Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 9 страница



В дидактической игре « Выбери ленточки» дети действуют с предме­тами. накладывая их или прикладывая к образцу; ищут ленточку друго­го (такого же) цвета и размера, более или менее широкую и т.д. В дру­гих играх, сравнивая предметы по форме, они различают овалы, круги, треугольники, четырехугольники. Дидактические упражнения помогут детям подобрать фигуры в соответствии с игровой задачей («Круги и овальчики для лисы и зайчика», «Коврики с углами») разной степени сложности. Усложнить задачу можно, предлагая им подобрать фигуры определенной величины (два больших овала и один маленький), цвета (синий кружок, красный кружок и зеленый четырехугольник —по вы­бору). материала (все фигуры деревянные и одной величины).

Ориентировку в пространстве развивают упражнения на определе­ние положения различных предметов относительно друг друга или от­носительно самого ребенка. В таких играх дети могут, как бы проверяя друг друга, дать товарищу задание («Встань так. чтобы видна была улица») и затем спросить: «Где гы стоишь?» («перед окном», «сзади стола», «сбоку от шкафа», «справа от стула», «у левой стороны окна»).

Интересны детям игры, в которых надо определить, что изменилось. Для таких игр воспитатель вместе с детьми может придумывать специ­альные сюжеты, обозначая их жанр («детективный», «военный»). Нео­жиданность игровой ситуации и интересное содержание вызывают у детей ощущение новизны, азарт, а конечная цель — выйти победителем в игре, «разгромить вражеские полки», придумав лучший план, - при­дает уверенность в своих силах, увлекает сюжетом. Для таких игр необ­ходима предварительная подготовка: детям читают сказки, рассказыва­
ют о знаменитом сыщике, проводят игры-драматизации, в которых про­игрываются прочитанные сюжеты, ситуации. В сюжетно-дидактичес- ких играх можно использовать музыкальное сопровождение (напри­мер. звук трубы как сигнал сбора полков), стихотворный текст для создания эмоционального фона («Лязг и скрежет металла, вой и грохот орудий — все смешалось сначала, затемняя рассудок»,«I I пошли полки ровной линией: положить врага на чужой земле!»), танцевальные дви­жения для ощущения наката обстановки (например, можно придумать «танец воинов»). При этом активизируется воображение детей, появ­ляется свобода движений, артистизм.

Лети этого возраста стремятся использовать в играх подручные ма­териалы. подбирают интересные игрушки. Для игр в воинов они само­стоятельно изготавливают необходимые атрибуты. Знакомя детей с историей страны, рассказывая о жизни древнерусских государств, о богатырях, о походах, воспитатель может провести дидактические иг­ры («Собери воина в поход»), в которых нужно подобрать коня, одеж­ду, оружие для воина. Изучая с детьми народные песни, игры, хорово­ды, воспитатель проводит дидактические упражнения и игры на знание пословиц, потешек и поговорок на разную тематику («Кто больше назовет»), на использование песен в контексте народного ка­лендаря. Например, педагог раздает ребятам разные картинки с сюже­тами народных праздников. Дети слушают песню (в исполнении взрослого или в аудиозаписи), находят и поднимают соответствую­щую карточку («У наших ворот всегда хоровод»). Усложнением игры может быть введение нового правила: ребенок, поднимающий карточ­ку. называет пословицу про праздник, изображенный на карточке (или про досуговое время вообще, например. «Всякая душа празднику ра­да»). Различные народные игры (с мячами, луками) как средство пере­дачи духовного опыта поколений способствуют развитию нравствен­ных и физических качеств (отвага, смелости, дисциплинированности, меткости, подвижности и ловкости). Самодельные баклуши, трещот­ки. свистульки знакомят детей с необычным звучанием, открывают технические возможности народных инструментов. Игры-загадки «Угадай, на чем играю» позволяют выделить и запомнить тембр редко звучащего инструмента. Такие игры проводятся без поспешности, в них дидактическая задача ставится одновременно с художественной. Персонажи выступают в игре в стихотворных образах:

Волк забрался на скамейку.

В лапы паял свою жалейку.

Чтобы стало веселей.

Сил. жалейка, не жалей?

(Т. Собакин и др.)

