![]()
|
|||||||
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 4 страницаУже с первых дней учебного года важно нацеливать детей на необходимость создания предметно-пространственной среды. Разыгрывая небольшие пьески, осуществляя постановки в настольном театре, надо уделять внимание атрибутам, декорациям, различному оборудованию. Так. при драматизации сказки В. Сутеева «Кто сказал „мяу"?», после того как дети увидели кукольное представление, при повторном обращении к пьесе можно дать им возможность внимательно рассмотреть декорации и ответить на вопросы: «Где жил щенок? Какой у него был домик? Как щенок опять стал чистым?». Затем можно предложить создать аппликацию по сказке (ее делает воспитатель, обращаясь к ребенку: «Давай сделаем вместе»), изобразить некоторых героев, их домики. пруд. Можно, заинтересовав детей сюжетом, разыграть с ними отдельные эпизоды и. побуждая к обустройству места действия, обозначить в групповой комнате домик щенка, его любимый коврик, предметы домашнего обихода, улицу. Часто ребенку трудно войти в роль из-за того, что он не может представить обстановку, в которой происходит действие, внешний вид того или иного героя, не понимает его поведение, не знает его привычек. Для развития воображения детей и приобретения ими необходимых Огромную радость детям этого возраста доставляют специально организованные выступления старших детей и взрослых. Это могут быть как кукольные, так и драматические спектакли, которые несут малышам праздничное настроение. Материал для таких выступлений может быть самым разнообразным. Детям первой младшей группы доступны для восприятия небольшие кукольные сценки, в которых участвуют два-три персонажа, появляющиеся в основном поочередно. Старшие дети показывают посильные для исполнения пьески «Лиса и Заяц», «Козлятки и волк». «Три медведя» и др.. доступные восприятию малышей. При этом старшие дети должны хорошо знать драматический материал и ясно произносить фразы. Для того чтобы вызвать у зрителей наибольший эмоциональный подъем, необходимо создать праздничную обстановку и подготовить место для показа спектакля. Выступление может проходить как в зале. так и в групповой комнате в наиболее удобное время. Для оформления помещения следует привлекать детей старших групп, особенно — участников предстоящего выступления. Ребятам можно поручить поставить ширму, подготовить кукол, костюмы, реквизит, расставить все необходимое для представления, повесить шарики, оформить стены аппликацией, картинками, украсить ширму (дождем. нарисованными и вырезанными из ватмана деревьями, ломиками. фигурками зверей и т.д.). Дети первой младшей группы обязательно должны участвовать в общих праздниках детского сада. В таких мероприятиях, как правило, часть материала специально рассчитана на восприятие детьми этого возраста. Например, в народных праздниках это могут быть небольшие кукольные сценки с Петрушкой на ширме, инсценирование потешек. участие больших кукол и т.п. Малыши могут участвовать в импровизации движений под музыку в сочетании со словом, в драматизации произведений малых форм. Театрализованная игра позволяет ребенку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей. Дошкольник получает возможность активно общаться со взрослым в художественно-игровой деятельности, которая, в свою очередь, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности. дидактическая игра В возрасте 2-3 лет ребенок познает мир через наблюдение и воспроизведение определенных действий с реальными предметами. В развитии предметной деятельности детей этого возраста выделяются ориентировочные и исследовательские фазы. Ребенку хочется все потрогать руками, узнать назначение тот или иного предмета. Называя незнакомый предмет, воспитатель показывает его функции и предлагается) малышу для обследования. В этом возрасте дети любят подражать, но это подражание по сравнению с более ранним этапом жизни ребенка уже подчинено определенным мотивам. Малыш достаточно легко ориентируется в предметном окружении; в процессе действий с предметом для него важно возникающее в ходе игры общение со взрослым, когда тот проговаривает конкретные действия, обращается к ребенку —то есть создаются ситуации, развивающие мышление, эмоции, речь. Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, включенная в занятие, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дети первой младшей группы захвачены самим процессом игры, в которой на первый план для них выступает игровая задача и ш-ровое действие (сложи матрешку; назови животное, изображен иск* на картинке; найди среди других и подкати ближе большой шар). Интерес к игре подогревается новизной: постановкой новых шровых задач, применением новых игровых действий и материалов. Например, воспитатель предлагает дидактическую игру «Оденем куклу Катю». В разное время года одна и та же игровая задача будет выполняться при помощи разнообразной) игрового материала: зимой - это теплая верхняя одежда и обувь, летом - легкая, по погоде. Если в первый раз дети одевают Катю на прогулку, выбирая, что ей надеть из предложенных вещей, по порядку. как показывал воспитатель, то в дальнейшем можно усложнить задание и предоставить им возможность выбо|>а одежды для куклы: на летнюю прогулку кукла возьмет короткую куртку или плащ, зонт или дождевик, пойдет в шляпке или без нее. Игру можно продолжить; она станет еще интересней, если предоставить ребенку больше самостоятельности при одевании на прогулку («Мы одели куклу, а теперь Саша оденется сам. Саша, что ты наденешь сначала? Л потом?»). Несмотря на то. что ребенок в действительности одевается с помощью взрослого, побуждения к самостоятельным действиям толкают его одеваться с интересом, вовлекают в игровую ситуацию; за столь успешно выполняемое дело малыша надо похвалить. Остальные дети, глядя на него, будут стремиться одеваться правильно. Таким образом постепенно воспитывается самостоятельность в посильном самообслуживании. Исследования свидетельствуют о том. что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, если в ходе нее за- Познакомившись с новыми понятиями (например, форма, величина. цвет), ребенок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Закрепление представлений, например, о фор- ме, происходит в таких дидактических играх, как «Сделай крышу у домика», «Разные кружки для зайца и лисы» и лр. Совершенствование навыков восприятия формы может происходить, если ввести в игры дополнительные правила, условия, усложнения, например, попросить положить в ломик разные по цвету коврики не только для зайчика, но и для его братцев, которые придут в гости; спросить у ре- бейка, для чего еще могут пригодиться кружки в домике лисы. Активизируя воображение малыша, воспитатель придает деятельности творческий характер. Постоянное обогащение представлений детей происходит не только в ходе специальных занятий, но и в повседневной жизни, в течение дня. проведенного в детском саду, во время различных режимных моментов (утреннего прихода в детский сад. умывания, сборов на прогулку; на улице, во время еды. укладывания спать; в вечерних самостоятельных играх). Это педагог обязательно должен учитывать в своей работе. Например, используя потешки, песенки, приговорки, воспитатель эмоционально-положительно настраивает детей на дальнейшие . действия, создавая при помощи образного слова непринужденную атмосферу. в которой очень легко дать им элементарные представления о режимных моментах, о поведении за столом. Приведем пример. Воспитатель. Посмотрите, ребята, часики идут —тик-так, нам обедать велят. Траика-мураика со дна поднялась. Птичка-синичка за зерно мялась. Зайки - за капустку. Мышки за корку. Детки — за МОЛОЧКО. Нот и нам время обедать пришло. 11осмотрите, слоник сел за стол и ест. Он пришел в детский сад в первый раз. У него испачкалась одежда: видите, какой грязной стала рубашка. Давайте научим слоника аккуратно есть. Дети охотно рассказывают слонику правила повеления за столом и подсказывают известные им приемы сохранения одежды в чистоте (повязать передничек, зачерпывать ложку не до самых краев, кушать не спеша, не отвлекаться во время еды и т.