Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 4 страница



Уже с первых дней учебного года важно нацеливать детей на необ­ходимость создания предметно-пространственной среды. Разыгрывая небольшие пьески, осуществляя постановки в настольном театре, надо уделять внимание атрибутам, декорациям, различному оборудованию. Так. при драматизации сказки В. Сутеева «Кто сказал „мяу"?», после того как дети увидели кукольное представление, при повторном обра­щении к пьесе можно дать им возможность внимательно рассмотреть декорации и ответить на вопросы: «Где жил щенок? Какой у него был домик? Как щенок опять стал чистым?». Затем можно предложить создать аппликацию по сказке (ее делает воспитатель, обращаясь к ре­бенку: «Давай сделаем вместе»), изобразить некоторых героев, их до­мики. пруд. Можно, заинтересовав детей сюжетом, разыграть с ними отдельные эпизоды и. побуждая к обустройству места действия, обо­значить в групповой комнате домик щенка, его любимый коврик, пред­меты домашнего обихода, улицу.

Часто ребенку трудно войти в роль из-за того, что он не может пред­ставить обстановку, в которой происходит действие, внешний вид того или иного героя, не понимает его поведение, не знает его привычек. Для развития воображения детей и приобретения ими необходимых
знаний следует рассказывать о повадках домашних животных, их друзь­ях и врагах, о необходимости защищать их, заботиться о них. Можно использовать иллюстративный материал (репродукции, рисунки, ви­деоматериалы). чтобы наглядно показать детям, как выглядит незна­комое животное, или дать возможность полюбоваться знакомыми жи­вотными. представленными художником в необычном ракурсе, подчеркивающем их красоту, ловкость или силу.

Огромную радость детям этого возраста доставляют специально ор­ганизованные выступления старших детей и взрослых. Это могут быть как кукольные, так и драматические спектакли, которые несут малышам праздничное настроение. Материал для таких выступлений может быть самым разнообразным. Детям первой младшей группы доступны для восприятия небольшие кукольные сценки, в которых участвуют два-три персонажа, появляющиеся в основном поочередно. Старшие дети пока­зывают посильные для исполнения пьески «Лиса и Заяц», «Козлятки и волк». «Три медведя» и др.. доступные восприятию малышей. При этом старшие дети должны хорошо знать драматический материал и ясно произносить фразы.

Для того чтобы вызвать у зрителей наибольший эмоциональный подъем, необходимо создать праздничную обстановку и подготовить место для показа спектакля. Выступление может проходить как в за­ле. так и в групповой комнате в наиболее удобное время. Для оформ­ления помещения следует привлекать детей старших групп, особен­но — участников предстоящего выступления. Ребятам можно поручить поставить ширму, подготовить кукол, костюмы, реквизит, расставить все необходимое для представления, повесить шарики, оформить стены аппликацией, картинками, украсить ширму (дож­дем. нарисованными и вырезанными из ватмана деревьями, ломика­ми. фигурками зверей и т.д.).

Дети первой младшей группы обязательно должны участвовать в общих праздниках детского сада. В таких мероприятиях, как правило, часть материала специально рассчитана на восприятие детьми этого возраста. Например, в народных праздниках это могут быть неболь­шие кукольные сценки с Петрушкой на ширме, инсценирование поте­шек. участие больших кукол и т.п. Малыши могут участвовать в им­провизации движений под музыку в сочетании со словом, в драматизации произведений малых форм.

Театрализованная игра позволяет ребенку вступить в особые от­ношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей. Дошкольник получает возможность активно общаться со взрослым в художественно-игро­вой деятельности, которая, в свою очередь, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить раз­личные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной иг­ровой деятельности.

дидактическая игра

В возрасте 2-3 лет ребенок познает мир через наблюдение и воспро­изведение определенных действий с реальными предметами. В разви­тии предметной деятельности детей этого возраста выделяются ориен­тировочные и исследовательские фазы. Ребенку хочется все потрогать руками, узнать назначение тот или иного предмета. Называя незнако­мый предмет, воспитатель показывает его функции и предлагается) ма­лышу для обследования. В этом возрасте дети любят подражать, но это подражание по сравнению с более ранним этапом жизни ребенка уже подчинено определенным мотивам. Малыш достаточно легко ориенти­руется в предметном окружении; в процессе действий с предметом для него важно возникающее в ходе игры общение со взрослым, когда тот проговаривает конкретные действия, обращается к ребенку —то есть создаются ситуации, развивающие мышление, эмоции, речь.