Игры в куклы всегда были любимы детьми. В ролевой игре дети изображают разные периоды взросления куклы-дочки: кукла-младс-
пси. воспитанница детского сала, кукла-школьница. Воспитатель под­сказывает. что требуется для куклы того или иного возраста. При этом девочки старательно входят в роль мамы, а мальчики моделируют поведение отца куклы-ребенка.

Дифференциация ролей по половому признаку в сюжетно-ролевой игре, но мнению ученых, предлагающих этические беседы и игры, поз­воляющие мальчикам и девочкам проявить себя согласно своему иолу, проявляется довольно рано. В дидактических играх, моделирующих различные полоролсвые поведенческие ситуации («Как поступить», «Красивые слова», «Ссоримся-миримся». «Уголок мастера и мастери­цы»), дети не только узнают о внешних признаках мужского или жен­ского тина поведения (проявлять заботу, уступать место и т.д.). об ат­рибутах. обозначающих принадлежность к тому или иному иолу, но и познают себя в игре, проявляя особенности характера («Мужчина должен поступить так, но смогу ли я это сделать в действительнос­ти?»). В таких играх нужно объединять детей, предоставляя им воз­можность побыть вместе вдвоем-троем («молодецкой» или «девичь­ей» компанией), чтобы подумать, как поступить.

Детям этого возраста необходимо предоставить возможность про­явить себя в положительном с точки зрения окружающего общества (коллектива) поступке. Воспитатель знакомит их с лучшими образца­ми художественной литературы, учит делать нравственный выбор в той или иной ситуации, создавая условия, раскрывающие в ребенке те или иные нравственные качества: осведомленность о характере прояв­ления того или иного качества (внешние признаки), о душевном состо­янии человека, совершившего какой-либо поступок (внутренние при­знаки). и последствиях этого поступка.

Дидактические игры по известным сказкам могут придумывать взрослые вместе с детьми; в этих играх ребята могут подбирать послови­цы и поговорки, отражаюидос нравственный смысл сказки (пословица «Белые руки чужие труды любят» подходит к сказке «Лиса и дрозд»; по­словица «Что посеешь, то и пожнешь» — к сказке «Лиса и кувшин»). Ди­дактические игры и упражнения на формирование коллективистских качеств («Ломот товарищ)»), воспитание гуманных или патриотичес­ких чувств («Вежливые звери», «Гжельские сувениры») способствуют развитию комплексных социокультурных качеств, в основе которых ле­жит отношение к человеку, природе, окружающему миру.

В старшей группе дети продолжают знакомиться с жизнью живот­ных. птиц и растений. Свои впечатления они отражают в календарях наблюдений за сезонными явлениями. Например, в разное время года дети следят за поведением птиц. Составляя календарь наблюдений за зимующими птицами, они не только узнают о том. какие птицы оста­ются зимовать или прилетают на холодное время года к нам. но и опи­сывают их внешний вид. окраску и повадки. Эти знания закрепляются в дидактических играх «Каких птиц знаешь». «Опиши повадки птиц».

За лето дети накапливают знания о многих овощах и фруктах. В это время года воспитатель может организовать экскурсии на принадле­жащий детскому саду огород. В играх «Вершки и корешки», «Съедоб­ное — не съедобное», выявляя знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов, педагог использует элементы драматизации, и игра становится более живой, интересной. Для сохранения интереса к ней можно придумать некоторые изменения хода игры (например, выби­рать желающих на роли мужика и медведя при помощи считалки; вве­сти ведущего: заканчивать игру русской народной игрой). Развитию интереса детей к живому миру способствует чтение книг о животных и растениях, применение драматической формы обучения. Например, драматизация рассказа В. Ьианки «Чей нос лучше?» позволяет детям живее представить обитателей лесов, озер и болот.