д.). Дидактическая игра «Накормим гостя» превращается в веселое занятие. во время которого дети кормят своих друзей: мишек, кукол, обезьянок. собачек. Игровая задача выполняется с желанием; игровое действие заставляет детей быть сосредоточенными («Посмотрим, чей гость будет больше всех доволен обедом и ни разу не испачкается»). Выполнение игровых правил (после еды сказать «спасибо», встать из-за стола и задвинуть стул) придает иг]>е слаженность. Очень увлекают малышей третьего года жизни дидактические игрушки (пирамидки, кубики, матрешки), действия с которыми способствуют совершенствованию координации движений руки, развивают глазомер. Воспитатель учит их складывать пирамидки разных цветов, разных форм и величин, также показывая и варианты цветовых сочетании. Например. детям предлагают различить по величине два предмета: подобрать большой мяч для слоника и маленький мячик для мышки. Затем педагог усложняет задание: нужно подобрать два одеяла одинакового цвета («Слоник и мышка дружат, они любят, чтобы у них все было одинаковое. Вот два одеяла желтого цвета. Скажите, какое подойдет для слоника. а какое — для мышки?»). Воспитатель учит детей различать свойства известных им предметов, предлагающихся в неожиданных обстоятельствах. Например, рассматривая игрушки в групповой комнате, они учатся выделять свойства этих знакомых предметов: вот на столике большой слон, вот маленькая собачка: на полке сидят большой белый зайчик и его друг, маленький серый зайчик: тут матрешки выстроились в ряд. чтобы петь, а последней стоит самая маленькая. Педагог помогает обследовать предметы, которые дети видят каждый день, но не обращают внимания на их признаки, например, вместе с ними производит многократные действия с матрешками (складывание и раскладывание, соотнесение по величине). По мере приобретения навыка действий с игрушками-вкладышами и различения деталей, из которых они состоят, дети начинают шрать с целиком собранной игрушкой в сюжетные игры, с удовольствием используют ее в самостоятельной деятельности (игрушки выступают в роли «дочек»). Педагог закрепляет полученные детьми знания и совершенствует их восприятие в игре. Например, для наилучшего запоминания и различения цветовой гаммы можно применить методику «Заборчик»: на специальных заготовках дети подбирают или рисуют иолоски-забор- чики ровно и красиво, подбирая цвета. Специатисты советуют как В дидактической игре могут применяться кубики: цветные или имеющие на одной стороне часть разрезной картинки, которую надо составить. В первой младшей группе необходимо показать детям способы действий с такими кубиками; научить рассматривать картинку, выделяя в ней составные части, соотносить части и целое. Хорошим приемом для введения в игровую ситуацию служит использование коротких стихотворений, загадок. Воспитатель. Были мы у бабушки накушхшеь оладушек. Были у Татьянки кушали сметанку. Ну. а дел Тнмоха дал стручок- (/о/хам). Посмотрите на рисунок: на одном кубике — верхушка стручка. на другом —его серединка, а на третьем — хвостик. Как сложить горошек? Правильно —составить кубики рядом, картинка к картинке. Знакомясь с явлениями природы, дети с интересом играют в дидактические игры «Холодно — жарко». «Соберем листочки», «Сухой — сырой» и др.. с помощью которых на прогулке можно узнать, как изменяется погода, как подобрать листья (цветы, травинки, веточки) по цвету, из какого песка (снега) можно построить прочный дом (куличик). Придя с улицы, дети могут взять наглядное игровое пособие и с помощью вертящегося диска (на нем на противоположных сторонах нарисованы солнце и туча с дождем, зимний и летний день) определяют, когда можно повести куклу на прогулку. В другой игре собранные во время прогулки на участке листочки можно расположить по величине (от маленьких-к большим и наоборот). Для того чтобы научить детей различать различные свойства предметов и явлений, надо организовывать наблюдения за этими предметами и явлениями, сопровождая их разъяснением, беседой. Очень важным является приобретение сенсорного опыта, так как именно посредством чувственной) познания ребенок получает основные знания об окружающем мире. Знания, получен- Исследователи считают необходимым привлечение немузыкальных средств при восприятии музыки. В играх малышей широко используются наглядные пособия, дающие представления о характере и содержании музыки, о музыкальных образах, жанрах и средствах