Основной формой организации обучения детей в детском саду яв­ляются занятия. Дидактическая игра, включенная в занятие, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дети первой младшей группы захвачены самим процессом игры, в ко­торой на первый план для них выступает игровая задача и ш-ровое дей­ствие (сложи матрешку; назови животное, изображен иск* на картинке; найди среди других и подкати ближе большой шар). Интерес к игре подогревается новизной: постановкой новых шровых задач, примене­нием новых игровых действий и материалов. Например, воспитатель предлагает дидактическую игру «Оденем куклу Катю». В разное время года одна и та же игровая задача будет выполняться при помощи раз­нообразной) игрового материала: зимой - это теплая верхняя одежда и обувь, летом - легкая, по погоде. Если в первый раз дети одевают Ка­тю на прогулку, выбирая, что ей надеть из предложенных вещей, по по­рядку. как показывал воспитатель, то в дальнейшем можно усложнить задание и предоставить им возможность выбо|>а одежды для куклы: на летнюю прогулку кукла возьмет короткую куртку или плащ, зонт или дождевик, пойдет в шляпке или без нее. Игру можно продолжить; она станет еще интересней, если предоставить ребенку больше самостоя­тельности при одевании на прогулку («Мы одели куклу, а теперь Саша оденется сам. Саша, что ты наденешь сначала? Л потом?»). Несмотря на то. что ребенок в действительности одевается с помощью взрослого, побуждения к самостоятельным действиям толкают его одеваться с интересом, вовлекают в игровую ситуацию; за столь успешно выпол­няемое дело малыша надо похвалить. Остальные дети, глядя на него, будут стремиться одеваться правильно. Таким образом постепенно воспитывается самостоятельность в посильном самообслуживании.

Исследования свидетельствуют о том. что дидактическая игра спо­собствует развитию познавательной активности, если в ходе нее за-
дсйствованы мыслительные процессы, в результате чего расширяют­ся представления детей о предметах, появляются первые навыки сравнения, обобщения, например, ребенок учится различать разно­родные предметы и соотносить их по форме, цвету, величине. Такие игры, как «Овощной магазин», интересны малышу тем. что он может не только разглядывать имеющиеся в магазине овощи, но и ощупы­вать их. производить с ними различные действия (складывать в куч­ки овощи круглой формы; |>асставлять на одной полке овощи боль­шей и меньшей величины; упаковывать в пакеты овощи только красного цвета и т.д.). Таким образом, в 2-3 года ребенок получает са­мые первые представления о предэталоиах формы, цвета, величины. При этом воспитатель ставит в игре дидактическую задачу, удовле­творяя потребность ребенка в игровом действии и общении, через ко­торые решается игровая задача.

Познакомившись с новыми понятиями (например, форма, величи­на. цвет), ребенок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Закрепление представлений, например, о фор- ме, происходит в таких дидактических играх, как «Сделай крышу у домика», «Разные кружки для зайца и лисы» и лр. Совершенствова­ние навыков восприятия формы может происходить, если ввести в иг­ры дополнительные правила, условия, усложнения, например, попро­сить положить в ломик разные по цвету коврики не только для зайчика, но и для его братцев, которые придут в гости; спросить у ре- бейка, для чего еще могут пригодиться кружки в домике лисы. Акти­визируя воображение малыша, воспитатель придает деятельности творческий характер.

Постоянное обогащение представлений детей происходит не толь­ко в ходе специальных занятий, но и в повседневной жизни, в течение дня. проведенного в детском саду, во время различных режимных мо­ментов (утреннего прихода в детский сад. умывания, сборов на прогул­ку; на улице, во время еды. укладывания спать; в вечерних самостоя­тельных играх). Это педагог обязательно должен учитывать в своей работе. Например, используя потешки, песенки, приговорки, воспита­тель эмоционально-положительно настраивает детей на дальнейшие . действия, создавая при помощи образного слова непринужденную ат­мосферу. в которой очень легко дать им элементарные представления о режимных моментах, о поведении за столом. Приведем пример.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, часики идут —тик-так, нам обедать велят.

Траика-мураика со дна поднялась.