Неравнодушное отношение воспитателя к родной природе, родным местам передается детям в постоянном общении с ним и проявляется в различных вилах деятельности: в чтении художественной литерату­ры. в беседах на разные темы, в приобщении к искусству, где игра яв­ляется связующим звеном, соединяющим вымысел, фантазию и реаль­ное чувство. Дидактические игры, выявляющие знания детей об истории родного края, могут охватывать путешествия но «большой» и «малой» Родине. В них синтезируются разные виды и приемы работы: рассказывание по картинке, устное рисование, применение схем, раз­работка планов-карт. Так. в игре «Путешествие по нашему микрорайо­ну» дети разрабатывают план поездки по наиболее интересным местам района, описывают достопримечательности, вилы используемого гртшенорта. Ребенок, разработавший наиболее интересный маршрут, награждается знаком «Почетный житель микрорайона» и получает приз. В этой игре есть место словесной, музыкальной, изобразитель­ной деятельности. Синтезированное содержание, развернутость ди­дактических игр являются их характерными особенностями.

В играх со словом ставятся задачи развития фонематического слу­ха, пополнения словаря, освоение речевых конструкций. В дидактиче­ской игре «Кто заметил больше небылиц?» (А. К. Боидаренко) перед детьми стоит следующая игровая задача: заметить как можно больше нелогичных ситуаций (небылиц), отличить реальное от выдуманного, что само по себе довольно сложно, ведь в тексте все перемешаюсь. Используя прием драматизации, воспитатели нацеливают ребят про­чувствовать проигрываемую ситуацию, осознавая действия персона­жей: бывает такое на самом деле или не бывает. Интерес к игре возра­стает. если дети могут самостоятельно моделировать реатьные и вымышленные ситуации. Творческий подход к игре делает ее более живой, расширяет границы фантазии, направляет мышление детей по нешаблонному пути.

В старшей группе воспитатель и музыкальный руководитель ис­пользуют в музыкально-дидактических играх спсциатьные наглядные
пособия, позволяющие ребенку чувствовать себя уверенно в мире му­зыкальных звуков. В дидактических играх, разработанных Л. II. Комис­саровой. например, «Кто ноет?», «Лесенка», дети определяют звуковы- сотные соотношения, особенности регистров. В игре «Ритмические кубики» развивается представление о ритме, в игре «Сложи песенку» о форме музыкального произведения. Применение наглядности всегда вызывало бурные споры в педагогике, потому что наглядные средства часто используются формально, формируя у детей своего рода шабло­ны восприятия. Одна из задач методики использования наглядных средств состоит в том. чтобы воспитатели (музыкальные руководите­ли) имели четкую цель их применения.

Если педагог знает, в каких случаях целесообразно использовать наглядное средство обучения, понимает необходимость его примене­ния именно в этот момент занятия (например, до звучания музыкаль­ного произведения или после него), то дидактическая задача решается наиболее успешно. Например, если дети несколько раз играли в игру «Серый волк и Красная Шапочка» (музыка Г. Левкоднмова), то они уже хорошо запомнили музыку, характеризующую героев. Поэтому на следующих этапах применение карточек, изображающих сказочных героев, будет нецелесообразным, так как дети хорошо отличают один музыкальный образ от другого и могут проследить их чередование на слух. Главной задачей обучения на этом этапе становится более близ­кое знакомство с музыкой: выявление общего характера каждого му­зыкального образа (Волк. Красная Шапочка), сравнение двух настро­ений (тревожно-зловещее и веселое) этих музыкальных образов, определение формы музыкального произведения, вычленение его структуры путем восприятия и усвоения очередности появления тем- образов (Красная Шапочка - Волк - Красная Шапочка).

Интересна детям игра на основе программной музыки Р. Шумана «Дед Мороз». В ней дети узнают два главных музыкальных образа (Дед Мороз и Метель), которые появляются поочередно, образуя трехчаст- ную ренризную форму с контрастной серединой. Па первом прослуши­вании («Встреча с героями») дети выясняют, какие музыкальные темы- образы они услышали. Затем эти образы схематично представляются на карточках, и ребята выкладывают порядок появления музыкальных тем- образов. выясняя, что образ Деда Мортхза появляется в музыке дважды — в начале и в конце, а образ метели один 1>а* — в середине пьесы.

Дети 5-6 лет уже умеют самостоятельно играть в дидактические иг­ры. Они играют в напольные игры, знакомые подвижные дидактичес­кие игры, повторяют действия, которые усвоили на занятиях с воспи­тателем. Постепенно осваиваясь, они играют более уверенно, придумывают дальнейшие игровые ситуации, вводят новые правила игры. Воспитатель должен расширять круг имеющихся в обиходе детей дидактических игр, продумывать перспективу их развития так. чтобы содержание становилось более интересным, вводились новые правила.