выразительности. Такие пособия используются педагогом в разных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, в музыкально-ритмических движениях, при пенни и игре на музыкальных инструментах. При помощи музыкально-дидактических пособий воспитатель и музыкальный руководитель целенаправленно формируют у детей музыкальную восприимчивость, влияющую на развитие общей музыкальности и творческих способностей. П. Л. Ветлупша выделяет следующие виды игр на развитие музыкально-сенсорных способностей: настольные, подвижные и хороводные. Детям первой младшей группы пока недоступны настольные и хороводные игры, но они с удовольствием играют в подвижные дидактические игры, изображая вслед за воспитателем маленьких барабанщиков, стоящих на месте и ударяющих в барабан, или марширующих по площади солдат. И. Л. Дзержинская считает, что на ранних этапах развития детей подражание взрослому следует рассматривал» как активную форму деятельности. но если выполнять задание только по показу педагога, это может привести в дальнейшем к отрицательным последствиям, поэтому на каждом музыкально»! занятии надо предусмотреть самостоятельные музыкальные действия ребенка. Воспитатель стимулирует активность детей так, чтобы они реагировали на смену музыкальных образов: «Где у нас смелые барабанщики? Уже звучит их музыка! 1>а|>абанщик удалой нам кивает головой, в руки палочки он взял, барабан загрохотал!», «Вот на площади парад, собрались здесь сто солдат. Шагом марш, солдаты!» и дети охотно и вполне самостоятельно выполняют необходимые но сюжету игры движения. В задачи музыкатьного воспитания входит развитие у детей этот возраста навыков музыкального восприятия: игровое действие помогает им в увлекательной форме воспринимать и сравнивать некоторые свойств;! музыки и потом действовать в соответствии с ними. Однако исследователи. в частности, Н. А. Ветлупша, предупреждают о том. что излишняя подвижность и соревновательность в музыкатьно-дилактических играх приводит к выхолащиванию самого духа музыки: такая игра требу - Часто для наилучшего усвоения учебного материала применяют дидактические упражнения, в которых производится многократное игровое действие; в результате ребенок достигает поставленной воспитателем цели, у него развивается самостоятельность. Так. в изобразительной деятельности очень важно с самого начала привить детям умение следить за своей рукой во время рисования кистью, ощущая нажим, форму движения. Необходимо вводить специально подобранные игровые упражнения, которые носят яркий, образный характер: ставят перед малышом конкретные игровые задачи; способствуют выявлению творческот потенциала, развитию воображения («Намотаем клубочек ниток». «Пусть на море поднимутся большие волны». «Пошел частый дождик»). Т. С. Комарова советует педагогам с самого начала обучения формировать правильные графические навыки, не дожидаясь закрепления неправильных. Отрабатываемый в упражнении навык должен входить в решение последующей изобразительной задачи. Для правильного выполнения движений необходима словесная инструкция: «Вот пятнышко на варежке, еще одно, еще красивей», «Раз дорожка, два — другая, вот какая, золотая». После освоения формообразующих движений и рисования отдельных узоров можно провести игру «Рукавички для Мишки». В гости к детям приходит Мишка и приносит свои варежки, которые ему совсем не нравятся. Воспитатель предлагает украсить Мишкины варежки узорами; после украшения рукавичек пятнышками, линиями и точками показывает все готовые изделия детям и Мишке. Мишка рассматривает рукавички, хватит детей и просит украсить варежки его приятелей - Пятачка и Кролика. Дети, используя мозаику, с помощью педагога составляют на двух больших варежках-основах (обведенный фишками контур варежки на панели) красивые узоры. Дидактическую игру-занятие можно закончить веселой песенкой и пляской. Дидактические игры являются важным средством сенсорною воспитания, способствуют развитию шгтеллектуалыю-эмошюиальной сферы, пробуждению интереса к обучению. В этом возрасте ребенок осваивает действия с предметами, познает окружающий мир. Воспитатель должен приучать детей следить за своими действиями, в процессе которых он называет основные свойства предметов, показывает способы действия с ними. выражает свое положительное отношение к происходящему. Дидактическая игра должна быть интересной, увлекать детей своим содержанием, чтобы педагог мог использовать их умственные усилия в сочетании с двигательной активностью; это позволит легко добиваться решения поставленных задач, вносить в обучение усложнения, варианты. Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) Сюжетно-ролевая игра В первой младшей группе в руководстве целостным сюжетом педагог уделял особое внимание игровому действию, через которое включал ребенка в совместную игру. В то же время закладываюсь предпосылки перехода от предметной игры к сюжетной, и внимание детей переключалось с самого предмета на персонаж и сюжет. В 2-4 года ребенок активно переходит от предметного взаимодействия к воспроизведению человеческих взаимоотношений, в его игре отражаются нормы и правила социальных контактов, которые воздействуют на становление его нравственной сферы. Кризис трех лет сопровождается желанием ребенка дейст вовать все более самостоятельно: одеваться, выбирать пищу, производить постройки, устанавливать правила в игре. Тенденция к самостоятельности отражает его стремление жить общей со взрослым жизнью, принимать в ней активное участие, а не только следовать чужой воле. Воспитателю на данном этапе необходимо устанавливать новые формы взаимодействия с ребенком, давать ему возможность проявить себя. Взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать самостоятельно. интересен малышу как носитель разнообразной информации. Поэтому. играя самостоятельно, ребенок ощущает потребность постоянно общаться со взрослым для тот. чтобы тот посмотрел, выразил свое отношение к его постройке, действиям: «Хорошо ли у меня получилось? А как надо?». «А где сделать дорожку?». «Откуда взять кирпичики?» и т.д. В сюжетной игре с использованием игрушек происходит обогащение ее содержания посредством объединения отдельных действий: медвежонок моет лапы - ест —спит. Применяя методы прямого и частично косвенного руководства, воспитатель способствует развитию коротких Кировых цепочек. Игровые цепочки могут наращиваться и образовывать различные сюжетные линии. Например, мама причесывает дочку — дочка надевает платье — мама кормит дочку — ведет дочку в детский сад. Или иначе: мама причесывает дочку — готовит завтрак — кормит дочку мама уходит на работу - дочка играет дома. Выстраи- Через режиссерскую игру ребенок приобретает умение разыгрывать сюжеты, действовать за всех персонажей, объединять различные сюжетные линии; совершенствуется его умение вставать на позицию персонажа. В режиссерских играх сяражается повседневный быт. окружающий ребенка; происходит оперирование понятными ему представлениями. Малыш способен охватить ситуацию в целом: кукла- дочка пришла с прогулки, будет раздеваться, мыть руки, мама покормит ее обедом. Постепенно развивается умение принимать на себя роль, говорить от лица персонажа и отражать его настроение, эмоции; ребенок овладевает ролевым поведением. В самом начале развития ролевой игры ребенок еще не называет себя именем персонажа. Например, малыш везет лошадку, потом берет палочку, стучит ею по иолу: «Эй, лошадка, но-но!» В ответ на вопрос: «Кто везет лошадку?» — ребенок называется своим именем: «Саша везет». Сюжстно-ролевая игра позволяет детям брать на себя роль, способствует развитию мышления в плане образов и представлений. Для формирования способности вживаться в рать, в образ воспитатель учит детей сопереживать конкретному герою, комментируя игровую ситуацию и уточняя их действия. Вое и и та тел ь. Уснули все звери в цирке, только Сашина лошадка не спит. Она заболела Саша, ты —дрессировщик? Тебе жалко лошадку? Лошадка кричит, зовет: «И-го-го!». Что ей нужно дать? Дай сена, напои водой, дай лекарство. В следующий раз Саша снова везет лошадку. На вопрос воспитателя: « Кто везет лошадку?» Саша отвечает: «Я - дрессировщик! 