Птичка-синичка за зерно мялась.

Зайки - за капустку.

Мышки за корку.

Детки — за МОЛОЧКО.

Нот и нам время обедать пришло.

11осмотрите, слоник сел за стол и ест. Он пришел в детский сад в первый раз. У него испачкалась одежда: видите, какой гряз­ной стала рубашка. Давайте научим слоника аккуратно есть. Дети охотно рассказывают слонику правила повеления за сто­лом и подсказывают известные им приемы сохранения одежды в чистоте (повязать передничек, зачерпывать ложку не до самых краев, кушать не спеша, не отвлекаться во время еды и т.д.).

Дидактическая игра «Накормим гостя» превращается в веселое за­нятие. во время которого дети кормят своих друзей: мишек, кукол, обезь­янок. собачек. Игровая задача выполняется с желанием; игровое дей­ствие заставляет детей быть сосредоточенными («Посмотрим, чей гость будет больше всех доволен обедом и ни разу не испачкается»). Выполнение игровых правил (после еды сказать «спасибо», встать из-за стола и задвинуть стул) придает иг]>е слаженность.

Очень увлекают малышей третьего года жизни дидактические игруш­ки (пирамидки, кубики, матрешки), действия с которыми способствуют совершенствованию координации движений руки, развивают глазомер. Воспитатель учит их складывать пирамидки разных цветов, разных форм и величин, также показывая и варианты цветовых сочетании. На­пример. детям предлагают различить по величине два предмета: подо­брать большой мяч для слоника и маленький мячик для мышки. Затем педагог усложняет задание: нужно подобрать два одеяла одинакового цвета («Слоник и мышка дружат, они любят, чтобы у них все было оди­наковое. Вот два одеяла желтого цвета. Скажите, какое подойдет для сло­ника. а какое — для мышки?»).

Воспитатель учит детей различать свойства известных им предметов, предлагающихся в неожиданных обстоятельствах. Например, рассмат­ривая игрушки в групповой комнате, они учатся выделять свойства этих знакомых предметов: вот на столике большой слон, вот маленькая со­бачка: на полке сидят большой белый зайчик и его друг, маленький се­рый зайчик: тут матрешки выстроились в ряд. чтобы петь, а последней стоит самая маленькая. Педагог помогает обследовать предметы, кото­рые дети видят каждый день, но не обращают внимания на их признаки, например, вместе с ними производит многократные действия с матреш­ками (складывание и раскладывание, соотнесение по величине). По ме­ре приобретения навыка действий с игрушками-вкладышами и различе­ния деталей, из которых они состоят, дети начинают шрать с целиком собранной игрушкой в сюжетные игры, с удовольствием используют ее в самостоятельной деятельности (игрушки выступают в роли «дочек»).

Педагог закрепляет полученные детьми знания и совершенствует их восприятие в игре. Например, для наилучшего запоминания и раз­личения цветовой гаммы можно применить методику «Заборчик»: на специальных заготовках дети подбирают или рисуют иолоски-забор- чики ровно и красиво, подбирая цвета. Специатисты советуют как
можно раньше вводить в занятия все основные цвета. Для этого ис­пользуют специальные дидактические упражнения на различение цве­тов («Найди красные и желтые цветы», «Нарисуй солнышко и тучу». «Раскрась коврик». «Что нарисуем этой краской?»). В процессе таких упражнений воспитатель подбадривает ребенка, помогая ему не толь­ко словом, но и прикосновением, взглядом, выразительной мимикой. Познакомив детей с некоторыми цветами, формами и величинами, можно усложнить задачу и предложить дидактическую игру на сочета­ние известных свойств предметов («Выложи узор»), в которой ребен­ку предоставляется возможность украсить ковер для любимой бабуш­ки при помощи мозаичной техники, наборов разрезных картинок, где сочетаются разные цвета. с|юрмы и величины.

В дидактической игре могут применяться кубики: цветные или имеющие на одной стороне часть разрезной картинки, которую надо составить. В первой младшей группе необходимо показать детям спо­собы действий с такими кубиками; научить рассматривать картинку, выделяя в ней составные части, соотносить части и целое. Хорошим приемом для введения в игровую ситуацию служит использование ко­ротких стихотворений, загадок.

Воспитатель.

Были мы у бабушки накушхшеь оладушек.