изменялись игровые условия. В холе игры педагог отмечает, каким обра­том включался в игру каждый ребенок, чего ему не хватаю для активно­го участия: какие умения и навыки закрепились, развились; оценивает результативность игр в формировании коллективистских качеств.

Подготовительная к школе группа

(от шести до семи лет)

Сюжетно-ролевая игра

К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько из­меняется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ро­левого поведения отражает глубину освоения сферы действительнос­ти. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятель­ности. Роль призывает детей подчиняться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. Если раньше в выборе ро­ли главное место занимала ее внешняя привлекательность, то теперь осознается социальная польза роли. Большим успехом у детей этого воз|К1Ста пользуются рассказы про мужественных людей (спасателей, летчиков, первопроходцев), фантастические приключения, увлека­тельные истории. В сговоре на игру дети обсуждают замысел; при этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудова­ние и атрибуты. Ребята с жаром определяют долю своего участия в иг­ре, стремясь получить наиболее социально значимую роль. Место дей­ствия игры неузнаваемо преображается: дети используют различный подручный материал, игрушки, предметы интерьера. Они применяют в игре знания, позаимствованные из разных источников: из жизненно­го опыта. из книг, кинофильмов, рассказов, произведений музыкально­го и изобразительного искусства, экскурсионных впечатлений, специ­альных бесед, тематических вечеров. Приведем пример.

Папа Саши — моряк. Он часто рассказывает сыну о труднос­тях морской службы, показывает видеозаписи, в которых можно увидеть его корабль, некоторые моменты рабочего дня моряков (подъем, прием пищи, смена вахтенной команды, уборка палубы), замечательные морские пейзажи, разные го­рода. Саша принес в группу видеоматериалы и фотографии. Дети увидели фотографии моряков крепких, рослых муж­чин, которые умеют справляться с тяготами морской службы. Воспитатели пригласили в группу папу Саши, механика ма­шинного отделения, который рассказал о своей важной рабо­
те. обеспечивающей жизнедеятельность корабля. После зна­комства с жизнью экипажа на корабле лети иод руководством Саши затеяли игру. Саша выступал в игре как безусловный лидер, дети прислушивались к его распоряжениям: где распо­ложить капитанскую каюту, как оборудовать машинное отде­ление. При распределении ролей большинство мальчиков за­хотели быть механиками машинного отделения, а девочки были согласны стать матросами, коками и помощниками ка­питана. Таким образом все дети были вовлечены в игру. Саша, лидируя в игре, учил играть других детей: в то же время совершенствовались его игровые умения (организовывать иг­ру. вводить правила, договариваться о распределении ролей, оценивать игровую обстановку, действовать в конкретной во­ображаемой ситуации, корректировать ролевое взаимодейст­вие играющих). После игры воспитатель предложил внима­нию детей репродукции картины И. Айвазовского «Рыбаки на берегу моря» и «Девятый вал». Сравнивая их. дети должны бы­ли не только рассказать об изображенных событиях, но и, оха­рактеризовав общее эмоциональное настроение каждой карти­ны. описать душевное состояние людей, отметив контраст полотен. Еще более сложным было задание рассказать, какие чувства вызывает каждая картина и какими выразительными средствами изображено подобное состояние стихии.

Игра и искусство тесно связаны между собой: игра заставляет ре­бенка почувствовать себя в роли другого человека, а искусство помога­ет эмоционально пережить эту роль.

Приведем пример коллективно»! сюжетно-ролевой игры.

Мама Маруси работает в магазине, являясьодновременноего владельцем, директором и продавцом. Маме помогают Мару- ся и ее старший брат. Маруся видит, как привозят товар, про­веряют накладные: помогает маме и брату разгружать товар и устанавливать его в подсобном помещении. Особенное»! нра­вится помогать маме оформлять витрину и прилавок. В сю­жетно-ролевой игре Маруся часто играет с девочками в ма­мин магазин, рассказывает им, как надо расставить товар, чтобы витрина привлекала покупателей. Такая игра дала воспитателю повод провести дидактическую игру «Расставь посуду», в которой дети должны были офор­мить витрину так. чтобы она понравилась покупателям. »< объяснить, чем она привлекательна. Дети хорошо справились с заданием, у каждого получилось по-своему красиво, им бы­ло интересно полб»»рагь посуду — чашечки к блюдечкам и т.д., свою витрину они расхвал»!вали, объясняя: «Главное, чтобы
она была красивой, чтобы аккуратно все стояло, чтобы цве­точки на чайничке было видно». Маруся рассказала о том. как надо расставлять товар: самые яркие и дорогие сервизы долж­ны находиться на уровне глаз покупателя, чтобы их побыст­рее купили, а на нижних полках можно поставить более деше­вый товар.

