проблемой контакта с товарищем по группе, не знает, как поступить, и это иногда становится причиной конфликта.

Роль взрослого состоит в том. чтобы направить внимание малыша на положительное взаимодействие с другими детьми.

Воспитатель. Гриша, передай Жене мишку, дай ему пока­таться на Жениной горке. Покажи пока нам с Олей, как ты на­сыпаешь снежок. Смотри —у тебя мишка, у Коли —мишка, поставьте мишек рядом: они будут довольны!

Педагог должен постоянно развивать у ребенка потребность в общении с другим человеком, данную ему от рождения; формировать умение жить и действовать в коллективе, испытывая при этом радость от общения.

В случае конфликта воспитатель должен помочь малышам, успоко­ить их и продолжить игру. Например, дети поссорились из-за какого- либо предмета, игрушки. Педагог должен мгновенно оценить ситуа­цию и предложить малышам поочередно пользоваться предметом или игрушкой. Приведем пример.

Воспитатель. Лена, у тебя куколка больше не спит, она проснулась и ждет, когда ты ей дашь чаю. А Катина кукла только ложится спать, отлай ей куколкино одеяльце.

Или:

Воспитатель. Ребята, вы собираетесь ремонтировать ма­шину? Ты. Денис, будешь ремонтировать колеса, а ты, Максим, будешь красить машину. Сначала нужно отремонтировать ко­леса. Давай, Денис, ремонтируй, а ты. Максим, пока выбирай, какой к|>аской будешь красить. Вдвоем вы ее быстро почините!

В самом начале сюжетной игры ребенок еще не называет себя име­нем героя, он действует с игрушкой как бы от своего имени, режисси­руя дальнейший ход событий. При этом малыш комментирует шро­вые действия, выделяя их как свои собственные: «Коля варит суп». Вместе с тем ролевое поведение ребенка начинает проявляться через своеобразный диалоге куклой. Воспитатель действует за одну игруш­ку, ребенок за другую. При помощи наводящих вопросов осуществля­ется ролевой диалог. Приведем пример.

В ос и и та те л ь. Я - цыпленок, а ты кто? (11оказмвает на ре­бенка и его игрушку.) Ребенок. Ежик.

Воспитатель. Ежик, давай вместе пойдем гулять. Ребе н о к. Давай. (Отправляются гулять, смотреть в окно.)

В следующий раз педагог дает малышу эти же игрушки и побуждает его к диалогу между ними в режиссерской игре. Ребенок пытается дей­ствовать так. как ему показывал воспитатель; в данном случае он осу­ществляет разговор игрушек, внешне отображая ролевой диалог. Внут-
рснне присвоенным он будет тогда, когда ребенок встанет на позицию героя и сможет действовагь от имени другого. Это произойдет посте­пенно и оформится к 4-5 годам.

По мере развития ребенка и при создании благоприятных условий в игру вовлекаются все новые и новые предметы-заместители; рас­ширяется состав игрушек-персонажей, участвующих в игре; обоб­щается содержание и сюжет игры. Ребенок берет две-три куклы, са­жает их на стулья и показывает им концерт, как это делал взрослый; самостоятельно придумывает сюжеты, в которых отображается его повседневная жизнь или отражаются действия героев художествен­ных произведений. Дети, играющие «рядом, но не вместе», по мере своего развития проявляют все больше внимания к играющим свер­стникам. Задача педагога направить активность малышей в нужное русло с помощью советов, прямых указаний и непосредственного участия в игре.

Таким образом, начиная игровую деятельность с одноактных мани­пуляций с предметами, далее объединяя несколько таких действий в одной игре, затем применяя игровые заместители предметов, ребе­нок наконец более или менее осознанно воспроизводит последователь­ные цепочки сюжетных действий. Игра из ознакомительной переходит в отобразительную. затем в сюжстно-отобразительную.

Игра развивается от конкретного предметного действия к обобщен­но-игровому, а далее —к ролевому действию. Единицей игры, по мне­нию Д. Б. Эльконина, является роль и связанные с ней действия. В про­цессе игры ребенок, выполняя то или иное действие, берет на себя ту или иную роль. Роль диктует содержание диалога играющих и опреде­ляет их ролевое поведение. Если ребенок играет в магазин, взяв на себя роль продавца и покупателя в режиссерской игре, то и разговор двух его кукол будет соответствовать принятым ратям. Вложить в него кон­кретное содержание малыш может с помощью взрослого, используя при этом также свои впечатления. Наблюдая деятельность окружаю­щих взрослых, он отражает характерные отношения между ними.

По мнению Н. Н. Палагиной, необходимо учить детей замечать, за­поминать и проигрывал» жизненные ситуации, эпизоды из книг, мультфильмов, чтобы они смогли вживаться в тот или иной об|>аз. Простейшие импровизации с включением детей в игровую ситуацию способствуют развитию воображения, стать важного для формирова­ния умения вставать на позицию персонажа.