Были у Татьянки кушали сметанку.

Ну. а дел Тнмоха дал стручок- (/о/хам).

Посмотрите на рисунок: на одном кубике — верхушка струч­ка. на другом —его серединка, а на третьем — хвостик. Как сложить горошек? Правильно —составить кубики рядом, картинка к картинке.

Знакомясь с явлениями природы, дети с интересом играют в дидак­тические игры «Холодно — жарко». «Соберем листочки», «Сухой — сы­рой» и др.. с помощью которых на прогулке можно узнать, как изменя­ется погода, как подобрать листья (цветы, травинки, веточки) по цвету, из какого песка (снега) можно построить прочный дом (куличик). При­дя с улицы, дети могут взять наглядное игровое пособие и с помощью вертящегося диска (на нем на противоположных сторонах нарисованы солнце и туча с дождем, зимний и летний день) определяют, когда мож­но повести куклу на прогулку. В другой игре собранные во время про­гулки на участке листочки можно расположить по величине (от ма­леньких-к большим и наоборот). Для того чтобы научить детей различать различные свойства предметов и явлений, надо организовы­вать наблюдения за этими предметами и явлениями, сопровождая их разъяснением, беседой. Очень важным является приобретение сенсор­ного опыта, так как именно посредством чувственной) познания ребе­нок получает основные знания об окружающем мире. Знания, получен-
ныс чувственным путем, хороню усваиваются, оказываются наиболее прочными. Дидактические игры и игрушки помогают подвести детей к пониманию свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. При восприятии музыки дидактическую роль могут выполнять музы­кальные игрушки и инструменты. Так. формируя у детей динамичес­кий слух, можно использовать бубны разной величины. Малыши могут ударять в большие бубны —«как гром гремит», потом в маленькие— ♦как дождь тихо стучит», затем тихо и громко выразительно хлопать в ладоши — «громко топает слон», «тихо идет слоненок».

Исследователи считают необходимым привлечение немузыкаль­ных средств при восприятии музыки. В играх малышей широко ис­пользуются наглядные пособия, дающие представления о характере и содержании музыки, о музыкальных образах, жанрах и средствах вы­разительности. Такие пособия используются педагогом в разных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, в музыкально-рит­мических движениях, при пенни и игре на музыкальных инструмен­тах. При помощи музыкально-дидактических пособий воспитатель и музыкальный руководитель целенаправленно формируют у детей му­зыкальную восприимчивость, влияющую на развитие общей музы­кальности и творческих способностей.

П. Л. Ветлупша выделяет следующие виды игр на развитие музы­кально-сенсорных способностей: настольные, подвижные и хороводные. Детям первой младшей группы пока недоступны настольные и хоровод­ные игры, но они с удовольствием играют в подвижные дидактические игры, изображая вслед за воспитателем маленьких барабанщиков, стоя­щих на месте и ударяющих в барабан, или марширующих по площади солдат. И. Л. Дзержинская считает, что на ранних этапах развития детей подражание взрослому следует рассматривал» как активную форму дея­тельности. но если выполнять задание только по показу педагога, это мо­жет привести в дальнейшем к отрицательным последствиям, поэтому на каждом музыкально»! занятии надо предусмотреть самостоятельные му­зыкальные действия ребенка. Воспитатель стимулирует активность де­тей так, чтобы они реагировали на смену музыкальных образов: «Где у нас смелые барабанщики? Уже звучит их музыка! 1>а|>абанщик удалой нам кивает головой, в руки палочки он взял, барабан загрохотал!», «Вот на площади парад, собрались здесь сто солдат. Шагом марш, солдаты!» и дети охотно и вполне самостоятельно выполняют необходимые но сю­жету игры движения.

В задачи музыкатьного воспитания входит развитие у детей этот возраста навыков музыкального восприятия: игровое действие помогает им в увлекательной форме воспринимать и сравнивать некоторые свой­ств;! музыки и потом действовать в соответствии с ними. Однако иссле­дователи. в частности, Н. А. Ветлупша, предупреждают о том. что излиш­няя подвижность и соревновательность в музыкатьно-дилактических играх приводит к выхолащиванию самого духа музыки: такая игра требу -
ет внимательности, слуховой сосредоточенности. Ребенок, вслушиваясь, эмоционально отзывается на художественный образ, а воспитатель при помощи верно поставленных вопросов выясняет степень усвоения учеб­ного материала. С детьми первой младшей фуппы могут проводиться музыкально-дидактические игры «Какой инструмент играет?». «Звуки высокие и низкие», «Чей домик?» и др. Задача педагога в такой игре со­стоит в том, чтобы помочь ребенку выделить, услышать свойства и выра­зительные возможности музыки, голоса, инструмента, называя их в про­цессе ознакомлейия и последующей работы.