Затем вое шпатель предложил детям поиграть в магазин. При распределении ролей, к удивлению педагога, роль директора магазина взяла на себя другая девочка, а Маруся захотела при­думать для себя новую роль, но не знала, кем еще можно быть в этой игре. Воспитатель предложил ей роль менеджера торго­вого зала и рассказал о деятельности менеджера. Маруся за­явила: « А-а, я знаю, мама тоже смотрит за залом и предлагает товар. Надо самой больше знал» о товаре, чтоб выгодно пред­ложить его покупателям». Дети начали играть, но очень не­многие ребята .захотели быть покупателями. Получился мага­зин без покупателей. Тогда воспитатель предложил провести в магазине распродажу весенней коллекции одежды и конкурс на самого вежливого продавца и покупателя. Игра развер­нулась с новой силой благодаря неожиданному повороту сюжета. 11екоторые дети, выступавшие в роли покупателей, намеренно вели себя капризно, чтобы продавцы терпеливо объясняли им. сколько стоит товар и какого он качества. За­тем ребята менялись ролями, продавцы становились покупа­телями.

И фа длилась не один день: по ходу нее появлялись вопрскы. требующие немедленного решения (как правильно <к|юрмить покупку товара, для чего нужен гарантийный талон, как из ма­газина развозят мебель покупателям на дом и др.). Затем педа­гог организовал поход в мебельный магазин, где дети побеседо­вали с его директором и увидели, как идет |>абота в магазине.

Длительная игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и прове­дении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значи­тельно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь (например, после изучения смысла и назначе­ния различных профессий, деятельности каких-либо предприятий предложить детям составить рассказ об увиденном, устроить выставку изделий предприятия, на котором они побывали, сопроводив ее рас­сказом экскурсовода директора данного предприятия).

Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этот возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре - это то. что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатлений.

Необходимо развивать коллективное детское творчество. Этому способствует создание ситуаций, наталкивающих на новую, интерес- ную для игры мысль: внесение воспитателем какого-либо инвентаря, необычного предмета; чтение захватывающей книги. Так рождаются новые замыслы, появляются смелые проекты, фантастические пла­ны, требующие размышления и подготовки. Например, для игр в пу­тешествия необходимо подготовить снаряжение (теплые вещи, посу­ду, туристические палатки и др.). карты для определения маршрута, приборы (компас, барометр). Во время подготовки к игре воспита­тель учит детей работать с картой, ориентироваться по компасу, со­ставлять и обозначать предполагаемый маршрут: проводит дидакти­ческую игру «Собери рюкзак туриста», затем предлагает им объединиться в творческие группы и выполнить аналогичные зада­ния. но сделать это быстрее.

Во время подготовки к игре воспитатель читает детям увлекатель­ные истории про путешествия, научно-популярную литературу про эк­зотические страны. Например, ребята отметили в своих картах посеще­ние разных стран. Поставив перед собой такую цель, они должны узнать как можно больше о населении, растительном и животном мире, климате изучаемой страны; народах, населяющих страну, их языках, обычаях и традициях. Разбившись на группы, дети могут изготовить элементы костюмов, разучить песни и танцы, используя аудиозаписи, и устроить вечер интернациональной дружбы у импровизированного костра. Изучая животный мир. ребята готовят выставку рисунков и вы­лепленных фигурок животных, обитающих в данной стране.

Дети обсуждают игру, и се развитие во многом зависит от инициа­тивы играющих. Задача педагога —активизировать их творческую мысль, побуждая их по-своему обустраивать игры, применять полу­ченные самостоятельно знания (например, по предложению воспита­теля дети могут посмотреть телепередачу, прочитать с родителями рас­сказ, провести какие-то опыты).