Малыши учатся воплощать роль н ходе театрализованных игр, ос­нованных на произведениях малых фольклорных форм (песенок, по­тешек. прибауток). Театрализованная игра, драматизация являются одним из действенных средств, способствующих эмоциональному рас­крепощению детей, что очень важно для проведения сюжетно-ролевой игры. С другой стороны, развитие сюжетно-ролевой игры способству­ет совершенствованию драматизации.

театрализованная игра

В возрасте 2-3 лет малыш активно манипулирует предметами, при помощи взрослого находит способы их использования. Действия с иг­рушкой еще однообразны, повторяемы: кормит куклу, укладывает спать, ведет гулять. Но вот малыш получает первый опыт художественного об­щения с персонажем, когда та же самая кукла предстает перед ребенком в несколько ином обличье и выступает в театральной роли; он захвачен действом. Знакомство с театром как с особым миром художественных образов происходит в атмосфере волшебства, праздничности, припод­нятого настроя. С первой же встречи важно вызвать эмоционалыю-по- ложитсльный отклик в душе малыша, побудить его к активному воспри­ятию. Вначале это будут короткие инсценировки. например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми.

Вое и и та тел ь. К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да. это бантик. Л это что? (Ш ляпка.) Что у нее на ножках? (Сапожки.) Давайте попросим Катю по­плясать: «Катя, попляши». (Катя пляшет.) Катя, наши дети то­же умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут иод знакомую ме­лодию.)

Катя. Я — кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам веселую песенку. (Дети слушают песенку.)

Воси итател ь. Хорошая песенка? Приходи к нам. Катя.еще.

В первом диалоге с куклой-актрисой ребенка привлекает необыч­ность поведения куклы, сама возможность общения с ней.

Дальнейшие встречи с игрушкой, любимой куклой как с близким, давно знакомым персонажем будут содействовать расширению кон­такта с детьми, вовлечению их в игровое общение. Последователь­ность предпринимаемых взрослым шагов благотворно сказывается на способности детей к перевоплощению. Потребность в самовыражении у ребенка проявляется в непроизвольном движении, иодпеваини, по­дыгрывании на простейших музыкальных инструментах. Для него ва­жен как сам факт участия в игре, так и наблюдение за выступлением и участием других детей. И если малыш внутренне пока еще не готов включиться в общую игру, то в дальнейшем участие в ней будет все бо­лее привлекательным при условии ненасильственного, естественного вхождения в игровую ситуацию. Например, кукла Катя называет и по­казывает музыкальные инструменты, с которыми дети уже познакоми­лись на музыкальных занятиях, приглашает поехать всем вместе на санках с бубенцами, раздает инструменты (погремушки, колокольчи­ки. маленькие бубны). Дети, вовлеченные в игровую атмосферу, весе­ло «едут» с горки на горку.

11а занятиях, часть которых занимает театрализованная игра, долж­на царить атмосфера импровизации. Воспитатель, наблюдая в процес­се работы за детьми, выявляет наиболее активных, адекватно действу­ющих малышей и привлекает к ним внимание остальных. Так. при драматизации потешки «Пошел котик во лесок» взрослый использует малейшие проявления желания детей участвовать в игре. Воспитатель показывает игрушку детям и произносит:

11ошел котик во лесок. (Дети подражают походке котика.)

11лшел котик поясок. (Дети к*адут руки па пояс.)

I!лрялилея. (Дети любуются пояском.)

Воротился. (Дети поворачиваются и идут п другую сторону )

Стал он люлечку качать: (Дети складывают руки сколыбельхойр.)

1>аю-6ай. баю-бай. (,Дети подпевают.)

Ляг. Пыиика. скоренько.

Встань, Галин ка. с .«>]к иьхпй! (Воспитатель подходит с шрушкЫл к ре­бенку, кланяется ему и называет его и.чя.)

И фа повторяется 3-4 раза.

Импровизируя, дети постепенно приобретают опыт художествен­ного восприятия: вслушиваются в слово, наблюдают за выразитель­ным движением персонажа, интонацией. Шум ветра, переданный в легком глиссандо на металлофоне: серебристый звон колокольчика, исполненный на треугольнике: тойот шагов, имитируемый деревянны­ми брусочками, — все звуки, сопровождающие выразительный рассказ воспитателя, помогают достраивать в воображении ребенка предлага­емый взрослым художественный образ, воспитывая особое, эстетичес­кое отношение к миру. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. При этом следует идти от простейших уп­ражнений к более сложным. I (апример. лети, изображая ветер, надувают щеки, делая это старательно и беззаботна Но когда перед ними встает задача подуть так. чтобы спутуть злого волка, то. мгновенно преобра­жаясь. лица детей делаются устрашающими, в округлившихся глазах передается гамма самых разнообразных чувств.