11о-но, лошадка!». Современные дети плохо представляют себе производственно- профессиональные роли взрослых. По телевидению показывают врачей, рекомендующих те или иные препараты, но маю рассказывают о профессиях врача, учителя, рабочей) и многих других. Нередко на экране предстают лица сомнительных профессий, герои с агрессивным характером, с которых дети копируют внешние манеры поведения. Очень мало специальных телепередач для детей. В такой обстановке ребенку трудно правильно уловить «образ будущей взрослости». Показать. что жизнь интересна, что она может быть насыщена увлечениями, полезной деятельностью, может только чуткий к нуждам ребенка взрослый. Необходим тесный контакт воспитателя с родителями. Совместно организованная работа но обеспечению методического сопровождения Педагог приносит игровой набор и объявляет, что сейчас начнется игра в магазин, только играть будут игрушки. Воспитатель. Это кукла Маша. Она - продавец. У нее белый фартук. Маша ставит весы, кладет овощи и ждет покупателей. Вот и первый покупатель. Это ежик Той, он просит Машу: «Дай мне, пожалуйста, килограмм яблок». Маша продает Топу килограмм яблок; она набирает яблоки в пакет, взвешивает на весах, берет у ежика деньги и отдает ему пакет с яблоками. Как вы думаете, что скажет Топ. когда получит яблоки? А что ему ответит Маша? Кто из вас будет покупателем? Затем воспитатель предлагает кому-нибудь из детей встать за прилавок вместо Маши и сыграть ее роль. 11осрсдством таких игр у детей постепенно формируется умение соотносить сюжет с определенными действиями и атрибутикой, которые требует роль. Воспитатель ставит рядом двух девочек, предлагает им надеть белые колпачки, дает в руки кастрюлю и поварешку и спрашивает: «На кого вы теперь похожи?». Предлагает девочкам стать поварами в детском саду и кормить ребят. Пова|>а варят суп. затем рассаживают кукол и кормят их обедом. Воспитатель спрашивает у детей, будут ли они есть суп, приготовленный такими проворными поварами, и они включаются в игру (но желанию). В этом возрасте дети с помощью воспитателя уже могут выделить разные наборы взаимозависимых ролей и их ролевое соподчинение (папа-лети, продавец —покупатель, врач —больной и т.д.). Вместе с тем необходимо показывать им реальный труд людей, специально создавая ситуацию наблюдения за работой взрослых, например, во время экскурсии ио детскому саду. Малыши вместе с воспитателем могут заглянуть в комнату, где шьют костюмы для предстоящего праздника, чтобы увидеть, как делается выкройка, раскраивается материал, и, наконец. из кусков ткани получается целый костюм — наряд для Золуш В процессе игры ребенок этого возраста использует ифушки и необходимые для игры материалы. Часто можно наблюдать, как воспитатели. стараясь сберечь ифушки от поломки, а также для того, чтобы они «не пачкались и не пылились зря», убирают ифушки в шкаф или на недосягаемую для детей высоту; не разрешают им брать на прогулку новые ифушки. При этом игра детей значительно обедняется, они скучают на прогулке, начинают просто бегать друг за другом; возникают конфликтные ситуации. В результате отрицательных эмоций взрослые и дети испытывают в процессе общения не радость, а раздражение и горечь. Педагог должен помнить, что именно ифушки обогащают жизнь малышей, обеспечивают приток новых эмоций, дают толчок к возникновению и развертыванию сюжетно-ролевой игры, определяя ее содержание. Специалисты советуют периодически убирать ифушки. которые долгое время служили основой для ифы. и доставать другое, чтобы вызвать новые игровые замыслы. В самом начале развития ролевой ифы именно ифушка является источником творческой мысли ребенка, служит организующим началом в игре. Чем разнообразнее ассортимент игрушек и игровых материалов, тем богаче игровой замысел, а следовательно, сильнее действует воображение, активнее творческие проявления детей. Воспитатель постоянно должен наблюдать за играми маты шей, чтобы вовремя заметить момент, когда игра заходит в тупик, В данной ситуации важно оценить состояние игры и предложить продолжить ее, внеся новую ифушку и вызвав поворот в сюжетной линии («Смотри, вот и бабушка пришла, пора нить чай»), либо запустить ифу при помощи нового предмета-заместителя, например, брусочка, взятого вместо молотка («Я увидела, что тебе нечем забить гвоздь»); в случае конфликтной ситуации успокоить ребенка и отвлечь его.
|
|||||||
|