Часто для наилучшего усвоения учебного материала применяют дидактические упражнения, в которых производится многократное иг­ровое действие; в результате ребенок достигает поставленной воспита­телем цели, у него развивается самостоятельность. Так. в изобрази­тельной деятельности очень важно с самого начала привить детям умение следить за своей рукой во время рисования кистью, ощущая нажим, форму движения. Необходимо вводить специально подобран­ные игровые упражнения, которые носят яркий, образный характер: ставят перед малышом конкретные игровые задачи; способствуют вы­явлению творческот потенциала, развитию воображения («Намотаем клубочек ниток». «Пусть на море поднимутся большие волны». «По­шел частый дождик»). Т. С. Комарова советует педагогам с самого на­чала обучения формировать правильные графические навыки, не до­жидаясь закрепления неправильных. Отрабатываемый в упражнении навык должен входить в решение последующей изобразительной зада­чи. Для правильного выполнения движений необходима словесная ин­струкция: «Вот пятнышко на варежке, еще одно, еще красивей», «Раз дорожка, два — другая, вот какая, золотая».

После освоения формообразующих движений и рисования отдель­ных узоров можно провести игру «Рукавички для Мишки». В гости к детям приходит Мишка и приносит свои варежки, которые ему совсем не нравятся. Воспитатель предлагает украсить Мишкины варежки узорами; после украшения рукавичек пятнышками, линиями и точка­ми показывает все готовые изделия детям и Мишке. Мишка рассмат­ривает рукавички, хватит детей и просит украсить варежки его при­ятелей - Пятачка и Кролика. Дети, используя мозаику, с помощью педагога составляют на двух больших варежках-основах (обведенный фишками контур варежки на панели) красивые узоры. Дидактическую игру-занятие можно закончить веселой песенкой и пляской.

Дидактические игры являются важным средством сенсорною воспи­тания, способствуют развитию шгтеллектуалыю-эмошюиальной сферы, пробуждению интереса к обучению. В этом возрасте ребенок осваивает действия с предметами, познает окружающий мир. Воспитатель должен приучать детей следить за своими действиями, в процессе которых он на­зывает основные свойства предметов, показывает способы действия с ни­ми. выражает свое положительное отношение к происходящему.


Дидактическая игра должна быть интересной, увлекать детей своим содержанием, чтобы педагог мог использовать их умственные усилия в сочетании с двигательной активностью; это позволит легко доби­ваться решения поставленных задач, вносить в обучение усложнения, варианты.

Вторая младшая группа

(от трех до четырех лет)

Сюжетно-ролевая игра

В первой младшей группе в руководстве целостным сюжетом педа­гог уделял особое внимание игровому действию, через которое вклю­чал ребенка в совместную игру. В то же время закладываюсь предпо­сылки перехода от предметной игры к сюжетной, и внимание детей переключалось с самого предмета на персонаж и сюжет. В 2-4 года ре­бенок активно переходит от предметного взаимодействия к воспроиз­ведению человеческих взаимоотношений, в его игре отражаются нор­мы и правила социальных контактов, которые воздействуют на становление его нравственной сферы. Кризис трех лет сопровождает­ся желанием ребенка дейст вовать все более самостоятельно: одеваться, выбирать пищу, производить постройки, устанавливать правила в иг­ре. Тенденция к самостоятельности отражает его стремление жить об­щей со взрослым жизнью, принимать в ней активное участие, а не только следовать чужой воле. Воспитателю на данном этапе необходи­мо устанавливать новые формы взаимодействия с ребенком, давать ему возможность проявить себя.

Взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать самостоя­тельно. интересен малышу как носитель разнообразной информации. По­этому. играя самостоятельно, ребенок ощущает потребность постоянно общаться со взрослым для тот. чтобы тот посмотрел, выразил свое отно­шение к его постройке, действиям: «Хорошо ли у меня получилось? А как надо?». «А где сделать дорожку?». «Откуда взять кирпичики?» и т.д.