В этом возрасте дети используют предметы-заместители, неоформ­ленные детали, игрушки все более избирательно. Теперь они подбира­ют игровой материал, применяя самодельные игрушки, конструируя целые блоки для создания предметной среды. Конструировать игру­шки специально для конкретной игры дети могут как на занятиях но труду и конструированию, так и непосредственно перед началом игры, когда решают, чем воплотить свой игровой замысел. Воспитатель должен предоставлять им время для таких поделок: можно организо­вать конкурс на лучший проект (летательного аппарата, бензоколонки, трамвайного депо и т.д.).

Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников должны наполнять­ся интересным содержанием, отражающим прошлое и современную жизнь, в которой есть место фантазии, выдумке, эстетике. Воспитатель должен тщательно отбирать литературный и жизненный материал в ка-
чссгве применю», целенаправленно формируя эстетический вкус детей и жизненную позицию. Формируя эстетическое отношение к жизни, не­обходимо чаще использовать в играх красивые вещи, направлять их на изготовление изделий, которые будут радовать глаз своим эстетичным оформлением. Так. изготовив жостовские подносы из папье-маше, лети не только устраивают выставку своей продукции, но и могут рассказать любопытным посетителям (родителям, сотрудникам и воспитанникам детского сад;*) о том. как создают такие изделия, какие виды художест­венной росписи при этом используют; о русской традиции украшать дом красивыми подносами, используя их как непременный атрибут праздничного домашнего чаепития людей разных сословий. Можно ус­троить в группе чаепитие и пригласить на него родителей.

Готовые изделия дети используют в своих самодеятельных играх, моделируя работу художественной мастерской, зазывая покупателей на ярмарку, устраивая посиделки. В таких сюжетио-ролевых играх им пригодятся знания, полученные как на занятиях, так и вне их.

У детей 6-7 лет нередко можно наблюдать игры смешанного типа, в которых соединяются драматизация и подвижная игра, забава и дидак­тическая игра, игра-путешествие и игра-шутка, развлечение и др. Об­щим является наличие воображаемой ситуации и стремление детей к познанию, а также желание педагога совершенствовать игру, в которой будут развиваться их игровые умения и личностные качества.

В содержании самодеятельной игры отражаются знания и навыки, полученные на основных занятиях: умения по преобразованию пред­метной среды, навыки трудовой деятельности, знания о физических свойствах материалов, музыкально-эстетические навыки, творческие способности. Лети охотно рассказывают, почему им нравятся занятия и вообще жизнь в детском саду: интересные игры и занятия, хорошие вос­питатели. красивый интерьер, вкусная еда, много праздников. В своих сюжетио-ролевых играх они моделируют жизнь детского сада: играют в поваров, нянечек, воспитателей, музыкальных руководителей. Воспи­татель должен отметить, насколько глубоко дети отражают смысл дея­тельности взрослых, какие способы действий воспроизводят в игре, ка­ким образом отражают суть человеческих взаимоотношений.

Основным направлением в работе с детьми подготовительной группы является создание положительной мотивации к обучению в школе. Дети с интересом относятся к играм в школу, с удовольствием играют в учите­ля и ученика. Поначалу они имеют смутные представления об учебной деятельности; в начале года они зашгтересованы лишь ее внешними при­знаками: в школе нет тихого часа: уроки заканчиваются, и можно идти гу­лять. а не оставаться в школе целый день, как в детском саду; у каждого ученика есть свой собственный портфель; на уроках нужно писать, слу­шать учителя. 11остепенно. к концу года, у детей развиваются волевые ка­честв;!. формируются внутренние устои, способствующие становлению позиции ученика: появляется направленность на учебу, интерес к вы иол-
нению определенных правил в игре и в любом другом деле; развиваются воображение, внимание, мышление. Знания о школьной жизни отража­ются в сюжетно-ролевых играх детей. Играя с игрушками-учениками в школу, дети ругают их за несоблюдение дисциплины, неаккуратность в письме и в одежде. В играх в школу с ровесниками ребята подмечают не­брежность в выполнении заданий, в ответах; требуют от партнеров но иг­ре соблюдать совместно установленные правила (например, не вставать с места, пока не прозвенел звонок). Накоплению впечатлений о школе как институте знаний, образцов правильного, разумного поведения спо­собствуют беседы, встречи, наблюдения, устроенные в ходе совместной работы детского сада и начальной шкалы. Полученные сведения обога­щают детское восприятие, мышление и фантазию и помогают ребятам ощутить общую атмосферу школьной жизни.