Выполнение действий по образцу, многократные повторы движе­ний способствуют формированию мышечных ощущений, специаль­ных навыков и умений (показать свои ручки, выставить ножку, прито­пнуть. помахать платочком, покружиться, попрыгать). Педагог фиксирует успехи каждого ребенка, отмечает новые достижения: игро­вая атмосфера пробуждает эмоции детей.

Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материа­лом. Драматизация произведений малых фольклорных форм является своего рода тренировкой эмоциональных проявлений. Эти произведе­ния таят в каждой строчке особое настроение, сюжет, требующие от педагога владения техникой ролевого воплощения при помощи движе­ний. интонации, мимики.

Специалисты советуют начинать знакомство детей с театром с ку­кольного театра, оказывающего сильное эмоциональное влияние на малышей. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланеле- графе. в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передает палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Детям данного возра­ста доступно восприятие контрастных настроений («весело — груст­но»). Эмоциональнее веет малыши реагируют на большие, яркие иг­рушки. которые вызывают у них неподдельный восторг. Такой игрушке свойственна малая подвижность, но зато она всегда в цент­ре внимания детей. Всем хочется встать к ней ближе, потрогать, по­гладить. то есть выразить свое отношение к ней. С помощью таких игрушек можно устраивать для детей маленькие концерты, разыгры­вать сценки-диалоги, показывать драматизации-зарисовки, драмати- зацни-портреты. На фланелеграфс можно выстроить целую сцену с несколькими персонажами, настроение которых подчеркивается только интонацией голоса действующего за них воспитателя. По просьбе педагога дети называют героев, их действия, но первоначаль­но имитируют их голоса и поведение только по показу взрослого. Ус­тройство кукол бибабо позволяет изображать персонаж в разных по­зах, через выразительное движение, интонацию. Применение кукольного театра следует ограничить введением одного-двух персо­нажей. которые должны двигаться с такой скоростью, чтобы малыши смогли за ними уследить.

Общим в рекомендациях по проведению театрализованного пред­ставления является то. что все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать в небыстром темпе. Действие должно быть непродолжитель­ным. При подготовке мини-спектаклей воспитателю следует заранее готовить место для показа, оснащая его различным оборудованием, ма­териалами и атрибутикой. Все тексты педагог должен выучивать наи­зусть. для топ) чтобы активнее вживаться в роль, успевать следить за реакцией детей и взаимодействовать с ними.

Наблюдая за детьми, чуткий воспитатель узнает об уровне разви­тия их эмоционального мира, игровых умений и навыков. С целью рас­крепощения и устранения внутренней скованности малышей можно проводить специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Для этого предлагаются различные состояния-настроения, подчеркиваю­щие чувства самих детей или предъявленных персонажей. Следует ис­пользовать выразительные возможности голоса, музыки, движения (графического изображения), акцентируя на этом внимание детей, предлагая им называть настроение и выражать его в голосе и в движе­нии. Таковы простейшие этюды «Солнышко встает» и «Солнышко са­дится», в которых эмоциональное состояние передается детям при по­мощи словесной (солнышко встает и садится) и музыкальной
(мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. При выполнении этюдов следует опи­раться на программные потешки, песенки и заклички. близкие по те­матике. например. «Солнышко, ведрышко». Постепенно эмоциональ­но-тематическое поле драматизации расширяется, музыкальный образ усиливает действие обобщенно-драматического образа.

Приобретенный опыт следует использовать при чтении сказок, изо­бражая героев в лицах. При чтении сказок воспитатель с помощью ми­мики. жестов, позы, интонации должен донести до ребят смысл произ­ведения и раскрыть характеры его героев.

Постепенно детей знакомят с драматическим театром, в котором все роли исполняются одним актером-взрослым. При чтении и разыгрыва­нии фольклорных произведений очень хорошо включать народную му­зыку в качестве вступления, заключения, фона для усиления эмоцио­нального восприятия сказки детьми.

Осознание себя н роли приходит к малышу не сразу. Вначале он и не понимает, о ком это говорят: «Вот на полянку вышел медвежонок. Медвежонок, поклонись, покружись, подойди ближе, дай свою лапу». И только когда воспитатель берет малыша за руку и надевает ему ша­почку медведя, ребенок понимает, что это он —медведь, это про него говорят, и заулыбается в ответ. Под общие аплодисменты малыш будет подражать повадкам медведя, ориентируясь на воспитателя и ожидая его одобрения. Педагог должен как можно более тесно общаться с каж­дым ребенком. Только при условии обращения к каждому индивиду­ально наиболее эффективно развиваются необходимые качества па­мять. мышление, воображение, внимание.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.