В сюжетной игре с использованием игрушек происходит обогаще­ние ее содержания посредством объединения отдельных действий: медвежонок моет лапы - ест —спит. Применяя методы прямого и час­тично косвенного руководства, воспитатель способствует развитию коротких Кировых цепочек. Игровые цепочки могут наращиваться и образовывать различные сюжетные линии. Например, мама причесы­вает дочку — дочка надевает платье — мама кормит дочку — ведет дочку в детский сад. Или иначе: мама причесывает дочку — готовит завтрак — кормит дочку мама уходит на работу - дочка играет дома. Выстраи-
нать такие цепочки можно путем наводящих вопросов («Что теперь бу­дет делать дочка? Нужно ли ей убрать со стола? Почему мама спе­шит?»). соответствующей организации предметной среды и уточнения игровой ситуации («Вот ломик, здесь живут мама и дочка. Скажи, куда они так рано собрались?»).

Через режиссерскую игру ребенок приобретает умение разыгрывать сюжеты, действовать за всех персонажей, объединять различные сю­жетные линии; совершенствуется его умение вставать на позицию пер­сонажа. В режиссерских играх сяражается повседневный быт. окружа­ющий ребенка; происходит оперирование понятными ему представлениями. Малыш способен охватить ситуацию в целом: кукла- дочка пришла с прогулки, будет раздеваться, мыть руки, мама покор­мит ее обедом. Постепенно развивается умение принимать на себя роль, говорить от лица персонажа и отражать его настроение, эмоции; ребенок овладевает ролевым поведением.

В самом начале развития ролевой игры ребенок еще не называет се­бя именем персонажа. Например, малыш везет лошадку, потом берет палочку, стучит ею по иолу: «Эй, лошадка, но-но!» В ответ на вопрос: «Кто везет лошадку?» — ребенок называется своим именем: «Саша ве­зет». Сюжстно-ролевая игра позволяет детям брать на себя роль, спо­собствует развитию мышления в плане образов и представлений. Для формирования способности вживаться в рать, в образ воспитатель учит детей сопереживать конкретному герою, комментируя игровую ситуацию и уточняя их действия.

Вое и и та тел ь. Уснули все звери в цирке, только Сашина ло­шадка не спит. Она заболела Саша, ты —дрессировщик? Тебе жалко лошадку? Лошадка кричит, зовет: «И-го-го!». Что ей нужно дать? Дай сена, напои водой, дай лекарство. В следующий раз Саша снова везет лошадку. На вопрос вос­питателя: « Кто везет лошадку?» Саша отвечает: «Я - дрес­сировщик! 11о-но, лошадка!».

Современные дети плохо представляют себе производственно- профессиональные роли взрослых. По телевидению показывают вра­чей, рекомендующих те или иные препараты, но маю рассказывают о профессиях врача, учителя, рабочей) и многих других. Нередко на эк­ране предстают лица сомнительных профессий, герои с агрессивным характером, с которых дети копируют внешние манеры поведения. Очень мало специальных телепередач для детей. В такой обстановке ребенку трудно правильно уловить «образ будущей взрослости». По­казать. что жизнь интересна, что она может быть насыщена увлечени­ями, полезной деятельностью, может только чуткий к нуждам ребен­ка взрослый.

Необходим тесный контакт воспитателя с родителями. Совместно организованная работа но обеспечению методического сопровождения
семьи в области развитии игровой деятельности детей может включать в себя открытые педсоветы, деловые икры и тренинги, родительские клубы, консультации, встречи и другие формы деятельности семьи и дошкольного учреждения. Педагог должен помнить о том. что именно он являет собой тот образ будущей взрослости, к которому будет стре­миться ребенок. Формированию опыта нравственного поведения спо­собствует самодеятельная игра, так как у ребенка в ходе обыгрывания различных ситуаций возникает желание подражать положительным героям, стремление быть похожим на них. На этом этапе одной из ос­новных задач педагога является передача детям способов ролевого по­ведения. В этом помогают ролевые обучающие игры. Например:

Педагог приносит игровой набор и объявляет, что сейчас нач­нется игра в магазин, только играть будут игрушки. Воспитатель. Это кукла Маша. Она - продавец. У нее бе­лый фартук. Маша ставит весы, кладет овощи и ждет покупа­телей. Вот и первый покупатель. Это ежик Той, он просит Ма­шу: «Дай мне, пожалуйста, килограмм яблок». Маша продает Топу килограмм яблок; она набирает яблоки в пакет, взвеши­вает на весах, берет у ежика деньги и отдает ему пакет с ябло­ками. Как вы думаете, что скажет Топ. когда получит яблоки? А что ему ответит Маша? Кто из вас будет покупателем? Затем воспитатель предлагает кому-нибудь из детей встать за прилавок вместо Маши и сыграть ее роль.

11осрсдством таких игр у детей постепенно формируется умение со­относить сюжет с определенными действиями и атрибутикой, которые требует роль.

Воспитатель ставит рядом двух девочек, предлагает им надеть белые колпачки, дает в руки кастрюлю и поварешку и спраши­вает: «На кого вы теперь похожи?». Предлагает девочкам стать поварами в детском саду и кормить ребят. Пова|>а варят суп. затем рассаживают кукол и кормят их обедом. Воспита­тель спрашивает у детей, будут ли они есть суп, приготовлен­ный такими проворными поварами, и они включаются в игру (но желанию).

В этом возрасте дети с помощью воспитателя уже могут выделить разные наборы взаимозависимых ролей и их ролевое соподчинение (папа-лети, продавец —покупатель, врач —больной и т.д.). Вместе с тем необходимо показывать им реальный труд людей, специально со­здавая ситуацию наблюдения за работой взрослых, например, во время экскурсии ио детскому саду. Малыши вместе с воспитателем могут за­глянуть в комнату, где шьют костюмы для предстоящего праздника, чтобы увидеть, как делается выкройка, раскраивается материал, и, на­конец. из кусков ткани получается целый костюм — наряд для Золуш­
ки. В следующий раз дети с интересом осмотрят помещение прачечной и увидят, как работают стиральные машины, как в них зафужают белье, как его. уже чистое и почти сухое, развешивают на веревке для досуши­вания или помещают в сушильный шкаф. В процессе |>аботы по расши­рению представлений о профессиональном труде педагог должен под­бирать художественную литературу по теме, проводить беседы, обсуждать увиденное и прочитанное, чтобы выявить степень усвоения знаний и закрепить их, включая детей в ролевую ифу, в которой они смогут отразить свои впечатления.

В процессе игры ребенок этого возраста использует ифушки и не­обходимые для игры материалы. Часто можно наблюдать, как воспита­тели. стараясь сберечь ифушки от поломки, а также для того, чтобы они «не пачкались и не пылились зря», убирают ифушки в шкаф или на недосягаемую для детей высоту; не разрешают им брать на прогул­ку новые ифушки. При этом игра детей значительно обедняется, они скучают на прогулке, начинают просто бегать друг за другом; возника­ют конфликтные ситуации. В результате отрицательных эмоций взрослые и дети испытывают в процессе общения не радость, а раздра­жение и горечь. Педагог должен помнить, что именно ифушки обога­щают жизнь малышей, обеспечивают приток новых эмоций, дают тол­чок к возникновению и развертыванию сюжетно-ролевой игры, определяя ее содержание. Специалисты советуют периодически уби­рать ифушки. которые долгое время служили основой для ифы. и до­ставать другое, чтобы вызвать новые игровые замыслы. В самом нача­ле развития ролевой ифы именно ифушка является источником творческой мысли ребенка, служит организующим началом в игре. Чем разнообразнее ассортимент игрушек и игровых материалов, тем богаче игровой замысел, а следовательно, сильнее действует воображе­ние, активнее творческие проявления детей.

Воспитатель постоянно должен наблюдать за играми маты шей, чтобы вовремя заметить момент, когда игра заходит в тупик, В данной ситуации важно оценить состояние игры и предложить продолжить ее, внеся новую ифушку и вызвав поворот в сюжетной линии («Смотри, вот и бабушка пришла, пора нить чай»), либо запустить ифу при по­мощи нового предмета-заместителя, например, брусочка, взятого вме­сто молотка («Я увидела, что тебе нечем забить гвоздь»); в случае кон­фликтной ситуации успокоить ребенка и отвлечь его.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.