Мир шкалы должен быть показан учителем и воспитателем как са­мый светлый, добрый и прекрасный; тогда детям будет не только инте­ресно играть в школу, но у них появится желание учиться в школе. Муд­рый педагог непременно найдет возможность разъяснить ребятам, для чет нужны и как проходят перемены, какие интересные дела ждут их в шкале, почему учеба - это длительный процесс, как надо общаться с од­ноклассниками и учителями. Дети подготовительной группы могут играть в школьные уроки, в занятия в детском саду, в воспитателей и учителей, и с каждым разом при условии целенаправленного педагоги­ческого руководства эти игры будут становиться все более содержа­тельными и насыщенными, а их отношения в игре будут основываться на более глубоких чувствах, на единстве интересов.

В подготовительной фунне продолжает развиваться режиссерская игра*, в ней часто присутствует боевая и приключенческая тематика. Дети тщательно обустраивают режиссерские игры: расширяют прост­ранство для многочисленного войска, выделяя место для флота и аэро- дрома. В коллективных режиссерских играх отмечается разнообразие замыслов, отражается умение самостоятельно поставить игровую за­дачу. найти способ ее решения. Воспитатель должен внимательно на­блюдать за тем. как дети договариваются об игре, распределяют игро­вую территорию, чтобы понять, насколько содержателен их диалог в совместной беседе, выразительна и богата интонационно речь, сопро­вождают ли ее «говорящие» жесты и движения: могут ли они долго взаимодействовать, как находят выход из сложных ситуаций.

Педагог должен проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины затруднений и предложить своевременную помощь. Увидев, что дети не находят взаимопонимания, потому что не до кон­ца осознают замысел игры и его дальнейшее воплощение, он может предложить им подумать о последовательности дальнейшего хода иг­ры. Например, вовремя игры в железнодорожную станцию скопились вагоны на одном участке рельсовых путей. Воспитатель видит, что иг­рающим необходим координатор действий, роль которого никто на себя
нс взял, и входит в и фу в роли начальника товарной станции. Он от­дает распоряжения, которые обязаны выполнять все машинисты элек­тропоездов, и сбой в работе станции быстро устраняется. Затем роль начальника станции берутся исполнять дети. Если ифа снова неожи­данно заходит в тупик, то воспитатель, поставив несколько ключевых вопросов («Почему бездействует помощник машиниста? Как выйти из кризиса? Кто главный в данной ситуации и должен отвечать?* и др.). предлагает детям самостоятельно найти выход из создавшегося нало­жения. Таким образом педагог активизирует их мышление, побуждая к творческому решению проблемы.

В играх детей подготовительной фупны проявляется склонность к лраматизлциям. но. несмотря на возрастающее желание играть спек­такль. публично выступать, основные театральные законы все же не со­ответствуют психологии дошкольников: им сложно многократно по­вторять одно и то же действие, долго репетировать, всякий раз искусственно вызывая в себе нужную эмоцию и показывая ее во внеш­нем поведении, доводить приготовленный текст до эстетического со­вершенства. проигрывать спектакль на публике без остановок и запи­нок и т. п. Детям свойственно быть непосредственными, живыми в естественной, привычной обстановке; выражать свои эмоции иод влия­нием конкретной ситуации, по поводу какого-либо события, проживая эмоцию «здесь и сейчас». Ролевая игра как свободная самостоятельная деятельность нормализующе воздействует на их эмоциональную сферу. Роль диктует ребенку его новое поведение, то есть соблюдение опреде­ленных правил: если он выступает в роли шута, то должен всех весе­лить и не обижаться на розьпрыши и поддевки, а если он - король, то никто ему не прекословит. Драматизация различных литературных произведений, сюжетов-состояний, раленых диалогов —это пропуска­ние их через себя, сопоставление с собственным миром чувств и наст­роений и в итоге познание самого себя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.